В чем заключается вклад гегеля в разработку диалектики
Обновлено: 28.04.2024
Диалектика Гегеля: в чем ее суть, основные положения
Диалектика в общем ее смысле — это способ мышления, затрагивающий противоречия, которые обнаруживаются в мыслимом содержании данного мышления.
Особенности гегелевской диалектики состоят в том, что Гегель рассматривает ее как метод познания противоречий в качестве внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. Основой гегелевской диалектики становится идея о том, что все конечное на самом деле изменчиво и преходяще, потому что оно «выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». Иными словами, внутренняя противоречивость явлений является источником развития как такового.
Началом всего сущего (субстанцией) он видит Абсолютный дух (в религии это положение занимает Бог), который, существуя, должен развиваться и познавать. Проходя процесс самопознания, Абсолютный дух раскрывается во всех своих проявлениях. В конечном счете можно заявить, что развитие происходит по причине существования противоречий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Фактически концепцию Гегеля можно представить в виде следующей триады: тезис — антитезис — синтез. Определенное понятие (тезис) подразумевает противоположность самого себя (антитезис), и между ними непременно возникает противостояние, противоречие, которое приводит к синтезу (объединению тезиса и антитезиса). И этот синтез представляет собой новую ступень развития — превращается в новый тезис.
Законы диалектики Гегеля и основные категории
Таким образом, существует три главных принципа развития (движения понятий), представляющих собой всеобщие законы развития:
- Закон количественно-качественных изменений (переход количества в качество). Этот закон обнаруживает непосредственно механизм развития. Так, прежде всего в объекте происходят изменения количественные, а по достижении определенной точки начинает меняться качество объекта, то есть его суть.
- Взаимопроникновение противоположностей (противоречие как источник развития). Этот закон провозглашает единство и борьбу противоположностей, существующих в рамках одного явления или положения.
- Закон отрицания («отрицание отрицания»). Этот закон раскрывает сущность развития в виде ступеней: каждая предыдущая ступень отрицается последующей. Тезис отрицается противоположным ему антитезисом, который, в свою очередь, отрицается синтезом. Появление синтеза провозглашает собой новый тезис, и данный процесс повторяется бесконечно.
Противоречия философии Гегеля
В рамках философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. В отличие от метафизиков, Гегель рассматривал понятия в их взаимосвязи. Размышляя об основных понятиях философии и естествознания, он признает развитие и смену понятий, их связь и взаимодействие между собой и движение по направлению от простого к сложному. По его мнению, общественный прогресс имеет определенные закономерности: государство, правовые, религиозные, философские идеи и т.д. преодолели долгий путь в своем историческом развитии. Однако при этом развитие общественной жизни для него существовало исключительно в прошлом. Таким образом, его идеалистические взгляды имели консервативную направленность.
Помимо этого, собственный принцип триады (в котором в целом есть рациональное зерно) сам Гегель иногда использует в качестве шаблона, подгоняя под него конкретный материал. К примеру, им не была обоснована триада «искусство — религия — философия», он провозгласил ее как данность.
Тем не менее, диалектический метод Гегеля оказал огромное влияние на последующее развитие философской науки, имел важное значение для формирования диалектико-материалистической теории.
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ярчайшего представителя немецкой классической философии - пример того, насколько четкой и продуманной может быть философская концепция. По сути, его диалектическое учение строится на основе трех понятий, а именно, тезис - антитезис - синтез, называемых вместе триадой.
Суть концепции такая:
а) субстанцией, то есть началом всего сущего, является объективно существующая духовная сущность - Абсолютная Идея (религиозные люди поклоняются ей и называют Богом),
б) существование Абсолютной Идеи одновременно есть процесс развития и процесс познания. То есть, сказать, что она есть, то же самое, что сказать, что она развивается и познает,
в) в процессе самопознания она разворачивается в самых разных ипостасях, видах, формах, чтобы познать себя во всех возможных проявлениях,
г) развитие происходит потому, что все в мире пронизано противоречиями.
Вышеупомянутая триада показывает, как это работает. Есть некое положение - тезис. Непременно рядом с ним есть и его противоположность - антитезис. Между ними возникает противоречие, борьба. В процессе этой борьбы рождается синтез, то есть тезис и антитезис становятся единым, но при этом в процессе борьбы что-то исчезает навсегда, а что-то сохраняется и продолжает свое существование. Так обеспечивается преемственность развития.
Возникший синтез тезиса и антитезиса - новая ступень развития. Она как бы повторяет предыдущий этап, но не точно так же, а на другом уровне. Поэтому развитие можно представить в виде бесконечной спирали.
Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:
а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,
б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере - когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока,
в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом. Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности.
Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.
Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез
Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез» . Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.
Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:
Законы диалектики Гегеля
Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Итак, законов диалектики Гегеля всего три:
- Закон единства и борьбы противоположносей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Книги Гегеля о диалектике
Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.
Есть чистое бытие и чистое ничто . Переход одного из низ в другое называется становлением . Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления» .
Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .
Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее» или «нечто» . Налично сущее , выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».
Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.
* * *
Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.
Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.
Гегель исходит из того, что упрощение – необходимое условие выживания, что становится особенно актуально для современного ускоряющегося и непрестанно усложняющегося мира. Потому и создаёт Гегель свои упрощенные законы диалектики. Всего их три:
− закон перехода количественных изменений в качественные;
− закон единства и борьбы противоположностей;
− закон отрицания отрицания.
Диалектика представляет собой учение об общих принципах и законах развития общества, природы, а также и сформированный на этом учении метод познания. По Гегелю развитие представляет собой спираль - виток – цикл развития – новый виток – новый цикл развития и т.д.
Итак, рассмотрим, каковы основные законы диалектики:
1. Первый – закон единства и борьбы противоположностей. В его основе: два понятия, которые находятся в противоборстве. При этом, природа этих понятий (или объектов) – едина, а в их противоречии раскрывается их подлинная сущность, взаимное дополнение и отрицание друг друга определяет некоторое существующее противоречие, конфликт, который в итоге обеспечивает развитие этого объекта. Существование противоположностей не мешает гармоничному развитию, напротив, стимулирует его, раскрывая параметры и свойства объектов наиболее полно. Противоречие между противоположностями может быть снято уничтожением или изменением исходных свойств объектов. Либо через раскол существующей системы, в которой объекты противопоставлены друг другу.
2. Второй закон – закон перехода количественных изменений в качественные. Изменение качества происходит в том случае, когда отдельные количественные характеристики преодолевают определённую границу. Гегель выделяет в том числе меры и категории качества, предполагая, что качество есть «начальная ступень бытия идеи». Гегель характеризует качество как «тождественную с бытием внутреннюю определенность». Качество предмета выражается через его свойства. А под свойством предмета следует понимать способность этого предмета вступать во взаимодействие с другими предметами и явлениями. Качество, фактически, представляет собой стабильную и определенную систему характеристик, которые, по Гегелю, тождественны бытию. Количество характеризует исчерпаемые ресурсы или параметры, т.е. представляет некоторую множественность и конечность, связанную с количеством. Гегель вводит также понятие меры, под мерой он понимает единство (сбалансированную систему между качеством и количеством, т.е. некоторое равновесное положение). Изменения перехода количества в качество – это вечные изменения, для иллюстрации непрестанности изменений можно привести в пример эволюционное развитие.
3. Закон отрицания отрицания звучит примерно так: новое существует до тех пор, пока не станет старым и не будет, соответственно заменено на нечто, что впоследствии точно так же устареет. Гегель отталкивает от первоначальной теории о спиралевидном развитии. Отрицание есть необходимость развития вообще. Без отрицания развития нет. Отрицание предполагает уход от старого и наделение текущего предмета новыми параметрами, переход из одного качественного состояния к другому. Но отрицание есть не простое уничтожение – это своего рода «отталкивание», ход от противного. В том числе, отрицание включает в себя триединство:
Гегель в том числе проработал и основные категории диалектики:
− содержание и форма;
− всеобщее, единичное, особенное;
− действительность и возможность;
− явление и сущность;
− необходимость и случайность;
− причина и следствие.
Как вы видите, все эти категории вам знакомы. Стоит включить сюда и бинарность, ммножественность, уравновешивающее, сходящееся, разветвляющееся, цикл, вероятность, целостность.
Однако, не смотря на то, что законы диалектики Гегеля столь просты и понятны и применимы, на наш взгляд, ко многим явлениям, они все же являются следствием непосредственного и сознательного упрощения. Упрощение, даже примитивизация явлений – естественный способ человека выживать, в ходе естественного отбора его прошли те, кто быстро оценивал среду: друг или враг, хороший или плохой, опасно или нет. И потому бинарность и даже однополярность мышления – это естественное свойство человека, эволюционно подкрепленное. Но когда человек вышел из сугубо естественно-природного развития и начал познавать себя как существо социальное, он выяснил, что многие явления не поддаются бинарному анализу и не могут быть познаны в рамках законов диалектики. Не все количественные изменения переходят в качественные (например, рост сейсмичности территории влечет за собой лишь количественные последствия), не все явления и предметы являются противоположностями и функционируют в рамках противопоставлений, например, существует множество форм взаимодействия в симбиозе и партнёрстве. Некоторые живые организмы функционируют в нейтрализме, не влияя друг на друга. Противоборство не всегда ведет к развитию – иногда оно приводит просто к уничтожению вида. Равно как и закон отрицания отрицания может завести отдельную ветвь развития в тупик, новшество может оказаться хуже предшествующего, старая система может оказаться лучше новой и тогда произойдёт либо откат до прежнего состояния, либо затухание развития системы и прекращение ее функционирования вообще. Так, множество явлений мира слишком сложны, чтобы их можно было описать лишь в пределах упрощенных законов диалектики.
«Диалектика есть искусство (или же трюк)
взять две стороны и к ним приделать проблему».
Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».
Диалектика — это.
Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.
Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).
В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.
Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:
Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.
- Стихийная наивная диалектика древнего мира.
- Идеалистическая диалектика Гегеля.
- Материалистическая диалектика Маркса.
Стихийная диалектика античных философов
Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:
основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.
Искусство спора. Диалектика Сократа
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.
Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.
Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:
-
. «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. За этим кроется факт, что человек, стремящийся к познанию истины, должен быть открыт к новому, не быть самонадеянным и закостенелым. Ирония для Сократа – насмешка над самонадеянностью.
- Майевтика. Истина рождается в ходе отбрасывания фальшивых, ложных представлений. Это похоже на чистку лука от шелухи. Сократ называл себя акушеркой, потому что принимал роды истины у своих учеников в ходе диалогов с ними. Родить истину может только сам человек, пропустив ее через себя, задача преподавателя – помочь истине родиться.
- Индукция. Недостижимость истины провоцирует непрерывное движение к ней.
Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.
Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.
Средние века и Ренессанс (что это?) дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.
Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.
Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез
Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.
Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.
Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.
Законы диалектики
Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.
-
Закон перехода количественных изменений в качественные.
«Как происходит развитие?»
На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.
Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
«Что является источником развития?»
Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.
Пример: день и ночь образуют сутки.
«Куда направлено развитие?»
Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.
Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.
Материалистическая диалектика Маркса
«У Гегеля диалектика стоит на голове.
Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
под мистической оболочкой рациональное зерно».
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.
Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.
- Понимание мира как целостной системы.
- Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
- Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
- Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
- Единичное и общее.
- Сущность и явление.
- Содержание и форма.
- Часть и целое.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность и действительность.
Современное восприятие диалектики
Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.
«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».
Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.
Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.
Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.
Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.
«Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона» — очень интересно узнать, где же Гегель сформулировал эти законы? — Может быть, приведёте цитату? — Или Вы путаете Энгельса с Гегелем? — Или не читали Гегеля вовсе? Ох уж эти марксисты-недоучки!
Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.
Добрый вечер, Дмитрий. Не только Вы упростили — это было бы не столь печально. У марксистов нет ни одного научного труда по философии или логике не случайно — невозможно какими-либо представлениями (не важно, какими именно, важно то, что они так и остаются всего лишь представлениями) познать процесс движения мышления, разумный процесс. К сожалению, марксисты-ленинцы так и не научились различать рассудок и разум, общее и всеобщее. Рассудок оперирует конечными определениями, не понимая их природы. Общее есть общее лишь для сравнивающего рассудка, всеобщего же рассудок не осознаёт. Разумное движение невозможно уложить в тесные рамки «законов», даже «наиболее общих законов природы и общества».
Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.
мальчик вадим, до тебя было десятки тысяч марксистов и не марксистов, но диалектика у них общая!ты в их компании был бы лишним.
Автор статьи
Читайте также: