В чем состоит вклад г эббингауза в психологическую науку

Обновлено: 08.05.2024

Герман Эббингаус(1850-1909) был немецким психологом, известным своей экспериментальной работой по измерению человеческой памяти и способности к обучению. В дополнение к этому он опубликовал несколько самых важных работ по психологии в истории и исследовал другие области, такие как восприятие цвета.

Одним из аспектов, которым больше всего выделялся Герман Эббингауз, было то, что он был одним из первых ученых, применивших экспериментальный метод для изучения одного из рассматриваемых «высших психологических процессов». До приезда этого исследователя исследования в этой области проводились в основном путем самоанализа.

Для объективного изучения памяти Эббингауз разработал серию бессмысленных элементов текста, наиболее известными из которых были «бессмысленные слоги». Позже, используя себя в качестве экспериментального объекта, он проверил функционирование памяти и влияние на нее таких элементов, как повторение и время.

Благодаря своим экспериментам он разработал такие важные для психологии памяти концепции, как кривая забывания или кривая обучения. Он опубликовал свои открытия в трудах, которые принесли ему большой престиж, среди которых выделяетсяПамять: вклад в экспериментальную психологию.В дополнение к этому, он работал учителем в некоторых из самых важных центров своего времени, таких как Берлинский университет.

биография

Ранние года

Герман Эббингауз родился 24 января 1850 года в небольшом немецком городке Бармен недалеко от Бонна. Здесь он провел первые годы своей жизни, а в 1867 году, когда ему было 17 лет, он начал посещать занятия в местном университете. О его детстве очень мало информации, кроме того, что он учился в местной государственной школе и был воспитан в лютеранской вере.

В Боннском университете он изначально планировал изучать историю и филологию. Однако за годы, которые он провел в нем, он все больше интересовался философией и первыми исследованиями работы человеческого разума, которые проводились в то время.

В 1870 году Эббингаусу пришлось прервать учебу, чтобы служить в армии во время франко-прусской войны. После этого он закончил работу над книгой.Философия бессознательногоот Эдуарда фон Хартмана, и получил за это докторскую степень в 1873 году, когда ему было всего 23 года. После этого события он начал взаимодействовать с университетами Галле и Берлина, получив должность в последнем.

Карьера учителя и исследователя

Получив должность профессора университета в Берлине, Эббингауз поставил перед собой цель научиться изучать психологию, используя эмпирические и количественные методы, как это делалось в других естественных науках.

До сих пор те немногие исследования, которые существовали в этой дисциплине, основывались на самоанализе и субъективном опыте исследователей.

Так, находясь в Берлине, он основал в университете психологическую лабораторию, помимо публикации под названиемZeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane.

Позже, в 1894 году, он получил должность в университете Бреслау и основал там еще одну психологическую лабораторию. Наконец, в 1905 году он переехал в Галле, где умер четыре года спустя.

Работа в сфере психологии

Поскольку в то время психология была очень молодой наукой, Герману Эббингаузу приходилось проводить все свои исследования практически без руководства.

Несмотря на влияние таких авторов, как Фехнер (который объединил философские и научные точки зрения) и Вундта, основателя первой в истории лаборатории психологии, их подход сильно отличался от подхода этих двух исследователей.

Его исследования в области психологии были в основном основаны на области памяти, которую ему удавалось изучать объективно и эмпирически, хотя никто никогда не делал этого раньше.

В 1885 году он опубликовал свою первую работу,объем памяти, в котором он собрал результаты всех исследований, проведенных им в предыдущие годы, и свои выводы по этому вопросу.

Однако многие из его современников не видели ценности этой работы, поскольку в то время считалось, что психологию нельзя изучать с экспериментальной и объективной точки зрения, и что попытки найти причинные связи в явлениях разума человек был пустой тратой времени.

Таким образом, Эббингауз потратил большую часть своих поздних лет на опровержение этой идеи и отстаивание своей позиции, согласно которой фундаментальные психологические явления могут быть идеально изучены объективно. Кроме того, он также проводил исследования по другим связанным темам, таким как восприятие (особенно то, что связано с цветами).

Всю оставшуюся жизнь он продолжал публиковать статьи и основал психологические журналы и лаборатории. Однако после его смерти его величайшим вкладом было именно то, что он убедил научное сообщество в том, что психологию действительно можно изучать объективно.

Теория памяти

Главная навязчивая идея Германа Эббингауза заключалась в том, чтобы показать, что высшие психические процессы можно изучать экспериментально и что причинно-следственные связи могут быть установлены в области психологии, что, по мнению исследователей того времени, было невозможным. Для этого он сосредоточился в первую очередь на области памяти.

В рамках этой области Эббингауз разработал метод, основанный на элементах, известных как «псевдословы» и «бессмысленные слоги». Это наборы букв, которые можно легко запомнить, но которые не имеют значения, поэтому любое их изучение обязательно должно основываться на чистой памяти.

Его «бессмысленные слоги» были построены по образцу согласный-гласный-согласный, причем первая и последняя буква не совпадали. Кроме того, использованные им слоги не могли иметь предыдущего значения. Так, например, «CAL» не будет приемлемым, но «BAK» можно использовать.

Удалив все эти бессмысленные слоги, которые имели какое-либо предыдущее значение, он составил список примерно из 2300 различных слогов.

На их основе он развивал свои исследования следующим образом: записав их в тетрадь, он пытался запоминать их, читая вслух в ритме метронома.

Выводы и результаты

Один из первых выводов Эббингауза заключался в том, что человеческий разум приписывает значения элементам, которые он хочет запомнить, даже если они не имели их ранее. Он также обнаружил, что некоторые слоги запомнить легче, чем другие, в зависимости от того, могут ли они быть связаны с уже известным словом или нет.

С другой стороны, используя этот метод, он пришел к некоторым важным выводам в области памяти. Например, он создал концепцию «кривой забывания», которая устанавливает, что при запоминании списка элементов со временем они будут постепенно забываться. Еще одна из его наиболее важных идей - это кривая обучения в дополнение к его исследованиям о влиянии повторения на память.

Хотя работа Эббингауза не была особенно исчерпывающей по функционированию памяти, его главный вклад состоял в том, что она открыла двери для использования экспериментального метода для исследования этой области.

Практически все исследования, проведенные в последующие десятилетия по этому поводу, в значительной степени основывались на его исследованиях.

Прочие взносы

Помимо мемориальных работ, Эббингауз был известен своими исследованиями в других областях психологии. Например, он создал один из первых тестов в истории для измерения способностей детей школьного возраста, который позже был включен в тест интеллекта Бине-Саймона.

За время работы в области восприятия он сделал несколько важных открытий. Например, он обнаружил так называемую «иллюзию Эббингауза», которая связана с восприятием относительных размеров.

Сегодня это используется для проведения исследований в рамках когнитивной психологии, чтобы понять, как работает ментальная часть зрения. Он также разработал теорию цветового зрения.

В дополнение к этому, Герман Эббингаус также написал то, что считается первым стандартным отчетом о расследовании. В своей работеобъем памяти, следовала формату, который стал одним из наиболее широко используемых в психологии: введение, методы, результаты и обсуждение. Именно такая структура используется сегодня для представления исследований по психологии.

Тем не менее, Эббингауз опубликовал очень небольшое количество работ по психологии в течение своей жизни, и ни разу он не продвигал ту или иную школу мысли и не искал учеников для продолжения своей работы.

Опубликованные работы

Несмотря на то значение, которое Герман Эббингаус имел для развития психологии как науки, он опубликовал очень мало работ и провел относительно небольшое количество исследований. Вот некоторые из его самых важных работ:

- Эббингауз, Х. (1885).Память: вклад в экспериментальную психологию.

- Эббингауз, Х. (1902). Основы психологии.

- Эббингауз, Х. (1908).Психология: Начальный учебник.

С другой стороны, за время своей карьеры он основал несколько журналов по психологии, некоторые из которых имели большое значение для его времени. Самым важным былоZeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane,которая была сосредоточена на исследованиях в области зрительного восприятия.

Герман Эббингауз(1850—1909) первым применил метод экс­перимента к исследованию высших психических функций, в ча­стности памяти, более того, он использовал эксперимент нев физиологическом, а в психологическом ключе, и законы памяти, сформулированные им на основе полученных результатов, также носят психологический, а не физиологической характер. Суть эксперимента Эббингауза по изучению особенностей памяти заключается в следующем: так как люди запоминают лучше факты, связанные между собой какими-то ассоциативными связями, для чистоты эксперимента необходимо использовать бессмысленные слоги, которые состоят из двух согласных и одной гласной в середине (например, слоги типа «мак», «сур», «мош» Г и т. п.). Далее на протяжении пяти лет Эббингауз на себе ставил эксперименты по заучиванию бессмысленных слогов, и результаты этих экспериментов были им опубликованы в книге «О памяти». Эббингауз в ходе своих экспериментов с памятью выявил следующие законы.

1. Объем запоминания, выраженный количеством единиц, которые человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6—8 бессмысленным слогам.

2. Количество запоминаемых единиц (т. е. слогов) зависит от общей длины списка этих единиц: чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминания.

3. На качество и специфику запоминания информации влияет так называемый «эффект края», суть которого сводится к тому, что стимулы, находящиеся в начале и конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают «тормозящее» вли­яние других слогов только с одной стороны.

4. Необходимо не только заучивание, но и повторение, или переучивание, так как не повторяемый после заучивания мате­риал забывается быстрее, чем периодически переучиваемый.

5. Забывание информации также имеет свои законы: 1) кривая забывания, т. е. постепенное замедление процесса забывания, выраженное графически в ее падении: когда наи­большая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается;

2) на замедление процесса забывания и падения кривой могут влиять различные факторы, в том числе сон, поскольку во время сна нет никакой дополнительной, «тормозящей» деятельности.

6. Запоминание и заучивание осмысленного материала, например, литературного текста, происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов. При этом кривая забывания, имея в обоих случаях общую форму, в случае забыва­ния осмысленного материала проходила медленнее.

7. Закон Йоста, действующий на запоминание как бессмыс­ленного, так и осмысленного материала: для запоминания лучше повторять материал часто и понемногу, так как время, когда была запомнена информация, работает с точки зрения ретроспективы — более старая информация лучше укрепляется и пот воспроизводится, нежели только что запомненная.

8. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходим для заучивания, на несколько коротких этапов, например требующий 30 повторений материал лучше повторять 3 раза по 10 единиц, чем сразу 30.

9. Память имеет характеристику упражняемости, т. е. тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

Опыты Эббингауза по изучению памяти сыграли важную роль в дальнейшем укреплении психологических знаний о природе человека. Они оказали сильное влияние на дальнейшее развитие некоторых отраслей психологии:

1) в экспериментальной психологии также разрушаются стереотипы прежних исследователей, которые считали память сложной функцией сознания, и потому для ее изучения невозможно применение эксперимента, утверждается мнение о том, что память можно изучать объективно, т. е. с помощью эксперимента и статистической обработки данных, а не через субъективный по своей сути метод интроспекции;

2) на основе этого утверждения идет повсеместное распространение эксперимента как основного метода исследования в психологии и разворачивается изучение других сложных форм человеческого поведения — навыков, в исследовании которых в качестве образца построения графиков выработки навыков активно используется принцип «кривой забывания»;




3) выводы и законы запоминания материала, сформулированные Эббингаузом, имели прикладное значение для многих отраслей психологии, в частности для педагогики, так как позволял создавать действенные и результативные методики обучения;

4) Эббингаузом был создан специальный тест, используемый в детской и возрастной психологии для диагностики умственно­го развития, имеющий принцип незаконченного предложения;

5) благодаря своеобразному использованию Эббингаузом классического метода эксперимента изменились и задачи экспериментатора, которые теперь сводились не к изучению интроспек­тивных высказываний испытуемого, а были направлены на наблюдение и анализ его поведения;

6) творческое наследие Г. Эббингауза составляет множество работ, в частности «Очерк психологии» и монументальная двух­томная работа-учебник «Основы психологии», благодаря кото­рым психология поднялась на качественно новую ступень науч­ного развития, повысив культурный и профессиональный уровень экспериментальных исследований за счет введения в науку четких критериев объективности и точной проверки полученных данных с помощью математических процедур.

Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера, вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии.

Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым.

Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что повышение уровня интенсивности раздражителя не вызывает идентичного роста интенсивности ощущения; с увеличением интенсивности раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения возрастает лишь в арифметической прогрессии. Следовательно, интенсивность раздражителя влияет на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший душу и тело.

Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа: определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение; дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)

Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некоторое относительное значение увеличения раздражителя, которое вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Соотношение между величиной ощущения и раздражителя можно выразить в виде логарифма, где S – интенсивность ощущения, K – экспериментально установленная константа, а R – величина раздражителя.

Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие психофизические методики, которые используются до сих пор: методы средней ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и т.д.

Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете проводил Эрнст Вебер, который изучал величины “едва заметных различий” – минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой для каждого из чувств.

Вебер также изучал явление 2-точечного порога – момента, когда человек может распознать два независимых источника ощущений. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психической реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и Гербарта.

Таким образом, Г.-Т. Фехнер и Э. Вебер предложили свой подход и методы для изучения психологических явлений. Опираясь на данные психофизики, В. Вундт разработает свой план экспериментальной психологии.




Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца.

Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.

Своими работами Г.фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальт-психологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер.

Новая психология В. Вундта. Но реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.

Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.

Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.

Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.

Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции. Хотя сам этот термин восходит к Сократу, Вундт сумел организовать строго научные эксперименты, основанные на интроспекции.

Из чего же состоит сознание/опыт? Вундт предположил, что одной из форм опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства. Согласно его теории, каждое чувство можно расположить в трехмерном пространстве, образованном следующими измерениями: удовольствие – дискомфорт, напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают элементы сознания/опыта.

В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.

Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной только материальных явлений. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и т.д.

В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ. В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции. Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, в том числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта. Широкая известность привлекла в лабораторию большое количество молодых ученых.

Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей психологических проблем. Дискуссии по поводу его теоретической позиции и применяемых им методов стимулировали появление новых концепций и направлений.

Экспериментальная психология Г. Эббингауза. Всего через несколько лет после того, как В. Вундт заявил о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка, работавший вне какого-либо университета, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты.

В то время (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) общепринятым методом изучения сознания и памяти было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи пытались установить природу уже сложившихся связей. Герман Эббингауз подошел к проблеме с другой стороны – с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций, и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Эббингауз задался целью установить законы памяти “в чистом виде”, и для этого избрал особый материал. Единицей такого материала стали не слова (они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними.

Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.

В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено, что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее.

Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.

Таким образом, работы Эббингауза, Брайана и Хартера легли в основу нового направления, отличавшегося от структурализма Вундта. Новое направление открыло собственно психологические феномены и утвердило экспериментальный метод в их исследовании.

Хотя Эббингауз не внес теоретического вклада в психологию и не создал собственной научной школы, он оказал на науку огромное влияние, возможно еще большее, чем В. Вундт. Его научные взгляды и выводы выдержали проверку временем. Его исследования внесли объективность количественных выводов изучение высших психических процессов – одну из центральных тем современной психологии. Многие из сделанных Эббингаузом заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми и по сей день.


Всего через несколько лет после заявления Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог-одиночка, работавший вне каких-либо университетов, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты. Герман Эббингауз стал первым психологом, изучавшим память и обучаемость с помощью экспериментального метода. Таким образом, он не только доказал, что Вундт заблуждался в этом вопросе, но и изменил сам способ исследования процессов проведения ассоциаций и обучения,

До Эббингауза общепринятым методом - в наиболее известных работах британских последователей эмпирической и ассоциативной психологий - было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи работали как бы в обратном направлении - пытаясь определить природу установившихся связей.

Эббингауз подошел к вопросу с другой стороны: с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Изучение Эббингаузом процессов заучивания и забывания - признанный пример поистине гениальной работы в экспериментальной психологии - было первым опытом рассмотрения собственно психологических, а не физиологических проблем (в отличие от экспериментов Вундта). Как следствие, исследования Эббингауза значительно расширили горизонты экспериментальной психологии.

Эббингауз родился в 1850 году в Германии, недалеко от Бонна. Он учился сначала в Боннском университете, а затем в университетах Галле и Берлина; в годы учебы интересовался историей и .литературой, а также философией. Степень доктора философии получил в 1873 году, после чего последовала служба в армии во время франко-прусской войны. Семь лет Эббингауз на собственные средства учился в Англии и Франции, где его научные интересы вновь переменились. Примерно за три года до основания собственной лаборатории Эббингауз купил у лондонского букиниста книгу Фехнера «Элементы психофизики». Этому случаю суждено было не только круто повернуть жизнь самого Эббингауза, но и существенно повлиять на судьбу всей новой психологии.

Математический подход Фехнера к психическим явлениям стал для молодого Эббингауза настоящим откровением. Он решил, прибегнув к строгим систематическим измерениям, сделать для психологии то, что Фехнер сделал для психофизики. Эббингауз задумал применить экспериментальный метод к изучению высших психических функций. Во многом благодаря популярности идей британских ассоцианистов, предметом своих будущих научных достижений он выбрал психологию памяти.

Рассмотрим дерзновенные замыслы Эббингауза в свете избранной им темы и сложившейся в то время ситуации. Еще никто не брался исследовать процессы обучения и памяти экспериментальным путем. Известнейший психолог Вильгельм Вундт авторитетно заявлял, что это и невозможно. А ведь Эббингауз работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, ни собственной лаборатории. И все же, в течение пяти лет он провел ряд серьезнейших и исчерпывающих научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам.

За главный критерий процесса обучения Эббингауз взял заимствованный у ассоциативной психологии метод, основанный на законе, устанавливающем связь между частотой возникновения ассоциаций и качеством запоминания. Эббингауз утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов, требующихся для того, чтобы воспроизвести этот материал в совершенстве. Это еще один пример влияния Фехнера, который измерял ощущения опосредованно, путем измерения интенсивности раздражителя, необходимой для фиксации едва заметного различия в ощущениях. Похожий подход Эббингауз использовал и для измерения памяти: он подсчитывал число попыток, или повторов, требующихся для запоминания материала.

В качестве материала для запоминания Эббингауз использовал бессмысленные списки трехбуквенных слогов, он повторял их с такой частотой, чтобы быть уверенным в точности результата эксперимента. Так он мог исключить ошибки, возникающие во время повторов, и получить некое среднее значение оценки процесса запоминания. Эб-бингауз подходил к своим экспериментам так методично, что подчинил им распорядок всей своей жизни - для того, чтобы была возможность ежедневно в одни и те же часы заучивать необходимый материал.




Исследования с бессмысленными слогами

В качестве материала для своих исследований - материала для заучивания - Эббингауз использовал бессмысленные слоги*, и это его изобретение кардинально изменило изучение процесса обучения.

Титченер позже отмечал, что использование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в данной области со времен Аристотеля.

Эббингауз видел трудности в использовании в качестве материала для запоминания стихов или связных историй. У человека, знакомого с данным языком, слова вызывают определенные ассоциации. Эти ассоциации могут облегчить процесс запоминания и, поскольку они уже будут присутствовать у испытуемого во время эксперимента, исследователь не сможет их контролировать. Эббингауз же хотел использовать в своих опытах материал совершенно однородный, не рождающий никаких ассоциаций и абсолютно незнакомый - материал, связь с которым у испытуемого минимальна. Его бессмысленные слоги, состоящие, как правило, из двух согласных и одной гласной (например, lef, bok или yat), удовлетворяли этим требованиям. Он расписал все возможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания.

Появившиеся недавно факты - предоставленные одним немецким психологом, который изучил все сноски в публикациях Эббингауаа и записи, сделанные им во время экспериментов, а также сравнил английские переводы его работ с оригинальными текстами на немецком - дают новую интерпретацию значения бессмысленных слогов (GuncUach.1986). Они не были полной бессмыслицей, и. оказывается, среди них были не только трехбуквенные.

При дотошном изучении исторических данных - то есть собственноручных записей Эббингауза - выясняется, что в некоторых из придуманных им слогов было по четыре, пять и даже шесть букв. Еще более важно, что то, что Эббингауз называл «бессмысленным рядом слогов» на английский язык неточно переводили как «ряд бессмысленных слогов». По Эббингаузу, лишенными смысла должны быть не отдельные слоги (хотя большинство из них таковыми были) - бессодержательным, не вызывающим никаких ассоциаций, должен быть список в целом.

Благодаря этим новым сведениям мы узнали, что Эббингауз владел английским и французским так же свободно, как и родным немецким; изучал латынь и греческий. «На самом деле, ему было довольно трудно найти такие сочетания букв, которые для него звучали бы абсолютно бессмысленно. Некоторые из его последователей тщетно пытались придумать совершенно бессодержательные, не рождающие ассоциаций, слоги> (Gundlach. 1986. P. 469-470).

Эббингауз задумал провести несколько экспериментов с использованием бессмысленных слогов для определения особенностей обучения и запоминания в разных условиях. В ходе одного из них он исследовал разницу в скорости запоминания бессмысленного списка слогов и скорости запоминания осмысленного материала. Для этого он выучил отрывки из поэмы Байрона . В каждой из строф было по 80 слогов, и, по подсчетам Эббингауза, для запоминания одной строфы ему требовалось прочесть ее примерно 9 раз. Когда же он выучил 80 слогов, то подсчитал, что ему пришлось повторить их не менее 80 раз. Эббингауз пришел к выводу, что бессодержательный и нс ассоциирующийся ни с чем материал запоминается почти в девять раз труднее, чем материал осмысленный.

Также Эббингауз исследовал зависимость числа повторов, требующихся для безупречного воспроизведения представленного для запоминания материала, от его объема. Он заключил, что чем больше объем материала, тем больше повторов требуется для его заучивания, а следовательно, и больше времени. Среднее время, затрачиваемое на запоминание одного слога, увеличивается при увеличении числа слогов. Откровенно говоря, этот вывод легко предсказуем: чем больше нам надо выучить, тем больше времени мы потратим. Но работа Эббингауза ценна своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных. Большое значение имеет заключение Эббингауза о том, что с увеличением списка слогов возрастает время запоминания каждого слога и общее время запоминания всех слогов.

Эббингауз изучал и другие факторы, способные, по его мнению, повлиять на память и обучение. Это и эффект избыточного запоминания (повторов материала больше, чем требуется для безупречного его воспроизведения), и ассоциации внутри списка слогов, и повтор уже выученного материала, и время между запоминанием и вспоминанием. На основе изучения влияния фактора времени на процессы памяти Эббингауз составил кривую забывания («кривая Эббингауза»), в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые несколько часов после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается (рис. 4.1).


В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где и продолжил свои изыскания, проводя дополнительные эксперименты и перепроверяя результаты, полученные ранее. Свои опыты он описал в работе «О памяти» (liber das Cedachtnis), которая в истории психологии и по сей день остается, пожалуй, самым блестящим научным трудом, написанным независимым исследователем. Он знаменует собой не только начало новой области исследования, но и является образцом профессионального мастерства и стойкости его автора. Нет в истории психологии другой такой фигуры, как Эббингауз - ученого, который, работая безо всякой поддержки, смог подчинить всю свою жизнь скрупулезному экспериментированию. Его опыты проводились с такой точностью, тщательностью и методичностью, что вот уже более ста лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии.

Другие исследования Эббингауза

Эббингауз не возражал, чтобы и другие ученые разрабатывали его тему исследований, совершенствуя методологию. После 1885 года он опубликовал не так уж много работ. В 1886 году его назначили ассистентом профессора в Берлинском университете. Он создал лабораторию. а в 1890 году, совместно с физиком Артуром Кенигом, учредил «Журнал психологии и физиологии органов чувств». В Германии существовала потребность в таком журнале, поскольку журнал Вундта. печатный орган лейпцигской лаборатории, был просто не в состоянии освещать все проводившиеся в то время исследования. Необходимость в новом журнале, всего через девять лет после основания журнала Вундта, есть свидетельство стремительного развития новой психологии.

В первом номере своего журнала Эббингауз и Кениг сделали смелое утверждение в отношении двух дисциплин, вынесенных в его заголовок: психологии и физиологии. Они писали, что эти науки «развивались вместе. чтобы слиться в единое целое: они стимулировали и предсказывали развитие друг друга, и потому являют собой две равноценные части одной великой науки» (Turner. 1982. P. 151). Подобное заявление спустя всего II лет после открытия лаборатории Вундта также свидетельствует о том, насколько далеко продвинулась его идея новой науки.

В Берлинском университете Эббингауза более не повышали в должности - очевидно, ввиду того, что печатался он довольно редко. В 1894 году он принял предложение работать в университете Бреславля, где он оставался до 1905 года. Эббингауз разработал тест, в котором предлагалось закончить предложение; в модифицированном виде этот тест применяется и при одновременном тестировании интеллекта.

В 1902 году вышло его имевшее огромный успех руководство «Принципы психологии» (Grundziige der Psychologie), которое автор посвятил памяти Фехнера. Еще большую популярность получило сочинение Эббингауза «Очерки по психологии» (Abriss der Psychologie.

1908). Обе работы многократно переиздавались не только при жизни, но и после смерти Эббингауза. В 1905 году Эббингауз стал профессором университета города Галле, где и умер от пневмонии четырьмя годами позже.

Никакого теоретического вклада в психологию Эббингауз не внес; не создал он и формальной системы, не воспитал учеников, ставших выдающимися учеными. Он не основал собственной школы, да и едва ли думал об этом. И все же, его место в истории психологии определяется не только тем, что он положил начало экспериментальным исследованиям памяти.

Единственным мерилом ценности ученого является то, прошли или нет его научные взгляды и выводы испытание временем. А с этой точки зрения, Эббингауз оказал на науку влияние более значительное, чем Вундт. Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов в изучение высших психических процессов - одну из центральных тем современной психологии. Именно благодаря Эббингаузу работа в области изучения ассоциаций из теоретизирования об их свойствах превратилась в подлинное научное исследование. Многие из его заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми даже столетие спустя после их появления.

«А сейчас вы все забудете», — говорили Уилл Смитт и Томи Ли Джонс в серии фильмов о людях в черном, а затем запускали свой таинственный прибор под названием «нейрализатор». А если мы вам скажем, что совершать с людьми такую процедуру было совсем необязательно? Ведь согласно исследованиям Германа Эббингауза, через час после акта запоминания в нашей памяти остается меньше 50% информации, а к месяцу и далее сохраняется лишь 20%, и эта цифра уже не меняется. «Кривая забывания» Эббингауза — одна из самых знаменитых картинок в экспериментальной психологии, но далеко не единственный его вклад в эту науку.



Герман Эббингауз

Рождение уникума

О ранних годах Германа Эббингауза, родившегося 24 января 1850 года в Бермене, Рейнской провинции Пруссии, известно не так уж много. Согласно имеющимся данным, его отец Карл Эббингауз слыл богатым купцом, который придерживался лютеранской веры. Сам мальчик в возрасте 17 лет начал посещать Университет Бонна, где он планировал изучать историю и филологию. Однако в дальнейшем всю область его интересов заняла философия. Но обучение, к несчастью (а, может, и к счастью) оказалось недолгим, так как в 1870 году прервалось франко-прусской войной, куда Герман отправился простым солдатом. В рядах армии он находился не очень продолжительное время, и, вернувшись с войны, продолжил свои исследования в области философии, которые завершились написанием диссертации по работе Эдуарда фон Хартманна «Философия бессознательного». Таким образом, совсем ещё юный философ в возрасте 23 лет уже получил статус доктора наук. Окончив университет, Герман Эббингауз разъезжал по разным странам, побывал во Франции, Англии, Германии, где зарабатывал себе на жизнь репетиторством.

Дальнейшее направление его жизни и научной работы решилось в Англии в течение буквально одного дня. Все произошло в книжной лавке, где учёный натолкнулся на книгу, в которой описывалась работа Густава Фехнера «Элементы психофизики». Дотошные математические выкладки, представленные в работе, заворожили и вдохновили «латентного» математика на его исследования. Позже, при оценке научных взглядов Эббингауза, современники отметят их уникальность и то, что они не носили следы ни одного из наставников, коллег или учителей. Даже работа фон Хартманна, по которой Герман Эббингауз писал свою докторскую, противопоставлялась взглядам философа. Но вот касательно книги Фехнера можно однозначно сказать: она оказалась знаковой в жизни учёного. Посвящая вдохновителю свою вторую работу «Принципы психологии», Эббингауз писал: «Я всем обязан вам».


Густав Фехнер

«Бессмысленное» запоминание

Учёный приступил к своим знаменитым ментальным экспериментам в 1879 году. Объектом исследования стал он сам, а метод оценки своей памяти подобрал крайне щепетильно и довёл до совершенства. В опытах, проведенных в течение двух периодов длительностью по одному году, использовалось 2300 карточек с «бессмысленными слогами» и более 15 000 их повторений. Сам термин «бессмысленные слоги» исследователь ввёл для описания коротких и не несущих никакого значения слов, состоящих из трёх букв (CVC триграммы). Они выглядели следующим образом: на первом и последнем месте стояли согласные, которые не повторялись, а между ними помещалась гласная (например, ЩОД, ХИБ, ВЫК). Главное условие — эти трёхбуквенные сочетания не должны вызывать никаких ассоциаций, чтобы не облегчить запоминания отдельных карточек и не внести, тем самым, погрешность в эксперимент. Карточки отбирались случайным образом из коробки и записывались, а дальнейшее заучивание проходило вслух под звуки метронома специально отработанным заранее голосом.

Вариантов опыта существовало множество. При помощи них Эббингауз пытался выяснить различные свойства памяти: время забывания и скорость, количество повторений для лучшего запоминания, время и скорость заучивания, количество информации, сохранившейся подсознательно, и некоторые другие.

Полноценным итогом семилетнего труда стала книга «О памяти» или позже переведённая на английский как «Память: вклад в психологию». Там, помимо кривой забывания, описывались кривая заучивания, метод заучивания, метод сбережения, факт упражняемости, а также эффект от повторения (переучивания) и фактор края.


Кривая забывания или кривая Эббингауза. Линия, согласна которой заученная информация начинает резко забываться через 20 минут и достигает пика через час; позже темп снижается. В итоге от начального объема через месяц мы помним порядка 20% от первоначального объема информации.

Похороны старой психологии

Эффект от работы последовал незамедлительно, научное сообщество приняло её крайне одобрительно. Уильям Джеймс, основатель функциональной психологии, даже отметил, что труд просто «героический» и отметил, что это «единственное самое блестящее исследование во всей истории психологии». Схожим образом отреагировал знаменитый английский психолог Эдвард Титченер, приравнявший труд к величайшим работам о памяти со времён Аристотеля. Книга «О памяти» принесла учёному также и повышение по должностной службе: место профессора в Университете Берлина, где он смог открыть свою собственную лабораторию.
Чуть позже, в 1890 году, Эббингауз вместе с немецким физиком Артуром Кёнихом основал журнал по психологии «Психология и физиология органов чувств».

Как «Принципы психологии», так и третья, не менее известная работа «Краткое описание психологии» (правда, была до конца не закончена самим Эббингаузом, но дописанная позже его коллегой Эрнстом Дюрром) пережили множество переизданий, оставаясь актуальными по сей день.

Однако, там где есть место славе, найдётся место и противоречию. Не менее ярким, чем труды, оказался публичный спор между Эббингаузом и его бывшим коллегой Вильгельмом Дильтеем. Последний опубликовал статью, где жестко критиковал экспериментальную психологию, которую считал скучной, и превозносил психологию описательную. Дильтей полагал, что в связи со сложностью памяти как феномена, единственный правильный метод её изучения — интроспекция, т.е. наблюдение за самим собой и описание полученной информации. Герману Эббингаузу пришлось отстаивать свои убеждения. Для этого он сначала отправил все свои замечания личным письмом бывшему коллеге, а затем написал публичную статью. Позже учёная общественность отметит, что Эббингауз «похоронил старую психологию 1890-х годов».

Интеллект, иллюзии и стандартизация

Блестящий ученый, который однако никогда не стремился к научной славе, но сделал так, что его работы увековечили его имя в истории психиатрии и в науках о мозге и памяти. Он не задумывался о том, чтобы стать пионером в области экспериментального изучения памяти, но при этом получил крайне важные результаты. Данные о заучивании и забывании, упражняемости и сбережении памяти положили научную основу всем существующим методикам обучения и запоминания.

Помимо всего, Эббингауз считается первым создателем теста по оценке интеллекта, заключавшегося в том, что детей просили закончить различные предложения. Позже Альфред Бине одолжит методику и внесет её в шкалу интеллекта Бине-Саймона. Также Герман Эббингауз считается первым, кто открыл феномен оптической иллюзии, известной как иллюзия Эббингауза.


Иллюзия Эббингауза. Вам тоже кажется, что оранжевые круги разные? Два круга, равных по размеру (в центре), окружены кругами большего (слева) и меньшего (справа) размера, из-за чего они кажутся разными.

В завершение отметим, что вся работа ученого, которая не прекращалась вплоть до его смерти 26 февраля 1909 года, оказалась важной для современной науки не только самими полученными данными и разработанными методами. Считается, что Эббингауз стал первым учёным, который составил стандарт отчёта исследовательской работы. Его статья про память разделена на четыре части: введение, методы, результаты и обсуждения. А вам это ничего не напоминает?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: