В какие международные валютно кредитные и экономические организации не входит российская федерация

Обновлено: 29.04.2024

Основные международные финансовые организации, с которыми взаимодействует Российская Федерация

Международная финансовая организация – это организация, создаваемая на основе международных соглашений в сфере международных финансов.

Современная Россия является полноправным участником международных отношений и принимает активное участие в различного рода международных финансовых организациях. На сегодняшний день к числу ключевых международных финансовых институтов, с которыми взаимодействует наша страна, принято относить:

  • Международный валютный фонд;
  • Группа Всемирного банка.

Для нашей страны история взаимоотношения с этими организациями относительно коротка – Россия состоит в них лишь с 1992 года. Рассмотрим их более подробно.

Под Международным валютным фондом (сокращенно – МВФ) следует понимать специализированное учреждение ООН, следящее за поддержанием стабильности валютно-финансовой системы мира. Эта организация была создана в 1944 году по решению Бреттон-Вудской конференции. Несмотря на то, что Советский Союз принимал участия в работе по ее созданию, по определенным причинам политического характера СССР не вошел в состав учредителей МВФ. На сегодняшний день в состав организации входит 189 стран-членов, включая Россию.

Основной целью функционирования МВФ считается поддержание стабильности мировой финансовой системы. Его задачи представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Задачи МВФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Финансовую основу функционирования МВФ составляют взносы стран-участников в капитал Фонда. Размер их рассчитывается исходя из относительных размеров экономики стран-участников.

Группа Всемирного банка представляет собой многосторонний институт, включающий в себя 5 организаций, которые управляют странами-участниками (рисунок 2).

Рисунок 2. Организации, входящие в Группу Всемирного банка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день Группа Всемирного банка представляет собой межправительственную финансово-кредитную организацию и является мощнейшим мировым инвестиционным институтом, объединяющим в себе 182 страны-акционера.

Всемирный банк, как и МВФ, был основан в 1944 году по итогам Бреттон-Вудской конференции. На сегодняшний день организация насчитывает свыше 120 представительств по всему миру. Ключевыми целями ее функционирования выступают искоренение крайней бедности и обеспечение благосостояния для всех.

Взаимодействие РФ и МВФ

Итак, Россия является участником МВФ уже более четверти века. За это время наша страна не единожды привлекала средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы (общая сумма превысила 15,6 млрд. СДР). В 2005 году задолженность перед МВФ была досрочно погашена, что позволило РФ приобрести статус кредитора МВФ. Таким образом, Россия была включена в План финансовых операций МВФ, представляющий собой механизм осуществления кредитования членов МВФ в случае ухудшения их платежных балансов за счет средств участников плана. Помимо прочего, наша страна принимает участие в различных операциях, предусмотренных статьями МВФ, связанных с покупкой и продажей СДР, покупкой облигаций МФВ, финансированием программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и пр.

На сегодняшний день сотрудничество РФ с МВФ сводится преимущественно к оказанию консультационной деятельности Фондом и проведением с его участием работ по предоставлению технической поддержки (в рамках учебных мероприятий, конференций, семинаров, тематических миссий экспертов Фонда).

Взаимодействие России с МВФ охарактеризовано рядом проблем. Основными из них считаются:

  • увеличение доли голосов и квот в фонде;
  • пересмотр формулы расчета квот;
  • реформа управления МВФ;
  • рост числа резервных валют и изменение состава валютной корзины СДР;

Все эти проблемы, несомненно, осложняют взаимодействия России с Международным валютным фондом. На сегодняшний день наша страна продолжает принимать активное участие в финансировании усилий Фонда. Ее квота в МВФ на сегодняшний день составляет порядка 12903 млн. СДР или 2,7%. Россия же, в свою очередь, с определенной периодичностью консультируется с МВФ по всем аспектам развития российской экономики и экономического положения в нашей стране.

Взаимодействие РФ и Группы Всемирного банка

Россия вступила во Всемирный банк в 1992 году. На сегодняшний день наша страна взаимодействует с четырьмя из пяти организаций Группы, а именно – с МБРР, МФК, МАР и МАГИ. Подобного рода взаимодействие ориентировано, в первую очередь, на привлечение экспертизы Всемирного банка в процессе совершенствования финансового регулирования и внедрения лучших мировых практик и опыта. Недавно Банк России в сотрудничестве с Группой Всемирного банка реализовал инициативы по разработке стратегии повышения финансовой доступности, модернизации и внедрению накопительной пенсионной системы, а также выработке индикаторов уровня развития финансового сектора.

Руководство Банка России на регулярной основе принимает участие в ежегодных совещаниях и сессиях, проводимых совместно с Группой Всемирного банка и МВФ, и осуществляет взаимодействие с организациями и ведомствами в целях проработки единой позиции РФ и Группы Всемирного банка по конкретным вопросам повестки дня. В случае необходимости Банк России принимает участие в голосовании по вопросам выделения Россией финансовой помощи беднейшим странам мира. Регулярно Банк России принимает участие в подготовке аналитических и справочных материалов касательно вопросов участия нашей страны в деятельности Группы Всемирного банка.

На сегодняшний день одним из важнейших приоритетов сотрудничества Российской Федерации с Группой Всемирного банка выступает поддержание информационного взаимодействия и обмена информацией с Группой, а также осуществление совместной научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности. Группа Всемирного банка служит для Банка России ценным источником международной экспертизы и эффективной площадкой для выработки стандартов и рекомендаций в сфере финансового регулирования.

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Продвижение интересов российского финансового сектора за рубежом, участие в разработке регионального и глобального финансового регулирования, обмен лучшими мировыми практиками — всё это делает международное сотрудничество одной из ключевых областей деятельности Банка России.

Количество и содержание охваченных направлений не просто отвечают обязанностям и потребностям центрального банка в развитии международного взаимодействия по своему профилю, но и позволяют нам выступать полноценным экспертно-аналитическим и координационным центром. При этом Банк России не монополизирует свои наработки: мы всегда открыты для профессионального диалога с федеральными ведомствами, участниками рынка и заинтересованными гражданами.

Среди направлений нашей работы:

  • Двустороннее сотрудничество с центральными (национальными) банками и финансовыми регуляторами разных стран: мы содействуем установлению отношений российского бизнеса с иностранными партнерами и взаимному допуску капитала, обмениваемся информацией в целях более эффективного надзора и предотвращения незаконных операций, помогаем развивать финансовую и платежную инфраструктуру
  • Многостороннее сотрудничество: обеспечиваем представительство России в крупнейших международных организациях и влияние на их финансовую повестку (МВФ, Всемирный банк, БМР, БРИКС, G20, ФАТФ и т.д.), участвуем в разработке нормативных актов глобального значения
  • Интеграционное сотрудничество: способствуем интеграционным процессам и гармонизации законодательства внутри региональных объединений с участием России (таких, как ЕАЭС, СНГ, ШОС), выявляем и устраняем существующие барьеры в финансовых отношениях со странами-партнерами
  • Аналитическое сопровождение: разрабатываем и совершенствуем базу информационно-аналитических продуктов о состоянии экономики и финансового сектора ключевых стран-партнеров Российской Федерации, предоставляем обзоры актуальных экономических и политических событий для оперативного принятия решений руководством Банка России
  • Взаимодействие с инвесторами: проводим встречи и конференц-звонки для представителей инвестиционных фондов и банков, разъясняем текущую политику Банка России, предоставляем объективную и достоверную информацию о российском финансовом секторе
  • Организационно-протокольное сопровождение: договариваемся о предоставлении площадок для мероприятий Банка России, организуем материальное обеспечение и обслуживание гостей, отвечаем за информационное сопровождение, помогаем в прохождении административных процедур
  • Лингвистическое сопровождение: обеспечиваем корректный перевод нормативных документов, отвечаем за оперативную письменную и устную коммуникацию на иностранных языках
  • Учебные программы: принимаем на обучение представителей иностранных регуляторов и направляем сотрудников Банка России на курсы и стажировки в образовательные центры зарубежных центральных банков, обмениваемся знаниями и закрепляем рабочие контакты

Основываясь на ценностях Банка России, мы не только отвечаем за результат в рамках принятых на себя обязательств, но и стараемся действовать проактивно, закладывая фундамент для развития новых инициатив в международных экономических отношениях и наращивая профессиональную экспертизу.

Россия активно участвует в различных международных финансовых организациях. Наиболее значимыми из них являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка, в которых Россия состоит с начала 1990-х гг.

За годы членства характер сотрудничества страны с финансовыми институтами существенно изменился. К основным причинам можно отнести улучшение экономической ситуации в России в начале 2000-х гг., изменение баланса сил в мировой экономике в пользу развивающихся стран и, как следствие, необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры, а также эскалацию геополитической напряженности в 2014 году и последующее введение санкций против России.

С 1992 по 1999 гг. МВФ одобрил России восемь кредитов общим объемом около 22 млрд долл. Впоследствии страна прекратила привлечение кредитных ресурсов и начала погашать свою задолженность. В 2004 году долг был полностью погашен, и сегодня Россия выступает в Фонде кредитором.

Реформирование глобальной системы резервных валют долгое время было одним из приоритетов в повестке сотрудничества России с МВФ. В 2009 году страна выступила с инициативой включения российского рубля в состав валютной корзины СДР. Однако данное предложение не нашло поддержки Фонда. В настоящее время так же преобладает скептическое отношение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и напряженностью в отношениях России и Запада.

При этом невысокие шансы на приобретение рублем статуса резервной валюты подтверждаются статистикой. По данным Банка международных расчетов, в период с 2013 по 2016 гг. в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась с 1,6 до 1,1%.

По линии Группы Всемирного банка Россия взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международной ассоциацией развития (МАР).

Проекты, утвержденные данными институтами в 2014 году и ранее, сейчас находятся на стадии реализации. Однако после 2014 года по причине введения санкций против России деятельность отдельных структур группы на территории страны была ограничена или полностью приостановлена.

Действие антироссийских санкций – не единственный острый вопрос в отношениях России и Всемирного банка. Страна выступает за проведение реформы управления банка, а также увеличение его капитала.

Россия вместе со своими партнерами по БРИКС отмечает дефицит финансирования инфраструктурных проектов. В случае отказа от увеличения ресурсов банка, институт столкнется с необходимостью сократить объемы кредитования. Развитые страны первоначально не проявляли заинтересованности в обсуждении данного вопроса. Однако в последнее время они, главным образом США, изменили свою позицию. К этому их подтолкнуло появление новых региональных институтов развития, деятельность которых может уменьшить значение и влияние Всемирного банка.

Международные финансовые организации (МФО) - это организации, которые функционируют на основании международных соглашений с целью регулирования финансовых отношений, возникающих между государствами.

Создание международных финансовых учреждений связано с такими причинами как:

  • значительное усиление интернационализации деятельности экономических субъектов и хозяйствующих единиц, создание международных субъектов, деятельность которых выходит за границы одного государства;
  • необходимость регулирования экономических связей на общемировом уровне, в т.ч. различного рода валютно-кредитных и финансовых отношений.

На сегодняшний день регулирование международных финансовых отношений на постоянной основе развивается и непрерывно совершенствуется. Расширение области сотрудничества стран на общемировом уровне, значительное усложнение экономической системы влечет за собой обязательное изменение функционала и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. В подобных условиях некоторые экономические субъекты и хозяйствующие единицы, исчерпав потенциал, прекращают деятельность или же существенно ее трансформируют.

Участие РФ в деятельности международных финансовых организаций

Участие России в международных финансовых отношениях выступает в качестве важнейшего условия развития отечественной национальной экономики. Международные финансы позволяют России выявлять потенциальные источники капитала, привлекать зарубежные инвестиции, экспортировать отечественный капитал в другие страны. На сегодняшний день отечественная банковская система сделала некоторые шаги в привлечении зарубежных банковских структур. Одновременно с этим отечественные финансовые учреждения совершают большое количество попыток для проникновения на иностранные рынки.

В настоящее время можно выделить несколько основных причин, почему РФ крайне желательно поддерживать партнерские отношения с МФО:

  • реализация крупных, приоритетных объектов, способных формировать условия для экономического роста в долгосрочной перспективе;
  • осуществление важных институциональных преобразований и различного рода реформ;
  • значительное содействие интеграции РФ в мировую экономику и дальнейшее применение статуса членов МФО для продвижения отечественных геополитических интересов;
  • использование опыта международной практики.

Готовые работы на аналогичную тему

На современном этапе развития Российская Федерация, как значительная часть современных государств, испытывает дефицит собственных финансовых ресурсов для осуществления инвестиций внутри государства, покрытия возникающих дефицитов федерального бюджета, осуществления различного рода социально-экономических реформ и исполнения принятых долговых обязательств по привлеченным извне ресурсам.

Все современные межнациональные финансовые учреждения в отношениях с Российской Федерацией действуют как обыкновенные финансовые учреждения, т. е. обращают особое внимание непосредственно на цели проекта, условия предоставления финансовых ресурсов с обязательным учетом принятых в таких учреждениях порядка, нормативов и практики.

Стоит отметить, что стоимость привлекаемых РФ у МФО финансовых ресурсов в значительной степени ниже рыночной, так как только международные организации могут предоставить финансовые ресурсы на условиях, которые прочие кредиторы предложить не имеют возможности.

Размер заимствований РФ, в т. ч. иностранные прямые инвестиции и гарантии, значительной выше величины взносов РФ в уставные капиталы соответствующих МФО. Также Россия имеет возможность оказывать влияние на деятельность и в целом реализуемую политику такими организациями, но влияние является достаточно умеренным.

В настоящее время Россия входит в состав Международного валютного фонда (МВФ), при этом квота России составляет порядка 5,4 млрд, долл., что в полной мере соответствует доле России в уставном капитале МВФ – порядка 2,58%.

Стоит отметить, что РФ владеет той же долей акций, что и Индия, Канада и делит по этому критерию с перечисленными государствами 7-11 места.

На сегодняшний день помимо МВФ РФ состоит в составе членов Международного банка реконструкции и развития (МББР), а также является одним из наиболее крупных заемщиком группы всемирного банка (ВБ).

На современном этапе развития МБРР формулирует цель предоставления займов РФ следующим образом: «Оказание непосредственной помощи в оперативном переходе к рыночному типу экономики посредством усиления роли частного сектора, реализации институциональных и финансовых реформ, а также привлечению частных инвестиций в национальную экономику РФ».

МБРР предоставляет РФ займы на условиях:

  • срок займа - от 3 до 17 лет;
  • срок погашения основного долга - 5 лет;
  • процентная ставка - порядка 7% в год.

Значительный дефицит финансовых ресурсов, которые невозможно привлечь за счет внутренних источников, для развития и поддержки таких отраслей национальной экономики как социальная сфера, сфера здравоохранения выступили в качестве основной причины стремительного роста портфеля займов в 1992-1997гг. Несмотря на это задолженность РФ перед МФО является незначительной по сравнению с обязательствами таких стран как Бразилия, Индии.

Инициирование проектов для осуществления комплекса или единичных структурных преобразований на сегодняшний день реализовано в РФ Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов, а крупных инвестиционных проектов - органами исполнительной власти посредством подачи заявки в Министерство экономического развития. Как правило, в подобной заявке обязательно должна быть отражена общая концепция проекта, оценка и анализ ожидаемого эффекта от его реализации для развития национальной экономики РФ, структура проекта, общий финансовый план расходования финансовых ресурсов и погашения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: