Метод счета применяющийся при планировании налоговых доходов по элементам налога

Обновлено: 29.04.2024

В процессе планирования деятельности организации на очередной год, при разработке финансового плана, налоги и платежи по ним следует выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета. Сущность данного подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на минимизации налогов, а на реализации финансовой стратегии компании.

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов, а также учетной политики компании в области управленческого и налогового учета.

Планирование налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет . После определения "затратных" налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов и определяется чистая прибыль . Затем, после составления графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств, рассчитываются платежи по НДС .

Однако однозначно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС , нельзя. Информация о платежах по НДС , которые следует перечислить в бюджет, может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств в связи с необходимостью дополнительного кредитования.

Процедура формирования бюджетов организации, с точки зрения места в ней налогового бюджета, проиллюстрирована на рис. 8.3.


Рис. 8.3. Последовательность формирования бюджетов организации, с точки зрения места в ней налогового бюджета

Формирование бюджетов организации включает следующие этапы.

  1. Формирование операционных и инвестиционных бюджетов. С точки зрения налогового бюджетирования, этот этап предоставляет исходную информацию для расчета показателей налогового бюджета, так как эти бюджеты содержат показатели, являющиеся основой для расчета налоговой базы большинства налогов.
  2. Расчет налогов, увеличивающих затраты компании. На этом этапе производится бюджетирование налогов, включаемых в себестоимость продукции. Эти затраты отражаются в бюджете доходов и расходов организации и влияют на величину прибыли до налогообложения.
  3. Формирование бюджета доходов и расходов до расчета налогооблагаемой прибыли. На этом этапе используются данные операционных бюджетов: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета прямых затрат на материалы, бюджета производственных накладных расходов, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов и т. д., а также информация о планируемых выплатах налогов, включаемых в затраты компании и рассчитанных на предыдущем этапе.
  4. Расчет налога на прибыль. Этот расчет исходит из информации о величине планируемой прибыли до налогообложения. Также в расчете налога на прибыль необходимо использовать информацию о корректировках, возникающих в связи с различиями в порядке расчета прибыли для бухгалтерского и налогового учета.
  5. Расчет чистой прибыли.
  6. Формирование графиков расчета с покупателями и поставщиками.
  7. Формирование бюджета движения денежных средств. Этот этап важен для расчета суммы косвенных налогов, которые не включаются в себестоимость продукции, но влияют на денежные потоки организации.
  8. Расчет НДС и других косвенных налогов. Этот расчет исходит из плановой информации предыдущего этапа, однако он может повлиять на сформированный бюджет движения денежных средств и вызвать потребность в его корректировке.
  9. Расчет потребности в кредитовании и окончательный расчет бюджета движения денежных средств.
  10. Расчет прогнозного баланса. Данные налоговых бюджетов включаются в следующие статьи баланса: отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженность по налогам и сборам, задолженность перед государственными внебюджетными фондами. Кроме того, для расчета плановой величины нераспределенной прибыли, необходимо рассчитать прогнозируемую сумму налога на прибыль.

Исходной информацией для составления бюджета налогов являются различные показатели, содержащиеся в других бюджетах, составляемых предприятием. Некоторые из них приведены в табл. 8.2.

По каждому налогу прогнозируются следующие показатели:

  1. задолженность по данному налогу перед бюджетом на начало периода;
  2. сумма налога к начислению за период;
  3. сумма налога к уплате в данном периоде;
  4. прогнозируемая задолженность по налогу на конец периода.

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, и все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом.

Осуществляя налоговое планирование, организация выбирает варианты действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетный метод управления затратами, прибылью и финансами используется как инструмент планирования, контроля и регулирования. Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании. Налоговое планирование позволяет оптимизировать денежные потоки , управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость . В свою очередь , на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Налоговое планирование является функцией налогового менеджмента. Налоговый менеджер формирует налоговую политику и осуществляет ее практическую реализацию в налоговом планировании и налоговом учете.

Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, финансового управления и контроля для средних и крупных предприятий. Составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.


Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).

Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

ИТОГИ

Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Практически все юридические лица время от времени испытывают трудности или проблемы с налогообложением. Причиной иногда является недостаток опыта, иногда — частые смены законодательства.

Для выявления ошибок и проблем обычно заказывают индивидуальный налоговый аудит, по итогу которого можно сделать вывод о состоянии компании и спрогнозировать дальнейшую тенденцию, оценить риски. Для того, чтобы избежать дальнейших ошибок и сократить траты на оплату налогов, необходимо пользоваться налоговым планированием.

Что такое налоговое планирование

Налоговое планирование, при грамотном подходе, позволит снизить расходов на налоги. Методы налогового планирования подразумевают создание стратегии оптимизации налогообложения отдельно взятой компании.

Комплекс работ по планированию позволяет контролировать расходы и доходы фирмы и прогнозировать дальнейшее ее продвижение и состояние. Планирование — очень важная часть финансового управления организацией, так как с налоговой системой так или иначе связаны аспекты хозяйственной, производственной и финансовой деятельности компании.

Предметом налогового планирования является любой экономический процесс, который будет протекать в компании в период, на который составляется план. При чем составлять план нужно заранее, например, для месячного планирования план должен быть составлен до 20 числа предыдущего месяца.

Методы налогового планирования

Методы налогового планирования

Все методы налогового планирования можно разделить на 2 вида: внешние и внутренние.

  1. Метод замены налогового субъекта. В этом случае в основе оптимизации системы налогообложения лежит смена организационно-правовой формы ведения бизнеса на ту, которая меньше облагается налогами. Например, можно оформить филиал компании как «инвалидный», то есть трудоустроить туда достаточное число инвалидов, что позволит снизить сумму налога.
  2. Метод замены вида деятельности. Суть в том, что компании предлагается перейти на другой, схожий вид деятельности, который меньше облагается налогом. Так, торговая организация может быть превращена в торгового агента, что существенно уменьшит сумму налога.
  3. Метод замены налоговой юрисдикции. Этот метод подразумевает вывод части акций в офшор. Суть в том, что снизить налоги можно путем регистрации фирмы на территории, которая может облагаться налогами по льготам. Осуществляется создание организации с минимальными налогами во внешних зонах.

Также выделяют методы внутреннего планирования. Методы внешнего планирования более сложные, затратные, и не всегда могут быть реализованы. Но государство предоставляет много возможностей снизить суммы на оплату налогов путем внутренних изменений.

Внутренние методы налогового планирования также делятся на 2 вида: общие и специальные.

  1. Выбор учетной политики. Ее выбирают раз в год, и это важная составляющая планирования. Учетная политика определяет дальнейший бухгалтерский учет и, во многом, деятельность всей фирмы.
  2. Переоценка основных средств. Позволяет экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество.
  3. Применение ускоренной амортизации — в России для реализации метода возможности ограничены.
  4. Выбор контрактных схем. Суть метода в использовании нескольких договоров и четких формулировок, вместо обычных размытых. Контрактная схема позволяет снизить сумму налога при заключении конкретной сделки.
  5. Применение льгот. Льготы для государства – способ стимулировать определенные направления деятельности и экономики, которые наиболее важны для государства в данный момент. В налоговом законодательстве в качестве льгот предлагается понижение налоговых ставок, налоговые кредиты, отсрочки платежей по налогам, освобождение от уплаты налогов определенных категорий граждан. Льгот множество, поэтому любая компания может воспользоваться какими-то из них.

Отдельно следует выделить специальные методы налогового планирования. Они имеют более узкую сферу применения, но найти подходящий метод можно для любого предприятия. Самыми распространенными являются:

  1. Метод заметы отношений, который позволяет решать хозяйственные проблемы. Владелец компании может выбрать любую форму отношений, в рамках законодательства.
  2. Метод разделения отклонений. Можно заменять не все хозяйственные отношения, а определенную их часть.
  3. Снижение размера объекта. Подразумевает также замену объекта другим, который меньше облагается налогом. Имеется в виду и сам объект, и определенная операция или имущество компании.
  4. Отсрочка налогового платежа. Предприятие может перенести платеж в налоговую на следующий календарный период.

Если использовать сразу несколько методов планирования, например, метод замены и отсрочки, появляется возможность существенно сэкономить на оплате налогов.

Налоговое планирование в организации — это ряд законных мероприятий, которые направлены на минимизацию размеров платежей по налогам, сборам и взносам на экономический субъект. Иными словами, это конкретные действия в рамках одного экономического субъекта, направленные на облегчение фискального обременения, причем исключительно законными методами. В статье расскажем о ключевых особенностях, этапах и методах налогового планирования.

Понятие, сущность и цель

Любой бизнесмен или руководитель предприятия должен быть заинтересован в эффективном использовании финансов своего бизнеса. Минимизация фискального обременения — это один из способов сократить расходы компании, не нарушив при этом действующего законодательства, в этом и заключается основная сущность налогового планирования.

Так, под налоговым планированием организации подразумевается комплекс мероприятий, разработанный с учетом специфики деятельности субъекта, который направлен на снижение сумм налогов, сборов, взносов, подлежащих уплате в бюджет.

К основным задачам налогового планирования можно отнести:

  • организацию своевременного перечисления налогов и сборов в полном объеме, чтобы избежать штрафных санкций;
  • изучение норм фискального законодательства и текущих нововведений;
  • сокращение фискального обременения законными способами.

Ключевая цель налогового планирования — это снижение объема фискальных платежей в бюджет путем применения разного рода методов, инструментов и принципов. Для достижения ключевой цели предусмотрено применение конкретной формы налогового планирования. Например, организация систематического мониторинга законодательства, составление индивидуального календаря по уплате налогов и сборов, обеспечение контроля над полнотой и своевременностью осуществления расчетов с бюджетом.

Базовые принципы

Выделяют базовые принципы налогового планирования:

  1. Принцип законности. Подразумевает исключительно легальные действия, которые не могут противоречить или нарушать действующее законодательство. Иными словами, оптимизировать объем фискального обременения можно только законным путем. За уклонение от уплаты налогов и сборов предусмотрена ответственность: как административная, так и уголовная.
  2. Принцип оперативности. Означает, что действующие положения фискальной политики предприятия должны быть своевременно скорректированы при соответствующих изменениях в законодательстве.
  3. Принцип оптимальности. Заключается в том, что предпринимаемые меры не могут нарушать или ограничивать чьи-либо интересы. То есть действующие условия политики налогообложения предприятия должны быть выгодны не только экономическому субъекту, но и не ограничивать интересов государства.
  4. Принцип обоснованности. То есть любое действие компании, направленное на снижение сумм налогов и сборов, должно быть обосновано не только на законодательном уровне, но и с экономической точки зрения.
  5. Принцип комплексности, который означает, что все предпринятые мероприятия должны соответствовать не только требованиям НК РФ , но и не нарушать норм, закрепленных в других законодательных актах.

Все принципы налогового планирования и прогнозирование на предприятии тесно взаимосвязаны между собой.

Методология проведения

Методы, которые могут применять все экономические субъекты без исключения, довольно просты. Они заключаются в следующих аспектах:

  • составление грамотной учетной политики в части БУ и НУ;
  • прогнозирование объемов фискального обременения с учетом достижения определенных экономических показателей;
  • проведение анализа и оценки возможности применения специальных (щадящих) режимов налогообложения.

Помимо методов, понятие налогового планирования подразумевает применение специальных инструментов. Так, например, к инструментам налогового планирования относятся применение вычетов, льгот и фискальных послаблений, совмещение нескольких режимов налогообложения для разных видов предпринимательской деятельности в рамках одного предприятия.

Отметим, что совокупность методов и инструментов в иных случаях называют способами налогового планирования. То есть конкретные варианты мероприятий, направленных на снижение фискального обременения организации.

Элементы и этапы проведения

Любое мероприятие должно быть детально спланировано. Так, для достижения оптимальных результатов выделяют следующие этапы налогового планирования:

  1. Идея. Это начальный этап, или этап создания бизнеса. Здесь предприниматель определяет основной вид деятельности, масштабы производства, количество наемных работников, сезонность и прочие аспекты. Проанализировав все, бизнесмен делает выбор организационно-правовой формы деятельности, режима налогообложения бизнеса, структуры.
  2. Действие. Этот этап проводится уже после регистрации организации. Специалисты анализируют нормы фискального законодательства и составляют подробный план налогообложения. Изучаются возможности применения льгот, преференций и послаблений по каждому виду налога или сбора. Подготовка документов для получения вычетов, льгот.
  3. Анализ. Компания должна не только планировать, но и оценивать достигнутые показатели и полученные результаты. Анализ необходим для выявления слабых сторон фискальной политики, оценки эффективности и законности выбранного комплекса мер.

К элементам налогового планирования можно отнести:

  • НУ и БУ;
  • учетную политику предприятия, составленную с учетом специфики деятельности компании;
  • вычеты, льготы и послабления, предусмотренные законодательством;
  • организацию контроля, систематического и всестороннего;
  • применение календаря по налогам и сборам, чтобы избежать просрочек и штрафных санкций;
  • льготные системы налогообложения, применение которых возможно при соблюдении определенных условий.

Итак, создать эффективную фискальную политику на предприятии — это задача, которую необходимо решить каждому бизнесмену, предпринимателю или руководителю компании. Законно сократить размеры фискальных отчислений необходимо для повышения эффективности деятельности и рентабельности.

Определить комплекс мер рекомендуется не этапе создания бизнеса. К примеру, выбрав оптимальный вариант налогообложения. Но и на более позднем этапе следует систематически анализировать текущее положение дел, чтобы своевременно применить тот или иной инструмент.

Практическое налоговое планирование — это один из этапов плановой деятельности как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Сегодня расскажем, в чем заключается методика прогнозирования фискальных платежей на каждом уровне, какие используются принципы и инструменты, какие задачи решаются при его постановке и реализации.

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, которые будут выполняться за счет поступлений налогов и сборов.
  2. Оптимизация законодательства в области налогов и сборов для достижения поставленных целей.
  3. Разработка порядка распределения обязанностей и полномочий органов власти в этой области.
  4. Определение объемов и порядка распределения прогнозных поступлений.
  5. Разработка контрольных мероприятий в области сбора и расходования поступлений от налогов и сборов.
  6. Анализ и сопоставление плановых и фактических показателей и учет сделанных выводов при дальнейшем планировании.

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

  1. Формирование полного перечня уплачиваемых налогов и сборов.
  2. Анализ ставок, возможных к применению льгот и вычетов.
  3. Поиск путей снижения налогооблагаемых баз.
  4. Рассмотрение возможностей применения спецрежимов и анализ их эффективности.

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

  • возможностей компании внутрихолдингового планирования;
  • преследуемых целей и ожидаемого экономического эффекта;
  • применяемой системы налогообложения;
  • вида деятельности.

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

  1. Определение перечня уплачиваемых налогов, анализ ставок и льгот. На основе этих данных формируется налоговое поле.
  2. Определение типовых хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  3. Формирование пакета возможных договорных отношений по типовым хозоперациям.
  4. Анализ применения тех или иных договоров, экономических операций на величину налоговой базы.
  5. Выбор наиболее оптимального варианта.

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

  1. Перенос доходов на будущее, отсрочка платежей. Отсрочка авансирования от покупателей при уплате НДС позволяет снизить суммы уплачиваемого НДС с аванса. Отсрочка поступлений при УСН — снижает налогооблагаемую базу при объекте обложения «Доходы».
  2. Замена вида договора. Например, перекупщику на УСН с объектом «Доходы» выгодно заменить договор купли-продажи с поставщиком договором комиссии. В этом случае базой обложения будет только комиссионное вознаграждение.
  3. Оптимизация статей затрат. Например, отказ от некоторых сотрудников и переход на работу с аутсорсинговой компанией.

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

  • пересмотреть внутрихолдинговые контакты. Если одна компания предоставляет остальным в аренду активы, то для корректировки сумм затрат можно пересмотреть суммы арендных платежей;
  • перераспределить работников между компаниями. Это позволит уменьшить затратную нагрузку по зарплате и уплачиваемым страховым взносам;
  • оптимизировать применение спецрежимов. Если одна из компаний в группе работает на УСН, то остальные, работающие с ней и уплачивающие налоги по ОСНО, теряют право на применение вычета по НДС.

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: