Лицевой счет 21 в бюджетном учете для чего используется

Обновлено: 07.05.2024

Бюджетные учреждения учитывают денежные средства на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ; в ред. от 03.11.2015). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (в ред. от 29.12.2014).

Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — денежные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Бюджетные организации наличные средства получают в банке по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре Федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы Федерального казначейства. Доходы по предпринимательской деятельности, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.

Виды лицевых счетов

В территориальном органе Федерального казначейства учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

20 — предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений. На этом счете отражаются операции со средствами субсидий, полученных на выполнении государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, капитальные вложения), средствами, полученными по предпринимательской деятельности, доходами от сдачи имущества в аренду, а также средствами, поступающими в обеспечение заявки на участие в закупках и исполнения контракта;

21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели и капитальные вложения (ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ);

22 — лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

В Органе Федерального казначейства для осуществления операций учреждению здравоохранения ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировском районе» города Екатеринбурга открыт единый лицевой счет по поступлению и расходованию денежных средств, на который зачисляются:

  • субсидии на выполнении государственного задания (бюджетные ассигнования);
  • доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности.

Учреждение занимается в том числе предпринимательской деятельностью (оказание санитарно-эпидемиологических услуг на платной основе юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключив с ними договора).

Для раздельного учета движения денежных средств за счет разных источников финансирования, отражения операций в бухгалтерском учете по видам деятельности применяется код вида финансового обеспечения (КФО).

Порядок учета субсидий определен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 06.08.2015; далее — Инструкция № 157н). В соответствии с ним следует применять код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4) «Субсидии на выполнение государственного задания»

По предпринимательской деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2) «Доходы от оказания платных услуг».

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2016.

Бюджетные учреждения по общему правилу все операции с поступающими им средствами осуществляют через лицевые счета (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). При этом п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ содержит прямой запрет на размещение бюджетным учреждением денежных средств на депозитах в кредитных организациях , если иное не предусмотрено федеральными законами. В то же время положения валютного законодательства не исключают возможность открытия бюджетными учреждениями счетов в кредитных организациях для осуществления операций в иностранной валюте.

Автономные учреждения вправе, но не обязаны осуществлять все без исключения операции с поступающими им средствами через лицевые счета - ряд платежей эти учреждения могут осуществлять через счета, открываемые в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).

Бюджетные и автономные учреждения открывают лицевые счета (см. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5291):

- в территориальных органах Федерального казначейства;

- в финансовых органах субъектов РФ;

- в финансовых органах муниципальных образований.

Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, утвержден утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н) *(1). Взимание платы за обслуживание этих лицевых счетов Порядком N 21н не предусмотрено.

Территориальные органы Федерального казначейства могут открывать и вести лицевые счета бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с соглашениями , заключенными:

- с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) - в отношении лицевых счетов бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, п. 1 Порядка N 21н);

- с органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя - в отношении лицевых счетов автономных учреждений (ч. 3.1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, п. 1 Порядка N 21н).

Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований), открываемых в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), определяется этими финансовыми органами (ч. 3 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ)*(2).

Территориальные органы Федерального казначейства открывают бюджетным и автономным учреждениям следующие виды лицевых счетов (п. п. 5, 6, 8.2 Порядка N 21н):

Вид лицевого счета

Код лицевого счета*(3)

Лицевой счет бюджетного учреждения

Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения

Лицевой счет бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС

Лицевой счет автономного учреждения

Отдельный лицевой счет автономного учреждения

Лицевой счет автономного учреждения для учета операций со средствами ОМС

На "основном" лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения (коды 20, 30) подлежат отражению операции, осуществляемые за счет:

1) средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

2) собственных доходов, полученных при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ;

3) средств во временном распоряжении.

В некоторых публично-правовых образованиях существует практика открытия нескольких лицевых счетов (для учета операций по каждому из перечисленных выше видов средств).

Отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (коды 21, 31) предназначен для учета операций со средствами:

1) субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);

2) субсидий на осуществление капвложений, предоставляемых в соответствии со ст. 78.2 БК РФ (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код 14) применяется для отражения операций бюджетного (автономного) учреждения, осуществляемых в связи с принятием бюджетных полномочий получателя бюджетных средств (пп. "м" п. 4 Порядка N 21н). К таким операциям относятся:

1) операции со средствами бюджетных инвестиций, предоставляемых в соответствии со ст. 79 БК РФ (см., например, пп. "б" п. 14, п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13);

2) операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (см., в частности, п. 5 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; пп. "д" п. 6, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590).

Лицевой счет по переданным полномочиям открывается получателю бюджетных средств, передающему свои бюджетные полномочия, по месту нахождения принимающего бюджетные полномочия бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 11 Порядка N 21н).

По общему правилу проведение кассовых операций со средствами бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете (ч. 6 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, письмо Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2701). Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций утвержден*(4):

- для бюджетных учреждений - приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н;

- для автономных учреждений - приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н.

Санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений осуществляется в отношении отдельных операций. Так, расходы за счет средств субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капвложений осуществляются после проверки (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ):

- документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

- соответствия содержания операции целям предоставления субсидии.

Например, санкционирование расходов федеральных бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н*(5).

Примечание

Что касается расходов бюджетных (автономных) учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства ОМС, то до 29 декабря 2015 года они осуществлялись после проверки соответствия содержания операции кодам КОСГУ (ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, ч. 3.11 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н;

- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 21.01.2011 N 53;

- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 17.11.2010 N 21-53-80.

*(3) Первый и второй разряды номера лицевого счета.

*(4) При проведении кассовых операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) соответствующие порядки определяются этими финансовыми. См., например:

- Порядок, утв. Приказом Департамента финансов г. Москвы от 22 декабря 2016 г. N 300;

- Порядки, утв. приказами Министерства финансов Республики Татарстан от 31.12.2010 N 21-53-92, от 31.12.2010 N 21-53-93.

*(5) На уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются аналогичные правовые акты. См., например:

- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 24.11.2014 N 194;

- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 27.10.2010 N 21-53-74.

Первоначальная стоимость введенных в эксплуатацию объектов, являющихся основными средствами стоимостью до 3 000 рублей включительно, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации" (п.п. 50, 373 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Данное правило не распространяется на:

- объекты недвижимого имущества;

- объекты библиотечного фонда;

- драгоценные металлы и драгоценные камни.

Принятие к учету на забалансовом счете 21 объектов основных средств осуществляется на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) в условной оценке: один объект, один рубль. В то же время учетной политикой госучреждения может быть предусмотрено требование об организации учета на счете 21 по балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов.

Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается на забалансовом счете 21 на основании Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Передача введенных в эксплуатацию объектов основных средств в возмездное или безвозмездное пользование отражается на основании Акта приема-передачи по забалансовому счету 21 путем изменения материально-ответственного лица с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете:

- 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)";

- 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".

Выбытие объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом счете 21, отражается на основании решения Комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим Актом (п.п. 51, 373 Инструкции N 157н). При этом бухгалтерские записи делаются с указанием той стоимости, по которой объекты ранее принимались к забалансовому учету.

Аналитический учет имущества, учитываемого на забалансовом счете 21, ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции N 157н).

Так, положениями учетной политики может быть предусмотрена возможность ведения группового учета однородных объектов основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно. Под однородными объектами в данном случае может пониматься имущество, приобретенное единовременно по одной стоимости, имеющее одно и то же назначение, технические характеристики.

Объекты основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежат обязательной инвентаризации.

Инвентаризация такого имущества осуществляется в сроки проведения инвентаризации имущества, находящегося на балансе (п. 332 Инструкции N 157н). Порядок инвентаризации объектов основных средств установлен п.п. 3.1 - 3.7 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Для отражения результатов инвентаризации объектов основных средств и выявления количественных расхождений с учетными данными применяется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Выявленные расхождения отражаются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), на основании которой составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Формы упомянутых выше документов утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.


Ни для кого не секрет, что основные средства, стоимость которых ниже определенной границы, учитываются на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации". То есть в общем случае поступившее в госучреждение основное средство принимается к учету на балансовый счет 101 00 "Основные средства" и списывается при вводе в эксплуатацию на забалансовый счет 21. Но что делать, когда вам передают уже числящееся за балансом основное средство? "Прогнать" его сначала через балансовый счет 101 00? Сразу учесть за балансом? В новой статье рассмотрим особенности принятия имущества, подлежащего учету на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации".

Классическая ситуация: передача с забалансового счета 21

Если Вам передали основное средство стоимостью менее 10 000 рублей включительно, числящееся у предыдущего правообладателя на забалансовом счете 21, принимайте его к учету также на забалансовый счет 21. Это объясняется следующим образом.

Пунктом 50 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), пп. "б" п. 39 Федерального стандарта "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н (далее — Стандарт "Основные средства"), установлено, что основные средства, стоимость которых менее либо равна 10 000 рублей, при вводе в эксплуатацию списываются с балансового учета и принимаются на забалансовый счет 21. Исключение составляют объекты библиотечного фонда. Поэтому, когда учреждению передают такое основное средство, речь идет об уже введенном в эксплуатацию объекте.

Один из принципов ведения учета гласит, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основании отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета вне зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности (п. 3 Инструкции № 157н, п. 19 Федерального стандарта "Концептуальные основы…", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н, далее — Стандарт "Концептуальные основы"). Поэтому принятия к балансовому учету уже введенного в эксплуатацию основного средства не требуется. Более того, если отразить переданное с забалансового счета 21 основное средство на балансе, нарушится принцип сопоставимости.

Передача основных средств, стоимостью от 3 000 до 10 000 рублей

С 1 января 2018 года поменялись стоимостные границы при начислении амортизации (п. 39 Стандарта "Основные средства"). Теперь на забалансовом счете 21 учитывается имущество, стоимость которого менее 10 000 рублей включительно. А до внесения такого изменения на забалансовый счет 21 при вводе в эксплуатацию списывались основные средства, стоимость которых была менее либо равна 3 000 рублей. При этом изменение стоимостной границы с 1 января 2018 года не повлияло на порядок учета основных средств, введенных в эксплуатацию ранее.

Поэтому может сложиться такая ситуация: в 2018 году одно учреждение передает другому приобретенное до 1 января 2018 года основное средство стоимостью более 3 000 рублей, но менее 10 000 рублей с балансового счета 101 00. В соответствии со стоимостными критериями для начисления амортизации в 2018 году в учете принимающего учреждения такое основное средство должно учитываться на забалансовом счете 21. Как принять основное средство к учету в такой нелегкой ситуации?

К сожалению, прямого ответа на данный вопрос ни нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, ни разъяснения специалистов финансового ведомства в настоящее время не содержат. Поэтому принимать решение об учете придется учреждению самостоятельно. Вот на что в данной ситуации можно опереться.

Прежде всего, следуя принципу сопоставимости данных бухгалтерского учета и составленной на их основании отчетности, учреждению необходимо принять переданное со счета 101 00 основное средство также на счет 101 00.

Затем следует разобраться, введено ли такое основное средство в эксплуатацию. Если не введено, то есть передающей стороной на него не начислена амортизация в размере 100% стоимости, то принимающая сторона отражает его поступление на счет 101 00 и вводит в эксплуатацию. При этом отражается бухгалтерская запись в корреспонденции с соответствующим счетом 0 109 00 271, 0 401 20 271 (п. 10 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н, п. 10 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н, п. 10 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н). А само основное средство учитывается на забалансовом счете 21 путем увеличения данного счета.

Если передаваемое основное средство уже было введено в эксплуатацию, то наряду с его стоимостью, учитываемой на счете 101 00, следует принять к учету переданную по данному основному средству начисленную 100% амортизацию. Затем, исходя из обновленных стоимостных критериев для начисления амортизации, введенное в эксплуатацию основное средство должно быть учтено на забалансовом счете 21 согласно стоимости, ниже 10 000 рублей.

Однако использовать бухгалтерскую запись с применением счетов 0 109 00 271 или 0 401 20 271 для ввода в эксплуатацию основных средств, стоимость которых ниже 10 000 рублей (включительно), будет не корректно, так как по сути основное средство уже введено в эксплуатацию. Поэтому запись, отражающую в рассматриваемой ситуации списание начисленной 100% амортизации и стоимости основного средства, нужно будет определить и согласовать с органом-учредителем, главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от типа учреждения (п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н, п. 5 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н, п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н).

К примеру, может быть определена такая запись:

      • Дебет 0 104 ХХ 410 Кредит 0 101 ХХ 410.

      Аналогичным образом специалисты финансового ведомства предлагали списывать амортизацию по введенным в эксплуатацию основным средствам до 2009 года, по которым поменялись стоимостные критерии для начисления амортизации (п. 3.1 Методических рекомендаций, доведенных Письмом Минфина РФ от 10.04.2009 г. N 02-06-07/1505). Обратите внимание: данные разъяснения в настоящее время действующими не являются, поэтому опереться на них в полной мере нельзя. Их можно использовать только, как вариант отражения в аналогичной ситуации.

      poryadok-zaolneniniya-i-srok-predostavleniya-otchyota-ob-obyaatelstvakh-uchrezhdeniya

      В конце 2020 года во все инструкции по ведению учета были внесены изменения. Отдельное внимание было уделено восстановлению на балансе объектов, которые учитываются на забалансовых счетах (02, 03, 07, 21, 27). Необходимость в восстановлении объектов может возникнуть при передаче имущества иному правообладателю или в связи с принятием решения о дальнейшем использовании имущества по иному назначению. Ранее законодательство не требовало восстанавливать на балансовых счетах имущество в подобных ситуациях. С внесением изменений правила учета операций поменялись. В статье мы рассмотрим, как следует отражать передачу имущества с забалансового счета 21.

      Отражение передачи имущества со счета 21 в учете

      Если основные средства, учитываемые на забалансовом счете 21, прекращают эксплуатироваться и передаются иному правообладателю, их необходимо восстановить на балансовом счете. Операции по восстановлению отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" и кредиту счета 040110172 "Доходы от операций с активами". Одновременно отражается уменьшение показателей по забалансовому счету 21. Это предусмотрено п. 23 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н).
      Объекты восстанавливаются на балансе по стоимости, по которой они учитывались на счете 21. Напомним, что в соответствии с 373 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, имущество учитывается на забалансовом счете 21 либо в условной оценке: один объект, один рубль, либо по балансовой стоимости. Вариант учета имущества закрепляется в учетной политике.
      Обратите внимание, что если имущество восстанавливается с забалансового счета 21 в целях реализации, объекты должны приниматься к учету по справедливой стоимости на счет 105 36 "Прочие материальные запасы". Инструкциями предусмотрены положения по восстановлению имущества на балансовых счетах в целях реализации в отношении забалансового счета 02 "Материальные ценности на хранении". Проводка по восстановлению на балансе имущества со счета 21 в целях его реализации не предусмотрена. Поэтому проводки рекомендуется согласовать с учредителем (ГРБС), фин. органом.
      Безвозмездная передача основных средств отражается в соответствии с п. 10 Инструкции № 162н, п. 12 Инструкции № 174н, п. 12 Инструкции № 183н в корреспонденции со счетами:
      • 030404310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств";
      • 04012028Х "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям";
      • 04012025Х "Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам".

      Пример. Бюджетным учреждением в 2019 году за счет КФО 4 приобретен принтер стоимостью 5 990,00 руб. Объект принят к учету на счет 101 34 и при вводе в эксплуатацию списан на забалансовый счет 21. Согласно учетной политике бюджетного учреждения имущество учитывается на счете 21 по первоначальной (балансовой) стоимости.
      В 2021 году учреждением принято решение передать принтер другому учреждению бюджетной сферы. В учете отражено восстановление объекта на балансовом счете и его передача:
      Уменьшение забалансового счета 21 — принтер выбыл с забалансового учета на сумму 5 990,00 руб.
      Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 172 — принтер принят к балансовому учету на сумму 5 990,00 руб.
      Дебет 4 401 20 281 Кредит 4 101 34 410 — принтер передан другому учреждению бюджетной сферы на сумму 5 990,00 руб.

      Документальное оформление передачи имущества со счета 21

      Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также методические указания по их применению, утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н).
      Приказом 52н прямо не предусмотрено унифицированной формы для восстановления имущества на балансовом учете.
      Вместе с тем, при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов) может оформляться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Это документ служит основанием для принятия имущества к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения.
      Кроме того, в целях отражения операций, для которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов, применяется Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
      Таким образом, восстановление имущества со счета 21 на балансовом учете может оформляться Приходным ордером (ф. 0504207) или Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Детальный порядок документального оформления операций следует закрепить в учетной политике.
      Безвозмездная передача имущества оформляется Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и Извещением (ф. 0504805).

      Отражение передачи имущества со счета 21 в 1С: БГУ 8

      Для восстановления на балансе основных средств, учитываемых на забалансовом счете 21, применяется документ Списание объектов ОС, НМА, НПА с видом списания Списание собственных ОС в опер. учете (21) и включенным флагом: Восстановить на балансе. При установке флага Восстановить на балансе появляется закладка Восстановление на балансе.


      На закладке Основные средства, НМА, НПА подбираются основные средства, которые списываются с забалансового счета 21.
      На закладке Восстановление на балансе указываются данные основных средств, которые списываются с забалансового счета 21.


      На закладке Бухгалтерская операция выбирается типовая операция Списание ОС с восстановлением на балансе и в дополнительных реквизитах указывается полный рабочий счет 401.10.172.
      Безвозмездная передача основного средства оформляется документом Передача объектов ОС, НМА, НПА с видом передачи - Передача собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103) и типовой операцией Безвозмездная передача организациям ОС, НМА, НПА (401.20.280).

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: