Грех ли копить деньги

Обновлено: 28.04.2024

У православного человека не бывает ненужных денег. Люди часто повторяют: "Копейка рубль бережет", "Деньги любят счет". Но когда мы видим, к примеру, на земле деньги, то чаще всего приходим в замешательство: брать или брать? А некоторым счастливчикам попадаются порой юбилейные или старинные купюры и монеты. Ах, какое же везение для нашедшего! Особенно для нумизматов.

Между тем первое, о чем должен подумать человек, - ронял ли лично он эти деньги? В большинстве случаев ответ будет «не ронял». Но кто-то же их уронил, верно? И не исключено, что этот «кто-то» хотел, чтобы находку поднял тот, кто нуждается в этой денежке.

А теперь давайте рассуждать так. У человека дом есть? Есть! Еда есть? Есть! Вывод какой напрашивается? Это не его деньги, потому что все необходимое у него есть.

Взять то, что тебе не принадлежит, - значит, украсть?

А знаете ли вы, друзья, что такое воровство? Или по-другому – кража? Это когда забирается принадлежащее другому. Кстати, с позиции закона формулировка такая: хищение чужого имущества, в том числе денег, – это кража. Статья Уголовного кодекса РФ 158. Минимальное наказание – штраф в 100 тысяч рублей. Максимальное – 6 лет лишения свободы.

А грабеж? Это когда чужое присваивается открыто, явно. Статья Уголовного кодекса РФ 161. И зачастую без насилия над личностью. Минимальное наказание - обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов. Максимальное - лишением свободы на срок от 6 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей. Вот такой, друзья, неожиданный поворот. И прежде, чем наклониться и взять купюры – хорошенько все взвесьте. И будьте осторожны. Вдруг это ловушка и рядом хозяин денег? А может быть, человек, потерявший портмоне, уже торопится к месту, где его выронил.

И еще. Учитывая, друзья, что одна из Божиих заповедей гласит: «не укради», вне всяких сомнений, что даже если никто не увидит, когда человек берет не принадлежащие ему деньги, все равно будет считаться, что он преступил закон. Или по-другому – совершил преступление. Отсюда и вывод: если рука поднялась взять чужое – значит, она потянулась к греху.

ТОГДА ДЛЯ КОГО ЛЕЖАТ ЭТИ ДЕНЕЖКИ?

Это милостыня, друзья. Денежки лежат и ждут человека, у которого очень трудная жизнь и аховая ситуация, кому край, как они нужны. Мы, христиане, не должны забывать, что можем милостыню творить, но не отбирать деньги у малоимущих. Эта ситуация должна нас привести к одному очень хорошему поступку - оставлять денежку на видном месте для нуждающихся. Ведь все мы знаем, что милостыня покрывает грех. Поэтому незаметно для других оставляйте копеечки людям. Кому-то хватит на хлеб или на трамвай. В этом случае человек не запачкается. Наоборот – очистится.

Вот такая у нас интересная вера, друзья. Так все тонко, столько тайн порой она вмещает, «вырисовывая» необыкновенные узоры в наших сердцах и душах.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕНЬГИ ПОДНЯЛ?

Если вдруг такое случилось, что по незнанию своему человек поднял бесхозные, найденные, к примеру, прямо посреди дороги (чего на свете не бывает!) денежки, действия его следующие. Ему надо будет не полениться и найти гражданина, просящего милостыню. Помните, что вы поступите хорошо. И пятно греха не ляжет на вас. Можно будет ему еще и своих денежек добавить на радостях, тогда этому человеку еще лучше будет. Знайте, друзья, что Христос нас ведет к людям на помощь. Потому что мы, христиане, - Божие перчатки.

Только милосердие и любовь должны сопровождать нас. И никому, слышите, никому не говорите о том, что подали милостыню. Милостыня не терпит хвастовства, иначе грех грехом так и останется. А вот тайная милостыня – она искупит грех.

Молитва перед началом всякого дела

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Благослови́, Го́споди, и помоги́ мне́, гре́шному, соверши́ть начина́емое мно́ю де́ло, во сла́ву Твою́.
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Единоро́дный Безнача́льнаго Твоего́ Отца́, Ты́ бо ре́кл еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми, я́ко без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же. Го́споди мо́й, Го́споди, ве́рою объе́м в души́ мое́й и се́рдце Тобо́ю рече́нная, припа́даю Твое́й бла́гости: помози́ ми́, гре́шному, сие́ де́ло, мно́ю начина́емое, о Тебе́ Само́м соверши́ти, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, моли́твами Богоро́дицы и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.

Молитва по окончании дела

Исполне́ние все́х благи́х Ты́ еси́, Христе́ мо́й, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́ и спаси́ мя́, я́ко еди́н Многоми́лостив, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем. Аминь.

21 мая — День защиты от безработицы. Карантин показал, что потерять работу и остаться совсем без денег в нашем просвещённом XXI, веке банковских карточек и кредитов, очень даже возможно. Стоит ли всё время откладывать на «чёрный день», чтобы перестраховаться?


Вкалывать на двух-трёх работах и жить в сплошном кошмаре без сна и отдыха ради светлого будущего, которое на деле окажется всего лишь несколькими месяцами финансовой свободы?

У святых отцов мы встречаем советы копить не деньги, а молитвы и добрые дела. В житиях читаем, как они отдают просящему последнюю обувь со своих ног. А как же мы? Должны ли следовать по их стопам в этом, а на свои насущные нужды брать кредиты и ипотеку?

Насколько большой должна быть финансовая подушка безопасности? Мечта многих сегодня — накопить достаточно денег, чтобы не работать. Но святой апостол Павел говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Грешно ли мечтать превратить свою жизнь в отдых?

Как быть, если накопление денег на «чёрный день» мешает жить по-настоящему — потратить на путешествия или покупку заветной лодки с мотором, вложиться в своё любимое дело? Всегда ли приобретение желанных материальных вещей нам во благо? Не окажется ли оно всего лишь разновидностью греха стяжательства?

Христианин — равно нестяжатель?

Нередко мы встречаем высказывания святых о том, что копить нужно молитвы и милостыни, а не богатства. Но надо понимать, когда и кому святые отцы рекомендуют отказываться от накопления денег. Если человек живёт в монастыре, без семьи, и полностью посвятил себя Богу, тогда, конечно, он может все поступающие средства раздавать и жертвовать.

Давайте возьмём среднестатистического человека, живущего в XXI веке. Безусловно, у большинства из нас есть дети, которые ходят в школы, садики, которых надо кормить, одевать. Многие отягощены кредитами на автомобили, квартиры, бытовую технику и прочие блага, которыми пользуются. Если сравнивать реалии, например, XIII, XV веков и XXI века, они абсолютно разные. Мы не можем жить в тех реалиях, в которых жили люди раньше. Сегодня, если есть возможность отложить копейку, нужно себя подстраховать. Финансовая безопасность, правильное ведение своих денежных дел — залог процветающей, крепкой семьи.

Жить не работая: мечта или реальность?

Не секрет, что телевидение и интернет навязывают современным людям определённые образ жизни и нравственные ценности. Многие сегодня отказывают себе во всём, чтобы съездить на отдых за границу. Таким людям даже не важен сам факт отдыха: им важны те фотографии, которые они сделают и потом выставят в инстаграм или куда-то ещё, тем самым показывая, что они не хуже остальных и могут себе позволить этот отдых. Хотя люди при этом не ели, не пили и во всём себе отказывали. Я, безусловно, не поддерживаю такую точку зрения. Это неправильно.

В моём городе, моём окружении я не знаю таких людей, которые накопили достаточную сумму денег и могут теперь не работать. Может быть, такие люди где-то и есть. Но в наших сегодняшних реалиях, тем более в условиях войны, накопить достаточную сумму денег для удовлетворения всех своих потребностей, по-моему, крайне проблематично.

Можно отложить какую-то сумму на необходимые вещи — на ремонт в квартире, ремонт автомобиля, и, действительно, на отпуск для своей семьи. Но чтобы накопить денег и потом вообще не работать — я не знаю таких людей. Думаю, что это скорее исключение, чем правило. Всем людям всегда не хватает каких-то средств и каких-то благ.

Трудиться человеку необходимо: тогда он задумывается над собой, своей жизнью, нравственными ценностями и духовными ориентирами. Если человек абсолютно ничем не занят, он, по сути, превращается в овощ.

С экранов телевизоров нам пропагандируют идею лёгкого заработка или пассивного дохода. Любой разумный человек должен понимать, что это иллюзия. Нам показывают во всевозможных сериалах молодых людей, которые ездят на дорогих машинах, и никогда не показывают, как они работают, как они зарабатывают свои деньги. У молодого героя уже сразу есть квартира и машина, дорогая одежда, тот же самый айфон.

Идёт пропаганда такого образа жизни, когда не надо трудиться. У тебя сразу должно всё быть. Если у тебя этого нет — пойди в банк, возьми кредит. Но мы должны понимать, кому выгодно навязывать такой образ жизни. Прежде всего это финансовые организации, которые кредитуют население и на этом делают деньги. Им выгодно навязывать молодёжи такой стереотип. И молодёжь ему следует.

Безусловно, это порочно. Потому что любой взрослый человек прекрасно знает: чтобы что-то иметь, чего-то достичь, нужно действительно работать. Не только физически, но и умственно. Прилагать и моральный труд, работу над самим собой: это и терпение, и смирение своей гордости. Это тоже работа — не одного дня, а многих лет, чтобы ты чего-то достиг.

Грех ли посвящать большую часть жизни зарабатыванию денег?

Мы можем подойти к любому успешному в нашем понимании человеку и спросить, как он достиг своих высот. Проснулся ли он сразу богатым и знаменитым? Он скажет: нет, я работал, я действительно тяжело работал. Если это бизнесмен, он скажет: я на своей фирме сутками пропадал, не спал, не ел, лишь бы заработать первый капитал. Если мы подойдём к какому-то известному певцу, артисту, он скажет: я репетировал днями и ночами для того, чтобы стать тем, кем стал. Если мы подойдём к известному спортсмену и тоже спросим, сразу ли он стал известным футболистом или боксёром, он скажет: сначала сойдёт с тебя семь потов, и только потом у тебя что-то начнёт получаться, и лишь затем ты достигнешь каких-то своих целей.

Я приведу такой пример. У нас есть известный в прошлом футболист Сергей Ребров. Я в своё время сам занимался футболом, и мне ребята рассказывали, что когда команды играли и потом расходились по домам, этот Серёжа оставался на футбольном поле и очень долго играл с мячом — отрабатывал штрафные удары, другие футбольные приёмы. Потом он стал известным футболистом, о котором узнал весь мир. Но для этого был приложен очень и очень большой труд.

Так что все разговоры и фильмы о том, что можно не работать и иметь пассивный доход, — это иллюзия. Так не бывает. По крайней мере, я не знаю ни одного примера, когда бы человек не работал, а просто получал деньги и жил очень хорошо. Те же самые брокеры, которые имеют, на первый взгляд, пассивный заработок — вкладывают деньги в акции, — тоже тяжело работают. Они постоянно отслеживают котировки, весь биржевой рынок. И делают это не только утром или днём, или в рабочее время, а круглосуточно. Не стоит вестись на эти иллюзии и красивые картинки. На них очень приятно смотреть в сериале, но в жизни такое невозможно.

Я не вижу греха, если человек корпит на двух и даже трёх работах ради своей семьи. По соседству со мной живёт семья. Отец семейства работал водителем, но когда началась война, его сократили. Его две дочери были уже в том возрасте, когда им пора поступать в учебные заведения. И отец поехал в другую страну на заработки, чтобы его дети могли учиться. Я в таком поступке вижу жертвенность. Этот мужчина искал любой возможный заработок, чтобы обеспечить не только себя, но и свою семью.

В подавляющем большинстве случаев, когда люди уделяют зарабатыванию денег всё свободное время в ущерб своей жизни, мы видим отцовскую и материнскую жертвенность. Ради своих детей они едут зарабатывать какую-то копейку даже в далёкие края. Мне очень грустно, что наше государство не может своих граждан обеспечить достойной работой с достойной зарплатой, чтобы люди не уезжали, а работали на своей земле.

Не в ущерб семье и духовной жизни

Конечно, очень плохо и печально, если материальные вещи мешают духовной жизни, духовному развитию. Есть люди, которые одержимы своей работой. Они не просто работают, а одержимы только этим делом. Духовно и нравственно они не растут. От такого человека страдает семья, потому что во имя своей работы он жертвует всем, что вокруг него, и теми людьми, которые когда-то были для него важны. Это очень плохо, потому что никакая работа не заменит нам Господа Бога, наших детей, семью. Всё должно быть в меру.

Если на разные чаши весов ложатся семья и работа, конечно, человек должен выбрать свою семью, потому что её за деньги не купишь. Безусловно, надо трудиться, но работа должна всегда оставаться работой. Должно оставаться время и для семьи, и для храма, и для Бога.

За что был осуждён евангельский богач

Конечно, хорошо сидеть сложа руки и говорить «Бог пошлёт…» Но чтобы Бог послал, ты должен сам что-то сделать, чем-то заняться. В народе есть очень хорошая пословица: «Под лежачий камень вода не течёт». Если человек ничего не делает и ни к чему не стремится, у него ничего не будет.

Тот, кто уже чего-то достиг, никогда не останется сидеть сложа руки. Его богатство означает, что он успешен в своей области. Это может быть медицина, наука, бизнес, педагогика — что угодно. Такой человек никогда не сядет наслаждаться плодами своих трудов. Как правило, такие люди очень целеустремлённые, им всё время мало, но не денег: они будут стремиться открывать всё новые и новые горизонты, совершенствоваться, прогрессировать в своём развитии.

Не знаю таких примеров, когда, чего-то достигнув, успешные люди сели, сложили руки и сказали: «пей и ешь, душа моя». Мы знаем евангельскую притчу, в которой Христос говорит о таком безумном богаче. Он собрал большой урожай и сказал: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:18). Сам Господь говорит о том, что грех так относиться к своей жизни. Если ты чего-то достиг, если у тебя что-то получилось, прежде всего поблагодари Бога, Который дал тебе разум, мудрость. И, конечно, сам ты тоже постарался, потому что если ты стал успешным, значит, был приложен труд, и немалый.

«Подушка безопасности» или… стяжательство?

Зачастую человек ошибочно думает, что зарабатывание денег — это самоцель и конец пути. Но деньги — это средство. Если человек к чему-то идёт, над чем-то работает в любой области — медицине, педагогике, спорте, бизнесе, автомеханике, чём угодно, — к нему деньги придут и так. Не нужно за ними гоняться. Если ты успешный специалист, тебя знают, ценят, и финансовая состоятельность у тебя будет.

В любом городе и посёлке, когда болеют наши дети, мы спрашиваем: кто у нас лучший детский врач? И идём к тому, кого нам советуют другие. Когда заболел зуб, мы спрашиваем: а кто у нас лучше всего лечит зубы? Сломался автомобиль — мы начинаем искать хорошего автомеханика, и нам тоже посоветуют специалиста в этой области. То есть если ты чего-то достиг, стал действительно профессионалом в своей области, финансовая независимость к тебе придёт и так. Нельзя ставить целью деньги. Надо ставить цель быть профессионалом, лучшим в своей области. А деньги приложатся.

Я общался со многими специалистами в разных областях. Никто из них никогда не ставил перед собой цель заработать денег. Все ставили себе цель стать хорошими, отличными специалистами. И даже говорить о деньгах они считали моветоном.

Если человек чем-то жертвует ради своей семьи или друзей, чтобы им помочь, это, безусловно, благое деяние. Если же он живёт ради какого-то мнимого «статуса» и копит деньги на последнюю модель айфона или более престижный автомобиль, безусловно, это грех. Человек теряет духовные ориентиры. Для него важен внешний вид, то, как он выглядит среди остальных, но зачастую нравственность такого человека очень сильно страдает. Жертвуешь ты ради кого-то или пытаешься поднять себя в глазах окружающих через покупку каких-то вещей — от этого зависит, благое ли дело твоё накопление денег.

Дорогая мечта: греховная роскошь или невинное увлечение?

У каждого из нас свои увлечения. Если человек с детства мечтал о какой-либо вещи, антикварном предмете, собаке редкой породы, ему это нравилось, он интересовался историей предмета, читал книги, статьи и откладывал деньги, чтобы потом купить этот предмет, почему бы и нет? За что мы такого человека должны осуждать? Он идёт к своей цели, своей мечте. Я ничего плохого в этом не вижу.

Давайте вспомним примеры известных филателистов. Люди, которые готовы отдать целое состояние за маленький клочок бумажки, этим живут, это их интерес, им это нравится. Грешно ли это? Я не вижу здесь греха. Я вижу увлечённость человека своим хобби, которое одновременно может стать и источником его дохода. Известные антиквары — очень состоятельные люди, например.

Единственное, нельзя эти вещи ставить выше духовных ценностей. Для христианина самый главный смысл жизни — Христос. Но если тебе что-то приносит радость и оно не греховно, не противоречит христианским ценностям, почему нет? Покупайте то, что вам нравится, если у вас есть возможность. Я только порадуюсь за человека, который, наконец, обрёл то, о чём мечтал.

Здравствуйте. Уже 8 лет с супругой и дочкой живем с родителями. Чтобы как-то выйти из трудной материальной ситуации и заиметь собственное жилье, начал искать дополнительные заработки и читать книги по финансовой психологии. Скажите, нормальное ли это желание для христианина — обеспечить свою семью, думать больше о деньгах и желать собственной реализации, своего бизнеса, или это служение мамоне? Как определить грань? В этих книгах написано: чтобы разбогатеть, нужно страстно этого желать, а христианство предлагает смириться и принимать все как есть. Спасибо.

Об этом мы беседуем со священником Стефаном Домусчи, кандидатом богословия и философских наук.


Отец Стефан, насколько желание самореализоваться «законно» с точки зрения православия?

Хотеть самореализации православному человеку не только «законно», но и естественно. Верующий человек просто обязан к ней стремиться. Только самореализацию он должен понимать по-христиански.

Что это значит?

Основной вопрос: что люди считают смыслом своей жизни, своей реализации? Традиционно под самореализацией понимают раскрытие и реализацию своих способностей, всего, что тебе дано. Вот только цели этой реализации у всех разные. У одних — это слава, власть, почет, богатство. А какой должна быть цель православного человека? С церковной точки зрения человек должен реализовывать себя — чем бы он ни занимался — через любые свои поступки, дела, взаимоотношения с другими людьми. В том числе и на работе. Главное, чтобы ваша деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и вы отдавали себе отчет в том, что и для чего вы делаете.

Скажем, может ли христианин хотеть стать начальником? Может, если он чувствует в себе призвание, ресурс к тому, чтобы на этом посту сделать что-то доброе. Например, все у него в руках спорится, он знает, как реализовать данный проект, так пусть занимает руководящую должность — почему нет? Здесь важна мотивация: не власть сама по себе, а принесение пользы и сотворение блага.

Есть молитва перед началом всякого дела — ее можно найти в каждом православном молитвослове: «Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою». А молебен на начало всякого доброго дела служат не только перед тем, как заняться чем-то очевидно богоугодным, но и при организации шиномонтажной мастерской, например.

И как шиномонтаж может служить к славе Божией?

В Писании о славе Божьей говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Раз Бог сотворил нас свободными и, воплотившись, дал ориентир — уподобиться Ему, мы должны ежедневно в отведенный нам срок жизни поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.

Но у человека может появиться естественный азарт в профессии, желание продвигаться по карьерной лестнице и больше получать. Это плохо?

Нет. Получать за свой труд деньги — это нормально. Но важно стремиться не к финансовым высотам, а к высотам качества, ощутимому результату, несущему благо другим. Вот в чем смысл.

Тут надо понимать, для чего человек хочет стать топ-менеджером. Чтобы купить себе дорогую машину? Подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы? Или чтобы реализовать свои способности руководителя и послужить на этом посту людям? Главное, везде знать меру. Слушайте, что вам говорит ваша совесть.

А как быть с популярными книгами по финансовой психологии и с различными методиками, вроде: «одевайся как успешный, думай как богатый»?

Христос говорит: стремись к Царствию Божиему, а остальное тебе приложится. И если человек ставит целью исключительно зарабатывание денег, он прямо противоречит призыву Христа не собирать себе сокровищ на земле.

Если же ваше стремление к добру совпало с тем, что вы разбогатели, вы с чистой совестью можете, например, позволить себе отдых чуть более затратный, чем обычно, не забывая при этом, что деньги, которые послал вам Бог, Он посылает в том числе и для того, чтобы вы могли помогать тем, у кого их нет.

Что касается популярных психологических методик достижения богатства, то, с христианской точки зрения все они несостоятельны.

В каком смысле несостоятельны? Они не работают? Или работают так, что лучше держаться от них подальше?

Я говорю про те методики, которые предлагают достичь богатства, «изменив сознание», перестав ощущать себя бедным. Они строятся на попытке подражать мышлению богатого человека. То, что абсолютному большинству они попросту не помогут, — это полбеды. Но часто такие практики нацелены на «привлечение» богатства оккультными способами, а это уже по-настоящему опасно.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Другое дело, если вы мечтаете не «поменять сознание» и не «открыть в себе сверхспособности», а как взрослый и ответственный человек осознать свою мотивацию (например, желание заработать больше денег для покупки квартиры), понять, что психологически мешает этому желанию осуществиться и проработать эти проблемы: заняться финансовой грамотностью, научиться вести переговоры, стать решительным, инициативным. В этом ничего предосудительного быть не может. Но повторю, тут главный вопрос — в чем цель: если методика учит тебя общаться с людьми, выстраивать отношения — это одно, а если ориентирует на богатство как на самоцель — это другое.

И все же все эти схемы имеют одно слабое место — все они игнорируют Бога.

То есть, если доверять не модным теориям достижение успеха, а Богу, это непременно приведет к благополучию?

Сначала определитесь: что вам нужно от Бога — деньги или спасение? Мы все-таки полагаемся на Бога, когда думаем о спасении, а не о том, что Он закутает нас в шелка. Именно в спасении в вечности, а не в какой-то удаче в земной жизни — предел благополучия для христианина. А вот вести к спасению Он нас может по-разному: кого-то испытанием бедностью, кого-то — богатством.

Вы спросите: неужели все, что остается людям с зарплатой в 15 тысяч, — это сжать зубы и терпеть? Ответ дает Иоанн Златоуст. Он говорит: делай дело Божье, а Бог сделает твое.

Это не значит, что Бог все сделает за вас. Работайте, трудитесь и делайте все, что в ваших силах, во имя Его, по совести, и Он поддержит вас во всем.

Но будьте рассудительны: оцените свои силы, не превращайте свою жизнь в ад, где вы из последних сил тянете лямку, а семья все равно мучается, потому что вы купили в кредит дорогую квартиру, а теперь не знаете, как погасить долг.

Другими словами, христианский путь к лучшей жизни — это адекватно оценить свои силы, самому стремиться к желаемому и молиться Богу, чтобы Он устроил эту жизнь наилучшим для вас образом, доверять Ему в этом. И если вы готовы принять это и не заглядывать в зубы дареному коню, то будете счастливы.

Да, это не значит, что все мы будем жить как цари — роскошных палат нам никто не обещает, иначе это было бы похоже на рыночные отношения: «Я Тебе, Господи, стремление в Царство Твое, а Ты мне — квартиру». Нет, это работает не так.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

«Что у тебя есть? Что надо, то и есть. А что тебе надо? А вот что есть, то и надо» — этими словами из одного кинофильма можно описать в том числе и христианское отношение к мирским благам. Конечно, это сложно, когда вокруг процветает культ богатства и роскоши: вы чувствуете себя несчастным, обиженным от того, что у вас чего-то нет. И вот здесь-то как раз и надо изменить сознание: мы не должны бежать за современной философией богатства и подстраивать под нее богословие.

Так что же ответить Роману? Когда на жизнь едва хватает и приходится постоянно себя в чем-то ужимать, хотеть жить лучше — грех?

Нет. Но хотеть жить лучше, желать достойного жилища и стараться заработать на него — это совсем не то же самое, что написано в книжках по финансовой психологии. Да и подходить к решению этого вопроса можно по-разному. К примеру, у нас в России люди стремятся непременно купить квартиру, а на Западе многие всю жизнь снимают жилье и считают это нормой.

Просто не перегибайте палку — старайтесь обеспечить свою семью, но полагайтесь в этом на Бога, а не на симпатическую магию. Думать о деньгах, уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — нормально, это часть жизни. Но относиться к деньгам как к высшему благу, менять мировоззрение ради достижения богатства — это значит действительно служить мамоне, а не Христу.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним коротким письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов. Мы попросили ответить на него нашего постоянного автора Александра Ткаченко.

Недавно один мой знакомый, вполне себе церковный человек, с полной уверенностью сказал мне, что материальное богатство — это благословение Господне. Мол, кому Бог дает, того, значит, любит, а бедно живут те, кто грешит. Я, с одной стороны, очень доверяю своему знакомому в плане осведомленности в церковном учении, но, с другой стороны, была просто поражена такой логике. Не знаю, как с учением Церкви, а вот с духом христианства такой бухгалтерский подход, мне кажется, как-то не вяжется.
Или я ошибаюсь? Помогите разобраться.

Светлана, Самара

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

Бедные люди по понятным причинам всегда относились к богатым без особых симпатий. В этом легко убедиться, посмотрев в любом фольклорном словаре пословицы и поговорки на тему бедности и богатства. В них богатый обманывает бедного, нещадно его эксплуатирует, отнимает у него за долги последнюю копейку. В общем, ведет себя безобразно и никак не может служить назидательным примером христианского благочестия. Бедняк же, как пострадавший, вызывает в этих сюжетах симпатию и выглядит вполне нравственно. Можно объяснить это тем фактом, что бедных во все времена и в любом народе было значительно больше, чем богатых, а людям свойственно оправдывать свою социальную группу и обвинять чужую. Но если посмотреть текст Евангелия, то картина будет примерно та же: богач из притчи идет в ад, бедняк Лазарь наследует блаженство, и вообще путь в Царство Божие для обладателей большого имения подобен попыткам наивного верблюда протиснуться в игольное ушко.

В результате такого совпадения народной рефлексии и целого ряда мест из Евангелия, может возникнуть мысль о заведомой безнравственности богатых людей и столь же заведомой святости бедняков. Что, в общем-то, совпадает и с собственным эмоциональным опытом очень многих жителей нашей планеты. Ведь не зря же говорят: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Поэтому мысль о том, что материальное богатство — благословение Божие, может прозвучать как резкий диссонанс этому по-своему стройному и ясному представлению о бедности как необходимом условии богоугодного жития. Однако не стоит торопиться с выводами.

Как это ни странно прозвучит,
но слова «Бог» и «богатый»
в русском языке однокоренные

Этимология слова «Бог» восходит к индоевропейскому bhágas — податель благ, господин. Ну а «богатый», соответственно, — тот, кто эти блага получил. Все, что является благом для человека, он получает только от Бога и только по воле Божьей, поскольку сам человек приходит в этот мир ни с чем и уходит из него тоже с пустыми руками. И материальные богатства среди этих подаваемых Богом благ отнюдь не были исключением.

Древние люди понимали это очень хорошо: не будет к тебе благоволения Божьего — твои сады засохнут, поля сожрет саранча, скот угонят разбойники. И все твое богатство в одночасье пойдет прахом, а сам ты окажешься нищим, которого ждет долговая яма за кредиты, которые тебе нечем будет возвращать. Кому же не благоволит Бог? Конечно, грешнику. Поэтому, если хочешь быть здоровым и богатым, а не бедным и больным, старайся жить так, чтобы угодить Богу. Логика вполне очевидная, и в Библии ей можно найти множество убедительных подтверждений. В целом их смысл сводится к следующему утверждению: Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл 5:18).

Среди жителей Израиля это было традиционное понимание отношений Бога и человека. Ведь важнейшая часть истории иудейского народа — исход из египетского рабства — была связана для них как раз с материальным процветанием, обещанным им не кем-нибудь, а Самим Богом: И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед (Исх 3:7–8). Будь верен Богу Израиля — и твоя праведность будет вознаграждена многочисленным потомством, обильными стадами, плодородной землей и ее щедрым урожаем.

Бедность - расплата за грехи?

Хотя, конечно, бывает и такое, что Бог посылает испытания Своим верным слугам. Благочестивый человек может впасть в бедствие, его имение может быть отнято злодеями, доброе имя опозорено. Он вообще может потерять все, включая семью и здоровье, как праведный Иов. Но в итоге правда все равно восторжествует, праведник снова станет богатым и счастливым, а захваченные злодеями имения будут у них отняты вместе с жизнью, и временно полученное ими богатство не принесет им в итоге никакой радости.

Обо всем этом пел любимый народом Израиля вдохновенный царь и пророк Давид в своих знаменитых псалмах: Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. . Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих (Пс 36:16–20, 25–28).

Казалось бы, вопрос исчерпан. Всякий день творить милостыню и давать другим взаймы может лишь тот, у кого есть некий избыток, то есть — богатство. Представить себе нищего праведника было для иудеев делом очень сомнительным. Так было до тех пор, пока в Израиле не зазвучала все громче и громче странная проповедь нового Учителя из провинциальной полуязыческой Галилеи.

Поразительный факт:
если посмотреть, к каким темам обращался в беседах Христос,
окажется, что шестая их часть
связана с деньгами и имуществом

Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о материальном благосостоянии человека. Но земное богатство в этой новой проповеди вдруг оказалось скорее тяготой, нежели счастьем для его обладателя. Богатство может обольстить (Мф 13:22; Мк 4:18–19) оно является тернием и не позволяет слову Божию укорениться в сердце человека (Лк 8:14). Наконец, Иисус буквально наводит ужас на Своих учеников фразой, вполне обычной для любого современного церковного человека: И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! (Мк 10:23–24). Что же ужаснуло апостолов в этих привычных для нас словах?

Вот как объясняет это святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Всем нам, христианам, надо усвоить должное отношение к богатству, заповеданное Господом. Даже апостолы, те, кто ближе всех людей был к Богу, услышав Его слова, ужаснулись и спросили в изумлении: Кто же может спастись, если и богатым это невозможно (см. Мк 10:26)? Почему они так удивились? Они были евреи, а евреи тогда считали, что богатство — это Божие благословение. В израильском народе на богатых смотрели с великим почтением и думали, что, если человек получил благословение от Бога богатством, значит, он близок к Нему. Но Господь ответил: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк 10:25).

Бедность - расплата за грехи?

Так же отрицательно говорит о богатых и апостол Иаков: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (Иак 2:5-7)? О пресыщении богатством еще более ясно сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди: Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (Лк 6:24–25). Взалчут и будут страдать неизбывным голодом, потому что богатство — это страшное бремя, огромный груз, который тянет книзу, не позволяя поднять глаза к небу. Ибо разве не знаете, что богатый — раб своих сокровищ, а …где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк 12:34). И сердца богачей заперты в сундуках с деньгами, вместе с молью».

На первый взгляд может показаться, будто евангельская проповедь — это революция, это полное опровержение ветхозаветных представлений о богатстве как о благословении Божьем. Однако Иисус Христос не опровергал эту мысль. Точно так же, как и во многих других случаях, Его слова были не нарушением, а восполнением закона Моисеева, раскрытием во всей полноте того, что закон давал прикровенно. В древности материальные блага были самым наглядным и доступным для восприятия признаком благоволения Божия. Но ко времени воплощения Христова человеческое общество изрядно «повзрослело» и стало способно к более тонкому пониманию отношений между Богом и человеком. Земное богатство как знак милости Божьей отходит на второй план, уступая место небывалой ранее возможности — уже здесь, на земле открыть для себя Царство Небесное.

В притчах Христа
многократно звучит мысль о том,
что все имение каждого человека не является его собственностью
и лишь на время дано ему в управление
подлинным Господином всего, что есть в мире

Богатство по-прежнему рассматривается в Новом Завете как благословение Божье, но при этом постоянно подчеркивается, что к пользованию этим благословением следует подходить очень ответственно. Если решишь, будто Бог дал тебе богатство лишь для твоего собственного удовольствия, развлечения и упоения своим высоким социальным статусом, то помни: Господин этого богатства непременно спросит с тебя, как ты пользовался вверенным тебе капиталом. Наиболее ярко это предупреждение звучит в притче о неверном управителе (Лк 16:1–9).

Если перевести ее содержание на язык современных реалий, получится следующая картина: нерадивому менеджеру, разбазарившему хозяйский капитал, становится известно о предстоящем увольнении. Он списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но, вместо того чтобы наказать мошенника, почему-то хвалит его за сообразительность.

Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы? Ведь, списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого менеджера должности, а потом хвалит и поощряет? В общем, вместо поучительности — сплошные загадки.

Бедность - расплата за грехи?

Однако все эти недоразумения совсем легко разрешаются, если на мгновение отвлечься от сюжета притчи и задаться одним-единственным вопросом: а за что вообще, в принципе, хозяин может хвалить слугу? Ответ очевиден: за исполнение воли хозяина. Но если хозяин из притчи похвалил управителя за раздачу его имущества должникам, значит, именно этого действия он и ждал от слуги. Управляющему было поручено распределять имение хозяина между неимущими, но вместо этого он пожадничал и стал тратить его на свои нужды. Такое поведение хозяин счел расточительством.

Блаженный Феофилакт Болгарский толкует притчу о неверном управителе так: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой, с тем чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды ближних, а не на собственные удовольствия».

Иначе говоря, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. То есть начал употреблять вверенное ему на нужды других людей. И заслужил от хозяина похвалу.

Между благочестием и богатством нет линейной зависимости.
Точно так же, как нет ее и между грешной жизнью и нищетой

Определить всех состоятельных людей как безусловных праведников, а всех бедняков — как грешников было бы очевидной глупостью, противоречащей элементарному житейскому опыту каждого из нас. Но греховный образ жизни действительно может стать для человека причиной потери бизнеса, работы, имущества, здоровья, да и самой жизни тоже. А твердое следование Божьим заповедям может оказаться надежной опорой для человека во всех сферах его деятельности, в том числе и в вопросах материального благополучия.

Наверное, правильнее всего будет всегда помнить слова Спасителя о том, что …жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И богатство, и бедность, и всевозможные промежуточные состояния между этими двумя крайними вариантами — все это никак не определяет наше духовное состояние, пока рассматривается лишь в социальных или экономических аспектах. Уповать на собственную бедность как на гарант своего спасения столь же наивно, как и кичиться посланным от Бога имением. Погубить свою душу можно как в нищете, так и в роскоши. Потому что и то, и другое не является нашим достоянием. Как ни странно прозвучит, но нищета и бедность — тоже дар Божий. Господь Своим промыслом ставит каждого из нас в условия наилучшие с точки зрения приобретения того состояния души, которое делает человека способным принять Царство Божие.

Бедность - расплата за грехи?

Но каждый человек может либо воспользоваться полученным даром по назначению, либо пренебречь им. Богач может духовно сломаться под бременем своего богатства точно так же, как и бедняк может не выдержать груза своей нищеты и сжечь свою душу обидой, завистью и злобой на весь мир. Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

Любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов писал: …весь мир лежит во зле (1 Ин 5:19). Как ни горько это признавать, но за две тысячи лет мир в этом смысле мало изменился. Ужасающая бедность одних людей по-прежнему соседствует в нем с наглой, вопиющей роскошью других.

Бедность - расплата за грехи?

Обладая громадным состоянием, богатые люди сегодня порой распоряжаются им безумно с евангельской точки зрения. Они демонстративно растрачивают его на собственные прихоти и развлечения в то время, когда множество людей рядом с ними испытывают острую нужду в самом необходимом. И, конечно, такое распоряжение благословением Божьим никак нельзя назвать угодным Богу. Даже обильные пожертвования на храмы и монастыри могут оказаться бессмысленными для вечной участи состоятельного человека, если, подобно богачу из евангельской притчи, он очерствеет сердцем и просто будет инвестировать деньги в свое посмертное будущее. При таком подходе есть огромный риск услышать после смерти нечто подобное фразе из невеселого анекдота про стоящего у райских врат «очень добродетельного» богача: «Вам в ад. А о пожертвованиях не волнуйтесь, деньги вернем».

Но и у бедных тоже есть свои немалые риски — озлобиться на чужую черствость, впасть в зависть к богатству других, превратить свое сердце в комок ненависти ко всем, кто преуспел более, чем они.

Всё, что мы имеем,
любое наше достояние, которое мы считаем своим,
на самом деле вверено нам Богом как то малое,
с помощью которого можем пробрести многое — вечное

И в этом смысле нищета тоже может рассмат­риваться как богатство, дар Божий, врученный тому, для кого она наиболее полезна с точки зрения его спасения. Но распорядиться этими дарами каждый из нас может по-разному. И олигарх, и небогатый человек в равной степени способны употребить полученное от Бога имение как для своего спасения, так и для своей погибели. И единственная «бухгалтерия», которая здесь будет иметь смысл и значение, — это не сопоставление зарплат, прибылей и цифр на банковских счетах, а постоянная память о простой вещи, которую почему-то бывает очень трудно удержать в сознании: мы не хозяева всему, чем обладаем. Все это лишь дано нам в управление Богом на время нашей земной жизни. И чем больше из этого чужого имения мы раздадим нуждающимся, тем меньше шансов будет у нас услышать от Бога слова обличения на Страшном суде.

Бедность - расплата за грехи?

Причем речь здесь не только о деньгах или имуществе. Все наши способности и таланты, красоту и ловкость тела, силу ума и благородство душевных качеств мы легкомысленно привыкли считать своим достоянием и думаем, что можем распоряжаться им по своему усмотрению.

Но ведь все перечисленное выше — тоже не наше. Все это — тоже наше имение, полученное от Господа. По прошествии не такого уж долгого времени Он спросит каждого из нас, как мы распорядились этим вверенным нам богатством. Расточили ли мы его ради собственного удовольствия или, подобно опомнившемуся управителю из притчи, все-таки успели раздать тем, кто нуждался в нашей помощи?

Не от нашего богатства или бедности, а от ответа на этот вопрос и будет зависеть участь каждого из нас в вечности.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Думаю мы все не раз задавались себе вопросами, как правильно и разумно относиться к деньгам, как их использовать нужно рационально и как сделать так, чтобы не быть сребролюбцем, но и в то же время обеспечивать себя и семью и иметь всё необходимое - стремиться добиться большего, чтобы помочь другим также?

На эту тему недавно в одном женском православном журнале я нашла одну интересную статью. Название её "Богатство и бедность".

В ней приведена беседа с игуменом Ватопедского монастыря святой горы Афон архимандритом Ефремом.

Как раз в этой православной статье я и нашла ответы, на волнующие меня и, думаю, многих вопросы.

- Геронда, Спаситель говорит, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие( Мф.19 :24). Почему? Ведь много благочестивых и состоятельных людей?

-Арх.Ефрем: " Грех состоит не в самом богатстве, а в неправильном расположении человека к нему. Если человек наблюдает за своим сердцем и включен в церковную жизнь, то есть старается всегда и во всём поступать по заповедям Божиим, то ни богатство, ни высокое положение в обществе не могут "украсть твоё сердце" . .. Но если у человека есть богатство и он забывает даже Бога, думая, что Божия помощь ему не нужна. самонадеянность, пристрастие к земному благополучию делают человека надменным и черствым и неотзывчивым к нуждам других. И тогда его спасение весьма сомнительно: если человек в таком состоянии покинет мир, то никакое богатство ему уже не поможет.

-Отец Ефрем, как понять:, действительно ли не хватает на необходимые нужды, или это в тебе сребролюбие говорит? Где грань между жадностью, многостяжанием и бережливостью, здоровой экономией?

Арх. Ефрем: " У христианина два судии: совесть и духовный отец. Надо учиться быть искренним с собой, и тогда совесть будет подсказывать, правильно поступаем или нет. А когда нам трудно разобраться самим, спрашиваем духовника. Хорошо супругам советоваться друг с другом. Это тоже предохранит от неразумных ошибок.

Жадность - грех, а экономия - добродетель. Начинайте с малого: никогда не выбрасывайте еду; готовьте и покупайте столько, сколько можете использовать.

-Спаситель говорит:"Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе(Мф. 6,19-20) В таком случае, получается, это грех копить на нужды в будущем( учёбу, квартиру, свадьбу или похороны)? Грешно ли христианину вообще иметь какие-то сбережения?

-Арх.Ефрем: "Спаситель запрещает нам возводить земные блага не первое место в жизни. Важно иметь правильную иерархию ценностей. А иметь сбережения - это тоже одна из сторон правильного распоряжения богатством. Поэтому грехом является не наличие сбережений, а упование на них, а не на Бога.

- Просящему у тебя дай. (Мф 5, 42) - говорит Господь. Сегодня многие люди нуждаются в помощи, сотни тысяч людей в интернете размещают просьбы о сборе средств, в основном на лечение. И часто начинаешь испытывать угрызения совести, что из-за своего маленького бюджета не можешь помочь. Как здесь, поступиться интересами семьи и жертвовать, уповая, что Господь не оставит?

-Арх. Ефрем: "Помогать человеку в нужде - заповедь Евангелия. Но нужно рассуждение: нельзя оставить семью без необходимых средств. Откладывайте хоть по копейке и потом дайте нуждающимся, чтобы возделывать в себе чувство сострадания. Не забывайте, что Господь смотрит на наше сердце, а не на сумму денег.

- А вот если человек должен тебе деньги и не возвращает? Стоит ли его просить вернуть долг, если деньги и в самом деле очень нужны?

Арх.Ефрем: "В просьбе вернуть долг нет ничего порочного. Но лучше дарить маленькую сумму, чем давать много в долг и потом потерять и деньги и друга. Если даешь в долг , нужно быть всегда готовым, что эти деньги тебе не вернут, и принять это спокойно, без вражды к человеку. "

(Беседа с Афонским игуменом архимандритом Ефремом взята из православного издания "Славянка", за июль-август 2016 год).

Всем здоровья душевного и физического нам, родным и нашим близким. Семейного благополучия и достатка с Божией помощью и благодарности за всё что имеем нужное и полезное для нас. Слава Богу за всё!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: