Как вывести деньги с транспондера

Обновлено: 09.05.2024

Давайте для начала разберемся, что это за чудо — транспондер. Это устройство, которое помогает безостановочно проезжать по платным дорогам страны. Он помогает оплачивать проезд бесконтактным способом. Для этого достаточно снизить скорость до 20-30 км/ч на пункте взимания платы и деньги с вашего лицевого счета спишутся автоматически.

Преимущество транспондера перед оплатой на КПП в том, что он предоставляет скидку на проезд на некоторых участках дорог. Кроме того, легко пополнять счет, а также есть работа с юридическими лицами.

Кому необходим транспондер?

Это очень удобная вещь, если вы часто путешествуете или ездите в командировке на автомобили. И при этом, конечно же, пользуетесь платными дорогами. А также жителям Москвы, которые пользуются недавно открывшейся дорогой ЦКАД.

А еще транспондер можно купить на несколько семей. Он регистрируется не на конкретный автомобиль или человека. Он привязан к лицевому счету, а это значит, что пользоваться им могут несколько водителей на разных машинах. Это позволит сэкономить при покупке устройства.

Сколько стоит транспондер и где его купить?

Стоимость транспондера сегодня составляет от 1250 до 3300 рублей. Цена зависит от производителя, комплектации, дизайна и срока гарантийного обслуживания.

Где купить:

Как видите, купить транспондер не составит сегодня легко, удобно и быстро.

Транспондер можно взять в аренду

Устройство можно арендовать на время длительной поездки. Сделать это можно в Центре продаж и обслуживания. Стоимость - всего 5 рублей в сутки. Арендовать транспондер можно от 2 дней до 1 года.

Как правильно установить транспондер в автомобиле

Транспондер устанавливается на лобовом стекле. Если автомобиль легковой, то лучше его установить в районе зеркала заднего вида. А если транспорт грузовой, или у вас автобус, то лучше в нижней части стекла — в районе стеклоочистителей. Он должен быть закреплен примерно в 1,5 метров от земли. Еще одно важное правило при установке — температура ветрового стекла должна быть положительной — не менее 15 градусов. Иначе устройство может попросту отклеиться.

Кроме физической установки транспондера, вам понадобиться его персонифицировать. Для этого нужно войти в личный кабинет на официальном сайте «Транспондер T-pass ».

  1. Нажать кнопку «Личный кабинет»
  2. Нажать кнопку «У меня есть транспондер»
  3. Ввести номер транспондера и лицевого счета. Эти данные указаны в бумагах, которые находятся коробке с устройством
  4. Ввести свои персональные данные
  5. После этого можно пополнить счет

Где можно пополнить лицевой счет транспондера?

Как узнать баланс лицевого счета

Узнать баланс лицевого счета транспондера можно несколькими способами:

Как оплатить проезд по платной трассе при помощи транспондера?

Для этого в районе пункта взимания платы достаточно снизить скорость до 20-30 км/ч. Специальные антенны считают информацию со счета и автоматически денежные средства будут списаны. Главное, чтобы на счету был положительный баланс.

Как оплатить проезд по платной дороге, если транспондер не сработал или недостаточно средств?

Когда вы проезжаете Пункт взимания платы, то транспондер должен подать 1 звуковой сигнал. Это значит, что он считан и транзакция прошла успешно. Если устройство подало 2 сигнала — то ваш баланс близится к нулю. Если сигнала 4, то произошел какой-то технический сбой, либо на вашему счету закончились деньги. Ну а если устройство вообще не подало никаких сигналов, значит транспондер не считан.

Как известно, проезд по платной дороге «зайцем» карается штрафом. И чтобы его не получить, если у вас оказался отрицательный баланс или транспондер не считан нужно:

  • Оплатить проезд наличными средствами или по карте
  • Проверить задолженность в личном кабинете сайта «Автодор» и оплатить онлайн
  • Дождаться физического постановления, в котором будет указана сумма поездка и штраф. Если в течении 20 дней оплатить сумму поездки, штраф платить не придется.

Как проехать по ЦКАД и не получить штраф?

Совсем недавно в Москве открылась центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Ее построили для того, чтобы разгрузить МКАД и Подмосковье от транзитного транспорта.

1. Если траспондер установлен, то средства спишут автоматически

2. На официальном сайте «Автодор» можно купить разовый билет, указав марку и номер автомобиля, а также время, в которое планируется поездка.

3. Дождаться физического постановления, в котором будет указана сумма поездка и штраф. Если в течении 20 дней оплатить сумму поездки, штраф платить не придется.

4. После поездки по ЦКАД на сайте «Автодор» проверить свою задолженность, и если она есть, сразу оплатить

Вам также может быть интересно:

А вы уже купили транспондер или оплачиваете проезд по платным дорогам другим способом? Расскажите о своем опыте путешествия по платным магистралям.

Ключевое преимущество транспондера — возможность оплачивать проезд по скоростным трассам бесконтактным способом с внушительными скидками. Однако этим список достоинств девайса не ограничивается: предусмотрены и другие привилегии, которыми могут воспользоваться участники программы. Как получить от транспондеров максимум пользы, чтобы сделать грузовые перевозки еще более комфортными и выгодными, выяснил портал «АвтоВзгляд».


Платные дороги, которых в России с каждым годом становится все больше, позволяют существенно экономить время в пути, гарантируя всем водителям высокий уровень комфорта и безопасности. Также для удобства автомобилистов была введена система бесконтактной оплаты посредством транспондера — компактного устройства, размещающегося на лобовом стекле машины.

Девайсы, стоимость которых, например, у компании «Автодор — Платные Дороги» не превышает 3000 рублей, позволяет экономить на проезде по скоростным дорогам до 40% (с учетом дополнительной скидки по программе лояльности). Согласитесь, солидный и очень полезный бонус для логистических компаний, располагающих широким парком автомобилей, ежедневно передвигающихся по платным трассам.

Однако скидка и возможность рассчитываться за проезд, не останавливаясь в пунктах взимания платы, — далеко не все преимущества, предоставляемые транспондерами. Для юридических лиц — пользователей устройств — разработан и ряд дополнительных услуг, позволяющих оптимизировать не только финансовые процессы, связанные с оплатой проезда по скоростным дорогам, но ряд других.


ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Так, компания «Автодор-Платные Дороги» предлагает перевозчикам и всем тем, чей бизнес непосредственно сопряжен с автомобильным транспортом, совершенно бесплатно подключиться к системе электронного документооборота. Доставка документов по завершению отчетного периода идет через таких операторов, как «Калуга Астрал», «Такском», «Контур/Диадок» и «Сбис/Тензор».

Впрочем, эта услуга доступна не только тем, кто работает с провайдерами, перечисленными выше. Разница в том, что клиентам для подключения к системе электронного документооборота требуется совершить дополнительное действие — подать «своему» провайдеру заявку на настройку роуминга.

Зачем это нужно? Электронный документооборот позволяет экономить время сотрудников примерно на 50—60%, ведь им не нужно распечатывать, обрабатывать и заносить бумаги в отчетные журналы. Кроме того, услуга сокращает на 70—80% расходы предприятия — на доставке, хранении и, опять же, распечатке внушительных объемов документов.

Предложение интересное, но в самом ли деле оно так удобно и полезно? С этим вопросом портал «АвтоВзгляд» обратился к целевой аудитории — к транспортным компаниям.

Повышаем эффективность работы автопарка


Так ли важно делать сход-развал на грузовиках

— Да, из дополнительных услуг мы пользуемся электронным документооборотом. Это действительно освобождает от необходимости использования бумажных документов и экономит наше время, — отметил Михаил Пальков, заместитель генерального директора международной логистической компании «ТРАСКО» по транспорту.

ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКА

Помимо электронного документооборота, в перечне дополнительных услуг для пользователей транспондеров T-pass из мира транспортного бизнеса есть и экспресс-доставка документов. Курьерская служба привозит акты, счета-фактуры и отчеты, необходимые для закрытия периода, в кратчайшие сроки — за 1—4 дня в зависимости от местонахождения офиса клиента.


РАСШИРЕННАЯ ГАРАНТИЯ

На транспондеры T-pass действует гарантия сроком 24 месяца, если речь идет об устройствах линейки «Стандарт», «Премиум», Лимитированная и Специальная серия или 5 лет на модель «Платинум». В течение этого времени пользователь может рассчитывать на замену девайса, если в результате проведенной диагностики подтвердится, что его поломка (невозможность списания средств) связана с заводским дефектом.

За 210, 240 или 290 рублей (20% от стоимости транспондера) на стандартные и премиальные устройства, а также устройства лимитированной и специальной серии гарантийный период можно продлить еще на три года. Но сделать это нужно, пока не истек основной срок: в момент приобретения девайса или в первые два года. Подключается услуга в стационарных и мобильных пунктах продаж «Автодор — Платные Дороги», которые расположены вблизи пунктов взимания платы на дорогах, а также в дополнительных офисах, расположенных в городах Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар.

АРЕНДА ТРАНСПОНДЕРОВ

Если приобретать транспондеры компания по тем или иным причинам не планирует или нужны транспондеры ненадолго, их можно взять в аренду. Эта услуга окажется полезной, когда, например, появляется временная необходимость в выведении на линию дополнительных водителей.

Мы, как заядлые путешественники на автомобиле, купили транспондер. Тогда он еще стоил 800 руб. и эти деньги можно вернуть при отказе от транспондера. Недавно мои друзья заплатили 1200 руб. и вроде как функции возврата уже нет. Но речь не об этом.

На выходных мы из Москвы поехали в Санкт-Петербург. Туда доехали нормально, подключили какую-то функцию (транспондер старый, покупали для М-4), все работало.

На обратном пути в Москву на последних двух участках транспондер не сработал и пришлось платить наличными 430 руб. Сумма, конечно, небольшая. Но когда у тебя на балансе больше 3000 руб. и он дает скидку 30%, то хочется все-таки воспользоваться "привилегиями" владельца транспондера.

Кассир нам сказал, что для решения проблемы надо позвонить по телефону в чеке. Ок, звоню. Отвечает мужчина - "Да, такие проблемы бывают, сейчас переведу на менеджера, он решит ваш вопрос. Деньги вернем/зачтем" . Я радуюсь. Рано, как выяснилось.

Переключили на менеджера. Она в отказ, но вежливо (разговоры ведь записываются). Далее вопросы от менеджера:

- "А транспондер точно Автодора?" - я ей в 5-й раз рассказываю, что туда (в Питер) проехали нормально, транспондер работал. Чей он еще может быть?

- "А деньги есть на балансе?" - в 3-й раз отвечаю, что да, больше 3000 руб.

- "А функцию такую-то подключили?" - я завожусь. В 10-й раз отвечаю, что на платных участках в Питер проблем не было, транспондер работал.

- "Ну мы ничем вам не можем помочь" - как это? А за что ежегодно автомобилисты платят миллиарды? Мне всегда казалось, что предоставление услуги включает в себя и решение проблем клиента. Наивная.

- "Пишите заявление в офис" - какой офис? По какому адресу? - "Ну в центральный офис" - как будто я должна знать, где это. Ладно, спасибо, что не помогли.

Но я упертая. Перезваниваю по телефону в чеке еще раз. Отвечает тот же мужчина - я ему говорю, что предыдущий менеджер мне не помог. С кем еще можно пообщаться? Переключает на центральный офис, отдел по работе с клиентами.

Такая же вежливая девушка:

- "Ваш транспондер надо отвезти в сервисный центр. Он мог сломаться. Его возьмут на проверку" - это означает, что придется ехать дважды.

- "Нет, деньги уже не вернем. Если транспондер не сработал по любой причине, вы оплачиваете любым доступным способом" - ок, где ваш сервисный центр?

ВНИМАНИЕ!

- "Ближайший к вам на 51-71 км. Ну еще в Санкт-Петербурге, в Воронеже есть" - дзен не разрешает материться, но очень хочется. А ничего, что я в Москве? - "Ну, к сожалению, в Москве нет сервисного центра".

И это при том, что ООО "Автодор-Платные Дороги":

И они не могут сделать сервисный центр в Москве. Я обязательно напишу им заявление. Только привезу к ним в офис в Москве. И в их головную компанию тоже напишу.


В этом небольшом посте я хочу рассказать о том, что такое транспондер, и коротко описать опыт его использования. Возможно, кому-то это пригодится и поможет принять решение, нужно все-таки его покупать или нет.

Намедни (а именно чуть больше недели назад) состоялась у меня нехилая такая поездка из Севастополя в Москву и обратно. Ездил по важным делам — чиповаться у Романа Vahmurka и лифтоваться у Петра MUSSOvod, но речь не об этом. А чтобы не было скучно читать, вот фоточка:


Планировать поездку начал заранее, и в это планирование, конечно же, входило изучение маршрута, ведь в Москву на машине я еще ни разу ездил. Маршрут пролегает преимущественно через трассу "М-4 Дон". Вообще, их две, как выяснилось: одна старая, в данный момент считающаяся объездной, и вторая — новая и скоростная. Старая дублирует новую и сегодня актуальна лишь постольку-поскольку.

Друг мой и коллега по кайроноводству Dimoniy1984 , ежегодно совершающий вояж из Москвы в Анапу к родственникам и обратно, узнав о моих планах, сразу же сказал, чтобы я купил себе транспондер перед поездкой. И начал я узнавать, чего же это за приблуда такая.

Что такое транспондер и зачем он нужен?

Транспондер — это специальное устройство, позволяющее с экономией времени и денег проезжать участки платных дорог. Суть в том, что на этих новых трассах на определенных участках стоят ворота со шлагбаумами. И есть два пути у водителя: первый путь — остановиться у шлагбаума и оплатить операционисту требуемую сумму налом; второй путь — проехать с транспондером.

Вот так это выглядит (фото из Интернетов, своего нет почему-то):


Подъезжая к воротам, вы снижаете скорость до 30 км/ч примерно, датчик на воротах соединяется с транспондером, происходит звуковой сигнал и ворота автоматически открываются. Это экономит время, т.к. вам не нужно останавливаться и платить (и стоять в автоочереди). Деньги же экономит то, что одни и те же участки с транспондером стоят дешевле, чем без него. Вещь реально полезная и нужная.

Можно, конечно, ехать и в объезд, и я так разок попробовал, свернув на указатель "Бесплатный проезд". Дорога оказалась узкой, двухполосной и разбитой. Транспорта мало, но сути это не меняет, потому что быстро ехать все равно не получается из-за этой самой разбитости, да еще и петляет она туда-сюда. В итоге в объезд тратишь кучу нервов и времени.

А вот если ехать по платной трассе, можно смело гнать 120-140 км/ч, время от времени лишь обгоняя фуры (кстати, многие дальнобои гоняют с транспондерами) и следя за обстановкой. Да, периодически нужно сбавлять скорость, чтобы проехать ворота, но это все равно будет быстрее и легче, чем пилякать по старой убитой трассе. И нельзя забывать про отдых:


Перед поездкой прочитал на Яндекс.Дзене пост одной дамы о их поездке с мужем из Питера в Сочи, так она там этот транспондер и в хвост и в гриву. И в объезд им нормально, и оплата в несколько раз выше, чем по прайсу участков на сайте, и вообще все не то пальто. Я прям обломался и подумал, что зря купил эту штуку(( Но все-таки решил применить, чтобы траты не впустую были, и ни разу не пожалел.

Что до денег, то положил на всякий с запасом 2 700 рублей, посчитав полный путь через платные участки от Краснодара до Москвы и обратно. По пути мониторил расходы, и все было, как в нормальной бухгалтерии — именно то, что указано в прайсе участков. А в конце еще и деньги остались в размере 1 300 рублей, т.к. на платную выезжал на Ленинградской (после Тимашевска и перед Ростовом) и обратно съезжал там же.

Пополнить баланс можно с карты, а в пути его можно проверить либо на сайте, если есть мобильный Интернет, либо позвонив но номеру *390 (но тогда придется вводить уникальный номер из хреновой горы цифр, что очень неудобно, и это, пожалуй, единственный минус, который мне удалось обнаружить; лучше пополнять заранее с запасом).

Важно: если на счету остаются деньги, они там навсегда и никуда не спишутся. Вывести их нельзя, но все равно радует, ведь их можно будет потратить в другой раз. Нормас, мне кажется. Да, в этом посте лишь мое мнение и мой опыт, но ничего плохого почти за 4 000 км я не заметил, посему считаю негативные отзывы о транспондере не совсем адекватными. Либо это уж прям из ряда вон выходящие случаи какие-то.

Короче говоря, мои впечатления от использования транспондера исключительно положительные, и в любой следующий раз, когда придется ехать по платным дорогам, я вновь им воспользуюсь. Собственно говоря, и стоит он вовсе не баснословных сумм рублей, плюс и сами платные участки по цене в общем-то не кусаются. Хотя, да, за комфорт приходится платить. Но что поделать…

Как купить, установить и пользоваться транспондером?

Купить транспондер можно на сайте Транспондер T-Pass. Там же во вкладке "Калькулятор" можно увидеть на карте, где расположены на трассах платные участки, забить свой маршрут и посчитать стоимость проезда по всему пути, а заодно и сравнить со стоимостью проезда без транспондера.

Есть несколько видов транспондеров в зависимости от специфики поездок, судя по всему. Я толком не стал разбираться и по рекомендации Dimoniy1984 заказал Premium, подходящий для трассы "М-4 Дон". Купить на сайте у меня не получилось, ведь я в Крыму, а это значит, что ну вот нельзя тебе пользоваться всеми благами Интернета (комментировать ситуацию не стану), поэтому заказал на OZONе за 1 400 рублей.

Через неделю мне пришла посылка и я пошел ее забирать. На руки получаем вот такую коробочку:


На обратной стороне тезисная инструкция по использованию и обозначения доступных для проезда по транспондеру трасс:


Внутри находится сам транспондер с уникальным номером, спиртовая салфетка для протирки стекла перед установкой и подробный мануал:


Последнее время стал часто мотаться по М4 "Дон" и в итоге купил транспондер.
Как купил, сразу установил, забыл сфоткать.
Если никто не ночует на полосе T-pass, то выигрыш от 40минут — это основное из-за чего приобрел, есть еще и скидки.


Процесс приобретения
Приходите в пункт продажи, на пунктах оплаты или в других местах, бывают на заправках, с паспортом.
Оформляете договор, и вносите 800р + 500р (меньше нельзя, чистое навязывание).
Процесс оформления занимает минут 10 + очередь (мне попались 2-ое очень болтливых и уже на взводе человека, а им еще ехать и ехать) и того 40 минут.

Результат оформления:
Папка с договором, платежками и инструкциями, транспондер и крепление на скотче и оранжевая карточка на стекло.
Транспондер начинает работать в течении часа, как внесут в базу и т.д. Если оформляетесь на трассе, то первый пункт оплаты придется платить налом, потом уже как люди. У меня все сработало сразу.

Установка и использование


Карточка — это просто картонка, на одной стороне логотип T-pass, на обратной коды регионов, как крепить думайте сами, я ее не крепил, нужна она только когда пробки на пунктах оплаты, чтобы регулировщики видели что вам на выделенную полосу, все, больше она ни к чему. Карточки не было, когда я оформлялся, еще останавливался пару раз, везде закончились, через неделю на заправке Лукойла взял, там был пункт оформления.

Крепление — скоба из пластика на двойном скотче. Скотч необычный прозрачный. Крепится на шелкографию за зеркало, главное чтобы не было металлизированной пленки на стекле. На легковушках вверху стекла, на грузовиках внизу стекла, посередине, полтора метра от земли, как быть джипам — не знаю. Новое крепление можно купить за 50р.

Транспондер не привязан к конкретному транспортному средству, можно купить несколько креплений, а транспондер переставлять с одной машины на другую. При проезде так же, как и при обычной оплате, определяется класс машины и списывается сумма согласно классу.

Тут можно сказать что, как всегда, в России, все через… Для каждого платника нужен свой транспондер, больше 5 на одну машину устанавливать нельзя (может купить и больше, но не возить с собой, устанавливать только нужные для данной поездки, сбоить будут). Т.е. вы заключите договора, на счетах заморозите деньги, непонятно почему не сделать федеральную базу, ну т.е. понятно, но хочется верить в лучшее.

Срок службы транспондера примерно 5 лет, работает от собственной батарейки, при проезде подает звуковой сигнал:
— Нет сигнала — не считан
— 1 сигнал — считан, транзакция выполнена
— 2 сигнала — считан, количество денежных средств на Лицевом счете приближается к нулевому балансу
— 4 сигнала — транзакция отклонена (технический сбой оборудования, недостаточно денежных средств на счету)

Пополнять счет можно через интернет банковской картой или через терминалы, но похоже что они почти все только на трассе, я картой пополняю.

Бонусы
Тут можно сказать снова что, как всегда, в России, все через…
Чтобы подключить программу лояльности, нужно зайти на сайт, зарегистрироваться, подождать сутки, когда проверят введенную вами информацию и только тогда можно будет зайти в пункт программы лояльности и принять соглашение (а договор подписанный как бы не в счет).

Собственно что не так кроме суток ожидания, хотя вы уже есть во всех базах. Я в командировке заходил с телефона и дату рождения удалось ввести только с 10-ой попытки, именно столько не меньше, после нажатия Ок, перепутывались поля даты, месяца и когда, в произвольном порядке. И зачем дату рождения, а не дату договора (номер договора вводить полностью, с тем что после тире, а оплачивать в терминалах вводя только первую часть). Через сутки можно зайти и нажать заветную кнопку, только вот верстка сайта сделана так, что ее браузер телефона не отображает, страница пустая. Подключил я эту программу уже дома.

Программа лояльности состоит из накопления баллов за пользования пунктами оплаты:
Каждый оплаченный проезд через пункт взимания платы — 100
Каждые 50 оплаченных километров (только для ситуаций, когда пользователь платит за 100 км и больше) — 100

Москва — Воронеж = 500 баллов.

Потратить их можно на скидки:
Скидка 10% на проезд по T-PASS — 4 000
Скидка 7% на проезд по T-PASS — 2 000
Скидка 5% на проезд по T-PASS — 1 000
Скидка 3% на проезд по T-PASS — 500

Я коплю на максимальную скидку.
Итого получается что для получения скидки нужно проехать Москва — Воронеж — Москва — 8 раз, после этого скидка дает 35.5р.х 2=71р экономии на оплате (Сейчас проезда Москва-Воронеж на легковушке днем стоит 355р, недавно был 250р.) Получается что транспондер окупится и будет реальная скидка только на обратной дороге 20-ой поездки в командировку.

Если что упустил, отвечу в комментариях.

А пока пару видео, одно о том, как мотивируют людей ездить по платникам и что T-pass не всегда быстро

UPD март 2016
Скидки от акций и по программе лояльности действуют одновременно.
Сейчас идут скидки за оплату по транспондеру 60% на московском участке и 20% дальше.
У меня еще идет скидка 10% по программе лояльности.

Пример:
На участке 414,7-464,3 км оплата за проезд 80руб., с учетом промо скидки 20% получается 80*0,8=64руб, а потом уже от этой суммы по программе лояльности 10% 64*0,9=57,6руб.
Если бы скидки суммировались в прямую, то было бы 80*0,7=56руб.

UPD июнь 2016
Открылся новый платный участок на М-4 «Дон» в Московской и Тульской областях (км 93 – км 211).
Хоть и было объявлено о старте 27 июня, но я ехал и проезд бесплатный и скоростное ограничение 90.
Для тех, кто оплачивает наличными, оператор на кассе нажимает кнопку и шлагбаум открывается, а с транспондером, происходит как-бы списание средств, но их не снимают, хотя оплата в списке указана.
С сайта автодора "ВНИМАНИЕ! В связи с тестированием Системы взимания платы на Пункте взимания платы 133 км автомобильной дороги М-4 «Дон» будет происходить фиксация всех поездок через данный ПВП БЕЗ СПИСАНИЯ денежных средств с лицевого счета. Данные списания будут автоматически удалены по истечении 96 часов с момента совершения проезда"

UPD сентябрь 2016
На Пункте взимания платы 133 км теперь берут плату 150 руб налом и 54руб через транспондер, но скорость на платнике по-прежнему 90.

UPD июнь 2017
Сейчас продают транспондеры уже нового дизайна


И на сайте увидел экранирующий пакет, если надо чтобы транспондер гарантировано не сработал, когда их два, чтобы со второго не списались деньги и т.п. Но я не вижу смысла, просто в бардачок убирал его и он уже не работал, даже другой стороной перевернуть и уже не работает, когда на H1 от фирмы ездили, то клали транспондер в углубление сверху на панели, никуда ничего не клеили, просто нужно положить правильной стороной вверх.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: