Как вернуть деньги в фсс за ошибочный больничный

Обновлено: 26.04.2024

С 2021 года все субъекты РФ перешли на механизм прямых выплаты из средств ФСС. То есть пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия по социальному страхованию выплачивает не работодатель с дальнейшим зачетом выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный механизм страхователей могла образоваться «переплата» по социальным выплатам. Можно ли ее вернуть, вы узнаете из статьи.

В 2012 году на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект «Прямые выплаты из средств ФСС» (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294). Изначально в нем участвовали два региона. Впоследствии – вплоть до 2020 года – к пилотному проекту ежегодно присоединялись все новые и новые участники. Последними в 2021 году на указанный механизм перешли следующие субъекты РФ: Краснодарский, Пермский края, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

На практике возможна ситуация, когда на дату перехода на механизм прямых выплат из средств ФСС (в частности, на 1 января 2021 года) у учреждения осталась «переплата» по страховым взносам за счет превышения размера пособий, которые ФСС не успел зачесть в счет уплаты страховых взносов. Можно ли ее вернуть или зачесть?

По общим правилам зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов осуществляется согласно ст. 78 НК РФ. Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по данному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика). Той же статьей установлены сроки, в которые осуществляется зачет (возврат) налогов, страховых взносов

А могут ли применяться положения ст. 78 НК РФ, если возврату подлежит не сумма излишне уплаченных страховых взносов (перечисленных в бюджет), а разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Аналогичный вопрос анализировался в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 № 15АП-9671/2021 по делу № А32-16337/2020. Приведем спорную ситуацию и решение судей по ней в качестве примера.

Пример.

В расчетный период в организации были произведены расходы на обязательное социальное страхование на сумму 1 564 099 руб., начислены страховые взносы на сумму 426 298 руб. В результате образовалась «переплата» по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 801 руб. Причем образовалась она не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Суд пришел к выводу, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный ст. 78 НК РФ, распространяется только на случаи, когда переплата образовалась в результате уплаты в фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам в том смысле, который предусмотрен ст. 78 НК РФ, у организации не возникла.

Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ (действовал до 31 декабря 2020 года), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федеральным законом № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть:

либо зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования;

либо возмещена территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 255-ФЗ.

Ключевой вывод: излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета (фонда) денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды. Разница, образовавшаяся не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных организацией расходов на выплату страхового обеспечения, переплатой по смыслу ст. 78 НК РФ не является.

В мае 2021 года ФНС выпустила письмо (Письмо от 26.05.2021 № БС-4-11/7258@) об уменьшении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы расходов на выплату страхового обеспечения при переходе на прямые выплаты. В частности, в письме разъясняется, что выплаты застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляются территориальными органами ФСС, и страховые взносы, исчисленные с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц начиная с 1 января 2021 года, не могут быть уменьшены работодателями, перешедшими с указанной даты на механизм «Прямые выплаты из средств ФСС», на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.

При этом переход на осуществление выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС не повлиял на порядок отражения в карточках расчета с бюджетом (в налоговом органе) сумм страховых взносов, начисленных к уменьшению. Операция начисления (уменьшения), содержащая сумму расходов, превышающих общую сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2021 года, произведенных плательщиком страховых взносов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отраженных в расчете по страховым взносам за периоды до названной даты, учитывается в налоговом органе в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по данному виду страхования по общеустановленным правилам.

То есть это первый возможный вариант зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования.

Для возврата «переплаты» (второй возможный вариант разрешения ситуации) необходимо обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.

Перечень документов для возмещения расходов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н:

1) заявление (формы заявления и двух его приложений приведены в Письме ФСС РФ от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029) о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения с двумя приложениями, а именно:

справкой-расчетом, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;

расшифровкой расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

2) копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, листка нетрудоспособности);

3) другие документы по запросу ФСС.

Приведем их ниже.

(должность руководителя
(заместителя руководителя)
органа контроля за уплатой
страховых взносов, Ф. И. О.)

Заявление
о выделении необходимых средств на выплату
страхового обеспечения

(полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица)

регистрационный номер в органе контроля

за уплатой страховых взносов ______________________________________________________________,

код подчиненности _______________________________________________________________________,

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица ______________________________ ________________________________________________________________________,

в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» просит выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме _____________________________ руб.

путем перечисления денежных средств на счет страхователя

№ ______________________________ в банке _______________________________

(полное наименование банка)

ИНН _______________ КПП __________________ корр/счет __________________

БИК ________________ ОКТМО ______________ № лицевого счета *

(наименование финансового органа)

_________________________________________ ___________ ______________ ____________________

(должность руководителя (подпись) (Ф. И. О.) (контактный телефон) организации (обособленного подразделения)) **

_____________________
(Ф. И. О.)

__________________
(контактный телефон)

Место печати страхователя

Законный или уполномоченный представитель страхователя

_____________________
(Ф. И. О.)

__________________
(контактный телефон)

Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя страхователя ________________________________________________________________________________________

Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя ________________________________________________________________________________________

Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) и Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) страхователем представлены

_____________________
(Ф. И. О.)

* Заполняется организацией, имеющей лицевой счет в органах Федерального казначейства.
** Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).
*** Заполняется при наличии главного бухгалтера.

Приложение 1
к Заявлению о выделении
необходимых средств на выплату
страхового обеспечения

Справка-расчет,
представляемая при обращении за выделением средств
на выплату страхового обеспечения

Алексей Смирнов

С января 2022 года ФСС выплачивает пособия по новым правилам. Теперь работодатель должен только предоставлять запрошенные фондом сведения для расчета. Это значит, что больше не будет споров по поводу оформления листков нетрудоспособности и отказов в зачете или возмещении расходов на пособия. Однако есть и оборотная сторона медали: за ошибки в переданных в ФСС сведениях придется платить. Причем дважды.

Новый порядок работы с больничными и социальными пособиями предполагает, что все платежи за счет средств ФСС проводятся напрямую в адрес работников. При этом, как и ранее, сведения для правильного исчисления пособия (средний заработок, стаж и пр.), должна предоставить организация.

Если раньше из-за ошибки в расчетах ФСС просто не компенсировал компании соответствующие суммы, то теперь неточности приводят к излишнему расходованию государственных средств. В связи с чем законодатели установили правила, повышающие цену подобных ошибок.

Платеж первый — штраф

Первое, что грозит компании, если ФСС выплатит работнику лишние суммы из-за неверных сведений или документов, — штраф. Он составляет 20 % от излишне выплаченной суммы, но не может быть меньше 1 000 и больше 5 000 рублей (ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Платеж второй — возмещение ущерба ФСС

Одним штрафом ответственность работодателя не ограничивается. С января 2022 закон дополнен положениями, декларирующими обязанность возместить Фонду излишние расходы, а также порядком возмещения (пп. 6.1 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ).

ФСС узнает об ошибке во время проверки. В рамках выездных и камеральных проверок ФСС может выяснить, что работодатель предоставил неполные или недостоверные сведения. Если обнаружится, что неточности привели к переплате пособия, проверяющие вынесут решение об их возмещении.

ФСС выносит решение о возмещении. Решение о возмещении в течение пяти рабочих дней направят страхователю. Сделать это ФСС может в электронной форме по ТКС. Через 10 рабочих дней после вручения решение вступит в силу и ФСС направит страхователю требование о возмещении излишне понесенных расходов.

Работодатель должен исполнить требование . Срок добровольного возмещения, суммы и реквизиты для их перечисления будут указаны в требовании. Неисполнение требования в добровольном порядке вынудит ФСС обратиться в суд с иском о взыскании убытков.

Включает ли сумма возмещения НДФЛ?

Налог на доходы удерживается непосредственно из выплаты, причитающейся физлицу (п. 4 ст. 226 НК РФ). Другими словами, НДФЛ — это часть соответствующего пособия, которая причитается не получателю, а бюджету. Следовательно, возмещение всех сумм в адрес ФСС будет происходить с учетом НДФЛ.

Поскольку при ошибке работодателя нет оснований для взыскания с сотрудника сумм, переплаченных ФСС, то не возникает и оснований для корректировки налога и дохода в виде пособия.

Проще говоря, лишнее пособие (за минусом НДФЛ) останется у сотрудника, НДФЛ с этого пособия останется в бюджете, а работодатель перечислит Фонду в качестве возмещения всю переплаченную ФСС сумму (лишнее пособие с учетом НДФЛ).

А вот на сумму штрафа самостоятельные корректировки повлиять способны. Это вполне можно расценивать как обстоятельство, смягчающее ответственность, перечень которых носит открытый характер (п. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ, пп. 4 п. 1 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ). А значит, штраф должен быть снижен как минимум вдвое (п. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ, п. 5 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ).

У страхователя не получится отнести на расходы штраф за подачу недостоверных сведений и суммы возмещения, перечисляемые по требованию ФСС. Включать в расходы запрещено не только санкции, но и возмещение ущерба, перечисляемое в государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Кто обязан возмещать расходы ФСС, если работодатель не виноват

Если ошибку в сведениях допустил работодатель, то именно он в общем случае должен возмещать излишние расходы ФСС. Но может быть и такое, что недостоверные данные попадут в фонд по вине сотрудника или медицинской организации. Тогда обязанность по возмещению перейдет к виновному лицу.

Ошибка работника

Излишне выплаченные суммы могут быть взысканы с застрахованного лица в двух случаях: если переплата произошла из-за счетной ошибки или если работник специально предоставил неверные сведения (п. 6 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

При этом в обеих ситуациях взыскивать переплату с работника ФСС будет сам (ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). Это подтверждается и формой решения о взыскании (утв. Приказом ФСС России от 27.12.2021 № 594), которая допускает ее выставление физическому лицу-получателю пособия.

Соответственно работодатель вправе взыскать с работника (в означенных двух ситуациях) только ту часть излишне выплаченного пособия, которая перечисляется за счет средств компании (больничный за первые 3 дня нетрудоспособности). А предъявлять претензии к сотруднику по поводу компенсации сумм, перечисленных в адрес ФСС на основании требования о возмещении ущерба на излишнюю выплату пособий, работодатель не может в принципе.

Ошибка медорганизации

Установленная ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ процедура возмещения излишне понесенных Фондом расходов применима не только к страхователю, но и к другим участникам процедуры. А значит, ее можно применять и к лечебному учреждению, которое предоставило недостоверные сведения, приведшие к переплате пособия. Однако форма решения о возмещении, утвержденная Приказом ФСС России от 27.12.2021 № 594, такого варианта не предусматривает.

Если переплата произошла по вине лечебного учреждения, то оснований для взыскания расходов с работодателя нет. Ведь оно возможно только если лишние расходы вызваны представлением тем лицом, с которого взыскивается ущерб, недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение страхового обеспечения и (или), на исчисление его размера (п. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Как оспорить решение о возмещении ФСС

Право страхователей на обжалование любых ненормативных актов ФСС закреплено в ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Форштретер Э. Л.

Бухгалтер ошибочно переплатил работнику денежные средства. Ситуация неприятная, так как излишне выплаченные деньги могут быть взысканы только в исключительных случаях. Что нужно знать бухгалтеру, чтобы выйти из этой ситуации без потерь?

Повышение квалификации в Школе бухгалтера : программы обучения разработаны на основе требований профессионального стандарта «Бухгалтер».

Как возникает переплата

Переплатить сотруднику пособие можно по двум причинам:

  • счетная ошибка, в результате которой сумма пособия оказалась завышенной;
  • работник предоставил недостоверные сведения, повлиявшие на расчет пособия.

Последовательность действий бухгалтера в каждой из перечисленных ситуаций будет отличаться и по документальному оформлению, и по порядку истребования у работника излишне выплаченной суммы пособия, и по налоговым последствиям. Давайте разберемся с каждым случаем отдельно.

Счетная ошибка

Излишне выплаченная заработная плата, пособия, отпускные, иные выплаты могут быть удержаны, если это явилось результатом счетной ошибки (Ст. 137 ТК РФ).

Что такое счетная ошибка? С учетом позиции Роструда, изложенной в письме от 01.10.2012 № 1286-6-1, счетной считается арифметическая ошибка, то есть ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов. Этой позиции придерживается Верховный Суд РФ в Постановлении от 20.01.2012 № 59-В11-17. Иные ошибки (например, неправильное истолкование норм законодательства, указание неверных исходных данных для начисления выплат и т.п.) основанием для производства удержаний из заработной платы работника не являются.

Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу, при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы. При прекращении выплаты пособия (зарплаты) оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

Работник Селиванов П.И. предприятия «Гамма» был нетрудоспособен с 1 по 7 апреля 2017 года. 10 апреля в понедельник вышел на работу и принес листок нетрудоспособности. Страховой стаж сотрудника — 9 лет. Работник не подавал работодателю заявление на предоставление налоговых вычетов по НДФЛ. Выплаты, облагаемые страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в расчетном периоде составили:

2015 год — 350 000 рублей;

2016 год — 450 000 рублей.

Рассчитывая средний заработок для оплаты больничного, бухгалтер «Гаммы» допустил арифметическую ошибку:

(350 000 + 540 000) / 730 = 1 219,18 руб.

1 219,18 руб. х 7 дн. = 8 534,26 руб. (в том числе первые три дня временной нетрудоспособности оплачены за счет работодателя — 3 657,54 руб., за счет соцстраха — 4 876,72 руб.).

На руки: 8 534,26 – (8 534,26 х 13 %) = 7 424,26 руб.

После пересчета сумма больничного оказалась меньше:

(350 000 + 450 000) / 730 = 1 095,89 руб.

1 095,89 руб. х 7 дн. = 7 671,23 руб. (в том числе первые три дня временной нетрудоспособности — 3 287,67 руб., за счет соцстраха — 4 383,56 руб.).

На руки: 7 671,23 – (7 671,23 х 13 %) = 6 674,23 руб.

7 424,26 руб. – 6 674,23 руб. = 750,03 руб. (в том числе за счет соцстраха — 428,59 руб.).

Для удержания из заработной платы работника излишне выплаченной суммы пособия необходимо заручиться его согласием и попросить написать заявление.

На предприятии «Гамма» заработная плата выдается дважды в месяц:

  • за первую половину месяца — 25-го числа;
  • за вторую половину месяца — 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

Поскольку Селиванов П.И. принес больничный 10 апреля, в течение 10 календарных дней пособие было назначено. 25 апреля Селиванову П.И. выплатили пособие в размере 7 424,26 руб. одновременно с заработной платой за первую половину апреля. НДФЛ в размере 1 110 руб. следовало перечислить в бюджет в срок до 2 мая включительно.

Бухгалтер рассчитал заработную плату Селиванова П.И. за апрель пропорционально отработанному времени. Оклад работника — 50 000 рублей. В апреле 20 рабочих дней, отработано — 15.

50 000 руб. / 20 х 15 = 37 500 руб.

За первую половину месяца Селиванов П.И. получил заработную плату пропорционально отработанному времени:

50 000 / 20 х 5 = 12 500 руб.

За вторую половину апреля Селиванову П.И. причитается заработная плата 37 500 — 12 500 = 25 000 руб.

Максимальный размер удержаний определяется после уменьшения зарплаты сотрудника на сумму НДФЛ. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику, а ему причитается доход, уменьшенный на сумму НДФЛ.

Как отразить в бухгалтерском учете начисление пособия, зарплаты, удержание и перечисление НДФЛ, удержание излишне выплаченной суммы пособия покажем в таблице.

Если работник обманул

В марте 2017 года на предприятие «Омега» устроилась сотрудница Пантелеева М.Н. При трудоустройстве она предоставила справки по форме 182н с предыдущих мест работы. Согласно этим документам в 2015-2016 г.г. Пантелеева М.Н. работала в двух организациях.

  • 2015 год — 320 000 руб.
  • 2016 год - 440 000 руб.
  • 2015 год — 150 000 руб.
  • 2016 год - 230 000 руб.

В апреле 2017 года новая сотрудница заболела. Период временной нетрудоспособности согласно больничному листку с 5 по 11 апреля включительно. Страховой стаж на дату наступления временной нетрудоспособности — 5 лет 7 месяцев и 15 дней. Бухгалтер рассчитал пособие по временной нетрудоспособности:

320 000 + 150 000 = 470 000 руб.

440 000 + 230 000 = 670 000 руб.

(470 000 + 670 000) / 730 = 1 561,64 руб.

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособий в 2017 году составляет 1 901,37 руб. Средний заработок Пантелеевой М.Н., рассчитанный бухгалтерской службой «Омеги», не превышает максимальную величину.

Пособие Пантелеевой М.Н., учитывая продолжительность страхового стажа, рассчитаем исходя из 60 процентов среднего заработка:

1 561,64 х 60 % = 936,98 руб.

Размер пособия по временной нетрудоспособности составил:

936,98 х 7 дн. = 6 558,86 руб., в том числе за первые три дня временной нетрудоспособности за счет работодателя — 2 810,94 руб., остальное за счет средств социального страхования — 3 747,92 руб.

Пособие выплатили в день, установленный для оплаты труда за первую половину месяца, — 25 апреля. При выплате пособия был удержан НДФЛ:

6 558,86 руб. – 13% = 5 705,86 руб.

Впоследствии (при прохождении камеральной проверки правильности и полноты исчисления пособий, которую проводил Фонд социального страхования) выяснилось, что справка от ЗАО «Дельта» оказалась подделкой. ФСС пособие пересчитал и не принял к зачету следующую сумму (решение Фонда социального страхования от 15.05.2017 г.):

(320 000 + 440 000) / 730 = 1 041,10 руб.

1 041,10 руб. х 60% х 7 дн. = 4 372,62 руб.

(6 558,86 руб. – 4 372,62 руб.) – 13% = 1 902,24 руб.

Бухгалтер «Омеги» сделал в бухгалтерском учете следующие записи:

Обратите внимание: застрахованные лица обязаны представлять страхователю достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается пособие ( п. 1 ч. 2 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ и ч. 2 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ ). В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату лишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб (Письмо ФСС России от 24.05.2016 № 02-11-09/15-05-128ОП).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

ФСС провел в учреждении проверку, в ходе которой было обнаружено, что работнику в 2020 году излишне начислили и выплатили пособие по временной нетрудоспособности (вместо 6 300 руб. перечислено 7 300 руб.). В 2021 году на основании заявления этого сотрудника из его заработной платы была удержана сумма переплаты. Как отразить на счетах бухгалтерского учета данную операцию?

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности, излишне выплаченное застрахованному лицу, не может быть с него взыскано, за исключением случаев:

недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются такие пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и др.).

В указанных выше случаях удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

При этом следует обратить внимание на разъяснения ФСС из Письма от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247: неправильное применение страхователем (работодателем) законодательства РФ, в том числе Федерального закона № 255-ФЗ, при исчислении пособий счетной ошибкой не является.

Вместе с тем ранее в Письме от 20.08.2007 № 02-13/07-7922 специалисты фонда указывали, что излишне выплаченная сумма пособия по временной нетрудоспособности может быть удержана с письменного согласия работника. Поскольку он в данном случае написал заявление, удержание излишне выплаченного пособия было допустимо.

Исходя из норм п. 18 Инструкции № 157н[1] ошибки прошлых лет, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются в соответствии с СГС «Учетная политика»[2] дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью на дату обнаружения ошибки и путем ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельном журнале по прочим операциям, содержащим отметку «Исправление ошибок прошлых лет».

Таким образом, учреждению необходимо в текущем году сторнировать ошибочную запись по начислению пособия и внести дополнительную запись с правильной суммой.

Корректировка расчетов с ФСС за 2020 год по результатам контрольного мероприятия осуществляется с применением счета 0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» (п. 147.2 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н).

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Бухгалтерские записи 2020 года по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности

Начислено пособие за счет средств ФСС

Выплачено пособие за счет средств ФСС

Забалансовый счет 18

Исправительные бухгалтерские записи 2021 года по корректировке выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Отражена исправительная запись по начислению пособия (методом «красное сторно»)*

Оформлены дополнительные записи в правильно начисленной сумме пособия*

Перечислены страховые взносы в бюджет ФСС

Забалансовый счет 18

Отражена методом «красное сторно» сумма переплаты пособия по временной нетрудоспособности**

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченному пособию

Погашена задолженность работника:

– посредством внесения денежных средств в кассу учреждения или на лицевой счет

Забалансовый счет 17

– посредством удержания денежных средств из заработной платы работника

* Аналогичным образом будут составлены исправительные записи по сумме НДФЛ.

** Данная запись предусмотрена только для отражения переплат заработной платы (то есть со счетом 302 00 000) (см. п. 98 Инструкции № 174н). В связи с этим рекомендуем согласовать ее с учредителем.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.

С 2021 года все субъекты РФ перешли на механизм прямых выплаты из средств ФСС. То есть пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия по социальному страхованию выплачивает не работодатель с дальнейшим зачетом выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный механизм страхователей могла образоваться «переплата» по социальным выплатам. Можно ли ее вернуть, вы узнаете из статьи.

В 2012 году на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект «Прямые выплаты из средств ФСС» (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294). Изначально в нем участвовали два региона. Впоследствии – вплоть до 2020 года – к пилотному проекту ежегодно присоединялись все новые и новые участники. Последними в 2021 году на указанный механизм перешли следующие субъекты РФ: Краснодарский, Пермский края, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

На практике возможна ситуация, когда на дату перехода на механизм прямых выплат из средств ФСС (в частности, на 1 января 2021 года) у учреждения осталась «переплата» по страховым взносам за счет превышения размера пособий, которые ФСС не успел зачесть в счет уплаты страховых взносов. Можно ли ее вернуть или зачесть?

По общим правилам зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов осуществляется согласно ст. 78 НК РФ. Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по данному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика). Той же статьей установлены сроки, в которые осуществляется зачет (возврат) налогов, страховых взносов

А могут ли применяться положения ст. 78 НК РФ, если возврату подлежит не сумма излишне уплаченных страховых взносов (перечисленных в бюджет), а разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Аналогичный вопрос анализировался в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 № 15АП-9671/2021 по делу № А32-16337/2020. Приведем спорную ситуацию и решение судей по ней в качестве примера.

Пример.

В расчетный период в организации были произведены расходы на обязательное социальное страхование на сумму 1 564 099 руб., начислены страховые взносы на сумму 426 298 руб. В результате образовалась «переплата» по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 801 руб. Причем образовалась она не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Суд пришел к выводу, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный ст. 78 НК РФ, распространяется только на случаи, когда переплата образовалась в результате уплаты в фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам в том смысле, который предусмотрен ст. 78 НК РФ, у организации не возникла.

Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ (действовал до 31 декабря 2020 года), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федеральным законом № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть:

либо зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования;

либо возмещена территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 255-ФЗ.

Ключевой вывод: излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета (фонда) денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды. Разница, образовавшаяся не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных организацией расходов на выплату страхового обеспечения, переплатой по смыслу ст. 78 НК РФ не является.

В мае 2021 года ФНС выпустила письмо (Письмо от 26.05.2021 № БС-4-11/7258@) об уменьшении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы расходов на выплату страхового обеспечения при переходе на прямые выплаты. В частности, в письме разъясняется, что выплаты застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляются территориальными органами ФСС, и страховые взносы, исчисленные с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц начиная с 1 января 2021 года, не могут быть уменьшены работодателями, перешедшими с указанной даты на механизм «Прямые выплаты из средств ФСС», на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.

При этом переход на осуществление выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС не повлиял на порядок отражения в карточках расчета с бюджетом (в налоговом органе) сумм страховых взносов, начисленных к уменьшению. Операция начисления (уменьшения), содержащая сумму расходов, превышающих общую сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2021 года, произведенных плательщиком страховых взносов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отраженных в расчете по страховым взносам за периоды до названной даты, учитывается в налоговом органе в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по данному виду страхования по общеустановленным правилам.

То есть это первый возможный вариант зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования.

Для возврата «переплаты» (второй возможный вариант разрешения ситуации) необходимо обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.

Перечень документов для возмещения расходов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н:

1) заявление (формы заявления и двух его приложений приведены в Письме ФСС РФ от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029) о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения с двумя приложениями, а именно:

справкой-расчетом, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;

расшифровкой расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

2) копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, листка нетрудоспособности);

3) другие документы по запросу ФСС.

Приведем их ниже.

(должность руководителя
(заместителя руководителя)
органа контроля за уплатой
страховых взносов, Ф. И. О.)

Заявление
о выделении необходимых средств на выплату
страхового обеспечения

(полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица)

регистрационный номер в органе контроля

за уплатой страховых взносов ______________________________________________________________,

код подчиненности _______________________________________________________________________,

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица ______________________________ ________________________________________________________________________,

в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» просит выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме _____________________________ руб.

путем перечисления денежных средств на счет страхователя

№ ______________________________ в банке _______________________________

(полное наименование банка)

ИНН _______________ КПП __________________ корр/счет __________________

БИК ________________ ОКТМО ______________ № лицевого счета *

(наименование финансового органа)

_________________________________________ ___________ ______________ ____________________

(должность руководителя (подпись) (Ф. И. О.) (контактный телефон) организации (обособленного подразделения)) **

_____________________
(Ф. И. О.)

__________________
(контактный телефон)

Место печати страхователя

Законный или уполномоченный представитель страхователя

_____________________
(Ф. И. О.)

__________________
(контактный телефон)

Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя страхователя ________________________________________________________________________________________

Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя ________________________________________________________________________________________

Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) и Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) страхователем представлены

_____________________
(Ф. И. О.)

* Заполняется организацией, имеющей лицевой счет в органах Федерального казначейства.
** Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).
*** Заполняется при наличии главного бухгалтера.

Приложение 1
к Заявлению о выделении
необходимых средств на выплату
страхового обеспечения

Справка-расчет,
представляемая при обращении за выделением средств
на выплату страхового обеспечения

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: