Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества

Обновлено: 28.04.2024

Каждый из нас хоть раз задумывался, какой вклад вносит и какой след оставит после себя в этом мире. Будут ли его помнить или оставят на задворках истории, как это случается каждый день с тысячами и миллионами людей. Можем ли мы утверждать, что каждый человек вносит свой вклад в человечество и, если да, то каков он?

На этот вопрос можно ответить совершенно по-разному и все ответы будут по-своему равнозначны. Кто-то ответит, что весомый вклад вносят только великие личности, кто-то – что каждый человек оставляет после себя незабываемый след, отражающийся в его потомках и деяниях. Мы же постараемся ответить наиболее объективно, взяв во внимание обе теории.

Возможно ли измерить вклад

Если рассматривать данный вопрос с математической точки зрения, то вполне вероятно, что, да, вклад одного человека измерить можно. А вот как уже так сделать, это другой более сложный вопрос. Какова будет мера? Чтобы на него ответить объективно, желательно как минимум понимать, что же такое собственно вклад. Это что-то полезное? Но вклад может быть привнесен и в негативном ключе, который в последствие повлияет на жизнь многих людей и станет в итоге положительным явлением и наоборот.

Например, несколько тысяч лет назад кто-то придумал соединить селитру, древесный уголь вместе с серой и на выходе получить практически или даже фактически оружие массового поражения – порох. По началу, возможно, этот вклад и не казался таким опасным, да и наверняка не вкладом вовсе, но как же он повлиял на жизнь человечества после.

Вероятно, вы посчитаете, что изобретение пороха – это отнюдь не вклад в человечество. Однако, без пороха не было бы оружия, без оружия не было бы войн, без войн не завоевывались бы территории. В то время, много сотен лет назад, война и кровопролитные противоборства были обычным явлением, которое помогало кому-то выживать, кому-то обретать власть, кому-то выплескивать весь негатив. Как ни крути, без этого вклада мир был бы иным.

Возьмем другой пример. Имя Леонардо да Винчи, потрясающего художника, великого ученого, писателя и музыканта не знает только первоклассник. Все, кто хоть как-то знаком с его открытиями и творчеством скажут, что этот человек внес неоценимый вклад не только в искусство и науку, но и во все человечество.

Да Винчи достиг величайших высот в:

• науке и инженерном деле;

• анатомии и медицине;

Леонардо был первым, кто придумал и изобрел парашют, велосипед, танк, прожектор, катапульту, человекообразный механизм, названный в последствие роботом. Даже в уме не укладывается, сколько ОДИН человек сделал и какой вклад внес.

Если начать сравнивать его вклад с другими учеными того времени, то в процентном соотношении посчитать уровень вклада да Винчи в теории возможно. Но можно ли его сравнить с современными новаторами и просчитать уровень вклада одного из них?

Мир постепенно меняется и на сегодняшний день он продолжает меняться по экспоненте. Как много жило когда-то ученых, деятелей искусств, изобретателей, которые внесли свой вклад в развитие различных отраслей и сфер. Но времена и нравы людей становятся другими, восприятие мира становится другим.

Полагаем, теоретически измерить вклад одного человека в человечество возможно, с одной стороны. С другой – абсолютно нет, так как одно незначительное событие способно иметь колоссальные последствия в дальнейшем. Остается один вопрос, а каждый ли из нас в таком случае вносит вклад?

Все мы знаем древнегреческого философа, математика Архимеда и его закон вытеснения жидкости. А знали ли вы, что на это открытие его натолкнули определенные события. Существует легенда о том, как тогдашний царь Герон дал ученому поручение выяснить не обманул ли его ювелир. Царь опасался, что тот разбавил его золотую корону серебром и желал выяснить так ли это без нарушения целостности изделия.

Архимед долго ломал голову над этой задачей. Его жена видела, как тяжело ему дается решение и предложила принять ванную. Там ученый погрузился в воду и осознал, что объем тела, погруженного воду, равен объему вытесненной воды. Так был открыт закон Архимеда. Можно ли сказать, что без предложения его жены принять ванную, Архимед бы никогда не пришел к этому открытию. Или, если бы царь Герон не поручил бы ему это задание, был ли тогда открыт этот закон?

Каждый вносит свой вклад

Существуют различные виды наград, выдающиеся за вклад, который внес тот или иной человек. Например, премию «Оскар» выдают за вклад в кинематограф, «Премию развития» – за вклад в социальное-экономическое развитие, «Нобелевскую премию» – за выдающиеся научные исследования и прочее. Таких наград огромное множество. Но подсчеты на тем, кому достанется награда, не ведутся математически, скорее эмоционально.

Коллективно определенные люди решают кого и за что наградить, и почему, основываясь на своих ощущениях и достижениях претендентов. Некоторые наградные департаменты и вовсе подвержены коррупции. Но представьте, скольких людей можно было бы еще наградить, зная какой вклад каждый из нас вносит в этот мир.

Давайте поразмыслим. Человек – уникальное существо, равных которому не сыскать. Все мы – неповторимая версия самого себя и уникальная личность, которая в течение всей жизни что-то делает и создает, придумывает и выражает это в своем уникальном стиле.

Одно дело, когда вы сами это понимаете и знаете, что вносите свой неповторимый вклад, неважно значительный или не очень. Другое, когда хотите, чтобы об этом знали все. Стремления за мировым признанием, возможно, и сделают человека знаменитым, но не великим.

Не меньший вклад каждый человек вносит в своих детей, воспитывая в них стремления к творчеству, любовь к науке или преданность родине. То, что мы вкладываем в наших детей, влияет на всю их сознательную жизнь и жизнь их детей, да и целых поколений.

Раньше в былые времена опыт и мудрость передавались из уст в уста и со временем становились непреклонной истиной. И это можно назвать вкладом. Можно ли сказать, что отец, который тяжело работал всю жизнь, чтобы обеспечить своему сыну образование, внес в клад в науку, если тот стал великим ученым? Вполне (не забывайте про жену Архимеда). Можно ли сказать, что один человек, разработавший важный труд, внес вклад в целую систему? Да. И здесь важно упомянуть, что вне зависимости того, насколько вклад был более или менее значителен, он все равно остается вкладом. Для кого-то, возможно, самым важным в его жизни, а для кого-то и нет.

Все, что человек делает во благо других или во благо целого общества и есть вклад в человечество. Получается, что каждый вносит вклад в большей или меньшей степени в зависимости от рода деятельности и личностных особенностей. И каждый этот вклад неоценим.

Бывшева Оксана Васильевна

Каждый из нас может принимать активное участие в жизни своей страны. Для этого необходимо только желание. К сожалению, проблема современной молодежи в том, что большинство ее представителей не хотят принимать никакого участия в жизни своего города, своей страны. Другими словами, молодежь пассивна. Но именно она является той силой, которая может повлиять на жизнь. Если каждый внесет свой вклад в общественное дело, то это может значительно повлиять на будущее своей страны. Ведь в нашей стране каждый спокойно может высказать свое мнение, предложить свои идеи, и это будет все учитываться государством. Но нужно помнить, что необходимо принимать в этом свое активное участие. То есть участвовать в каких-либо молодежных акциях, что поспособствует дальнейшему развитию страны и собственному благополучию. Например, в нашем городе регулярно проводятся встречи самой активной молодежи. На этих встречах каждый может изложить свои мысли о будущем нашего города, высказать какие-то свои идеи, предложить то, что может улучшить жизнь родного края. Много раз на таких встречах говорилось о том, что у детей во дворах нет катков для игры в хоккей. Посмотрите сейчас, такие катки существуют во всех микрорайонах города. Детям, активно занимающимся этим видом спорта, есть где себя реализовывать в полной мере.

И так в каждом городе. Все зависит от нас самих. Молодежь, которая не будет бояться говорить о существующих проблемах, сможет изменить жизнь к лучшему. Сейчас в Сахалинской области реализуются различные программы, строятся дома, спорткомплексы, парки, скверы, социально незащищенные слои общества поддерживаются государством и программами местного значения. Все это делает наш остров более развитым и экономически устойчивым в кризисный период.

Можно также привести в пример выборы президента. Народ осознано выбирает человека, которому они доверяют, надеются, что он сможет привести свою страну к расцвету. Президент призван обеспечивать защиту интересов и прав народа, служить ему (Конституция РФ, ст.17, п.2).

Также благополучие страны зависит от политических партий. Я знаком с программами некоторых политических партий, но больше всего мне близка и интересна деятельность «Единой России». Её лидеры – лидеры страны. Мне нравится их отношение к народу, особенно к молодёжи. Они понимают, что будущее страны зависит во многом от того, как формируются настроения, взгляды, интересы молодых людей, каковы их устремления и где они хотят учиться, работать. И поэтому строятся новые школы, спортивные и оздоровительные комплексы, большое внимание уделяется качеству образования в России, создаются новые рабочие места на предприятиях, одним словом, Президент и Правительство Российской Федерации заинтересованы в счастливом будущем пока ещё маленьких граждан России. Ну, а мы, молодежь, приложим все силы для дальнейшего процветания нашего острова и страны в целом.

Варламова Нина Васильевна

Я люблю уроки обществознания, активно интересуюсь вопросами политики. Именно поэтому мое внимание привлекло понятие «политика счастья», которое встретилось мне в Интернете. Я решила вникнуть в новую для меня терминологию и сделать её предметом исследования.

Современный мир стремительно меняется, стиль жизни людей претерпевает изменения. Но исследователи приходят к выводу, что, «несмотря на впечатляющий материальный прогресс, достигнутый в последние пять десятилетий индустриальным миром, люди не стали более счастливыми», напротив, у них появились новые заботы и разочарования. По их мнению, пришло время для постановки вопроса о создании «политики счастья» [5]. Понятие «политика счастья» появилось довольно недавно, но привлекает всё большее число сторонников. Ученые и политики, решившие заняться темой счастья, утверждают, что до сих пор государство ничего не понимало в причинах счастья, придавая слишком большое значение количественным экономическим финансовым параметрам. По их мнению, необходимо что- то менять в политике государства, чтобы не темпы роста экономики ставились во главу угла, а показатели счастья человека, его удовлетворённости жизнью.

Мне представляется интересным разобраться, что включает в себя понятие «политика счастья», а так же выяснить у одноклассников и их родителей, зависит ли счастье людей от проводимой государством политики. В этом я вижу цель своей работы. В этом же вижу актуальность и новизну данного исследования.

Задачи, которые я поставила перед собой, заключаются в том, чтобы изучить имеющуюся информацию по данной проблеме, провести анкетирование выпускников 9-х классов и их родителей, обработать и проанализировать полученные данные и оформить результаты в виде исследовательской работы.

Таким образом, объектом данного исследования является понятие «политика счастья», а предметом исследования – соотнесение учащимися и их родителями понятия «счастье» с государственной политикой.

В начале работы я выдвинула гипотезу о том, что представление о счастье у подростков и их родителей никак не связано с проводимой государством политикой.

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, я использовала методы анкетирования, математической обработки полученных данных, а также методы сравнения и обобщения.

Практическая значимость исследования заключается в формировании активной гражданской позиции подростков.

Из истории терминологии

Политика возникла более 2,5 тысяч лет назад как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий.

Определение понятия «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом «polis» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством [2].

Вопросы, связанные с пониманием сущности социальной политики, взаимоотношений государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности ученые различных школ признавали, что задача государства – забота о своих жителях. Так, например, Платон утверждал, что «всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо никого иного, как тех, кто ей подвластен». «Подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» [7]. Аристотель указывал, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо». «Государство – … союз в целях оказания помощи», а «наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо» [7]. Китайский философ Конфуций утверждал, что государство является не целью, а неким средством обеспечения блага для людей. Основа государства – это забота о людях. Прежде чем обучать народ, необходимо обеспечить его жильем, накормить и создать уютную атмосферу жизни [7].

Как видим, цель государства издревле понималась как забота о благе народа.

Понятие счастья также являлось предметом осмысления древних философов. Так, древнегреческие гедонисты (от греч. hedone – наслаждение [2]) понимали под счастьем удовольствия. Эвдемонисты (то греч. eudemonia – блаженство [2]) утверждали, что счастье есть обладание высшими благами. На вопрос Диотимы: «Что будет с человеком, овладевшим благом?», Сократ отвечает: «Он будет счастлив» [6]. Позднее моралисты (от фр. morale) говорили, что счастье в добродетельном поведении. Некоторые мыслители более позднего времени, Шопенгауэр, например, считал счастье понятием отрицательным. Счастье, по Шопенгауэру, есть отсутствие страданий. Известно и такое изречение: «Счастье, как и здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть». Все тот же Шопенгауэр заметил: «Есть одна для всех врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья». И совсем уж полным контрастом отдает фраза другого мыслителя Людвига Фейербаха: «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений» [6]. И, наконец, психологически счастье воспринимается как чувство удовлетворения жизнью [3].

Как утверждают исследователи, «видимо человечество все время было столь несчастливо, что даже не смогло выяснить, что такое счастье». Но в одном они сходятся: понятие “счастье” имеет многоаспектное, трудно поддающееся систематизации содержание. Польский исследователь В.Татаркевич, написавший фундаментальный труд «О счастье», выделил четыре основных значения этого понятия: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. Татаркевич указывает, что эти четыре значения являются наиболее распространенными, но, ни одно из них по отдельности, ни все вместе не исчерпывают смысл понятия счастья. Кроме того, по каждому пункту можно найти контраргумент, доказывающий, что счастье не обязательно есть, например, удача или положительный баланс жизни [4].

Таким образом, обобщая изложенное, под понятием «политика счастья» можно подразумевать искусство управления государством в благоприятном для человека направлении, позволяющем ему испытывать чувство удовлетворения жизнью.

Политика счастья как проблема современной науки

По мнению исследователей, словосочетание «политика счастья» или фелицитарная политика (от латинского «фелицитас» - «счастье» [2]), возможно, очень скоро будет употребляться наряду с понятиями «внешняя политика», «социальная политика», «демографическая политика» и войдет наряду с ними в массовое сознание людей.

С точки зрения науки новое понятие потребует чёткой формулировки, обоснования права на существование и, возможно, новых единиц измерения. То есть в основе «политики счастья» должна лежать «теория, объединяющая политологию, экономику, социальную политику и все, что может сказать о счастье психология, социология и прикладная философия - от Аристотеля и Сенеки до современных «позитивных психологов» [5]. Началом работы в данном направлении являются те широкие исследования, которые проводятся в 132 странах мира. По их данным оказалось, что такие позитивные эмоции, как радость и наслаждение, гораздо более тесно связаны не с деньгами, а с другими факторами - такими, как сознание того, что тебя уважают, с ощущением независимости. Источником позитивных эмоций также являются друзья и дающая удовлетворение работа. И государственные программы должны учитывать все эти составляющие.

Начались попытки измерения уровня счастья. Сейчас для сравнения уровня жизни в разных странах используется значения ВВП на душу населения или ИРЧП, но эти индексы не всегда могут отразить реальное положение вещей. В частности сравнение значения ВВП считается неуместным, поскольку конечная цель большинства людей не быть богатыми, а быть счастливыми и здоровыми.

В 2006 году был предложен международный индекс счастья (МИС). Он представляет собой индекс, отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира. Главная задача индекса отразить «реальное» благосостояние наций. МИС основывается на общих утилитарных принципах, что большинство людей хотят прожить долгую и полноценную жизнь, а страны стремятся сделать всё возможное для достижения максимального благополучия своих граждан, разумно используя имеющиеся ресурсы, не нанося ущерб окружающей среде. Для расчёта индекса используются три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след».

Впервые МИС был рассчитан в 2006 году, в него вошли 178 стран. Во второй раз расчёт производился в 2009 году, в него вошли 143 страны. По итогам 2009 года, самыми «счастливыми» странами, оказались: Коста-Рика, Доминиканская республика и Ямайка. Самими «несчастливыми»: Зимбабве, Танзания и Ботсвана [8].

Таким образом, фелицитарная политика должна исходить из сложной, многофакторной модели среды, в которой обитает человек, изучая, как каждый из факторов влияет на человеческое самоощущение и как действия государства могут повлиять на эти факторы. Минимальным и наиболее реальным направлением фелицитарной политики должно стать «обезболивание», профилактика несчастья как ощущения. Любая деятельность должна быть перестроена с целью повышения психологического комфорта тех, кто имеет к ней отношение [5].

В процессе работы я использовала метод сплошного группового анкетирования. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок [1]. Составленная мною анкета содержит 5 вопросов. Ответы на них должны подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в начале работы (Приложение 1).

В данном исследовании приняли участие 51 выпускник 9-х классов и 45 их родителей. Анкетирование учащихся проходило в спокойной доброжелательной обстановке на классных часах, а родителей – на родительских собраниях. Я рассказала участникам исследования о цели своей работы и попросила их принять в нём участие. Получив согласие, я раздала присутствующим заранее приготовленные бланки анкет, зачитала вопросы, по окончании, поблагодарив за участие, собрала анкеты.

При работе с анкетами я использовала метод математической (статистической) обработки, а также графический метод (диаграмм).

Математическая обработка полученных данных позволила представить результаты исследования в виде таблиц и диаграмм (Приложения 2 - 4).

Перечень понятий, ассоциируемых со словосочетанием «счастливый человек»



Вот и объявлены новые направления тем итогового сочинения для одиннадцатиклассников. В текущем учебном году их, как обычно, пять. В этот раз создатели направлений решили обратиться к юбилеям писателей, которые отмечаются в этом учебном году. Речь идёт о Н. А. Некрасове и Ф. М. Достоевском. Два из пяти направлений буквально сформулированы по названиям произведений этих авторов. Но лучше начнём с самого начала и рассмотрим направления в той последовательности, в какой они приведены на сайте Минпросвещения России и дадим примерный список возможных тем сочинений.

Направление №1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: список тем и произведений

(дорога реальная, воображаемая, книжная)

Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем. Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество. Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?».

В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».

К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С. Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В. Лихачева и другие.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

  • Как определиться с выбором жизненного пути?
  • Река жизни — что это значит?
  • Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
  • «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Правда ли, что все мы в этом мире странники?

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.

Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.

Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.

Направление №2 «Цивилизация и технологии– спасение, вызов или трагедия?»: список тем и произведений

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)

Второе направление формулируется так: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» И в пояснение сказано: «Достижения ириски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные». В этом пояснении как раз очерчен круг проблем, которые могут быть подняты в темах. Нам видится это направление одним из самых интересных и удобных для проработки, но в тоже время и очень дискуссионных. Это позволяет, с одной стороны, школьникам выразить свои мысли, поделиться какими-то переживаниями, а с другой — продемонстрировать способность вести полемику с воображаемым собеседником.

При этом надо иметь в виду, что при проверке итогового сочинения оценивается неправильность мыслей выпускника, а способность в принципе иметь какие-то мысли, как-то их формулировать и аргументировать. Поэтому не надо бояться, если точка зрения, которую решит отстаивать выпускник, будет отличаться от общепринятой.

Впрочем, мнения по поставленной проблеме могут быть диаметрально противоположными: от восхищения цивилизацией, технологиями до их неприятия. Однако не забываем, что требуется не только аргументированное мнение, но и его этичное выражение. То есть надо избегать каких-то резких, неуважительных замечаний в адрес своих оппонентов, в том числе воображаемых.

Сразу надо отметить, что на основании художественной литературы будет намного проще аргументировать мнение, которое не несёт в себе восхищения благами цивилизации. Как можно предположить по формулировке направления, темы будут формулироваться тоже дискуссионно и диалектически (то есть «с одной стороны» — «с другой стороны»).

Приведем примеры возможных тем сочинений:

  • Всегда ли цивилизация — это благо?
  • Могут ли технологии решить проблемы человека?
  • Всегда ли технический прогресс приносит счастье?
  • Как вы думаете, есть ли будущее у человечества в мире технического прогресса?
  • Что принесла в наше общество пандемия? И т.п.

То есть собственно вопрос будет касаться как каких-то достижений, так и того, что технологии дать не могут, и того, что мы считаем негативными последствиями прогресса: экологические проблемы, эпидемии, техногенные катастрофы, компьютерная зависимость, оружие массового поражения и т.п.

В качестве литературного материала нам оптимально подходят антиутопии и фантастика.

  • Это могут быть произведения Сергея Лукьяненко, у которого есть целый цикл рассказов «Прекрасное далёко». И это название ироничное: в рассказах, изображающих наше «далёко», ничего прекрасного нет.
  • Интересно можно построить рассуждения, обратившись к произведениям А. и Б. Стругацких (например, «Хищные вещи века»).
  • Можно обратиться к многочисленным антиутопиям:«Кысь» Татьяны Толстой, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «О дивный новый мир!» О.Хаксли и тому подобное.
  • Если тема будет касаться коронавируса, то можно порекомендовать книги Е. Водолазкина «Сестра четырёх» и Я. Вагнер «Вонгозеро» (и вторая часть дилогии —«Живые люди»).
  • Из произведений, традиционно входящих в школьную программу, можно порекомендовать «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина и «Прощание с Матёрой» того же автора.
  • Возможно, кого-то заинтересует роман нобелевского лауреата в области литературы Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня». Это тоже своего рода антиутопия.
  • Может быть, если кто-то предпочитает зарубежную литературу, стоит обратиться к роману «Цветы для Элджернона» Д. Киза.

Направление №3 «Преступление и наказание – вечная тема»: список тем и произведений

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Третье направление, которое, скорее всего, и будет лидером среди выбранных выпускниками тем, — это «Преступление и наказание — вечная тема». В качестве объяснения тут сказано, что речь пойдёт про «Преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние». То есть очевидно, что произведение, которое в первую очередь должен быть затронуто, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. А все темы, которые подняты в этом романе, ещё несколько расширены.

Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.

Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:

  • Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?
  • Может ли быть оправдано убийство?
  • Как вы понимаете выражение «Закон — костыли для морали»?
  • В чем заключается наказание Раскольникова?
  • Совесть — это горе или благо для человека?
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?
  • Можно ли считать эгоизм преступлением?

Если речь идёт всё-таки об ответственности уголовной, о действиях, противоречащих закону, то можно обратиться романам Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Стоит обратить внимание на уже названную выше повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемизирует с книгами Достоевского.

Разумеется, можно выбрать и какие-нибудь ещё произведения детективной литературы («Приз» Полины Дашковой, «Восторженный вор» или «Перстень прелюбодеев» Г. К. Честертона, «Десять негритят» Агаты Кристи и другие классические детективные произведения.

Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.

Если же речь идет о вине, так сказать, вообще не уголовной, а об ответственности за нехороший, бесчестный, безжалостный поступок, то такого рода мотивы можно найти почти в любом произведении. Например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, главный герой себя наказывают за убийство Ленского. Или в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат не может самому себе простить то, что он отправил на казнь невиновного. Можно опираться также на какие-то произведения малой формы.

Направление №4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»: список тем и произведений

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)

Четвёртое направление формулируется немного неожиданно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». В качестве пояснения сказано, что это высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника. Пояснение не очень раскрывает смысл формулировки направления. Всё-таки думается, что речь идёт о об интерпретации в сочинении какого-то текста или основанного на тексте представления(фильма, спектакля), который для автора сочинения является важным.

При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы. И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились. Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.

Все же рискнем предположить что-нибудь:

  • Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
  • Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
  • Как театральное представление обращается к сердцу человека?
  • Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
  • Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?

Или что-то в этом духе.

И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.

Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности. Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая. Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.

Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

  • Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
  • Что такое гражданин?
  • Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
  • Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
  • Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
  • Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?

Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова. Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»). В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.

Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.

Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.

Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».

Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».

Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.

В какой день пройдет итоговое сочинение в 2022 г.?

В текущем учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря.

Напомним, что выпускникам будет предложено пять тем, каждая тема принадлежит к одному из вышеперечисленных направлений.

Сколько времени будет дано на итоговое сочинение в 2022 г.?

Если правила не изменятся в 2022 году, то на выполнение работы выпускникам будет дано 3 часа 55 минут (ребятам с ОВЗ — на полтора часа больше). За это время выпускник обязан написать сочинение-рассуждение на выбранную им тему. Объём сочинения должен быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем — 350 слов.

Даты повторной сдачи

В том случае, если выпускник не смог с первого раза набрать необходимое количество баллов, он может сдать сочинение ещё дважды: 2 февраля и 4 мая (в этот день написать сочинение могут также выпускники прошлых лет).

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Сегодня я расскажу, как можно внести свой вклад в развитие и культуру общества, своего города и страны. На самом деле это сделать не так сложно, как кажется многим. Задумайтесь: есть ли у вас в библиотеке старые, не нужные книги или может в шкафу затерялись не нужная одежда или вещи? А может вы переезжаете или купили дом, а там остались старые вещи прошлых владельцев, а вы будучи не коллекционером хотите выбросить «хлам» на помойку?!

Каждой вещи можно дать вторую жизнь и сделать это не сложно. Перед тем, как бежать на помойку и выбрасывать старые вещи, подумайте: «может быть это кому-нибудь пригодиться?» Ответ однозначный - может. Вы случайно не задумывались, что Ваши вещи могут принести пользу людям, у которых просто нет возможности нормально жить и они нуждаются в помощи. Тогда, перед тем как сгоряча выкидывать, что-то принесите пользу обществу - позвоните в фонды и передайте вещи туда, ведь так Вы сделаете доброе дело. У нас в школе, где я учился с 1 по 4 классы проводились благотворительные акции, мы каждый месяц приносили вещи, которые нам не нужны и передавали их в дет.дома. Спустя некоторое время, я понял, что этим можно заниматься и без «волшебного пинка». Как? Очень просто - я заглянул в домашнюю библиотеку и разобрал свои залежи, нашёл не мало детских книг и с нетерпением жду открытия библиотек, чтобы передать книги туда.

Продолжение адресовано искателям приключений! Не знаю как вас, меня всегда тонуло к неизведанному. Я лазил по заброшкам, заброшенным базам отдыха и прочим заброшенным местам. И знаете, оказывается, не все ещё искатели кладов выгребли! Я заядлый коллекционер, но мои коллекции - Финляндия и Германия, а не вещи Советского Союза, их я и нахожу в некоторых домах. Но, как «защитник» прошлого я не могу оставить их гнить там, я забираю все и стараюсь сотрудничать с музеями, которые с радостью принимают вещи, которые я нахожу или которые мне передают друзья, знающие мою слабость к коллекциям и старине.

История из собственной жизни.

Недавно мои друзья переезжали и оставили мне альбом с копиями фотографий Ленина, Сталина и Гр.Войны, я не будучи коллекционером Советских вещей, решил передать их в мемориальный музей «Разночинный Петербург». Передал я этот альбом ещё в феврале месяце и только несколько дней назад, после снятия ограничений на посещение музеев в СПБ, я приехал, чтобы официально подписать акты о передаче и передать альбом музею. Я думал, что на этом все и закончится, как оказалось - нет! Мне вручили благодарность и подарки. Я очень за это благодарен музею. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с музеем и думаю, что буду продолжать в том же духе. Ведь все начинается с нас самих, никто другой не сможет сделать мир лучше! Всем людям нужен пример, тот самый «волшебный пинок» о котором я говорил выше.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: