Является ли лизинговая компания кредитной организацией

Обновлено: 25.04.2024

Что делать, если предпринимателю срочно требуется автомобили / машины / станки / оборудование для ведения бизнеса, а банки отказывают в кредитовании? Есть ли смысл рассмотреть вариант с оформлением лизинга?

В чем суть лизинга? Почему многие предприниматели предпочитают эту услугу? Какие есть виды лизинга? В новой серии статей Лизинг для «чайников» на канале PRO.Лизинг поговорим именно об этом: простыми словами и понятными примерами раскроем тему, что же это такое – лизинг.

Особенности услуги

Часто предпринимателю требуется техника для ведения бизнеса, но денег для покупки категорически не хватает. Тут есть два выхода: оформить кредит или взять имущество в аренду. У каждого варианта есть свои особенности, плюсы и минусы. И не для всех предпринимателей может подойти тот или иной вариант.

Например, крупный кредит доступен не всем бизнесменам из-за недостаточной платежеспособности бизнеса. Тогда предприниматели вынуждены рассматривать альтернативные варианты. Лизинг – что-то среднее между арендой и кредитом. Плюс в том, что оформить имущество в лизинг реально намного проще. Минус – лизинг будет дороже. При этом лизинговая сделка предоставляет некоторые налоговые льготы для бизнесменов:

С кредитом лизинг связывает то, что здесь тоже есть первый взнос и процентная ставка . Но в случае с кредитом заемщик берет в долг деньги, на которые покупает имущество и становится собственником, и возвращать заемщик тоже должен деньги.

Лизинг же – это аренда имущества, собственником которого является лизинговая компания, но с правом выкупа по остаточной небольшой стоимости в конце договора. В случае с обычной арендой человек просто платить владельцу имущества за право пользования. В случае с лизингом имущество постепенно выкупается: выкупная стоимость имущества уменьшается на сумму ежемесячных платежей. Когда договор лизинга заканчивается, то выкупная стоимость становится обычно небольшой, символический платеж в 1% стоимости или 1000 рублей. Выкупив имущество у лизинговой компании по этой цене, бизнесмен может оформить имущество уже в свою полноправную собственность.

Виды лизинга

1. Финансовый лизинг. Это самый распространенный в РФ вид лизинговых услуг, часто называют просто "лизинг".Фактически здесь лизинговая компания выступает определенным посредником между покупателем и продавцом. Лизинговая компания выкупает необходимое клиенту имущество у продавца и передает его клиенту по договору лизинга с ежемесячными платежами. Отличается длительным сроком в несколько лет (для автолизинга, как правило - до 5 лет, лизинг недвижимости, самолетов или ж/д вагонов может быть и 10-летний), поэтому часто к концу действия договора стоимость имущества оказывается минимальной.

2. Операционный лизинг . Основная особенность данного вида сделок - и лизинговая компания, и ее клиент с самого начала сделки четко знают, что имущество останется в собственности у лизинговой компании и передаваться в собственность клиенту не будет. Услуга максимально близка к классической аренде, но есть важная особенность. При аренде у вас нет особого права выбора, какое имущество есть в наличии у арендодателя, то и арендуем. При операционном лизинге компания приобретет в собственность именно то имущество, которое нужно клиенту , после чего передаст его в аренду без права выкупа. Лизинговая компания выступает ключевой стороной в сделке, беря на себя полную ответственность за имущество, занимается страхованием, обслуживанием и ремонтом. Проще говоря, лизингодатель рассчитывает на возврат обратно имущества в хорошем состоянии, потому и срок лизинга здесь всегда небольшой, 1-2 года . Зачем операционный лизинг нужен клиенту? Это тот случай, когда лизингополучатель не гонится за правом собственности на имущество, ему важнее прямо сейчас получить доступ к его эксплуатации за сравнительно небольшую плату, при этом сняв с себя практически все обязанности по обслуживанию и ремонту. Подходит для бизнесов, где доходы от эксплуатации позволяют не только выплачивать лизинговые платежи, но и генерировать сверху дополнительную ощутимую прибыль.

3. Возвратный лизинг. Продавец и лизингополучатель здесь являются одним и тем же лицом. Такой вид лизинга схож с кредитованием под залог: лизинговая компания выкупает имущество у его собственника и передает в лизинг обратно ему же. Клиент получает пополнение оборотных средств, при этом без перерыва продолжает пользоваться имуществом. Лизинговая компания получает имущество в собственность до момента выкупа и заключает договор лизинга с приличным удорожанием для собственного заработка на сделке.

Выгода лизинга для бизнеса

Прежде всего, лизинг проще оформить документально и организационно, поэтому услугу выбирают те предприниматели, которые испытывают сложности с банковским кредитованием.

Для клиентов на общей системе налогообложения (плательщиков НДС) главное преимущество заключается в налоговых льготах . Как уже говорилось , лизинговые платежи, согласно Налоговому кодексу, относятся к прочим расходам. Т. е. чем выше платеж по лизингу, тем меньше может быть налог на прибыль. Даже если имущество числится на балансе лизинговой компании, то все платежи лизингополучатель так же может включать в расходы.

Льготы касаются и НДС. Для этого, повторюсь, нужно находиться на общей системе налогообложения и вести деятельность, которая облагается налогом на добавленную стоимость. Также требуется подтвердить, что лизинговые платежи отражаются в бухгалтерском учете, и иметь счет-фактуру на все лизинговые платежи.

Вместо вывода

В ряде случае лизинг на самом деле выступает наиболее выгодным вариантом получения имущества для ведения бизнеса. Только стоит помнить, что налоговые льготы доступны не всем. Меньше всего выгоды будет предпринимателям на УСН, самые ощутимые бонусы – для тех, кто работает на общей системе налогообложения. В любом случае каждый предприниматель должен сам оценить все «за» и «против» услуги и только потом принять взвешенное решение.

О том, как заключать договоры с лизинговыми компаниями на лучших для себя условиях – читайте в статье «Самые выгодные лизинговые сделки: ПЯТЬ главных правил» .

Подписывайтесь на канал, будет много полезной информации, чтобы Вы не теряли свои деньги!

Полезные публикации канала, посвященные сравнению Автокредита и Лизинга:

1. Стартовые условия покупки автомобиля в лизинг и в кредит для корпоративных клиентов - где скидки будут больше и почему ?

2. Лизинг и Кредит - что дороже? Выбираем способ, который был бы более выгоден для клиента при прочих равных условиях.

3. Разбор транспортного налога и налога на имущество организаций - есть ли отличия при покупке в лизинг и кредит ?


В октябре Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА)[1] провела главное профессиональное событие для российского юридического лизингового сообщества — 15-ю ежегодную конференцию «День юриста лизинговой компании — 2020». В этом году конференция прошла онлайн. Важным моментом стало обсуждение консультативного заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о том, нужно ли признавать лизинговые компании некредитными финансовыми организациями. Как оно повлияет на дальнейшее развитие регулирования отрасли? Ответы на эти вопросы и основные итоги конференции — в материале, подготовленном совместно с ОЛА.

В 2016 году Национальный совет по финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова принял решение о необходимости введения регулирования на рынке лизинга. В январе 2019 года Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (№ 586986-7). Однако до сих пор ситуация остается неопределенной, лизинговая отрасль все еще находится на развилке.

На дальнейшее формирование подходов к регулированию лизинговой отрасли может повлиять консультативное заключение Суда ЕАЭС, выпущенное в июле 2020 года. Основные его выводы:

1) услуги лизинговых компаний, не являющихся банками, входят в предмет регулирования Протокола по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе);

2) введение пруденциального регулирования лизинговой деятельности, осуществляемой лизинговыми компаниями, не являющимися банками, в том числе в установлении требований к минимальному размеру собственного капитала, финансовых нормативов и отчетности, соответствует Союзному договору;

3) государство член Союза при введении пруденциального регулирования вправе устанавливать особенности налогообложения прямыми налогами.

Консультативное заключение Суда ЕАЭС — весомый аргумент в пользу позиции Центробанка о необходимости признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Однако заключение носит рекомендательный характер и не возлагает обязанности по его исполнению на страны участницы ЕАЭС.

К заключению суда ЕАЭС приложены мнения судей, участвовавших в рассмотрении вопроса. Например, судья Татьяна Нешатаева считает, что финансовый лизинг состоит из двух групп правоотношений: привлечения финансирования для приобретения предмета лизинга и передачи предмета лизинга в аренду лизингополучателю. Странно, что лизингом считаются лишь отношения, первоначально связанные с заемными кредитными средствами, а передача в наем оборудования за плату относится к классическим арендным отношениям и в отсутствие отношений займа, кредита эти отношения не могут считаться лизингом. Таким образом, считает Татьяна Нешатаева, лизинговые услуги, оказываемые не банковскими организациями, должны регулироваться Протоколом № 17 по финансовым услугам (приложение № 17).

Иное мнение у судьи Дениса Колоса: финансовый лизинг, осуществляемый иными, кроме кредитных, организациями-субъектами, регулируется правилами Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Протокол по финансовым услугам применяется, только если услуги оказываются определенными указанными в нем субъектами: банками, лицами, работающими на рынке ценных бумаг и страхования. Именно это имели в виду авторы протокола № 17 при разработке документа, но Суд их позицию не учел. Соответственно, лизинговые компании не входят в этот перечень, а финансовый лизинг не попадает в предмет регулирования протокола.

Денис Колос в своем мнении указал на логическое противоречие в консультативном заключении. В протоколе достаточно четко прописаны вопросы регулирования деятельности в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг. Однако непонятно, как применять эти положения к лизинговым компаниям, которые не являются участниками ни одного из этих секторов. И еще один важный момент: установление не существовавших ранее пруденциальных требований ухудшает условия взаимного доступа на рынки стран участниц Союза по сравнению с правовым регулированием, действовавшим при подписании договора. Это нивелирует принципы поэтапной либерализации, на которых строится Евразийская интеграция, и является нарушением статей 66 и 67 договора как основополагающего акта Союза.

Судья Константин Чайка считает, что предмет регулирования Протокола по финансовым услугам определен исчерпывающе и не может быть расширен за счет включения в него новых финансовых услуг. Поскольку протокол вводит специальные нормы по отношению к самому договору, то, соответственно, нельзя расширительно толковать нормы, которые приведены в протоколе. Таким образом, лизинг, оказываемый не банками, не попадает под регулирование протокола о финансовых услугах.

С точки зрения Константина Чайки, применение мер пруденциального регулирования в отношении услуг финансового лизинга, оказываемых банками, обусловлено происхождением денежных средств, инвестируемых в приобретение предмета лизинга, и направлено на защиту прав и законных интересов вкладчиков, а не участников лизинговых правоотношений. Подобное уяснение цели пруденциального регулирования исключает его применение к деятельности лизинговых компаний, не являющихся банками, поскольку при приобретении предмета лизинга они не используют денежные средства, привлекаемые во вклады и депозиты.

Сейчас российский законопроект о регулировании лизинговой отрасли готовится к рассмотрению во втором чтении с учетом заключения Суда ЕАЭС в поддержку признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Таким образом, требование о включении в реестр может быть распространено на все лизинговые компании, и если организация в течение переходного периода не вошла в реестр или была исключена из него, она должна незамедлительно прекратить лизинговую деятельность. Соответственно, компания не может работать с заключенными ранее договорами, которые придется расторгнуть либо продать.

Однако, по мнению ОЛА, этот запрет может привести к дестабилизации рынка. Также существует риск ухода с рынка небольших региональных компаний, не попавших в реестр по тем или иным причинам.

Еще один элемент реформы, предложенный Центральным банком, — обязательное требование учета по единому плану счетов (ЕПС) для некредитных финансовых организаций. Затраты по переходу на учет по ЕПС оцениваются в 0,5% годовой выручки компании, требования к собственному капиталу, предусмотренные новым законопроектом, оставлены без изменений, переходный период составит два года.

ОЛА считает, что переход на ЕПС не является оптимальным решением и не позволит достичь тех целей, о которых заявляется в реформе, поскольку он не охватывает весь рынок, оставляет без внимания дочерние компании, оказывающие арендные услуги, и не дает регулятору полной картины. При этом переход на ЕПС связан с полной заменой учетных систем лизинговой компании, средний срок их замены составит не менее двух лет. В ситуации, когда лизинговые компании с 1 января 2022 года обязаны перейти на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»[2], для перехода на ЕПС следует делать перевод не раньше чем через три года после перехода на этот стандарт.

Кто должен быть регулятором лизинговой отрасли?

Основная задача регулирования лизинговой отрасли — не только транспарентность, но и увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики. Лизинг должен стать инвестиционным инструментом, посредством которого государственные субсидии распределяются адресно наиболее доступным и эффективным образом. С этой точки зрения адекватным регулятором для лизинговой отрасли является Министерство экономики. Такое предложение сделали Российский союз промышленников и предпринимателей, Подкомитет по лизингу при Торгово-промышленной палате, Российская торгово-промышленная палата и другие общественные объединения. А контрольно-надзорную функцию нужно делегировать другому органу, считают представители бизнеса. Регулирование должно стать продуктом взаимодействия государства, бизнеса и потенциального регулятора, то есть изначально учитывать интересы всех сторон.

Как защитить физлиц от злоупотреблений при возвратном лизинге?

При работе над законопроектом по лизингу важно учитывать актуальную проблему возвратного лизинга для физических лиц. Сложившаяся на рынке ситуация свидетельствует о необходимости введения ограничений в данной сфере. С 2019 года часть ломбардов, микрофинансовых организаций занялись возвратным лизингом для физлиц, выйдя из-под контроля Банка России. Клиенту предлагаются заемные средства с оформлением возвратного лизинга на имущество, а в случае неплатежеспособности клиента предмет лизинга изымается по решению суда. Данная практика требует комплексной оценки и принятия мер на государственном уровне.

Возвратный лизинг для физлиц оказался востребован во время пандемии, предоставляя бизнесу возможность реструктуризации долга. Однако существуют риски, что под видом реструктуризации вырастет практика недобросовестных займов и кредитов для физлиц с использованием жилья в качестве обеспечения. А использование в названии договора слова «лизинг» позволит не выполнять обязательные требования к потребительским кредитам и займам под залог жилой недвижимости. Посредничество брокеров в данной схеме существенно снижает сумму средств, фактически полученных клиентом по договору, также в цену договора возвратного лизинга включается выкупная стоимость и плата за временное владение и пользование предметом лизинга, что также противоречит интересам клиента. Лизинг не должен быть средством обхода существующих законодательных ограничений. Сложившаяся практика является аргументом Центробанка в пользу ужесточения контроля в данной сфере.

По мнению ОЛА, бизнес по предоставлению денежных средств для физических лиц должен иметь законные ограничения и не развиваться в хаотичном порядке, как это происходит сейчас. Недвижимое имущество жилого назначения должно полностью выйти из сферы этой деятельности и не должно использоваться в качестве предмета лизинга. Введение бизнес-модели возвратного лизинга в законное русло положительно отразится и на правах потребителей, и на судебной практике классического лизинга.

Что еще обсудили на конференции?

Спикеры конференции говорили про инновационные технологии — от новых предметов лизинга до роботизированной проверки правовых вопросов. Так, был озвучен опыт успешного внедрения инновационных технологий в ключевые юридические процессы, когда функции сотрудника юридической службы по экспертизе правоспособности корпоративных клиентов выполняет робот-юрист. Проведение данной проверки имеет ключевое значение для любой финансовой организации, поскольку допущенные ошибки могут повлечь значительные материальные и репутационные риски.

Важной информацией стал обзор моратория на банкротство и его влияние на права лизингодателя. 1 апреля 2020 года в Законе о банкротстве появилась ст. 9.1, согласно которой для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Основная цель поддержать должников, оказавшихся в сложной ситуации по ряду непредвиденных причин, одной из которых стала эпидемия коронавируса.

Оживление участников онлайн-конференции вызвала проблема расчетов старого и нового лизингополучателя в ситуациях замены лизингополучателя в договоре, а также проблемы квалификации лизинговых платежей при долгой передаче предмета лизинга (длительная поставка, монтаж, просрочка) для налоговых целей. Основная проблема лежит в плоскости различия гражданско-правовых квалификаций и налоговой квалификации лизинга.

В ходе конференции был проведен обзор актуальной практики Верховного суда в сфере лизинга. За прошедший год Верховный суд сформировал несколько правовых позиций, которые следует учитывать в практике лизинговых компаний. Они в частности, касаются, последствий непоставки лизингового имущества, существенного нарушения требований к качеству актива, его повреждения или утраты, а также хранения после расторжения договора лизинга.

Участники конференции обсудили перспективы применения Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», спорные вопросы реализации сделок возвратного лизинга, проблематику расторжения договора лизинга и выбора надлежащего способа защиты прав лизингодателя, в частности процедур взыскания периодических лизинговых платежей и изъятия имущества. Также прозвучал доклад, посвященный вопросам оценки изъятого имущества в судебной практике столицы и регионов.

[1] ОЛА является крупнейшим Российским профессиональным объединением участников лизинговой отрасли, представляющим интересы 101 компании, объем бизнеса которых составляет около 80% официального рынка лизинга России. ОЛА представляет лизинговую отрасль РФ в Европе, являясь членом Европейской конфедерации лизинговых ассоциаций (Leaseurope).

[2] С 1 января 2022 года вступает в силу ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н. Он затронет бухгалтерский учет арендных отношений в РФ, уже сейчас лизинговым компаниям нужно активно готовиться к введению нового стандарта.

В недрах бюрократического аппарата созрела ко второму чтению в Государственной думе похожая на окончательную версия законопроекта о публичном регулировании лизинга, отражающая ведомственные интересы Центрального банка.

Введение жёсткого публичного регулирования. Этим документом вводится всеобъемлющее регулирование лизинговой деятельности посредством ее отнесения к деятельности некредитных финансовых организаций, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

Это означает, что Банк России получает полномочия принятия нормативных актов в сфере лизинговой деятельности, надзора за их соблюдением, сможет устанавливать для лизинговых компаний обязательные (финансовые, экономические) нормативы, требования к обеспечению защиты информации, проводить проверки соответствия деятельности лизинговых компаний установленным им правилам, направлять предписания лизинговым компаниям. В компетенцию Банка России передается также контроль за соблюдением лизинговыми компаниями законодательства о противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Кроме того, через техничное отнесение лизинговых компаний к числу некредитных финансовых организаций и аннексию таким образом рынка лизинговых услуг в вотчину Центрального банка, эта сфера тихой сапой выводится из-под действия недавно принятого и вступившего в силу Закона об обязательных требованиях, предусматривающего самоограничение регуляторных и прочих административных поползновений государства.

По существу, всё общество становится свидетелем того, как чрезмерно сильный регулятор подгребает под свой тотальный контроль целую отрасль, которая за четверть века своего существования и успешного развития ни разу не давала поводов задуматься о целесообразности государственного регулирования и сколько-нибудь заметных рисках его отсутствия.

Зачем вводится регулирование? Государственное регулирование в экономической сфере требуется лишь тогда, когда имеет место “провал рынка”, т.е. когда в силу каких-то понятных изъянов не работают стандартные рыночные механизмы.

Применительно к финансовой сфере примерами таких изъянов являются ключевые проблемы банковской и страховой деятельности. Банки и страховые компании привлекают колоссальные средства мелких контрагентов и в случае неэффективного распоряжения этими средствами могут стать банкротами и лишиться возможности выполнить требования вкладчиков и страхователей, что причинит последним существенный ущерб. Поэтому требуется регулирование банковской и страховой деятельности – с целью установления ряда правил, соблюдение которых позволит снизить риск краха этих финансовых институтов.

Есть ли что-то похожее в случае с лизингом? Нет. Лизинговые компании не привлекают и не аккумулируют средства незащищенных участников оборота. Основные контрагенты лизинговых компаний – это займодавцы, лизингополучатели, поставщики лизингового имущества и покупатели изъятого имущества.

Основные каналы привлечения финансирования лизинговых компаний – это банковское кредитование и фондовый рынок. В обеих сферах действуют свои правила и институты, призванные нивелировать риски кредиторов.

Банки, которые кредитуют лизинговые компании, нельзя назвать беззащитными верителями – с одной стороны, банки сами являются профессиональными кредиторами, с другой – они находятся под неусыпным контролем Банка России.

Кстати, опыт прохождения через серьезные проблемы очень крупных банков наглядно показывает, что этот “неусыпный контроль” или работает, мягко говоря, выборочно, или – при похожем на фикцию предположении о равном отношении регулятора ко всем участникам контролируемого им рынка – не является гарантией беспроблемного функционирования регулируемой отрасли, несмотря на все издержки, которые сопровождают такое регулирование.

На фондовом рынке действуют свои правила, призванные защитить инвесторов, и в этом плане приобретатели ценных бумаг лизинговых компаний получают защиту, равную защите, предоставляемой приобретателям ценных бумаг, скажем, металлургических заводов и торговых сетей.

Клиенты лизинговых компаний оптимально защищены нормами гражданского права, и такая защита совершенствуется с каждым годом благодаря практике высших судебных инстанций.

Лизингополучатели от краха лизингодателя защищены свойством следования своих прав на предмет лизинга: каждый, к кому переходит право собственности на предмет лизинга, связан правами лизингополучателя, включающими правомочия владения и пользования в течение срока действия договора лизинга и право выкупа по внесении всех лизинговых платежей. Даже если лизингодатель обанкротится и предмет лизинга как элемент его конкурсной массы будет реализован с торгов, лизингополучатель может противопоставить свои права на актив его приобретателю с торгов. Единственный незащищенный период – это время с момента внесения лизингополучателем аванса лизингодателю до момента его перечисления лизингодателем поставщику (несколько дней), в отношении таких сумм у лизингополучателя к лизингодателю в случае его банкротства будет голое обязательственное требование, которое можно только включить в реестр, но единовременно это не бог весть какие суммы, чтобы ради них вводить всё громоздкое государственное регулирование.

При этом на рынке лизинговых услуг имеет место конкуренция, близкая к совершенной, что заставляет лизинговые компании идти навстречу потребностям клиентов и всем ходом лизинговой операции обеспечивать их удовлетворенность оказываемыми им услугами, совершенствовать сервисы, технологии и коммуникации.

Поставщики в основном продают лизинговым компаниям любое имущество на условиях полного авансирования, поэтому они защищены. Даже, как иногда, к сожалению, показывает практика, – сверх меры.

Покупатели изъятого имущества приобретают его у лизинговых компаний на условиях полного авансирования и в этом смысле рискуют, но не больше, чем при покупке автомобиля в салоне, тогда как деятельность автосалонов, насколько сейчас известно, никто не планирует регулировать.

Получается, что у лизинговой компании нет такой массовой категории контрагентов, для которых ее возможный крах был бы связан с таким риском, который не был бы уже поводом для существующего регулирования или давал основания для дополнительного регулирования.

Истоки безумной идеи. Ноги истории с введением публичного регулирования растут из банкротства авиакомпании “Трансаэро”, которой “ВЭБ-лизинг” профинансировал приобретение воздушных судов. Крах авиаперевозчика породил проблемы “ВЭБ-лизинга”, которые рассматривались на высоком правительственном уровне.

Когда при разборе полетов по государственной привычке был задан вопрос “а какое ведомство отвечает за лизинг?” и получен ответ “никакое”, последовало искреннее удивление. Ну и закрутилось.

А ведь проблема всего лишь в том, что государство как собственник “ВЭБ-лизинга” оказалось некомпетентным в деле контроля за ведением его предприятием лизингового бизнеса.

Эта проблема решается грамотной кадровой политикой (каждый собственник предприятия должен ставить на управление им квалифицированный менеджмент, выстраивать систему корпоративного управления и контроля), а не введением дополнительного публичного регулирования.

Если завтра государство как основной акционер швейной фабрики или типографии провалится на этом рынке – неужели это будет достойным поводом введения публичного регулирования легкой или полиграфической промышленности?

Фиговый листок, прикрывающий захват новой регуляторной поляны. Всё описанное здесь бюрократическое безумие вводится с симулированием на уровне разговоров стремления предоставить через лизинговые компании государственное финансирование на льготных условиях.

Версия Банка России – он якобы хочет давать лизинговым компаниям деньги через банки под низкий процент ради стимулирования бизнеса клиентов лизинговых компаний, но для этого нужно сделать так, чтобы лизинг стал “прозрачным”. Но это лукавство.

С одной стороны, лизинг сейчас и так прозрачнее некуда, поскольку или финансируется на фондовом рынке, раскрывая информацию о своей деятельности, или как минимум представляет исключительно подробную отчетность банкам.

С другой стороны, этих же целей можно добиться через банковское регулирование, введя кредитование Центральным банком коммерческих банков на льготных условиях, если оно идет с целевым назначением на финансирование лизинговых компаний, которые отвечают определенным требованиям.

При этом никто ни разу так и не ответил на вопрос, что мешает государству, – становящемуся всё эффективнее и эффективнее на глазах у изумленной публики не по дням, а по часам, – сформулировать сколь угодно жесткие условия предоставления финансирования (через подконтрольные государству банки) и контролировать (через них же) соблюдение этих условий реципиентами таких вливаний, а тем лизинговым компаниям, которые сочтут за благо привлекать финансирование по иным каналам, остаться в русле действующих правил.

А дальше рынок всё расставит по своим местам – лизинговые компании, ориентируясь на конъюнктуру, будут решать, что им выгоднее: кредитоваться на стандартных условиях и не подстраиваться под льготные условия, экономя на издержках соблюдения нормативов, или наоборот, потратиться на соблюдение строгих нормативов, но сэкономить за счет льготных условий кредитования. Такого выбора Центральный банк участникам рынка дать не хочет.

Между тем на уровне формулируемых в законопроекте целей даже не декларируется стремление государства в лице Банка России через публичное регулирование лизинга содействовать инвестированию, хотя в действительности только эта цель и может служить единственным оправданием властного вмешательства в ту сферу, которая прекрасно функционирует и без чиновничьей опеки.

В сфере лизинговой деятельности также вводится “саморегулирование” по правилам о СРО в сфере финансового рынка (Закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ), включая разработку, согласование и утверждение базовых стандартов внутреннего контроля и управления рисками. Лизинговые компании обязываются вступить в одну из СРО, организовать и осуществлять внутренний контроль и управление рисками в соответствии с этими стандартами.

Лизинговой компанией может быть только хозяйственное общество, указание на осуществление лизинговой деятельности должно быть включено в его устав. Для этого им потребуется пройти квазилицензионную процедуру включения в “государственный реестр лиц, осуществляющих лизинговую деятельность”. Специальную правоспособность лизинговой компании такое хозяйственное общество приобретает только по получении квазилицензии Банка России (включения в реестр).

Нельзя не вспомнить, что во второй половине 90-х гг. лизинговая деятельность лицензировалась, после чего лицензирование в этой сфере в ходе административной реформы начала 2000-х гг. было отменено ввиду самоочевидной избыточности.

Ныне квазилицензирование лизинговых компаний под эвфемизмом “ведения государственного реестра”, а также определение условий и порядка квазилицензирования, выдачи квазилицензий (включения в реестр) и аннулирования квазилицензий (исключения из реестра), установление процедурных правил, форм документов, порядка их представления возлагаются на Банк России и оставляются на его ничем не ограниченное благоусмотрение.

Одним из оснований отказа в выдаче квазилицензии (включении реестр) может быть несоответствие документов и информации, представленных заявителем, требованиям, установленным самим Банком России. Одним из оснований аннулирования квазилицензии (исключения из реестра) служит нарушение требований, установленных самим Банком России. (Ежу ясно, какие бескрайние возможности для лихоимства открывает такое бланкетное регулирование.)

В отношении договоров лизинга, заключенных в отсутствие у лизингодателя квазилицензии (т.е. лизингодателем, не включенным в реестр), предусматриваются правила, тождественные установленным п. 3 ст. 450¹ ГК РФ: лизингополучатель наделяется секундарным правом заявить односторонний отказ от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. При этом на лизингодателя возлагается обязанность уведомить всех клиентов о возникновении у них такого права. Аналогичные правила предусмотрены на случай аннулирования у лизингодателя квазилицензии (исключения из реестра).

Остальные нововведения. Вводятся требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) лизинговой компании: для компаний с валютой баланса менее 500 млн руб. – на уровне 20 млн руб.; для компаний с валютой баланса 500 млн руб. и более – на уровне 70 млн руб.

Вводятся обязательность составления лизинговыми компаниями консолидированной финансовой отчетности, обязательность ее аудита и представления в Банк России, обязательность раскрытия лизинговыми компаниями информации о своей деятельности на собственных сайтах.

Банк России наделяется полномочием устанавливать состав, формы, сроки и порядок составления и представления отчетности лизинговых компаний, включая утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета, порядок его применения.

Перевод учета лизинговых компаний с нынешнего общего плана счетов, по которому ведут учет все хозяйствующие субъекты, на банковский план счетов потребует от лизинговых компаний колоссальных затрат на автоматизацию.

Разработка и соблюдение новых требований, контроль за их соблюдением и разрешение споров в этой сфере займут бесполезным трудом немыслимое число людей, которые могли бы потратить свои таланты и время на что-то более нужное другим людям.

Отличие лизинга от кредита

Многие люди, нуждающиеся в покупке автомобиля, задаются ответом на вопрос «Что выгоднее: кредит или лизинг?». На первый взгляд, оба инструмента похожи, но на практике лизинг существенно отличается от кредита и имеет свои особенности.

Чем лизинг отличается от кредита – преимущества и недостатки

Ключевое отличие лизинга от кредита состоит в том, что при лизинге клиент получает не деньги, а необходимое имущество (арендует его на срок действия договора). То есть если в кредитовании заемщик получает в пользование денежные средства для приобретения чего-то в собственность, то лизинг – это передача клиенту имущества во временное владение и пользование на условиях договора лизинга. После внесения последнего, так называемого выкупного платежа клиент может переоформить право собственности на себя. По сути, лизинг – это аренда с возможностью выкупа имущества после выплаты всех обязательных лизинговых платежей (такого права, к слову, нет в подписке, тоже являющейся арендой). В калькуляторе расчета лизинговых платежей заложена и амортизация имущества – если клиент решит выкупить предмет лизинга после окончания срока договора, то может сделать это за минимальную стоимость.

Впрочем, имущество выкупать не обязательно. Например, если речь идет про взятый в лизинг автомобиль, по истечению договора лизинга попросту заключается следующий – на новое транспортное средство.

При заключении договора лизинга, т.е. еще на стадии коммерческого предложения, стоит обращать внимание на следующие параметры будущей сделки:

  • первоначальный взнос (аванс) – сумма, которую вы готовы заплатить за предстоящую аренду, чтобы снизить стоимость владения, а значит, минимизировать ежемесячную нагрузку на предприятие;
  • срок лизинга – как правило, продолжительность действия договора лизинга варьируется в диапазоне 12-60 месяцев;
  • общий размер выплат по лизинговой сделке – этот параметр важен, чтобы определить реальную стоимость предмета лизинга;
  • общее удорожание имущества за период лизинга – важный параметр будущей сделки, определяющий целесообразность финансирования в конкретной лизинговой компании;
  • среднее удорожание за год – высчитывается исходя из общего удорожания и нужно для определения ставки кредитования;
  • вид графика платежей – еще один ключевой критерий лизинга как инструмента: только в нем можно выбрать удобный для вашего бизнеса график, исходя из особенностей отрасли и сезонности спроса.

Преимущества лизинга

1. Большая лояльность к клиенту

В отличие от кредита, пакет документов в лизинге зависит от запрашиваемой суммы финансирования. Например, для оформления заявки по экспресс-программе СМАРТ в Газпромбанк Автолизинге, которая позволяет привлечь до 6 млн рублей на покупку одного автомобиля, клиенту достаточно двух документов - паспорта генерального директора и ИНН организации. Это быстро, удобно и просто. Также для получения имущества в лизинг не нужно долго ждать: в той же экспресс-программе на рассмотрение заявки уходит менее двух часов, а договор заключается за сутки. Заемщику для получения результата по кредитной заявке потребуется в несколько раз больше времени.

При принятии решения лизинговая компания менее скована, чем банк, ведь предмет лизинга находится в её владении до окончания действия договора. Это значит, что лизинговая компания, профинансировав сделку, ничем не рискует. Банки же, напротив, прицельно оценивают риски по жестким стандартам и требуют залог. В отличие от них, лизингодатель принимает решение, опираясь на фактическое состояние бизнеса клиента и точечно работая с каждым клиентом. С другой стороны, высокая кредитная нагрузка на предприятие зачастую уже не позволяет ему обратиться за кредитом. Поэтому лизинг (аренда) оказывается единственно возможным решением.

2. Индивидуальный и гибкий график платежей

Лизинговая компания может составить индивидуальный график платежей специально под каждого клиента. За счет этого лизингополучатель вносит лизинговые платежи в комфортные ему даты. Если же у клиента изменилась ситуация, график всегда можно изменить или скорректировать дополнительным соглашением. Заемщик, взявший кредит, вынужден вносить платежи по заранее заданному, шаблонному графику без учета его пожеланий.

Индивидуальный график особенно актуален для клиентов, чей бизнес сопряжен с сезонностью – бизнесу сложнее обслуживать договор лизинга в периоды низкого спроса на продукцию или услуги. В отличие от банков, которые не могут позволить себе подстроиться под каждого клиента и составляют шаблонные графики, лизинговые компании учитывают сезонность бизнеса и корректируют график в соответствии с ней.

Клиент, в зависимости от своего бизнеса, может выбрать наиболее удобный для него график выплат:

  • Оплата равными частями / аннуитетные платежи – доля процентов в платежах в начале пользования договором лизинга больше, чем в конце. Сумма платежа при этом не меняется.
  • Убывающие платежи – чем ближе конец срока действия договора лизинга, тем существенней уменьшается сумма ежемесячного платежа и размер уплачиваемых процентов. Это подходит клиентам, которые хотят выкупить имущество и собрать сумму для выкупного платежа.
  • Ступенчатые выплаты – похожи на убывающие, только в данном случае нагрузка снижается ступенчато.
  • Индивидуальные дегрессии – тип убывающих платежей, которые составляют под потребности каждого клиента. За счет этого суммы платежей отличаются в зависимости от периода договора.
  • Сезонный график – график, при котором выплаты адаптируются под особенности бизнеса клиента, учитывая пики и падения его доходности.

3. Сниженные / отсутствующие требования по дополнительному обеспечению

При оформлении кредита банки требуют от заемщиков ликвидное обеспечение в качестве имущественного залога. Например, недвижимость, землю, ценные бумаги. В случае с автокредитованием обеспечительной мерой является кредитуемый автомобиль, который находится в залоге у банка до полного погашения займа. Если же клиент заключает договор лизинга, то риски лизинговой компании обеспечит сам предмет лизинга, который останется у нее в собственности до конца действия договора. Поэтому для большинства лизинговых сделок от клиента не требуют дополнительного обеспечения.

Это дает возможность клиентам взять транспорт в лизинг, ничем не обеспечивая платежи. Например, при лизинге бизнесу не нужно иметь собственное автохозяйство, которое банки затребовали бы в качестве залога.

4. Свобода предмета лизинга от претензий кредиторов

Предмет лизинга остается на балансе лизинговой компании вплоть до истечения срока договора лизинга. Это обеспечивает клиенту защиту от ареста имущества или его изъятия кредиторами в случае экономических споров. Вне зависимости от ситуации, лизингополучатель может беспрепятственно пользоваться имуществом и получать прибыль от его использования. Это является бесспорным плюсом лизинга для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5. Ускоренная амортизация имущества

Возможность применить механизм ускоренной амортизации (с коэффициентом до 3) позволяет уменьшить налог на имущество. Этот метод актуален, если есть потребность максимально быстро списать стоимость объекта. Ускоренная амортизация способствует списанию трат, связанных с покупкой предмета лизинга с учетом нагрузки на внеоборотные активы. Механизм ускоренной амортизации подходит лизингополучателям, которые являются плательщиками НДС. Он обеспечивает:

  • снижение налога на собственность по предмету лизинга;
  • снижение налога на прибыль во время действия лизингового договора;
  • возможность выкупить предмет лизинга по окончании договора по минимальной остаточной стоимости.

За счет ускоренной амортизации имущества клиент может воспользоваться вышеперечисленными преимуществами и оптимизировать свою налоговую нагрузку.

6. Отнесение лизинговых платежей на затраты

Получая кредит в банке, клиент должен учитывать, что источником погашения суммы кредита частично является начисляемая амортизация. Это значит, что недостающие выплаты необходимо производить за счет других источников. В отличие от кредита, лизинговые платежи в полном объеме относятся на затраты, что позволяет уменьшить налог на прибыль.

7. Дополнительные услуги в лизинге: включение их стоимости в договор

Впрочем, это далеко не полный список допуслуг. В общие лизинговые платежи можно включить расходы на:

  • страховку;
  • автопомощь на дорогах;
  • юридическое сопровождение;
  • шиномонтаж и хранение сезонной резины.

Сами по себе отдельно все они обходятся немало, однако разбить их стоимость на несколько лет – решение, которое может оказаться вполне резонным. Так у клиента появляется возможность разово вносить единый платеж, который учитывает все расходы, избавляет клиента от необходимости осуществлять несколько периодических платежей в разные инстанции и компании. Например, эта форма оплаты удобна для лизингополучателей, которые являются плательщиками НДС – в этом случае налоговые начисления будут представлены к зачету, и клиент получит возможность возместить сумму дополнительного платежа в счет предстоящих выплат.

8. Получение лучших условий на приобретение

В некоторых случаях приобрести автомобиль в лизинг выгоднее, чем даже купить его в салоне за наличные. Лизинговая компания – оптовый клиент для поставщиков техники, сделки с которыми заключаются на значительные суммы. Поэтому поставщики стремятся предложить лизинговой компании лучшие условия, продавая имущество со скидкой. Это отражается на конечном клиенте – лизингополучателе, который таким образом может приобрести в лизинг автомобиль с нулевым удорожанием.

Кроме того, клиент может взять в лизинг б/у автомобиль – транспортные средства, бывшие в эксплуатации, уже стали полноценным предметом лизинга. Это уравнивает возможности клиента при выборе между лизингом и кредитом.

Наконец, можно взять автомобиль в лизинг, используя программу трейд-ин. Для клиента обязателен авансовый платеж, который составляет от 0% до 49% от суммы имущества. Это может стать проблемой для бизнеса, средства которого не выходят из оборота, особенно если речь идет о приобретении нескольких автомобилей. В этом случае аванс можно перекрыть уже имеющимся у клиента автомобилем. Нужно просто оценить его в автосалоне и засчитать средства (или их часть) от его продажи в качестве аванса к договору лизинга.

9. Возврат НДС

Сделка лизинга подлежит обложению НДС, который клиент может вернуть в качестве вычета на общих основаниях. Наиболее часто встречается классический возврат/перезачет НДС: если исходящий НДС больше входящего, лизингодатель осуществил переплату в бюджет, которую вправе вернуть.

Это серьезная экономия для клиента. Учитывая, что лизинговое финансирование, как правило, осуществляется в крупных размерах, возврат НДС ощутимо снизит налоговую нагрузку.

10. Экспертиза сотрудников

При заключении договора лизинга сотрудники лизинговой компании берут на себя все вопросы, связанные с реализацией сделки. Они договариваются с поставщиками на лучшие условия, оформляют автостраховку, ставят автомобиль на учет и контролируют весь процесс. Большой опыт, экспертные знания и деловые связи сотрудников помогают лизингополучателю не заботиться об организационных деталях.

Вместе с тем особенности лизинга, как и любого другого финансового инструмента, для кого-то могут оказаться и недостатками. При выборе способа привлечения финансирования стоит иметь их в виду.

Недостатки лизинга

1. Собственник имущества – лизинговая компания

Лизингополучатель может использовать предмет лизинга согласно условиям лизингового договора. Клиент в лизинге пользуется имуществом, но не распоряжается им. Любые действия в отношении предмета лизинга должны быть согласованы с лизингодателем.

Например, клиент не может перекрасить автомобиль, изменить место его эксплуатации или поменять запчасти без подтверждения со стороны лизинговой компании. Также исключена возможность использовать автомобиль в качестве залога для получения кредита, потому что клиент не является собственником имущества.

Если лизингополучатель нарушил условия эксплуатации, лизинговая компания имеет право изъять предмет лизинга или наложить штрафы и пени.

2. Предмет лизинга может стать кредитным залогом

На такое действие имеет право только фактический собственник имущества – лизинговая компания. При этом денежные средства могут быть получены под любые цели. В случае, если лизинговая компания окажется не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, они вправе обратиться в суд и изъять лизинговое имущество.

Это обстоятельство может осложнить пользование имуществом, даже несмотря на то, что у клиента на руках – лизинговый договор и формальное право пользования. Данный минус лизинга обусловлен вопросами к надежности самой лизинговой компании, поэтому очень важно на этапе подготовки к сделке финансовой аренды тщательно изучить текущее состояние дел лизингодателя. Для снижения рисков стоит рассмотреть компании с именем, которые находятся в периметре финансового холдинга или крупного банка.

3. Лизинговые платежи облагаются НДС

Как мы уже говорили выше, платежи по лизингу в полной мере облагаются НДС. Это невыгодно, если лизингополучатель не является плательщиком НДС – налог увеличивает общие затраты по договору лизинга. Например, клиент использует упрощенную систему налогообложения (УСН) или является физическим лицом – в этом случае кредит, вероятней всего, действительно будет оптимальнее лизинга.

Лизинг – это удобный и эффективный инструмент финансирования, благодаря которому бизнес может получить в пользование необходимое имущество. Он имеет свои особенности, плюсы и минусы, которые для каждого клиента могут иметь разное значение.

Для человека непосвященного понятия “лизинга” и “кредита” звучат примерно одинаково — что-то вроде денежного займа, только под разными “соусами”. Однако, не все так просто. Эти два популярных финансовых инструмента имеют свои корневые отличия друг от друга, плюсы и минусы. Об этом и пойдет речь в статье.

При лизинге компания, предоставляющая такую услугу, вначале приобретает для своего клиента требуемое ему имущ-во (транспорт, оборудование, недвижимость), а затем передает это имущ-во во временное пользование последнему.

Иными словами, по договору лизинга клиент становится долгосрочным арендатором, который оплачивает аренду до момента полного погашения стоимости переданного ему имущ-ва, включая проценты за пользование. После этого право собственности на полностью оплаченное имущ-во переходит от лизинговой компании клиенту.

Иными словами, по договору лизинга клиент становится долгосрочным арендатором, который оплачивает аренду до момента полного погашения стоимости переданного ему имущ-ва, включая проценты за пользование. После этого право собственности на полностью оплаченное имущ-во переходит от лизинговой компании клиенту.

КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР

При кредитовании, банк (иная финансовая организация) предоставляет клиенту под проценты денежный заем, который тот вправе расходовать по своему усмотрению. При этом клиент ежемесячно возвращает банку определенную сумму до полного ее погашения.

Таким образом, корневое отличие лизинга от кредита — предмет передачи: при лизинге — это конкретное имущ-во, при кредите — денежные средства.

Также различие будет и в процентах, которые клиенту необходимо будет отдать.

Лизинг — это , как правило, “игра в долгую”. Поэтому проценты, которые включают в себя расходы и прибыль лизинговой компании, более низкие, чем при кредитовании (как правило, от 4 до 22%, при кредите — 10-30%). Итоговая сумма разбивается на весь арендный срок с выплатой по определенному графику.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА

Итак, чем же привлекателен лизинг в сравнении с кредитом:

  • длительность (до 10 лет), позволяющая комфортно расплатиться с другой стороной договора;
  • более низкая процентная ставка;
  • можно приобрести подержанное имущ-во;
  • гибкий график платежей: есть возможность продлить или списать стоимость имущ-ва с учетом его физизноса);
  • право на возврат НДС с лизинговых платежей (для юрлиц);
  • более быстрый срок рассмотрения;
  • более лояльное отношения к клиенту (требования гораздо мягче, чем в банке).

Однако, у медали всегда есть обратная сторона. У лизинга это:

  • клиент не собственник имущ-ва и не вправе им распоряжаться по своему усмотрению;
  • лизингодатель — собственник имущ-ва до конца срока аренды, со всеми вытекающими последствиями. Так, банкротство лизингодателя грозит клиенту потерей взятого в лизинг имущ-ва;
  • платежи облагаются НДС.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КРЕДИТА

Однако, кредиту тоже есть чем “ответить” лизингу. К его плюсам относятся:

  • купленное в кредит имущ-во сразу становится собственностью клиента. Он может распоряжаться таким имущ-вом по своему усмотрению, включая продажу (если только, оно не является залогом по кредиту);
  • имущ-во, купленное в кредит, не может быть изъята у клиента, который выполняет свои кредитные обяз-ва;
  • меньший срок договора. При беспроблемном погашении позволяет быстрее освободиться от обязательств.

Главный недостаток — негибкость кредитных условий: платить надо точно в срок и строго определенную сумму.

Главный недостаток — негибкость кредитных условий: платить надо точно в срок и строго определенную сумму.

ЧТО ВЫГОДНЕЕ ДЛЯ ЮРЛИЦ?

Очевидно, что лизинг с его плюсами будет выгоден именно юрлицам. И вот почему:

  • позволяет арендовать любое имущ-во, требуемое для ведения бизнеса, причем на длительный срок и под щадящие проценты;
  • выплаты производятся по удобной для юрлица схеме (можно включать в расходные операции), позволяющий минимизировать налоговую нагрузку;
  • по окончанию договора, имущ-во переходит в собственность.

Важно! Зачастую лизингодатель готов получить первый взнос, только после того, как взятое в лизинг имущ-во начнет приносить прибыль.

ЧТО БОЛЕЕ ВЫГОДНО ДЛЯ ФИЗЛИЦ?

Здесь ответ не столь очевиден. Например, при покупке автомобиля. На кредитном рынке существует множество выгодных условий и при желании, можно найти вполне подходящий вариант. Более того, автомобиль сразу же становится собственностью заемщика. В некоторых случаях кредит возможен и для подержанных автомобилей.

Важно! В некоторых случаях кредит, с его жесткими требованиями к заемщику, получить сложнее, чем заключить договор лизинга.

Минусом лизинга для физлиц становится:

  • высокое налогообложение, в отличие от юрлиц;
  • собственником до конца договора остается лизингодатель.

Для того, чтобы принять выгодное, а значит правильное решение, заемщику необходимо принять во внимание ряд нюансов. А именно:

  • свою кредитную историю: нет ли на кредитном небе нежелательных, затрудняющих получение займа облачков;
  • каковы будут проценты по предстоящим платежам;
  • какое имущ-во требуется приобрести (новое или подержанное, цена, срок эксплуат-ии);
  • его статус (юрлицо или физлицо) и платежеспособность.

Также имеют значение такие критерии, как скорость получения имущества (рассматривать заявку на лизинг будут быстрее) и сроки возврата задолженности.

Также имеют значение такие критерии, как скорость получения имущества (рассматривать заявку на лизинг будут быстрее) и сроки возврата задолженности.

ОБРАЩАЙТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТАМ

Если у Вас остались вопросы или Вы затрудняетесь с выбором, какой договор предпочесть, обращайтесь к специалистам компании “РосКо”. Они будут рады не только проконсультировать Вас по теме, но и помогут Вам принять правильное решение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: