Получаю наличные деньги на карманные расходы от родителей предположите почему

Обновлено: 24.04.2024

Деньги – важная часть нашей жизни, но немногие родители способны открыто обсуждать эту тему со своими детьми. Мы учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться – но почему-то надеемся, что с финансовыми вопросами он разберется как-нибудь сам.

Заниматься финансовым просвещением все же нужно. Однако часто мы сами не можем до конца понять, как относиться к финансам – и не можем правильно рассказать о них детям. Разбираемся в самых популярных родительских заблуждениях на тему денег.

«Я сам куплю все необходимое, это будет проще», — скажете вы. Проще, но не лучше в долгосрочной перспективе.

То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей.

Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.

Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Это долгая и сложная работа, поэтому начинать лучше как можно раньше. Уже с детсадовского возраста полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое». А 6 лет – отличный возраст для полноценного старта.


«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»

Представьте – вы пришли в магазин за чем-то необходимым, а ребенку срочно понадобилась очередная игрушка. «Не куплю, потому что у нас нет денег» – очень частый и абсолютно неэффективный аргумент.

Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли.

Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать.

Перед походом в магазин всегда договаривайтесь, что именно планируете покупать. Если ребенок захочет что-то «сверх программы» – откладывайте покупку на другое посещение магазина. Только обязательно исполните свое обещание: пообещали пойти за шоколадками в пятницу — идите.

Зная, что время для его «хотелок» гарантированно придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. В будущем этот навык позволит ему не спускать всю зарплату в первые же дни, искать самое выгодное время для покупок и копить.

Карманные деньги и оценки – это совсем разные категории, не нужно их смешивать. Не стоит платить деньги за хорошие оценки и «штрафовать» за неуспеваемость. Лучше честно объяснить ребенку, зачем нужно хорошо учиться – и что это, в первую очередь, его интерес.

«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»

Но сама возможность подзаработать полезна. Это позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» — понять, что они не сыплются с неба, а достаются трудом.

Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.

Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя.

Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава.

Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым.

Каждому родителю нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на однодневные игрушки и прочую ерунду. Помните, главная цель – научить ребенка грамотно и самостоятельно вести свой бюджет. Если речь не касается безопасности, стоит дать ребенку максимальную свободу в покупках, а свой голос оставить совещательным.

Дать свободу – не значит полностью самоустраниться. Регулярно просите ребенка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Обязательно отмечайте удачные решения, не требуйте строго отчета и не критикуйте. Помните, каждый ребенок (а особенно подросток) проходит через бессмысленные траты. Если вы будете правильно на них реагировать (не громко ругаться, а спокойно разбирать и советовать), то каждая ошибка станет ступенькой в практическом обучении.

«Когда мы слишком эмоционально реагируем на детские траты на «ерунду», ребенок становится скрытным. Никому не нравится чувствовать себя плохим: в следующий раз он вам просто ничего не расскажет. Другой вариант. Шумными разборками мы можем добиться прямо противоположного: подкрепить нежелательное поведение, которое хотите на самом деле преодолеть. Если ребенку не хватает вашего внимания, то он будет продолжать много тратить, чтобы вызвать у родителей эмоции и ощутить, что им занимаются»

Удобный способ отслеживать расходы – открыть ребенку специальную банковскую карточку (многие банки позволяют сделать это уже в 6-7 лет). Детская карта привязана к вашему счету, вы можете установить лимит трат на день, неделю или месяц и получать о них уведомления.

Финансовые вопросы не должны лежать в сфере эмоций. Помните, что карманные деньги – это не подарок от родителей, а инструмент обучения. Благодаря им ребенок учится брать на себя ответственность и грамотно распоряжаться своим бюджетом.

Если ребенок ведет себя неподобающе, стоит обсудить с ним это, собрать семейный совет или даже отложить запланированный подарок. Но не шантажируйте ребенка карманными деньгами! Это не только подрывает доверие, но и противоречит выбранной стратегии финансового воспитания.

  • Договоритесь об условиях. Можно закрепить их письменным договором – так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому».
  • Никогда не наказывайте лишением карманных денег. Даже если ребенок провинился – выполняйте свое обещание.
  • Занимайтесь финансовым просвещением ребенка. Начните с самых азов: познакомьте с видом и номиналом купюр и монет, объясните, что пять 10-рублевых монеток равнозначны 50-рублевой купюре, объясните, «где деньги» на пластиковой карте. Позже можно простым языком рассказывать про планирование и учет финансов, накопления и кредиты.
  • Не давайте слишком большие суммы – чтобы ребенок мог научиться копить. Проще всего спросить у родителей одноклассников, сколько они дают денег, и ориентироваться на эту сумму.
  • Давайте возможность «заработать» больше карманных денег, выполняя какие-то специальные задачи.
  • Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности.
  • Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Обязательно отмечайте успехи, а не только ошибки
  • Обсуждайте финансы только в спокойном тоне. Даже если ребенок спустил все деньги на ерунду, шумные разборки не приведут ни к чему хорошему.
  • Примиритесь с фактом, что ребенок будет сам решать, как тратить свои деньги. Вы можете лишь советовать и направлять.

Помните, что самый важный пример для ребенка, — это вы. Поэтому специальный обучающий курс по финансам пригодится и вам. Начинайте учить ребенка грамотному отношению к деньгам с ранних лет. Чем раньше ребенок поймет ценность денег и научится ими грамотно распоряжаться, тем проще ему будет в будущем.


Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.


Задания Д3 C3 № 244

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Много или мало опрошенных школьников имеют сбережения? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос и предположение:

— ответ на первый вопрос: большинство опрошенных школьников получают наличные деньги на карманные расходы от родителей; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

— предположение, например: школьники, как правило, не имеют самостоятельного источника дохода; (Может быть высказано иное уместное предположение.)

2. Ответ на второй вопрос с объяснением, например: имеют сбережения 40% опрошенных школьников,

— это много, так как дети в силу возраста не имеют самостоятельного постоянного источника средств, поэтому копить сбережения очень сложно;

— это мало, так как копить сбережения необходимо учиться с детства, начиная с маленьких сумм;

(Могут быть приведены иные объяснения.)

3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания.

1. Ответ на первый вопрос и предположение2

Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение2

Дан только правильный ответ на первый вопрос1

2. Ответ на второй вопрос с объяснением1

Даны ответ на второй вопрос и уместное объяснение1

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Фин. консультант.
  • 20 лет в фин. сфере.
  • Независимый эксперт. . .

Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то сколько и как часто? Платить ли за оценки? Надо ли контролировать траты ребенка? Можно ли наказывать ребенка лишением карманных денег? Ответы на эти вопросы, а также 5 правил выдачи карманных денег вы найдете в статье, которую специально для вас подготовил финансовый консультант Бробанка.

  1. Давать карманные деньги или нет
  2. Какую сумму выдавать
  3. Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму
  4. Как правильно выдавать карманные деньги
  5. 1. Выдавайте деньги регулярно!
  6. 2. Выдавайте четко оговоренную сумму
  7. 3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег
  8. 4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими
  9. 5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе
  10. Электронные деньги или наличные

Давать карманные деньги или нет

Для 87% родителей (и я в их числе) — это уже не вопрос. Карманные деньги детям они дают. Я – за выдачу карманных денег. Объясню почему.

Карманные деньги позволяют:

  1. Совершать ошибки, когда их стоимость невелика. Гораздо лучше сделать неправильный выбор ребенком, спустив все карманные деньги на «хотелки», чтобы понять, что денег на поход в кино с друзьями не осталось. Чем во взрослой жизни потратить зарплату на ненужные покупки, развлечения и залезть в кредиты.
  2. Научиться делать выбор, планировать. Делая выбор, как потратить деньги, дети начинают задумываться о стоимости вещей, определяют для себя важность той или иной покупки.
  3. Научиться беречь и ценить вещи. Дети намного бережнее относятся к вещам, которые куплены за их собственные деньги.
  4. Сформировать у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Ведь теперь он – главный по тратам своих денег!

С детства дети должны понимать, что деньги любят счет

Карманные деньги – единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами и понять, что любые траты любят счет.

С выдачей карманных денег разобрались.

Какую сумму выдавать

Многих родителей интересует вопрос: «Если деньги давать, то сколько?». Для примера – опыт разных стран:

В России сумма карманных денег выделяется на усмотрение родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для вашего бюджета.

До 7 лет я выдавала дочке по 100 руб. в неделю. Постепенно увеличивала сумму. Сейчас дочке 10 лет и она получает на карманные расходы 1 000 руб. в месяц.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму

Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета. Для этого выделите раз в месяц специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — ресурс, который нужно заработать. Расскажите, откуда в семье появляются деньги, почему их нужно тратить разумно.

К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают детям про семейный бюджет, но не спрашивают их мнения. Интересуются мнением и советуются со своими детьми по поводу бюджета семьи лишь 15% родителей.

Дети лучше понимают значимость денег, если рассказывать про семейный бюджет

Большинство россиян — 61% не привлекают детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.

В нашей семье тема денег – не табу!

Моя дочь с 6 лет участвует в планировании бюджета. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачиваются в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает — обсуждаем, определяем первоочередные расходы и учимся договариваться друг с другом.

Детям тема денег интересна. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его кружки и покупки. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.

Привлекая детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их важность и растите себе финансовых союзников!

Как правильно выдавать карманные деньги

Вот 5 правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям не наделать ошибок и воспитать финансово-грамотного ребенка!

1. Выдавайте деньги регулярно!

Эксперты считают, что чем меньше возраст, тем чаще нужно выдавать деньги, например, 1-2 раза в неделю.

Детям старшего возраста лучше выдавать одинаковые суммы 1-2 раза в месяц. Это поможет им научиться планировать бюджет и грамотно распоряжаться деньгами.

А еще лучше поговорить с ребенком и совместно определить периодичность выдачи карманных денег.

Платите ребенку вовремя! Нерегулярная выдача карманных денег приведет к потере смысла карманных денег – научиться планировать и тратить деньги разумно и выгодно.

2. Выдавайте четко оговоренную сумму

Заранее решите с ребенком сколько он будет получать на карманные расходы

Каждый ребенок должен понимать сколько карманных денег он получает и почему. Выдаваемая сумма денег должна быть фиксированной, вне зависимости от поведения ребенка или настроения взрослых. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Карманные деньги — это финансовый тренажер для детей. Если ребенок потратил месячную сумму в первый же день и с грустными глазами просит выдать еще – не поддавайтесь!

Не выдавайте деньги раньше срока. Только так ребенок научится распределять свой бюджет. Если ребенок получает деньги без каких-либо условий, большими суммами, он не научится их ценить.

Не давайте деньги бессистемно, по любым событиям или по настроению. Так во взрослой жизни человек будет верить в чудеса, ждать, когда на него «свалятся деньги».

3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег

Я понимаю, что, запрещая ребенку тратить деньги на ерунду, ругая его за ненужные на ваш взгляд покупки, вы хотите показать, что деньги – это не игрушка и нужно тратить их с умом! Но так вы оказываете детям медвежью услугу.

Ребёнок, которого родители чрезмерно оберегают, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовым ошибкам и потере денег во взрослом возрасте.

Жестко контролируя расходы ребенка, вы показываете, что деньги принадлежат ему формально. Он обязан соглашаться с вашими вариантами траты денег и не имеет права собственного голоса.

Так родители формируют у ребенка появление чувства страха ошибок и неуверенности в себе. При жестком контроле теряется смысл обладания карманными деньгами, ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться.

Не стоит контролировать расходы ребенка, доверяйте его выбору

Совет: Доверяйте выбору ребенка. Дайте ему право на собственные ошибки.

Первые попытки тратить деньги часто приводят к ошибкам. Но так дети получают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и родительских нотаций. На ошибках все мы учимся гораздо быстрее!

Наша задача, как родителей — ненавязчиво подсказать детям, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных покупок.

Ребенок должен знать, что в лице родителей он получит совет и поддержку, а не суровых и строгих критиков. У меня нет жесткого контроля за расходованием карманных денег.

Раз в месяц перед выдачей карманных денег, мы анализируем и обсуждаем покупки дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно бесполезны, но я не критикую ее действия. Это личные деньги дочки, и она может тратить их куда хочет.

Пусть лучше дочь потратит все деньги на жвачки, шоколадки и пушистые брелочки в 10 лет и поймет, что так не сможет накопить на важную крупную покупку (она копит на собаку), чем такая ситуация произойдет в старшем возрасте.

Мой личный лайфхак: Чтобы контролировать расходы ребенка незаметно, по достижении дочкой 10 лет, открыла ей детскую карту.

Дебетовая карта Тинькофф Джуниор онлайн-заявка

Стоимость от 0 Р
Кэшбек 1-30%
% на остаток До 6%
Снятие без % До 20 000 р.
Овердрафт Нет
Доставка 1-2 дня

Теперь я могу в любой момент посмотреть ее траты. Перед началом пользования картой объяснила ей правила финансовой безопасности.

4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими

Дети ценят карманные деньги. Родители знают об этом и часто пытаются сделать деньги инструментом наказания. Это неверная стратегия! Я против родительских манипуляций с карманными деньгами!

Лишая ребенка денег по своему настроению, без объяснения причин, или объясняя это плохим поведением ребенка, родители развивают у него чувство беспомощности и неуверенности.

Система наказаний и поощрений должна быть максимально прозрачной. Лишение карманных денег приводит к тому, что дети начинают обманывать.

Наказывать ребенка лишением карманных денег можно, если вы заранее обсудили с ним условия ограничения в деньгах. Можно лишить денег за очень серьезный проступок, но обязательно объяснив ребенку мотивы такого решения.

5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе

не стоит поощрять детей за уборку в доме или хорошие отметки в школе

Я против того, чтобы платить детям за оценки. Дети учатся в школе для получения знаний, а не для заработка денег. Учиться — их важнейшая задача.

Я не плачу дочке за хорошие оценки. А вот за хорошие результаты в четверти, победу на конкурсе дарю подарки, о которых она мечтает, но опять же в пределах семейного бюджета.

Стараюсь дарить не вещи, а эмоции — развлекательные поездки в аквапарк, батутный центр, планетарий, путешествия и т.п.

Электронные деньги или наличные

И еще важный момент – электронные деньги – это не наличные. Покупая за наличные, детям сразу понятно, сколько денег осталось в кошельке. Наличные деньги можно физически пересчитать.

С электронными деньгами этого сделать не получится. Есть риск, что ребенок потратит все деньги на карте и даже этого не заметит.

Поэтому рекомендую открывать банковскую карту для детей более старшего возраста, подробно рассказав, что к чему. Детям 5-7-9 лет лучше выдавать наличные.

В современном мире без денег не прожить. Чтобы стать богатыми, нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь их грамотно тратить. Карманные деньги – отличный практический инструмент, помогающий детям понять ценность денег, научиться планировать и правильно распоряжаться своими финансами.

Финансовую грамотность не преподают ни в школе, ни в вузах. Научить ребёнка обращаться с деньгами могут только в семье. Но вокруг карманных денег столько мифов, что родителям самим сложно разобраться. Спросили у психолога, где правда, а где вымысел.

Мальчик перед витриной с мороженым

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.

Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.

В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.

Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.

Профи для любой задачи

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственных ошибках ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами . Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.

Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.

Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.

Мы ввели в доме особую систему. Каждый ребёнок в начале недели получал по 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса за компьютером или мобильным устройством, либо на 50 центов. Таким образом за неделю набиралось либо 5 часов у экрана, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведённые за чтением книги, ребёнок мог получить дополнительный жетон, который гарантировал ему ещё полчаса у компьютера или лишние 50 центов. Эта система помогла добиться потрясающих результатов: буквально за день время у экрана сократилось на 90%, зато дети стали читать гораздо больше, а мы перестали тратить время на то, чтобы их контролировать .

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.

Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.

Советы о карманных деньгах

Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.

Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.

Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.

Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.

Банка для накоплений

Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.

Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.

Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.

Карманные деньги

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Аргументы противников карманных денег:

  • все необходимое у ребенка и так есть;
  • он все равно потратит их на ерунду;
  • он не будет знать цену деньгам;
  • он станет жадным, будет шантажировать родителей.

Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него: дают ребенку бессистемно большие суммы;

  • не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
  • не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
  • используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

  • ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
  • оценит преимущества финансовой независимости;
  • поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
  • не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
  • не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:

  • выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
  • помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
  • обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
  • придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?

Карманные2.jpg

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной. Как правило, к этому возрасту дети уже жаждут самостоятельности: «Мама, ты отойди, как будто я один покупаю». Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами.

Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя), сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.

Платить ли детям за домашнюю работу?

Не стоит монетизировать заботу друг о друге, ведь домашняя работа— это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.

Нужно ли контролировать траты ребенка?

Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.

Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами. Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку — он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил.

Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки — такова цена финансовой грамотности.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

Рекламные слоганы кричат: «Купи сейчас, возьми в кредит, живи одним днем». В ловушку потребительства попадают и взрослые, что уж говорить о детях? Важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели». На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое каждый день, или через полгода я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.

Визуализация

Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Список «Я хочу»

Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.

Банковская карта или электронный кошелек

Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели —а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Начните с себя

Если родители не выпускают из рук телефон и едят перед телевизором, а ребенку запрещают это делать, будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания.

Правила финансовой грамотности для взрослых:

  • вести учет доходов и расходов;
  • не тратить больше, чем зарабатываешь;
  • не брать беспорядочно кредиты;
  • использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления денег;
  • иметь финансовую «подушку безопасности»;
  • знать, где найти нужную информацию о финансах и финансовых инструментах;
  • выяснить, куда стоит обратиться, если ваши финансовые права нарушены.

Если родители берут кредиты на предметы роскоши, но пренебрегают формированием сбережений, чередуют швыряние денег на ветер с режимом жесткой экономии, смогут ли они привить ребенку разумное отношение к деньгам? Для взрослых, с которых дети берут пример, важно взвешенно относиться к своим тратам, быть финансово осмотрительными и контролировать доходы и расходы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: