Вклад а байтурсынова в развитие казахской лингвистики 9 не менее 2 х фактор

Обновлено: 26.04.2024

5 сентября в нашей стране с 2017 года отмечается День языков Казахстана. Он был утвержден в числе главных знаменательных праздников государства Постановлением Правительства № 689 от 31.10.2017 «Об утверждении перечня праздничных дат в Республике Казахстан» и приурочен к дню рождения выдающегося казахского просветителя, ученого и государственного деятеля Ахмета Байтурсынова, прозванного в народе «Ұлт ұстазы» («Учителем народа») за свою подвижническую, просветительскую, самоотверженную деятельность во благо народа.

Его по праву можно отнести к тем выдающимся людям Казахской степи, которых называли «Сегіз қырлы, бір сырлы» (Восемь качеств, сочетающихся в одном). Он был талантливым литературоведом, глубоким мыслителем, искрометным публицистом, самоотверженным политиком, пытливым ученым, замечательным организатором и заинтересованным в прогрессе своего народа общественным деятелем. Это был человек энциклопедического ума и незаурядных способностей, любивший жизнь и неравнодушный к судьбе окружавших его людей. Он заражал всех окружающих своей неиссякаемой энергией и глубоким смыслом деятельности. Насыщенная событиями жизнь Ахмета Байтурсынова и сегодня восхищает людей и пробуждает желание жить и творить!

Не смотря на драматичные события «эпохи перемен», которые происходили в жизни нашего народа, да и на всем пространстве Евразии, его жизнь трудно назвать конъюнктурной, хотя он всегда был на острие самых животрепещущих общественных проблем. При этом его участие в общественной жизни было достаточно последовательным и основательным. Каждый из проектов, как сказали бы сейчас, он доводил до предельной степени совершенства и завершенности. В этом был весь Ахмет, — «светящийся в ночной степи, метеор!»

К числу самых важных «дел его жизни» можно отнести три крупных начинания и смысла: это издание совместно с Алиханом Букейхановым и Миржакипом Дулатовым, газеты «Қазақ», которая для своего времени и всего казахского народа стала рупором просвещения и образования целой нации; создание арабской графики казахского языка «Төте жазу» и участие в деятельности правительства «Алаш-Орды». Конечно, были и еще «знаковые события» в жизни Ахмета Байтурсынова, однако именно эти оставили глубокий след в жизни казахского народа, сделав его выдающимся сыном своей страны, мечты о независимости которой он пронес через всю жизнь.

В газете «Қазақ» печатались глубокие по содержанию и разнообразные по тематике материалы, открывавшие широкие горизонты познания для пытливого, возрождающегося казахского общества того времени. Можно сказать, что благодаря этому изданию казахи сделали очень важный шаг на пути к становлению современной цивилизованной нации.

Традиционный кочевой казахский «ұзын құлақ» благодаря этой газете превратился из средства передачи информации в орган воспитания и широкого просвещения нации. В качестве символа газета использовала изображение юрты — один из главных символов казахского народа. «Түндүк» этой юрты был открыт с западной стороны, а на дверях было написано слово «Қазақ» (изначальная этимология слова, наряду с самоназванием нашего народа, означает — «вольный, свободный» — прим. авт.). По словам представителей казахской интеллигенции, это означало желание, чтобы «у казахов получило распространение европейская наука и искусство; чтобы газета «Қазақ» стала для казахского народа окном в культуру, и, одновременно, охранителем (от вреда) чужих».

Удивительно, как за пять лет деятельности газеты, благодаря выпущенным в 265 номерах, материалам, изменилось не только содержание издания, но и само качество народа. Это была трибуна пробуждения национального самосознания казахского народа. Газета «Қазақ», общественно-политическое и литературное издание стало сначала еженедельно, а, затем, дважды в неделю с 1915 года, выходить в Оренбурге со 2 февраля 1913 года. Общий тираж газеты составлял сначала 3000 экземпляров, но по некоторым данным достиг 8000 в пик своей популярности. В Петербургском Центральном Государственном Архиве сохранился циркуляр согласно которому газете «Қазақ» определялась следующая тематика издания:

В своем первом обращении к читателям редакция объявила, что «Наша газета имеет многоцелевую направленность — собрать наиболее интересные материалы отовсюду и опубликовать их на казахском языке, тем самым дав возможность развитию родного языка. В связи с чем, будут приниматься материалы казахских пословиц и поговорок, стихи и афоризмы, мудрые изречения биев и острословов, песни и сказания народа».

Как мы видим, газета выполняла исключительную функцию как по широкому просвещению народа, так и развитию и популяризации казахского языка. Именно газета «Қазақ» внесла свой вклад в развитие письменного, литературного казахского языка, который из обиходной, бытовой и устной речи на глазах становился на один уровень с мировыми языками.

Говоря о значении Ахмета Байтурсынова в этом деле, следует сказать, что именно он возглавил работу по фактическому созданию литературного, письменного (на основе арабской графики) казахского языка. Именно с этого началось и созидание казахской нации, как самосознающей себя культурной общности в условиях современного цивилизованного развития. Об этом сам казахский мыслитель писал так: «Нация, разговаривающая на своем языке, пишущая на своем языке, ни­когда не исчезнет. Самый мощный фактор, способствующий сохранению или исчезновению нации, это – язык. Вместе с исчезновением язы­ка исчезает и сам народ. Те, кто хочет присоеди­нить к своей нации другой народ, первым делом стремятся к уничтожению языка этого народа».

Другой представитель нашей интеллигенции того времени, поэт, «казахский Пушкин» Магжан Жумабаев так оценивает значение казахского языка в становлении нашего народа как нации: «Нация, лишенная языка, не может долго быть нацией в этом мире. Такая нация обречена. Пер­вое условие жизненности нации – наличие язы­ка. Ослабление языка нации говорит о начале ее исчезновения. Для нации ничего не может быть дороже ее языка. В языке народа как в зеркале находят отражение менталитет, история, быт, ха­рактер этой нации… В языке народа, как в зеркале, четко отража­ются земля, история, быт, характер этого наро­да. В казахском языке проглядывается все – раз­дольная степь казахов, их история, то размерен­ная как тишина безветреной ночи, то бурная как смерч, их кочевой быт, спокойный, терпеливый, сдержанный характер. Широка степь казахская, богат и язык казахов».

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, фактически, «Академию Наук» того времени, задача которой заключалась в координации работ в области просвещения; ликвидации неграмотности, разработки программ по начальному, среднему образованию, системы программ для высших учебных заведений; руководство в области литературы и искусства; оказании теоретической и методической помощи учебным заведениям, политико-просветительским учреждениям, издательскому делу, архивам, музеям и научно-исследовательским учреждениям. Она была создана в августе 1921 года при Наркомате народного просвещения КазАССР для организации научно-исследовательских работ. Под руководством А.Байтурсынова Академический центр организовал работу по разностороннему исследованию Казахской степи, регулировал издание необходимых книг, программ и учебников для казахских школ, оказывал содействие, в подготовке научно-педагогических кадров.

Его особенный вклад, помимо научно-организационной работы, заключается в реформировании казахской письменности на основе арабской графики. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит получил название «Жаңа Емле» («Новая орфография»). Им были разработаны основы современного казахского языка и научная терминология казахской грамматики. Он создал учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Как известно, использовавшееся до реформы арабское письмо без обозначения гласных представляло определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой.

По мнению знаменитого российского лингвиста, профессора Е.Д. Поливанова это решение проблемы было «просто гениальным», позволявшим казахскому языку без особого труда превратиться в полноценный язык с аутентичной графикой.

Однако, проекту Байтурсынова не суждено было сбыться, началась латинизация (1928) и кириллизация (1940) тюркских языков в СССР. Позиция Байтурсынова, который был сторонником арабской графики казахского языка, была непреклонной. Вместе с тем, интересна и его «формула построения алфавита», озвученная им 10 декабря 1926 года на дискуссионном совещании, проходившем в Кзыл-Орде: «Алфавит есть ни больше ни меньше лишь комплект условных знаков, служащих для изображения основных звуков речи какого-нибудь языка. Чем полнее и точнее передает алфавит элементы речи, чем легче по нему учиться грамоте, чем более удобен для чтения и письма, чем лучше приспособляется к усовершенствованиям техники, тем он считается лучшим. Следовательно, алфавит есть предмет, вполне поддающийся рассмотрению и определению его качества со стороны достоинства и недостатков…» Полагаю, что эта объективная установка «Учителя народа» должна быть взята и нами для окончательного выбора графики казахского языка, особенно в контексте нынешних дискуссий о переходе на латинскую графику.

Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, в 1909-1911 годах. Он проявил себя как большой энтузиаст по сбору, анализу и публикации образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, в 1926 году выпустил книги «23 причитания» и «Литературоведение». Последнее исследование стало первым и классическим по истории казахской литературы.

Байтурсынову принадлежат материалы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные также в 1926 году и ряд учебников для обучения детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» 1912 года, «Пособие по языку» 1914 года, «Азбука» 1924 года, «Новая азбука», опубликованная в 1926-1928 годах и методическое пособие «Баяншы» 1926 года. Таким образом, он проявил себя как большой популяризатор науки и педагог, по учебникам которого обучались дети. Это говорит о том, что в Казахстане имеются все предпосылки для дальнейшего развития научных направлений и школ в сфере лингвистики казахского языка, национальному литературоведению и фольклористики. При этом начала, заложенные нашим великим соотечественником, нисколько не уступают, а во многом превосходят международные аналоги.

Важнейшей гранью жизнедеятельности Ахмета Байтурсынова является его неравнодушная гражданская позиция и активная политическая деятельность в качестве одного из лидеров правительства «Алаш-Орды». «С конца 1917 г. по 1919 г. работал в Алаш-Ордынской организации» — этой предельно лаконичной фразой ограничивается А.Байтурсынов в автобиографии от 4 июля 1924 года, хранящейся в архиве Президента Республики Казахстан. Но за этой бесстрастной формулировкой стояли очень напряженные, богатые крутыми событиями дни и месяцы жестокой борьбы за образование национальной партии «Алаш» и создание автономной республики «Алаш-Орда».

Он жаждал освободить свой народ от великодержавного гнета и поэтому Февральскую революцию 1917г. принял с большим воодушевлением. Совместно с соратниками по партии «Алаш» им была разработана буржуазно-демократическая программа, основной целью которой наряду с созданием Алашской Автономии ставилась цель проведения либерально-демократических реформ, способных создать условия для модернизации жизни казахского народа. Однако, после победы большевиков в России, лидеры «Алаша», понимая необходимость ведения переговоров с ними об Автономии, признали Советскую Власть.

После создания высшего руководящего органа советской власти в Казахстане — Революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем, 24 июля 1919г. Ленин подписал мандат о назначении Байтурсынова его членом. И Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться верным своей позиции. Он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики. Свою позицию по вопросу лояльности к Советской власти в послании к Ленину от 17 мая 1920г. Байтурсынов изложил так: «У казахов имеется известная часть интеллигентов, которым народ вполне доверяет и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоды не продадут».

О главной благородной цели алашской интеллигенции – служении народу – отчетливо излагал в своем письме, известном в истории — «Ұрпаққа хат» (Письмо потомкам), из Бутырской тюрьмы в январе 1929 года другой деятель «Алаш-Орды» Миржакып Дулатов: «Я считал своим долгом помочь своему порабощенному, угнетенному народу вырваться из этого рабского положения…Не думаю, что смог вовремя предвидеть события в политической сфере; то, что преподносят сейчас, как борьбу против советской власти, всего лишь мое желание видеть казахскую нацию самостоятельной, независимой, счастливой».

Время деятельности лидеров «Алаш-Орды» было весьма противоречивым, поэтому судить об этом стоит исходя из реалий этого непростого исторического времени и конкретных поступков людей. В этом отношении, не смотря на безусловные заслуги Ахмета Байтурсынова перед народом, в июне 1929г. он был арестован по обвинению в национализме. Вслед за ним взяли под стражу большую группу его единомышленников и последователей. В 1930 году А.Байтурсынов был приговорен к расстрелу, в 1931г. этот приговор заменен ссылкой на 10 лет в Архангельскую область. В 1934г. его досрочно освободили, в октябре 1937г. вновь арестовали и 8 декабря 1937г. расстреляли. Спустя 50 лет, 4 ноября 1987г. Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал А. Байтурсынова.

В своей книге «В потоке истории» Первый Президент Казахстана — Лидер Нации Н.А.Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей «Алаш-Орды»: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии Алаш, сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».

Не смотря на трагическую, полную драматизма, судьбу, Ахмет Байтурсынов останется в памяти потомков как самоотверженный национальный герой, который всю свою жизнь посвятил служению своему народу, чья воля к победе была непоколебима.

Последние слова Ахмета Байтурсынова звучали так: «Әдебиетті ешкім мақтаныш үшін жазбайды, ол мінезден туады, ұлтының қажетін өтейді сөйтіп…» («Никто не пишет литературу из гордыни, творчество зависит от характера и подчинено потребностям нации…»). Нетрудно заметить, что его цитата созвучна словам Алихана Букейханова: «Ұлтқа қызмет ету білімнен емес, мінезден» («Служба нации зависит не от образованности, а от силы характера»). В подтверждение этому можно привести и слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости».

Судьба Ахмета Байтурсынова чем-то мне напомнила судьбу нашего национального казахского языка. Такой же блеск, красота и глубина, неспешное течение беседы, яркая проявленность во время поэтических баталий и… краткосрочное забытие. А затем вспышка надежды на возрождение…

Герой Второй Мировой Войны Бауыржан Момыш улы так пишет о казахском языке: «Наш родной язык – сущность нашего народного достоинства и государственности, нержавеющий стержень. Не знать родной язык, который мы впитали с молоком матери – значит, предать за­бвению всех своих предков, всю нашу историю».

Я надеюсь, что не только в этот знаменательный день — Дня Языков, а навсегда мы запомним кто мы, откуда произошли, на каком языке нас вскормила мать и кому мы обязаны нашему благополучию в новом независимом Казахстане.

Айдар Амребаев, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета Науки МОН РК.

Kutsmo

1) Его перу принадлежало первое учебное пособие по казахскому языку “Тiл — құрал”, в котором дано определение лингвистическим понятиям.

2) Байтурсынов был известен как основоположник алфавита на основе арабской графики и основатель теории казахской литературы.

3) Ахмет Байтурсынов являлся автором первого букваря, написанного в 1912, но переизданного до 1925 года несколько раз.

Новые вопросы в История

Помогите с сложным планом. Тема " Китай в эпоху Нового времени". План 1. Упадок династии Мин. 2. Маньчжурское завоевание Китая. 3. "Закрытие" Китая. 4 … . Духовный мир китайцев.

Чи відрізнялися сімейні традиції та звичаї в різних верств населення і в різ них регіонах? Поясніть свою думку на прикладах документів і фотографій з … весільних обрядів. У чому полягала суспільна роль традицій і обрядів?

ДАЮ 25 БАЛЛОВПЖ ПОМОГИТЕ СРОЧНО ПЖ ПЖ ПЖЗадание 1.Расположите правителей в хронологической последовательности их правления: Святослав; Иван II Красный … ; Игорь; Владимир I; Юрий Долгорукий.Задание 2.Дать понятия терминам:Казна – Кормление – Поместье – Наместник –Посад – территория за пределами кремляЮрьев день –Задание 3.Назовите мероприятия, которые провел Иван III в своем государсте ( параграф 26).Задание 4.Какие территори были присоединены к Москве в XV в.?задание 5.Что вам известно о данном изображении?

Пж помогите Усиление Казахского ханства при хане Хакназаре 1. Выделите основные признаки, почему хан Хакназар потерял большую часть Жетысу А) грабите … льские походы ойратов на Жетысу; Б) неудачи в войне с Могулистаном: В) неудачи в войне с Ак Ордой 2. Выберите правильный ответ: распад, какого государства придвинул границы Русско государства к Казахскому ханству А) ханство Шайбани; Б) Ногайская Орда; В) Могулистана 3. Выделите основные признаки причины ослабления Казахского ханства А) экономический кризис; Б) усиление феодального гнета; В) присоединение новых террит 4. Вставьте пропущенные слова: Собрав большое войско, узбекский хан . в 1579 году начал поход против. Казахский хан Хакназар поддержал.. Благодарный. подарил Хакназару несколько владений в Туркестанском регионе. Укрепление казахского ханства при хане Тауекеле. 1. Выделите важнейшие признаки: Затяжная война между династией Шайбанилов и казахским ханством привела: А) к упадку земледельческого и кочевого хозяйства: Б) затормозила развитие городов: В) к обнищанию населения 2. Выберите правильный ответ: За уничтожение своего главного врага - Баба - султана хан Абдаллах подарил султану Тауекелу: А) г. Ташкент: Б) округ Африкент: В) Отрарский регион 3. Установите связь между фактами Осада Бухары, тяжелое ранение хана Тауекела: А) никак не связаны: Б) во время осалы Бухары, хан Таукел получил тяжелое ранение: В) осада Бухары закончилась победой казахских войск, но хан Таукел получил тяжелое ранен Казахское ханство при хане Есиме 1. Соотнесume: А) казахско-бухарское сражение в местности Айгыржар произошло Б) бухарские войска возглавил хан Имамкули, после поражения заключил перемирие с ханом Есимом: В) хан Имамкули напал на районы Каратау и Аспары: Г) хан Есим захватил Самарканд и разгромил отряды Бухарского ханства 1) 1613; 2) 1603; 3) 1602; 4) 1612 2. Соотнесume: А) казахский султан Кул-Мухаммед правил: Б) султан Абылай правил: В) хан Абд ар Рахим правил; Г) хан Абак правил 1) в Жаркенте: 2) в Турфане: 3) близ Ташкента; 4) в Андижане 3. Оцените утверждение: Хан Есим внес много новшеств во внутреннюю и внешнюю политику ханства. С его именем связывают создание Уложения степных законов, известных как «Исконный путь хана Есима A) верно: Б) неверно​

ДАЮ 25 БАЛЛОВ СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПЖ ПЖ ПЖ Задание 1. Расположите правителей в хронологической последовательности их правления: Святослав; Иван II Красный … ; Игорь; Владимир I; Юрий Долгорукий. Задание 2. Дать понятия терминам: Казна – Кормление – Поместье – Наместник – Посад – территория за пределами кремля Юрьев день – Задание 3. Назовите мероприятия, которые провел Иван III в своем государсте ( параграф 26). Задание 4. Какие территори были присоединены к Москве в XV в.? задание 5. Что вам известно о данном изображении?

Байтурсынов - образец истинной преданности народу

В конце тридцатых годов XX века по Казахстану прокатился каток Большого террора. Он затронул жизни многих политических и общественных деятелей. Попал под репрессии и Ахмет Байтурсынов. Его биографии можно дать заголовок «Борьба против невежества и несправедливости». Что преодолел великий просветитель и чем мы ему обязаны, об этом далее.

Ахмет Байтурсынов: биография ученого

Знаменитый лингвист, литературовед, тюрколог и видный общественный деятель начала XX века родился 5 сентября 1872 года. Его мать и отец были простыми крестьянами, которые воспитывали еще троих сыновей.

Под пятой царской России жилось не сладко, а о справедливости не было и речи. Ахмету пришлось убедиться в этом на примере собственной семьи. В 1885-м к ним в аул в Тургайском уезде с рейдом нагрянули полицейские. Возглавлял их «пес режима» полковник Яковлев.

Нелюди устроили погром. Под видом обысков забирали все, что понравится. Глядя на это, отец будущего ученого вместе со старшими сыновьями надавал полковнику по лицу. К сожалению, с рук им это не сошло.

Трусливая собака пожаловалась на справедливые действия мужчин, за что тех отправили в Сибирь на пятнадцать лет. Видимо, тогда в Ахмете зародилась жгучая ненависть ко всем проявлениям несправедливости.

Оставшись без отца, Ахмет, несмотря катастрофическую нехватку средств, сумел получить образование. Основу знаний он почерпнул у деревенских мулл, затем благодаря родне окончил два класса русско-казахского колледжа.

После этого Ахмет Байтұрсынов решает стать учителем и поступает в специализированную школу, которую основал великий просветитель Ибрай Алтынсарин. Через четыре года двадцатитрехлетний Ахмет отправляется в свободное плавание.

Борьба за права и свободу казахского народа

В 1895 году Байтурсынов начал преподавать. Он работал в аульных школах и областных училищах до 1909 года. В этот период ученый интересуется политикой.

Впервые он привлек внимание властей в 1905-м, когда вместе с соратниками составил петицию, в которой выдвигалось требование предоставить казахам свободу вероисповедания, позволить выпускать газеты; поднимались вопросы судебной системы и местного самоуправления. Кроме того, декларировалось снижение потока переселенцев и прекращение отъема земель у казахского народа. По некоторым сведениям, под этим документом подписалось 14,5 тысяч человек.

Тогда ему это простили. Однако через два года вспомнили. Ахмета бросили в застенки за открытую критику царизма. В 1909-м Байтурсынов снова стал узником семипалатинской тюрьмы, причем на этот раз за разжигание межнациональной розни и пропаганды автономии. Суда не было, однако выпустили его только через восемь месяцев.

Но власть не успокоилась: Ахмета лишили родины, выслав из Казахстана. Поэтому в 1910-м они с женой Бадрисафой вынужденно переезжают в Оренбург. За несколько лет он познакомился с видными политическими и литературными деятелями того времени — Алиханом Букейхановым и Мыржакыпом Дулатулы.

Вместе они основали издание «Казах», которое с 1913 по 1918 годы было главной политической и научно-литературной газетой. На ее страницах освещались вопросы культуры и грамоты казахов, перехода к оседлой жизни, несправедливой передачи плодородных земель российским переселенцам.

Основание партии и жизнь при Советах

В 1917 году, после падения царской власти в России, многие казахи, включая Байтурсынова, вздохнули с облегчением, ведь Февральская революция дала надежду на самоуправление и избавление от гнета. Воспользовавшись моментом, Ахмет со своими сподвижниками создал партию «Алаш», которая стала во главе новой автономии Алаш-Орда.

Это государство просуществовало до 1920 года, пока не было вынуждено перейти под контроль СССР. После этого Алаш-Орду ликвидировали как государственное образование. Всех родоначальников автономии амнистировали, однако к концу 1930-х мало кто из них остался в живых.

В 1919 году Ахмет получил должность заместителя главы Советского народного комиссариата и вступил в ВКП (б). Через год написал письмо самому Ленину с жесткой критикой политики советской власти в отношении Казахстана. В это же время он стал членом РКП (б), однако покинул ряды коммунистов из-за непреодолимых разногласий.

Между 1921 и 1928 годом вел активную управленческую и научно-просветительскую деятельность. Один год проработал народным комиссаром по вопросам образования в Казахстане. До 1925-го — председателем научно-литературной комиссии. Все это Байтурсынов совмещал с преподаванием истории, казахского языка и литературы.

Ужас начался в 1929-м, когда коммунисты начали мстить основателям Алаш-Орды за контакты с белогвардейцами и расстрел красного командира Амангельды Иманова. Под этот пресс попал и Байтурсынов. Его обвинили в подготовке вооруженного переворота в Казахстане и распространении антисоветских идей. Вместе с соратниками его посадили в Бутырку и приговорили к смертной казни.

Через три года расстрел смягчили до десяти лет тюрьмы, еще через год — до трех лет ссылки. В 1934-м за Ахмета попросила Екатерина Пешкова — жена Максима Горького.

В письме видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова, адресованного Пешковой, он называет Ахмета Байтурсынова "Кириллом и Мефодием своего народа".

"Он Б[айтурсунов].А[хмет]., патриот, националист. При старом режиме сидел в тюрьме 10 м[е]-[cя]цев месяцев и выслан за пределы степного края на 5 лет.
Он редактор, издатель и создатель единственной тогда казахской газеты “Казак” . 1913-1918г. в старое время не было казака, который не читал и не знал этой газеты. Когда в 1916г. Оренбургский губернатор трижды оштрафовал “Казак” на 4500 руб[лей]., то эти деньги переводились читателями по телеграфу долями по 5,10, 50 ,100 руб[лей]. и спасали от тюрьмы редактора Аханг (ласкательное от Ахмета)
Судьба Б[айтурсунова].А[хмета], сходна с судьбой Н.Г. Ч[ернышевского], как он Б[айтурсунов].А[хмет], бесстрашный пророк своих убеждений, как он, кабинетный работник, как он-страх власти. Я знаю Н.Г. Ч [ернышевского] и не боюсь с ним сравнивать Б[айтурсуновым].А[хметом], так как его так же знаю. Все это я мог бы написать в ОГПУ если б[ы] не состоял в его попечении с 1925 года. ОГПУ мои слова приметь в обратном значении. Б[айтурсунову] 61 год, но он мог бы еще поработать в пользу каз[ахского] языка" , - говорится в письме.

После этого Байтурсынова освободили, не дожидаясь окончания срока заключения.

Выйдя на свободу, Ахмет вместе с женой и тремя приемными детьми переехал в Алма-Ату. Там они спокойно жили до 1937 года, пока по СССР не прошлась вторая волна репрессий. Его около года держали в казематах.

На одном из бесконечных допросов на вопрос чекиста о приверженности власти Байтурсынов ответил: «Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания». В начале зимы 1938 года его расстреляли.

Ахмет Байтурсынов: литературно-научная деятельность

Пока НКВД не взяло Байтурсынова в оборот, он вел активную научно-исследовательскую деятельность в области литературы. Его первая работа увидела свет в 1909 году. Это был сборник «Сорок басен» с оригинальной адаптацией сюжетов Крылова, Эзопа и Абая. В этих текстах Байтурсынов критиковал имперские замашки царской России, бичевал гнет и насилие властей в отношении казахского народа.

В 1911 году выходит «Маса» — один из самых значимых трудов Ахмета Байтурсынова. В поэтическом сборнике отражена идея о построении высокообразованного и культурного общества. Ахмет призывает искоренять невежество, халатность и равнодушие. Эта книга подняла казахскую литературу на новый уровень.

Первую литературно-исследовательскую работу Ахмет провел в Оренбурге. Ее результат опубликовали в издании «Казах». Ученый рассматривал влияние духовного наследия Абая на казахскую культуру, раскрывал огромную значимость произведений великого поэта. Развивая идеи поэта о демократическом устройстве общества, Ахмет положил их в основу профессиональной журналистики Казахстана.

В 1926-м Байтурсынов издал научно-теоретическую работу «Әдебиет танытқыш» (рус. — «Литературоведение»). В ней он дал четкие определения теории и критики литературы, истории и методологии. Это был первый фундаментальный исследовательский труд казахской литературы.

Ахмет Байтурсынов значительно повлиял на развитие лингвистики и образования. Он известен как основоположник нового алфавита на основе арабской графики. Ученый предложил ставить перед каждым словом знаки, которые бы помогали правильно передавать гласные звуки, учитывая казахскую фонетику. Проект был назван «Ясное письмо», однако после начала латинизации тюркских языков в 1929 году его заменили на яналиф.

В 1912-м ученый выпустил иллюстрированный букварь, который несколько раз переиздавался. Через два года он эволюционировал в полноценное пособие по изучению казахского языка, в которое вошли разделы морфологии, фонетики и синтаксиса. В нем же впервые представлены грамматические термины.

В середине 1920-х Ахмет написал несколько методологических работ для учителей: руководство «Тiл жұмсар» и пособие «Баяншы».

Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве Абая нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении. “Әдебиет танытқыш” (1926) — первый фундамент научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука.

В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия, термины, категории, например, такие как: искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение — сказание “Ер Сайын” (1923) и сборник “23 жоқтау” (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926). Байтурсынов — основоположник казахской профессиональной журналистики.

Развивая идеи Абая о демократичном обустройстве общества, газета “Қазақ” пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социального-политического характера, образования, просвещения и быта нас.

Байтурсынов — автор и реформатор нового алфавита, который на основе арабские графики был адаптирован к казахскому язsre и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности. “Оқу құралы” (“Учебное пособие”, 1912) — один из первых букварей, написанных на казахском языке.

В 1923 в Оренбурге и Ташкенте торжественно отмечалось 50-летие Байтурсынова Известные деятели С.Садвакасов, С.Сейфуллин, М.Ауэзов, М.Дулатов, Е.Омаров высоко оценили его вклад в развитие науки, культуры и просвещения.

Поражает, какой силой духа обладал Ахмет Байтурсынов. Он не сломался под давлением царских и советских властей, не предал свои идеалы даже перед лицом смерти.

Ахмет Байтурсынов

Государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения.

БАЙТУРСЫНОВ Ахмет (Ахмет Байтурсынулы) (28.01.1873, ныне а. Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области — 08.12.1938, Алматы), государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века.

В 1895—1909 работал учителем в русско-казахских школах гг. Актобе и Костанай, заведовал городским училищем в Каркаралы.

Политическая деятельность Байтурсынова начинается с 1905. Он один из авторов Каркаралинской петиции, под которой подписались 14500 человек. В ней поднимались вопросы местного управления, суда; изменения системы народного образования; свободы совести и вероисповедания; выпуска газет, открытия типографий; принятия новых законов.

1 июля 1909 Байтурсынов арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании нацинальной вражды между русскими и казахами. Царскими властями принимается решение о его выселении из Казахстана.

С 9 марта 1910 вплоть до конца 1917 Байтурсынов живет в Оренбурге. Вместе с А.Бокейхановым, М.Дулатовым Байтурсынов издавал первую общенациональную газету “Қазақ”, которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегла от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.

В январе 1916 Байтурсынов — участник заседания мусульманской фракции Госдумы. Свою точку зрения на отношение народа к Феврале и Октябре революциям Байтурсынов сформулировал так: “Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении”. Осторожное отношение казахов к Октябрской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества. Байтурсынов, Бокейханов и Дулатов — создатели партии “Алаш” и правительства Алашорды, “отцы” казахской национальной государственной идеи.

В марте 1919 Байтурсынов направлен в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года назначен заместителем председателя Совнаркома.

В 1920 Байтурсынов написал письма В.И. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане. В качестве члена Казревкома принял активное участие в установлении границ между Казахстаном и Россией.

В апреле 1920 Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920—1921 — нарком образования КазАССР. В 1922—1925 возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью: в 1921—1928 преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.

2 июня 1929 в Алматы вместе с другими членами Алашорды Байтурсынов был арестован и переправлен в московскую Бутырскую тюрьму. 4 апреля 1930 ему предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в Казахской степи. Байтурсынова приговорили к расстрелу.

В феврале 1931 приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 — на трехлетнюю ссылку в Архангельск.

В 1934 Байтурсынов досрочно освобожден и возвратился в Алматы.

8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: “Мой идеал — по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание”.

8 декабря 1938 Байтурсынов был расстрелян. Первая книга Байтурсынова “Қырық мысал” (“Сорок басен”) вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге “Маса” (“Комар”, 1911) — приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.

Статья “Главный казахский поэт” — одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений. Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве Абая нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении.

“Әдебиет танытқыш” (1926) — первый фундамент научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия, термины, категории, например, такие как: искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение — сказание “Ер Сайын” (1923) и сборник “23 жоқтау” (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926). Байтурсынов — основоположник казахской профессиональной журналистики. Развивая идеи Абая о демократичном обустройстве общества, газета “Қазақ” пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социального-политического характера, образования, просвещения и быта нас. Байтурсынов — автор и реформатор нового алфавита, который на основе арабские графики был адаптирован к казахскому язsre и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности.

“Оқу құралы” (“Учебное пособие”, 1912) — один из первых букварей, написанных на казахском языке; до 1925 несколько раз переиздавался. “Тiл — құрал” — первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура. Состоит из следующих частей: Морфология (1914), Фонетика (1915), Синтаксис (1916). Байтурсынов сформулировал грамматическую терминологию: имя существительное, глагол, местоимение, междометие, наречие, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, служебные слова, часть речи, предложение, сложное предложение, обращение и другие. Байтурсыновым также написано практическое руководство для учителей “Тiл жұмсар” и учебное пособие “Баяншы”.

В 1923 в Оренбурге и Ташкенте торжественно отмечалось 50-летие Байтурсынова Известные деятели С.Садвакасов, С.Сейфуллин, М.Ауэзов, М.Дулатов, Е.Омаров высоко оценили его вклад в развитие науки, культуры и просвещения. М.Ауэзов в статье “50-летний той Ахана” писал: “До недавнего времени он [Байтурсынов] был нашим поводырем. Свежи в памяти назидания, рожденные его пером образы. Провозглашенные им в эпоху царизма лозунги против колониального насилия, заложенные в умы высокие идеи, как детские впечатления, навсегда останутся в сердце”. В “Литературной энциклопедии” (М., 1929) Байтурсынов отмечен как “выдающийся казахский поэт, журналист и педагог. Реформатор орфографии казахского языка и основатель теории казахской литературы”. В книге М.П. Баталова и М.С. Сильченко “Очерки по казахскому фольклору и казахской литературе” (1933) подчеркивается социальная значимость деятельности Байтурсынова, его заслуга в пробуждении общественно-культурного сознания казахского народа. Тюрколог академик А.Н. Кононов в “Библиографическом справочнике отечественных тюркологов” (1974), проанализировав общественно-политическую и научную деятельность ученого, приводит полную библиографию трудов Байтурсынов В СССР имя Байтурсынова длительное время находилось под запретом, о нем высказывались односторонние критические суждения.

В 1988 Байтурсынов реабилитирован. В честь Байтурсынова названы улицы и школы Казахстана, Институт языкознания, университет в городе Костанай. В 1998 торжественно отмечалось 125-летие со дня рождения Байтурсынова; в городе Алматы прошла Республиканская научная конференция, открыты дом-музей и памятник Байтурсынову.

Ахмет Байтурсынов

Выдающийся просветитель казахского народа Ахмет Байтурсынов прошел тяжелые испытания, отстаивая национальные интересы казахов и мечты о лучшей жизни, повышая их образованность. За это он отдал самое ценное — свою жизнь, но в сердцах людей зажег огонь веры в лучшее будущее.

Факты биографии Байтурсынова

Кто такой Ахмет Байтурсынов? В Казахстане Ахмет Байтурсынов почитается как Учитель нации — «Ұлт ұстазы». Он казахский просветитель, лингвист, литературовед, поэт, публицист, переводчик, общественный деятель.

Где родился Ахмет Байтурсынов? Родился Байтурсынов в Тургайском уезде Тосынской волости Российской империи 5 сентября 1872 года.

Грамоте мальчик обучился у мулл родного аула. В 1886 году его отдали в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Продолжил он образование в четырехклассной учительской школе просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге. Как ни трудно было выживать юноше в городе, но школу он все-таки закончил и в 1895 году начал работать учителем. Преподавал в Кустанайском уезде, в Актюбинске, в Каркаралинском уезде.

Во время работы в волостном училище Кустанайского уезда Ахмет жил в доме лесника Ивана Журавлева, где и встретил свою судьбу. Ею стала дочь лесника Александра. Брак между молодыми людьми был заключен по мусульманскому обряду в Кустанае.

Александра Ивановна Журавлева стала Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Молодожены год жили в Кустанае, где Ахмет работал учителем в русско-казахской школе. Через год они переехали в Омск, а затем в Каркаралинск, где жили до 1909 года. Своих детей у них не было, но они воспитали трех приемных.

С 1905 года Байтурсынов занимается политической деятельностью. Он стал одним из авторов Каркаралинской петиции, в которой осуждалась произвол властей по отношению к казахскому народу. За критику Байтурсынов в 1907 году впервые попал в тюрьму. В 1909 году без суда он повторно был заточен в семипалатинскую тюрьму на восемь месяцев. После освобождения и до 1917 года жил в Оренбурге под присмотром полиции.

На фото Ахмет Байтурсынов с соратниками

Ахмет Байтурсынов с единомышленниками: YouTube/ҚР Білім және ғылым министрлігі

В 1917 году стал одним из создателей партии «Алаш» и членом казахского правительства Алаш-Орда. В 1919 году вышла амнистия, и Байтурсынов переходит на сторону советской власти, даже вступает в ряды ВКП (б), но это его не спасает. В 1929 году просветителя арестовывает уже советское правительство и заключает в кызылордынскую тюрьму. Затем высылают в Архангельскую область, а жену с приемной дочерью отправляют в Томск.

В 1934 году благодаря хлопотанию жены Максима Горького Екатерины Пешковой, которая в то время была в комиссии Красного Креста, Байтурсынова освобождают из заключения. С женой и уже тремя приемными детьми они возвращаются в Алма-Ату и живут там три года до новой волны репрессий. В октябре 1937 года главу семейства снова арестовывают. Через два месяца, 8 декабря, его расстреляли как врага народа. Реабилитировали Байтурсынова только через 50 лет, в 1988 году.

Постановление о приговоре Ахмету Байтурсынову

Фото выписки из протокола 1937 года о приговоре Ахмету Байтурсынову: Wikipedia

Творческое наследие Ахмета Байтурсынова

Байтурсынулы был литератором, выдающимся ученым-лингвистом. Он стал профессором филологии первого казахского государственного университета, возглавил Академический центр республики, созданный в 1921 году при Наркомате народного просвещения КазАССР.

Задачей Центра было организовать и координировать научно-исследовательскую работу, ликвидировать безграмотность, разработать образовательные программы всех уровней. Байтурсынов выполнял эти задачи, сам создавал учебники и методические пособия по изучению казахского языка.

Какие достижения можно отметить у Ахмета Байтурсынова? Байтурсынулы реформировал казахскую письменность, разработал основы казахского языка и ввел научную терминологию для казахской грамматики. Кроме этого, создал иллюстрированный букварь, несколько пособий для детей по изучению казахского языка, методическое пособие «Баяншы», написал первый научный труд по истории казахской литературы «Литературоведение», вышедшее в 1926 году. Также собирал, записывал и издавал устное народное творчество казахского народа.

Новый алфавит «Жаңа Емле», предложенный Байтурсыновым, до сих пор используют казахи, живущие в Иране, Афганистане, Китае. Тюркским языкам было неудобно арабское письмо из-за его не обозначения гласных. В 1912 году ученый изъял из казахского языка неиспользуемые арабские буквы и заменил их родными. Он предложил перед каждым словом ставить знаки для правильной передачи гласных с учетом казахского произношения.

Известный лингвист Е. Д. Поливанов назвал такое решение гениальным. Однако в СССР, как отмечал советский востоковед В. М. Алпатов, выбор мог быть сделан только между кириллицей и латиницей. В то время главную роль имели политические и идеологические факторы, а не психологический аспект, упоминает А. Ш. Биккулова в статье «Е. Д. Поливанов — один из первых теоретиков советской языковой политики».

На Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку в 1926 году, посвященном проблеме перехода на латинскую графику, Байтурсынулы назвал русский язык хаотическим и анархическим, а казахский — самым совершенным, обосновав свою мысль с точки зрения произношения и правописания. Об этом пишет портал QAZAQ UNI. Позиция Байтурсынова стала одной из причин, почему его вскоре назвали врагом народа.

Свой вклад в развитие казахской литературы Байтурсынов внес как поэт и переводчик. Какие литературные произведения написал Ахмет Байтурсынов? Известны его сборники басен «Сорок басен» (1909) и «Маса» (1911). Это адаптированные басни Крылова, Эзопа, Абая. Также он писал стихи просветительского направления:

  • «Казахская традиция»;
  • «Казахская натура»;
  • «Письмо другу»;
  • «Счастье» и другие.

Какие актуальные вопросы поднимал Ахмет Байтурсынов? В баснях автор высмеивает как отдельные человеческие пороки (лень, невежество, тщеславие), так и выступает в целом против угнетения властью казахского народа.

Цитата из творчества Ахмета Байтурсынова

Цитата Ахмета Байтурсынова: NUR.KZ

Общественная деятельность казахского просветителя

С серьезной несправедливостью в обществе Ахмет столкнулся, когда ему было 13 лет. Полицейские под руководством полковника Яковлева устроили погром в его ауле. Отец Ахмета Шошак и трое его братьев не смогли терпеть издевательства и избили полковника. За это их выслали в Сибирь на каторгу на 15 лет.

Активная политическая деятельность Байтурсынова началась в 1905 году. Он стал одним из авторов Каркаралинской петиции к председателю Совета Министров России. В петиции выдвигался ряд требований:

  • создать народные земства;
  • остановить экспроприацию земли у казахов;
  • свести на нет переселение;
  • предоставить свободу вероисповедания;
  • отменить цензуру на выпуск периодических изданий;
  • дать разрешение на открытие типографии.

Вместе с Алиханом Букейхановым и Миржакипом Дулатовым с 1913 по 1918 годы при поддержке казахской интеллигенции издавал первую национальную газету «Казах». Газета стала рупором национальных интересов казахов.

После революции 1917 года Байтурсынова избрали членом Военно-революционного комитета Казахского края. В 1920 году он вступает в ряды РКП (б) в надежде, что советская власть даст казахстанцам право на самостоятельное национальное развитие в составе СССР. Он с воодушевлением работает наркомом просвещения края (1920–1921), отдавая все силы на борьбу с безграмотностью населения, затем — руководителем Академического центра.

Цитата Байтурсынова о важности культуры народа

Цитата Ахмета Байтурсынова: NUR.KZ

Надежды Байтурсынова не оправдались. В 1929 году его обвинили в попытке организации заговора и сослали в Архангельскую область. Он отстаивал национальные интересы казахов, а это противоречило большевистской идеологии. Его объявили врагом народа и уничтожили физически, но наследие его живет. В 2004 году были изданы три тома собрания произведений А. Байтурсынова, которые хранятся в фондах Библиотеки Первого Президента Казахстана.

Справедливость восторжествовала: имя Ахмета Байтурсынова внесено в летопись национальной истории Казахстана. Байтурсынов выступал за создание общества с высоким уровнем культуры и образования, призывал к личной ответственности человека за свою судьбу. Его любовь к народу, языку и культуре, а также смелость и воля предопределили тяжелый путь борца и трагическую судьбу.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: