Является ли лицевой счет жкх персональными данными

Обновлено: 30.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных в ресурсоснабжающую организацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предоставление персональных данных в ресурсоснабжающую организацию

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предоставление персональных данных в ресурсоснабжающую организацию

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Защита данных: научно-практический комментарий к судебной практике"
(отв. ред. В.В. Лазарев, Х.И. Гаджиев)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020) Интерес представляет жалоба в КС РФ Т.М. Вербицкой, в которой она оспаривает конституционность п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, в соответствии с которым обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (Определение от 17 июля 2018 г. N 1810-О). По мнению заявительницы, указанное законоположение не соответствовало ст. ст. 17 (ч. 3), 24, 46 (ч. 1) Конституции РФ в той мере, в какой оно допускает использование ресурсоснабжающей организацией персональных данных (личного номера телефона) без согласия субъекта персональных данных, нарушает баланс прав и законных интересов сторон договора о предоставлении коммунальных услуг, отдавая приоритет интересам юридического лица. КС РФ отметил, что п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, "допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (ст. 309 ГК РФ), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, справедливый баланс их законных интересов и не может расцениваться как нарушающий конституционные права и свободы заявительницы в указанном в жалобе аспекте".

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Уведомление об обработке ТСЖ персональных данных жильцов
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2) Персональные данные физических лиц - собственников, а также пользователей помещений в МКД представляются УК (ТСЖ, кооперативом), занимающейся управлением МКД, и в других случаях, например ресурсоснабжающей организации, с которой договор на предоставление коммунальных услуг собственники заключали напрямую (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг ).

Нормативные акты: Предоставление персональных данных в ресурсоснабжающую организацию

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.12.2021)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") 31. Обработка персональных данных потребителя, за исключением указанных в пункте 6 Правил предоставления коммунальных услуг, осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных". Потребитель дает согласие на обработку персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных) в соответствии с указанным Федеральным законом.

ПАМЯТКА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ЖКХ

ПАМЯТКА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ЖКХ

Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон № 152) регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами.

Сфера применения Федерального закона №152 такова, что он равным образом распространяется на субъектов, осуществляющих обработку персональных данных, независимо их статуса: государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо.

Юридические лица, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, также обязаны соблюдать нормы Федерального закона №152-ФЗ.

Правовое основание обработки персональных данных юридических лиц, оказывающих услуги в сфере ЖКХ (далее именуются Управляющие компании) определяется, в том числе, такими нормативными правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".

Цели обработки персональных данных Управляющих компаний

В соответствии с частями 1-2 статьи 5 Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе и ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Применительно к Управляющим компаниям целями обработки персональных данных субъектов персональных данных могут быть: осуществление деятельности согласно Уставу; кадровое административно-хозяйственное обеспечение деятельности организации; прием и передача в органы документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации; осуществление договорных отношений; управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме; оказание услуг в сфере ЖКХ в многоквартирном доме, а также другие цели.

Субъекты персональных данных и условия обработки персональных данных

Управляющие компании могут обрабатывать персональные данные следующих категорий субъектов персональных данных:

Работников, состоящих в трудовых (договорных) отношениях; близких родственников работников; соискателей вакантных должностей; собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных и частных домов, заключивших договоры на обслуживание; а также других категорий субъектов персональных данных, определяемых в соответствии с локальными документами, принятыми Управляющими компаниями для обеспечения их деятельности.

Обработка персональных должна осуществляться с согласия субъекта данных на обработку его персональных данных.

Согласие субъекта персональных данные не требуется в случаях, предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона, а именно в случаях, если:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Не допускается обработка персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных, философских убеждений, интимной жизни, членства в общественных объединениях (специальные категории персональных данных), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-10 части 2 статьи 10 Федерального закона № 152.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом № 152 субъект персональных данных принимает решение о представлении его персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения (например путем заполнения специального значка на сайте в сети Интернет).

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, обработка персональных данных возможна только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных на бумажном носителе должно включать, в частности:

- фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

- фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных;

- наименование Управляющей компании, получающего согласие на обработку персональных данных;

- цель обработки персональных данных;

- перечень персональных данных на обработку которых требуется согласие субъекта персональных данных;

- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена другому лицу;

- перечень действий с персональными данными на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

- срок в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено Федеральным законом

- подпись субъекта персональных данных.

Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.

Права субъекта персональных данных

Субъект персональных данных, в соответствии со ст. 14 Федерального закона, имеет право на получение от Управляющих компаний информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом о персональных данных;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.

Обязанности Управляющих компаний при сборе персональных данных

В соответствии с требованиями ч. 5 ст.18 Федерального закона № 152, при сборе персональных данных Управляющие компании обязаны обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона.

Обязанности Управляющих компаний по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

При обработке персональных данных Управляющая компания, как оператор, осуществляющий обработку персональных данных, в соответствии со ст. 18.1, 19 Федерального закона принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

К мерам, направленным на обеспечение выполнения оператором обязанностей предусмотренных ст.18.1 Федерального закона могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

Обеспечение безопасности персональных данных достигается следующими мерами:

- определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

- применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

- оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

- учетом машинных носителей персональных данных;

- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

- восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

- установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

- контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

Уведомление уполномоченного органа об обработке персональных данных

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных об осуществлении (намерении осуществлять) обработку персональных данных.

Частью 2 указанной статьи предусмотрены случаи осуществления обработки персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Как показывает практика, деятельность Управляющих компаний по обработке персональных данных, преимущественно, выходит за пределы случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152, в связи с чем данные организации должны в установленном порядке уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных об осуществлении (намерении осуществлять) обработку персональных данных.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15 ноября 2017 г. "О размещении личных данных потребителей коммунальных услуг на сайтах управляющих компаний”


Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15 ноября 2017 г. "О размещении личных данных потребителей коммунальных услуг на сайтах управляющих компаний”

В связи с поступающими жалобами на управляющие компании, которые публикуют в интернете персональные данные пользователей коммунальных услуг, информируем.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, управляющая компания вправе уведомить жильца о коммунальной задолженности, публикуя соответствующие сведения на своем официальном сайте.

При этом исполнитель, получивший доступ к персональным данным, обязан соблюдать требования конфиденциальности, не раскрывать и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Помимо этого, он должен учитывать требование о недопущении сбора и обработки избыточного объема персональных данных.

Например, размещение списка должников в объеме «номер квартиры» и «сумма задолженности» не содержит признаков нарушения российского законодательства в области персональных данных. Но! указание дополнительных сведений (ФИО, фамилия и инициалы), которые позволяют отнести их к конкретному физическому лицу, является грубым нарушением управляющей компанией законодательства РФ.

Иными словами, при информировании потребителя о задолженности управляющая компания вправе размещать информацию исключительно в объеме, не позволяющем идентифицировать конкретное физическое лицо.

Обзор документа

Управляющая компания вправе уведомить жильца о коммунальной задолженности, публикуя соответствующие сведения на своем сайте.

Если список должников размещен в объеме "номер квартиры" и "сумма задолженности", законодательство в области персональных данных не нарушается. Вместе с тем указание дополнительных сведений (ФИО), которые позволяют отнести их к конкретному физлицу, является грубым нарушением.

Информируя потребителя о задолженности, управляющая компания вправе размещать сведения исключительно в объеме, не позволяющем идентифицировать конкретное физлицо.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В новом выпуске программы «ЖКХ. Мечты сбываются» наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец рассказала, имеет ли УО законное право передавать РСО персональные данные жителей дома при переходе собственников на прямые договоры по оказанию коммунальных услуг. Поговорим об этом подробнее.

Что относится к обработке персональных данных и когда она разрешена

Персональные данные (ПДн), согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, – это любая информация, которая относится к физическому лицу и помогает идентифицировать его. Такое физическое лицо иначе называется субъектом персональных данных.

К персональным данным относятся общие сведения о человеке: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, другие сведения, по которым прямо или косвенно можно определить конкретного человека. К личным сведениям относятся также специальные и биометрические данные о человеке (ст. ст. 11, 12 № 152-ФЗ).

Под обработкой персональных данных подразумевается любое действие или их совокупность, которые совершаются с такими сведениями: сбор, запись, систематизация и накопление, хранение, обновление, изменение, использование, передача и др. (ч. 3 ст. 3 № 152-ФЗ).

Случаи, когда допускается обработка персональных данных, перечислены в ст. 6 № 152-ФЗ. Самое простое условие, когда личная информация о человеке может быть обработана, – наличие его согласия на такие действия.

  • для достижения целей, предусмотренных законодательством (пп. 2 ст. 6 № 152-ФЗ);
  • для заключения договора со стороны субъекта ПДн или исполнения уже заключённого им договора (пп. 5 ст. 6 № 152-ФЗ).

О пользе перехода МКД на прямой договор для управляющих организаций

Почему УО и РСО вправе обрабатывать персональные данные жителей домов

  • начисляют плату за ЖКУ, оформляют платёжные документы, ведут реестры собственников (пп. «б», «ж» п. 4 ПП РФ № 416);
  • передают сведения в органы регистрационного учёта граждан (постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).

Обработку персональных данных подразумевают заключённый УО с собственниками помещений в МКД договор управления, устав ТСН (ст. ст. 135, 155, 162 ЖК РФ).

Право на совершение действий с ПДн потребителей получает ресурсоснабжающая организация при заключении прямого договора с собственниками помещений в МКД на оказание коммунальных услуг (п. 31 ПП № 354). При этом заключать такой договор в письменной форме не требуется (ст. 157.2 ЖК РФ).

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг – управляющие организации, ТСН, РСО – вправе обрабатывать персональные данные жителей МКД без их согласия в силу закона и заключённых договоров.

Как провести общее собрание о переходе на прямые договоры

Какую информацию УО должна передавать в РСО при прямом договоре

После того, как собственники на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, РСО необходимо получить от уже бывшего исполнителя коммунальных услуг персональные данные жителей дома. Они используются для корректных расчётов платы за КУ.

Согласно п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, при переходе на прямые договоры УО или ТСН обязаны передать РСО персональные данные жителей дома, необходимые для расчётов за коммунальные услуги. Сделать это можно без согласия субъектов ПДн.

Состав информации, которая необходима для начисления платы за КУ, закреплён в п. 69 ПП № 354. Там же содержится перечень сведений, которые исполнитель услуг обязан включать в платёжный документ. Следовательно, у РСО должны быть такие сведения.

  • почтовый адрес помещения;
  • сведения о собственнике помещения с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица,
  • для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – фамилия, имя и отчество нанимателя.
  • показания ИПУ;
  • количество проживающих в отношении каждого помещения;
  • площадь каждого помещения;
  • акты об отсутствии технической возможности установить прибор учета;
  • данные о ранее вводимых полном или частичном ограничениях подачи ресурса;
  • данные о перерасчётах.

Почему расчётный центр вправе передавать РСО персональные данные

Рассмотрим ситуацию, когда исполнитель коммунальных услуг не самостоятельно производит начисление и оформление платёжных документов, а передаёт эти обязательства расчётному центру по соответствующему договору.

Если у расчётного центра есть договор с организацией, имеющей право на получение платы за ЖКУ и предмет такого договора – организация расчётов, то это даёт центру расчётов право без согласия жителей дома и собственников помещений получать их персональные данные (ч. 16 ст. 155 ЖК РФ).

Следовательно, если у УО был заключён договор с расчётным центром, а собственники приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей компанией, то управляющая домом организация вправе поручить центру передачу персональных данных новому исполнителю коммунальных услуг.

В какой срок УО должна передать РСО персональные данные жителей

Жилищным законодательством на сегодня не установлено, в какой срок УО или ТСН обязаны передать новому исполнителю КУ персональные данные после перехода собственников на прямые договоры с поставщиком ресурсов. Поэтому организациям, управляющим многоквартирными домами, следует ориентироваться на п. 2 ст. 314 ГК РФ.

В статье указано, что обязательства по передаче информации должны быть исполнены в разумный срок. Для отношений в сфере предоставления коммунальных услуг таким сроком можно считать период с момента заключения договора между РСО и собственниками до проведения первых начислений платы за КУ по такому договору.

Управляющим организациям на заметку

Согласно нормам нормативно-правовых актов РФ, управляющая организация, ТСН или ЖК не только имеют право, но и обязаны в разумные сроки передавать в РСО персональные данные жителей и собственников помещений в МКД после перехода на прямые договоры. Делать это следует не позднее периода, когда у РСО наступает обязанность выставить первые счета по договору за оказанные коммунальные услуги.

Объём передаваемых данных должен соответствовать требованиям к составу сведений, необходимых для корректного расчёта платы за коммунальные услуги и обязательных для указания в платёжных документах.

При этом управляющая организация сама решает, в какой форме передать персональные данные жителей МКД: в электронном виде или на бумажном носителе. Важно, чтобы в случае претензий со стороны РСО или органов Госжилнадзора УО смогла подтвердить исполнение своих обязательств по передаче сведений новому исполнителю коммунальных услуг.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как и где взять сведения о гражданине - должнике ресурсоснабжающей организации, чтобы подать заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности по коммунальным услугам, если выписка из ЕГРН, предоставляемая Росреестром, содержит из информации о правообладателе только Ф.И.О? Проект федерального закона N 681872-7, внесенный в Государственную Думу 04.04.2019, отклонен?


Согласно ч. 11 ст. 161 ЖК РФ в случае заключения прямых договоров между собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. При этом ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме является одной из обязанностей управляющей организации, возложенной на нее законом (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ). Подчеркнем, что обязанность передавать персональные данные граждан третьим лицам появилась у управляющих организаций с 1 января 2018 года.
В п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), указано, что управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных пп.пп. "е" и "ж" п. 17 Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Такие сведения должны включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
При непредставлении указанных сведений и (или) предоставления недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации подлежат возмещению управляющей организацией. Предоставление данных сведений не требует согласия потребителя на передачу его персональных данных в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

К сведению:
Отметим, что проект федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не отклонен, а его рассмотрение перенесено с 5 декабря 2019 г. на более поздний срок (п. 3 протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 декабря 2019 г. N 232 (седьмого созыва)).

29 января 2020 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: