В чем состоит вклад петра францевича лесгафта в развитие теории и методики физической культуры

Обновлено: 05.05.2024

Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909) родился и полу­чил образование в Петербурге. Свою научную и педагоги­ческую деятельность начал после окончания С.-Петербур­гской медико-хирургической академии, где он и остался работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень докто­ра медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском уни­верситете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петер­бург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практиче­ский опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики», которая при­влекла внимание общественности и заинтересовала военное ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятель­ность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных стра­нах.

Свои выводы относительно физического воспитания в школе П.Ф. Лесгафт изложил в работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Приведем основные положения его теории.

1. Системы физического воспитания подчинены зако­номерностям физиологии. Параллельно с развитием физио­логии постоянно нужно пересматривать и развивать физи­ческие упражнения.

2. Физическое воспитание является необходимым сред­ством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех об­ластях жизни на оптимальную производительность с наи­более экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.

3. Гармоничное развитие основывается на единстве фи­зических и духовных сил человека и происходит при веду­щей роли сознания.

4. Обучение физическому воспитанию по существу яв­ляется частичной передачей учебного материала, накоп­ленного в ходе истории.

5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического об­разования.

6. Учебный материал из системы физического образова­ния охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, мета­ние, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.

7. Физическое воспитание осуществляется в соответст­вии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на посте­пенность, последовательность, возрастные особенности че­ловека и принципы очередности.

П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показатель­ных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал

многие положения, которые имеют решающее значение в теории физического воспитания.

Классификация физических упражнений состояла из че­тырех разделов.

1. Простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями).

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).

3. Упражнения с изучением пространственных и вре­менных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).

4. Систематические упражнения в виде сложных дейст­вий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).

В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспита­ния. В 1877 - 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гим­настические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов - Высшие курсы воспитательниц и руководи­телей физического образования. На базе этих курсов в 1918 г. был открыт институт физического образования име­ни П.Ф. Лесгафта.

В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек» [4, с. 25].

В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения»[2, с. 15].

Так же, как и И.М. Сеченов, он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Используя при этом термин «образование», Лесгафт понимал его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у него – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично» [5, с. 22-23].

Говоря о единстве духовного и физического развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по настоящее время. Интересна его характеристика шести типов представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении подростков руководителями самодеятельных занятий.

С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в рассматриваемой работе он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорнодвигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Впервые в России он научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения.

В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Повышенные требования П.Ф. Лесгафт предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей, в которых не нуждаются доброкачественные и разнообразные продукты. Особенно осуждал алкогольные напитки.

Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;

3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Интересно определение игры: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни»[5, с. 45]. При этом он раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.

Ценны и по-современному актуальны требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.

Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

Человек, по мнению П.Ф. Лесгафта, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического образования школьника. Об этой целевой установке нельзя забывать и в современной школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их применению в жизни [1, с. 21-24].

Справедливо отстаивая ту позицию, что детская творческая игра не должна навязываться взрослыми и что ребенок всем своим существом должен предаваться ей сам, П.Ф. Лесгафт, однако, преувеличивал возможности детей. По его мнению, ребенок, «несколько утомившись физически, рассуждает над значением того, что он сделал и как сделал» [3, с. 211]. На практике же известно, что и взрослому человеку для анализа игровых ситуаций очень часто необходима помощь педагога тренера, а уж ребенку особенно трудно самостоятельно осмыслить «значение того, что он сделал и как сделал» [3, с. 212].

В то же время в рассуждениях Лесгафта по данным воспитательным проблемам ценна мысль о том, что учитель обязан развивать инициативу детей в процессе игр, изучать своих учеников и максимально учитывать в педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них. В соответствии с этим методическим положением учителю надо совместно с детьми анализировать игровые ситуации, особенно внимательно наблюдать за поведением играющих, использовать в интересах коллектива их взаимные влияния друг на друга.

Велик его вклад в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.

Его научно педагогическое наследие далеко выходит за рамки какого-то определенного исторического периода и может рассматриваться как один из важнейших источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в трудах Петра Францевича по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике физического образования, по настоящее время не утратили своего значения. Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность Лесгафта позволяет отнести его к числу выдающихся представителей отечественной науки и культуры.

Дмитриев С.В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 2.

Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002.

Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.З.: Семейное воспитание ребенка и его значение.- М.: Физкультура и спорт, 1956.

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 1987.

Новиков А.Д. Физическое воспитание. - М.: ФиC, 1949.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое образование, игра, ребенок, физическое воспитание, упражнение, школьный возраст, особое место, отечественная наука, педагогическая деятельность, физическое образование детей.

Похожие статьи

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста. дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Педагогические условия организации физического воспитания.

В связи с этим, необходимо особое внимание педагогов, медиков, тренеров на физическое воспитание детей именно дошкольного возраста.

Поэтому так важно заниматься физическим воспитанием детей именно с дошкольного возраста.

Теоретические аспекты системы физического воспитания.

Педагог разработал теорию физического образования, на основе ее сформулировал требования к физическому развитию учащихся в

Петр Францевич Лесгафт достаточно много внимания уделял вопросам физического воспитания детей именно в дооктябрьский период.

Образовательная направленность урока физическая культура

Гандельсман А. Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 2006. Головина Л. Л., Копылов Ю. А., Столяк И. Н., Шадзевская М. В.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод. В школе утвердилось несколько относительно самостоятельных разделов по физическому воспитанию детей школьного возраста.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Главными условиями развития высших психических функций являются воспитание и обучение [6]. Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития.

Новые методы и приемы организации физического воспитания.

Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к

В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс.

Организация занятий по физическому воспитанию школьников.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

Теория и методология обучения физической культуре.

– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; – воспитание положительных качеств личности.

Похожие статьи

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста. дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Педагогические условия организации физического воспитания.

В связи с этим, необходимо особое внимание педагогов, медиков, тренеров на физическое воспитание детей именно дошкольного возраста.

Поэтому так важно заниматься физическим воспитанием детей именно с дошкольного возраста.

Теоретические аспекты системы физического воспитания.

Педагог разработал теорию физического образования, на основе ее сформулировал требования к физическому развитию учащихся в

Петр Францевич Лесгафт достаточно много внимания уделял вопросам физического воспитания детей именно в дооктябрьский период.

Образовательная направленность урока физическая культура

Гандельсман А. Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 2006. Головина Л. Л., Копылов Ю. А., Столяк И. Н., Шадзевская М. В.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод. В школе утвердилось несколько относительно самостоятельных разделов по физическому воспитанию детей школьного возраста.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Главными условиями развития высших психических функций являются воспитание и обучение [6]. Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития.

Новые методы и приемы организации физического воспитания.

Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к

В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс.

Организация занятий по физическому воспитанию школьников.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

Теория и методология обучения физической культуре.

– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; – воспитание положительных качеств личности.

Одной из основных задач современной общеобразовательной школы является сохранение и укрепление морального, физического и психического здоровья воспитанников (Национальная доктрина развития образования РФ). Реформирование школ нуждается в органичном сочетании современных достижений научной мысли с классическим наследством прошлого. Объективная оценка, творческое осмысление и внедрение в практику лучших приобретений отечественного образования и педагогики обеспечит соблюдение принципов единства, системности и последовательности в развитии педагогической науки. Ввиду того, что педагогическая мысль всегда персонифицирована, приобретает значение изучение персоналии как процесса образования ценностей, культуры в рамках гуманитарной традиции (Сухомлинская, 2002). В истории отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX века заметное место занимает Петр Францевич Лесгафт (1837–1909 гг.) — выдающийся русский педагог, анатом, врач и общественный деятель. Наследство П. Лесгафта содержит значительное количество научных статей, монографий, пособий. В кругу его научных интересов центральное место занимают проблемы физического воспитания, его связи с умственным, моральным и эстетичным развитием личности. Педагог разработал теорию физического образования, на основе ее сформулировал требования к физическому развитию учащихся в общеобразовательной школе. Свой подход к организации учебно- воспитательного процесса П. Лесгафт воплотил в деятельности созданных им Курсов воспитательниц и руководительниц физического воспитания.

Освещению педагогических идей П. Лесгафта посвятили свои научные работы такие ведущие русские ученые как В. У. Алеевец, Е. Н. Мединский, Г. Г. Шахвердов, Д. Д. Донской. Петр Францевич Лесгафт достаточно много внимания уделял вопросам физического воспитания детей именно в дооктябрьский период. Много из того, что было наработано этим педагогом, успешно использовалось в Советском Союзе. Мысли и взгляды на проблемы физического воспитания, которые были освещены в трудах П. Лесгафта, являются, по нашему мнению, той теоретической основой, которая легла в основу становления и развития советской системы физического воспитания.

Одной из ведущих идей научного миросозерцания и педагогической практики П. Лесгафта было гармоничное физическое и духовное развитие человека средствами физического упражнения. Система физического воспитания П. Лесгафта была направлена на всестороннее развитие личности. Физические упражнения, имея материальную (физическую) и духовную (идеальную) стороны, кроме образования, были направлены педагогом и на физическое развитие, усовершенствование силы, выносливости, скорости, ловкости.

П. Лесгафт считал, что школьные занятия не могут состоять только из умственного труда, а непременно должны включать физический. Педагог выходил из того, что наибольшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом. Он придерживался простых мыслей, выраженных еще Ж.-Ж. Руссо: „желаете сформировать рассудок вашего ученика, вправляйте его силы, которыми рассудок должен руководить, неуклонно развивайте его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным. Дайте ему возможность работать, заниматься делом, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он станет также и рассудительным”. П. Лесгафт также осуждал существующую на то время систему школьного воспитания и обучения. „При знакомстве с нашими школами мы конечно видим, что в них занимаются исключительно умственным развитием ребенка и не обращают никакого внимания на развитие физическое”. Он настаивал на недопустимости и губительности такого подхода к воспитанию, на односторонность в развитии при недостаточности физической нагрузки на мышцы ребенка. Таким образом, П. Лесгафт считал, что в общеобразовательной школе любовь ребенка к физическому труду нужно развивать, начиная с развития позитивного отношения к физическому образованию, неразрывно соединяя с умственным, моральным и эстетичным воспитанием. Он отстаивал не узкоутилитарное образование, к которому склонялась тогдашняя школа, а развитие всех способностей ребенка. Важное значение в формировании гармонично развитой личности П. Лесгафт придавал школе, влияние которой на детей, по его мнению, значительно весомее родственного. Поэтому особенное значение он придавал урокам физического образования в школе. В 1888 году в своем труде „Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задания физического образования в школе” он определил содержание и построение урока физического образования для различных групп школьного возраста:

1. Для младшего возраста (7–12 лет): 1/4 урока — элементарные и сложные упражнения; 1/4 урока — ходьба, бег и метание; 1/4 урока — игры, главным образом „одиночные”.

2. Для среднего возраста (12–15 лет): 1/3 урока — элементарные и сложные упражнения с бегом, 1/3 урока — прыжки, метание с увеличением нагрузки и борьбы; 1/3 урока — игры, главным образом „одиночные”.

3. Для старшего возраста (15–18 лет): 1/2 урока — упражнения с постоянным увеличением нагрузки (прыжки, метание, борьба); 1/4 урока — вольные упражнения с обременением; 1/4 урока — игры и ремесла.

Ученый решительно выступал против использования приборов, которые „превращают руки в ноги, заставляя их неестественно держать вес всего тела. Наилучшие упражнения — бег, прыжки, метание, плавание, борьба.

Второй принцип П. Лесгафт обосновывал, руководствуясь основным требованием школы: учебное заведение должно развивать мышление у воспитанников, поэтому физические упражнения не должны быть простым повторением образцов, показанных учителем. Подитоживая сказанное выше, можно утверждать, что идеи, П. Лесгафта относительно физического воспитания в школе, имели заметное влияние на становление будущей системы физического воспитания в нашей стране.

В последующем изучении нуждается такая проблема, как теоретико-методическое наследство П. Лесгафта с целью учитывания и творческого использования историко-педагогического опыта в практике работы современной школы.

  1. Руссо Ж.-Ж. Емиль, или о воспитании. Книга II. — Л., 1983. — С. 177.;
  2. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. — Л., 1981. — С-295.;
  3. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1987. — С.340.;
  4. Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт — создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию //Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов под общ. ред. Н. И. Торопова, М. — П., 1949.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическое образование, упражнение, урок, главный образ, общеобразовательная школа, развитие, увеличение нагрузки, школа.

Похожие статьи

Урок — основная форма проведения занятий по физическому.

физическая культура, физическое воспитание, школа, физическое воспитание школьников, учебная программа, учащийся, спорт, мероприятие

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, спортивная культура, физическая культура, общеобразовательная школа, культура спорта, урок физкультуры, игра, школа, Ливан, командный вид спорта.

Образовательная направленность урока физическая культура

Образование, развитие и физическое воспитание.

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация, методология обучения, образовательно-тренировочная направленность, индивидуальный подход, двигательная.

Метод круговой тренировки как эффективное средство.

Основные термины (генерируются автоматически): круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика.

Методические особенности проведения уроков физической.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки.

Теория и методология обучения физической культуре.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная

физическое развитие, двигательная подготовленность, образовательный процесс, физическое воспитание, показатель.

Психолого-педагогические основы физического развития личности

В связи с этим происходит увеличение статистической нагрузки на определенные группы мышц, снижается сила и работоспособность мускулатуры.

Основная задача образовательной области «Физическое воспитание» звучит как гармоничное развитие психического и.

Обучение школьников проведению общеразвивающих упражнений

Роль общеразвивающих упражнений как средства всестороннего физического развития школьников общеизвестна.

Эффективность физического воспитания студентов при.

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс

физическое воспитание, спортивная культура, физическая культура, общеобразовательная школа, культура спорта, урок физкультуры.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

«История физической культуры»

«Учение П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность »

Петрушкова Татьяна Николаевна

Москва 2018 год

1 Краткая биография П.Ф.Лесгафта ……………………………………. 4

2.Стистема физического образования, изложенная П.Ф. Лесгафтом…. 5

3. Педагогическая деятельность П.Ф.Лесгафта…………………………. 7

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909).

Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давлением военного ведомства сделало ряд попыток введения в учебных заведениях гимнастики. Циркуляров, приказов и рекомендаций было много, физического воспитания же в школах фактически не было.

Безусловно были отдельные школы, где физическому воспитанию уделялось должное внимание. Но они были редкими исключениями в России.

На этом фоне прогрессивной была деятельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствующего класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкультурно – спортивные организации. Создаются и общественные учебные заведения, которые существенно компенсировали слабые стороны государственной политики в подготовке специалистов в различных областях производства, в том числе и в физическом воспитании и спорте. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, созданные П.Ф. Лесгафтом в 1896г.

Цель нашей работы: изучить основные факторы биографии П.Ф.Лесгафта, познакомиться с основными положениями и тезисами его научно-педагогического наследия.

1.Краткая биография П.Ф.Лесгафта

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) родился и получил образование в Петербурге. Свою научную и педагогическую деятельность начал после окончания С.-Петербургской медико-хирургической академии, где он и остался

работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском университете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петербург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практический опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории

В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики», которая привлекла внимание общественности и заинтересовала военное

ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятельность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии.

Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных странах.

За подписание протеста против избиения студентов на демонстрации он подвергся репрессии, в 1902 г. был выслан из Петербурга.

Важным событием в жизни П. Ф. Лесгафта было изучение методов физического воспитания. В 1874 г. ему было поручено Управлением военно-учебными заведениями военного ведомства ознакомиться с занятиями гимнастикой в западноевропейских странах. Имелось в виду внедрение этого опыта в русские офицерские школы. Программа, предоставленная П. Ф. Лесгафтом после возвращения в Петербург, не была принята, тем не менее он серьезно увлекся проблемой физического воспитания, и это наложило отпечаток на его взгляды как морфолога. С 1877 до 1882 г. он проверял свои выводы в процессе преподавания на учебно-гимнастических курсах для офицеров.

В 1905 г. он организовал на базе курсов руководителей физического воспитания так называемую Вольную Высшую школу, запрещенную правительством в 1907 г. П. Ф. Лесгафт умер в 1909 г. Выдающиеся достижения П. Ф. Лесгафта в анатомии оказались возможными благодаря его энциклопедической образованности. Он хорошо знал математику, изучал в течение 3 лет химию у проф. Н. Н. Зинина, имел глубокие познания в прикладной физике, в частности в теории сопротивления материалов. Самостоятельно овладел законами строительной техники. Его эрудиция по всем актуальным проблемам естествознания была поразительной.

2.Стистема физического образования, изложенная П.Ф. Лесгафтом.

Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафт представлял так:

I этап – следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов - 7 – 12 лет.

II этап – применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т.е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т.п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12 – 15 лет.

III этап – физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста – 15 – 18 лет.

Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях.

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование упражнений и игр как метода познания . Ученый классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:
1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.
2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.
3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель.
4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

3.Педагогическая деятельность П.Ф.Лесгафта

В своей педагогической и общественной П.Ф. Лесгафт всегда поддерживал все прогрессивное и передовое. В науке и практике Лесгафт стоял на позициях естественного материализма. В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного и физического развития человека. Основной целью педагогической системы П.Ф. Лесгафта является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», под которым он понимал систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к труду и он подготавливается к любой элементарной работе.

Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания.

Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр.

П.Ф. Лесгафт разработал классификацию физических упражнений и игр.

В своих трудах Лесгафт уделил большое внимание методам обучения физическим упражнениям.

В педагогической деятельности Лесгафта важное место занимала подготовка педагогических кадров физического воспитания. В 1877-1882 гг. он возглавлял созданные им учебно – гимнастические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армии. В1896 г. по образцу этих курсов Лесгафт открыл Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.

Велик его вклад в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.

Имя П.Ф. Лесгафта, его научно – теоретическая и педагогическая деятельность заняли достойное место в отечественной науке и педагогике. Несмотря на ряд недостатков (непонимание классового характера воспитания, отнесение педагогики к разделу биологии, отрицание спортивных соревнований и упражнений на гимнастических снарядах и некоторые другие), созданная им система физического образования отличалась оригинальностью и была передовой для своего времени.

Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Многие научные труды П.Ф. Лесгафта не потеряли своего значения и в настоящее время.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т.д. – существенно уточнялись. И все же система физического образования П.Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире.

Его именем назван один из крупнейших специальных институтов.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом.

1.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. М., 2008.-320с.

2. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: Учебное пособие ун-т. – Калининград, 2000. – 186 с.

3 . Столбов В.В. История физической культуры: Учеб. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989.-288с .

4.Физическая культура студента: Учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004.-448с.

Лесгафт прославил свое имя как ученый и воспитатель свободной творческой деятельности. В 1871 г. начал читать лекции по анатомии и физическому образованию. В 1877 г. организовал двух годичные учебно-гимнастические курсы. В 1882 г. открыл двух годичные "курсы воспитательниц и руководительниц физического образования". В эти годы им разработаны методика обучения, порядок врачебного осмотра и проведение антропометрических измерений, была создана русская научная система физического воспитания и подготовки учителей гимнастики.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

«Теория.и методика основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»

«Лесгафт П.Ф. и его вклад в систему физического воспитания в России»

Ф.И.О.студента Шахбазова Н.А.

«Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других; только эта работа человека, совершаясь целыми поколениями, ведёт к бесконечному совершенствованию человеческой личности».

Биография П.Ф. Лесгафта

Выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Создатель научной системы физического воспитания и подготовки физкультурных педагогических кадров в России, создатель и руководитель крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивный общественный деятель.

Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.

Возможно, что свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, поскольку она являлась «повивальной бабкой» и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи рожавшим женщинам. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища — Анненшуле.

Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П.А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.

Лесгафт прославил свое имя как ученый и воспитатель свободной творческой деятельности. В 1871 г. начал читать лекции по анатомии и физическому образованию. В 1877 г. организовал двух годичные учебно-гимнастические курсы. В 1882 г. открыл двух годичные "курсы воспитательниц и руководительниц физического образования". В эти годы им разработаны методика обучения, порядок врачебного осмотра и проведение антропометрических измерений, была создана русская научная система физического воспитания и подготовки учителей гимнастики. [6, с. 55-57].

Написан труд "Приготовление учителей гимнастики в Германии, Швейцарии, Италии и Австрии" (1877-1880), "Школьные типы", "Семейное воспитание ребенка и его значение", "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста".

Оборудована Биологическая лаборатория, ставшая базой для работы высшего учебного заведения по физическому воспитанию. Возглавил "Общество содействия физическому развитию". В 1896 г. получил разрешение на открытие "Временных курсов для подготовки руководительниц физического воспитания и игр".

С 1897 г. временные курсы стали называться Курсами Лесгафта. Авторитет Лесгафта позволил привлечь на курсы прекрасных педагогов того времени, прогрессивных деятелей науки, практиков по физическим упражнениям и отдельным видам спорта. Это было одно из учебных заведений, сразу завоевавшее признание мировой общественности. В 1906 г. преобразовал Курсы в Вольную высшую школу, практически ставшую первым общественным университетом России. Вольная высшая школа и действовавший при ней рабочий факультет были последним деянием Петра Францевича Лесгафта в развитии народного образования в России. "Не рецепты даю я вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего, сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и родине, достойных интеллигентных работников русского общества" - говорил он. [3, с. 42].

П.Ф. Лесгафт был по достоинству оценен современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий ум. Его имя с достоинством носит одно из известнейших высших учебных заведений России - Санкт-Петербургская Государственная академия Физической культуры.

Вклад в систему физического воспитания в России

В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек» [4, с. 25].

В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» [2, с. 15].

Так же, как и И.М. Сеченов, он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Используя при этом термин «образование», Лесгафт понимал его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у него – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П.Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». [5, с. 22-23]

Говоря о единстве духовного и физического развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Этот возраст, кстати, считают трудным и в школе, и в семье по настоящее время. Интересна его характеристика шести типов представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный), которые необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении подростков руководителями самодеятельных занятий [1, с. 15].

С позиций естественного материализма П.Ф. Лесгафт объяснял влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. Особое место в рассматриваемой работе он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорно-двигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: