Где хранят деньги евреи

Обновлено: 07.05.2024

32% нобелевских лауреатов — евреи, 100 из 400 богатейших американцев — евреи, в списке Forbes — евреи. Но почему у них всегда есть деньги? Знают какой-то секрет?

Не знаете, как поступить? Обратитесь за советом к еврею. Хотите найти хорошего репетитора или врача? Спросите у еврея. Ведь представители этой национальности всегда имеют под рукой идеального по соотношению «цена — качество» специалиста. А еще считается, что у них всегда есть деньги. Не зря же евреи испокон веков давали в долг.

С одной стороны, идея о евреях «при деньгах» — это антисемитский (враждебный в отношении евреев) миф. Он возник еще в эру раннего христианства, когда евреи были единственным народом, которые давали деньги в долг с условием их возврата с процентами. Христиане считали, что так делать нельзя, потому что давать деньги под проценты — значит продавать время, а время принадлежит только Богу.

С другой стороны, в некоторой степени это правда. Евреи демонстрируют успехи. Вот статистика: 32% нобелевских лауреатов — евреи, 100 из 400 богатейших американцев — евреи. Но почему так происходит? Попробуем разобраться.

Ответ на этот вопрос искали многие. Американский аналитик Стивен Силбигер даже написал книгу на эту тему, назвав такую необъяснимую удачливость «еврейским феноменом». В итоге большинство экспертов сошлись на том, что залог успешности евреев держится на нескольких столпах.

1. Большинство еврейских матерей поддерживают своих детей

И не давят на них. Ребенку с ранних лет прививают мысль о том, что он особенный. Ощущение собственной избранности и одновременно ответственности за нее толкает вперед. Психологи и педагоги считают, что это позитивно влияет на психику ребенка.

2. У евреев другое историческое отношение к деньгам

Нет присущей христианам идеи, что «проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие» (из Священного Писания).

3. Они не могут позволить себе держать во главе бизнеса неэффективного лидера

В период становления христианства евреи стали единственными монотеистами (те, кто верят в единого бога), которые не признали Иисуса мессией. Все потому, что с иудейской точки зрения пророк должен прийти и доказать свою состоятельность не проповедями, а конкретными действиями: навести порядок в экономике, устранить социальные проблемы. Именно такой исторически сложившийся материалистичный подход к делу не позволяет евреям держать во главе бизнеса или страны неэффективного лидера.

4. Они не тратят силы на духовные метания

Иудаизм — ортопраксическая (акцентируется на правилах поведения и соблюдении обрядности) религия, где прописаны все шаги от А до Я: как мыться, что есть, когда и как ложиться спать, зачем жить. Когда ты меньше занят душевными метаниями и не тонешь в экзистенциальном кризисе, остается больше времени на работу.


Очень много раз я слышала о том, что среди евреев много богачей. Однако, в чем секрет их финансовой состоятельности, я поняла только после того, как узнала их способы хранения сбережений. Думаю, любому человеку, мечтающему о финансовой независимости, стоит перенять манеры накопления средств у представителей этой национальности.

Денежный мицвот

Я много раз слышала о том, что деньги всегда возвращаются. Иными словами, если вы хотите получить прибыль, сначала нужно что-то отдать.

Я была удивлена тому, что почти любому еврею знакомо такое понятие, как мицвот, которое связано непосредственно с деньгами. Получая какую-то прибыль, еврей жертвует ее часть на помощь тому, кто в ней действительно нуждается. Как показывает практика в основном часть денег отдается на содержание детей, а также на оказание помощи малоимущим.

В Шабате говорится о том, что для богатства надо дать десятину из прибыли на цдаку. Это действие позволяет объединить два самых важных аспекта жизни человека - духовный и материальный.


Разделение сбережений

Второй фактор, на который обращают внимание евреи, - это разделение сбережений. По мнению мудрецов, все доходы нужно делить на три равные части, одна из которых должна пойти на бизнес, вторая - на повседневные расходы, а третья - на тот случай, который сам человек посчитает особенным.

Даже Тора учит организовывать правильное хранение сбережений. Именно в ней говорится о том, что все имеющиеся сбережения нельзя хранить в одном месте (обратите внимание на пример с разделением скота на два лагеря, мол, если на одну половину буде совершен набег, то вторая сумеет пуститься в бегство).


Благодарность

Еврейские мудрецы уверены в том, что для достижения богатства нужно постоянно молиться и благодарить Бога за то, что он посылает все возможности для его достижения. За любой успех нужно благодарить Творца, осознавая при этом, что все личные достижения были совершены по его воле.

Евреи уверены, что богатство никогда не случится, если сам человек не станет желать его достижения, ведя свои дела честно и упорно.

Где евреи хранят свои деньги

Откладывать свои сбережения на депозит согласна лишь небольшая доля представителей еврейского народа. В основном они хранят свои сбережения и ценности либо дома, либо в специальной банковской ячейке - это, по мнению большинства, самые надежные варианты.

Однако самые состоятельные израильтяне все время находятся в поиске того, куда бы им вложить накопленные средства, чтобы приумножить их, ведь, по общему мнению успешных людей, они должны не лежать без дела, а работать и приумножаться. При всем этом каждый из них четко понимает желаемый уровень жизни и предпринимает все действия, чтобы позволить себе его.


Многие израильтяне принимают участие в накопительных программах, проводимых банками. Откладывая небольшие суммы ежемесячно, людям удается накопить приличные суммы, которые впоследствии идут на оплату достойного образования детей, покупку жилья для них, а также проведение больших празднований (например, свадьбы или достижения ребенком религиозного совершеннолетия).

Евреи очень любят вкладывать деньги в недвижимость, причем как в коммерческую, так и в жилую, ведь и та, и другая всегда была и остается очень надежной "валютой", с которой всегда можно поиметь прибыль. В целом, выбирая сферу для вложений, редкий еврей гонится за быстрой прибылью - в основном представители этого народа выбирают долгий, но уверенный путь, результатом которого точно будет прибыль.

Стоит отметить, что главным залогом богатства многих евреев является любовь к деньгам и процессу их заработка, которая прививается каждому ребенку с самого детства. Именно поэтому любой еврей всегда старается заработать, как только ему подворачивается любая возможность, пусть даже совсем малая.


Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Стереотип

В мире сформировалось устойчивое представление о евреях как о людях хитрых, скупых и жадных. Отчасти именно это не добавляет им популярности среди гоев (так они называют неевреев). У людей закрепилось мнение, что только стяжательством, жадностью и нечестными методами можно сколотить такое состояние.

Однако этот стереотип не имеет ничего общего с действительностью. Евреи действительно любят деньги (ну, а кто не любит?), но их можно назвать скорее бережливыми, экономичными и расчетливыми, нежели скупыми. Благодаря своей проницательности и дальновидности они всегда четко знают, как распорядиться капиталом, чтобы приумножить доход и получить выгоду. Для этого им достаточно следовать несколько базовым принципам по управлению средствами. С ними мы сейчас и познакомимся.

Умелое инвестирование


Главное, что позволяет евреям всегда оставаться на плаву, это грамотное вложение средств. Для большинства людей характерна такая особенность: получив некоторую сумму денег, они немедленно спускают ее на какие-то личные нужды - возможно, важные, но все же зачастую с этими расходами можно и подождать.

Иудеи поступают совсем иначе. Если у них есть деньги, то они стараются сохранить их. Самый удобный способ - это инвестирование. Евреи всегда тщательно изучают проект, в который собираются вложиться, чтобы избежать ошибки и не лишиться денег. Внимательно ознакомившись со всеми нюансами, они принимают решение. Столь тщательное планирование приводит к тому, что они очень редко теряют потраченные средства. Наоборот, их деньги возвращаются к ним в приумноженном виде.

Знание - сила

Евреев можно по праву охарактеризовать как одну из самых умных и образованных наций на земле. Обучение ребенка начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. Даже получив высшее образование, евреи на этом не останавливаются, а получают еще одно или же занимаются самообучением.

Постоянная тренировка умственных способностей делает их грамотными аналитиками, стратегами и мыслителями. Они понимают, что деньги не упадут с неба, а значит, придется напрячь извилины, чтобы их получить. И они с готовностью и упорством занимаются самосовершенствованием, чтобы всегда уметь просчитать все варианты.

Умеренная воздержанность

Евреи являются до некоторой степени аскетами. Нет, они не те анекдотичные персонажи, чья скупость не знает границ, просто они действительно не склонны предаваться излишествам и показной роскоши. Иудеи умеют экономить на всем: питании, одежде, мебели и посуде, образовании. К примеру, они скорее выберут хорошие бесплатные курсы, чем пойдут на дорогостоящее обучение.


Показательным примером является один из богатейших людей в мире Марк Цукерберг. Будучи в числе основателей Facebook, Цукерберг заработал не только популярность, но и огромное состояние. При этом сам он ведет очень скромный образ жизни, носит простые джинсы и футболки, а обедает иногда в дешевых закусочных.

Евреи понимают, что показное богатство и кичливость - это не путь к преуспеянию. Поэтому дешевые понты им не свойственны.

Взаимовыручка

В иудаизме присутствует такая заповедь, как цдака, что в переводе означает "благотворительность, справедливость". У евреев принято всегда подавать ближнему и жертвовать средства на благотворительность. Нуждающемуся человеку они готовы предложить не столько деньги, сколько работу, то есть способ эти деньги добывать самому.

Дело в том, что богатство у иудеев - это не только результат их кропотливого труда, но, по их мнению, еще и дар свыше. В этом они сильно отличаются от русских и американцев. То есть господь в своей милости позволил им разбогатеть, значит, гордиться тут особенно нечем, нужно смиренно принять свое преуспеяние и поделиться им с теми, кто в этом нуждается.

Поэтому еврей, переехавший, к примеру, в другую страну, может всегда рассчитывать на помощь своих собратьев по вере. Деловые отношения они тоже предпочитают вести между собой.

Также для иудеев очень важна семья. На детях евреи не экономят, всегда стараются дать им лучшее. Высоко почитаются и жены. Например, еврей с удовольствием на заработанные деньги купит супруге в подарок украшение. И жена рада, и деньги остаются в семье, чтобы перейти к следующим поколениям.


Вера в себя

Большинству евреев свойственно чувство самостоятельности, независимости и веры в свои силы. Позитивное мышление помогает им не предаваться жалости к себе в случае неудачи, а двигаться дальше. Уверенность в том, что все получится, приводит их к успеху.

Приведем такой пример. Американская предпринимательница еврейского происхождения Эсте Лаудер уже с детства начала развивать свой бизнес. Когда ей было шесть лет, в их доме поселился ее дядя-химик. У него была маленькая лаборатория в сарае за домом, где он создавал средства по уходу за кожей. Юная Эсте сразу же заинтересовалась его производствам и быстро стала вникать в суть дела.

Затем девочка занялась дистрибуцией продукта. Она не боялась предлагать прохожим на улицах, в метро, у входов в магазины бесплатные образцы косметики. А ее собственная безупречная кожа была лучшей рекламой качества продукции.

Предприимчивость

Продолжим рассказ об Эсте. Уже став успешной предпринимательницей в США, она продолжала искать способы расширить рынок сбыта, в том числе в европейских странах. Однажды она пришла в фешенебельный магазин Парижа и разбила об пол стеклянную бутылочку своих духов. Аромат распространился по магазину, и очарованные им женщины сразу заинтересовались продукцией.

Кроме того, Эсте любила лично консультировать своих покупательниц, стоя за прилавком своего магазина. Наконец, она ввела схему "подарок с покупкой", что, естественно, еще больше привлекло к ней покупателей.

Получается, что для успеха дела евреи всегда готовы проявлять смелость и предприимчивость, искать новые способы "раскрутить" свой бренд, а главное - неизменно верить в себя и свои силы.

Шаббат


Одна из еврейских традиций, которая помогает экономии, это шаббат. Седьмой день недели (в иудаизме это суббота) должен быть свободен от работы и любого взаимодействия с финансами. Проще говоря, в этот день евреи по возможности вообще не притрагиваются к деньгам, а значит, способов расстаться с ними практически нет.

Вы можете опробовать этот способ: пусть на неделе у вас будет хотя бы один день, когда вы воздержитесь от абсолютно любых трат.

Ни шагу назад

И, пожалуй, еще одно качество евреев, которое помогает им экономить и приумножать нажитое, это их высочайшая мотивация и целеустремленность. Иудеи искренне считают, что бедным быть глупо. Еврейка Линда Вачнер, президент компании Max Factor, не побоялась выбиваться в люди из самых низов. Она работала продавщицей, затем, благодаря уму и упорству, поднялась до закупщика, исследователя рынка и, наконец, до президента.

Берясь за какое-то дело, нельзя отступать, если сталкиваешься с трудностями. Настойчивость на пути к победе, вера в себя, упорство и решительность - вот качества, которые помогают евреям успешно добиваться всех целей и зарабатывать деньги.

Очень хотелось бы с гордостью ответить: «В сберегательных кассах!», но это, конечно, не так. Увы, значительная часть израильтян предпочитает обратить имеющиеся у них сбережения в доллары или евро и хранить их дома. Это связано, во-первых, с тем, что проценты, выплачиваемые израильскими банками по вкладам, смехотворно малы – порядка 1,5–2 % годовых, а во-вторых, со сформировавшимся у израильтян недоверием к своей национальной валюте. Несмотря на то что в последние десятилетия шекель является довольно устойчивой валютой, память о галопирующей инфляции 70-80-х годов у израильтян еще сохраняется и заставляет их переводить свои сбережения в доллары.

Привычка израильтян хранить дома немалые суммы наличными, разумеется, хорошо известна местным ворам и грабителям, в связи с чем число квартирных краж и ограблений хозяев подчас с убийством последних в 90-е годы в Израиле непрерывно росло. Та же привычка приводит и к различным курьезам. К примеру, осенью 2006 года после смерти одной почтенной жительницы Офакима ее наследники обнаружили у нее под кроватью чемодан, в котором лежали новенькие купюры на общую сумму в 1 200 000 шекелей. Но не нынешних «новых шекелей», а тех, дореформенных, о которых было рассказано в главе «Собственно деньги». Когда родственники покойной пришли с этим чемоданом в банк, им сказали, что готовы взять у них эти деньги за… 100 с небольшим шекелей. По расценкам нумизматов состояние усопшей оценивалось в несколько тысяч шекелей, но этих нумизматов еще нужно было найти. А между тем, если бы бабушка хранила эти деньги в банке, то даже с учетом всех денежных реформ и одновременно с учетом набежавших процентов ее наследникам досталось бы несколько сотен тысяч шекелей.

Нужно заметить, что зажиточные, обладающие немалыми личными накоплениями израильтяне также не спешат помещать их на свой банковский счет. Многие из них арендуют в банках специальные личные сейфы, куда и кладут наличные и фамильные драгоценности. Этот способ хранения считается более надежным, чем хранение денег дома, хотя в последние годы было совершено немало дерзких ограблений банков, причем грабители сосредотачивались именно на вскрытии таких личных сейфов.

Лишь менее 20 % израильтян играют на Тель-Авивской бирже – несмотря на то, что в последние годы она устойчиво растет и приносит своим вкладчикам неплохие дивиденды.

Вместе с тем многие израильтяне имеют накопительные программы в банках, куда делают регулярные отчисления, – эти деньги обычно предназначаются для оплаты учебы детей в университете, празднования бар-мицв и бат-мицв (достижения мальчиками 13 лет и девочками 12 лет – возраста религиозного совершеннолетия), свадеб и т. д.

Впрочем, большинство израильтян озабочены вопросом не о том, куда вложить лишние деньги, а о том, где бы им взять те деньги, которых им не хватает на тот уровень жизни, какой они считают достойным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДЕНЬГИ

ДЕНЬГИ Кто такой экономист? Это человек, который, не имея ни гроша в кармане, дает такие советы, что если все люди будут им следовать, то тоже окажутся без

Деньги

Деньги В нашем государстве нужно держать ухо востро. Потому как всякие «черные» вторники и четверги могут обернуться в черные недели, месяцы, годы. Кампании по выманиванию государством денег у своего народа в нашей стране стали регулярными. Надо сказать, что угроза

Евреи и израильтяне: две большие разницы

Евреи и израильтяне: две большие разницы Если вы не можете мгновенно отыскать Государство Израиль на политической карте мира, не смущайтесь, — всего каких-то лет двадцать назад авторам этой книги данная задача тоже давалась с немалым трудом. Тем более что государство

Глава 17. Израильтяне и деньги

Глава 17. Израильтяне и деньги Вопрос о том, как жители современного Израиля относятся к деньгам, на что они их тратят, как ими распоряжаются и, наконец, какое место отводят им в своей жизни, необычайно интересен и для экономистов, и для историков, и для этнографов, да и,

Израильтяне и деньги

Израильтяне и деньги Чрезвычайно любопытны данные различных исследований, авторы которых пытаются выяснить отношение израильтян к деньгам. Более 60 % опрошенных в ходе практически всех исследований ставят зарабатывание денег на пятое место в системе своих ценностей, в

Где деньги, Зин?

Где деньги, Зин? Из авторской песни «Диалог у телевизора» (1973) актера и исполнителя собственных песен Владимира Семеновича Высоцкого

Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги

Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги Ошибочно приписывается Наполеону I (1769—1821), теоретику военного искусства графу Раймондо Монтекукколи (1608—1680) и др.Как сообщает итальянский автор Людовико Гвиччардини в своем сочинении «Часы досуга» (1565), так

9.4. Деньги

1.23. Деньги

1.23. Деньги Даже если идете недалеко и не надолго, то возьмите на всякий случай деньги: разными купюрами, чтобы без сдачи рассчитываться и все деньги не светить. Упакуйте герметично.Деньги разделите и разложите в 2–3 места

Деньги

Деньги Жизнь – игра, а деньги – способ вести счет. (Тед Тёрнер)* * *Деньги – идиотский критерий человеческих достижений, но это, увы, единственный универсальный критерий, который у нас есть. (Чарлз Стейнмец)* * *Деньги – единственное, что не позволяет холодному миру кричать

Деньги См. также «Бедность», «Богатство», «Инфляция», «Любовь и деньги», «Политика и деньги»

Деньги См. также «Бедность», «Богатство», «Инфляция», «Любовь и деньги», «Политика и деньги» Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег. Юзеф Бестер* Деньги – это чеканенная свобода. Федор Достоевский Деньги не имеют значения –

3.5. На что немцы тратят деньги? Держат ли они деньги под подушкой?

3.5. На что немцы тратят деньги? Держат ли они деньги под подушкой? Мы не можем завидовать зарплатам немцев, не имея понятия об их расходах. А на что они тратят деньги? Возьмем для примера среднюю немецкую семью наемных работников, состоящую из 4 человек — мужа и жены с двумя

Что говорит Тора о деньгах, благотворительности, отношении к собственности и правилах ведения бизнеса?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Еврейский взгляд на деньги [↑]

Любовь к Всевышнему должна быть выше любви к материальным благам. Тора повелевает: «И люби Всевышнего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим» (Дварим 6:5) — то есть, ради Всевышнего мы должны быть готовы пожертвовать своим имуществом.

Благотворительность [↑]

Чтобы избежать греха и не нарушить запрета Торы, еврей должен пожертвовать всем своим имуществом. Однако Тора не требует, чтобы мы тратили все своё состояние на выполнение заповедей. Из закона об отделении двух десятин следует, что на выполнение мицвот мы не обязаны отделять больше 20% дохода. Сюда входят затраты на благотворительность, покупку талита, тфилина, мацы для Песаха, этрога для Суккота и т.д.

На благотворительность не рекомендуется отдавать больше пятой части дохода. Тора неодобрительно относится к тем, кто разоряет себя, упиваясь собственным благочестием. Не возбраняется, однако, завещать на благотворительность треть своего состояния.

В любом случае десятая часть дохода принадлежит Всевышнему и мы обязаны отделять десятину на помощь бедным и распространение света Торы. Эту заповедь мы получили от наших праотцов. Как сказал Яков: «…и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит 28:22). Тому же учит нас Талмуд, это выводится из книги Мишлей (Притчи царя Соломона): «Чти Господа от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений» (Мишлей 3:9).

Если кто-либо остро нуждается в помощи, следует дать десятую, а по возможности — пятую часть дохода; очень же богатые люди должны дать столько, сколько потребуется. Тора повелевает: «Открывай руку твою ему (нуждающемуся) и давай ему в долг по мере нужды его, чего не достаёт ему» (Дварим 15:8). Минимальная сумма, при которой заповедь считается выполненной, — треть шекеля в год. Сказано: «И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шекеля ежегодно для службы в Храме Б-га нашего» (Нехемия 10:33). Эту сумму должны отделять самые бедные, чтобы не нарушать заповедь о цдаке. Человек среднего благосостояния, отделяющий такую сумму, считается скупцом.

Если еврей обычно отделяет десятину исключительно на благотворительность, ему не следует использовать эти деньги на другие религиозные цели, однако он может купить на них книги или предметы религиозного назначения, если обязуется давать их в пользование бедным.

Выполнять мицвот красиво [↑]

Мы должны стараться выполнять заповеди наилучшим образом. В Торе сказано: «Он — Б-г мой, и прославлю Его» (Шемот 15:2). Исполняя заповедь, не следует пользоваться самой дешевой утварью. Если средства позволяют, важно приобрести то, что на треть дороже. Например, выбирая талит, следует купить тот, что на треть дороже самого дешёвого в магазине. Тому, кто, стараясь лучше исполнить заповеди, тратит больше, чем «самое дешевое плюс треть», Всевышний щедро отплатит в земном мире. Поэтому любой незапланированный доход следует использовать для этой цели.

Всевышнему всегда надо давать самое лучшее. Например, если община строит синагогу, нужно приложить все усилия, чтобы она получилась настолько красивой, насколько это возможно. Здесь нет места экономии, скупости или показной бедности. Тем не менее, нельзя отказывать небогатым людям, желающим внести свой, пусть и скромный, вклад. Разумеется, богатство и роскошь при таком строительстве должны сочетаться с хорошим вкусом, ни в коем случае не быть вульгарными и показными. И, конечно, это не должно осуществляться за счёт других благотворительных проектов.

Не быть расточительным [↑]

Тора также учит нас не бросать деньги на ветер: «И прикажет священник, и опорожнят дом прежде, чем придёт священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; и затем придёт священник осматривать дом» (Ваикра 14:36). В пустыне Всевышний сотворил воду для людей и для скота. Т.е. Он совершает чудеса чтобы спасти не только нашу жизнь, но и имущество. Это дает нам представление о значимости имущества.

Запрещено ломать или уничтожать любой полезный предмет. Мы узнаем это из заповеди: «Если осаждать будешь город … чтобы завоевать его… то не порти дерев его, поднимая на них топор» (Дварим 20:19). Тот, кто безрассудно ломает мебель или посуду, рвёт одежду или выбрасывает еду, нарушает эту заповедь. Более того, если человек делает это в гневе, считается, его поступок приравнивается к идолопоклонству. Нельзя без причины уничтожать или портить то, на что можно произнести благословение: «Так сказал Господь: когда есть сок в виноградной грозди, то говорят: “Не погуби её, ибо благословение в ней”…» (Йешайа 65:8). Надо отметить, что запрещено только бессмысленное уничтожение. Если же для разрушения есть серьезная причина, оно не считается нарушением заповеди. Когда речь идёт о здоровье, то, безусловно, лучше уничтожить имущество, чем подвергать себя риску.

Также запрещено портить чужое имущество и уничтожать его. Если кто-то нанёс другому ущерб, он обязан его возместить: «А кто убьёт скотину, должен заплатить за неё: животное за животное» (Ваикра 24:18).

Обман и воровство [↑]

Запрещено грабить, воровать или незаконно удерживать любое чужое имущество или деньги. «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не обирай ближнего твоего… и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра» (Ваикра 19:11,13). Надо быть предельно осторожным, чтобы ненароком не присвоить денег или имущества другого человека, будь то ребёнок или взрослый, как бы ни была мала стоимость этого имущества. Нельзя красть в шутку или чтобы подразнить человека, даже если мы собираемся немедленно вернуть «украденное». «Залог возвратит нечестивый, за награбленное заплатит…» (Йехезкель 33:15) — то есть, человек считается вором, даже если он изначально намеревался вернуть украденную вещь или заплатить за нее. Тора требует вернуть любое имущество, которое находится в нашем владении незаконно. «Он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, что нашёл» (Ваикра 5:23). Если украденную вещь уже невозможно вернуть владельцу, необходимо возместить её стоимость, какой она была на момент кражи. Если владелец переехал в дальний город, мы не должны везти ему украденное имущество, достаточно сообщить, что оно у нас, чтобы он приехал и забрал его. Если владельца уже нет в живых, возместить ущерб нужно его наследникам.

Отношение к собственности [↑]

Заимствование без разрешения считается воровством. Запрещено использовать чужое имущество без разрешения хозяина, даже если мы уверены, что он бы нам не отказал. Если мы, уходя из гостей, вместо своего по ошибке взяли чужой зонтик, то его непременно нужно вернуть, даже если наш собственный зонтик безвозвратно утерян. Если в химчистке нам по недоразумению выдали вещи другого человека, ими нельзя пользоваться, а надо приложить все усилия, чтобы вернуть их законному владельцу.

Не следует принимать подарки, которые делают не от чистого сердца, а под влиянием стыда или по принуждению. Тот, кто так поступает, уподобляется вору. «Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет» (Мишлей 15:27). Не следует также есть в доме, где еды не хватает для самих хозяев, или там, где приглашают не искренне. «Не вкушай хлеба недоброжелателя» (Мишлей 23:6).

Запрещено желать то, что принадлежит другому: «Не желай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его… ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Дварим 5:18). Человек, который вынуждает другого продать вещь, которую тот продавать не желает, нарушает заповедь «Не домогайся дома ближнего твоего… ни жены ближнего твоего, ни раба его, ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Шемот 20:14). Оба эти закона входят в Десять Заповедей и «работают» даже в ситуациях, где нет злого умысла.

Бизнес-сделки [↑]

Запрещено вести дела нечестно. «И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра 25:14). Честность в делах приравнивается к соблюдению всей Торы. Первое, что человека спрашивают на Небесном Суде: «Честно ли ты вёл свои дела?» Нельзя обманывать как евреев, так и неевреев. Более того, обмануть нееврея хуже, потому что это создаёт нам плохую репутацию и оскверняет Имя Всевышнего. В бизнесе недостаточно формального соблюдения закона. Дела нужно вести абсолютно чисто, честно и справедливо.

Запрещено давать на благотворительность деньги, полученные нечестным путём. «Я, Господь, люблю правосудие и ненавижу грабеж и несправедливость» (Йешайя 61:8). А если человек погряз в долгах, он должен вернуть их прежде, чем заниматься благотворительностью.

Во всех сферах жизни нужно всегда помнить, что Всевышний видит каждый наш шаг, и вести себя соответственно. «И делай справедливое и доброе в очах Господа» (Дварим 6:18).

Возможность хорошо зарабатывать и получать удовольствие от плодов своего труда — это большое благословение. Но нельзя ставить бизнес и карьеру выше обязанностей по отношению к Всевышнему. Тот, кто так поступает, нарушает заповедь любить Всевышнего превыше всего.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: