Зеленый кредит как инструмент зеленого финансирования

Обновлено: 24.06.2022

АКРА предоставляет клиентам оценку уровня соответствия долговых инструментов Принципам «зеленых» облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и оценивает их на предмет соответствия национальным стандартам. Для «зеленых» кредитов Агентство дает оценку уровня их соответствия Принципам «зеленых» кредитов Ассоциации кредитного рынка (LMA) и Ассоциации синдицированного кредитования и вторичного кредитного рынка (LSTA).

Преимущества АКРА

Опыт команды АКРА в коммуникации с ГЛОБАЛЬНЫМИ СТЕЙКХОЛДЕРАМИ РЫНКА ОТВЕТСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ (ICMA, CBI, UN PRI и т. д.)

Наличие ПАРТНЕРОВ в области специфической экологической экспертизы, оценки углеродного следа, а также технологических решений

Вопросы и ответы

«Зеленые» облигации — это аналог классических облигаций, размещаемых на фондовом рынке. Их ключевое отличие заключается в том, что полученные от инвесторов средства эмитент направляет исключительно на финансирование или рефинансирование «зеленых» проектов.

Если эмитент не хочет выходить на публичный долговой рынок, он может привлечь в банке «зеленый» кредит. Как и в случае с «зелеными» облигациями, заемщик обязуется направлять кредитные средства на финансирование или рефинансирование «зеленых» проектов.

Определение «зеленых» облигаций представлено в Принципах «зеленых» облигаций ICMA.

Определение «зеленых» кредитов представлено в Принципах «зеленых» кредитов LMA/LSTA

Для чего нужна оценка «зеленых» долговых обязательств?

Если эмитент/заемщик хочет профинансировать свои «зеленые» проекты и при этом четко обозначить положительный вклад в защиту окружающей среды, он может маркировать свои финансовые обязательства как «зеленые». Это дает:

  1. Положительный имидж «зеленой» компании.
  2. Увеличение пула инвесторов и кредиторов.
  3. Потенциальную переподписку на выпуск.
  4. Увеличение прозрачности транзакции.
  5. Получение льгот от государства 1 .

Как подготовиться?

  1. Понять свои потребности: определить проект(-ы), под который(-ые) привлекается финансирование.
  2. Провести первичную оценку проекта(-ов): является ли проект «зеленым» и соответствует ли он принципам, установленным национальной и/или международнойтаксономиями.
  3. Разработать политику в сфере «зеленых» финансов — Green Finance Framework (GFF), представляющую собой официально утвержденный публичный документ, который определяет:
    1. Использование средств.
    2. Процесс оценки и отбора проектов.
    3. Управление средствами.
    4. Отчетность об использовании средств.

    Дочерняя структура АКРА — АКРА РМ — помогает эмитенту на каждом этапе подготовки к выпуску «зеленых» облигаций или получению кредита в части маркировки «зеленого» инструмента.

    Является ли проект «зеленым»?

    Чтобы понять, относится ли проект к «зеленым» или нет, нужно сопоставить его характеристики с одной из таксономий 2 (категорий «зеленых» проектов):

    Если проект реализуется не в России, следует ориентироваться на таксономии страны размещения.

    С какими материалами рекомендуется ознакомиться

    Как проходит верификация «зеленых» обязательств АКРА

    Схема процесса оценки «зеленых» обязательств:

    АКРА проводит анализ в срок, не превышающий 30 (тридцати) рабочих дней с даты предоставления клиентом необходимых документов и информации.

    Минпромторг разработал механизм компенсации банковской ставки по «зеленым» кредитам, которые выдаются на экологические проекты. Кредиты дополнят программу «зеленых» бондов на ₽27 млрд. В России такие бумаги выпустили три компании

    Фото: Олег Яковлев / РБК

    Минпромторг решил дополнить программу «зеленых» облигаций, когда государство компенсирует предприятиям часть затрат на внедрение экологичных технологий, «зелеными» же кредитами. О том, что такая инициатива обсуждается в ведомстве, РБК сообщил источник, знакомый с ходом переговоров, и подтвердила пресс-служба Минпромторга.

    По программе «зеленых» бондов государство возмещает предприятиям от 70 до 90% выплачиваемого ими купонного дохода, если взятые взаймы средства инвестируются в проекты по снижению отходов и выбросов промышленности. Субсидия предоставляется по выпускам облигаций, не превышающим 30 млрд руб., размер субсидии зависит от того, какое оборудование приобретается — российское или зарубежное. В случае с кредитами процентная ставка также будет компенсироваться в большем объеме, если финансирование пойдет на приобретение российской продукции или технологий, говорит собеседник РБК.

    В пресс-службе Минпромторга сообщили, что ведомство подготовило изменения в постановление по субсидированию «зеленых» облигаций, направленные на дополнение механизма «зелеными» кредитами. «В целом наши предложения по дополнению механизма одобрены проектным комитетом нацпроекта «Экология», — сказали в пресс-службе, добавив, что идея будет направлена на согласование в правительство.

    Поддержка компаний при выпуске «зеленых» облигаций начала действовать с 2019 года, но пока в стартовом режиме, показывает распределение средств в нацпроекте «Экология». В 2019 году на федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» (по этому пункту и проходят «зеленые» облигации, следует из записки экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при ЦБ) бюджет должен был потратить всего 300 млн руб., на 2020-й запланировано 3 млрд руб., а в последующие годы — по 6 млрд руб.

    Объем бюджетных затрат на выплату купонного дохода по «зеленым» облигациям на 2019–2024 годы установлен на уровне 27 млрд руб., напомнил РБК первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов. «Мы видим высокую заинтересованность со стороны нефтегазовых, горно-металлургических, угольных и химических компаний в расширении финансовых инструментов субсидирования «зеленых» проектов», — сказал Панов, добавив, что субсидирование «инвестиционных кредитов» — это более простой и универсальный инструмент в сравнении с субсидированием купонных выплат по облигациям.

    Облигаций не хватило для «озеленения»

    Проекты небольшого объема или с продолжительной инвестиционной фазой удобнее профинансировать через открытие кредитной линии, а не с помощью выпуска облигаций, считает вице-президент банка «Открытие» Евгений Ананьев. Пока механизм субсидирования не протестирован. «Фактические объемы финансирования будут зависеть от реальных потребностей клиентов и скорости прохождения всех предусмотренных постановлением согласований», — обращает внимание он.

    Минпромторг разработал механизм компенсации банковской ставки по «зеленым» кредитам, которые выдаются на экологические проекты. Кредиты дополнят программу «зеленых» бондов на ₽27 млрд. В России такие бумаги выпустили три компании

    Фото: Олег Яковлев / РБК

    Минпромторг решил дополнить программу «зеленых» облигаций, когда государство компенсирует предприятиям часть затрат на внедрение экологичных технологий, «зелеными» же кредитами. О том, что такая инициатива обсуждается в ведомстве, РБК сообщил источник, знакомый с ходом переговоров, и подтвердила пресс-служба Минпромторга.

    По программе «зеленых» бондов государство возмещает предприятиям от 70 до 90% выплачиваемого ими купонного дохода, если взятые взаймы средства инвестируются в проекты по снижению отходов и выбросов промышленности. Субсидия предоставляется по выпускам облигаций, не превышающим 30 млрд руб., размер субсидии зависит от того, какое оборудование приобретается — российское или зарубежное. В случае с кредитами процентная ставка также будет компенсироваться в большем объеме, если финансирование пойдет на приобретение российской продукции или технологий, говорит собеседник РБК.

    В пресс-службе Минпромторга сообщили, что ведомство подготовило изменения в постановление по субсидированию «зеленых» облигаций, направленные на дополнение механизма «зелеными» кредитами. «В целом наши предложения по дополнению механизма одобрены проектным комитетом нацпроекта «Экология», — сказали в пресс-службе, добавив, что идея будет направлена на согласование в правительство.

    Поддержка компаний при выпуске «зеленых» облигаций начала действовать с 2019 года, но пока в стартовом режиме, показывает распределение средств в нацпроекте «Экология». В 2019 году на федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» (по этому пункту и проходят «зеленые» облигации, следует из записки экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при ЦБ) бюджет должен был потратить всего 300 млн руб., на 2020-й запланировано 3 млрд руб., а в последующие годы — по 6 млрд руб.

    Объем бюджетных затрат на выплату купонного дохода по «зеленым» облигациям на 2019–2024 годы установлен на уровне 27 млрд руб., напомнил РБК первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов. «Мы видим высокую заинтересованность со стороны нефтегазовых, горно-металлургических, угольных и химических компаний в расширении финансовых инструментов субсидирования «зеленых» проектов», — сказал Панов, добавив, что субсидирование «инвестиционных кредитов» — это более простой и универсальный инструмент в сравнении с субсидированием купонных выплат по облигациям.

    Облигаций не хватило для «озеленения»

    Проекты небольшого объема или с продолжительной инвестиционной фазой удобнее профинансировать через открытие кредитной линии, а не с помощью выпуска облигаций, считает вице-президент банка «Открытие» Евгений Ананьев. Пока механизм субсидирования не протестирован. «Фактические объемы финансирования будут зависеть от реальных потребностей клиентов и скорости прохождения всех предусмотренных постановлением согласований», — обращает внимание он.

    В кредитовании «у банков уже есть опыт контроля над расходованием заемных средств», отметил управляющий директор Сбербанка по рынкам долгового капитала Эдуард Джабаров. Банки смогут «строго отслеживать целевое расходование средств, что полностью укладывается в логику «зеленого» финансирования». «В отношении облигаций такой контроль будет реализовать сложнее», — замечает банкир.

    Необходимость создания механизма «зеленых» кредитов назрела, но пока не существует утвержденной методики оценки таких проектов с точки зрения рисков, сказали РБК в пресс-службе Московского кредитного банка (МКБ). «Зачастую такие проекты низкорентабельны, срок их реализации достаточно большой. Процесс оценки проектов, как правило, осуществляется сторонними организациями, так как банки не могут определить, насколько заявленные компанией эффекты (снижение выбросов, энергоэффективность или эффективность модернизации и т.д.) достижимы», — замечают в банке.

    ВТБ готов рассмотреть финансирование клиентов в рамках подобной программы, сказали РБК в пресс-службе банка. «ВТБ Капитал» выступил одним из организаторов выпуска «зеленых» еврооблигаций РЖД на €500 млн, который стал дебютным размещением подобных бумаг среди российских эмитентов. Другие компании из России пока не делали заимствований на экологичные проекты на иностранных рынках капитала.

    На российском рынке «зеленые» инвестиции тоже пока непопулярны. На Мосбирже такие облигации разместили три эмитента: банк «Центр-Инвест» (объем выпуска 250 млн руб.), «ФПК Гарант-Инвест» (500 млн руб.) и «СФО Русол» (5,7 млрд руб.).

    Расходы на «зеленые» облигации — только малая часть денег, которые, как рассчитывает правительство, пойдут на «внедрение наилучших доступных технологий». В экологическом нацпроекте говорится, что внебюджетные источники финансирования дадут этому федеральному проекту 2,4 трлн руб.

    /img/plugs/1.jpg

    «Зеленое финансирование» – термин, сформировавшийся на Западе уже в начале XXI в. В принципе, попытка увязать бизнес-проекты и экологически ответственное поведение экономических субъектов и игроков финансовой сферы – задача довольно амбициозная. Особенно если учитывать традиционный скепсис значительной части общества: история человечества дает не так много поводов ожидать, что предприниматель добровольно будет ограничивать себя экологическими правилами или жертвовать доходом ради целей некоего устойчивого развития.

    Но в последние годы ситуация изменилась. Общество и регуляторы в развитых и многих развивающихся странах, включая Россию, уже не просто заявляют о своей поддержке принципов ESG, но и формируют соответствующую бизнес-среду, а зеленая и социальная повестки встроены в государственную экономическую политику. Например, европейские программы зеленого финансирования увязаны с несколькими программами Евросоюза в рамках политики устойчивого развития. Одна из ключевых таких программ – «Европейская зеленая сделка» (European Green Deal), основная цель которой – достичь нулевого выброса парниковых газов и избежать импорта в Европу углеродного следа других стран. Выйти на углеродную нейтральность Евросоюз намерен к 2050 г.

    Бурное развитие зеленой повестки на Западе обеспечивается и стимулирующими мерами. «В международной практике зеленые проекты обычно могут рассчитывать на более низкую ставку по кредитам, а в некоторых случаях – на налоговые льготы, – отмечает первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. – В Евросоюзе и США, кроме того, действуют системы торговли углеродными квотами, и каждая компания там заинтересована сокращать свой углеродный след, чтобы снижать объем потребляемых квот и даже продавать их излишки».

    Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка:

    Чтобы компания могла определить, способствует ли ее деятельность достижению климатических целей ЕС, в середине 2020 г. была одобрена таксономия ЕС. Она определяет ключевые критерии зеленой повестки для экономических субъектов и позволяет направлять финансирование на проекты, реально способствующие достижению экологической устойчивости. Таксономия упрощает выявление «гринвошинга» – маркетинговых уловок, призванных убедить потребителей в экологичности продукции и приверженности производителя зеленым принципам.

    Климатически ответственный рынок

    Формирование ответственности бизнеса в Евросоюзе идет в нескольких направлениях и на разных уровнях. Сами компании должны раскрывать информацию о том, насколько их деятельность соответствует принципам экологичности. Банки, в свою очередь, информируют своих инвесторов о том, на каких принципах они кредитуют клиентов, насколько это кредитование соответствует нормативам климатической повестки Евросоюза.

    Ярким примером такого ответственного инвестирования, соответствующего зеленой повестке, стал отказ крупных инвестиционных и пенсионных фондов от вложений в бумаги «углеродной энергетики» – например, нефтяных или угледобывающих компаний. Подобную политику в последние три года проводит один из крупнейших суверенных фондов мира – Норвежский пенсионный фонд. Эта структура к настоящему времени вышла из инвестиций в нефтяные активы, несмотря на то что Норвегия продолжает оставаться ключевым поставщиком нефти и особенно природного газа для Западной Европы. Помимо того что этот выход работал на достижение целей климатической повестки, он также позиционировался и как своего рода хеджирование рисков нефтегазовой отрасли, где в последние годы цены на сырье прошли через несколько периодов значительных колебаний.

    Внедрение зеленой повестки в практику финансирования в Европе идет и через формирование законодательной базы по специальным инструментам финансирования. Так, в июле 2021 г. Еврокомиссия опубликовала проект стандарта для выпуска green bonds – зеленых облигаций. Фактически это правила выпуска бумаг, соответствующих таксономии ЕС.

    Другой маркер, демонстрирующий экологичность финансового инструмента, ожидается уже в 2022 г. Это green label, в буквальном переводе «зеленая этикетка», т. е. статус, который позволит розничному инвестору судить о том, является ли данный финансовый продукт «климатическим».

    «Как правило, доходность по зеленым облигациям ниже, чем по классическим, так как по ним ниже риск и выпустившая их компания фундаментально устойчивее, а значит, финансирование обходится эмитенту зеленых бондов дешевле, – поясняет Ведяхин. – Но при этом ESG-бонды выгодны и покупателям. Вложения в такие бумаги могут предполагать, например, фискальные льготы для инвестора. Аналогичная ситуация и с ESG-кредитами – они привлекательны как для кредитора, так и для заемщика».

    Зеленые принципы в России

    Эффект, полученный при реализации зеленого проекта, должен быть материален (его, в частности, необходимо подсчитать) и оказывать долгосрочное влияние. При этом, например, очистка территорий, загрязненных из-за нарушений действующих норм и законов об охране окружающей среды, скорее всего, в категорию зеленых проектов по таксономии не попадет.

    Аналитики отмечают, что в России действительно появляется интерес и к экологическим проектам, и к привлечению зеленого финансирования. «Зеленые кредиты или бонды – оба инструмента интересны российским компаниям в высокоуглеродных отраслях, – говорит руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Игорь Коротецкий. – Это в любом случае деньги, которые направлены на проекты, позволяющие снизить углеродоемкость».

    «Инструменты зеленого финансирования интересны компаниям, принявшим принципы устойчивого развития и сформировавшим в рамках своих стратегий зеленые инвестпроекты, – поясняет партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев. – Учитывая их капиталоемкость, ключевым становится вопрос стоимости и длины кредитов». По его словам, банки активно внедряют кредитные продукты, ставка по которым напрямую привязана к выполнению компаниями КПЭ по устойчивому развитию. «Выгода может составлять до 1 п. п.», – отмечает Жихарев.

    ESG-финансирование Сбербанка

    Другая категория – ESG-кредит, продолжает он. Это финансовый продукт, в котором процентная ставка привязана к выполнению заемщиком определенных ESG-показателей. Рассматриваются факторы E, S и G – например такие, как экологическая ответственность, повторное использование переработанных материалов, случаи производственного травматизма, наличие кодекса поведения поставщиков или отчетности в области ESG и устойчивого развития и т. д. В структуре ESG-кредита есть требования по улучшению нефинансовых показателей с привязкой их к параметрам переменной ставки и/или ковенантам. Зеленый кредит может быть одновременно и ESG-кредитом, если проект, на которой он выдается, является экологическим и одновременно ставка по такому кредиту привязана к выполнению определенных ESG-показателей.

    К середине 2021 г., говорит Ведяхин, сумма выданных Сбербанком зеленых кредитов (на экологические проекты в области альтернативной энергетики и обращения с твердыми бытовыми отходами) достигла 75 млрд руб., а ESG-кредитов – 55 млрд руб. Среди последних он особо выделяет кредитную линию АФК «Система» на 10 млрд руб. В ней процентная ставка привязана к выполнению требования к заемщику утвердить экологическую политику и интегрировать принципы ответственного инвестирования в инвестиционный процесс и бизнес-модель. Сбер снизил процентную ставку по этому кредиту, так как компания выполнила условия, отметил Ведяхин. «Мы планируем нарастить портфель зеленых кредитов до конца 2021 г. минимум до 100 млрд руб. и существенно увеличить его в 2022 г.», – говорит топ-менеджер Сбера.

    Представитель АФК «Система» пояснил, что «прозрачность АФК «Система» по вопросам ESG способствует получению дополнительного финансирования и повышению инвестиционной привлекательности». Корпорация заключила со Сбербанком соглашение об открытии кредитной линии, предусматривающей возможность привязки процентной ставки к динамике показателей устойчивого развития (Sustainability Improvement Loan), говорит он. «Это первая сделка по привлечению ESG-финансирования между российским заемщиком и российским банком», – утверждает собеседник «Ведомостей».

    Зеленая политика проникает в Россию

    Сбербанк надеется, что принятие таксономии зеленых проектов и комплексных мер стимулирования зеленых инвестиций (например, через прямое субсидирование ставок по льготным зеленым кредитам, фискальные или регуляторные меры) придаст дополнительный мощный импульс росту инвестиций в зеленую экономику.

    В России рынок зеленых инвестиций и экологическое законодательство пока только формируются, замечает Ведяхин. «Компании стали проявлять интерес к ESG относительно недавно. Очевидным катализатором стала пандемия. С изменением международной повестки повысились требования к бизнесу, теперь все – клиенты, сотрудники, акционеры, инвесторы – ожидают от бизнеса большего внимания к экологическим вопросам и социальным проблемам», – отметил он.

    «Почти половину свободно обращающихся акций корпорации держат институциональные инвесторы, в том или ином виде внедряющие ESG-принципы в инвестиционный процесс», – уточнил представитель АФК «Система». Благодаря активной позиции по раскрытию ESG-информации корпорация входит в российские и международные индексы устойчивого развития, пояснил он.

    «В последнее время основным движущим фактором большинства корпоративных и даже государственных программ низкоуглеродного развития действительно является угроза введения Евросоюзом трансграничного углеродного налога, – подтверждает Жихарев из VYGON Consulting. – На первый взгляд, он опасен именно для экспортеров, но в цепочке поставок любого экспортера участвуют экономические агенты, которые не являются участниками ВЭД. Так или иначе экспортеры будут стимулировать декарбонизацию всех своих поставщиков».

    «Российское климатическое законодательство развивается – принят закон о снижении выбросов парниковых газов, разрабатывается стратегия низкоуглеродного развития, разрабатываются подзаконные нормативные акты, есть понимание, что на определенном горизонте необходимо будет ставить все более амбициозные цели по сокращению выбросов», – отмечает Коротецкий из КПМГ. Аналитик добавляет, что помимо регуляторных мер есть и другие внутренние факторы: «В частности, у нас значительные суммы направлены на реализацию нацпроектов «Чистая страна», «Чистый воздух».

    Национальная методология по зеленому финансированию была разработана в период с марта 2020 г. по май 2021 г. для создания каркаса национальной системы зелёного финансирования. Она прошли общественные обсуждения, экспертизу международного сообщества и Межведомственной рабочей группы под руководством Минэкономразвития РФ. В мае 2021 г. она внесена в Правительство для утверждения, а 21.09.2021 утверждена Постановлением Правительства.

    Национальная методология содержит следующие ключевые элементы:

    1. Таксономия зеленых проектов
    2. Таксономия адаптационных проектов
    3. Требования к системе верификации:

    Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ» Adobe PDF, 562 Кб

    Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р (Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации) Adobe PDF, 197 Кб

    В августе 2021 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила отчет «Transition finance: Investigating the state of play. A stocktake of emerging approaches and financial instruments», в котором были проанализированы ключевые глобальные системы переходных финансов и таксономии. В числе 12 проанализированных таксономий и систем переходного финансирования – российская национальная система зеленых финансов.

    Предыдущие версии методологии

    Версия мая 2021 года

    Модельная методология по проведению верификации зеленых и переходных финансовых инструментов Adobe PDF, 304 Кб

    Стандарты по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам устойчивого развития Adobe PDF, 462 Кб

    Версия июля 2020 года

    • Горячая линия Комплаенс
    • Горячая линия Блока безопасности
    • Горячая линия службы внутреннего контроля
    • Раскрытие информации на сайте ООО "Интерфакс-ЦРКИ"
    • Раскрытие информации профессиональным участником рынка ценных бумаг
    • Противодействие коррупции
    • Политика обработки персональных данных

    Электронный офис клиента в разработке

    Согласие

    Настоящим заявляю, что ознакомлен с настоящей Политикой обработки персональных данных и даю свое согласие оператору (Внешэкономбанку), юридический адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, 107996 (далее — Банк), на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, в том числе автоматизированные, любой информации, относящейся ко мне и полученной как от меня, так и от третьих лиц, в специализированной электронной базе данных, которая может быть использована Банком при осуществлении обратной связи, а так же для информирования о продуктах и услугах Банка. Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действительно в течение срока, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации. Я согласен с тем, что оператор в целях уточнения информации, содержащейся в обращении, и информирования о ходе рассмотрения настоящего обращения может использовать сведения, содержащиеся в электронном обращении. Настоящее согласие может быть отозвано посредством направления в Банк письменного уведомления, полученного Банком не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты отзыва согласия.

    Для повышения удобства работы на сайте используются файлы cookie. Cookie - файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Вы можете запретить использование cookie в настройках браузера.

    Читайте также: