Тим бернерс ли и его вклад в развитие интернета

Обновлено: 28.04.2024

Тимоти Джон Бернерс-Ли - чистокровный потомственный англичанин (фамилия “Ли” имеет происхождение из старого английского языка), а ещё сын учёных. Его родители - Конуэй Бернерс-Ли и Мэри Ли Вудс - были математиками. Причём, и любовь к компьютерным технологиям у Тима тоже наследственная - оба родителя работали над одним из первых в мире компьютеров “Марк I”. Тем не менее, до того, как повлиять на мир, Тим Бернерс-Ли успел сменить множество мест работы и занятий.

Построил компьютер

В детстве Тим учился в школе в Уондсворте, а затем - в Королевском колледже при Оскфордском университете. Там с ним произошла интересная история - вместе с другом они “нецелесообразно использовали компьютеры университета” (одни утверждают, что друзья устроили хакерскую атаку, другие - что они просто игрались в игрушки). В результате обоим запретили использовать компьютеры в университете, что вдохновило Бернерса-Ли на создание собственного компьютера. В качестве процессора он взял Motorola 6800, вместо монитора - телевизор, а клавиатуру Тим позаимствовал у сломанного калькулятора.

Тим Бернерс-Ли в школьные годы

В общем, хотя интерес Тима к компьютерам был высок, Оскфордский университет в 1976 году он в итоге закончил по специальности “Физика”. Видимо, в 70-х годах прошлого века это было ближе всего к компьютерам.

Сразу после университета Тим Бернерс-Ли переехал в графство Дорсет, где стал работать в компании «Plessey Telecommunications Ltd», занимаясь распределёнными транзакциями. Об этом периоде его жизни известно очень мало - жизнь он вёл самую обычную и “на глаза не попадался”.

Надолго на первой работе он, впрочем, тоже не задержался, и уже через два года ушёл в «D.G Nash Ltd», где писал утилиты для принтеров и даже создал нечто вроде операционной системы с многозадачностью.

Первое появление в Женеве

Но через год случилось судьбоносное событие - Бернерс-Ли попал в лабораторию по ядерным исследованиям CERN (находится в Женеве, Швейцария), где сначала проработал лишь полгода. Там он был консультантом по программному обеспечению, а кроме того создал систему работы с документами Enquire, которая использовала случайные ассоциации. Позже это пригодилось и для разработки Всемирной паутины, но в 1982 году Тим на время покинул CERN и работал в другой компании.

Тим Бернерс-Ли за работой

Возвращение в CERN произошло в 1984 году - Бернерса-Ли пригласили для работы над системой “FASTBUS”. Параллельно с этим он разработал RPC - собственную систему удалённого вызова процедур, которая, грубо говоря, позволяла обращаться к функциям или процедурам на другом компьютере, а также доработал Enquire - именно она в итоге и превратилась во “Всемирную паутину”.

Создание Всемирной паутины

При чём тут Стив Джобс

Впрочем, ещё более интересно, что работал над WWW Бернерс-Ли именно на компьютерах фирмы NeXT - наверняка некоторым читателям это название показалось знакомым. NeXT - компания по производству компьютеров на базе собственной операционной системы, которую основал Стив Джобс после того, как его выгнали из Apple. Немалую роль в создании гипертекста сыграло и само программное обеспечение компьютеров NeXT - в частности, там был WYSIWYG редактор (What You See Is What You Get - ты видишь то, что получаешь). Забавно, что с развитием WWW про концепцию WYSIWYG на время забудут. По сути, именно удобство и функциональность операционной системы NeXTStep вдохновили Тима.

Примерно так выглядел интерфейс NeXTStep

Гипертекстовая “библиотека” разрабатывалась так, чтобы к ней мог получить доступ компьютер, находящийся не только в стенах CERN. Для этого и понадобились компьютерные сети - в частности, Интернет. И хотя Бернерс-Ли совершенствовал WWW до 93-94 года, годом рождения Всемирной паутины принято считать 1989.

Первый в мире веб-сервер

Идеология и последствия

С развитием WWW Тим Бернерс-Ли видел своё детище именно как свободную систему для всех. Кстати, W3C даже не берёт денег за использование своих разработок и не патентует никакие стандарты.

Основные принципы WWW по мнению её создателя такие:

  • Возможность редактировать информацию не менее важна, чем возможность просто исследовать WWW
  • Компьютеры могут быть использованы для «фоновых процессов», чтобы помочь людям работать сообща
  • Каждый аспект Сети должен работать как паутина, а не как иерархия.
  • Учёные-компьютерщики несут не только техническую ответственность, но и моральную.

Первый в мире сайт

Тем не менее, в реальном мире получилось не всё так идеально. Да, веб-сервер может “поднять” любой человек - и это хорошо, но адрес веб-сервера - это IP-адрес, то есть, набор из четырёх трёхзначных чисел, разделённых точкой. Запоминать такое неудобно. Согласитесь, "ferra.ru" запомнить проще, а набирать в адресной строке браузера удобнее, чем какое-нибудь 192.65.234.43. Тем более, если веб-сайт вдруг переедет на другой веб-сервер - физический адрес сменится и все ресурсы станут недоступны по размещённым ранее ссылкам.

Поэтому вместо IP-адреса используются доменные имена - простые символьные комбинации. А на специальных серверах хранятся данные о соответствии доменного имени IP-адресу. Эта система называется DNS (Domain Name System - система доменных имён), а сервера - DNS-серверами.

На сегодняшний день большинство DNS-серверов находятся на территории США, что нарушает идею о децентрализации и сам Тим Бернерс-Ли не очень-то этим доволен. Более того - поскольку WWW всё больше обрастает технологиями и уже совсем не похожа на те простые странички со ссылками, что были изначально, то поставщики этих технологий оказываются в более привилегированном положении, чем простые пользователи. Бернерс-Ли высказался на эту тему так, и именно этой цитатой хочется закончить статью о нём:

_Монополия на интернет-сервисы формируется стандартным образом: сначала людям предлагается удобный способ делать что-либо в Сети бесплатно. Искать в интернете и на карте, на компьютере и смартфоне, общаться в почте, чате и соцсети, смотреть видео и размещать своё, планировать дела и отпуск, работать с документами прямо из браузера… Если каких-то аналогов популярных служб не хватает, то их просто покупают у других компаний, не давая последним вырасти в крупный холдинг и составить конкуренцию.

В какой-то момент всё ставшее привычным для многих оказывается на серверах единственной компании, которая знает о каждом человеке и об их взаимодействиях слишком много. Google, Microsoft, Yahoo, Apple, Facebook… Пока вы думаете, что пользуетесь их продуктами, они используют ваши данные, делят интернет между собой и начинают диктовать всё более жёсткие условия. Залогиньтесь в Google, чтобы оставить комментарий на YouTube. Разрешите отслеживание местоположения, предоставьте сведения о своём профиле и списке друзей…_



В наши дни «Интернет» и «всемирная паутина» звучат почти синонимами. Так было не всегда. «Дедушка» интернета, американская сеть ARPANET, была впервые запущена ещё в 1969 году — но идея World Wide Web увидела свет лишь двадцатью годами спустя. Именно она сделала возможным превращение информационно-коммуникационных сетей американских учёных и военных в глобальное пространство коммуникации миллиардов человеческих существ, без которого невозможно представить современный мир.

На заре своего зарождения будущий интернет был совсем иным: без сайтов, гиперссылок, браузеров, и многого другого, кажущегося сейчас неотъемлемой частью всемирной сети. Он родился как проект связи между научными центрами в рамках ARPA: Агентства перспективных научных исследований США, в силу чего и получил название ARPANET.


В 1969 году первая сеть была организована между четырьмя равноправными узлами коммутации процессов в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, его филиалом в Санта-Барбаре, Стэнфордским исследовательским центром и университетом штата Юта.

Передача слова login между компьютерами SDS Sigma 7 и SDS 940 посредством узлов коммутации, мини-компьютеров Honeywell DDP-516, на расстояние в 680 миль между Лос-Анджелесом и Стэнфордом 29 октября 1969 года стала эпохальным прорывом. 21 ноября между ними «провесили» постоянное соединение.

Уже в следующем году к сети ARPANET подключились ещё несколько научных центров США, в том числе на Восточном побережье: сеть стала трансконтинентальной. В 1973 году она дотянулась до Норвегии — для подключения к важной сейсмической станции. А в 1975 году ARPANET официально перешла из статуса экспериментальной в статус официально функционирующей.


Однако работало всё это без сайтов, браузеров и гиперссылок: через ранние системы электронной почты и рассылки новостей посредством протокола FTP, в крайне минималистичном дизайне. Всё требовалось вводить вручную — и хорошо знать, как это делать. Даже после появления в 1984 году альтернативной и значительно более обширной и быстрой сети NSFNet, к которой мог подключиться не только «оборонщик», но и любой желающий учёный, работа в раннем интернете была уделом почти исключительно профессионалов и больших энтузиастов.

Революцию произвела идея внедрить в компьютерные сети концепцию гипертекста: системы текстов с перекрёстными ссылками друг на друга. Отцом идеи гипертекста называют советника президента Рузвельта, учёного, мыслителя и масона Вэнивара Буша, предложившего и предсказавшего будущее информационных систем в далёком 1945 году.


Его эссе «Как мы можем мыслить» в журнале The Atlantic предложило концепцию системы Memex (memory + index): сети связанных между собой электромеханических устройств размером с рабочий стол, в которых люди смогут хранить любые книги, записи и контакты, и получать оттуда «нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью». Информация в каждом отдельном Memex должна была храниться в форме микрофильмов, дополненных фотоаппаратурой и аналоговым компьютером. Но не просто по образцу индексирования обычных тогда архивов и библиотек, когда для получения «файла» нужно точно и заранее знать искомое, а в формате многочисленных взаимных ссылок «по аналогии с ассоциативными процессами человеческого мышления».

Вэнивар Буш — напомню, это писалось в 1945 году! — предусмотрел даже теоретическую возможность публикации общедоступных комментариев к текстам и их фрагментам, не говоря уже о формировании дополнительных ссылок. Правда, способы технической реализации многих идей Буша для уровня технического развития 1940-х годов оставались туманными даже для него самого, и его по сей день порой характеризуют как не очень грамотного мечтателя. Но, возможно, перед нами тот случай, когда озарение вне понимания объективных тогда технических ограничений оказалась точнее выкладок строгих специалистов. Теперь мы понимаем: идея основанной на принципах гипертекста информационной сети оказалась даже более пророческой, чем многие из озарений Леонардо да Винчи и Жюля Верна.

Спустя два десятка лет идею Вэнивара Буша развил и приблизил к реальности Тед Нельсон, предложивший концепцию компьютерной гипертекстовой сети Xanadu, которая объединяла бы «все тексты, когда-либо написанные человечеством», а также создавший слова «гипертекст» и «виртуальность».


Правда, Нельсон был не столько компьютерщиком, сколько социологом, философом, и даже немного режиссёром мюзиклов. С практической реализацией идеи не задалось. Он до сих пор считает появление WWW исторической ошибкой и шагом не в том направлении, и очень зол на основных героев нашего повествования, полагая их похитителями и извратителями великой идеи… однако созданная командой его единомышленников OpenXanadu впервые увидела свет в 2014 году.

В 2014 году, Карл! В качестве ранней версии с очень ограниченным функционалом, Карл!

Как тут не вспомнить Мицгола с его «векторным гипертекстовым Фидонетом»?

Ну а пока Тед Нельсон теоретизировал об идеальном и писал книгу за книгой, тогда как его команда разработчиков ругалась, разбегалась и банкротилась, за дело скрещивания существующих компьютерных сетей с идеей гипертекста взялись практики из CERN: Европейского совета по ядерным исследованиям, расположенного в Женеве, Швейцария.

Главными из них стали британец Тим Бёрнерс-Ли и бельгиец Роберт Кайо.


Тимоти Джон Бёрнерс-Ли был одним из первых в мире потомственных айтишников. Он родился в семье британских математиков, уже в конце сороковых работавших над созданием компьютера Manchester Mark I: полностью электронного и построенного по архитектуре фон Неймана, запущенного в работу в 1949 году.

Уже в качестве студента Тим, в силу отстранения от компьютеров Оксфорда, собрал свой первый компьютер: на базе процессора М6800, с обычным телевизором вместо монитора и сломанным калькулятором – вместо клавиатуры. О причинах отстранения спорят до сих пор, но оба варианта выглядят достойными кибер-версии Гарри Поттера: он то ли учинил хакерскую атаку во внутренней сети колледжа, то ли использовал компьютер в лаборатории ядерной физики для компьютерной игры.

Тимоти окончил Оксфорд в 1976-м со степенью бакалавра физики с отличием. И уже в октябре 1980 году написал для упрощения своей работы в CERN гипертекстовую программу с говорящим названием Enquire, использовавшую метод случайных ассоциаций. Инструкцию к ней можно почитать тут.


CERN действительно нуждался чём-то подобном: в 80-е годы в этой важнейшей научной организации работало более десяти тысяч человек, и работали они на впечатляющем «зоопарке» разнообразных компьютеров и операционных систем. Сеть CERN была подключена к NSFNet, и работала она «по старинке»: через FTP, посредством электронных рассылок и ввод всего руками. При этом CERN был крупнейшим из узлов Интернета в тогдашней Европе.

Созданная Бёрнерсом-Ли Enquire стала первой воплощённой в жизнь гипертекстовой средой, которая могла работать с разнообразными операционными системами, программами и форматами файлов. Но всё же она была лишь прообразом будущей WWW, имела весьма ограниченный функционал, требовала больших затрат сил и времени для поддержания работоспособности в быстро меняющейся и разрастающейся сети CERN, и больше напоминала смесь традиционной картотеки с прото-вики. Более того: Enquire была личной разработкой Бёрнерса-Ли для собственного пользования, её «трогали» и пробовали пользоваться помимо него самого всего несколько человек с его разрешения.


Ограничения своей системы Тимоти осознал, вернувшись на работу в CERN в 1984 году для написания софта для ускорителей элементарных частиц. Он пришёл к выводу, что система должна стать более универсальной, многопользовательской, с возможностью доступа к внешним базам данных, и возможностью зайти в систему из любого подключённого к сети компьютера. А создание новых файлов в «картотеке» и провешивание к ним гиперссылок не должно требовать внесения изменений в уже существующие файлы — что было необходимо в Enquire.

Позже Бёрнерс-Ли скажет:

«Создание «паутины» было в действительности актом отчаяния, потому что ситуация без неё была очень сложной, когда я работал в CERN. Большая часть технологий, задействованных в Сети, таких как гипертекст, Интернет, текстовые объекты с несколькими шрифтами, уже были разработаны. Мне просто нужно было собрать их вместе. Это был шаг к обобщению, переходу на более высокий уровень абстракции, размышлению обо всех существующих системах документации как о возможной части более крупной воображаемой системы документации».

«Мне требовалось всего лишь взять идею гипертекста, связать её с протоколом TCP и системой получения информации о доменах DNS, и — та-да! — вот она, World Wide Web!»

Правда, дальнейшее развитие Enquire было остановлено тем, что Бёрнерс-Ли и его коллега, соавтор WWW Роберт Кайо… нечаянно продолбали диск с кодом Enquire. Впрочем, возможно, оно и к лучшему: работа продолжилась с чистых страниц.


Компьютер Тима Бёрнерса-Ли NeXT, ставший первым в истории веб-сервером

12 марта 1989 года Тим Бёрнерс-Ли представил руководству CERN свой исторический доклад о необходимости создания распределённой гипертекстовой системы в интересах улучшения работы организации. С его полным текстом можно ознакомиться тут.

Если кратко, тезисы Бёрнерса-Ли заключались в следующем. CERN — огромная научная организация с тысячами сотрудников и множеством пересекающихся направлений работы, которые нуждаются в постоянном обмене и актуализации колоссальных объёмов научной информации. При этом, работа в существующих информационных системах CERN требует специальной квалификации и дефицитного для учёных времени. Хуже того, множество сотрудников работают в организации лишь временно, люди приходят и уходят. Новичков постоянно приходится учить, а результаты работы уходящих часто оказываются попросту утеряны из-за царящего в информационной среде неописуемой сложности хаоса с бардаком. Более того, стремительно нарастающие объёмы информационных потоков ведут к тому, что скоро с подобными сложностями столкнётся уже не только CERN, но и весь мир.

С этим нужно что-то делать. А именно — заменить «фиксированные иерархические системы» баз данных на «паутину заметок со ссылками»: которая позволит находить нужную информацию даже тогда, когда ищущий сам точно не знает, что именно нужно найти. В том числе — через поиск по ключевым словам. Тимоти писал, что как раз нашёл для описания этой концепции подходящий термин: «гипертекст» Теда Нельсона. А также привёл примеры других, уже ведущихся в этой сфере разработок. Бёрнерс-Ли подчёркивал, что система должна быть универсальной и доступной с любого подключённого к сети компьютера.

На работу автор запросил у руководства CERN 6-12 месяцев и пару человек. Руководство дало добро. Важнейшим соратником Бёрнерса-Ли в этом деле стал уже упомянутый бельгийский учёный Роберт Кайо.

Ну и понеслось. Сочетание научной сети NSFNet и гипертекстовой паутины WWW и породило то, что мы теперь называем Интернетом. Ну а сам Тимоти Джон Бёрнерс-Ли, теперь уже сэр и рыцарь-командор британского Ордена Заслуг, официально считается одним из величайших британцев в истории, и поныне возглавляет Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C).

25 лет назад, 23 августа 1991 года, британский ученый Тимоти Бернерс-Ли официально представил первый в мире интернет-сайт. За это время мир изменился кардинально.

Однако то, что представляет собой интернет сейчас, уже не совпадает с изначальным замыслом Бернерса-Ли. Плохо это или хорошо – спорный вопрос. Что по этому поводу думает создатель WWW? Какой путь прошел сам Бернерс-Ли?

Тимоти Джон Бернерс-Ли родом из Великобритании. Он появился на свет 8 июня 1955 года в Лондоне. Его родители – Конвэй Бернерс-Ли и Мэри Ли Вудс – были учеными-математиками. Они тоже были связаны с ИТ: вели исследования в области создания одного из первых компьютеров – Manchester Mark I.

Кроме этого предпосылками для изобретения WWW послужила идея американского ученого Ванневара Буша, который придумал концепцию гипертекста.

В более широком понимании гипертекстом является литературное произведение, словарь или энциклопедия, где содержатся конфигурации (patterns), использование которых позволяет соотносить не связанные линейной последовательностью части текста, рассматривая их как воплощение смыслового единства.

В компьютерной терминологии гипертекст — это текст, сформированный с помощью языка разметки с расчетом на использование гиперссылок.

Через несколько лет после рождения Тима Бернерса-Ли Тед Нельсон выступил с предложением о создании «документальной вселенной», где все тексты, когда-либо написанные человечеством, были бы связаны воедино при помощи того, что мы сегодня назвали бы «перекрестными ссылками».

Детство и юность

В 12 лет Тим поступил в частную школу Эмануэль в городке Вэндсворт. Там мальчик начал проявлять интерес к точным наукам. После окончания школы он поступил в колледж при Оксфорде. Однажды его лишили доступа к учебным компьютерам за серьезный проступок – хакерскую атаку (по другой версии, его застукали за компьютером лаборатории ядерной физики за компьютерными играми). В те времена компьютеры были большими, а компьютерное время стоило дорого.

Это обстоятельство натолкнуло Тима на мысль, что он может собрать компьютер сам. Через некоторое время у него появился самодельный компьютер на базе процессора М6800, с обычным телевизором вместо монитора и сломанным калькулятором – вместо клавиатуры.


Карьера

Бернерс-Ли окончил Оксфорд в 1976 году, по специальности «Физика», после чего начал свою карьеру в компании Plessey Telecommunications Ltd. в графстве Дорсет. Сферой его деятельности на тот момент были распределенные транзакции. Уже через пару лет он перешел в другую компанию – DG Nash Ltd, где разрабатывал программное обеспечение для принтеров.

Следующее место работы сыграло решающую роль в судьбе Тима, да и всего человечества. Европейская лаборатория по ядерным исследованиям (CERN, ЦЕРН) располагалась в Женеве (Швейцария). Там Бернерс-Ли разработал программу Enquire (дословный перевод с английского звучит как «дознаватель», «справочная» или «записная книжка»), которая использовала метод случайных ассоциаций. Принцип ее работы, во многом, явился основой для создания Всемирной паутины.

Затем Тим три года работал системным архитектором. А в рамках научной работы в CERN он разработал ряд распределенных систем для сбора данных.

С 1981 по 1984 год Тим Бернерс-Ли работал в компании Image Computer Systems Ltd.

В 1984 году он вернулся в CERN, получив там стипендию. В это время он работал над системой «FASTBUS» и разработал собственную систему RPC (англ. Remote Procedure Call, удалённый вызов процедуры). Кроме того, переработке подверглась программа Enquire.

На новом этапе развития она уже должна была не только поддерживать произвольные гипертекстовые ссылки, облегчая поиск в базе, но и стать многопользовательской и кроссплатформенной системой.


Несмотря на скептическое отношение старших коллег, в 1989 году проект, получивший название «World Wide Web» был утвержден и реализован. Огромную помощь в этой работе Тиму оказал Роберт Кайо (Robert Cailliau).

Осенью 1990 года сотрудники CERN получили в пользование первый «веб-сервер» и «веб-браузер», написанные собственноручно господином Бернерсом-Ли в среде NeXTStep. Летом 91-го года проект WWW, покоривший научный мир Европы, пересёк океан и влился в американский Internet.

Одним из ключевых свойств WWW всегда считалась децентрализация узлов. Как и у прародителей интернета (сетей ARPANET и NSFNet), она обеспечивала надёжность функционирования, отсутствие географических границ и политических барьеров.

С тех пор как в 1991 году веб начал своё бурное развитие, он постепенно менялся, утрачивая свои главные черты. Корневые DNS-серверы оказались сосредоточены на территории США, что сделало Сеть более уязвимой.

Забегая вперед, приведем цитату Тима о том, к чему все это привело:

Монополия на интернет-сервисы формируется стандартным образом: сначала людям предлагается удобный способ делать что-либо в Сети бесплатно. Искать в интернете и на карте, на компьютере и смартфоне, общаться в почте, чате и соцсети, смотреть видео и размещать своё, планировать дела и отпуск, работать с документами прямо из браузера… Если каких-то аналогов популярных служб не хватает, то их просто покупают у других компаний, не давая последним вырасти в крупный холдинг и составить конкуренцию.

В какой-то момент всё ставшее привычным для многих оказывается на серверах единственной компании, которая знает о каждом человеке и об их взаимодействиях слишком много. Google, Microsoft, Yahoo, Apple, Facebook… Пока вы думаете, что пользуетесь их продуктами, они используют ваши данные, делят интернет между собой и начинают диктовать всё более жёсткие условия. Залогиньтесь в Google, чтобы оставить комментарий на YouTube. Разрешите отслеживание местоположения, предоставьте сведения о своём профиле и списке друзей…

Дальнейшее развитие Паутины

С 1994 года Бернерс-Ли возглавляет в Лаборатории информатики MIT (сейчас – Лаборатория информатики и искусственного интеллекта, совместно с Массачусетским институтом) кафедру Основателей 3Com, где работает в качестве ведущего исследователя.

В 1994 году при Лаборатории им был основан Консорциум Всемирной паутины MIT (W3C), который и по сей день осуществляет разработку и внедрение стандартов для сети интернет. В частности, Консорциум работает над тем, чтобы обеспечить Всемирной паутине стабильное и непрерывное развитие – в соответствии с последними требованиями пользователей и уровнем технического прогресса. W3C ставит перед собой задачу полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, сочетая стабильность стандартов с их быстрой эволюцией.


В 1999 году Бернерса-Ли выпустил книгу под названием «Плетя паутину: итоги и будущее Всемирной паутины». В ней подробно описывается процесс работы над ключевым проектом в жизни автора. Он также написал о перспективах развития интернета и интернет-технологий и обозначает ряд важнейших принципов:

1. Возможность редактировать информацию Паутины не менее важна, чем возможность серфинга. В этом смысле Бернерс-Ли очень рассчитывал на концепцию WYSIWYG.

2. Компьютеры могут быть использованы для «фоновых процессов», помогающих людям работать сообща.

3. Каждый аспект Интернета должен работать как паутина, а не как иерархия. В этом смысле неприятным исключением является система имён доменов (англ. Domain Name System, DNS), управляемая организацией ICANN.

4. ИТ-специалисты несут не только техническую ответственность, но и моральную.

В 2004 году Бернерс-Ли стал профессором Саутгемптонского университета, где работал над проектом семантической паутины. Она представляет собой новую версию Всемирной паутины, где все данные пригодны для обработки при помощи специальных программ. Это – своего рода «надстройка», предполагающая, что у каждого ресурса будет не только обычный текст «для людей», но и специальным образом закодированный контент, понятный компьютеру.

Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. По мнению Бернерса-Ли, при широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете.

16 июля 2004 года Королева Великобритании Елизавета II произвела Тима Бернерса-Ли в Рыцари.

В 2005 году была издана его вторая книга – «Пройдя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины».

На настоящий момент Тим Бернерс-Ли является Выдающимся членом Британского компьютерного общества, иностранным членом Национальной академии наук США и многих других. Его труд был отмечен множеством наград, включая Орден заслуг, место в списке «100 величайших умов века» по версии журнала Time Magazine (1999 год), премию «Квадрига» в номинации «Сеть знаний» (2005), премию М.С.Горбачева в номинации «Перестройка» — «Человек, изменивший мир» (2011) и другие.
12 марта 2014 года вебу исполнилось 25 лет. По этому поводу создатель WWW написал статью в своем блоге:

В 1993 году мне удалось убедить ЦЕРН объявить WWW технологией, которая будет доступна всем и всегда, без каких либо лицензионных выплат.

Это решение позволило десяткам тысяч людей начать вместе строить паутину. Сегодня около 40% населения планеты пользуются ею. Веб уже принёс пользу мировой экономике на триллионы долларов, преобразовал образование и медицину и послужил распространению демократии во всем мире. И это только начало.

Сегодняшний день — праздник для нас. Но это и повод задуматься, обсудить и начать действовать. Давно пора принимать ключевые решения об управлении интернетом и его развитии, и жизненно важно, чтобы мы все приняли участие в обсуждении будущего Всемирной паутины. Как мы сможем быть уверенны, что остальные 60% человечества быстро получат доступ в интернет? Как мы можем быть уверенны, что веб будет поддерживать все языки и культуры, а не только несколько самых распространённых?

Как мы сможем договориться по поводу открытых стандартов грядущего интернета вещей? Позволим ли мы кому-то расфасовывать и ограничивать наше общение в сети или защитим магию открытой паутины и ту власть говорить, открывать и создавать, которую она даёт? Как мы можем построить систему сдержек и противовесов, которая гарантирует подотчётность обществу тех групп, которые могут шпионить за сетью? Такие вопросы приходят в голову мне. А вам?


Влияние Бернерса-Ли на ИТ-индустрию, да и на мир в целом, сложно переоценить. Однако он не стремился получать сверхприбыли от своих проектов и изобретений. Он не стал очередным Гейтсом, Цукербергом или Джобсом. Он остался самим собой.


Создание нового децентрализованного интернета долгие годы волнует умы специалистов. Профессор Тим Бернерс-Ли пошел еще дальше и нашел способ редецентрализовать интернет. Что это значит, как с этим связан проект Solid и что такое «поды»? Читайте в нашем переводе статьи Arnav Bansal, опубликованной на сайте freeCodeCamp.

Недавно профессор Тим Бернерс-Ли представил проект под названием Solid. Я решил ознакомиться с ним. В этой статье я объясню, для чего нужен Solid и как вы можете начать работать с ним.

Что такое Solid?

Solid — это попытка редецентрализовать интернет.

Редецентрализовать?

Раньше интернет представляли как децентрализованное общее пространство для считывания и записи данных. Первый браузер, который назывался WorldWideWeb, был также и редактором.

Однако с развитием интернета структура веб-приложений по целому ряду причин стала централизоваться. Данные пользователей превратились в источник силы и дохода интернет-компаний.

Solid — решение этой проблемы.

Solid — это новая парадигма для веб-приложений, которая обратно совместима с существующим интернетом.

Solid — это набор технологий, группа связанных протоколов и внедрений, а также растущее сообщество. Совсем как интернет.

Разделение приложений и данных

До появления интернета ваши данные хранились на личном компьютере.

Как только люди начали пользоваться множеством компьютеров, а в повседневную жизнь вошли еще и смартфоны, модель «ваши данные остаются с вами» сменилась на «ваши данные находятся в одном или нескольких крупных центрах обработки и хранения информации по всему миру, которыми управляют разработчики приложений».

Таким образом, приложения оказались тесно связаны с данными пользователей. Создание какого-либо приложения для сети предполагает глобальное управление персональными данными.

Приложения и их способность приносить деньги измеряются тем, как построена их база данных. Ваши данные тяжело переносить, поскольку в разных приложениях хранение информации сильно различается.

Что в результате? Почти каждое приложение является изолированным. Это снижает мотивацию разработчиков вводить новшества на уровне приложений. Существующие платформы защищены от сбоев, так как блокировка данных ограничивает пользователей в перемещениях.

Правила защиты данных

В некоторых странах были приняты законы о защите данных. Компании обязаны сделать вашу личную информацию управляемой, чтобы вы могли скачать или удалить ее.

Таким образом пользователям пытаются вернуть контроль над их данными. Это законное предписание, но не техническая реальность. Вся информация о пользователях по-прежнему находится у разработчиков, и от возможности скачать свои данные мало толка, если вы не можете перенести их в другое приложение.

Поды: держите свои данные при себе

Проект Solid решает технический аспект этой проблемы. Он позволяет создавать приложения таким образом, чтобы они могли считывать и записывать данные, которые хранятся в вашем поде (англ. «pod» — personal online data).

У вас и ваших друзей есть поды, которые содержат информацию. Вы даете приложениям разрешение на доступ к вашему поду.

У вас их может быть несколько: один вы используете дома, другой на работе. Ваш под может существовать на компьютере, или распределяться между вашими устройствами, или храниться для вас на каком-то ресурсе.

Поды содержат связанные данные. Ваш под может быть связан с информацией на моем поде или где-то в интернете.

Мы хотим, чтобы приложения работали на разных устройствах, но при этом наши данные были независимыми. И нам нужно, чтобы различные приложения могли использовать одни и те же данные и имели к ним доступ.

Идеи, лежащие в основе Solid

Изучение проекта Solid напомнило мне, как я делал первые шаги в веб-разработке. Помню, как одновременно осваивал HTML, CSS, JavaScript и фреймворки, которые использовались на тот момент.

Отличие лишь в том, что Solid это новый проект и найти помощь в его освоении сложнее.

Если подумываете начать разработку для Solid, то перед вами собрание основных концептов.

(P.S. Если вы хотите сразу перейти к делу, читайте раздел «Первые шаги»).

Связанные данные

Сила Solid и интернета в целом заключается в том, как все данные скрепляются гиперссылками.
В Solid вы храните созданные вами данные где угодно. Ваша личная информация, скорее всего, хранится в вашем поде. Как и в интернете, для доступа к этим данным вам нужно перейти по URL-адресу.

Самое время представить вам расшифровку названия Solid: SOcial LInked Data (общественные связанные данные).

Среда описания ресурса (RDF)

RDF — это способ представления связанных данных посредством утверждений вида subject-predicate-object . Их также называют триплетами.

RDF — это абстрактная модель. Ее даже можно представить на примере английских предложений. Перед вами задание из списка задач:

T1 is a task
T1 is labelled "Write an article about Solid"
T1 is due October 5rd 2018
T1 is assigned to @itsarnavb
T1 is incomplete

Turtle

Turtle — это компактный способ представления данных RDF с помощью URL для передачи subject , predicate и object .


Три ссылки в каждой строке — Subject, Predicate и Object соответственно.

Они повторяются, их тяжело читать, поэтому у turtle есть система префиксов и условных обозначений. Это особенно важно при работе с большими документами.


Читайте больше о turtle. Также вы можете ознакомиться с полным документом о turtle здесь. Это подробный публичный профиль профессора Рубена Вербора, который является частью команды создателей Solid.

Семантическая паутина

«Я мечтаю о том, чтобы интернет [с помощью компьютеров] мог анализировать все сетевые данные — контент, ссылки и транзакции между людьми и компьютерами. «Семантическую паутину», которая сделает это возможным, еще только предстоит разработать, но когда это произойдет, ежедневными механизмами торговли, бюрократическими процедурами и нашей повседневной жизнью будут заниматься машины, общающиеся между собой. «Интеллектуальные агенты», которых люди так давно расхваливают, наконец-то станут реальностью».

Первые шаги

Выполняйте эти задачи в любой удобной для вас последовательности.

    : зарегистрируйтесь на любом бесплатном провайдере подов или, если хотите, запустите свой собственный сервер. . . .

Переходите на Solid

Вы поможете экосистеме Solid, если:

  • вложитесь в разработку самого проекта Solid и инфраструктуры, связанной с ним;
  • будете разрабатывать приложения, используя Solid.

Вот сообщества, в которых вам могут помочь:

Я буду поддерживать актуальность этой статьи, опираясь на лучшие ресурсы для изучения Solid.

тим бернерс ли создатель интернета

Сэр Тим Бернерс-Ли – это имя, которое навсегда запомнится человечеству благодаря одному из величайших изобретений всех времен. Человек, которому оно принадлежит, почти единолично разработал лучший инструмент по обмену информацией для человечества со времени изобретения печатного станка.

Кто такой Тим Бернерс-Ли?


Его деятельность

Тимоти является директором Консорциума World Wide Web (W3C), организации по веб-стандартам, основанной в 1994 году, которая разрабатывает совместимые технологии (спецификации, руководства, программное обеспечение и инструменты), чтобы полностью раскрыть потенциал Интернета. Мужчина является одним из основателей Web Science Trust (WST), созданного в 2009 году для продвижения исследований и образования в области Web Science, междисциплинарного исследования человечества, связанного с технологиями. Бернерс-Ли также является директором Фонда всемирной паутины, созданного в две тысячи девятом году для координации усилий по расширению возможностей Интернета на благо человечества.

В Массачусетском технологическом институте и Оксфордском университете Тимоти работает профессором технических наук. Он также является профессором факультета электроники и компьютерных наук в Университете Саутгемптона, Великобритания.


В две тысячи первом году Бернерс-Ли стал членом Королевского общества. Он был награжден несколькими международными наградами. В две тысячи четвертом году он был посвящен в рыцари Королевы Елизаветы, а в две тысячи седьмом году ученого наградили орденом «За заслуги».

Как появилась идея создать всемирный интернет?

Когда Бернерс-Ли окончил Оксфордский университет, он принял решение стать инженерным программистом в CERN, где ему и пришла идея создать сеть. Ученые со всех стран мира предпочитали использовать его ускорители, но сэр Тим заметил, что процесс обмена информацией между устройствами довольно сложный.

«В те времена на разных компьютерах находились разные данные, однако для того, что получить к ним доступ, необходимо было переходить от устройства к устройству. Кроме того, случалось, что мы были вынуждены изучать разные программы на разных устройствах. Чаще всего было проще подойти и задать людям вопрос, когда они пьют кофе…», — одна из цитат Тима о том, как он пришел к своей идее, перевернувшей мир.

Ученый подумал, что ему удалось найти способ решения этой проблемы. Большая часть компьютеров уже была соединена с помощью быстро развивающегося интернета. Тимоти понял, что люди могут совершать обмен данными, применяя гипертекст.


В марте восемьдесят девятого года Тимоти описал собственное видение того, что должно стать сетью для обмена информацией. Поначалу предложение ученого не было воспринято всерьез. Его руководитель Майк Сендалл назвал идею Бернерса-Ли «расплывчатой, но захватывающей». Интернет никогда не был официальной разработкой, принадлежащей CERN, но Майк дал Тиму возможность поработать над ней осенью девяностого года.

Другие идеи Тима

В две тысячи шестом году он стал со-директором компании Web Science Trust, которая была создана для анализа Всемирной паутины и разработки решений для оптимизации ее использования и дизайна.

Что еще ему удалось реализовать?


Бернерс-Ли стал профессором факультета компьютерных наук в Университете Саутгемптона, Великобритания, в декабре две тысячи четвертого года. Там он работал над семантической паутиной.

Заключение

Тим Бернерс-Ли, создатель Интернета, был назван одним из сотни самых важных людей двадцатого столетия по версии журнала «Time» в тысяча девятьсот девяносто девятом году. И с этим сложно не согласиться. Деятельность известного ученого полностью изменила жизнь всего человечества, подарив нам платформу для обмена информацией, о которой наши недавние предки даже не мечтали. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году, когда Тим Бернерс-Ли создал Всемирную паутину, весь мир сделал огромный шаг в развитии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: