Вложи персты свои в раны мои и будь не неверующим но верующим

Обновлено: 01.05.2024

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Сравнение переводов: От Иоанна 20:27 / Ин 20:27

Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Затем Он сказал Фоме: — Протяни палец, посмотри, вот Мои руки. Протяни руку и потрогай Мой бок; не сомневайся, но верь.

Современный перевод РБО RBO-2015

А потом говорит Фоме: «Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!»

А потом Он обратился к Фоме: «Вот руки Мои, прикоснись к ним пальцем твоим. 3 Протяни руку свою и вложи ее в рану Мою на боку. Не сомневайся более, но верь!» 4

Потом Он сказал Фоме: «Вложи сюда палец. Посмотри на Мои руки. Протяни руку и вложи её в рану у Меня на боку. Перестань сомневаться и поверь!»

Потом Он сказал Фоме: "Вложи сюда палец. Посмотри на Мои руки. Протяни руку и вложи её в рану у Меня на боку. Перестань сомневаться и уверуй".

Затем говорит Фоме: дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим.

Затем Он сказал Фоме: — Протяни палец, посмотри, вот Мои руки. Протяни руку и потрогай Мой бок; не сомневайся, но верь.

Потом он обратился к Фоме: — Приложи сюда палец и осмотри Мои руки, протяни руку и вложи в Мою рану на боку. И не будь неверующим, но верь.

Затем он сказал Фоме: "Вложи сюда свой палец и взгляни на мои руки, вложи свою руку в рану на моём боку. Не будь недоверчивым, но имей веру!"

Затем Он говорит Фоме: подойди сюда и потрогай пальцем своим руки Мои; подойди же и дотронься рукой своей до ребер Моих, и будь не неверующим, но верующим.

Потомъ говоритъ Ѳомѣ: подай перстъ твой сюда; посмотри на руки Мои; подай руку твою, и вложи въ бокъ Мой, и не оставайся въ невѣріи, но вѣрь.

Пото́мъ гл҃а ѳѡмѣ̀: принесѝ пе́рстъ тво́й сѣ́мѡ, и҆ ви́ждь рѹ́цѣ моѝ: и҆ принесѝ рѹ́кѹ твою̀, и҆ вложѝ въ ре́бра моѧ҄: и҆ не бѹ́ди невѣ́ренъ, но вѣ́ренъ.

Потом глагола фоме: принеси перст твой семо и виждь руце мои: и принеси руку твою и вложи в ребра моя: и не буди неверен, но верен.

Параллельные ссылки — От Иоанна 20:27

В ссылках на псалмы могут быть ошибки, ввиду разночтения русской и английской нумераций. Заметили неточность — сообщите нам.

[ Зач. 63. ] Во еди́ну же от­ суббо́тъ Марі́а Магдали́на прiи́де зау́тра, еще́ су́щей тмѣ́, на гро́бъ, и ви́дѣ ка́мень взя́тъ от­ гро́ба:

тече́ у́бо и прiи́де къ Си́мону Петру́ и къ друго́му ученику́, его́же любля́ше Иису́съ, и глаго́ла и́ма: взя́ша Го́спода от­ гро́ба, и не вѣ́мъ, гдѣ́ положи́ша Его́.

и ви́дѣ два́ А́нгела въ бѣ́лыхъ [ри́захъ] сѣдя́ща, еди́наго у главы́ и еди́наго у ногу́, идѣ́же бѣ́ лежа́ло тѣ́ло Иису́сово.

И глаго́ласта е́й о́на: же́но, что́ пла́чешися? Глаго́ла и́ма: я́ко взя́ша Го́спода мо­его́, и не вѣ́мъ, гдѣ́ положи́ша Его́.

Глаго́ла е́й Иису́съ: же́но, что́ пла́чеши, кого́ и́щеши? Она́ [же] мня́щи, я́ко вертогра́дарь е́сть, глаго́ла Ему́: го́споди, а́ще ты́ еси́ взя́лъ Его́, повѣ́ждь ми́, гдѣ́ еси́ положи́лъ Его́, и а́зъ воз­му́ Его́.

Глаго́ла е́й Иису́съ: Марі́е. Она́ [же] обра́щшися глаго́ла Ему́: Раввуни́, е́же глаго́лет­ся, Учи́телю.

Глаго́ла е́й Иису́съ: не при­­каса́йся Мнѣ́, не у́ бо взыдо́хъ ко Отцу́ Мо­ему́: иди́ же ко бра́тiи Мо­е́й и рцы́ и́мъ: восхожду́ ко Отцу́ Мо­ему́ и Отцу́ ва́­шему, и Бо́гу Мо­ему́ и Бо́гу ва́­шему.

[ Зач. 65. ] Су́щу же по́здѣ въ де́нь то́й во еди́ну от­ суббо́тъ, и две́ремъ затворе́н­нымъ, идѣ́же бя́ху ученицы́ [Его́] со́брани, стра́ха ра́ди Иуде́йска, прiи́де Иису́съ и ста́ посредѣ́, и глаго́ла и́мъ: ми́ръ ва́мъ.

И сiе́ ре́къ, показа́ и́мъ ру́цѣ [и но́зѣ] и ре́бра Своя́. Возра́довашася у́бо ученицы́, ви́дѣв­ше Го́спода.

Ѳома́ же, еди́нъ от­ обою­на́­де­ся­те, глаго́лемый Близне́цъ, не бѣ́ [ту́] съ ни́ми, егда́ прiи́де Иису́съ.

Глаго́лаху же ему́ друзі́и ученицы́: ви́дѣхомъ Го́спода. О́нъ же рече́ и́мъ: а́ще не ви́жу на руку́ Его́ я́звы гвоз­ди́н­ныя, и вложу́ пе́рста мо­его́ въ я́звы гвоз­ди́н­ныя, и вложу́ ру́ку мою́ въ ре́бра Его́, не и́му вѣ́ры.

И по дне́хъ осми́хъ па́ки бя́ху вну́трь ученицы́ Его́, и Ѳома́ съ ни́ми. Прiи́де Иису́съ две́ремъ затворе́н­нымъ, и ста́ посредѣ́ [и́хъ] и рече́: ми́ръ ва́мъ.

Пото́мъ глаго́ла Ѳомѣ́: при­­неси́ пе́рстъ тво́й сѣ́мо, и ви́ждь ру́цѣ Мо­и́: и при­­неси́ ру́ку твою́, и вложи́ въ ре́бра Моя́: и не бу́ди невѣ́ренъ, но вѣ́ренъ.

Мно́га же и и́на зна́менiя сотвори́ Иису́съ предъ ученики́ Сво­и́ми, я́же не су́ть пи́сана въ кни́гахъ си́хъ:

сiя́ же пи́сана бы́ша, да вѣ́руете, я́ко Иису́съ е́сть Христо́съ Сы́нъ Бо́жiй, и да вѣ́ру­ю­ще живо́тъ и́мате во и́мя Его́.

Дверями затворенными входит Христос к охваченным бурею смерти ученикам Своим в первый и восьмой день Воскресения, и уверяет их в истинности Своего человеческого тела: «Почему сомнения входят в сердца ваши? Это не призрак, это Я. Не бойтесь, посмотрите на руки Мои и ноги, осяжите Меня – дух ни плоти, ни кости не имеет, как Меня видите имеющим». Неужели это возможно – в самой славе Его можно видеть и слышать Его, прикасаться к Нему, и есть, и пить с Ним? Он не нуждается уже ни в пище, ни в питии, но убеждает нас в непреложности Своего человечества. Это не другое тело – оно прославлено, отличается от того, которое апостолы знали, но оно не другое. Никем и никогда уже не уязвимое, во свете неприступном, но по-прежнему с теми же ранами. На руках и ногах Его – следы от гвоздей, и Он не стыдится их перед Отцом Небесным, перед ангелами и перед нами, ибо они неотделимы от Его славы. Из всех знаков пребывания Его среди нас Он эти захотел сохранить – великолепные знаки Его победы, отпечатки подлинности Его – Бога и Человека. Отныне только здесь, и больше нигде, я могу найти и увидеть Бога, только здесь, из этого ребра, копием прободенного, открывается Его любовь и исцеление для каждого человека. И святые в самом высоком созерцании Божественной благодати никогда не могут забыть, что они введены в нее Его пришествием в нашем теле.

Глубина любви измеряется страданиями и смертью. Как апостол Иоанн Богослов с Божией Матерью у Креста, как разбойник благоразумный, распятый рядом с Господом, стоит апостол Фома в добром, как говорит святая Церковь, неверии перед воскресшим Спасителем. Раньше он, услышав о смерти Лазаря, и решив, что пришло время жизнь положить за Господа, говорил: Пойдем и мы, умрем с Ним! А теперь говорит: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. И это звучит, как исповедание апостола Павла: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Будем есть и пить, ибо завтра умрем! (1 Кор. 15: 14, 32) Если это не то же самое тело, которое соткано было во чреве Девы Марии, если не в этом теле сидел Он, утрудившись, у колодца, говоря с самарянкой, если прикосновением не этих рук отверз Он глаза слепому и сердце погибающей от отчаяния Марии Магдалины, изгнав из нее семь бесов, если это не то же самое тело, – это не мой Господь и не мой Бог. Если это не то же самое тело трепетало от ужаса смерти в Гефсиманском саду и истекало кровью от бичеваний – не побеждает, не может никогда победить жизнь на земле, где она была побеждена. Если это тело мертво, то душа моя – труп. Никогда, ни за что, никакому призраку не поверю – это будет другой христос, лжехристос, антихрист.

Блаженный Августин пишет в своей «Исповеди», что прежде, чем стать христианином, он исследовал все философии и нашел у языческих мудрецов почти все, что говорит христианство. Но ни у кого и нигде он не нашел того, что мы слышим в пасхальную ночь в Евангелии от Иоанна: Слово стало плотью. Вся ложь от начала мира в тысячах несогласных друг с другом сект, древних и новых, восточных и западных религий, заполняющих сегодня пустоту неверия, сводятся к одному этому различию и едины в своей ненависти к Фомину неверию. Как древние еретики учили, что сущность Христа была нематериальной и когда Он ходил, не оставалось отпечатков от Его ног на земле, так сегодняшние лжеучителя претендуют на такую высокую духовность, которая вся устремлена в небо и не касается нашей грешной земли: «Какое значение имеет тело! Главное – дух, и необходимы такой пост и такая аскеза, чтобы прорваться в невидимый мир». Как во времена апостола Павла, они запрещают вступать в брак и вкушать мясо, но слово Божие называет их вчера и сегодня сожженными в совести своей.

Если тело не имеет значения – допустимо оправдание какого угодно разврата, и познание глубин жизни должно происходить через познание зла до конца. Так открываются глубины сатанинские Апокалипсиса в «новом мышлении» – главном, всепобеждающем учении XXI века. В этой лжи – опасность для Церкви, более страшная, чем любое гонение на Церковь. Здесь покушение на самое существо христианской веры, на жизнь всякого человека, душа которого по природе своей – христианка.

Но если последние времена действительно принадлежат нам, разве не видим мы в сегодняшнем мраке на горизонте зарю восьмого дня?! Первые лучи ее коснулись нас в пасхальную ночь, пред вкушением нового мира, и мы узнали тайну нового человечества, у которого будет новое тело, как у воскресшего Господа, но это при условии, что наши души уподобятся через исполнение заповедей блаженства Его душе. Вся сущность веры – остаться верным той правде и той чистоте, которую Господь открывает в Своей благодати. Господь мой и Бог мой! – восклицаем мы, не помня себя от радости, и Господь отвечает: Не будь неверен, но верен. Как Господь не отделяет славы Своего Воскресения от того, что происходит со мною каждый день, так до смерти я должен быть верен, чтобы не допустить никакого греха, никакого разрыва между моею жизнью каждого дня до смерти, между землею, где я тружусь, и новым небом, и новой землею. Ибо древнее все миновало (2 Кор. 5: 17).


Сегодня мы слышали в евангельском чтении о том, какое уверение получил один из двенадцати апостолов – апостол Фома.

Господь по Своем воскресении являлся ученикам. Когда Он явился, показал им Свои руки и ноги в доказательство Своего воскресения, и делал это неоднократно, но апостол Фома, который не присутствовал при этом, проявил некое сомнение, сказал на слова учеников о том, что они видели Господа: «Если не увижу на руках Его раны от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра, то не поверю» (см.: Ин. 20, 25).

Спустя восемь дней Господь милосердный явился опять ученикам, собравшимся в доме за закрытыми дверями и говорит Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Такое сомнение апостола Фомы уже в какой-то степени превратилось в притчу во языцех, стало крылатым, расхожим выражением и часто вызывает у нас, сегодняшних христиан, некое даже осуждение апостола Фомы. Нам кажется, как он мог сомневаться? На самом деле даже из Евангелия мы видим, что в этом нет ничего удивительного. Не один апостол Фома сомневался.

Если внимательно посмотреть на евангельские события после воскресения Христа, мы видим, с каким сомнением часто апостолы относились к происходящему. Они не верили Марии Магдалине (см.: Мк. 16, 9–11), не верили Клеопе и Луке, когда Господь явился им идущим в Еммаус (см.: Лк. 24, 13–16), постоянно сомневались. Поэтому для утверждения их в вере Господь демонстрировал подтверждение Своей человеческой природы: ел пред ними, показывал Свои раны.

Но какой плод принесло это сомнение Фомы Церкви! Господь еще раз доказал, что Он истинный Бог, что Он воскрес из мертвых. И Церковь сегодня в своих песнопениях восхваляет даже это неверие Фомы, благодаря которому мы еще больше укрепились в вере. Этим неверием вера только утвердилась.

И апостолы, часто предававшие Христа, боявшиеся как обычные люди, пребывавшие в сомнениях, всей своей жизнью и апостольским служением доказали эту веру. Они были сильнее правителей этого мира, сильнее законов, сильнее языческих учений, сильнее фарисеев с их древней традицией, они не боялись ничего и во всех концах вселенной проповедовали Евангелие. Они жизнь свою отдали за Христа. Они также как их Учитель доказали, что жизнь сильнее смерти, что Господь важнее для каждого из нас, чем временная наполненная страстями жизнь. Апостолы относились к тому роду людей, которые видели Христа и веровали.

Если мы вернемся к сегодняшнему евангельскому чтению, то особую важность для нас приобретают слова Спасителя, обращенные к апостолу Фоме и другим ученикам. После того как Господь показал Фоме Свои раны, тот сказал: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). Такое свидетельство он принес. А Иисус ответил: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Это в первую очередь относится к последующим поколениям христиан, к ученикам апостолов, ученикам учеников и ко всем нам. Мы не видели Христа, пришедшего во плоти в этот мир, и поэтому какого блаженства мы достойны, что не видевши его, веруем. Отцы Церкви говорят о том, что это блаженство является для нас залогом великих благ, может быть бóльших, чем сподобились святые апостолы, но при условии, что мы, подобно апостолам должны, исполненные этого блаженства, отдать всю свою жизнь Христу, послужить его Евангельскому благовестию. Это является условием блаженства. Вот какое великое дарование дает нам Господь: мы блаженнее апостолов в этом мире.

Есть еще род людей, которые и видели Христа, и слышали Евангельское благовестие, но остались неверующими. Первыми из них были фарисеи, саддукеи, понимавшие, Кто перед ними стоит, Кто пришел в этот мир. Эти люди Писания, прекрасно знавшие пророчества, но не приняли Христа. И на их место часто становимся и мы с вами, христиане, познавшие Евангелие. Порой наши познание как будто еще дальше удаляет нас от Христа.

Особенно это важно для людей, изучающих богословие. Как часто, об этом говорят примеры из истории, люди, казалось бы достигшие вершин умственного богопознания, всё изучившие, прочитавшие всё, становятся страшными циниками и ведут за собой людей в еще бóльшую погибель.

Да не будет этого с нами, дорогие братья и сестры, да будем мы вместе с апостолами — простыми, верующими, искренними и, конечно же, в меру своих сил учеными, проповедниками воскресшего Христа, да будем мы с вами носителями Евангельского всепобеждающего благовестия.

Сербский патриарх Павел (Стойчевич, 1914–2009)

Сербский патриарх Павел (Стойчевич, 1914–2009)

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Из этих слов Святого Евангелия, как и из каждого слова Божия, поучимся вере в Сына Божиего, в Его Евангелие, Его науку и по вере этой будем жить, показывая веру в жизни своей не только ради других, но будем жить ею по сердцу своему. Это будет нашей лучшей проповедью Христа и Его Евангелия перед людьми этого мира, верующими и неверующими. Ведь сказал Христос: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Когда Сын Божий явился в этот мир, Он выглядел как человек, но сияло Его Божественное лицо. Так Иоанн Креститель исповедует: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 29, 34). И вот все апостолы по одному Его слову оставляют всё и следуют за Ним, и Господь подтверждает веру в Него делами Своими и чудесам Своими.

О происшествии со святым Фомой после воскресения Господня вы знаете, слышали об этом много раз. Значит, наша вера — не только слова людей. Она доказана и воочию, и осязанием. Святой апостол Иоанн говорит: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши. (1 Ин. 1, 1). Мы должны стараться быть достойными видеть Сына Божиего, чтобы сердце наше стало чисто от греха, и тогда в нем отразится Сын Божий и Бог. Будем стараться очистить наше сердце от греха и грехов не совершать. Ибо воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4, 3). Конечно, тяжело нам, таким, какие мы есть, держаться заповедей Божиих, ибо привычки наши плохие кажутся нам легкими, а заповеди Божии тяжелыми, но куда легче заповеди Божии, чем грех и привычка к нему.

Господи, помоги нам быть достойными имени православного, которое носим, имени сербов православных, да будем мы истинными исповедниками Твоими в этом мире, что весь лежит во зле (1 Ин. 5, 19).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: