20 лицевой счет бюджетного учреждения что относится

Обновлено: 01.05.2024

Бюджетный бухгалтерский учет построен на том же принципе - двойной записи, но счет немного)) длиннее.

Рабочий счет состоит из 26 знаков:

первые 17 знаков — КПС (классификационный признак счета);

18 разряд — КФО (код финансового обеспечения);

с 19 по 23 разряд — Счет единого плана счетов;

с 24 по 26 разряд — КЭК (код экономической классификации).

При составлении проводки сначала определяем 19-23 разряды счетов Дт и Кт. Для этого можно воспользоваться хитростью — составить проводку по коммерческому плану счетов и «перевести» проводку на счета бюджетного учета.

В таблице представлены некоторые аналоги счетов:

Счета коммерческого плана счетов

Аналог из бюджетного учета — счет единого плана счетов государственных учреждений

Амортизация основных средств

Амортизация нематериальных активов

Вложения во внеоборотные активы

Животные на выращивании и откорме

НДС по приобретенным ценностям

201.11, 304.05, 210.02, 201.21

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с покупателями и заказчиками

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с подотчетными лицами

Прочие доходы и расходы

Резервы предстоящих расходов

Расходы будущих периодов

Доходы будущих периодов

В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2018 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.

Определив Счет-группу, переходим к определению субсчета. Тут уже можно ориентировать на названия субсчетов. Например: счет-группа 302.00 имеет субсчета: 302.21 — Расчеты по услугам связи, 302.23 — Расчеты по коммунальным услугам и т.д.

Если с определением счета возникнет сложность, то всегда можно обратиться к Приказу Минфина РФ N157н от 01.12.2010. В этом приказе описан Единый План Счетов ( ЕПС ) и Инструкция по его применению.

ЕПС состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:

Бюджетные учреждения учитывают денежные средства на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ; в ред. от 03.11.2015). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (в ред. от 29.12.2014).

Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — денежные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Бюджетные организации наличные средства получают в банке по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре Федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы Федерального казначейства. Доходы по предпринимательской деятельности, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.

Виды лицевых счетов

В территориальном органе Федерального казначейства учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

20 — предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений. На этом счете отражаются операции со средствами субсидий, полученных на выполнении государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, капитальные вложения), средствами, полученными по предпринимательской деятельности, доходами от сдачи имущества в аренду, а также средствами, поступающими в обеспечение заявки на участие в закупках и исполнения контракта;

21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели и капитальные вложения (ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ);

22 — лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

В Органе Федерального казначейства для осуществления операций учреждению здравоохранения ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировском районе» города Екатеринбурга открыт единый лицевой счет по поступлению и расходованию денежных средств, на который зачисляются:

  • субсидии на выполнении государственного задания (бюджетные ассигнования);
  • доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности.

Учреждение занимается в том числе предпринимательской деятельностью (оказание санитарно-эпидемиологических услуг на платной основе юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключив с ними договора).

Для раздельного учета движения денежных средств за счет разных источников финансирования, отражения операций в бухгалтерском учете по видам деятельности применяется код вида финансового обеспечения (КФО).

Порядок учета субсидий определен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 06.08.2015; далее — Инструкция № 157н). В соответствии с ним следует применять код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4) «Субсидии на выполнение государственного задания»

По предпринимательской деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2) «Доходы от оказания платных услуг».

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2016.

Как правильно вести бухгалтерский учет по поступлению и расходованию внебюджетных средств (доходов от оказания платных услуг)? Как формируются доходы и фактические расходы в разрезе кодов бюджетной классификации? Как формируется себестоимость по видам затрат? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в предлагаемом материале.

Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета по внебюджетной деятельности на примере бюджетного учреждения, которое финансируется путем выделения субсидий на выполнение государственного задания (оказание санитарно-эпидемиологических услуг). Кроме бюджетной деятельности, оно оказывает санитарно-эпидемиологические услуги на платной основе юридическим и физическим лицам на основании заключенных с ними договоров, то есть занимается иной приносящей доход деятельностью, руководствуясь Перечнем платных услуг (утвержден приказом предприятия).

Если в бюджете в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция) применяется код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4), то по иной приносящей доход деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2).

Доходы от оказания платных услуг учитываются по кредиту счета 2.401.10.130.

Рассмотрим некоторые проводки:

1. Заказчику оказали услугу, выполнили работу. На основании акта выполненных работ, подписанного обеими сторонами (заказчиком и исполнителем услуг), начисляем доход:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130.

2. Заказчик оплатил оказанную услугу, денежные средства поступили на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.205.31.660.

3. Заказчик оплатил оказанную услугу в кассу учреждения:

Дебет счета 2.201.34.510 Кредит счета 2.205.31.660.

4. Выручку от оказания платных услуг из кассы учреждения по объявлению на взнос наличными сдаем на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.210.03 560 Кредит счета 2.201.34.610.

5. Денежные средства (выручка) зачислены на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.210.03.660.

Поступление денежных средств отражается по дебету счета 2.201.11.210.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 17.01.

6. Внутриведомственные расчеты между головным учреждением и филиалом по доходам отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 2.304.03.130 Кредит счета 2.401.10.130.

Итак, доходы отражаются по кредиту счета 2.401.10.130 (КОСГУ 130).

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом прямых, накладных (косвенных) и общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией. Учреждение в учетной политике должно определить порядок и периодичность отражения расходов на этом счете. Предположим, расходы отражаются по итогам месяца.

В бухгалтерском учете расходы делятся на прямые, общехозяйственные, накладные (см. рисунок). К прямым расходам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию, которые заняты оказанием санитарно-эпидемиологических услуг, и начисления на выплаты по оплате труда (страховые взносы) этих специалистов, а также расходные материалы (химические реактивы бактериологические препараты, среды, спирт и т. д.), которые непосредственно используются в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы — это расходы на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат), услуги связи, транспортные услуги, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного и вспомогательного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании санитарно-эпидемиологических услуг, на содержание объектов недвижимого имущества.

Косвенные производственные затраты нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, на обслуживание производственного процесса, на командировки, обучение сотрудников и т. д. Они подлежат распределению между видами финансового обеспечения деятельности (КФО).


КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ УЧРЕЖДЕНИЯ

Как видим, на рисунке прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу «производственные расходы» Накладные расходы в этой группе подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам). На основании п. 135 Инструкции общехозяйственные расходы учреждения за отчетный период (месяц) распределяются на себестоимость работ, услуг, а нераспределенные расходы — на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера. На основании п. 136 Инструкции сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации работ, услуг, является издержками обращения, которые тоже относятся на увеличение расходов текущего года.

Итак, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов определяется предпариятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение государственного задания планируются на основании данных, полученных от учредителя. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг). Общие расходы согласно учетной политике распределяются пропорционально доходам по видам деятельности. Рассмотрим на примере, как распределяются общие расходы между видами деятельности на стадии планирования.

Доходы предприятия по видам деятельности составляют:

  • субсидии, на выполнение госзадания — 10 020 000 руб.

приносящая доход деятельность — 30 000 000 руб.

На уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество учреждения, выделено 20 000 руб.

Бюджетные учреждения по общему правилу все операции с поступающими им средствами осуществляют через лицевые счета (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). При этом п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ содержит прямой запрет на размещение бюджетным учреждением денежных средств на депозитах в кредитных организациях , если иное не предусмотрено федеральными законами. В то же время положения валютного законодательства не исключают возможность открытия бюджетными учреждениями счетов в кредитных организациях для осуществления операций в иностранной валюте.

Автономные учреждения вправе, но не обязаны осуществлять все без исключения операции с поступающими им средствами через лицевые счета - ряд платежей эти учреждения могут осуществлять через счета, открываемые в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).

Бюджетные и автономные учреждения открывают лицевые счета (см. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5291):

- в территориальных органах Федерального казначейства;

- в финансовых органах субъектов РФ;

- в финансовых органах муниципальных образований.

Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, утвержден утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н) *(1). Взимание платы за обслуживание этих лицевых счетов Порядком N 21н не предусмотрено.

Территориальные органы Федерального казначейства могут открывать и вести лицевые счета бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с соглашениями , заключенными:

- с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) - в отношении лицевых счетов бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, п. 1 Порядка N 21н);

- с органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя - в отношении лицевых счетов автономных учреждений (ч. 3.1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, п. 1 Порядка N 21н).

Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований), открываемых в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), определяется этими финансовыми органами (ч. 3 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ)*(2).

Территориальные органы Федерального казначейства открывают бюджетным и автономным учреждениям следующие виды лицевых счетов (п. п. 5, 6, 8.2 Порядка N 21н):

Вид лицевого счета

Код лицевого счета*(3)

Лицевой счет бюджетного учреждения

Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения

Лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС

Лицевой счет автономного учреждения

Отдельный лицевой счет автономного учреждения

Лицевой счет автономного учреждения для учета операций со средствами ОМС

На "основном" лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения (коды 20, 30) подлежат отражению операции, осуществляемые за счет:

1) средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

2) собственных доходов, полученных при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ;

3) средств во временном распоряжении.

В некоторых публично-правовых образованиях существует практика открытия нескольких лицевых счетов (для учета операций по каждому из перечисленных выше видов средств).

Отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (коды 21, 31) предназначен для учета операций со средствами:

1) субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);

2) субсидий на осуществление капвложений, предоставляемых в соответствии со ст. 78.2 БК РФ (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код 14) применяется для отражения операций бюджетного (автономного) учреждения, осуществляемых в связи с принятием бюджетных полномочий получателя бюджетных средств (пп. "м" п. 4 Порядка N 21н). К таким операциям относятся:

1) операции со средствами бюджетных инвестиций, предоставляемых в соответствии со ст. 79 БК РФ (см., например, пп. "б" п. 14, п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13);

2) операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (см., в частности, п. 5 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; пп. "д" п. 6, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590).

Лицевой счет по переданным полномочиям открывается получателю бюджетных средств, передающему свои бюджетные полномочия, по месту нахождения принимающего бюджетные полномочия бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 11 Порядка N 21н).

По общему правилу проведение кассовых операций со средствами бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете (ч. 6 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, письмо Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2701). Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций утвержден*(4):

- для бюджетных учреждений - приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н;

- для автономных учреждений - приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н.

Санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений осуществляется в отношении отдельных операций. Так, расходы за счет средств субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капвложений осуществляются после проверки (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ):

- документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

- соответствия содержания операции целям предоставления субсидии.

Например, санкционирование расходов федеральных бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н*(5).

Примечание

Что касается расходов бюджетных (автономных) учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства ОМС, то до 29 декабря 2015 года они осуществлялись после проверки соответствия содержания операции кодам КОСГУ (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.11 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н;

- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 21.01.2011 N 53;

- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 17.11.2010 N 21-53-80.

*(3) Первый и второй разряды номера лицевого счета.

*(4) При проведении кассовых операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) соответствующие порядки определяются этими финансовыми. См., например:

- Порядок, утв. Приказом Департамента финансов г. Москвы от 22 декабря 2016 г. N 300;

- Порядки, утв. приказами Министерства финансов Республики Татарстан от 31.12.2010 N 21-53-92, от 31.12.2010 N 21-53-93.

*(5) На уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются аналогичные правовые акты. См., например:

- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 24.11.2014 N 194;

- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 27.10.2010 N 21-53-74.

Территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета бюджетных и автономных учреждений в порядке, установленном Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 №24н, согласно которого бюджетным учреждениям открываются лицевые счета 2-х видов:

- лицевой счет бюджетного учреждения (код 20) – для учета операций со средствами бюджетных учреждений, за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- отдельный лицевой счет бюджетного учреждения (код 21) – для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

В соответствии с п. 8 статьи 9.2 Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ: «Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

«Внебюджетный» лицевой счёт бюджетного учреждения (код 20) создаётся для учёта операций со средствами бюджетных учреждений, заработанными ими самостоятельно в соответствии с уставом ГБУ, МБУ, и расходуемыми по распоряжению руководителя ГБУ, МБУ на уставные цели. Для учреждений культуры это могут быть средства, полученные за профильную деятельность (реализация билетов на мероприятия в сфере культуры, проводимые силами МБУ, например за счёт спонсорских пожертвований, средств частных инвесторов или собственных ресурсов, но не за счёт бюджетных субсидий!).Также, это могут быть доходы, отражаемые на л/счете (код 20), которые являются отчислениями, полагающимися ГБУ, МБУ в качестве доли прибыли от участия в ООО «Кластер». Тогда эти доходы называются «внереализационными». И с тех, и других видов доходов выплачиваются полагающиеся налоги (см.ниже). Полученные и отражённые на лицевом счёте (код 20) средства, за вычетом налогов, впоследствии расходуются ГБУ, МБУ на профильные цели развития культуры (и/или района в целом, в соответствии с уставом).

Нельзя отражать на данном лицевом счёте (код 20) средства, переданные из бюджета, в том числе те, которые позволили ГБУ, МБУ получить прибыль. Прибыль, полученная в результате использования субсидий, например от организации концертов, проведённых за бюджетный счёт, но принесших коммерческий доход, целиком подлежит зачислению в бюджет. Для проводок такого рода используется «бюджетный» л/счёт (код 21). Налоги за полученный и перечисленный в бюджет доход не выплачиваются, сам доход в распоряжении ГБУ, МБУ не сохраняется.

Лицевой счёт (код 21) используется для учёта операций с бюджетными средствами, предоставляемыми в виде субсидий из любого уровня бюджета, в том числе в соответствии с бюджетным заданием. Также, и бюджетные инвестиции, направленные на поддержку бюджетного учреждения (содержание и деятельность), отражаются именно на данном лицевом счёте. Здесь же отражается прибыль, полученная от использования субсидий и подлежащая зачислению в бюджет.

Прибыль от ведения коммерческой деятельности, которую ГБУ, МБУ ведут собственными силами или получают в качестве доли от участия в ООО «Кластер»(не за счёт субсидий и бюджетных инвестиций!), на «бюджетном» лицевом счёте (код 21) не отражается, для этого, повторимся, используется «внебюджетный» л/счёт (код 20).

Таким образом, учет, налогообложение в бюджетном учреждении осуществляются в соответствии со следующими регламентными процедурами и нормативными правовыми актами.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий,предоставленных бюджетным учреждениям (подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Если в устав ГБУ, МБУ внесена запись об участии в реализации программ развития региона (района), то все виды работ в рамках таких программ могут служить для бюджетного учреждения источником прибыли и отражаться на «внебюджетном» лицевом счёте (код 20).

Как указывалось выше, доходы, полученные от приносящей такой доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения не вправе применять:

- упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ);

- единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).

В общеустановленном порядке, бюджетное учреждение уплачивает НДС от платных услуг, в том числе от аренды, а также госпошлину за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог. Основным видом учета для бюджетных учреждений является – бюджетный (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ).

Таким образом, рассмотренный вопрос о возможности участия ГБУ, МБУ в качестве учредителя коммерческих организаций получает приведённый выше, развернутый ответ в виде законодательных норм, которые регламентируют не только участие, но и систему налогообложения всех видов доходов, возникающих для ГБУ, МБУ благодаря такому участию.

Практика показывает, однако, что ГБУ, МБУ открывают в казначействе, как правило, один лицевой счёт («бюджетный», код 21), на который зачисляют поступающую от коммерческой деятельности прибыль. Хотя балансы по бюджетным и внебюджетным доходам ведутся раздельно, вся прибыль ГБУ, МБУ зачисляется в соответствующий бюджет – откуда, в качестве субсидий и бюджетного задания, производится финансирование деятельности учреждения. Такая схема не только лишает ГБУ, МБУ мотивации к зарабатыванию собственных средств, но также ставит орган власти соответствующего уровня в невыгодное положение, когда возросшие (за счёт деятельности ГБУ, МБУ) доходы бюджета могут послужить сигналом для сокращения трансфертов из вышележащих бюджетов на том «основании», что в регионе (районе) достаточно собственных средств на самообеспечение территории.

Пока доходы от предпринимательской деятельности ГБУ, МБУ незначительны, секвестирование бюджетных трансфертов, направляемых «сверху» в сторону региона, района вряд ли произойдёт. Однако, стоит лишь начаться серьёзному увеличению поступлений в территориальный бюджет со стороны ГБУ, МБУ (участвующих в проектах регионального развития), как данный процесс может привлечь внимание вышестоящих финансовых органов, вследствие чего региону откажут в поддержке на сумму дополнительно полученных бюджетными учреждениями доходов. В подобной ситуации, стимулов для осуществления системы АС путём участия ГБУ, МБУ в хозяйственных обществах у региональных (районных) властей не просматривается, и к системе АС такая схема отношения не имеет.

Выходом является использование законодательства (п.3 ст.298 ГК РФ), с целью разделения бюджетных и внебюджетных средств МБУ, ГБУ на разных счетах (коды 20 и 21), притом что прибыль, полученная от самостоятельной хозяйственной деятельности и долевого участия в деятельности ООО «Кластер», остаётся в самостоятельном распоряжении учреждения (на л/счёте код 20), а не зачисляется в территориальный бюджет. В этом состоит первый элемент системы АС, касающийся государственных и муниципальных учреждений – участников ООО «Кластер».

В качестве рекомендации по практической реализации модели, для ГБУ, МБУ (профиль: культура) предлагается открыть в Федеральном казначействе «внебюджетный» л/счёт (код 20), провести небольшой концерт за счёт привлечённых средств (выступят самодеятельные коллективы), или провести КВН; получить средства за реализацию билетов (см: нужен кассовый аппарат!) и совершить первую проводку этих средств через «внебюджетный» л/счёт, затратив их впоследствии, например, на минимальную оплату артистов (с учётом отчислений НДФЛ 13 %). Все операции будут законны, и механизм окажется налажен.

С учётом того, что ожидается введение законодательного ограничения на внесение в уставы ГБУ, МБУ иных видов деятельности, кроме профильных (культура, образование и так далее), система АС предполагает в дальнейшем формирование ГБУ, МБУ исключительно под цели и задачи регионального развития (основной вид деятельности: участие в создании и реализации региональных программ, проектов).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: