В чем опасность займов у международных финансовых организаций и правительств других государств

Обновлено: 25.04.2024

1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут предприятия, домашние хозяйства, население, потребители, общественные и государственные институты и учреждения. Эти правила определяют также юридические нормы и права собственности, условия функционирования хозяйствующих субъектов, взаимные обязательства всех участников экономической системы.

2. Определение приоритетов и целей макроэкономического развития страны. Общество и нация в целом должны четко определить, какие задачи являются первоочередными сегодня, сколько это потребует ресурсов, какой будет отдача и каковы будут социальные, экономические и экологические последствия этих решений.

3. Определение социальных ценностей экономического развития страны. Экономика - не самоцель, а средство. Важно, чтобы она служила человеку, а социальные цели были не только провозглашены, но и реализованы.

4. Регулирование экономических процессов распределения и перераспределения ресурсов и результатов производства. Государство своей экономической политикой регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. В то же время оно своей политикой предопределяет распределение доходов и на макроэкономическом уровне. Важнейшим элементом этих процессов распределения и перераспределения является бюджетная и налоговая политика государства.

5. Стимулирование экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизация экономики в периоды кризисов и социальных потрясений, что имеет особое значение для современной России.

6. Позитивное решение глобальных проблем, прежде всего экологических, острота которых нарастает стремительными темпами.

7. Немаловажное значение имеет решение вопросов национальной безопасности страны во всех ее проявлениях (безопасность военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и т. п.).

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Изучаем мнение граждан о внешнем долге.

Расспросите своих близких и знакомых о том,

— почему, по их мнению, государство прибегает к внешним займам;

— какие международные финансовые организации известны вашим респондентам;

— каковы преимущества внешних займов перед внутренними;

— в чём опасность займов у международных финансовых организаций и правительств других государств;

— что такое дефолт страны и как он может отразиться на уровне жизни населения. Сформулируйте правила, которым по вашему мнению и мнению опрошенных, должно следовать правительство, решая вопрос о привлечении внешних займов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Что такое налогообложение? Перечислите основные функции налогов.

Налогообложение – процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты.

Налоги осуществляют четыре базовые функции, основная из них – фискальная, она обеспечивает мобилизацию и формирование финансовых ресурсов государства. Три другие функции (регулирующая, распределительная, контролирующая) являются производными от первой. Они перераспределяют общественные доходы и отслеживают регулярность поступления платежей в казну государства.

Какие налоги уплачивают предприятия?

налог на добычу полезных ископаемых
водный налог
акцизный сбор
сбор за пользование биологическими ресурсами
транспортный налог
торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет

Как может быть сбалансирован государственный бюджет?

Бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов совместно с привлеченными источниками финансирования дефицита бюджета. Дефицит и профицит. В случае превышения доходов над расходами образуется профицит бюджета. Если расходная часть бюджета превышает доходную возникает дефицит бюджета.

Почему образуется государственный долг?

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Как работают инструменты бюджетно-налоговой политики?

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д.


Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

    1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут предприятия, домашние хозяйства, население, потребители, общественные и государственные институты и учреждения. Эти правила определяют также юридические нормы и права собственности, условия функционирования хозяйствующих субъектов, взаимные обязательства всех участников экономической системы.

    2. Определение приоритетов и целей макроэкономического развития страны. Общество и нация в целом должны четко определить, какие задачи являются первоочередными сегодня, сколько это потребует ресурсов, какой будет отдача и каковы будут социальные, экономические и экологические последствия этих решений.

    3. Определение социальных ценностей экономического развития страны. Экономика - не самоцель, а средство. Важно, чтобы она служила человеку, а социальные цели были не только провозглашены, но и реализованы.

    4. Регулирование экономических процессов распределения и перераспределения ресурсов и результатов производства. Государство своей экономической политикой регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. В то же время оно своей политикой предопределяет распределение доходов и на макроэкономическом уровне. Важнейшим элементом этих процессов распределения и перераспределения является бюджетная и налоговая политика государства.

    5. Стимулирование экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизация экономики в периоды кризисов и социальных потрясений, что имеет особое значение для современной России.

    6. Позитивное решение глобальных проблем, прежде всего экологических, острота которых нарастает стремительными темпами.

    7. Немаловажное значение имеет решение вопросов национальной безопасности страны во всех ее проявлениях (безопасность военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и т. п.).

    МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

    Изучаем мнение граждан о внешнем долге.

    Расспросите своих близких и знакомых о том,

    — почему, по их мнению, государство прибегает к внешним займам;

    — какие международные финансовые организации известны вашим респондентам;

    — каковы преимущества внешних займов перед внутренними;

    — в чём опасность займов у международных финансовых организаций и правительств других государств;

    — что такое дефолт страны и как он может отразиться на уровне жизни населения. Сформулируйте правила, которым по вашему мнению и мнению опрошенных, должно следовать правительство, решая вопрос о привлечении внешних займов.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    Что такое налогообложение? Перечислите основные функции налогов.

    Налогообложение – процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты.

    Налоги осуществляют четыре базовые функции, основная из них – фискальная, она обеспечивает мобилизацию и формирование финансовых ресурсов государства. Три другие функции (регулирующая, распределительная, контролирующая) являются производными от первой. Они перераспределяют общественные доходы и отслеживают регулярность поступления платежей в казну государства.

    Какие налоги уплачивают предприятия?

    налог на добычу полезных ископаемых
    водный налог
    акцизный сбор
    сбор за пользование биологическими ресурсами
    транспортный налог
    торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет

    Как может быть сбалансирован государственный бюджет?

    Бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов совместно с привлеченными источниками финансирования дефицита бюджета. Дефицит и профицит. В случае превышения доходов над расходами образуется профицит бюджета. Если расходная часть бюджета превышает доходную возникает дефицит бюджета.

    Почему образуется государственный долг?

    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

    Как работают инструменты бюджетно-налоговой политики?

    Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

    Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

    изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

    осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

    реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д.

    Фото: Shutterstock

    США с 4 апреля 2022 года запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу. В связи с тем, что иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах, купонный доход по одному из них и средства для погашения долга по второму были перечислены в рублях.

    С точки зрения российских властей выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами.

    Ранее международное рейтинговое агентство Fitch предупредило инвесторов о возможном дефолте по внешним российским обязательствам. По мнению агентства, оплата в рублях считается принудительным переименованием платежных обязательств (реденоминацией), а отсутствие технической возможности оплаты купонов в долларах является признаком технического дефолта.

    Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией.

    Что такое дефолт

    Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

    Деноминация — изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении

    Когда дефолт был в России

    В России технический дефолт по обязательствам страны произошел 17 августа 1998 года. Ему предшествовали экономический кризис — гиперинфляция, дефицит бюджета, деноминация. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации (разновидность облигаций федерального займа), и каждый новый выпуск шел на погашение предыдущих займов, то есть обслуживание долгов проводилось по пирамидальному принципу. Доходность ГКО доходила до 140–150%. К августу 1998 года внешний долг России достиг $200 млрд (44% ВВП). Официально технический дефолт не был объявлен, но являлся им по сути, так как предусматривал реструктуризацию долгов по ГКО лишь с их частичным погашением — от 1% для иностранных держателей облигаций до конвертации 70% долга в новые более долгосрочные облигации. Это запустило цепочку банкротств банков — крупных держателей бумаг, что в свою очередь привело к потере денег населением, так как финансовые организации не смогли расплатиться по вкладам.

    Невозможность оплачивать долги повысили риск суверенного дефолта России

    Фото:Shutterstock

    По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России в 1998 году составили $96 млрд. Из них прямые убытки коммерческих банков — $45 млрд, бизнес потерял более $30 млрд, население — $19 млрд. На момент объявления о замораживании выплат по ГКО-ОФЗ доля нерезидентов в них составляла порядка 30%, а рыночная оценка их портфеля — около $11 млрд.

    Кризис привел к сокращению валового внутреннего продукта в два раза — с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция с 11,03% в 1997 году по итогам 1998 года подскочила до 84,44%. Национальная валюта была девальвирована более чем в три раза — 1 января 1998 года доллар стоил ₽5,96 (после деноминации в 1997 году с коэффициентом 1000:1), а 1 января 1999 года — ₽20,65. Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте было подорвано.

    Курсы доллара и евро на табло пункта обмена валют. 2 ноября 2020 года

    Виды дефолта

    Фото:Shutterstock

    • Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем. Если в рамках технического дефолта, который ограничен конкретными сроками, обязательства не выполняются, то наступает обычный, или простой дефолт.
    • Дефолт (обычный, простой или окончательный) — неспособность платить по всем долгам или части своих обязательств.

    Различают подвиды дефолтов по объектам, то есть заемщикам: дефолт физического лица, компании, государственный (суверенный) дефолт.

    По предмету долгов дефолт может быть объявлен по облигациям (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа), векселям, прямым денежным заимствованиям, банковским чекам и т. п.

    Фото:Shutterstock

    Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по:

    • по внешнему долгу — перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Как правило, он заключен в специальных ценных бумагах — государственных облигациях;
    • по внутреннему долгу — перед отечественными банками, фондами, инвесторами и населением, в том числе по выплате пенсий, социальных пособий, зарплат госслужащим.

    Фото:Seth Wenig / AP

    Насколько вероятен дефолт по внешнему долгу в 2022 году?

    По итогам 2021 года государственный долг России составляет ₽20,9 трлн — 18,1% от ВВП страны, по данным Счетной палаты. Внутренний долг составил ₽16,5 трлн. Внешний долг в иностранной валюте достиг $59,7 млрд.

    Объем внешнего долга Российской Федерации, по оценке Банка России, по состоянию на 1 января 2022 года составил $478,2 млрд. Эта сумма учитывает не только долги государственного сектора, но и частных компаний, которые заимствуют средства на иностранных рынках.

    Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг России до мусорного

    Наложенные на Банк России и другие финансовые институты санкции привели к отсутствию технической возможности расплачиваться по долгам перед иностранными инвесторами. Международные рейтинговые агентства усмотрели в этом событии критический риск объявления дефолта по внешним российским обязательствам.

    • Moody's понизило кредитный рейтинг России сразу на шесть ступеней, с Baa3 до B3.
    • Агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте России с ВВВ до В.
    • S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на восемь ступеней, с BB+ до CCC-. Рейтинг в национальной валюте также ухудшился с BBB- до CCC-.

    «Понижение рейтинга в текущих беспрецедентных условиях носит уже символический характер и является констатацией факта, поскольку иностранные инвесторы отрезаны от экономики России и локального рынка, а многие активы на офшорном рынке обесценились почти до нуля. Из-за запрета расчетов с нерезидентами они вряд ли способны получать платежи по бондам, несмотря на обслуживание Минфином и компаниями своих обязательств», — говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании «Локо-Инвест Управление активами».

    Риск технического дефолта по валютному долгу из-за ограничений платежей возрастает, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов и отмечает, что сам Минфин РФ подобных планов — отказа от обслуживания долга — не озвучивал.

    «Но поскольку международные резервы, включая Фонд национального благосостояния (ФНБ), в их долларовой и евро части были заморожены ЕС и США, у России могут быть вопросы о необходимости придерживаться текущего графика платежей. Кроме того, сейчас ограничены выплаты в пользу нерезидентов, и когда будет оформлено решение со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в возможности использовать международные резервы, выплаты могут быть осуществлены», — добавил эксперт.

    На Банк России наложены санкции

    В четверг, 3 марта, Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России, но с временными ограничениями — только до 25 мая 2022 года. В частности, в порядке исключения из санкционных мер разрешаются транзакции с Банком России, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Министерством финансов России, необходимые для «получения процентов, дивидендов или выплат в погашение по долгу или акциям» ЦБ, ФНБ или Минфина, говорится в документе. Ближайшие платежи по выплате долларовых купонов на $107 млн по двум выпускам российских евробондов международным держателям должны состояться в марте.

    Несмотря на озвученные риски дефолта, инвестбанки США Goldman Sachs и JPMorgan Chase покупают подешевевшие суверенные российские облигации и корпоративные бонды крупных компаний Evraz, «Газпром» и РЖД, срок погашения которых наступает в течение ближайших двух лет.

    Фото:Shutterstock

    По данным ICE Data Services, кредитные дефолтные свопы (CDS) на этой неделе сигнализировали о 65% вероятности дефолта по российскому государственному долгу в течение пяти лет и 40% в течение одного года.

    Кредитно-дефолтный своп (CDS) — это производный финансовый инструмент, который гарантирует инвестору страховые выплаты в случае дефолта по обязательствам третьей стороны в обмен на регулярные платежи. Чем выше эти платежи, тем рискованнее базовые обязательства.

    Последствия дефолта

    Фото:Shutterstock

    Если сценарий с объявлением дефолта из-за технических ограничений реализуется, его последствия могут вызвать сложности в доступе к рынку займов в будущем, говорит Олег Шибанов. «Вот только для России это последствие сейчас нерелевантно — все крупнейшие рынки капитала закрыли для России и наших компаний возможность выпускать облигации, и в этой ситуации особого «наказания» для экономики от дефолта нет. Это «наказание» скажется тогда, когда Россия снова вернется к займам на международном рынке», — заключил эксперт.

    «Если у страны есть инвестиционный рейтинг, то она может занимать на международных рынках сравнительно недорого. Это приводит к тому, что дешевая ликвидность перетекает на рынки и обеспечивает комфортный уровень доходностей по кредитам для бизнеса и населения. И всем хорошо. Понижение рейтингов предполагает долгосрочное пребывание РФ в текущем состоянии — конфликт на Украине, чудовищные санкции, не менее жесткие ответные меры и т. д. Если страна будет находиться под таким давлением долго — будет очень трудно. Насколько долго? Точно сказать невероятно сложно, но, полагаю, речь идет о нескольких месяцах», — прокомментировал профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган в авторском Telegram-канале.

    Объявление дефолта сейчас по долговым обязательствам России не принесет существенных потерь ни самой России, ни западным странам, отметил старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров. «Внешний долг России не такой большой, чтобы оказать существенное влияние на международный рынок, а для России с точки зрения государственного заимствования этот рынок не столь сильно важен — бюджет формируется либо с нулевыми, либо с профицитными показателями в последние годы, при этом поступление иностранного капитала в новые выпуски гособлигаций уже было ограничено санкциями еще в 2018 году. Для частных компаний ситуация будет сложнее — для них из-за суверенного дефолта и низких кредитных рейтингов страны заимствование станет существенно дороже. «Дорогие» кредитные деньги скажутся на росте цен для конечного потребителя», — заключил эксперт.

    Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

    Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.

    Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

    Минфин объявил о выплате долларовых купонов по двум внешним облигационным займам российского правительства в общей сумме $117,2 млн, несмотря на опасения, что иностранные банки не примут платежку в долларах. Можно предположить, что западные кредиторы смогли убедить американцев приоткрыть «валютные закрома», где находятся российские замороженные резервы. Если бы не убедили, кредиторы довольствовались бы выплатами в рублях, а нашей стране могли объявить мнимый дефолт, единственная причина которого состоит де-факто в конфискации российских активов.

    Следующее погашение валютного займа Минфина в $2 млрд должно состояться 4 апреля, и по нему пока вероятно повторение ситуации с состоявшимся платежом. Санкции против России не препятствуют обслуживать суверенный долг в валюте минимум до конца мая, сообщает Bloomberg со ссылкой на представителя уже американского Минфина. А вот что будет после 25 мая, пока не ясно.

    Очевидно, у России есть необходимый объем средств для обслуживания своих обязательств, в том числе внешних и в валюте, о чем заявил министр финансов Антон Силуанов. По данным Минфина, под ограничение попало менее половины всех резервов страны — $300 млрд. Поэтому выплаты в рублях по долгам будут осуществляться, только если иностранный банк не исполнит платежное поручение в другой валюте (которая указана в договоре при эмиссии). Тем не менее рейтинговое агентство Fitch считает, что проведение в будущем Россией купонных и прочих выплат по долларовым евробондам в рублях будет расцениваться как суверенный дефолт по истечении 30-дневного льготного периода погашения долга. Что же, наверное, оговорка о возможности платить в рублях едва ли была распространена при выпуске российских суверенных облигаций общей суммой примерно в $40 млрд. Но ведь не была оговорена и ситуация с заморозкой наших госрезервов благонадежными западными странами.

    Надо понимать, что даже этот заранее прогнозируемый искусственный «дефолт» не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли считать дефолтом внутри страны. В нашей истории настоящие дефолты уже случались в 1917 и 1998 годах. Первый дефолт происходил на фоне мировой войны, революции и полного развала экономики. Второй случай стал следствием падения цен на нефть до $10–16 за баррель и многолетней слабости постперестроечной российской экономики, имевшей на фоне провала в сборе налогов значительные бюджетные обязательства и кризис неплатежей при истощении ЗВР почти до нуля.

    Сейчас ситуация тоже сложная. Санкции беспрецедентны, непонятно, до каких пределов вырастет инфляция, как будут работать сектора экономики. Акции российских ведущих компаний, таких как НОВАТЭК и «Газпром», торгуются на Лондонской бирже по цене меньше доллара. Но все же запас прочности у нашей экономики есть. В прошлом году российский ВВП вырос почти на 5%, балансовая прибыль экономики выросла в 2,5 раза к 2020 году и на 70% — к доковидному 2019 году. Рекордную прибыль заработали банки — только за первую половину 2021 года эта сумма составила 1,2 трлн руб. Кроме того, российский бюджет уже не так сильно зависит от внешнего долга, как в 1998 году, а цена на нефть выше $100 за баррель. Эти факторы, а также оставшаяся в наличии часть золотовалютных резервов позволяют рассчитывать на преодоление или хотя бы сглаживание последствий санкций.

    Во всей этой ситуации есть и еще один повод для очень осторожного оптимизма. Ранее Минфин США дал разъяснения относительно лицензии по платежам из ЗВР России, где указывал, что после 25 мая 2022 года американские резиденты, возможно, смогут получать индивидуальные разрешения для получения выплат процентов или основного долга по российским суверенным евробондам. Думаю, что все заинтересованные стороны этим обстоятельством обязательно воспользуются.

    Конечно, даже мнимый дефолт мог бы только добавить нам проблем, преодолением которых Россия занимается все постсоветское время. Поэтому важно было услышать от нашего правительства тезис о том, что обязательства перед гражданами приоритетны в любом случае и указанная ситуация с внешним долгом никак не отразится на внутренних обязательствах перед россиянами.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: