Пока не вложу персты в раны от гвоздей не поверю

Обновлено: 25.04.2024

Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Вера в великое чудо Воскресения пришла ученикам не сразу. Первыми свидетелями были жены-мироносицы. Было еще темно, когда они пришли к пещере в саду Иосифа Аримафейского. Камень, которым был закрыт вход в гроб, оказался отваленным. Пока они были в недоумении, предстал перед ними Ангел и сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (Мф. 28:5-6). Чтобы поверить, им было достаточно пустого гроба и слов Ангела. Их чутких и любящих сердец не коснулось сомнение. Когда же они побежали возвестить апостолам, Сам Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). Апостолы не поверили им (Мк. 16:11).

В тот же день, когда приближался вечер, Иисус открыл великую тайну Своего Воскресения еще двум ученикам (апостолам из 70-ти – Луке и Клеопе), шедшим в Еммаус, отстоявший на 60 стадий ( 11,5 км ) от Иерусалима. Для их веры в Воскресение своего Учителя Иисус привел из Писания все мессианские пророчества (Лк. 24:27). Однако полностью они поверили только после таинства Евхаристии: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них (Лк. 24:30-31). Лука и Клеопа в тот же день вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам, но те не поверили, как и женам-мироносицам. Поздно вечером Иисус явился апостолам, которые собрались при запертых дверях, опасаясь иудеев. Спаситель прошел затворенными дверями. В этом проявилась особенность преображенного по Воскресении тела Господа. Оно не подчинялось законам физического мира. Иисус мог пройти сквозь вещественные предметы. Учеников охватило смущение, потому что они подумали, что видят дух. Он показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин. 20:20). Это было важно не только для того, чтобы убедить их, что Он явился к ним телесно, но для того, чтобы победить их неверие. Господь дает им осязать руки, ноги и ребра. Раны от гвоздей на них убедили их, что это то же самое тело, которое было распято на Кресте.

Событие, которому посвящена Антипасха , было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20:25). Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах. Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20:27). Именно поэтому, наверно, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой ! (Ин. 20:28). Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия.

Первая неделя по Пасхе называется неделею Новой или неделею Антипасхи (греческое слово « анти» значит « вместо» ), т.е. обновление Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи. Святитель Григорий Богослов пишет: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления , или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодения. Но разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения» (Слово 44-е в неделю Новую).

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Сравнение переводов: От Иоанна 20:25 / Ин 20:25

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

И когда другие ученики сказали: — Мы видели Господа! — Фома ответил: — Пока я не увижу следов от гвоздей на Его руках, не коснусь их пальцем и не потрогаю рану в Его боку, я не поверю.

Современный перевод РБО RBO-2015

«Мы видели Господа!» — сказали ему другие ученики. «Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку руку, не поверю!» — ответил он.

И он, когда другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа», сказал: «Не поверю, пока сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не коснусь их пальцем, 2 пока не вложу руку мою в рану у Него на боку».

Другие ученики стали говорить ему: «Мы видели Господа!» Он же сказал им: «Пока я сам не увижу следы от гвоздей у Него на руках и пока не вложу палец свой в раны от гвоздей, и пока не вложу руку свою в рану на боку, не поверю!»

Другие ученики стали говорить ему: "Мы видели Господа". Он же сказал им: "Пока я сам не увижу следы от гвоздей у Него на руках и пока не вложу свои пальцы в эти отметины и в рану на боку, не поверю!"

Говорили ему другие ученики: мы видели Господа. Он же сказал им: если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего в место гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю.

И когда другие ученики сказали: — Мы видели Господа! — Фома ответил: — Пока я не увижу следов от гвоздей на Его руках, не коснусь их пальцем и не потрогаю рану в Его боку, я не поверю.

Остальные ученики ему сказали: — Мы видели Господа. Но он сказал: — Ни за что не поверю, пока не увижу следов от гвоздей на Его руках и не коснусь пальцем следов от гвоздей и пока не вложу руку в рану на Его боку.

Когда ученики сказали ему: "Мы видели Господа", он ответил: "До тех пор, пока я не увижу на его руках следы от гвоздей и не вложу свой палец в раны от гвоздей, не вложу свою руку в рану на его боку, ни за что не поверю".

Ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но он сказал: «Пока не увижу у Него на руках ран от гвоздей, пока пальцем не потрогаю Его раны и не суну руку Ему в бок — не поверю».

И вот другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Фома же ответил им: пока я сам не увижу на руках Его раны от гвоздей и не дотронусь пальцем своим до ран от гвоздей, и пока не дотронусь рукой до раны между ребер Его, — до тех пор не поверю.

Другіе ученики сказали ему: мы видѣли Господа. Но онъ сказалъ имъ: естьли не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей, и не вложу перста моего въ раны отъ гвоздей, и не вложу руки моей въ бокъ Его, не повѣрю.

Глаго́лахѹ же є҆мѹ̀ дрѹзі́и ѹ҆чн҃цы̀: ви́дѣхомъ гд҇а. Ѻ҆́нъ же речѐ и҆̀мъ: а҆́ще не ви́жѹ на рѹкѹ̀ є҆гѡ̀ ѩ҆́звы гвозди҄нныѧ, и҆ вложѹ̀ пе́рста моегѡ̀ въ ѩ҆́звы гвозди҄нныѧ, и҆ вложѹ̀ рѹ́кѹ мою̀ въ ре́бра є҆гѡ̀, не и҆́мѹ вѣ́ры.

Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра его, не иму веры.

Параллельные ссылки — От Иоанна 20:25

В ссылках на псалмы могут быть ошибки, ввиду разночтения русской и английской нумераций. Заметили неточность — сообщите нам.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Иоанна 20:26 / Ин 20:26

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

«И по днех осмих». Смотри — опять является в день Господень: восемь дней прошло от одного дня Господня до другого. «паки …прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде [их], и рече: мир вам». Там Он двукратно сказал: «мир вам», и здесь один раз, чтобы дар мира вполне был даром Святой Троицы.

Источник: Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 26−27 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим

Опять чудесно при запертых дверях Христос является ученикам И теперь, в присутствии Фомы, так же, как в его отсутствие, становится посреди них, чтобы исцелить маловерие ученика, и произносит обычное слово, подавая им благо мира.

Заметь здесь, что евангелист не просто поведал происшествие, но с намерением прибавил: «после восьми дней» и то, что собраны были все в одном месте. Этот восьмой день не может быть другим, как воскресным. Ибо «во едину от суббот», то есть в день воскресный, Господь явился прочим ученикам, а потом, со включением в счет этого дня, в восьмой день собравшиеся ученики вместе с Фомой опять подобным образом видят Господа. В восьмой День бывают и собрания в церквах, где при дверях затворенных — видимо и вместе невидимо — является всем Христос Невидимо приходит Он как Бог, а видимо — в теле; ибо предлагает нам для осязания плоть Свою, чтобы твердо веровали в то, что Он истинно воздвиг Свой Храм А что обещание таинственного благословения есть некоторое исповедание Воскресения Христа, это доказывается словами Самого Христа. Разделяя преломленный хлеб, Он говорил: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Следовательно, причастие таинства и есть некое исповедание и воспоминание того, что для нас и за нас Господь умер и воскрес и исполняет нас за то Божественным благословением. Убоимся же неверности, осязав Христа, но явимся твердыми и постоянными, чуждыми всякого сомнения.

При этом внимательные пусть припомнят Магдалину, которой возбранено было прикасаться Христу. «Не прикасайся ко мне, — сказал Он ей, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин 20:17). Фоме же позволяется и осязать ребра и раны от гвоздей потрогать. Почему так? Первой не позволено прикасаться, как еще не освященной благодатью Духа, потому что до Вознесения Господа на Небо не нисходил еще на всех Дух. А Фоме позволялось, так как он вместе с другими апостолами получил Духа. Ибо хотя он отсутствовал, но и на него простерлась щедрость Дающего.

Еще мне кажется достойным рассуждения следующее. Фома осязал ребро Спасителя, внимательно испытал рану от воинского копья, тщательно осмотрел раны от гвоздей. Как же, скажут, в теле нетленном явились знаки разрушения? Ибо раны на руках и ногах и прободение оружием есть знаки повреждения тела. А тело Христово, преображенное в нетление, должно было сбросить вместе с повреждением и все, что относится к повреждению. Неужели хромой и в другой жизни будет хромать? Или кривой воскреснет с одним глазом? И как освободимся от тления, если происходящие от него болезни останутся в наших телах?

На этот вопрос мы скажем следующее: после Воскресения не будет в людях никаких остатков повреждения, никаких признаков, предшествующих ему или следующих за ним. «Сеется в уничижении, восстает в славе», как говорит апостол Павел, — «сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор 15:43). Что же другое значит восстать в силе и славе, как не то, что всякая немощь, всякое бесчестие повреждения будут удалены, и род человеческий возвратится к истинному нетлению? Но Фома требовал этого для своей уверенности, и Господь наш Иисус Христос, чтобы не подать нам никакого повода к маловерию, так и является, как Фома требовал. Это для того, чтобы мы правильно поняли таинство Воскресения, то есть веровали бы, что воскресло не другое тело, а то самое, которое умерло на кресте.

«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28). Так быстро и ревностно исповедовал Христа тот, кто прежде казался медлительным! Когда Господь показал раны от гвоздей и ребро Свое, дух Фомы, освободившись от всякого недоумения, утвердился. Но скажет кто-либо: почему так или подобными знаками приводится к вере ум учеников? Не достаточно ли было узнавания Христа — увидеть рост, знакомые черты лица? Но это было бы еще сомнительно. Ибо они могли подумать, что некий дух принял образ Спасителя, и к этой мысли легко привело бы их само прохождение через запертые двери, потому что земное тело по своей природе требует соответствующего себе входа. Итак, необходимо было, чтобы Господь наш Иисус Христос обнажил свой бок и раны и показал кровавые знаки плоти, чтобы утвердить учеников.

Когда же удален всякий повод к сомнению, Фома справедливо воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Ибо кто Господь всех по естеству, тот по необходимости, есть Бог истинный, и наоборот: кто Бог по естеству, тот необходимо и господствует над всеми. То и другое говорится с членом, то есть с такой частицей на греческом языке, которая означает определенность, особенность, чтобы всякий понял, что Он называется Господом и Богом не по подобию Ангелов, а в собственном смысле. Фома называет Его — как сына Бога истинного — Самим Господом Богом. И сам Спаситель, слыша это от ученика, не порицает его, не отвергает, а хвалит и приемлет, даже повелевая другим также проповедовать: «Идите, научите все народы» (Мф 28:19). Из этого видно, что и от нас желает Господь такого же исповедования, какое произнес Фома. Ибо Он по естеству Господь и Бог и после того, как принял человечество. Замечаем также и то, что ученик, осязавший руки и ноги и ребра, исповедал Его, не разделяя Еммануила на двух сынов, ибо един Господь Иисус Христос, по Писанию.

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29). Слова Спасителя исполнены великого провидения и приносят нам величайшую пользу. Для большего уверования показав ученикам Свое пронзенное ребро и раны от гвоздей, принял и пищу, хотя не имел в том нужды, чтобы не оставить никакого повода к неверию, Он заботится и о нас. Ибо знал, что будут такие, которые не станут признавать воскресение мертвых и скажут: и мы желаем видеть и осязать, как Фома. Это падение предотвращает Христос, когда говорит: «блаженны невидевшие и уверовавшие». И справедливо, ибо для видевшего нет никакого повода к сомнению. Но кто верует тому, чего не видит, а слышит о том от учителей, тот более совершенно почитает того, в кого верует. Блаженны все, кто уверовали по проповеди апостолов, очевидных свидетелей и служителей Слова. Им должны мы веровать, если желаем получить жизнь вечную и жить в селениях Небесных.

Источник: Из Толкований на Евангелие Иоанна. 1)

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам

Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа — понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия, — соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда иудеи — помышления, враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его.

Источник: Аскетическая проповедь.

Николай Сербский (1880−1956)

Ст. 26−28 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой

Снова воскресный день, снова ученики собрались вместе, снова заперты двери, и снова Иисус стал посреди них и сказал: мир вам! Все точно так же, как и при первом явлении, с тою только разницей, что теперь и Фома был в обществе прочих учеников. Как будто Сам Господь хотел явиться Фоме при совершенно тех же обстоятельствах, дабы таким образом оправдать пред Фомою свидетельства десяти учеников о Своем первом приходе. Но почему Господь явился второй раз только после восьми дней, а не ранее? Во-первых, чтобы тождественность обстоятельств была полной, ибо и первый раз Он явился в неделю — день воскресный — и ныне опять является в день воскресный. Во-вторых, чтобы неверие Фомы полностью себя обнаружило и еще усилилось от долгого ожидания. В-третьих, чтобы научить Своих апостолов терпению и постоянству в молитве об утверждении ближнего своего в вере. Ибо, без сомнения, ученики молились Господу, дабы Он снова явился ради Фомы. В-четвертых, и для того, чтобы апостолы узрели всю немощь свою и всю бесплодность усилий своих в проповедании воскресшего Господа без Его помощи. Наконец, может быть, и потому, что число «восемь» означает последнее время, навечерие второго пришествия Христова, когда люди, подобно Фоме, будут весьма слабы в вере, следуя лишь за своими органами чувств и веря лишь в то, что доступно чувственному восприятию. Ибо и тогда люди будут говорить, как Фома: «Если не увидим, не поверим». И дано будет им увидеть.«И тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого» (Мф 24:30).

Ради Фомы Господь и явился во второй раз: ради одного человека, одного грешника. Он, окруженный ангельскими ликами, радостно приветствующими Его как Победителя смерти, оставляет Свое небесное стадо и спешит спасти одну пропавшую овцу. Пусть устыдятся Его примера все те люди, которые, достигнув великой славы и силы в мире сем, забывают своих немощных и бедных друзей, да еще и с брезгливостью и презрением сторонятся их. По Своему человеколюбию Господь не гнушается никакого унижения, никакого труда. Из человеколюбия Он, прославленный и всесильный, во второй раз сходит в скромную горницу в Иерусалиме. О, благословенная сия горница, из коей излилось на род человеческий более благословений, нежели из всех палат царских!

Когда Господь предстал пред Фомою, Фома радостно воскликнул: Господь мой и Бог мой! Этими словами Фома признал Христа как Человека и как Бога, обоих в одной живой Личности. И теперь прикосновения прославленного Господа было довольно для того, чтобы дать Фоме ту благодать Духа, то обновление жизни и ту власть прощать и оставлять грехи, которую Господь восьмью днями ранее дал прочим апостолам чрез слово и дуновение. Ибо, если Господь, еще не прославленный, в смертном теле, мог чрез прикосновение этого тела исцелить кровоточивую женщину и исполнить ее силы и здравия, тем паче мог Он, будучи в Своем воскресшем и прославленном теле, даровать Фоме чрез осязание всю ту силу и власть, кою Он уже даровал остальным апостолам иным способом. Конечно, не исключено, что Господь дал в сем случае силу и власть Фоме как раз тем самым способом, каким ранее дал их прочим ученикам, хотя об этом в Евангелии не говорится. Ибо записано далеко не все, изреченное и сотворенное Господом после Его славного Воскресения, что немного ниже определенно подтверждает и сам Евангелист. Главное, и Фома, так или иначе, принял от Господа ту же силу и власть, что и остальные ученики. Впрочем, позднее это ясно проявилось в его апостольском служении, в чудотворных деяниях и в мученической смерти. (Из жития святого апостола Фомы мы знаем, что он был осужден на смерть за свою бесстрашную проповедь о воскресшем Господе Иисусе Христе. Пять воинов пронзили пятью копьями сего храброго воина Христова.)

Источник: Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними

внутрь дома, где они собирались.

Прииде Иисус дверем затворенным

Пришел, чтобы убедить неверившего Фому, так как не пренебрегает и одним, хотя бы он был и тупоумным сравнительно с другими. Но почему же Иисус Христос не убедил Фому тогда, когда он высказывал вышеприведенные требования, а спустя восемь дней? Потому что, наставляемый в течение всего этого времени другими учениками, Фома легче мог быть убежден.

И ста посреде (их) и рече: мир вам

как и прежде сказал. Опять Иисус Христос делает все то же самое, что сделал и в отсутствие Фомы.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 26−27 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим

Восемь дней пробыл Фома в таком состоянии. В следующее воскресение после первого он был уже вместе с учениками (вся обстановка здесь почти та же, что в первом явлении Христа, и потому можно полагать, что и второе явление имело место также в Иерусалиме, а не в Галилее, как думает Цан). После приветствия Христос обращается к Фоме с требованием своими собственными перстами дотронуться (такой смысл имеет здесь выражение «посмотри») до Его рук, на которых оставались следы пробития гвоздями, а потом своей рукой освидетельствовать рану от удара копьем, находившуюся в боку у Христа. Повторяя с точностью требование, которое высказал сам Фома в присутствии учеников, но которого не слышал Христос, Господь уже этим Своим прозрением оказывает благотворное действие на душу Фомы (ср. слова, сказанные Нафанаилу при его призвании, Ин 1:48).

Александр Шмеман

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам

Христос воскрес из мертвых в первый день после субботы. В субботу Он «почивал во гробе от всех дел Своих», от завершенного крестом и смертью — нового шестидневного творения. Но жизнь этого нового творения началась «зело заутра в первый день», когда жены мироносицы услышали «Радуйтесь!» и увидели Воскресшего Господа. И вот этот день первый и восьмой, потому что Он вечен, есть день «невечерний» и стал днем Церкви, источником ее жизни и даруемой ею радостью. Церковь пребывает в «мире сем», ибо оставлена она в нем для свидетельства о совершившемся спасении и о Царствии Божием. И это значит, что живет она в старом времени падшего мира. Но если живет она в нем, то это не значит, что живет она им, и в подчинении ему. Каждую неделю — в первый день после субботы — ей дано и заповедано выходить из этого «старого» — греху и смерти подчиненного — мире и восходить в невечерний день Господень, в царство Божие, в то вожделенное отечество» «status patriae», о котором и свидетельствует она в «мире сем». Этого дня Господня нету в календаре «мира сего». В этом календаре — он всего лишь первый день еще одной «седьмицы». И только церковь, совершая Евхаристию, таинство восхождения, знает и узнает день этот как день восьмой, и в нем причастие Св. Духу и Царству Божию…

Мы так привыкли, что уже и не замечаем больше, что строй церковной жизни определяется в наших уставах, типиконах, служебниках — цифрой 8. Прежде всего, Христос, после воскресения Своего из мертвых, является ученикам Своим «через восемь дней». И этим же восемь до сего дня пронизана вся богослужебная жизнь Церкви. Восемь гласов, восьмидневные по-празднества и предпразднества, структура «времен года» и т.д. — об этом знает каждый, кто хоть немного знает церковное богослужение, но, увы, все это давно перестало приниматься в «богословское внимание» и превратилось просто в «предписание», освященное древностью и потому хранимое Церковью, но не имеющее отношения к ее вере и опыту.

И потому что «восьмой» день не от мира сего и только Церковь знает его, совершается и празднуется он «дверем затворенным», тайно от мира. После воскресения Его из мертвых даже ученики не «узнавали» Своего Господа, присутствие Его в мире уже не имело той эмпирической достоверности, которую имело оно до Воскресения. Ученики узнавали Его в «преломлении хлеба», в «реальности» не земной, а небесной, узнавали в День Восьмой, в Таинстве Царства.

1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» .

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим .

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

IX. ТОРЖЕСТВО СЫНА БОЖЬЕГО (Гл. 20)

А. Пустая могила (20:1−10)

20:1 Первый же день недели был воскресеньем. Мария Магдалина пошла ко гробу до рассвета. Вероятно, могила представляла из себя маленький склеп, вырытый в холме или утесе. Камень имел форму монеты — круглую и плоскую. Его подкатывали ко входу, где он плотно входил в паз и закрывал вход в могилу. Мария пришла к гробу и увидела, что камень отвален. Это, кстати, произошло после воскресения Христа, как мы знаем из Матфея 28.

20:2 Мария немедленно бежит к Петру и Иоанну и, затаив дыхание, объявляет, что кто-то унес тело Господа из гроба. Она не говорила, кто это сделал, лишь сказала «они» (в русском переводе это местоимение опущено), подразумевая, что это все, что она знает. Следует отметить верность и преданность женщин: они были рядом с Господом и когда Он умирал на кресте, и когда воскрес. Ученики оставили Господа и бежали. Женщины стояли, не обращая внимания на угрозу личной безопасности. Этот факт нельзя оставить без внимания.

20:3−4 Трудно вообразить, что думали Петр и Иоанн, когда спешили из города к саду у Голгофы. Иоанн, очевидно, был моложе Петра и пришел к гробу первый.

20:5 Вероятно, в могиле был низкий свод, и чтобы войти или заглянуть внутрь, нужно было наклониться.

Иоанн увидел лежащие пелены. Были ли они размотаны или сохраняли форму тела, вокруг которого были обернуты? Мы подозреваем, что верно последнее. Но Иоанн не вошел во гроб.

20:6−7 В это время подоспел Петр и без колебаний вошел в могилу. Ему присуща некоторая импульсивность, что делает его похожим на нас. Он также увидел лежащие там льняные пелены, но без тела Спасителя.

Деталь о плате добавлена, чтобы показать, что уход Господа был спокойным и неспешным. Если бы кто-то похитил тело, он особо не свивал бы ткань!

20:8 Иоанн вошел в могилу и увидел аккуратно сложенные пелены и платок. Но слова «он увидел и уверовал» означают больше чем физическое видение. Они подразумевают, что он постиг. Перед ним было свидетельство воскресения Христа. Оно открыло ему случившееся, и он уверовал.

20:9 Вплоть до этого момента ученики действительно не понимали ветхозаветных Писаний, где утверждалось, что Мессия воскреснет из мертвых. Господь тоже неоднократно говорил им об этом, но они не воспринимали Его слов. Первым это понял Иоанн.

20:10 Итак ученики опять возвратились к себе — вероятно, в Иерусалим. Они решили, что бесполезно ожидать у могилы. Лучше пойти и сообщить о случившемся другим ученикам.

Б. Явление Марии Магдалине (20:11−18)

20:11 Первые два слова разительны: «А Мария». Другие два ученика пошли домой, а Мария. Здесь вновь мы видим любовь и преданность женщины. Ей многое было прощено, поэтому и любовь ее была большой. Она несла одинокое дежурство возле могилы и плакала, думая, что, возможно, тело похищено врагами Господа.

20:12 На сей раз, заглянув в гроб, она увидела двух ангелов, сидящих там, где лежало тело Иисуса. Замечательно, как спокойно, без особых эмоций сообщаются эти потрясающие факты.

20:13 Мария как будто не испугалась и не удивилась. Она ответила на их вопрос, словно их явление было в порядке вещей. Из ее ответа ясно, что она все еще не понимала, что Иисус воскрес и снова жив.

20:14 В этот момент что-то заставило ее оглянуться назад. Перед ней стоял Сам Иисус, но она не узнала Его. Было раннее утро, и еще не совсем рассвело. Она непрерывно плакала, и, естественно, ее взгляд был затуманен. Возможно, и Бог не позволил ей узнать Господа до надлежащего времени.

20:15 Господь знал ответы на эти вопросы; но Он хотел услышать их из ее собственных уст. Она предположила, что это садовник. Спаситель мира может быть очень близко к людям и все же оставаться неузнанным. У Него всегда скромный вид — не так, как у великих мира сего. Отвечая, Мария не назвала Его Господом. Два раза она обращалась к Иисусу, используя местоимение ты. Она переживала только об одном Человеке, и ей казалось необязательным устанавливать личность собеседника.

20:16 Теперь Мария услышала знакомый голос, называющий ее по имени. Ошибки быть не могло — это Иисус!

Она назвала Его «Раввуни», что означает «Учитель». Фактически, она все еще думала о Нем как об Учителе, которого знала. Она не понимала, что теперь Он больше чем ее Учитель, — Он ее Господь и Спаситель. Господь был готов объяснить ей более новый и более совершенный способ узнать Его в будущем.

Затем Он велел ей идти к Его братьям и возвестить им о Его новом наказе.

Впервые Господь назвал учеников «Мои братья». Они должны знать, что Его Отец — их Отец и Его Бог — их Бог. Только теперь верующие стали «сыновьями» и «наследниками Божьими».

Господь Иисус не сказал: «Отец наш», но: «Отец Мой и Отец ваш». Дело в том, что Бог является Его Отцом не в том смысле, в котором Он — наш Отец. Бог — Отец Господа Иисуса от вечности. Христос — Сын вечный. Сын равный Отцу. Мы — приемные сыновья Божьи. Эти отношения начинаются, когда мы получаем спасение, и никогда не закончатся. Как сыновья Божьи, мы не равны с Богом и никогда не будем равны.

20:18 Мария Магдалина повиновалась своей миссии и стала, как кто-то назвал ее, «первоапостольной». Можем ли мы сомневаться, что эта большая привилегия дана ей в награду за преданность Христу?

В. Его появление перед учениками (20:19−23)

20:19 Был воскресный вечер. Ученики собрались вместе, возможно, в той верхней комнате, где они встречались три ночи назад. Двери были заперты из опасения от иудеев. Внезапно они увидели Иисуса, стоящего посреди, и услышали Его голос: «Мир вам!» Ясно, что Господь вошел в комнату, не открывая двери. Случилось чудо. Следует помнить, что после воскресения Его тело было реальным телом из плоти и костей. Все же Он имел власть проходить через преграды и действовать независимо от естественных законов. Слова «мир вам» теперь обрели новое значение, потому что Христос обеспечил мир Своей Кровью на кресте. Оправданные верой имеют мир с Богом.

20:20 После объявления мира Он показал им следы страданий, посредством которых был получен мир. Они увидели раны от гвоздей и рану, нанесенную копьем. Радость наполнила их сердца, когда они поняли, что это действительно Господь. Он сделал так, как сказал. Он воскрес из мертвых. Воскресший Господь — источник радости для христианина.

20:21 Стих 21 очень красив. Верующие не должны сами наслаждаться Его миром. Они должны разделить его с другими. Он посылает им мир, поскольку Отец послал его Ему.

Христос пришел в мир как бедный Человек.
Он пришел как Слуга. Он отдал всего Себя.
Он с радостью исполнил волю Отца.
Он принял образ человека. Он делал только добро.
Он творил силой Духа Святого.
Его целью был крест.

Теперь Он сказал ученикам: «Так и Я посылаю вас».

20:22 Это один из наиболее трудных стихов во всем Евангелии. Мы читаем, что Иисус дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого». Трудность заключается в том, что Дух Святой не был дан ранее Пятидесятницы.

Как же Господь мог говорить эти слова, если эти события происходили не одновременно?

Есть несколько объяснений: 1) одни предполагают, что Господь просто пообещал, что в день Пятидесятницы они получат Духа Святого. Это вряд ли надлежащее объяснение; 2) другие указывают, что в действительности Спаситель сказал здесь: «Примите Духа», а не: «Примите Духа Святого». Из этого они заключают, что в тот момент ученики получили Духа Святого не во всей Его полноте, а только частичное служение Духа, например, большее знание истины или власть и руководство для их миссии. Они говорят, что ученики получили гарантию, или предвкушение Духа Святого; 3) иные заявляют, что в это время произошло полное излияние Духа Святого на учеников. Это кажется маловероятным ввиду таких утверждений, как у Луки (24:49) и в Деяниях (1,4, 5,8), где о приходе Духа Святого все еще говорится как о грядущем событии. Из 7:39 ясно, что Дух не мог сойти во всей полноте до тех пор, пока Иисус не будет прославлен, то есть пока Он не возвратится на небеса.

20:23 Это еще один трудный стих, который вызывает много противоречий. Первая точка зрения такова: фактически Иисус дал Своим апостолам (и их предполагаемым преемникам) власть прощать грехи или оставлять их. Такое мнение полностью противоречит Библии, которая учит, что только Бог может прощать грехи (Лк 5:21).

Габелин приводит вторую точку зрения: «Обещанные власть и авторитет даны в соответствии с проповедью Евангелия. Ученики лишь объявляют, на каких условиях можно получить прощение грехов, и если эти условия не принимаются, грехи не будут прощены». Третья точка зрения (подобная второй), которую мы разделяем, такова: ученикам дано право объявлять прощении грехов.

Позвольте проиллюстрировать третье мнение. Ученики проповедуют Евангелие. Некоторые люди раскаиваются в грехах и принимают Господа Иисуса. Ученики уполномочены сообщить им, что их грехи прощены. Другие отказываются покаяться и не верят в Христа. Ученики имеют право сказать таковым, что они все еще во грехах и когда умрут, то погибнут навеки.

В дополнение к этому объяснению мы должны также обратить внимание на то, что Господь дал ученикам особую власть иметь дело с определенными грехами. Например, в Деян 5:1−11 Петр использовал эту власть, что привело к смерти Анании и Сапфиры.

Павел оставляет грех на развращенных (1Кор 5:3−5.12.13) и отпускает грех (2Кор 2:4−8). В этих случаях прощение от наказания за грехи следует в этой жизни.

Г. Сомнение, превращенное в веру (20:24−29)

20:24 Не следует делать поспешный вывод, что Фома повинен в том, что не был с учениками. Мы не знаем причины его отсутствия.

20:25 Фому нужно обвинить в неверии. Он хотел иметь видимое, материальное доказательство воскресения Господа, иначе он не поверит. И сегодня многие рассуждают так же, но это не разумно. Даже ученые верят многим вещам, которые не видят и не могут «пощупать».

20:26 Неделю спустя Господь вновь предстал перед Своими ученикам. На сей раз Фома был с ними. Опять Господь Иисус необычным образом вошел в комнату и приветствовал их словами: «Мир вам!»

20:27 Господь весьма дружелюбно и терпеливо беседовал со Своим неверующим последователем. Он предложил ему вложить руку в рану от копья в ребре, чтобы убедиться в Его действительном воскресении.

20:28 Фома убедился. Мы не знаем, потрогал ли он рану на боку у Господа. Но он узнал наконец, что Иисус воскрес и есть Господь и Бог. Джон Бойз красиво написал об этом: «Он признал невидимую Божественность через видимые раны».

20:29 Важно отметить, что Иисус принимал поклонение как Бог. Если бы Он был только человеком, Он запретил бы так обращаться к Себе. Но вера Фомы была не совсем угодна Господу. Ибо эта вера основывалась на видимом. Более блаженны не видевшие и уверовавшие.

Вернейшее свидетельство — Слово Божье. Если мы верим словам Божьим, то этим оказываем Ему почтение; и, напротив, не проявляем к Нему почтения, если требуем дополнительных свидетельств. Мы должны просто верить, так как это сказал Он, а Он не лжет и не ошибается.

Д. Цель Евангелия Иоанна (20:30−31)

[ Зач. 63. ] Во еди́ну же от­ суббо́тъ Марі́а Магдали́на прiи́де зау́тра, еще́ су́щей тмѣ́, на гро́бъ, и ви́дѣ ка́мень взя́тъ от­ гро́ба:

тече́ у́бо и прiи́де къ Си́мону Петру́ и къ друго́му ученику́, его́же любля́ше Иису́съ, и глаго́ла и́ма: взя́ша Го́спода от­ гро́ба, и не вѣ́мъ, гдѣ́ положи́ша Его́.

и ви́дѣ два́ А́нгела въ бѣ́лыхъ [ри́захъ] сѣдя́ща, еди́наго у главы́ и еди́наго у ногу́, идѣ́же бѣ́ лежа́ло тѣ́ло Иису́сово.

И глаго́ласта е́й о́на: же́но, что́ пла́чешися? Глаго́ла и́ма: я́ко взя́ша Го́спода мо­его́, и не вѣ́мъ, гдѣ́ положи́ша Его́.

Глаго́ла е́й Иису́съ: же́но, что́ пла́чеши, кого́ и́щеши? Она́ [же] мня́щи, я́ко вертогра́дарь е́сть, глаго́ла Ему́: го́споди, а́ще ты́ еси́ взя́лъ Его́, повѣ́ждь ми́, гдѣ́ еси́ положи́лъ Его́, и а́зъ воз­му́ Его́.

Глаго́ла е́й Иису́съ: Марі́е. Она́ [же] обра́щшися глаго́ла Ему́: Раввуни́, е́же глаго́лет­ся, Учи́телю.

Глаго́ла е́й Иису́съ: не при­­каса́йся Мнѣ́, не у́ бо взыдо́хъ ко Отцу́ Мо­ему́: иди́ же ко бра́тiи Мо­е́й и рцы́ и́мъ: восхожду́ ко Отцу́ Мо­ему́ и Отцу́ ва́­шему, и Бо́гу Мо­ему́ и Бо́гу ва́­шему.

[ Зач. 65. ] Су́щу же по́здѣ въ де́нь то́й во еди́ну от­ суббо́тъ, и две́ремъ затворе́н­нымъ, идѣ́же бя́ху ученицы́ [Его́] со́брани, стра́ха ра́ди Иуде́йска, прiи́де Иису́съ и ста́ посредѣ́, и глаго́ла и́мъ: ми́ръ ва́мъ.

И сiе́ ре́къ, показа́ и́мъ ру́цѣ [и но́зѣ] и ре́бра Своя́. Возра́довашася у́бо ученицы́, ви́дѣв­ше Го́спода.

Ѳома́ же, еди́нъ от­ обою­на́­де­ся­те, глаго́лемый Близне́цъ, не бѣ́ [ту́] съ ни́ми, егда́ прiи́де Иису́съ.

Глаго́лаху же ему́ друзі́и ученицы́: ви́дѣхомъ Го́спода. О́нъ же рече́ и́мъ: а́ще не ви́жу на руку́ Его́ я́звы гвоз­ди́н­ныя, и вложу́ пе́рста мо­его́ въ я́звы гвоз­ди́н­ныя, и вложу́ ру́ку мою́ въ ре́бра Его́, не и́му вѣ́ры.

И по дне́хъ осми́хъ па́ки бя́ху вну́трь ученицы́ Его́, и Ѳома́ съ ни́ми. Прiи́де Иису́съ две́ремъ затворе́н­нымъ, и ста́ посредѣ́ [и́хъ] и рече́: ми́ръ ва́мъ.

Пото́мъ глаго́ла Ѳомѣ́: при­­неси́ пе́рстъ тво́й сѣ́мо, и ви́ждь ру́цѣ Мо­и́: и при­­неси́ ру́ку твою́, и вложи́ въ ре́бра Моя́: и не бу́ди невѣ́ренъ, но вѣ́ренъ.

Мно́га же и и́на зна́менiя сотвори́ Иису́съ предъ ученики́ Сво­и́ми, я́же не су́ть пи́сана въ кни́гахъ си́хъ:

сiя́ же пи́сана бы́ша, да вѣ́руете, я́ко Иису́съ е́сть Христо́съ Сы́нъ Бо́жiй, и да вѣ́ру­ю­ще живо́тъ и́мате во и́мя Его́.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: