Куда идут деньги с транспортного налога

Обновлено: 16.05.2024

До 1 декабря 2022 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дорогих моделей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

В 2022 году автовладельцы платят налог за 2021 год — повышающий коэффициент применяется для машин дороже 3 000 000 Р .

Начиная с 2022 года повышающий коэффициент будет применяться для машин дороже 10 000 000 Р . До 31 марта 2023 года Минпромторг РФ должен опубликовать очередной перечень.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Расчет транспортного налога для Тойоты 2020 года выпуска с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2021 год

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

В Хабаровске ставка налога для Тойоты была 60 Р , а в Забайкальском крае за машину той же мощности — 33 Р

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Барнауле — 20 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Сразу вам скажу, что дело здесь не в воровстве чиновников! Ну даже если они и воруют, то эта сумма, по сравнению с собранной с водителей, является ничтожной. Вся проблема кроется в неправильном перераспределении средств финансовой системы ! Если простыми словами, то все деньги со всех налогов собираются в три кучи — местный, региональный и федеральный бюджеты . Следовательно, каждый из них тратится на своём уровне и на свои нужды.

Получается так, что раз в бюджеты собираются деньги со всех налогов, значит, они общие и потратить их можно на что угодно , то есть, на самое необходимое. Проще говоря, собранная с налога сумма необязательно должна финансировать то, на что она собиралась. Именно поэтому НДС, акцизы и прочие виды сборов могут уходить как на пенсии, так и на возведение нового жилья. Транспортный же налог входит в региональный бюджет и может распределяться на разные нужды .

То есть, в природе нет такого закона, по которому деньги с транспортного налога обязательно должны тратиться на ремонт дорог . Их можно пустить куда угодно, и притом на законных основаниях, как правило, на первую необходимость или на перекрытие дыр бюджета. Тем не менее средства выделяются и на восстановление дорог, только немного хитрым образом .

Обратите внимание, что ремонтируются, в основном, дороги федерального значения и основные автомагистрали , соединяющие крупные города. И при всём этом они являются платными, за проезд по которым нужно дополнительно платить. Делается это для того, чтобы показать, что восстановление дорог идёт полным ходом, ведь основная масса машин передвигается именно по платным трассам. А вот про мелкие и глухие дороги власти забывают, поскольку по ним мало кто ездит.

В итоге получается, что дороги всё-таки ремонтируются, но только те, которые соединяют крупные города , и они зачастую являются платными. Другого выхода просто нет ведь если не отремонтировать платную трассу, то давать деньги за проезд по ней никто не будет . Тогда пропадёт ещё один мощный источник финансирования.

Получается, что те, кто живёт на окраинах России и вдали от крупных центров, вынуждены ездить по ямам, потому что денег на ремонт нет — все они уходят на восстановление платных магистралей .

Действительно, найти в России хорошую и пока бесплатную дорогу очень трудно. Тенденция в последнее время идёт таким образом что, либо приходится платить и ездить по нормальным дорогам, либо не платить и ездить по ямам .

Заключение

Собранный с водителей транспортный налог может растратиться куда угодно. Ну а если дороги и ремонтируют, то только платные , чтобы потом водители дополнительно платили за проезд по ним. Неплохой такой бизнес! К сожалению, все трассы вдали от мегаполисов остаются разбитыми , и местные жители вынуждены мучиться, передвигаясь по ямам.

Думаю, я понятно объяснил, куда уходят деньги! Если вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и пишите в комментариях свои мысли. Также подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить новые, не менее интересные публикации! Успехов!

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  • Автомобилей.
  • Мотоциклов и мотороллеров.
  • Автобусов.
  • Самоходных машин.
  • Снегоходов и мотосаней.
  • Самолетов и вертолетов.
  • Яхт, катеров , моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Как рассчитать транспортный налог

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  • Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  • Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  • Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  • Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Расчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2017 год

Расчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2017 год

Откуда налоговая знает, кому принадлежит автомобиль

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

В Хабаровске ставка налога для Тойоты была 60 рублей, а в Москве за машину той же мощности — 75 рублей

В Хабаровске ставка налога для Тойоты была 60 рублей, а в Москве за машину той же мощности — 75 рублей

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 рублей, а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 рублей, в Хабаровске — 30 рублей, а в Брянске — 40 рублей. Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе.

Какие льготы есть по транспортному налогу

Федеральные льготы. В налоговом кодексе есть только одна льгота — для грузовиков, которые платят в систему «Платон». У них транспортный налог уменьшается на платежи за каждый километр. Считается, что владельцы грузовиков и так компенсируют вред дорогам.

Но эта льгота работает только до 2018 года. На 2019 ее пока не продлили. Льгот для легковых машин и мотоциклов на федеральном уровне нет.

Региональные льготы. Государство разрешило регионам самим решать, кому они будут давать льготы по транспортному налогу. Например, в Москве транспортный налог не платят ветераны, инвалиды и один из родителей в многодетной семье. В Московской области у многодетных тоже есть льготы, но уже с ограничением по мощности машины: за Пежо 408 налог можно не платить, а за Тойоту той же многодетной семье уже могут начислить.

В Хабаровске у многодетных нет льготы по транспортному налогу. Зато такая льгота есть в Брянске — но не полное освобождение, а скидка 50%.

Чтобы не переплатить, нужно действовать так:

  • Проверьте, положена ли вам льгота.
  • Подайте заявление на льготу. Можно без подтверждающих документов.
  • Посчитайте налог с учетом льготы с помощью калькулятора.
  • Если сумма не сходится с указанной в уведомлении, напишите обращение в налоговую инспекцию через специальный сервис. Пусть разбираются и пересчитывают.

Пересчитать налог с учетом льготы можно за три предыдущих года. Если вам положена льгота, а вы не знали, подавайте заявление. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Заявления на льготу можно подавать через личный кабинет.

Как можно уменьшить транспортный налог

Если машина уже есть, уменьшить транспортный налог можно только с помощью региональных льгот. И только если на них есть право. Других законных способов не платить или платить меньше нет.

Но можно уменьшить транспортный налог, если машину пока не купили. Вот советы, как не переплатить.

Проверяйте ставки налога и характеристики машины до покупки. Из-за одной лошадиной силы ставка может быть в два раза выше. Например, для 200 лошадиных сил она составит 30 рублей, а для 201 лошадиной силы — уже 60 рублей. На мощность машины не повлияет, а расходы вырастут.

Сверяйтесь с перечнем дорогих машин. Автомобили одного и того же класса и марки, но разных моделей и года выпуска могут быть в перечне, а могут и не быть. Если машина попадет в список для повышающих коэффициентов, расходы на налог вырастут. Хотя на комфорте водителя это не отразится. С дорогими машинами счет идет на десятки тысяч рублей.

Следите, чтобы новый владелец снял машину с регистрации. Или снимите сами через 10 дней. Тогда вам перестанут начислять налог, а остальное — проблемы покупателя.

Проверяйте уведомление. Посмотрите, что указала налоговая при расчете: характеристики, сроки и за какую машину вам вообще начислили налог. Бывает, что при переезде налог начисляют в одном регионе, а потом еще раз в другом. Причем за несколько лет. Для налоговой это техническая ошибка, а у человека проблемы, которые можно потом решать месяцами.

Как узнать, сколько надо платить

Сумма транспортного налога к уплате указана в налоговом уведомлении. Если есть личный кабинет, его пришлют только туда. Если личного кабинета нет, уведомление приходит по почте. За месяц до срока уплаты все должны получить документы с начислениями и реквизитами.

Каждый год автомобилисты выплачивают налог на транспорт за пользование автомобилем. Несмотря на то, что он оплачивается уже не первый год, не все знают, куда идут эти деньги и за что вообще государство их запрашивает.

229d9bf1fe9983d2d4d079611a5273b3_w650.jpg

По задумке, налог должен распределяться властями равномерно по регионам и направляться на ремонт автомагистралей

Транспортный налог начали собирать потому что, автомобили, передвигающиеся по дорогам, влияют на состояние последних. Каждый год дорожники выходят после глубокой зимы и приступают к проведению ремонта дорожного полотна, но деньги на эти работы не берутся из воздуха. Трассы и обычные дороги нужно за что-то восстанавливать, вот и решили каждый год собирать средства с водителей. По задумке, налог должен распределяться властями равномерно по регионам и направляться на ремонт автомагистралей. Но на практике можно заметить совсем другое. Когда последний раз проводился ремонт дорог в вашем городе? Весной можно встретить на дорогах рабочих, которые выпиливают квадраты и заливают их асфальтом или асфальтовой крошкой. Уже через несколько месяцев эти дырки снова появляются и так по кругу. Получается, что деньги, собираемые с транспортного налога, идут совсем не на ремонт дорожного полотна в стране.

e87daf7778bfe56a4f75e0e728501363_w650.jpg

Транспортный налог входит в региональный бюджет и может распределяться на различные нужды

Речь пойдет не о воровстве чиновников. Даже если они и кладут себе копейку в карман, эта сумма от общего объема слишком маленькая. Вся проблема заключается в неправильном распределении средств в финансовой системе. Деньги со всех налогов идут в 3 кучи — местный, региональный и федеральный бюджет. Каждая кучка растрачивается на своем уровне. И раз в бюджеты идут средства со всех налогов, значит тратить их можно на общие проблемы — на самое необходимое. Простыми словами — сумма, которую собрали с налога, не обязательно должна пойти на финансирование определенной сферы. Именно поэтому НДС, акцизы и прочие налоги могут пойти на пенсии или возведение нового дома. Кто не знает, транспортный налог входит в региональный бюджет и может распределяться на различные нужды.

09c5d7f6d9e3afcbdc85d4cd01b2f233_w650.jpg

В первую очередь стараются ремонтировать дороги федерального значения и главные автомагистрали, которые соединяют крупные города

В России не существует закона, согласно которому налог на транспорт обязательно должен пойти на возведение и ремонт дорог. Все же средства выделяются в данную сферу, но не совсем обычным образом. Обратим внимание, что в первую очередь стараются ремонтировать дороги федерального значения и главные автомагистрали, которые соединяют крупные города. При этом многие из них являются платными. Нельзя сказать, что мелкие дороги в деревнях и некрупных городах стоят разбитыми несколько десятилетий. Их все равно ремонтируют, просто делают это очень редко, чего не скажешь о крупных магистралях. Платные трассы постоянно восстанавливаются по понятным причинам — если дорога будет разбита, водители не будут по ней ездить и платить за это деньги. Тогда из-под контроля уйдет мощный источник финансирования. Практика показывает, что жители небольших городов вынуждены передвигаться по ямам, так как денег на ремонт не хватает — все они идут на крупные трассы. В итоге каждый встает перед выбором — платить и ездить по хорошей дороге или не платить и собирать все ямы подвеской.

Итог. Транспортный налог поступает в региональный бюджет. Деньги, собранные с него, не обязательно идут на ремонт и строительство дорог. На практике чаще всего власти обращают внимание на крупные магистрали и дороги федерального значения.

ФНС России в своем Письме от 18 июня 2021 г. № БС-4-21/8534@ сообщает, что оптимизация системы управления и структуры территориальных налоговых органов не изменяет порядок исчисления и уплаты налогов и порядок представления налоговых деклараций:

Уплата самостоятельно исчисленных организацией транспортного налога и авансовых платежей по нему производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств. С 1 января 2021 года обязанность представления организациями налоговых деклараций по транспортному налогу отменена.

Самостоятельно исчисленные налогоплательщиком-организацией земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. С 1 января 2021 года обязанность представления организациями налоговых деклараций по земельному налогу отменена.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384, ст. 385 и ст. 385.2 Налогового кодекса.

В отношении объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта.

В соответствии с п. 1, п. 1.1 ст. 386 НК РФ налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговый орган:

  • по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации) в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ;
  • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;
  • указанный в уведомлении о порядке представления налоговой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ.

Куда платить НДФЛ, если работник трудится и в головном, и в обособленном подразделении? Ответ на этот вопрос можно найти в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Сумма НДФЛ с дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам организации, должна быть перечислена в бюджет по месту учета организации, а сумма НДФЛ с дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам обособленного подразделения организации, должна быть перечислена в бюджет по месту нахождения данного ОП.

Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов – российских организаций, в том числе имеющих ОП, по представлению расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ), и документа, содержащего сведения о доходах физлиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Такие сведения за 2021 год и последующие налоговые периоды представляется в составе расчета по форме 6-НДФЛ.

Вместе с тем, налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько ОП в одном муниципальном образовании, вправе перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет, а также представлять 6-НДФЛ в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих ОП, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. Для этого надо уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го января налоговые органы по месту нахождения каждого ОП.

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: