Налоговая вернула деньги на расчетный счет считается ли это доходом

Обновлено: 24.09.2022

Если компания выявила переплату по налогам, она имеет право вернуть ее, подав заявление в налоговую инспекцию. А как учитывать возвращенную из бюджета сумму налога, в своих разъяснениях, адресованных «упрощенцам», подсказали финансисты. Они рекомендовали включить ее в налоговую базу по единому налогу в качестве дохода. Однако, по мнению экспертов журнала «Актуальная бухгалтерия», такую точку зрения вряд ли можно считать правомерной.

Итак, по мнению Минфина России (1) , компании, уплачивающие единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, должны учитывать возвращенные из бюджета суммы переплаты по налогам в составе доходов. В качестве единственного аргумента чиновники приводят отсутствие такого вида «дохода» в установленном Налоговым кодексом перечне доходов(2) , не учитываемых при определении налоговой базы (Об изменениях в Налоговом кодексе в Главе «УСН» читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 12, 2008).
Указанные разъяснения даны как ответ на вопрос, который непосредственно в тексте самого письма сформулирован так: «О включении сумм переплаты по налогам, возвращенных из бюджета, в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН». Налогоплательщик может сделать вывод, что необходимость признавать доходом поступившие из бюджета суммы налога для «упрощенцев» связана с тем, что для таких компаний установлено признание доходов (расходов) в размере фактически уплаченных сумм (кассовый метод) (3). Причем в том числе и для учета затрат на оплату налогов и сборов (4). (Отметим, что в таком же порядке расходы на оплату налогов и сборов учитывают и организации, которые находятся на общей системе налогообложения и используют кассовый метод (5)).

Например, компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, в предыдущем налоговом периоде уменьшила налоговую базу по единому налогу на сумму фактически уплаченного (в т. ч. с учетом переплаты) транспортного налога. А в текущем налоговом периоде получила из бюджета суммы этой переплаты на свой расчетный счет. Можно предположить, что в обсуждаемом письме финансисты как раз в такой ситуации и предлагают считать возвращенные суммы налога доходом.
Рассматриваемая проблема не должна касаться тех налогов, которые не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу (например, налогу на прибыль или уплачиваемому при УСН) либо если компания применяет общую систему налогообложения по методу начисления, при которой налоги включаются в состав расходов в размере начисленных сумм независимо от факта их уплаты в бюджет.
Однако запрос чиновникам был сделан не в отношении тех налогов, которые учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы (6). Речь в нем шла о переплате по налогу на прибыль и НДС за предыдущие годы.

Таким образом, принимая во внимание приведенную в разъяснениях формулировку вопроса, выводы финансового ведомства, по всей видимости, носят более общий характер. Тем более что они базируются на применении только норм главы 25 Налогового кодекса.
По нашему мнению, изложенная в письме(7) позиция достаточно спорна для того, чтобы компании, да и налоговые органы, могли безоговорочно применять эти рекомендации Минфина России на практике. Объясним почему.
Прежде всего, предложенный финансовым ведомством подход противоречит принципам определения доходов, приведенным в первой части Налогового кодекса. Возврат излишне уплаченных налогов не приносит компании какой-либо экономической выгоды. (Кстати, аналогичное мнение Минфин России высказывал по этому вопросу ранее(8) ). В ситуации, когда по данным учета плательщика налога и налоговой инспекции имеется задолженность бюджета перед фирмой, возврат излишне уплаченных налогов происходит в установленном порядке (9). Возвращенные налоговиками денежные средства фактически представляют собой погашение задолженности бюджета перед фирмой, а не получение последней дохода.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 41

В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Хотя суммы переплаты по налогам не указаны в статье 251 главного налогового документа, одного этого аргумента явно недостаточно для того, чтобы компаниям стало понятно, на каком основании рассматриваемые средства должны признаваться налогооблагаемым доходом.
Фирмы, применяющие УСН, включают в объект налогообложения единым налогом доходы от реализации и внереализационные доходы(10) , которые определяются соответственно положениями статей 249 и 250 Налогового кодекса.
Но суммы возвращенной переплаты перечисленными нормами не поименованы, из чего, например, московские налоговики сделали вывод (11), что их нельзя считать доходами, которые должны учитываться при расчете налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Кроме того, необходимо обратить внимание на причину переплаты налогов. Одно дело, когда это просто техническая ошибка, связанная с перечислением налога (например, при подготовке платежного поручения и т. п.). Тогда нужно делать сверку расчетов и возвращать налог. Другое дело, если переплата по налогу образовалась в результате неправильного исчисления налоговой базы или налога. Здесь уже нужно решать вопрос о необходимости сдачи в инспекцию уточненной налоговой декларации (12).
Напомним, что для компаний, признающих расходы на уплату налогов в размере фактически уплаченных сумм, при наличии задолженности по уплате налогов и сборов затраты на ее погашение учитываются(13) :
- в пределах фактически погашенной задолженности;
- в те отчетные (налоговые) периоды, когда компания погашает указанную задолженность.

Из приведенных норм следует, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения или находящиеся на общем режиме и использующие кассовый метод, в составе расходов признают налоги в размере фактически уплаченных сумм, но эти суммы должны быть направлены на погашение начисленной задолженности по налогам, а не являться переплатой.
Поэтому, по нашему мнению, суммы переплаты по налогам, возвращенные из бюджета, не должны учитываться в составе доходов, так как являются погашением задолженности бюджета перед компанией. И если переплата по налогам связана с допущенными организацией ошибками, она вправе пересчитать налоговые обязательства и сдать уточненные налоговые декларации. Именно таким образом будет показана образовавшаяся задолженность бюджета перед компанией.
Более того, фирма в этой ситуации должна сдать уточненную декларацию по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения (налогу на прибыль при кассовом методе). Ведь она занизила налогооблагаемую базу по этому налогу, признав в расходах налоги в размере фактически уплаченных сумм, которые превышают начисленные суммы налогов.

*1) . - письмо Минфина России отт02.09.2008 № 03-11-04/2/130
*2) . - ст. 251 НКК РФ
*3) . - ст. 346.17 НК
*4) . - подп. 3 п.. 2 ст. 346.17 НК
*5) . - подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ
*6) . - подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*7) . - письмо Минфина России отт02.09.2008 № 03-11-04/2/130
*8) . - письмо Минфина России от 04.07.2005 № 03-11-04/2/11
*9) . - ст. 78 НК РФ
*10) . - п. 1 ст. 346.15 НК РФ
*11) . - письмо УМНС России по г. Москве от 30.04.2004 № 21-09/30024
*12) . - п. 1 ст. 81 НК РФ
*13) . - подп. 3 п. 2 ст. 346.17, подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ

М.А. Пархачева, член научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель компании «Консалтинговая группа “Экон-Профи“»

Действительно, возвращенные из бюджета суммы налогов являются доходом компании только в том случае, если излишне уплаченные и возвращенные суммы налогов ранее были учтены ею в составе расходов. Это необходимо для соблюдения баланса интересов бюджета и налогоплательщиков. Однако единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не является расходом «упрощенцев», учитываемым при налогообложении (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поэтому никаких оснований для его включения в состав доходов не имеется.
Представляется, что Минфин России допустил ошибку в своих рассуждениях, основываясь на том, что у «упрощенца» возникает доход только в силу того, что суммы возвращенного налога не упомянуты в статье 251 Налогового кодекса в качестве доходов, не подлежащих налогообложению. Указанная статья применяется в отношении организаций на упрощенной системе налогообложения. Однако финансовое ведомство не учитывает одного нюанса: возврат налога в принципе нельзя признать доходом налогоплательщика и, соответственно, применить в отношении его статью 251 Кодекса.
Дело в том, что «доходом» признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). Если же налогоплательщику возвращаются переплаченные налоги, он не получает никакой выгоды, поэтому поступившие суммы считать доходом нельзя.

И. Нечитайло, начальник отдела налогового консультирования Аудиторско-консалтинговой группы «Я.Н.С. Аудит»

Елена Тарасова

С 1 января 2022 года меняются правила возврата и зачета переплаты по налогам и взносам. Теперь переплату по налогам можно будет зачесть в счет страховых взносов и наоборот. Расскажем, как вернуть деньги, излишне уплаченные в бюджет.

Посмотрите короткое видео от Эльбы, если не хотите читать. Эксперты рассказали все самое важное о возврате переплаты для предпринимателей.

Как узнать о переплате

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату. По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ).

В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд. Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своем праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920). В статье « Как вернуть излишне уплаченный налог » мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика. Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату. Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточненный расчет.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орг ан (ст. 137 , 138 НК РФ) . Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

С 1 октября 2020 года вступят в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упрощают порядок зачёта или возврата переплаты по налогам. До 1 октября налоговики могут перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный. Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.

С октября зачесть переплату в счёт будущих платежей по налогу или погасить задолженность по другому налогу можно будет без привязки к уровню бюджета. Например, за счёт излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на прибыль можно погасить недоимки или штраф в региональный бюджет по транспортному налогу или в местный бюджет по земельному налогу.

При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Правила зачёта и возврата излишне уплаченных страховых взносов остаются прежними. Например, переплату взносов на пенсионное страхование нельзя «перекинуть» на взносы по социальному или медицинскому страхованию (п. 1.1 ст. 78 НК).

Как возникает переплата по налогам

Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.

Сами налогоплательщики ошибаются:

  • при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
  • при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.

Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.

Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.

Обратите внимание! Переплата по налогам должна быть зафиксирована на лицевой карточке организации в ФНС. Если, например, компания перечислила налоги через проблемный банк, но они не поступили в бюджет, зачесть или вернуть их не получится.

Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.

Как узнать о переплате

Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).

Как можно распорядиться переплатой

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Зачёт в счет недоимки

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Зачёт в счёт будущих платежей

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Возврат переплаты

Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.

Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).

Если переплате больше трёх лет

Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.

Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства. И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла. А это не так-то просто.

Порядок действий: что, когда и куда подать

ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.

Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:

  1. Наименование и адрес ФНС.
  2. Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
  3. Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
  4. Дата составления заявления.
  5. Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.

Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.

Пользователи интернет-бухгалтерии «Моё дело» могут заказать акт сверки с налоговой в Личном кабинете, результат придет туда же. Электронную подпись всем пользователям мы оформляем бесплатно.

Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки. Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации. Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.

Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.

Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом. Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.

Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства.

Возврат излишне уплаченного налога и госпошлины

У компании может возникнуть переплата в бюджет. Рассмотрим порядок отражения "упрощенцем" в бухгалтерском и налоговом учете возврата излишне уплаченной суммы налога и госпошлины.

Возврат излишне уплаченного налога

Ситуация: Налоговая инспекция вернула компании излишне уплаченные или взысканные налоги.

Сумма излишне уплаченных налогов подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сумму излишка вернут в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Возвращенные из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитывают в доходах. Ведь эти суммы не являются экономической выгодой (письма Минфина России от 22.06.2009 № 03-11-11/117, ФНС России от 16.10.2009 № 03-11-06/2/211, от 21.09.2009 № 03-11-06/3/237).

Возврат излишне уплаченной госпошлины

Ситуация: Из федерального бюджета на расчетный счет компании поступил возврат части ранее уплаченной государственной пошлины.

В некоторых случаях уплаченная государственная пошлина подлежит возврату (п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Например, возврат обращения судами, прекращение производства по делу, заключение мирового соглашения до принятия судами решения, отказ организации от совершения юридически значимого действия и т.д.

Заявление о возврате излишне уплаченной госпошлины (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@) может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления (п. 6 ст. 78, п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумму отражают в составе доходов на дату возврата (пп. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99) на счете 91 субсчет "Прочие доходы" (Инструкция).

В налоговом учете сумму возвращенной госпошлины, ранее включенной в расходы, также учитывают в составе доходов (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 18.01.2005 № 03-03-01-04/2/8).

В Книге учета доходов и расходов (утв. приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н) такой доход отражают непосредственно на день поступления денежных средств.

По мнению автора, если компания ранее не включала госпошлину в состав расходов, то и ее возврат не надо отражать в доходах. Однако данная точка зрения является спорной и может привести к судебному разбирательству с налоговиками.

Компания на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" обратилась в суд с иском к контрагенту и перечислила госпошлину в размере 10 000 руб. Данное исковое заявление было принято судом к производству. В процессе разбирательства стороны заключили мировое соглашение. В результате компании было возвращено 50% от уплаченной госпошлины (5000 руб.).
В учете на дату возврата госпошлины произведены следующие операции:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 68
- 5000 руб. - отражена возвращенная часть госпошлины;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"
- 5000 руб. - возвращенная часть госпошлины отражена в составе прочих доходов.

Отметим, что суммы возвращенной ответчиком госпошлины, присужденные судом, являются доходом компании и ей следует включить их в расчет базы по "упрощенному" налогу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ; письма Минфина России от 20.02.2012 № 03-11-06/2/29, от 01.11.2010 № 03-11-06/2/169, от 21.08.2009 № 03-11-06/2/157). Данное правило действует для всех фирм на УСН вне зависимости от применяемого ими объекта налогообложения.

Если же компании возвращают сумму излишне уплаченной госпошлины, то, по мнению автора, этот излишек не является доходом.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП находится на УСН с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов". ИП внес личные денежные средства на свой расчетный счет (400 руб.) (назначение: денежная наличность, поступившая через банкомат, займ) для оформления банковских документов. За квартал на расчетном счете больше оборотов не было.
Будут ли эти внесённые 400 руб. объектом налогообложения, то есть считать ли эти 400 руб. доходами ИП, и нужно ли с них платить 15%? Также с этих 400 руб. банк брал комиссию за услуги банка. Будет ли эта комиссия обоснованными внереализационными расходами?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Собственные денежные средства в сумме 400 рублей, внесенные ИП на расчетный счет, не признаются доходом предпринимателя, и суммы указанных средств налогами, в том числе в рамках УСН, не облагаются.
ИП вправе включить рассматриваемую комиссию банка в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Обоснование вывода:
Гражданский кодекс РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП (постановление Конституционного суда РФ от 17.12.1996 N 20-П).
В связи с этим предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а не только тем, что получено от предпринимательской деятельности (ст. 24 ГК РФ).
Правоспособность гражданина предполагает его право свободно распоряжаться своим имуществом (включая и денежные средства), в том числе имуществом, полученным в результате его предпринимательской деятельности. Согласно ст. 22 ГК РФ гражданин не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с гражданским законодательством нельзя квалифицировать личные денежные средства, вносимые ИП на свой расчетный счет, в качестве заемных.
Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Из данных норм следует, что стороны, между которыми заключен договор займа, должны быть разными, то есть как юридическое, так и физическое лицо не может заключить договор займа с самим собой.
Как уже было отмечено выше, получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не "создает" новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина является одним из видов деятельности самого гражданина. Соответственно, сам себе ИП предоставить заем не может.
В дальнейшем будем исходить из того, что ИП, внося собственные наличные деньги на свой же расчетный счет, просто меняет форму денежных средств с наличной на безналичную.
При внесении денежных средств на расчетный счет или в кассу в назначении платежа рекомендуем в дальнейшем указывать одну из следующих формулировок:
- "внесение личных средств";
- "пополнение расчетного счета из личных средств".
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Легко видеть, что при преобразовании ИП своих денежных средств в безналичную форму экономическая выгода отсутствует.
Таким образом, собственные денежные средства, вносимые предпринимателем в кассу или на расчетный счет, не признаются доходом ИП, и суммы указанных средств налогами, в том числе в рамках УСН, не облагаются (письма Минфина России от 19.04.2016 N 03-11-11/24221, от 08.07.2009 N 03-11-09/241).
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении налоговой базы учитывают только расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы учитываются, в частности, проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (письма Минфина России от 16.06.2017 N 03-11-11/37615, от 24.04.2013 N 03-11-06/2/14347, от 31.07.2008 N 03-11-04/2/117).
Данные расходы учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся расходы на оплату услуг банков.
Следовательно, расходы по оплате услуг кредитных организаций (комиссии банков) могут быть учтены в целях налогообложения при применении УСН (смотрите также письма Минфина России от 21.04.2014 N 03-11-06/2/18229, от 14.05.2012 N 03-11-11/161, от 16.02.2011 N 03-11-06/2/21, от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124).
Перечень банковских операций установлен ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1). В том случае, если услуги банка поименованы в указанной статье, расходы налогоплательщика на их оплату учитываются при определении налоговой базы (письмо Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-06/2/67).
В частности, в ст. 5 Закона N 395-1 упомянуты:
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, ИП вправе включить рассматриваемую комиссию банка в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет доходов при УСН;
- Энциклопедия решений. Учет расходов при УСН.

26 сентября 2018 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: