Порядок совершения операций с наличными денежными средствами в кредитной организации

Обновлено: 28.04.2024

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Тому, что Россия в последние несколько лет занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений.

Остановимся на ключевых январских изменениях более подробно.

Операции с наличными

Во-первых, поправками, вступившими в силу с 10 января текущего года, внесено уточнение в части таких операций, как снятие со счета или зачисление на счет юрлица наличных денежных средств. Ранее они контролировались только в случаях, когда соответствующие действия не были обусловлены характером хозяйственной деятельности организации. Кредитные организации могли проверить характер деятельности по учредительным документам юрлица или по информации, полученной в ходе реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Информационное письмо Банка России от 21 августа 2002 г. № 1, Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т).

Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме. Соответственно, кредитным организациям больше не потребуется выявлять соответствие совершаемой операции с наличными денежными средствами характеру хозяйственной деятельности компании.

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2020 г. № 12-4-4/3732 "О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ").

Во-вторых, из перечня операций с наличными, подлежащих обязательному контролю, исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Операции по банковским счетам (вкладам)

Перечень контролируемых операций по счетам (вкладам) в банках сокращен за счет исключения:

перевода денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;

поступления денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

При этом контроль дополнительно распространен на операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание их со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня его инкорпорации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или их списание со счета (вклада) такой иностранной структуры в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Ранее подобный контроль проводился только в отношении юрлиц в период деятельности не более трех месяцев со дня их регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В перечне операций по банковским счетам (вкладам) сохранена без изменений операция, связанная с открытием вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.

Иные операции с движимым имуществом

Самые многочисленные поправки претерпел перечень контролируемых сделок с движимым имуществом. В нем не только расширен субъектный состав, но и скорректировано содержание отдельных контролируемых сделок. При этом контроль сделок заменен контролем операций с движимым имуществом, хотя понятие "операция" ни в Законе № 115-ФЗ, ни в Гражданском кодексе не расшифровывается.

Кроме того, теперь наряду с выплатами физлицам под контроль попали выплаты юрлицам страхового возмещения или получение от него страховой премии. Одновременно конкретизированы виды страхования, операции в отношении которых будут контролироваться. Ранее в законе упоминалась страховая премия по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Теперь же имеется ссылка на подп. 1-3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в которых перечислены следующие виды страхования:

страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

Между тем, из-под контроля выведены операции по: получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) – контроль будет проводиться только в отношении операций по предоставлению такого имущества; переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Уточнены и операции, связанные с участием в азартных играх. Так, конструкцию "получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее" решено дифференцировать на три разные операции:

получение денежных средств, которые служат условием участия физлица в азартной игре;

передача или выплата физлицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

выплата, передача или предоставление физлицу выигрыша от участия в лотерее.

Операции по сделкам с недвижимостью и по гособоронзаказу

Что касается сделок с недвижимостью, то согласно поправкам с 10 января контролируются не сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимостью. То есть теперь под контроль будет попадать не вся сделка, а лишь отдельные операции в рамках такой сделки, причем не только связанной с переходом права собственности, но и любой другой сделки с недвижимостью. Но минимальная сумма, на которую совершается операция, сохранится – речь идет о сумме, равной 3 млн руб. и более или аналогичном рублевом эквиваленте этой суммы в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.

Новые контролируемые операции

по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию их со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. или более (Банк России пояснил, что контролю подлежат именно операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), то есть лизинговых платежей, а не расчетов, осуществляемых в рамках обязательных и сопутствующих договоров, заключаемых для выполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга);

почтового перевода денежных средств при условии, что сумма, на которую она совершается, равна 100 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы в иностранной валюте или превышает ее;

по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме совершения данной операции, равной 100 тыс. руб. или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте, или превышающей ее (п. 1.6-1.8 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Организации, осуществляющие указанные операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь должны документально их фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о них не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Соответствующие корректировки внесены в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

профессиональных участников рынка ценных бумаг;

операторов инвестиционных платформ;

страховых организаций (за исключением страховых медорганизаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС) и страховых брокеров;

организаций федеральной почтовой связи;

организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организаторов азартных игр;

управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;

операторов по приему платежей;

коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных;

обществ взаимного страхования;

негосударственных пенсионных фондов;

операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных.

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ" Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. "В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ", – указывается в документе.

Иные изменения текущего месяца

Так, с 1 января Закон № 115-ФЗ дополнен положениями о цифровой валюте и цифровых финансовых активах – в частности, для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта признана имуществом (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ), операции с цифровыми финансовыми активами внесены в список контролируемых операций (подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ), а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов – в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Последние, наряду с операторами финансовых платформ уже с 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций (подп. 19-21 п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Прописаны особенности идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности указанными участниками финансового рынка.

Кроме того, предусмотрена обязанность операторов применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физлица в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит нормы о сборе и использовании биометрических персональных данных, в том числе для оказания физическим и юридическим лицам любых финансовых услуг. Он закрепляет:

право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обновлять информацию о клиенте-физлице, а также о физлице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации с их согласия;

право кредитной организации открыть банковский счет (вклад) клиенту – юрлицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель такого клиента, имеющий право без доверенности действовать от имени юрлица и являющийся физлицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

Вместе с тем, поправками предусмотрено, что отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании. Одновременно расширен перечень условий, допускающих идентификацию кредитными организациями и другими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентов при приеме их на обслуживание без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 5.8 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ).

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.

В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

При этом, как подчеркнул Росфинмониринг в размещенном на своем официальном сайте Информационном письме от 13 января 2021 года, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями самостоятельно без возложения каких-либо дополнительных обязанностей на их клиентов. "В этой связи вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями", – отмечается в документе. Более того, поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физлиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением или снятием денежных средств с банковских счетов.

2.1. Утратил силу. - Указание Банка России от 07.05.2020 N 5454-У.

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. Операции по приему наличных денег от клиентов должны осуществляться кассовым работником на основании приходных кассовых документов: объявлений на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления (далее - объявление 0402001), квитанции (далее - квитанция 0402001), ордера (далее - ордер 0402001); приходных кассовых ордеров 0402008; препроводительных ведомостей к сумкам 0402300, представляющих собой комплект документов, состоящий из ведомости (далее - ведомость к сумке 0402300), накладной (далее - накладная к сумке 0402300), квитанции (далее - квитанция к сумке 0402300).

Операции по выдаче наличных денег клиентам должны осуществляться кассовым работником на основании расходных кассовых документов: денежных чеков, расходных кассовых ордеров 0402009.

Количество экземпляров приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009 определяется кредитной организацией с учетом требований настоящего Положения.

К кассовым документам относится приходно-расходный кассовый ордер 0402007, представляющий собой комплект документов, состоящий из приходной части приходно-расходного кассового ордера 0402007 и расходной части приходно-расходного кассового ордера 0402007.

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кассовые операции с физическими лицами, являющимися инвалидами по зрению, с использованием факсимильного воспроизведения их собственноручной подписи, проставляемого с помощью средства механического копирования, должны осуществляться кассовым работником в присутствии контролирующего работника с учетом требований статьи 14.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2014, N 30, ст. 4268). В этом случае контролирующий работник до осуществления кассовой операции устно доводит до сведения физического лица, являющегося инвалидом по зрению, информацию о характере осуществляемой кассовой операции и сумме операции (сумме наличных денег).

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для сдачи, получения наличных денег организация может представлять в кредитную организацию, ВСП заявку в виде электронного документа (далее - заявка).

В заявке указываются: наименование кредитной организации, или наименование филиала, или наименование ВСП; дата сдачи, получения наличных денег; наименование организации; номер банковского счета организации; общая сумма сдаваемых, получаемых наличных денег (суммы могут указываться по номиналам банкнот и монеты Банка России); источники поступления наличных денег, направления выдач наличных денег; фамилия, имя, отчество (при наличии) вносителя, получателя наличных денег.

В случае сдачи организацией сумки с наличными деньгами в заявке дополнительно указывается номер сумки. В случае сдачи нескольких сумок с наличными деньгами в заявке указывается информация по каждой сумке с наличными деньгами.

Заявка, оформляемая на получение наличных денег, подписывается лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете; заявка, оформляемая на сдачу наличных денег, подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом организации. Заявка подписывается электронной подписью (электронными подписями).

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.4. Кассовые работники, осуществляющие приходные, расходные кассовые операции, должны снабжаться образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные, расходные кассовые документы, а бухгалтерские работники, осуществляющие оформление приходных, расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников, осуществляющих приходные, расходные кассовые операции, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.5 настоящего Положения, а также при оформлении кассовых документов в виде электронных документов.

2.5. На кассового работника распорядительным документом кредитной организации допускается возложение обязанностей бухгалтерского работника в части составления, оформления:

приходного, расходного кассового документа;

валютного кассового ордера 0401106, состоящего из кассового ордера (далее - кассовый ордер 0401106) и валютного ордера 0401106;

ордера по передаче ценностей 0402102;

кассового журнала по приходу 0401704;

журналов учета принятых сумок и порожних сумок 0402301 (далее - журнал 0402301) (приложение 4 к настоящему Положению);

абзац утратил силу. - Указание Банка России от 07.05.2020 N 5454-У.

(см. текст в предыдущей редакции)

При возложении обязанностей бухгалтерского работника на кассового работника операции по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента должны осуществляться этим кассовым работником с применением компьютерного оборудования, в котором установлена система контроля, исключающая единоличный доступ кассового работника к осуществлению операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента без распоряжения клиента.

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.6. Кредитная организация должна обеспечить должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, кассовых работников, осуществляющих операции с наличными деньгами, индивидуальными устройствами для хранения, именными и другими штампами, печатями (далее - штамп), пломбами, устройствами для опломбирования (далее - пломба), клише, считывающими устройствами (в случае их использования), обеспечивающими считывание штрихового кода, размещенного на пачке банкнот, мешке с монетой, а также на сумке с наличными деньгами (далее - идентификатор сумки с наличными деньгами), и позволяющими однозначно распознать принимаемую пачку банкнот, мешок с монетой, сумку с наличными деньгами в автоматизированной системе кредитной организации (далее - считывающие устройства).

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

При указании фамилии, инициалов на накладках пачек банкнот, ярлыках к мешкам с монетой, кассетам с пачками (корешками, банкнотами), мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами и на документах, составляемых при осуществлении операций с наличными деньгами, должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми работниками используются именные штампы.

Виды указанных штампов, пломб, клише, считывающих устройств определяются кредитной организацией с учетом требований настоящего Положения.

2.7. При осуществлении в кредитной организации, ВСП приходных, расходных кассовых операций на экземплярах приходных, расходных кассовых документов, выдаваемых клиентам, должен содержаться оттиск штампа кассы либо оттиск автоматического устройства с реквизитами, принятыми к использованию в кредитной организации в подтверждение осуществления кассовых операций.

(п. 2.7 в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.8. При осуществлении кассовых операций кассовым работникам запрещается:

выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) при отсутствии системы контроля, предусмотренной абзацем восьмым пункта 2.5 настоящего Положения;

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, кассовые документы до окончания операции;

хранить на рабочем столе ранее принятые от клиентов наличные деньги;

уничтожать, производить гашение сомнительных денежных знаков Банка России, неплатежеспособных денежных знаков Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России), в том числе путем проставления оттисков штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту.

2.9. Выдача наличных денег из касс кредитной организации, ВСП осуществляется в упаковке кредитных организаций, ВСП, подразделений Банка России, организации, входящей в систему Банка России, или печатных фабрик, монетных дворов акционерного общества "Гознак".

Банкноты Банка России, выдаваемые кредитной организацией, ВСП клиентам полными и неполными пачками банкнот, отдельными корешками, сформированными кредитной организацией, ВСП, а также отдельными банкнотами Банка России из указанных упаковок кредитной организации, ВСП, должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин, имеющих функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России в соответствии с абзацами четырнадцатым - девятнадцатым пункта 1.1 настоящего Положения и осуществляющих сортировку банкнот Банка России на годные к обращению и не подлежащие выдаче клиентам.

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация об автоматических устройствах, счетно-сортировальных машинах, прошедших тестирование в Банке России и рекомендованных к использованию в кредитных организациях при приеме, обработке банкнот Банка России, размещается Банком России на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Банкноты Банка России, принятые от клиентов кассовым работником полистным пересчетом, должны быть проверены им с применением прибора контроля подлинности банкнот в проходящем свете, увеличительного стекла (с увеличением не менее 10 крат), источника ультрафиолетового света, линейки измерительной, прибора для визуального контроля меток, обнаруживаемых под воздействием инфракрасного облучения, для выдачи клиентам этим кассовым работником в течение рабочего дня.

Кассовым работником клиентам не должны выдаваться платежеспособная монета Банка России, имеющая повреждения механического, химического или термического характера (далее - дефектная монета Банка России), и платежеспособные банкноты Банка России, имеющие одно и более из следующих повреждений (далее - ветхие банкноты Банка России):

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

загрязнение поверхности лицевой и (или) оборотной сторон, приводящее к снижению яркости изображения на 8 процентов и более;

постороннюю надпись (посторонние надписи), состоящую из двух и более знаков (символов);

посторонний рисунок (посторонние рисунки), оттиск (оттиски) штампа;

контрастное пятно (контрастные пятна) диаметром 5 мм и более;

разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

сквозное отверстие (отверстия), прокол (проколы) диаметром 4 мм и более;

нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой;

утраченный угол (углы) площадью 32 мм 2 и более;

утраченный край (края), вследствие чего размеры банкноты по длине и (или) ширине уменьшились на 5 мм и более;

частично утраченный красочный слой в результате потертости и (или) обесцвечивания.

Кредитные организации, ВСП обязаны сдавать ветхие банкноты Банка России, дефектную монету Банка России в подразделения Банка России.

(в ред. Указания Банка России от 07.05.2020 N 5454-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.10. Передача наличных денег между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим, инкассаторскими работниками осуществляется:

пачками банкнот по надписям на верхних накладках пачек банкнот;

мешками с монетой по надписям на ярлыках к мешкам с монетой;

отдельными корешками, банкнотами Банка России, монетами Банка России полистным, поштучным пересчетом;

сумками с наличными деньгами по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами.

Передачу пачек банкнот, мешков с монетой, сумок с наличными деньгами между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим, инкассаторскими работниками и проведение ими операций с наличными деньгами допускается осуществлять с использованием считывающих устройств. В этом случае ярлыки к мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами допускается не оформлять.

Передача наличных денег, сумок с наличными деньгами и документов между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим работниками в операционное время осуществляется по книге передачи наличных денег, за исключением случая, когда операции с наличными деньгами осуществляются совместно указанными работниками.

Передача наличных денег и документов между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим работниками в случае, если время работы кассовых, контролирующего работников не совпадает с временем работы заведующего кассой (далее - послеоперационное время), а также при ведении кассовыми, контролирующим работниками кассовых операций в выходные дни, нерабочие праздничные дни осуществляется по приходным кассовым ордерам 0402008, расходным кассовым ордерам 0402009, приходно-расходным кассовым ордерам 0402007.

При приеме, выдаче наличных денег клиентам в послеоперационное время, в выходные дни, нерабочие праздничные дни на всех экземплярах приходных, расходных кассовых документов должен содержаться оттиск штампа кассы, указывающий на проведение операций в послеоперационное время, в выходные дни, нерабочие праздничные дни.

Информация об изменениях:

Пункт 2.3 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.3. Операции по приему наличных денег от клиентов должны осуществляться кассовым работником на основании приходных кассовых документов: объявлений на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления (далее - объявление 0402001), квитанции (далее - квитанция 0402001), ордера (далее - ордер 0402001); приходных кассовых ордеров 0402008; препроводительных ведомостей к сумкам 0402300, представляющих собой комплект документов, состоящий из ведомости (далее - ведомость к сумке 0402300), накладной (далее - накладная к сумке 0402300), квитанции (далее - квитанция к сумке 0402300).

Операции по выдаче наличных денег клиентам должны осуществляться кассовым работником на основании расходных кассовых документов: денежных чеков, расходных кассовых ордеров 0402009.

Количество экземпляров приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009 определяется кредитной организацией с учетом требований настоящего Положения.

К кассовым документам относится приходно-расходный кассовый ордер 0402007, представляющий собой комплект документов, состоящий из приходной части приходно-расходного кассового ордера 0402007 и расходной части приходно-расходного кассового ордера 0402007.

Кассовые операции с физическими лицами, являющимися инвалидами по зрению, с использованием факсимильного воспроизведения их собственноручной подписи, проставляемого с помощью средства механического копирования, должны осуществляться кассовым работником в присутствии контролирующего работника с учетом требований статьи 14.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2014, N 30, ст. 4268). В этом случае контролирующий работник до осуществления кассовой операции устно доводит до сведения физического лица, являющегося инвалидом по зрению, информацию о характере осуществляемой кассовой операции и сумме операции (сумме наличных денег).

Для сдачи, получения наличных денег организация может представлять в кредитную организацию, ВСП заявку в виде электронного документа (далее - заявка).

В заявке указываются: наименование кредитной организации, или наименование филиала, или наименование ВСП; дата сдачи, получения наличных денег; наименование организации; номер банковского счета организации; общая сумма сдаваемых, получаемых наличных денег (суммы могут указываться по номиналам банкнот и монеты Банка России); источники поступления наличных денег, направления выдач наличных денег; фамилия, имя, отчество (при наличии) вносителя, получателя наличных денег.

В случае сдачи организацией сумки с наличными деньгами в заявке дополнительно указывается номер сумки. В случае сдачи нескольких сумок с наличными деньгами в заявке указывается информация по каждой сумке с наличными деньгами.

Заявка, оформляемая на получение наличных денег, подписывается лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете; заявка, оформляемая на сдачу наличных денег, подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом организации. Заявка подписывается электронной подписью (электронными подписями).

2.4. Кассовые работники, осуществляющие приходные, расходные кассовые операции, должны снабжаться образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные, расходные кассовые документы, а бухгалтерские работники, осуществляющие оформление приходных, расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников, осуществляющих приходные, расходные кассовые операции, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.5 настоящего Положения, а также при оформлении кассовых документов в виде электронных документов.

Информация об изменениях:

Пункт 2.5 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.5. На кассового работника распорядительным документом кредитной организации допускается возложение обязанностей бухгалтерского работника в части составления, оформления:

приходного, расходного кассового документа;

валютного кассового ордера 0401106, состоящего из кассового ордера (далее - кассовый ордер 0401106) и валютного ордера 0401106;

ордера по передаче ценностей 0402102;

журналов учета принятых сумок и порожних сумок 0402301 (далее - журнал 0402301) (приложение 4 к настоящему Положению);

Абзац утратил силу с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

Информация об изменениях:

При возложении обязанностей бухгалтерского работника на кассового работника операции по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента должны осуществляться этим кассовым работником с применением компьютерного оборудования, в котором установлена система контроля, исключающая единоличный доступ кассового работника к осуществлению операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента без распоряжения клиента.

Информация об изменениях:

Пункт 2.6 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.6. Кредитная организация должна обеспечить должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, кассовых работников, осуществляющих операции с наличными деньгами, индивидуальными устройствами для хранения, именными и другими штампами, печатями (далее - штамп), пломбами, устройствами для опломбирования (далее - пломба), клише, считывающими устройствами (в случае их использования), обеспечивающими считывание штрихового кода, размещенного на пачке банкнот, мешке с монетой, а также на сумке с наличными деньгами (далее - идентификатор сумки с наличными деньгами), и позволяющими однозначно распознать принимаемую пачку банкнот, мешок с монетой, сумку с наличными деньгами в автоматизированной системе кредитной организации (далее - считывающие устройства).

При указании фамилии, инициалов на накладках пачек банкнот, ярлыках к мешкам с монетой, кассетам с пачками (корешками, банкнотами), мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами и на документах, составляемых при осуществлении операций с наличными деньгами, должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми работниками используются именные штампы.

Виды указанных штампов, пломб, клише, считывающих устройств определяются кредитной организацией с учетом требований настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Пункт 2.7 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.7. При осуществлении в кредитной организации, ВСП приходных, расходных кассовых операций на экземплярах приходных, расходных кассовых документов, выдаваемых клиентам, должен содержаться оттиск штампа кассы либо оттиск автоматического устройства с реквизитами, принятыми к использованию в кредитной организации в подтверждение осуществления кассовых операций.

Информация об изменениях:

Пункт 2.8 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.8. При осуществлении кассовых операций кассовым работникам запрещается:

выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) при отсутствии системы контроля, предусмотренной абзацем восьмым пункта 2.5 настоящего Положения;

убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, кассовые документы до окончания операции;

хранить на рабочем столе ранее принятые от клиентов наличные деньги;

уничтожать, производить гашение сомнительных денежных знаков Банка России, неплатежеспособных денежных знаков Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России), в том числе путем проставления оттисков штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту.

Информация об изменениях:

Пункт 2.9 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.9. Выдача наличных денег из касс кредитной организации, ВСП осуществляется в упаковке кредитных организаций, ВСП, подразделений Банка России, организации, входящей в систему Банка России, или печатных фабрик, монетных дворов акционерного общества "Гознак".

Банкноты Банка России, выдаваемые кредитной организацией, ВСП клиентам полными и неполными пачками банкнот, отдельными корешками, сформированными кредитной организацией, ВСП, а также отдельными банкнотами Банка России из указанных упаковок кредитной организации, ВСП, должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин, имеющих функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России в соответствии с абзацами четырнадцатым - девятнадцатым пункта 1.1 настоящего Положения и осуществляющих сортировку банкнот Банка России на годные к обращению и не подлежащие выдаче клиентам.

Информация об автоматических устройствах, счетно-сортировальных машинах, прошедших тестирование в Банке России и рекомендованных к использованию в кредитных организациях при приеме, обработке банкнот Банка России, размещается Банком России на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Банкноты Банка России, принятые от клиентов кассовым работником полистным пересчетом, должны быть проверены им с применением прибора контроля подлинности банкнот в проходящем свете, увеличительного стекла (с увеличением не менее 10 крат), источника ультрафиолетового света, линейки измерительной, прибора для визуального контроля меток, обнаруживаемых под воздействием инфракрасного облучения, для выдачи клиентам этим кассовым работником в течение рабочего дня.

Кассовым работником клиентам не должны выдаваться платежеспособная монета Банка России, имеющая повреждения механического, химического или термического характера (далее - дефектная монета Банка России), и платежеспособные банкноты Банка России, имеющие одно и более из следующих повреждений (далее - ветхие банкноты Банка России):

загрязнение поверхности лицевой и (или) оборотной сторон, приводящее к снижению яркости изображения на 8 процентов и более;

постороннюю надпись (посторонние надписи), состоящую из двух и более знаков (символов);

посторонний рисунок (посторонние рисунки), оттиск (оттиски) штампа;

контрастное пятно (контрастные пятна) диаметром 5 мм и более;

разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;

сквозное отверстие (отверстия), прокол (проколы) диаметром 4 мм и более;

нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой;

утраченный угол (углы) площадью 32 мм 2 и более;

утраченный край (края), вследствие чего размеры банкноты по длине и (или) ширине уменьшились на 5 мм и более;

частично утраченный красочный слой в результате потертости и (или) обесцвечивания.

Кредитные организации, ВСП обязаны сдавать ветхие банкноты Банка России, дефектную монету Банка России в подразделения Банка России.

Информация об изменениях:

Пункт 2.10 изменен с 30 июня 2020 г. - Указание Банка России от 7 мая 2020 г. N 5454-У

2.10. Передача наличных денег между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим, инкассаторскими работниками осуществляется:

пачками банкнот по надписям на верхних накладках пачек банкнот;

мешками с монетой по надписям на ярлыках к мешкам с монетой;

отдельными корешками, банкнотами Банка России, монетами Банка России полистным, поштучным пересчетом;

сумками с наличными деньгами по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами.

Передачу пачек банкнот, мешков с монетой, сумок с наличными деньгами между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим, инкассаторскими работниками и проведение ими операций с наличными деньгами допускается осуществлять с использованием считывающих устройств. В этом случае ярлыки к мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами допускается не оформлять.

Передача наличных денег, сумок с наличными деньгами и документов между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим работниками в операционное время осуществляется по книге передачи наличных денег, за исключением случая, когда операции с наличными деньгами осуществляются совместно указанными работниками.

Передача наличных денег и документов между заведующим кассой и кассовыми, контролирующим работниками в случае, если время работы кассовых, контролирующего работников не совпадает с временем работы заведующего кассой (далее - послеоперационное время), а также при ведении кассовыми, контролирующим работниками кассовых операций в выходные дни, нерабочие праздничные дни осуществляется по приходным кассовым ордерам 0402008, расходным кассовым ордерам 0402009, приходно-расходным кассовым ордерам 0402007.

При приеме, выдаче наличных денег клиентам в послеоперационное время, в выходные дни, нерабочие праздничные дни на всех экземплярах приходных, расходных кассовых документов должен содержаться оттиск штампа кассы, указывающий на проведение операций в послеоперационное время, в выходные дни, нерабочие праздничные дни.

Основным нормативным документом, регулирующим организацию кассовой работы в банках, является Положение ЦБ РФ № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России» от 29 января 2018 года.

Банк России устанавливает общие правила организации кассовой работы в коммерческих банках, которые устанавливают:

  1. общий порядок организации и ведения кассовой работы;
  2. правила перевозки и хранения банкнот, монеты и других ценностей;
  3. порядок определения банкнот, имеющих признаки подделки и неплатежеспособности;
  4. порядок замены и уничтожения банкнот ЦБ РФ.

Каждая кредитная организация (например, коммерческий банк и его филиалы) по месту своего нахождения создают кассовый узел и денежное хранилище, в соответствии с требованиями ЦБ РФ к их техническому состоянию. Кассовый узел используется для осуществления кассового обслуживания граждан, предприятий и организаций, а также для осуществления всех видов операций с наличными деньгами и иными ценностями. Размеры помещений и их количество устанавливаются банками самостоятельно, исходя из масштабов деятельности и объемов совершаемых операций.

Банки осуществляют следующие виды кассовых операций:

  • прием, выдачу и размен банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • обмен рублевой наличности, в том случае если она имеет признаки неплатежеспособности;
  • обработку денежной наличности, а именно – пересчет, сортировку банкнот в пачки, в кассеты, формирование монеты в мешки, а также в другие средства упаковки;
  • обмен рублевой денежной наличности на иностранную валюту и наоборот;
  • кассовое обслуживание клиентов, к которому относятся следующие операции – по приему денежной наличности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (граждан) для зачисления на их счета, а также операции по выдаче им денежных средств с одновременным списанием с их счетов.

По согласованию с РКЦ ЦБ РФ, где у коммерческого банка открыт корреспондентский счет, устанавливается лимит наличных денег в операционной кассе головного банка, его филиалов и дополнительных офисов. Фактический остаток наличных денег в кассе должен быть не менее суммы установленного лимита. Размер лимита зависит от масштабов и объемов деятельности каждого конкретного коммерческого банка. Наличные деньги необходимы банку для удовлетворения всех требований клиентов по получению денежной наличности со своих счетов.

Все операции с наличными деньгами и другими ценностями совершаются в помещениях банка, а также его внутренних структурных подразделениях, оборудованных в соответствии с требования ЦБ РФ, которые заключается в следующем:

  • такие помещения, располагаются таким образом, чтобы исключить в них нахождение любых посторонних лиц, кроме кассовых и инкассаторских работников;
  • такие помещения оборудуются отдельным входом, который охраняется сотрудником охраны и техническими средствами охраны и наблюдения;
  • эти помещения должны быть оснащены пожарной и охранной сигнализацией с выводом сигнала на подразделение охраны банка;
  • хранилищем денежных средств и ценностей является специально оборудованная сейфовая комната с металлическими шкафами и сейфами не ниже 1-го класса устойчивости.

Кредитная организация может застраховать всю денежную наличность и иные ценности, находящиеся в ее операционной кассе. Также многие кредитные организации страхуют здоровье и жизнь кассовых и инкассаторских работников.

Работа с наличными деньгами осуществляется кассовыми работниками, а непосредственно перевозку и инкассацию наличных денег осуществляют инкассаторские работники, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Кассовым и инкассаторским работникам в соответствии с Положением ЦБ РФ № 630-П запрещается:

  • «… выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам, минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения;
  • убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;
  • хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;
  • уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления оттисков штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту…».

Также банк (кредитная организация) осуществляет, как правило, самостоятельно инкассацию собственных денежных средств из РКЦ ЦБ РФ (со своего корреспондентского счета) и обратно. Также может оказывать услуги своим клиентам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, по инкассации и доставке денежных средств и других различных ценностей.

Для эффективного обслуживания своих клиентов, а также обработки наличных денежных средств, каждая кредитная организация создает аппарат кассовых подразделений, который состоит из следующих видов касс – приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних, касс пересчета. Количество таких касс, их штат работников, а также техническое обеспечение, зависят от характера и объемов деятельности каждой кредитной организации.

К основным задачам деятельности кассовых подразделений кредитных организаций (банков) относятся:

  • расчетно-кассовое обслуживание населения (граждан РФ) в рублях и иностранной валюте;
  • осуществление безналичных переводов без открытия счета по поручению физических лиц с использование различных систем денежных переводов;
  • осуществление различных видов кассовых операций по поручению физических лиц, а именно – обмен (покупка и продажа) иностранной валюты, прием иностранной валюты на вклады и выдача со счетов с использованием, в том числе, банковских карт;
  • прием и выдача денежной наличности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • организация работы с наличными деньгами при использовании банкоматов;
  • обработка и пересчет денежной наличности, в том числе, выявление поддельных и сомнительных банкнот, а также банкнот, которые имеют признаки неплатежеспособности;
  • обеспечение бесперебойного и эффективного кассового обслуживания всех клиентов банка;
  • обеспечение надлежащего хранения денежной наличности и других ценностей (драгоценных металлов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.д.);
  • обеспечение установленного законом порядка приема, обработки, хранения и выдачи наличных денег и иных ценностей из касс и кладовых (хранилища) кредитной организации (банка);
  • проводит профилактические мероприятия, направленные на устранение растрат, хищений, просчетов и иных злоупотреблений в кассовой работе;
  • организация устранения недочетов, выявленных в ходе ревизий и проверки организации кассовой работы, а также выявление случаев растрат, хищений и иных злоупотреблений;
  • проведение политики автоматизации кассовой работы, повышающей производительность труда кассовых работников банка;
  • организация и осуществления мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионализма кассовых и инкассаторских работников банка.

Кассовое подразделение любой кредитной организации (банка) возглавляется заведующим кассой, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Сохранность денежных средств и иных ценностей обеспечивают руководитель банка, главный бухгалтер и заведующий кассой, также они несут всю ответственность за своевременность и законность всех видов осуществляемых банком кассовых операций.

Структуру кассового подразделения банка упрощенно можно представить в виде следующей схемы.

Структура кассового подразделения банка

032_01.jpg

Все проводимые кассовые операции в банке также можно представить в виде таблицы 2.1.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: