Деньги зависли в казначействе как вернуть

Обновлено: 28.04.2024

Федеральное казначейство ввело очередные поправки в правила возврата неуточненных платежей и в порядок сопровождения финансовых операций. Но корректировки коснутся только тех учреждений, счета которых учитывает ведомство. Окончательный вердикт и публикация поправок назначены на 28.04.2022.

18 апреля 2022 года государственное казначейство объявило о поправках в порядке сопровождения финансовых процедур. Также ведомство продлило срок рассмотрения заявки на определение невыясненных поступлений и скорректировало правила обслуживания счетов. Окончательное решение власти вынесут в конце апреля.

Нововведения в процедуре казначейского сопровождения

В декабре 2021 года федеральное казначейство в Приказе №21н объявило, что непосредственные участники системы обслуживания обязаны отправлять ряд документов в местное ведомство. По словам сотрудников, изначально правила введены до 01.01.2023.

Однако в апреле 2022 года Минфин продлил этот срок до конца 2024 года. И теперь государственные автономные предприятия, управленцы внебюджетными фондами, получатели бюджетных средств, а также компании, лицевые счета которых открыты для ключевого подразделения Центробанка, должны сдавать в ТОФК:

    , сокращенный, сводный ордер на кассовый расход. При заполнении бланков используется Приложение № 2, № 1, для муниципалитетов нужна памятка. , которую необходимо оформлять только в электронном формате, используя ЭЦП. Если такой возможности нет, то бумажную версию надо принести вместе с техническим устройством, где будет продублирована информация.
  • Заявление на получение денег наличными или по карте. Для оформления запроса на возврат средств, перечисляемых на карточку, необходимо воспользоваться соответствующими правилами.
  • Распоряжения о финансовом движении и уведомления об уточнении валютных операций.

Федеральное ведомство планирует увеличить срок уточнения невыясненных платежей до 20 суток. Сейчас же на основании п. 65 гл. XI Приказа № 21н на процедуру отводится максимум 10 рабочих дней. Отсчет времени начинается с момента перевода средств на казначейский счет либо в тот день, когда учреждение получило запрос на уточнение поступившей суммы.

В течение трех недель платежи будут выяснять и государственные получатели бюджетных денег, которые находятся во временном распоряжении. Но период лимитирован только для ответа на заявку от казначейства.

Как изменились правила обслуживания казначейством

Порядок возмещения невыясненных поступлений тоже изменен. Так, если предприятия не уточнят принадлежность, то плательщику средства не вернут автоматически, потому что ведомство уже откорректировало нормы возврата. По их словам, деньги вернут или переведут на другой счет казначейства при получении соответствующего запроса с такой просьбой.

Причем правило распространяется на все платежи. От поступивших на счета, которые учитываются любыми бюджетными и автономными предприятиями, до находящихся во временном распоряжении ПБС.

Казначейство изменило правила на основании Письма № 07-04-05/05-6708, где утверждены номера счетов, куда перечисляют невыясненные суммы:

  • 03212 ─ деньги, поступившие ПБС во временное владение;
  • 03214 ─ суммы, принадлежащие государственным автономным и бюджетным предприятиям;
  • 03216 ─ средства ПБС, которые финансируются госбюджетом.

Возврат излишне или ошибочно уплаченных денежных средств

В целях исполнения Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2021 № 137н, и пункта 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 № 66н (далее - Порядок №66н), для плательщиков разрабатывается новая форма Заявления на возврат денежных средств, а также форма согласия на обработку персональных данных, которые до 26.11.2021 (до момента вступления в силу Порядка №66н) будут размещены настоящем в разделе.

Каким образом оформить возврат ошибочно или излишне перечисленных платежей?

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принимается администратором доходов бюджета.

Рекомендуем: Обращаться к администратору доходов бюджета – получателю денежных средств.

Как по платежному документу определить администратора доходов бюджета?

Наименование администратора доходов бюджета указывается в скобках в реквизите «Получатель» платежного документа после указания наименования органа Федерального казначейства.


Что делать, если от администратора доходов бюджета получен ответ о том, что платеж не зачислен на его лицевой счет (учтен как невыясненное поступление)?

Поступления, учтенные органом Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства.

Рекомендуем: Обращаться в орган Федерального казначейства по месту зачисления платежа.

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").


В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации принимает администратор доходов бюджета, и представляет поручение в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата, зачета (уточнения) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, значения ИНН, КПП которого указаны в платежном поручении (платежном ордере банка) в реквизитах «ИНН» получателя и «КПП» получателя.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется территориальным органом Федерального казначейства плательщику на основании Заявки на возврат, представленной администратором доходов бюджета, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней.

Зачет (уточнение) денежных средств осуществляется территориальным органом Федерального казначейства на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, представленного администратором доходов бюджета.

Таким образом, в случае необходимости возврата, зачета (уточнения) денежных средств, перечисленных в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимо обращаться с письменным заявлением к администратору доходов бюджета, чьи реквизиты указаны в платежном поручении (платежном ордере банка).

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

Федеральное Казначейство выпустило письмо № 07-05-04/16453 от 03.08.2018, в котором разъяснило некоторые вопросы относительно невыясненных поступлений.

Невыясненные платежи

В соответствии с бюджетным законодательством РФ Федеральное казначейство осуществляет учет невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, по коду бюджетной классификации доходов 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» без разделения по типам плательщиков.

Открыть оригинал изображения (1833x879, 0.63 Мб)


Так, на 01.07.2018 невыясненные платежи составляли более 11 млрд. рублей.

Причины

Наиболее частыми причинами отнесения платежей на невыясненные поступления являются:

— отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;

— отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;

— отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.

Куда обращаться

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

Как вернуть

Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.

Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.

Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: