Сколько беларусь должна россии по кредитам

Обновлено: 26.04.2024

По данным Всемирного банкаБеларусь стоит на первом месте в списке должников России.

Беларусь возглавила ТОП должников Российской Федерации, рассказал Всемирный банк. Тажке в троку вошли Бангладеш и Венесуэла. В пятерку попали Индия, а замкнул ее Вьетнам. Отметим, что Россия предпочитает на раскрывать информацию о должниках, размещая ее в секретных приложениях к бюджету.

На конец 2019 года долг Беларуси перед Российской Федерацией составил 8,1 миллиарда долларов. При этом в прошлом году президенты двух стран встретились и договорились о предоставлении Беларуси очередного кредита.

Общая сумма долгов других стран перед Россией составила 23 милларда долларов США. Всего в списке должников числится порядка тридцати государств. При этом не обязательно, что должно именно правительство. Им может быть и юридическое лицо, а возврат средств гарантирован государством.

Сама же Россия занимает пятое место в топе кредиторов развивающихся стран. Крупнейшим же кредитором является Китай. Если сложить все долги других стран перед КНР, то получится сумма в 149 миллиардов.


Ургант призывает россиян пользоваться проверенными источниками информации

Иван Ургант в свете огромного количества сплетен постоянно появляющихся в СМИ о его персоне призывает россиян верить только достоверным источникам информации.


Лунный календарь на 24 мая: время сажать тыкву или арбузы

Это очень продуктивный день, который обещает сторицей вернуть потраченные силы на работу в огороде.


США объявили своей собственностью Луну

Представить Луну чьей-то собственностью дело напоминающее о диагнозе пациентов Палаты №6. Но попытки не просто объявить Луну своим достоянием, а даже заключить межгосударственно соглашение о ее разделе предпринимались на полном серьезе.

Перед отдельными иностранными кредиторами Беларусь будет исполнять свои обязательства в рублях. Соответствующее постановление приняло правительство совместно с Нацбанком. Эту меру в Кабинете министров назвали вынужденной.

В частности, речь идет о займах от Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Северного инвестиционного банка.

Выплаты по основному долгу, а также процентам к ним будут осуществляться по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на дату платежа.

«Это вынужденная мера, так как Беларусь ограничена в расчетах с западными кредиторами в долларах США и евро из-за введенных санкций, а также аналогичными действиями вышеперечисленных организаций по прекращению расчетов по своим обязательствам», — комментируют в правительстве.

Напомним, в марте был принят указ президента №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Тогда впервые прозвучала идея о том, что Беларусь будет исполнять свои обязательства по внешнему долгу в рублях, как об этом ранее заявила Россия.

В Минфине отмечали, что такой сценарий возможен «в случае технических преград и недружественных действий некоторых стран». Одним из таких препятствий стала заморозка резервов Нацбанка в евро. Эти деньги могли быть использованы для выплаты госдолга.

Кому и сколько должна Беларусь?

Данные о том, у кого конкретно брала кредиты Беларусь, публиковались в стране ежемесячно. Но с декабря прошлого года Минфин перестал предоставлять расширенную информацию о том, кому конкретно мы должны. Самые последние данные (январь — октябрь 2021 года) были такие:

  • $857,1 млн — правительство России;
  • $163,5 млн — Международный банк реконструкции и развития;
  • $20,0 млн — Фонд международного развития ОПЕК;
  • $14,9 млн — Экспортно-импортный банк Китая;
  • $10,0 млн — Европейский банк реконструкции и развития и Северный инвестиционный банк.

Всего в 2022 году Беларуси на выплату и обслуживание долга потребуется $3,7 млрд, такие данные приводит исследовательская компания InComeln. Большая часть займов наша страна взяла у Росиии, которая не так давно пообещала дать отсрочку по выплате кредитов.

Россия и Белоруссия договорились о переносе сроков выплаты по российским кредитам на пять-шесть лет. Об этом заявил глава белорусского Минфина Юрий Селиверстов. По его словам, часть выплат перенесли на более комфортные сроки, которые позволят не отвлекать сейчас ресурсы страны на обслуживание своих обязательств

Россия предоставила Белоруссии отсрочку на пять-шесть лет по части выплат по госкредитам. Об этом сообщил министр финансов страны Юрий Селиверстов, выступая в эфире телеканала «Беларусь-1», передает ТАСС. В 2020-2021 годах Россия направила Белоруссии кредит на $1 млрд, общий госдолг Белоруссии в прошлом году составил $21 млрд.

По его словам, часть платежей по кредитам отсрочили на пять-шесть лет. «По сути, мы имеем перенос сроков, которые позволят нам в данный момент не отвлекать ресурсы для того, чтобы мы обслуживали наши обязательства и погашали их с нашими партнерами из России», — сказал Селиверстов. Он добавил, что освободившиеся средства направят «на поддержку тех секторов, которые позволят улучшить взаимную торговлю, особенно в этот санкционный период».

По словам главы белорусского Минфина, в 2020 году государственный долг Белоруссии составлял $21 млрд. Премьер Белоруссии Роман Головченко по итогам переговоров 14 марта с российским премьером Михаилом Мишустиным ранее сообщил, что принято в том числе решение по реструктуризации и отсрочке госкредитов, которые предоставлялись белорусской стороне. В частности, изменились условия госкредита, выделенного в октябре 2021 года, и отдельных межправительственных соглашений.

В сентябре 2020 года Россия и Белоруссия договорились о предоставлении Минску госкредита в размере $1,5 млрд в течение двух лет. Позже министр финансов Антон Силуанов уточнил, что правительство России одолжит Минску в общей сложности $1 млрд, еще $500 млн белорусская сторона получит от антикризисного фонда Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соглашение между правительствами двух стран было заключено 21 декабря. Общая сумма кредита составила $1 млрд. Первый транш перечислили практически сразу — Минфин Белоруссии подтвердил его получение 30 декабря 2020 года, а второй задержался на полгода.

Головченко по итогам переговоров 14 марта заявил, что Белоруссия оказалась под ударом западных санкций за «содействие» «специальной военной операции»* России на территории Украины, и их масштаб иногда превосходит рестрикции против России. По его словам, серьезные проблемы испытывает белорусская банковская система, которая «из-за своей компактности попала под перекрестные тотальные санкции ЕС и США».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением либо объявлением войны, если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин во время встречи в Минске, 2016 год

Белоруссия надеется в ближайшее время получить очередной транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн. Россия, которая выступает главным спонсором евразийского проекта, возможно, будет вынуждена продолжать финансировать своего главного союзника. Новыми кредитами Минск собирается оплачивать старые долги.

Замминистра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов заявил на днях, что Минск рассчитывает на получение очередного транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн весной текущего года.

«Мы думаем, что это будет в ближайшее время. Будем думать, что весной мы его получим», — сказал Сильверстов.

Селиверстов объяснил задержку в получении этого транша техническими проблемами с российской стороны. «Сейчас процесс пошел. Все условия согласованы, никаких дополнительных условий нет», — сказал белорусский чиновник. Он сообщил также, что идет обсуждение условий получения следующего, седьмого транша кредита ЕФСР также на $200 млн.

На кредитной игле у России

Cоглашение о предоставлении Белоруссии кредита из средств фонда было подписано 25 марта 2016 года. Объем помощи – $2 млрд, процентная ставка по кредиту была зафиксирована на уровне 4,06% годовых. Управляет фондом Евразийский банк развития (ЕАБР). И фонд, и банк учреждены странами-членами Евразийского экономического союза. Основным донором ЕФСР является Россия.

Цель кредита — поддержка программы реформ, направленной на создание условий для выхода Белоруссии на траекторию устойчивого роста через повышение качества экономической политики и проведение структурных реформ.

Это уже вторая кредитная программа с ЕФСР. Ранее Белоруссия получала финансирование от фонда, который назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС, по стабилизационной программе 2011-2013 годов на $3 млрд шестью траншами. Но шестой транш в размере $440 млн, который должен был быть перечислен в 2013 году, Белоруссия не получила из-за невыполнения ряда условий.

Кредиты по линии евразийского партнерства – не единственный канал финансовой поддержки Минска со стороны Москвы. В августе прошлого года правительство России одобрило выделение Белоруссии кредита на $700 млн.

Он предназначен для погашения госдолга Белоруссии перед Россией, а также кредитов, полученных в Евразийском фонде стабилизации и развития. Срок погашения кредита составит 10 лет, начиная с 15 апреля 2018 года.

«Это унизительно для народа»

По официальным заявлением, внешний долг сокращается (почти на $1 млрд за прошлый год), внутренний растет. Кроме ЕФСР и правительства России в кредиторах Белоруссии числятся Европейский банк реконструкции и развития, МВФ, банки Китая, Европейская комиссия.

В 2009 — 2010 годах Белоруссия получила от МВФ $3,5 млрд. В 2015 году Минск попросил новый кредит в размере $3 млрд на 10 лет по ставке 2,28% годовых. Однако переговоры с МВФ о новой кредитной линии были приостановлены.

«На сегодняшний день переговоры с МВФ по программе несколько законсервированы, потому что мы с нашими коллегами не сошлись (мнениями) в скорости проведения тех реформ, которые они нам предлагали», — пояснял Селиверстов. Тем не менее, он считает, что сотрудничество с МВФ продолжается «в плавном, рабочем порядке».

У МВФ, судя по всему, иное мнение. В декабре прошлого года фонд обнародовал итоги проверки экономики Белоруссии. По прогнозу, рост ВВП сохранится на текущем уровне — примерно 2% — и в ближайшие годы. Но, по мнению МВФ, для достижения «более высокого и устойчивого роста» Минск должен проводить и более амбициозные реформы.

Выбранный властями консервативный темп реформ увеличивает риски для белорусской экономики и угрозы возвращения к «участию государства в распределении ресурсов», говорилось в заключении МВФ.

Фонд рекомендует правительству провести реформу управления государственными предприятиями, сделать госсектор более прозрачным и гибким, ограничить поддержку неэффективных госкомпаний и в итоге подготовить госсектор к частичной приватизации.

Вторая рекомендация не менее болезненная для Минска — повысить тарифы ЖКХ. Собственно, эти рекомендации звучат не первый год. Причем не только от МВФ. Аналогичные требования выдвигают и Всемирный банк, и Европейская комиссия.

Белорусские власти признают необходимость реформ. Но решать их теми методами, которые предлагают международные институты, они пока не готовы. Президент Александр Лукашенко видит решение проблем в экономике так: необходимо повысить производительность труда на предприятиях и улучшить корпоративное управление. О том, чтобы закрыть убыточные заводы речи не идет.

Отказываться от госсобственности, «если она нормально функционирует», Лукашенко тоже не готов.

Еще жестче Лукашенко отвечал на предложение поднять тарифы для населения. «Это унизительно не только для меня, это унизительно в отношении нашего народа», — заявлял президент.

Повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги приведет, по мнению президента, к резкому росту задолженности населения. В итоге все равно придется платить государству.

Белоруссия – это особый случай

Внешний госдолг Белоруссии, по данным минфина страны, по состоянию на 1 февраля 2018 года составил $15,8 млрд, внутренний — 9,3 млрд белорусских рублей. Пока экономисты считают эти цифры не критичными.

«Соотношение госдолга к ВВП у Белоруссии не столько критичное, как у тех же европейцев, когда у некоторых стран эта цифра достигает 80%, у США — в районе 100%, у Белоруссии — это менее половины», — говорит главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

Кроме того, у белорусской экономики есть перспективы для дальнейшего роста, траектория роста госдолга снижается, госбюджет профицитный.

С одной стороны, экономическая ситуация в Белоруссии, действительно, стабилизировалась, отмечают эксперты Центра развития Высшей школы экономики. Инфляция замедлилась до исторических минимумов, на валютном рынке наблюдается чистое предложение валюты за счет населения, а ВВП возобновил рост. Риски по внешнему долгу существенно снизились после того, как Белоруссия дважды привлекла средства по еврооблигациям на общую сумму в $2 млрд.

В 2017 году ВВП Белоруссии увеличился на 2,4%, практически возместив падение в предыдущем году. Инфляция составила 4,6% год к году в декабре, что стало самым низким показателем за последние 20 лет. Промышленное производство прибавило 9,7% год к году, схожими темпами росла и розничная торговля (9,5% г/г), подпитываемая ростом зарплат.

В текущем году власти ожидают рост экономики на 3,5% ВВП. Восстановление экономики и разрешение нефтегазового спора с Россией может позволить агентству Fitch повысить долгосрочный рейтинг Белоруссию до уровня B, то есть, на уровень выше, например, соседней Украины.

Но долги дают о себе знать. «Все же многие показатели говорят о том, что не все спокойно в платежном балансе», — отмечают эксперты Центра развития ВШЭ. И указывают несколько отличный от данных Минфина объем внешнего госдолга.

«Так, за прошлый год внешний долг Беларуси увеличился на четверть и составил $16,7 млрд долл., что в 2,3 раза выше резервов», — подсчитали эксперты Центра развития.

Но не стоит все мерить деньгами. Белоруссия даже среди партнеров России — это особый случай, отмечает Елена Пономарева, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО. «Белоруссия — наш самый лояльный сосед. Сколько нужно, столько и надо давать денег, укрепляя наши союзнические отношения с Белоруссией», — говорит Пономарева.

Другое дело, что дружба двух государств не может быть такой же, как дружба двух людей. Интересы государств, даже самых близких идеологически, могут заметно отличаться.

«России стоило бы терпимее относится к многовекторности той политики, которую ведет Лукашенко, обращаясь за помощью к Китаю, к Европе, налаживая контакты с Украиной. Но и свои интересы не надо забывать. Раз уж мы оказываем финансовую помощь, необходимо стратегически договориться о выполнении наших требований», — говорит Пономарева.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в Сочи, 14 сентября 2020 года

Россия предоставил Белоруссии очередной кредит в $1,5 млрд, заявил президент Владимир Путин в ходе встречи со своим коллегой Александром Лукашенко. На этом инструменты поддержки белорусской экономики не заканчиваются: по словам замминистра финансов Белоруссии, страна видит возможности для размещения дополнительных объемов государственных облигаций на российском рынке.

Москва и Минск договорились о предоставлении нового кредита для поддержки экономики Белоруссии в размере $1,5 млрд. Об этом заявил Владимир Путин в ходе встречи с Александром Лукашенко.

«Мы договорились о том, что Россия предоставит Белоруссии в этот сложный момент государственный кредит в $1,5 млрд, и мы эту договоренность исполним», – цитирует Владимира Путина РБК. Александр Лукашенко в ответ на это решение сказал, что в основе всего лежит экономика, и последние события показали, что Минску нужно «теснее держаться со своим братом».

Президент добавил, что рассчитывает на то, что финансовые рынки соответствующим образом воспримут этот сигнал, и именно поэтому он упомянул о предоставлении нового займа. Конкретные параметры нового займа в данный момент обсуждаются представителями Министерств финансов двух стран.

Еще одним инструментом поддержки белорусской экономики со стороны России может стать размещение дополнительных выпусков ОФЗ Белоруссии на отечественном рынке. В день встречи лидеров двух стран замминистра финансов РБ Андрей Белковец в интервью Cbonds Review отметил, что

Минск не откажется от российского рынка долговых обязательств, поскольку такие инструменты интересны российским инвесторам и это подтверждается активными торгами на вторичном рынке, а также общей суммой размещенных облигаций, которая сейчас составляет порядка 20 млрд рублей.

«На данный момент у нас еще не завершена действующая облигационная программа, неразмещенный остаток по которой составляет 10 миллиардов рублей (два выпуска сроком на пять лет каждый). Срок действия документа лимитирован концом 2020 года. И конечно же, мы рассматриваем возможность еще раз выйти на российский рынок с предложением, однако решения о размещении новых выпусков Минфин будет принимать исходя из потребностей бюджета, запланированных объемов рефинансирования долга и рыночной конъюнктуры», – пояснил Андрей Белковец.

Очереди в банках

После того, как в стране начались протесты граждан, несогласных с результатами президентских выборов, в очереди к отделениям банков выстроились огромные очереди: об этом неоднократно рассказывали корреспонденты многих российских СМИ, находившихся на тот момент в Республике Беларусь.

По данным Нацбанка РБ,

в августе жители страны забрали на руки суммарно более $1 млрд как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Для сравнения, к началу августа суммарная стоимость золотовалютных резервов страны составляла $8,9 млрд.

Такое стремительное опустошение банковских счетов стало рекордным минимум с 2003-го года, а объем валютных сбережений населения в кредитных организациях сократился на 8,8%.

Из всей выведенной суммы почти две трети пришлись на иностранную валюту, около трети – на местную. Причем нельзя сказать, что люди стали активно тратить снятые сбережения: оборот наличных денег в стране за тот же период упал на 2,6% при том, что последние четыре месяца этот показатель непрерывно рос.

И хотя Александр Лукашенко, комментируя текущую ситуацию, заявлял, что дефицит всегда образуется из-за наплыва клиентов, а на практике у страны достаточно валютных резервов, риск остаться без клиентских сбережений для местных банков весьма серьезен. По оценкам Fitch, к концу первой половины этого года порядка 60% обязательств местных финансовых организаций – это депозиты клиентов, которые на 63% состоят из вкладов и счетов, на которых хранится иностранная валюта.

Стоит упомянуть и тот факт, что в целом возможности Белоруссии по привлечению денежных средств из-за рубежа остаются весьма ограниченными. Так,

10 сентября стало известно, что МВФ отказал руководству страны в предоставлении финансовой поддержки в размере $940 млн.

Весьма вероятно, что организация отказала в предоставлении средств по политическим причинам, но открыто представители Фонда об этом не говорили – официальной причиной отказа стало отсутствие гарантий по сдерживанию распространения коронавируса в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

«Данный механизм не содержит каких-либо жестких условий , но необходимы гарантии прозрачности и принятия надлежащих политических мер, чтобы обеспечить использование средств на борьбу с пандемией и содействие экономической стабильности», – цитирует официального представителя МВФ Джерри Рейса издание TUT.BY.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: