Каким может быть вклад вашей школы в повышение уровня экологической культуры в регионе

Обновлено: 25.02.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Обобщение педагогического опыта по теме

«Формирование экологической культуры школьников

через организацию внеурочной деятельности»

Выполнила: Ясенева Ирина Олеговна,

село Усть-Калманка, 2018

Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры

Основы формирования экологической культуры

3.1. Условия формирования экологической культуры……………… 5-6

3.2. Методика формирования экологической культуры…………….. 6

4. Экологическая деятельность как ценностный компонент формирования экологической культуры

4.1. Результаты работы по формированию экологической культуры..6-12

7. Отзывы о просветительской деятельности…………………………… 24-29

Рассчитываешь на год сажай рис.
Рассчитываешь на десять лет
сажай деревья.
Рассчитываешь на сто лет - просвещай людей.
Гуан Цзы, китайский мыслитель

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием такого лозунга как «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…». Мы привыкли пользоваться дарами природы, а не думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую. Поэтому в центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой.

2. Анализ состояния экологической культуры подростков.

2.1.Актуальность.

В последнее время все и всюду говорят об экологическом кризисе. Он обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Поэтому экологическое воспитание выступает сегодня как одно из приоритетных направлений развития современной школы. От экологической образованности и экологической культуры выпускников средней школы зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей и будущее всей Планеты.

Поступки наши определяются внутренней культурой. И поэтому формирование экологической культуры - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой. Существующие образовательные модели не формирующие экологически ответственного отношения к природе, а так же проблемы, связанные с усиливающимся загрязнением окружающей среды, низкой экологической культурой населения нашей страны, требуют углубленного изучения и практического решения ряда конкретных эколого-образовательных задач. В первую очередь, необходимо обеспечить более высокий уровень экологической образованности и культуры школьников.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили мой выбор методической темы: « Формирование экологической культуры школьников через организацию внеурочной деятельности », которая позволяет достичь следующей цели: воспитание экологически грамотной личности, обладающей аналитическими навыками определения причинно-следственных связей и закономерностей развития окружающей среды. И решить ряд конкретных задач:

повышение уровня экологической культуры учащихся;

развитие социально значимых качеств личности: коммуникативных, познавательных, исследовательских, регулятивных;

формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.

В ходе работы над темой реализуется компетентностный подход в образовательном и воспитательном процессе, характеризующий личностную деятельность и ответственность ученика, способность к решению жизненно важных задач на основе усвоения отечественной и мировой культуры и цивилизованного опыта общения с окружающим миром. В процессе обучения и воспитания у школьников формируются ключевые компетентности, базирующиеся на четырех основаниях: учиться познавать, учиться делать, учиться жить, учиться быть. Конечный результат - модель выпускника, вооруженного необходимым багажом знаний, умений, навыков экологической культурой, ответственного за экологическое состояние окружающей среды

Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов экологического просвещения создать условия для формирования экологической культуры школьников.

Просвещение – процесс распространения знаний и культуры. В наши дни роль просвещения не уменьшается. В условиях обилия информации разного качества очень важна доступность для каждого человека достоверной информации. Целью экологического просвещения является превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды. Просвещение помогает молодым людям, зачастую дезориентированным или принявшим ложные жизненные ориентиры, найти себя и самореализоваться. Экологическое просвещение повышает экологическую культуру общества.

3. Основы формирования экологической культуры подростков.

3.1.Условия формирования экологической культуры.

В селе Усть-Калманка существует целый ряд экологических проблем, для решения которых требуется постоянная и упорная работа, направленная на ликвидацию ранее накопленного экологического ущерба и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Это говорит о низкой экологической культуре жителей села. Добиться положительных результатов разовыми мероприятиями и акциями нельзя - реальных результатов можно достичь лишь в итоге системной, разносторонней, продуманной и хорошо спланированной работы, обязательной составляющей которой является не только теоретическое просвещение ребенка в области основ экологии, но и вовлечение его в посильную практическую, исследовательскую и природоохранную деятельность. Французский ученый - педагог К. Сушон отмечает, что «дети не знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь. ». А через ученика, владеющего современными знаниями и умениями можно войти в каждый дом для формирования экологической культуры взрослого населения и улучшения качества окружающей среды.

3.2 Методика формирования экологической культуры.

С этой целью в 2007 году я организовала школьное экологическое движение, которое со временем трансформировалось в волонтерское. Внеурочная деятельность учащихся в форме малой экологической академии выбрана в целях формирования у них опыта переноса и применения предметных, метапредметных и личностных результатов, которые были достигнуты в рамках освоения урочного компонента содержания экологического образования. Деятельностным средством приобщения обучающихся к экологической культуре выступает освоение ими экологических методов познания; рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла нравственных, правовых и экологических императивов. Соответственно развиваются все составляющие экологической культуры личности – экологические знания, экологическое мышление и сознание, готовность к общественно полезной деятельности экологической направленности.

Работа ведется по направлениям-модулям: учусь экологическому мышлению, мой вклад в экологическое просвещение, наш вклад в здоровье окружающей среды.

4. Экологическая деятельность как ценностный компонент формирования экологической культуры у подростков.

4.1. Результаты работы по экологическому воспитанию подростков:

Учусь экологическому мышлению – направлено на формирование экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Учащиеся в роли «экологических следопытов» находят необходимую информацию, обрабатывают ее и публично представляют (см. приложение 1).

Разрабатывают памятки по грамотному поведения в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.) и распространяют среди школьников и населения;

Разрабатывают сценарии и создают видеоролики по актуальным темам: «Экологически опасные места нашего села», «Покормите птиц зимой!», «Проблемы экологии села глазами земляков», которые используют при беседах со школьниками и родителями;

Разрабатывают и распространяют листовки о запрете палов, в поддержку птиц зимой, необходимости чистоты улиц, в защиту рощи;

Учащиеся разрабатывают актуальные для своей местности экологические проекты и исследовательские работы: «Зеленые насаждения села», «Селу чистый воздух», «Изучаем микрорайон школы», «Экологический паспорт школы», «Экскурсия на помойку», «Влияние комнатных растений на здоровье человека», с которыми принимают участие в различных конкурсах, конференциях. Результаты исследовательской деятельности озвучиваются на сходах села, для актуализации и устранения проблем;

Освещают на страницах местной газеты «Ленинец» актуальную экологическую информацию – о состоянии тополевой рощи, незаконной вырубки деревьев, о вреде несанкционированных мусорных свалок;

С исследовательскими работами «Зеленые насаждения села», «Изучаем микрорайон школы» учащиеся выступали на XVII краевой итоговой научно-практической конференции «Будущее Алтая», окружном этапе «Дети Алтая исследуют окружающую среду»;

Волонтеры принимают активное участие в работе районного экологического фестиваля «Начни с дома своего»: выступают агитбригадой, проводят мастер-класс по применению бросового материала, проводят интеллектуально-познавательные игры «Экологический бумеранг». В конкурсах по наглядной агитации и пропаганде экологических знаний занимают призовые места;

Организовали эколого-социальную тропу «Мы здесь живем», выявили экологически опасные природные и социальные объекты села, с целью привлечения внимания администрации села, общественности;

Учащиеся школы входит в состав «Зеленые школы России» и активно поддерживает все мероприятия и акции экологического движения ЭКА.

Учащиеся школы активно сотрудничают с Алтайским краевым экологическим центром: занимаются в заочной школе, участвуют в творческих конкурсах – викторина «Алтайские голуби - 2017» (5 участников из них 2 лауреата); «Хохлатая птица года» (3 участника из них 1 победитель, 2 лауреата); «Живой символ малой Родины» (2 участника); заочный теоретический марафон «Экологический эрудит»; краевой этап эколого-биологической олимпиады (2013, 2017 – 2 место по направлению «Ботаника»);

Активное участие во Всероссийских экологических уроков «Хранители воды», «Мобильные технологии для экологии», «Разделяй с нами», где учащиеся знакомятся с новыми экологическими технологиями, учатся проводить исследования по ресурсосбережению и делать вывод, создавать творческие проекты. Команды школы занимают призовые места.

Мой вклад в экологическое просвещение – направление на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде (см. приложение 2)

Пропаганда и разъяснение идей охраны природы в школе происходит через постоянно работающий информационный стенд «Говорящая стена», который посвящен датам экологического календаря, где учащиеся могут оставить запись со своим мнением по теме;

«Моя экологическая трибуна» - это выступление с исследовательскими работами по выбранной экологической проблеме в просветительских целях на ученических конференциях, родительских собраниях;

Проведение общешкольных экологических линеек: «День Земли», «День воды», «Бой Королю Мусора и Принцессе Замарашке»;

С предложениями по устранению проблем учащиеся выступают на сходе села, на заседаниях круглого стола «Экологический портрет моего села», где присутствуют Глава района и села, начальник отдела Администрации по охране окружающей среды, корреспондент газеты «Ленинец», представители общественности;

Учащиеся вместе с родителями оформляют семейные альбомы по теме «Экология в моей семье»;

Беседы с младшими школьниками: «Ядовитые растения села», «Мы в ответе за тех кого приручили», «По страницам Красной книги», «Внимание, клещи!», «Дар маленького зернышка» и др.;

Выпуск журналов по экологии «Зеленая пресса»;

Учащиеся проводят уроки для родителей «Учимся жить экономно»;

Проведение просветительских акции «Хартия Земли и мы»;

Организация и активное участие в творческих конкурсах по экологии: конкурс поделок из природного материала «Причуды природы», конкурс поделок из бросового материала, конкурс презентаций «Красота Алтая», конкурс фотоколлажей;

В результате пять учащихся внесены в список «Одаренные дети России» как активные участники экологического движения. Четыре волонтера имеют грамоты как активные организаторы и участники экологического движения района.

Наш вклад в здоровье окружающей среды – это направление на практическую реализацию наиболее выполнимых идей по улучшению состояния окружающей среды своего села. Волонтеры отряда «Прометей» ежегодно активно участвуют в природоохранных акциях (см. приложение 3):

В рамках Всероссийского субботника «Зеленая Россия» ежегодно очищаем территорию Мемориала Славы от мусора;

В ходе проведения акция «За чистое село» была очищена улица Красноармейская от мусора и зарослей клена, гора Покидка от зарослей клена; аллеи села от мусора.

На Мемориале Славы высажены тюльпаны.

В рамках акции «Зеленая Россия» проведена очистка берега реки Чарыш, участки тополевой рощи.

Участие в посадке деревьев на Мемориале Славы, аллеях села, стадионе;

Акция «Кормушка» - изготовили 50 кормушек, которые поместили в школьном дендрарии и 10 кормушек подарили в детский сад «Елочка»;

Участие в акции «Зеленая волна» - собрано 27,5 кг. пластика и 94,2 кг. макулатуры;

Участие в краевой открытой экологической акции «ЭкоБум» - сдано 1.445 кг. отработанных элементов питания.

За активное участие в природоохранных акциях в Год экологии волонтеры отряда «Прометей» и их координатор И.О. Ясенева награждены грамотами Администрации Усть-Калманского района (см. приложение 4, отзывы).

Как руководитель, организую тесное сотрудничество с сельской библиотекой, с органами местного самоуправления, начальником отдела по охране окружающей среды Администрации Усть-Калманского района, местным отделением союза пенсионеров Усть-Калманского района, центром детского творчества, редакцией газеты «Ленинец» по вопросам экологического воспитания подростков. Это сотрудничество приносит хорошие результаты. Оно развивает интеллектуальный уровень детей, творческие способности, служит пропаганде здорового образа жизни, воспитывает активную жизненную позицию учащихся (см. отзывы).

На протяжении 9 лет периодически проводила д иагностические исследования детей с целью выявления уровня развития экологической культуры школьников (приложение 5).

Результаты диагностики подтвердили, что у подростков, вовлеченных в экологическую деятельность, показатель становления экологической культуры со временем становится выше.

В ходе реализации проекта выявлено следующее:

1. Определено позитивное влияние уровня благоустройства села на формирование экологического сознания подростков; установлена позитивная роль местных СМИ в поддержке образа «защитника природы», формирование экологической культуры подростков путем внедрения технологии проектной и исследовательской деятельности; развитие познавательного интереса к экологии через разнообразные формы внеурочной деятельности. Сбалансированность притязаний подростков на реализацию их прав и исполнение ими обязанностей по созданию в местах проживания более благоприятных условий для жизнедеятельности имеют непосредственное отношение и к формированию экологической культуры, социального статуса подрастающего поколения;

2. Экологическая деятельность различных волонтерских объединений способствует более активному прохождению уровней формирования экологической культуры, способствует развитию активной жизненной позиции подростков.

Достижениями данного опыта считаю также мою пропагандистскую деятельность по внедрению форм и методов работы, направленных на формирование экологической культуры школьников. С целью распространения своего опыта работы выступаю перед педагогами школ района по теме «Экологическое воспитание школьников: современные технологии», провожу мастер-классы на заседаниях секций в рамках экологического фестиваля по теме «Организация проектной и исследовательской работы школьников», разрабатываю и провожу районные интеллектуально-познавательные игры «Знатоки природы», «За страницами школьного учебника». Методический материал размещен на сайте инфоурок/ сайты учителей/Ясенева И.О.

Свой опыт работы по формированию экологической культуры представила на краевом уровне в смотре-конкурсе территорий, учреждений по экологическому образованию учащихся и воспитанию детей дошкольного возраста. Работа заняла 3 место.

Считаю, что успешные результаты во многом зависят от того, в какой степени сам учитель эколог и краевед. Я знаю и люблю свой край. Я уверена, что мои выпускники в будущем - это экологически грамотные люди, которые будут реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Это и будет мой скромный вклад учителя в решение глобальных экологических проблем человечества.


В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности и в целом экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьников.

Сложившуюся экологическую обстановку в мире напрямую связывают с уровнем экологической культуры людей. В связи с этим возникает необходимость в раскрытии сути и переосмыслении понятия «экологическая культура», чтобы в процессе экологического воспитания оказывать содействие в ее развитие, так как сфера реальной жизнедеятельности человека это и есть экологическая культура [2].

Экологическую культуру понимают, как часть совместной человеческой культуры, которая выражается в системе ценностных ориентаций, имеет большую внутреннюю направленность и формируется из многих составляющих. В её структуру вписываются экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, умения и навыки экологической деятельности, гражданская и экологическая ответственность [3].

Целью настоящего исследования явилась оценка уровня сформированности экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. В исследовании приняли участие 153 человека (городские школьники — 81 человек, сельские школьники — 72 человека).

Определение уровня экологической культуры проводилось с использованием теста «Экологическая культура студентов и учащихся» [1], который позволяет оценить уровень сформированности экологической культуры на основе определения трёх её составляющих — экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности.

Под экологической образованностью понимают приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку экологических представлений [1]. Подавляющее большинство школьников, как сельских, так и городских, обладают средним уровнем экологической образованности (69,2 % городских школьников и 69,4 % сельских школьников имеют средний уровень экологической образованности). Доля школьников с высоким уровнем экологической образованности выше в группе сельских — 25 % сельских школьников имеют высокий уровень экологической образованности, среди городских таковых оказалось несколько меньше — 18,5 %. В группе городских школьников низкий уровень экологической образованности выявлен у 12,3 % респондентов, тогда как среди сельских таковых оказалось лишь 5,6 % (табл.1). Вероятно, это обусловлено непосредственным взаимодействием сельских учащихся с окружающей их живой природой. Необходимые для формирования экологической культуры знания, полученные в процессе непосредственного наблюдения за природными явлениями или в результате эксперимента, как правило, вызывают гораздо больше положительных эмоций, чем полученные опосредованным путем, и поэтому более устойчивы.

Гендерный анализ, показателя экологической образованности дал разноречивые результаты, так более высокая экологическая образованность присуща сельским юношам (29,7 %) среди городских юношей таковых оказалось 14,5 %. И, напротив, городским девушкам (24 %) присуща более высокая экологическая образованность, нежели сельским (20 %). Низкий уровень экологической образованности выявлен лишь у 2,7 % сельских юношей, а среди городских юношей таковых оказалось несколько больше — 14,5 %. Доля девушек с низкой экологической культурой в рассматриваемых группах практически не отличается и составляет — среди городских девушек 9 %, среди сельских девушек 8,6 %.

Экологическая культура иее составляющие,%

Испытуемые

Показатели

и их уровень

Городские школьники

Сельские школьники

Общий уровень экологической культуры (ЭК)

Под экологической сознательностью в научной литературе принято понимать трансформацию экологических знаний в убеждения, установки, повышение экологической ответственности; развитие нравственного отношения к природному миру, любви к природе [1]. У подавляющего большинства школьников, как сельских, так и городских, выявлен средний уровень экологической сознательности — (69,1 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников имеют средний уровень экологической сознательности). Низкий уровень экологической сознательности характерен для 5,6 % опрошенных сельских школьников и 6,2 % городских школьников, у 24,7 % городских школьников и 36,1 % сельских школьников выявлен высокий уровень рассматриваемого показателя. Таким образом, более экологически сознательными являются сельские школьники.

Уровень экологической сознательности юношей и девушек также имеет отличия, к примеру, доля лиц с высоким уровнем экологической сознательности, как среди городских, так и среди сельских школьников выше у девушек. Лиц со средним уровнем экологической сознательности больше среди юношей.

Участие в экологической деятельности, совершение экологических поступков и, в целом, экологическое поведение определяется как экологическая деятельность [1]. Для большинства опрошенных нами школьников характерен средний уровень экологической деятельности, причём доля таковых, как и следовало ожидать, выше среди сельских школьников (для 58,3 % сельских и 41,9 % городских школьников характерен средний уровень экологической деятельности), что может быть детерминировано спецификой сельского и городского образа жизни. Высокий уровень экологической деятельности сельских школьников (33,3 %) существенно превалирует над высоким уровнем экологической деятельности городских школьников (11,1 %). При этом, существует колоссальный разрыв между низким уровнем экологической деятельности сельских школьников (8,4 %) и городских школьников (47 %). В целом, городским школьникам присущи низкая и средняя уровни сформированности экологической деятельности (47 % и 41,9 %), а сельским школьникам средняя и высокая уровни (58,3 % и 33,3 %).

Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровень общей экологической культуры. Экологическая культура — это обобщённая характеристика личностных качеств, в которой отражается процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагается неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек» [1].

У 60 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников выявлен средний уровень сформированности экологической культуры (табл.1). Высокий уровень экологической культуры характерен для 29,2 % сельских школьников и лишь для 18,1 % городских. Лиц с низким уровнем экологической культуры больше среди городских школьников (21,9 % городских и 12,5 % сельских школьников имеют низкий уровень экологической культуры). Доля лиц с низким уровнем экологической культуры, в обеих рассматриваемых группах школьников, выше среди юношей. Среди городских школьников у большинства юношей выявлен средний уровень экологической культуры (63,2 %), тогда как среди сельских школьников лиц со средним уровнем рассматриваемого показателя больше среди девушек (62,9 %). Доля городских школьников с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (24,1 %), в группе сельских школьников доля лиц с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (32,4 %).

Таким образом, сельские школьники имеют более высокие показатели в уровне сформированности экологической культуры. Общий уровень сформированности экологической культуры сельских школьников можно охарактеризовать как средний и высокий, а уровень экологической культуры городских школьников как средний и низкий.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, школьник, экологическая сознательность, высокий уровень, уровень, городской, девушка, доля лиц.

Ключевые слова

экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьников

Похожие статьи

Повышение уровня экологической культуры учащихся.

Система экологического образования в Красносельском районе включает пять основных направлений деятельности, направленной на повышению уровня экологической культуры школьников: экологические уроки, внеурочная деятельность, экологические мероприятия.

К вопросу о формировании экологической культуры младших.

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников. Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, антропоцентризм, биоцентризм, младший школьник.

Условия формирования экологических знаний младших.

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологических знаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическими знаниями в начальной школе.

Экологическая культура — характеризует общий уровень.

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая безопасность, ролевая игра

Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть.

Формирование устойчивой экологической культуры у школьников

Устойчивая экологическая культура формировалась на протяжении исторического развития общества и сложилась в систему

При формировании устойчивой экологической культуры у школьников учитываются следующие факторы: возрастные особенности учащихся, уровень.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами.

В статье рассматриваются вопросы воспитания экологической культуры учащихся

Второе – применение в образовательной деятельности педагогических технологий, эффективно

Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной.

Особенности воспитания экологической культуры у младших.

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников. Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования.

Формирование экологического воспитания и культуры.

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в.

Исследование сформированности экологического мышления.

Методика формирования экологического мышления как составная часть экологического образования является неотъемлемой частью

экологическое мышление, экологическая культура, природа, класс, экологическая культура учащихся, экологическое сознание.


В настоящее время в условиях углубления многих проблем современности, в том числе экологической, как никогда актуальна становится проблема воспитания личности, способной ответственно относится к своему здоровью и окружающей среде, разумно подходить к потреблению ресурсов, находить пути решения в техносферных условиях существования. В современной России формирование экологической культуры все чаще называется как одно из приоритетных направлений развития образования.

Формирование экологической культуры тесно связано с экологизацией мировоззрения. Современная концепция экологического образования (1991 г.) реализует междисциплинарный подход в экологизации мировоззрения. По мнению В.В.Николиной, экологизация мировоззрения выступает как система компонентов содержания образования (экологических знаний, опыта осуществления действия - умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности). Экологизация мировоззрения осуществляется различными путями, например, через создание специального учебного предмета и его сочетание с экологизацией содержания других предметов, а также интегрированное содержание тематических модулей в других предметах [1].

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле [3]. Формирование экологической культуры осуществляется непрерывно через процесс обучения, воспитания и развития личности. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Исходя из этого, решаются три основные задачи:

1. по формированию экологических знаний.

2. по формированию системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды.

3. по формированию отношения к природе, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на сохранение окружающей среды.

Формирование всех обозначенных и взаимосвязанных между собой компонентов осуществляется через систему экологического образования, которое реализуется во всех районах города Санкт-Петербурга. Система экологического образования в Красносельском районе включает пять основных направлений деятельности, направленной на повышению уровня экологической культуры школьников: экологические уроки, внеурочная деятельность, экологические мероприятия, организованные методическим советом учителей географии, биологии и ОБЖ, районный экологический фестиваль, международное сотрудничество по формированию экологической культуры учащихся.

В содержании экологического образования различают два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ, во-вторых, конкретные экологические знания и умения, которые лежат в основе экологической культуры. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Необходимо отметить, что на сегодняшний день возможны три модели экологического образования в урочной деятельности (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина, H.H. Родзович).

Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений. В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы.

Однопредметная модельоснована на изучении экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета "Экология" объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических.

Смешанная модель предполагает изучение экологии в рамках учебных предметов и во внеурочной деятельности. Смешанная модель считается наиболее перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также в отдельных курсах, которые разрабатываются для каждого этапа обучения. За счет вариативной части учебного плана вводятся предметы, интегрирующие экологические аспекты различных образовательных областей, факультативы и спецкурсы, посвященные проблемам экологии.

Представляется, что в настоящий момент экологическое образование в России ближе всего к многопредметной модели, которая предполагает экологизацию школьных дисциплин, то есть включение в их содержание экологических понятий и выделение в учебных программах тем, посвященных экологии [2].

Проблемы природопользования и охраны природы несомненно носят и мировоззренческий характер, так как наблюдается противоречие между необходимостью использования природных богатств человеком и активным воздействием на окружающую среду. Попытаться разрешить эти противоречия можно на уроках разного типа: семинарах, диалогах, дискуссиях, конференциях. Урок-суд, урок-экспертиза также помогут учащимся разобраться в вопросах природопользования и охраны природы, экологического состояния окружающей среды, установлении основных источников загрязнения, определении путей улучшения экологической обстановки. В старших классах целесообразно добавить лекционно-семинарскую систему занятий.

Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений.

Во-первых, проведение различных экологических мероприятий в школах района. Приведем несколько примеров. В качестве дополнительного образования для совершенствования экологической грамотности учащихся в Школе экономики и права предлагаются разные спецкурсы. Так, в содержании спецкурса «Экология и этика» большое внимание уделяется этическим нормам и правилам поведения человека в природе. Спецкурс «Основы экологических знаний и рационального природопользования» знакомит учащихся с прикладной ролью экологии в целях рационального использования природных ресурсов, даёт фактическое обоснование необходимости бережного и разумного отношения к окружающему человека органическому и неорганическому миру.

Во многих школах проводятся научно-практические конференции, которые также помогают решать проблему экологического образования. При подготовке к конференции школьники выполняют исследовательские работы, например проекты, по самым разнообразным экологическим проблемам, например: «Биоритмы человека», «Экологический портрет кабинета биологии», «Исследование особенностей восприятия пространства» и т.д. Примером такого рода деятельности может служить и проект «Сохраним город, в котором живем», целью которого является изучение локальных экологических проблем на примере почвы, воды, воздуха и определение путей их решения.

Ведущая идея – от личной ответственности каждого зависит, каким станет наш город. Данный проект ориентирован на учеников 7–8 классов (и более старшего возраста). Основной формой организации учебной деятельности является групповая (по 5–7 человек в группе). Число групп определяется по числу блоков проекта: санитарно-гигиеническая характеристика Санкт-Петербурга (Красносельского района), охрана воздуха, санитарная охрана почв, гигиена питьевого водоснабжения, утилизация отходов, санитарный надзор за физическими факторами и т.д. В ходе работы проводится эксперимент, который ребята выполняют не только в школе, но и в центрах санэпидемнадзора Санкт-Петербурга и Красносельского района, в парках, в специализированных лабораториях, используя информацию сайта Комитета по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Экспериментальная часть включает: гигиену источников водоснабжения, гигиену источников купания, гигиену колодцев и родников, почву (пришкольного участка или прилегающей территории), мониторинг состояния атмосферы, влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов, имитацию экологических катастроф и изучение их влияния на жизнедеятельность живых организмов. По каждому из предложенных направлений исследования учащимися могут быть составлены рабочие таблицы, графики, диаграммы, отражающие состояние среды Санкт-Петербурга [1, 3].

Все эти работы дают возможность не только получить знания в результате проведённого экологического эксперимента по оценке состояния окружающей среды, но и развивают у учащихся умения и навыки работы с приборами, с лабораторным оборудованием, умения сравнивать полученные данные с нормативными показателями и делать соответствующие выводы.

Во всех школах проводится Неделя экологии, День Земли.

В школе №242 издаётся ежемесячная школьная экологическая газета «Звонок. Петрушка»; в школе №383 – «Памятники природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Во-вторых, под руководством методического совета учителей географии Красносельского района (методист Кузнецова Елена Евгеньевна) ежегодно проводится конференция «Летопись добрых дел по сохранению природы». Большинство школ в разной форме представляют результаты своей работы в этом направлении:

Ø Презентации: «Природа – наше богатство» (школа №252), «Охрана озёр Красносельского района» (школа №247), «Полежаевский парк» (ШЭиП);

Ø Видеоролики: «Природные источники питьевой воды в районе и проблемы их сохранения» (школа №200), «Экологический десант по уборке мусора и озеленению пришкольной территории» (школа №352);

Ø Фотовыставки (школы №352, №247), коллекции плакатов и рисунков (школа №414);

Ø Проект восстановления исторического ландшафта на территории бывшей усадьбы Демидовых; (лицей №395);

Ø Сценарии экологических спектаклей.

В-третьих, экологический фестиваль, который ежегодно проводится по инициативе Отдела благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Красносельского района. Участие в фестивале стало традицией во многих школах района. И по объёму работы, успешно выполненной за этот срок, по положительным отзывам многочисленных участников-школьников наших образовательных учреждений, можно сделать вывод: этот проект оказался успешным и оказал положительное влияние на повышение экологической культуры молодёжи. В рамках проекта выделяется несколько направлений: экологический дозор, экологическая фотография, экорифма, экокомикс, экофильм, научно-практическая конференция для старшеклассников.

Вопросы охраны окружающей среды не имеют границ. Решение проблемы в отдельно взятой стране не решит проблему в целом. Поэтому школы Красносельского района участвуют в международных экологических проектах: Российско-Великобританский проект: «Театр климатического действия» (школа №352); Российско-Финский проект: «Укрепление российско-финского сетевого взаимодействия по экологическому и культурному образованию» (лицей №395).

Таким образом, сочетая разнообразные формы обучения и организации деятельности, учебно- и научно-исследовательскую работу по экологическому образованию, в Красносельском районе создаются хорошие предпосылки для повышения уровня экологической культуры учащихся.

1. Вилейто Т.В., Нормантович Н.Д. О формировании основ экологической культуры в курсе «основы безопасности жизнедеятельности / Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: сборник материалов X Межвузовской студенческая научно-практическая конференция: 12 апреля 2011 года. Санкт-Петербург. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2011. – 183 с.

2. Горбачев С.В. Формирование экологической культуры школьников на основе межпредметной интеграции; / Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции 23 ноября – СПб.: Лема , 2010 – 193 с.

3. Нестеров Е.М., Соломин В.П., Верещагина Н.О., Вилейто Т.В. Природа Санкт-Петербурга: Учебно-методическое пособие: Книга для учителя / Авторы: Нестеров Е.М., Соломин В.П., Верещагина Н.О., Вилейто Т.В. – СПб.: ООО «ТЕССА», 2007. – 95 с.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, Красносельский район, экологическая культура, экологизация мировоззрения, знание, внеурочная деятельность, методический совет учителей географии, многопредметная модель, рациональное природопользование.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

Повышение уровня экологической культуры обучающихся по средствам практической и творческой деятельности

hello_html_791bd4b.jpg

Педагог дополнительного образования

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

творим по мере наших сил

На современном этапе экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество .Главная причина этого – экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Становится ясно, что спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, тк в этот период интенсивно формируются свойства и качества личности, происходит формирование наглядно-образной картины миры

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Экологическое воспитание осуществляю систематически, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края.

Важнейшим компонентом экологического воспитания является деятельность учащихся . Принимали участие в акции "Помоги зимующим птицам" (изготовили кормушки, собирали корм). А также озеленили свой классный уголок.

Стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи; практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии.

Изучая тему “Вода в природе”, также особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов.

В 1 классе ввожу игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку.

Дети удочкой “ловят” из “речки” предметы: банки, бумажки, стёкла и т.д. и объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.

Во 2 и 3 классах, работая по этой же теме, дети знакомятся с состоянием воды: твёрдое, газообразное; с круговоротом воды в природе; с методами очистки воды; с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов; говорим об экономном, бережном расходовании воды в хозяйстве. На уроках русского языка дети пишут сочинения: “Путешествие капельки”, “Снежинка на моей ладони”, “Волшебный хрусталик льда”.

Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим на экскурсию в парк. Наблюдаем за осенними изменениями в природе, играем в познавательные игры: “Найди дерево по его приметам”. Например: “У этого дерева белый ствол с чёрными отметинами, листья с мелкими зубчиками; осенью желтеют, семена — серёжки”. Конечно, это берёза. Читаем стихотворение. “Берёза, моя, берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая. Стоишь, ты, берёзонька посередь долинушки…”

Во время экскурсии собираем осенние листья. На уроках технологии выполняем работу из осенних листьев: “Осенний ковёр”, “На поляне”, “Бабочки” и другие.

Весной находим первые весенние цветы —мать-и мачехи, слушаем пение птиц

Но самая интересная экскурсия — это, конечно же, на речку. Дети знают, что на берегу реки растёт ива. (В переводе с латинского “близко вода”). Полюбовались течением реки, После каждой экскурсии обязательно задаю вопросы:

Что дало вам общение с природой?

Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

Серьёзным дополнением к курсу окружающего мира является материал кружка "Юный эколог ". Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Цель данного курса вы видите на экране

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­ го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­ роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­ просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­ нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков

На данных занятиях мы выяснили откуда появляется мусор и куда он исчезает, с этой целью мы исследовали сколько мусора накапливает одна семья за сутки, за неделю, за месяц, за год. Подсчитали сколько мусора - отходов от 1 многоквартирного дома, обсудили что можно сделать, чтобы было меньше мусора, что можно сделать из отходов ( кормушка из коробки из под молока, различные поделки из пластиковых бутылок ) Создали совместный проект "Дары осени", портрет весны

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа . Системой работы с детьми стали традиционные праздники “Золотая осень. День осенних именин”, “Проводы зимы. Зимние именины”, “Весна-красна”, “Встречаем лето”. Принимаем активное участие в конкурсе рисунков, стихов. Эти праздники мы проводим в классе каждый год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения . Ежегодно проводим "День здоровья", где у детей представляется возможность общения с природой, воспитание нравственных качеств ( поведение в природе)

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать экологические сказки. В.А.Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты… Благодаря красоте ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». На занятиях мы знакомились с экологическими сказками, анализировали проблемы, которые там описывались, затем инсценировали их. В результате у нас появился сборник экологических сказок, куда вошли сказки, придуманные детьми, а также сказки, которые дети нашли работая с интернет ресурсами

Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира,— значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский). Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Познавая себя, ребёнок осознаёт, понимает себя как уникальное творение природы. Поэтому я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осознавать себя как уникальное творение природы; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; уметь находить выход в нестандартных ситуациях.

Я считаю, что, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора; за луга, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины .

8. Результативность опыта.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. При входной диагностике выделяла следующие признаки сформированности основ активно – добротворческой нравственно – экологической позиции учащегося начальных классов:

• проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных;

• желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

• эмоциональные реакции при встрече с прекрасным и попытка передать эти чувства в доступных видах творчества;

• явное старание при соблюдении правил поведения во время прогулок в сад, парк, лес;

• проявление стремления и готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

• потребность в общении с представителями животного и растительного мира, способность установить с ними «эмоциональный контакт», восприятие объектов природы как «значимых других».

• попытки контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающим (людям, природным объектам).

Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М., 2004.

Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям // Начальная школа. 1998. №10. С.9-11.

Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры // Начальная школа. 1998. №6. С.13-14.

Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 2009.

Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. 1989. №10-11.

Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. 1998. №6. С.125-127.

Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения // Начальная школа. 1999. №12. С.60-61.

Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение, 2012.

Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. 1999. №5. С.45-51.

Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы // РАО, 2011.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: