На что можно копить деньги подростку

Обновлено: 16.05.2024

Оказывается, не все дети могут ответить на вопрос, зачем они собирают рубли в гипсовые хрюшки-копилки или на банковских счетах, открытых для них родителями. Здесь нужны осознанность и мотивация.

Недавно одна из моих подписчиц прислала откровенное письмо. Успешная топ-менеджер не столько рассказывала о своих проблемах, сколько, наверное, размышляла вслух.

«Когда я чуть ли не круглыми сутками посвящала себя планёркам, совещаниям и командировкам, то чувствовала, что чего-то недодаю своим девочкам. Мои умницы-красавицы учатся в лицее в первом и третьем классах, обе отличницы. Они окружены вниманием и любовью. Мы здорово вместе проводим время. Однако я стала замечать, что дочки как-то неправильно относятся к деньгам. Не умеют копить и экономить. Вот, скажем, дарят им на дни рождения средства на личные расходы. Девчата на следующий день покупают кучу игрушек. А вскоре все эти куклы и прочие единорожки теряются в общей массе. Получается, что мои милые принцессы растут легкомысленными транжирами с потребительским отношением к жизни. А дальше что?

Бездумные траты будут неотъемлемой частью их мышления, поведения и существования, когда они вырастут. Это же неправильно. И я не хочу такой участи для своих малышек! Но как у детей изменить отношение к деньгам?

В школе этому не учат. А ведь финансовая грамотность это не только про деньги. Это знания и навыки, помогающие человеку принимать взвешенные и правильные финансовые решения, будь то депозит, ипотека или банковская карта. Такие знания (и даже их основы) развивают экономическое мышление ребёнка, учат бережно относиться к деньгам и труду, формируют успешное будущее».

Топ-менеджер сама ответила на свои вопросы. И именно с этого момента поменяла отношение к экономическому воспитанию дочерей. Она нашла-таки время в плотном расписании планёрок-командировок, записалась на онлайн-курсы и вместе с дочерьми стала получать нужные знания.

На квартиру «зарабатываем» с десяти лет

В отличие от мотивированной мамы («Я не хочу такой участи для своих малышек!»), другая женщина поделилась растерянностью с участниками одного интернет-форума. У её 9-летнего сына собралось уже 50 тысяч рублей: ребёнок экономит на карманных деньгах, получаемых в том числе за хорошие оценки в четвертях. Но. не знает, для чего собирает средства. «У него вроде бы всё есть, — сетует мама, — вероятно, поэтому не придумал, на что потратить. Мучает меня вопросами, а я понятия не имею, что ему ответить».

И заметьте, такое обращение к форумчанам с её «понятия не имею» было не возгласом отчаяния, а вполне конкретным и полезным вопросом. Люди в интернете поспешили женщине на помощь. Одни рассказывали, что их дочки-сыночки покупают на накопленные деньги смартфоны, игровые приставки, коньки, шубу, «фотик зеркальный». И даже собирают на летний отдых за границей, чтобы не обременять родителей. Тётя 10-летней Софии с гордостью подчеркнула, что её племянница копит на собственную квартиру. А папа 11-летнего Егора признался, что сын не представляет себя после окончания школы без автомобиля.

Молодцы взрослые — поддержали и подсказали. Но и дети молодцы: мотивированы, умеют поставить цель и пытаться достичь её, а это главное. Тем более здорово, что учатся они обращаться с деньгами в раннем возрасте, пробуют долгосрочное планирование. Конечно, не без помощи родителей.

На коляску для будущего братика

Но были и другие рассказы. Например, когда мама 11-летней Анны из Москвы была беременна, девочка отдала ей свои 15 тысяч рублей. На коляску для будущего братика.

А 10-летний Арсений из Североморска тоже не пожалел собственных денег. Его отец Степан Фёдорович написал: «У нас в городе была акция «Спаси ребёнка». Мой сын всю свою копилку вытряс и отнёс».
Интересно получается: ребёнок копил-копил на определённую цель, а потом р-р-раз! И отдал богатство на другое дело. Почему? Видимо, под влиянием какой-то информации или обстоятельств у него изменилась шкала ценностей. И тут интересен такой момент — ведь он не перестал хотеть новый смартфон или приставку. Но взял и подкорректировал свои желания, поступил осознано.

На «Малютку» против Гитлера

Показательны в этом плане две истории.

Одна из далёкого 1942 года. Пятилетняя Ада Занегина вместе с мамой эвакуировалась из Подмосковья за Урал. Её папа в первый день войны ушёл на передовую танкистом. В тылу Ада вместе с мамой, как и другие советские люди, собирала посылки с варежками и носками для фронта. Но ещё в мирное время девочка начала откладывать копейки, перепадавшие от матери. На куклу.

Вскоре в местной газете вышла заметка в рубрике «Письма наших читателей». Ада уже умела читать по слогам и немного писать. Карандашом она вывела такие слова: «Гитлер выгнал меня из моего родного города. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его „Малютка“. Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой».

Эффект от письма оказался поразительным: дети, лишённые фашистами родного дома, завалили редакцию письмами и своими сбережениями. Кто-то копил на пальто, а кто-то на новые ботинки. Даже Сталин узнал об инициативе пятилетней малышки. В банке был открыт специальный счёт, на который дети из Омской области собрали 160 886 рублей. Вскоре со сборочного конвейера военного завода сошёл легковесный танк Т-60, на люке которого было написано: «Малютка». Броневая машина участвовала в боях и дошла до Берлина.

На новом велосипеде — до конца жизни

Но в это время в соседнем штате случилось наводнение, унесшее сотни жизней и разрушившее много домов. Тогда Ануприя отдала накопления в фонд помощи пострадавшим от этого стихийного бедствия. Разбила все свои пять копилок и ещё одну — младшего брата. Об этом поведали газеты и телевидение. Из СМИ о душевном, трогательном поступке девочки узнал и директор большого магазина в её городе. Он подарил Ануприи лучший велосипед и сертификат, дающий право ей получать по одной новой двухколёсной машине каждый год до конца жизни.

Приоритеты и бюджет

Для начала составьте с ребёнком список его желаний. Напишите, что бы он хотел купить, и обозначьте стоимость каждой «мечты». Вместе продумайте приоритеты и бюджет. Подскажите, как сэкономить: стоит ли сразу тратить карманные деньги на всякую мелочёвку или лучше ориентироваться на долгосрочную перспективу. Прочитайте ему эти истории. Пусть начнёт самостоятельно мыслить и распоряжаться собственными средствами.

Скопить миллион — задача не из легких. Такое решение требует целеустремленности и упорства. Чтобы стать миллионером, нужно знать о деньгах все: как их копить, как сделать так, чтобы сбережения росли, и как их не потерять. И чем раньше в этом разобраться, тем быстрее круглая сумма окажется на вашем счету. Возможность получить такие сведения подростку дает книга «Твой первый миллион». Шесть советов из этой статьи помогут сделать к заветной цели первый шаг.

1. Научись мыслить как миллионер

Прежде всего нужно научиться мыслить как миллионер, или, выражаясь научным языком, выработать менталитет миллионера. Речь идет об отношении к деньгам. Ты должен сделать все, чтобы добиться цели — скопить миллион. Цель — не мечта, не смутное желание. Это твердое и осознанное намерение.

Откроем будущим миллионерам один секрет: нельзя покупать разные модные штучки только потому, что все их покупают. Мыслить как миллионер — значит стараться экономить деньги, а не тратить их постоянно. Например, не обязательно покупать новые кроссовки, если старые вполне прослужат еще год. А может быть, стоит найти подработку вместо того, чтобы развлекаться с друзьями. Или поесть дома, чтобы не тратить деньги на поход в «Макдоналдс».

2. Разработай финансовый план

Большинство миллионеров и миллиардеров никогда не добились бы своих целей, если бы у них не было финансового плана. Без плана с четко обозначенными целями ты ничего не добьешься и постоянно будешь страдать от нехватки денег.

Невозможно поставить перед собой финансовые цели раз и навсегда. Одни задачи можно решить за час, за день или за неделю; на решение других уйдут месяцы или годы. Тебе нужно сформулировать три вида целей: кратко-, средне- и долгосрочные.



Очень важно сформулировать финансовые цели максимально четко. Ты должен точно знать, чего хочешь. Запиши цели на листе бумаги, распечатай на принтере или сделай заметку в телефоне.

3. Найди работу

На самом деле заработать деньги не так уж трудно, достаточно просто включить воображение. Возможно, в твоей семье принято, чтобы родители немного платили тебе за работу по дому: вынос мусора, уход за домашними животными, мытье полов. Тогда достаточно взять на себя дополнительные обязанности.Предложи свои услуги друзьям и знакомым. Нет ли у них работы для тебя? Например, ты мог бы помыть окна, погулять с собакой, сходить за продуктами.

4. Открой свой бизнес

Есть идеи для стартапа?

5. Отложи 1000 рублей, а затем выработай привычку пополнять счет

Пока достаточно скопить только часть миллиона — остальное деньги сделают за тебя. Чтобы сохранить деньги и начать копить, заведи счет в банке. Если ты будешь регулярно его пополнять, то сумма будет постоянно увеличиваться.

При выборе банка следует учитывать такие факторы, как его надежность, ставка процента по вкладам, возможность получения дополнительных услуг и доступность филиалов и банкоматов.

Открыть банковский счет в России можно с 14 лет. Правда, такие счета заводят не все банки. В некоторых стать клиентом можно только с 18 лет. Если что, счет на твое имя может быть открыт родителями или опекунами. Такие счета называются доверительными, или трастовыми.

6. Извлекай из провалов уроки

Разумеется, чтобы скопить миллион, желательно не терять деньги. Но даже если случилась неприятность и придется начинать с нуля, не отчаивайся.

Не бойся поражений. Миллионеры знают и еще кое-что: раз уж проигрыши неизбежны, надо извлекать из них уроки и продолжать делать свое дело. Иди вперед, несмотря на ошибки и препятствия. Сосредоточься на поставленной цели, наберись терпения, будь уверен в себе. Веди себя разумно, и тебе непременно повезет.

7. Советуйся с близкими

Самые ценные (впрочем, иногда и самые бесполезные) советы могут дать родные и близкие. Не все родители любят обсуждать с детьми денежные вопросы. Но есть и такие, которые всегда готовы к разговору на эту тему. Говорить с детьми о деньгах — правильно, потому что такой подход способствует повышению финансовой грамотности всей семьи. Может быть, и ты, юный читатель, сможешь дать пару-тройку полезных советов родителям относительно капитализации вкладов или покупки акций, которые дробятся каждые два года. Об этом, кстати, можно прочитать в книге «Твой первый миллион».

Когда речь заходит о деньгах, считается, что копят и тратят их взрослые. Но дети с 14 лет могут свободно заводить карты, не привязанные к счетам родителей. Мы поговорили с четырьмя подростками и выяснили, есть ли у них собственные деньги и что они с ними делают. А эксперты из МКБ объяснили, как родители могут повлиять на финансовые привычки школьников.

Планируют бюджет

Ася, 16 лет

Мои отношения с деньгами — это как статус «все сложно». Пока у меня нет стабильного заработка, доходы и расходы хаотичны, но я стараюсь их систематизировать.

У меня две карты: на одной я коплю деньги, на другой храню то, что трачу на карманные расходы. Эти деньги переводят родители — присылают сразу на неделю, а я рассчитываю, сколько потрачу, а что отложу.

Я веду табличку, куда всё записываю. Это очень помогает: бывает, ты несколько раз покупаешь что-то незначительное, недорогое, а потом оказывается, что потратил вообще все деньги.

Я стараюсь к деньгам относиться просто, но осознанно. Не боюсь потратить их на что-то приятное, не забываю и откладывать на большие цели. Мне кажется, что такой подход, когда ты не экономишь на комфорте, но и не разбрасываешься деньгами, здоровый и правильный.

Зарабатывают на фрилансе

Маша, 17 лет

Карманные расходы у меня, естественно, есть — как у любого подростка. Деньги мне дают родители, но при любой возможности я пытаюсь заработать сама. Я увлекаюсь фотографией, поэтому мой заработок — платные фотосессии.

Я не люблю просить деньги у родителей. Поняла, что в последнее время этого и не делала — пыталась как-нибудь скопить из того, что мне давали раньше, и таким образом перераспределить свой бюджет более грамотно, чтобы мне хватало на кофе после школы и на книжки, которые мне интересны.

Если я хочу купить кофе, то всегда смотрю, сколько денег на карточке, есть ли у меня возможность это сделать или нет. Если нет, просто не покупаю — никакой драмы в этом нет.

Я заметила, что чем проще отношусь к деньгам, тем легче мне их заработать и тем больше у меня заказов на фотосессии. Деньги для меня не залог счастливой жизни и не основная цель.


Учатся копить…

Анастасия, 17 лет

Начну с того, как я вообще отношусь к деньгам. Для меня это неотъемлемая часть жизни. Почти все взаимоотношения начинаются с денег. И здоровье, и имущество — всё продаётся.

Мои сбережения состоят из «подарочных» денег. То есть это те деньги, которые мне дарят, допустим, на день рождения или присылают родственники в качестве помощи.

У меня нет конкретной суммы, которую родители дают каждый месяц на карманные расходы. Но если нужно что-то купить (например, одежду), то, естественно, я могу их об этом просить.

У меня есть собственная карта. Она не привязана к общему семейному или родительскому счету. Родители не следят, как я трачу деньги

Мне нравится пользоваться картой, это удобно. Ты не боишься, что пойдешь куда-то и купюра выпадет из кармана. Можно совершать переводы в другой город или страну. Всё делается по щелчку, и всё можно отслеживать.

У меня нет системы расходов. Я трачу деньги обычно на мелочи из категории «развлечения и услуги». Из более серьезного это может быть оплата социальной карты, подписки на музыку и другие платные сервисы.

Я познакомилась с деньгами в 7 лет: узнала, как их считать и как ими пользоваться. Уже тогда понимала, что деньги зарабатываются трудом. Поэтому сейчас ценю каждый рубль и понимаю, на что его трачу.


…и тратить

Маша, 18 лет

Отношения с деньгами у меня непростые. Раньше я часто совершала импульсивные покупки. Сейчас стараюсь осознанно подходить ко всему, что покупаю. Я знаю: если вещь мне действительно нравится, я всегда смогу за ней вернуться.

Другая статья ― карманные деньги: на кофе, на мелкие покупки. Я умею распределять расходы так, чтобы хватало на всё, что нужно. Чаще всего карманные деньги идут на еду и кофе — я люблю читать и делать уроки в кофейнях и знаю 1001 способ, как на этом сэкономить. Например, использую бонусные программы банков — приятно получить пятую чашку кофе в подарок. У меня много дисконтных карт и карт привилегий. Если я знаю, что могу сэкономить, но при этом получить качественную вещь или услугу, я это сделаю.

У меня своя карта с 14 лет. Со временем я завела себе ещё одну ― это помогает сдерживать расходы

Одной картой я пользуюсь для ежедневных трат, и на ней лежит небольшая сумма на день. На другой храню всё остальное. Это позволяет мне не забывать, сколько я уже потратила и сколько ещё могу потратить.

Я понимаю, что, если понадобится, родители мне дадут денег, но у меня есть внутренняя гордость и ощущение, что я взрослая и могу зарабатывать, строить жизнь и карьеру.


Что по закону может делать подросток со своими деньгами?

Самостоятельные счета и карты для подростков, безусловно, атрибут взрослой жизни, но они же серая зона для юристов (и родителей этих подростков). Может ли родитель вмешаться в финансовые дела ребёнка, если решит, что тот тратит деньги неразумно? Вправе ли взрослый закрыть банковский счёт ребёнка? Требовать выписку по счёту? Пока что каждая из этих ситуаций решается в индивидуальном порядке.

Дело в том, что по закону подростки от 14 до 18 лет могут без согласия родителей распоряжаться доходами и иметь вклады в банке

Однако в законе не сказано, может ли подросток открыть не вклад, а счёт, и выпустить карту. С одной стороны, для такой процедуры понадобится согласие родителя, с другой — многие банки этого не требуют, пытаясь упростить и ускорить процедуру.

Другой вопрос — закрытие счёта. Поскольку родитель до 18 лет остаётся законным представителем ребёнка, он может попытаться написать заявление в банк с требованием закрыть счёт и заблокировать карту (например, если ребёнок распоряжается деньгами неразумно). Но никаких гарантий нет: по закону такое заявление должен писать сам клиент, которым в данном случае является подросток.

Что касается контроля за доходами и расходами детей, то по умолчанию никакой информации родителю не предоставляется (в отличие от детской карты, которая сразу заводится как дополнительная и прикрепляется к родительскому счёту). Но и тут родитель может испытать судьбу: некоторые банки делают такую выписку за дополнительную плату.

Самые же насущные вопросы — можно ли установить ограничения на карту подростка (например, если карманные деньги на обеды он спускает на покупку атрибутов для компьютерной игры) и как защитить ребёнка от мошенников — законодательно остаются без ответа.

Единственное доступное родителю решение — доверительный разговор с подростком и обсуждение правил внутри каждой семьи: например, «Мы не следим за твоими расходами, но и не даём тебе никаких дополнительных денег, если ты всё потратишь раньше времени». Только так можно привить ребёнку здоровое отношение к финансам, ответственность за свои решения и сохранить нервы и бюджет семьи.

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.

Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Никогда не покупать сразу

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.

Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.

Читайте об этом

  • Джона Лерер «Как мы принимаем решения»
  • Чарлз Дахигг «Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»
  • Крис Фрит «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.

Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Никогда не покупать сразу

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.

Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: