Зачем закхей пообещал вернуть деньги людям которых раньше сам обманул

Обновлено: 01.05.2024

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того — он начальник мытарей, но он еще к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.

Святая Церковь призывает нас накануне Великого поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей: «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.

Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали — «Знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают — «Слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надежнее, спокойнее — «Как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа — стать толпой.

Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный, рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, — толпа промолчит или ликующе одобрит.

Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех — каким смешным был для нее бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей превращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А, может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшным бывает, порою, попадать в толпу — могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.

Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своем отрицании толпы и остались в еще большей пустоте, в еще более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли в конце концов жизнь, все человечество. Пока человек не увидит Христа, он так или иначе остается «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу.

Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме. Но для того и пришел Христос в Иерихон, чтобы найти в нем Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает, по крайней мере, десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.

«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме», — говорит Господь. Все определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел все, что было его, он больше не может сказать: «Это мое: мое знание, моя вера», ибо все принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь — новая жизнь. Все прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Все еще как будто — по слову Предтечи, обращенному только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3, 11), но уже богатство для него — нищета, и нищета — богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу.

Воистину толпа — стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может все одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.

Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11), и мы, погибающие, ищем Его; мы, мертвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным; тот, кто был мертвым, становится живым. Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не дает увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать. И, может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения Иерихонского слепого, совершится большее чудо — толпа станет народом. И те, кто с темным ропотом говорил о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошел к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».


«Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все», — проповедь священника Константина Камышанова на Евангелие о Закхее.

Заплатил и свободен

Сегодня в храмах читали Евангелие о Закхее Мытаре.

Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него. Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед. За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим

Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное?

Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись?

Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги

Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон. А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония».

Закхей ничего не просил

Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна?

На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть

Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас — личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.

Так чего хотел Закхей и на что он надеялся?

В Евангелии говорится, что Закхей встал посреди обеденного зала и просто в восторге души решил избавиться от того, что угнетало его душу всю жизнь – от любви к деньгам.

Закхей-мытарь прекрасно давал себе отчет в том, что он обижал людей, зарабатывая себе состояние. И очевидно это понимание томило и угнетало его сердце.

Находясь рядом с Христом, он сердцем испытал сильнейший прилив благодати и уяснил, что благодать и сласть мира спорят и враждуют между собой в сердце человека. Мы ведь это тоже знаем. Например, мы постимся не из любви к изуверству над собой, а потому что ясно осознаем, что власть тучного тела, удовлетворение страстей усыпляет сердце. Сердце сытого брюха к духу глухо. Пост подобен расчистке родника от мусора. Пост ослабляет над нами власть темной и косной материи, и мы становимся легче сердцем. И ради того чтобы сердцу стало легче подняться к небу, мы сбрасываем балласт, и оно устремляется к Богу без помех

Закхей сбросил балласт не так, как мы – в год по чайной ложке. А сбросил все и сразу. Он был умный человек и умел считать. Мы тоже, казалось бы, умные люди. Но про такой ум и про таких людей говорят:

-Умный-то он умный, а ум-то у него – дурак

Закхей ничего не покупал и не просил. Он просто бросил к ногам Христа свои денежные цепи и стал свободен. Тело его стало менее свободным без денег. Зато душа стала абсолютно свободна от земли. Она уподобилась Богу в свободе. Потому что свобода – один из важнейших атрибутов Бога. Все мы ищем эту божественную свободу, да не там.

ryb

Всегда мало, всегда жалко

Греха в богатстве нет. Богатый человек в норме — есть Божий бухгалтер. Бог дает человеку, ум, упрямство, здоровье, силу, делает его немного преглуповатым, потому что умный человек не может любить деньги и вручает богатому казну.

Сам на себя потрать, оставь людям и дай на Божье дело. Старый Завет требовал десятину. Христос просил полюбить ближнего, как самого себя. То есть, следует отдать половину. Но кто это делает?

Мы, в основном, люди бедные и думаем, что нам давать нечего.

Так все говорят. И отчасти, правильно. Сам Христос не принял жертву на храм – корван, когда ее принес человек, у которого отец прозябал в скорби.

— Иди. Напитай семью, детей, жену, родителей. Заработай денег и если будет избыток, пожертвуй на Божие дело и на дела милосердия. Выдай дочерей замуж. Упокой родителей. А уж тогда и иди в монахи. Но, раз ошибся в себе и женился, будь добр содержать свою малую церковь в порядке. Малая церковь не может быть в запустении. От тебя в миру будет больше пользы. С таким нехорошим отношением к любимым людям тебе не будет пользы в церкви. В церковь идут от любви, а не бегут от нее

Мы не даем ничего бедным и слабым, потому что нам все время мало.

Бедные с трудом находят деньги на уплату налогов за квартиру. Им едва хватает на питание и на лекарства

Чуть деньжата появились, уже не хватает на хорошее жилье. На хороших врачей. На хороших учителей и на хорошую одежду

Еще разбогател человек. Уже не желает лечиться в России, едет в Германию. Отдыхает в Альпах или Испании. Дом уже требуется приличный, не хуже, чем у людей.

И так до бесконечности.

Сидит бедолага в гостинице в Альпах перед камином. Греется после лыжной прогулки. Пьет красное вино и, глядя на огонь, страдает и скучает. Сердце-то деньгами не накормишь. И денег всегда мало, и их всегда жалко.

bogat

Христос или деньги?

Христос сказал не пустые слова: удобней канату войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Не потому Он так сказал, что искал, как марксист, социальной справедливости, а просто обозначал опасность ситуации. Христос не ругал богатых, а только подсказывал путь к счастью и показывал ловушку на этом пути.

Ловушка эта находится в сердце, потому что и Царство небесное тоже находится в сердце, и путь к нему пролегает по сердцу. Большие деньги часто уродуют людей. Часто с такими людьми не то что невозможно жить, с ними невозможно даже общаться по-человечески. Богатые люди нередко высокомерны, заносчивы, эгоистичные, гневливы, наглы, следовательно, просто глупы. Они мучают людей вокруг себя и мучаются сами. Они словно в огне живут сами и жгут этим огнем всех, кто им попадается на пути

Но вот Закхей Мытарь догадался, и выбирая между деньгами и Христом, выбрал Христа.

Христос или деньги? Любить ближнего как себя, или каждый должен любить сам себя, и пусть Бог помогает каждому по мере его праведности? Праведнику пусть даст много. Грешнику пусть не даст ничего А мы сами по себе. Нам и так трудно

Хорошо, пусть человек не дорос до Евангелия. Пусть бы тогда соблюдал легкую меру Старого Завета, выполнил бы простые заповеди и оставил бы десятину. Но и этого нет. Хорошо, а что мы тогда делаем в церкви? Что мы в ней ищем?

Закхей искал Христову любовь. Он ее находил в Кесарии и Риме. Искал любовь, а нашел смерть. Но смерти нет, и умереть нам не удастся. Он искал и нашел внутри себя Царство Божие, и в нем Христа

Помолимся апостолу Закхею чтобы он помог нам уяснить слова Христа:

— Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное все приложится

Приложится и благодать, и сила, и дух, и радость, и смысл жизни — и откроется сердцу небо

Господь, ведь тоже рад раздать нам то, что имеет. Так что мы не одиноки в жертве любви. Этой жертвой существуют даже лица Троицы.

Бог не терпит быть в должниках

Сегодня на утрене читалось парное Евангелие, в котором описывался чудесный лов рыбы. В конце ночи, на заре, рыбачившие апостолы увидели человека на берегу, который научил их бросить сети в нужном месте. И они поймали сто пятьдесят три рыбы.

5

Закхей Мытарь пожертвовал Христу деньги. Господь пожертвовал апостолам рыбу. Мы Богу. А Бог – нам. И Бог не терпит быть в должниках. Апостолам досталось по двенадцать рыб на душу. Но что она им? Петр, бросив рыбу, поплыл ко Христу. На берегу его ждал Господь, костер, хлеб и печеная рыба. Христос ждал их и запекал им рыбу. И они сидели и ели, и видели, как Он преломляет хлеб знакомым движением рук, и не смели ни о чем спросить воскресшего Бога. Им было все ясно

Помолимся и мы Богу, чтобы Он нам даровал эту ясность. Пусть мы не так сильны духом. Пусть нам часто открывается Бог не в умной молитве, а через земные чудеса, даже через такие простые, как двенадцать рыб в наших руках. Но мы такие как есть: любим Бога и просим и рыб, и чуда, и преломления хлеба на Литургии, и, главное, любви, ради которой все это делается, и в которой только и есть смысл нашей жизни. И каждому из нас хочется услышать слова Христа, обращенные к нам:

— Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

А раз хочется, то так и будет. Ради того и написано Евангелие, чтобы мы смотрели, как поступали божьи люди, и учились у них жить и умирать в Боге.

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Еще одним учеником Иисуса, чье имя также вошло в церковный календарь с титулом «праведный», является Закхей. О нем мы узнаём только из Евангелия от Луки:

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19:1–10 ).

Эта история во всем корпусе Четвероевангелия стоит особняком. Она не относится к числу рассказов о чудесах, которыми наполнены страницы Евангелий; в ней не происходит ни исцеления, ни изгнания беса, ни какоголибо иного заслуживающего внимания знамения. Вероятно, таких историй было много в земной жизни Иисуса, ведь Его постоянно окружала толпа. Но евангелисты, за редким исключением, не сохранили свидетельств о встречах, не сопровождавшихся чудесами. История с Закхеем представляет собой такое исключение.


Закхей на смоковнице. Н. Стивенс. 1913 г.

В этой истории есть элемент комизма. Человек маленького роста влезает на дерево, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса. Он понимает, что, если он этого не сделает, за чужими спинами он ничего не увидит. А между тем Закхей был не просто рядовым сборщиком податей, подобно Левию-Матфею. Он был начальником мытарей, а значит, имел в своем подчинении людей, должен был требовать к себе уважения. В то же время, как мытарь, он был пособником оккупантов, а следовательно, был презираем своим собственным народом.

Взрослому состоятельному человеку такого положения подобно мальчишке залезть на дерево на глазах у толпы – значит привлечь к себе любопытство окружающих, стать объектом насмешек и пересудов. Но Закхей не обращает никакого внимания на эти неизбежные последствия своего поступка. Все его внимание сконцентрировано на проходящем мимо Иисусе. Он влезает на дерево, потому что для него важно увидеть Иисуса своими глазами, а не только услышать о Нем с чьих-то слов.

И его усердие вознаграждается сполна: он не только видит, как Иисус проходит мимо, но и привлекает к себе Его внимание. Иисус знает, почему он залез на дерево, какой потенциал веры скрывается за этим необычным поступком. И Он называет его по имени, чего ни сам Закхей, ни окружающие никак не могли ожидать, и говорит о Своем намерении прийти к нему в дом.

Приход Иисуса в дом мытаря вызывает ропот, потому что Он зашел к грешному человеку. Хотя в данном случае евангелист описывает это как реакцию «всех», читатель понимает, что прежде всего за этим ропотом стоят фарисеи, постоянно обвинявшие Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (мф. 9:11). Но ни Иисус, ни Закхей не обращают внимания на ропот. Осчастливленный приходом к нему Иисуса, Закхей дает обещание изменить жизнь: отдать нищим половину имения, обиженным воздать вчетверо.

Будучи богатым, Закхей умел считать деньги. И даже в описанном случае, на волне эмоционального подъема, он не обещает раздать нищим все свое имение, как это предложит сделать Иисус богатому юноше ( Мф. 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 18:22 ). Что же касается обещания воздать вчетверо, то здесь калькуляция основана на предписании закона Моисеева, предписывающего расплачиваться четырьмя овцами за одну украденную ( Исх. 22:1 ). Но и этого оказывается достаточно для спасения, которое Иисус возвещает Закхею и его «дому» (семье). Эмоциональный порыв начальника мытарей находит отклик в сердце Иисуса, и Он не требует от него ничего сверх того, что тот способен отдать.


Закхей на смоковнице. Мозаика. XIII в.

Евангелие от Луки ничего не говорит о дальнейшей судьбе Закхея, и в Деяниях его имя не упоминается. Согласно церковному преданию, Закхей после воскресения Иисуса был поставлен в епископа Кесарии Палестинской. По свидетельству сочинения, приписываемого священномученику Клименту Римскому, он был спутником апостола Петра, проповедовал в Риме и принял мученическую смерть при императоре Нероне.

Рассказ о Закхее читается в Православной Церкви в воскресенье за четыре недели до Великого поста. Им открывается серия евангельских чтений, посвященных покаянию: в последующие три воскресенья читаются притчи из Евангелия от Луки о мытаре и фарисее ( Лк. 18:9–14 ) и о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ), а также поучение о Страшном Суде из Евангелия от Матфея ( Мф. 25:31–46 ). Таким образом, история Закхея становится первым звеном в цепи из четырех чтений, призванных подготовить верующего к вступлению в Великий пост как время сугубого покаяния, пересмотра жизненных ориентиров, молитвы и активного доброделания.

По церковному учению, пост заключается не только в воздержании от пищи. В одном из песнопений, звучащих в начале Великого поста, говорится:

Постящеся, братие, телесне постимся и духовые, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем. Дадим алчущим хлеб и нищия бескровныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость. Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа великую милость.

То, что пообещал сделать Закхей, вполне соответствует тону этих призывов.

Может быть, не случайно пост упоминается в качестве одной из добродетелей фарисея в притче о мытаре и фарисее. Связь между историей Закхея и этой притчей прослеживается не только в церковном календаре, но и в самом Евангелии от Луки. Добродетели, которые перечисляет фарисей в молитве к Богу, включают в себя пост (полное воздержание от пищи от рассвета до заката) дважды в неделю и десятину от всего, что он приобретает. Закхей не дает обещание соблюдать пост, но обещает отказаться в пользу нищих от половины всего, что имеет (а не только половины того, что приобретет в будущем), и рассчитаться со всеми обиженными. В очах Иисуса эти заявленные намерения оказываются более драгоценны, чем вся показная праведность фарисеев, не вызывающая у Него ничего, кроме жесткой критики ( Мф. 5:20; 6:2,5,16 и др.).


Кающаяся Мария Магдалина. Тициан. Ок. 1565 г.

Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн. / Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-. / Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил.


1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Евангелие от Луки 19:1-10

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

История обращения человека к Богу всегда взывает удивление. Нередко можно услышать, что человек, в принципе, не меняется после того, как еще в юном возрасте сформировался его характер, привычки, пристрастия. Наверное, опыт жизни покажет, что эти слова правдивы. Но мы, христиане, верим в чудо. И самое большое чудо — это как раз изменение человека. Радикальное изменение, которое может быть выражено лишь при помощи противоположностей: от тьмы — к свету, от смерти — к жизни, от диавола — к Богу, от греха — к праведности. И никакие психологические концепции никогда не смогут понять и пояснить воистину радикальную перемену человека. Не смогут, потому что это действие Благодати Божьей, а не усилий и практик человеческих.

Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает об обращении мытаря Закхея. Мытарь — это сборщик податей, то есть налогов. Во времена Господа Иисуса Христа налоги собирались мытарями не в пользу национальной власти, а в пользу той власти, которая владела евреями. Поэтому мытарей презирали в обществе, их считали людьми, работающими на благо завоевателей. Кроме того, система сбора налогов строилась таким специфичным образом, что мытарь получал от власти как бы лицензию на сбор подати. И его задачей было собрать необходимое количество взносов, однако за ним оставалась возможность брать с человека больше необходимой суммы. Соответственно, эту надбавку мытарь забирал себе. Например, мытарю необходимо собрать в пользу казны 50 серебряников. А он собирает 60. Следовательно, 50 монет он отдаст, а 10 — оставляет себе. На практике мытарям удавалось через такую схему зарабатывать немалые, а иногда огромные средства и становиться очень зажиточными людьми. В средствах по сбору налогов мытари были неразборчивыми, а часто и откровенно жестокими. В каком-то смысле мытари того времени также выполняли функции коллектора, и просто выбивали у человека задолженную сумму.

Мытарей ненавидели все. Мытарь — грешник не только в глазах фарисеев, но и простого народа. Общение с мытарем считалось духовным осквернением, соучастием в его грехе против своего же народа. Закхей, как уточняет евангелист Лука, был не просто мытарь. А «начальник мытарей и человек богатый» (Лк. 19:2). Итак, Закхей приобрел свое богатство именно через мытарство. Представим сколько слез, жалоб, просьб о милости, и одновременно ненависти и проклятий стоит за этим богатством Закхея. И вот в его родной город Иерихон приходит с проповедью Иисус Христос. Господа, как обычно, окружает толпа. И Закхей тоже хочет увидеть и услышать Христа. Мы не знаем причины такого желания, что именно заставило этого, безусловно, непростого и недоброго человека вдруг возжелать увидеть Христа. Можно предположить, что, несмотря на свой род занятий и суровость характера, внутри все же его одолевал голос совести. Возможно, им двигало просто любопытство. Какие бы «возможно» мы не назвали, очевидно одно — Бог вел этого человека к покаянию, к обращению, к вере в Сына Божия Иисуса Христа путями Ему Одному, Промыслителю, известными.

Итак, Закхей хочет видеть Христа, но не может пробраться через толпу. И кроме того, как уточняется, Закхей был маленького роста (Лк. 19:3). Трудно предположить какого именно был роста Закхей, но очевидно, что ниже среднего по меркам того времени. И тогда Закхей предпринимает следующее: он понимает, каким именно путем будет идти Господь по улицам Иерихона, и, забежав вперед, залазит на смоковницу, то есть на дерево инжира. В этой детали рассказа содержится грандиозный смысл. Во-первых, иллюстрируется огромное желание Закхея увидеть Господа. Во-вторых, представим себе, чтобы сейчас какой-нибудь человек, пользующийся положением и статусом в обществе, ради того, чтобы увидеть что-нибудь залез на дерево. Очевидно, что люди воспримут это как минимум за странность и сделают это предметом насмешек. И Закхей, конечно, понимает, насколько нелепо будет он выглядеть на дереве, и как будут его высмеивать, тем более учитывая его мытарское занятие. И, в-третьих, в этой истории можно узреть духовный смысл. Все дело в том, что древо познание добра и зла, от которого вкусили запретный плод прародители (Быт. 3) было смоковницей, а не яблоком. Прп. Исидор Пелусиот, прп. Максим Исповедник и множество иных святых отцов однозначно высказывались, что райское древо — было смоквой.

Вспомним, братья и сестры, что, вкусив плода смоковницы в недолжном расположении мыслей и желаний, прародители совершили грех. И когда Творец, желая покаяния, Адама и Евы обращается к ним, они в помрачении ума своего прячутся от Вездесущего в кустах. Тут же, в истории с Закхеем, мы видим совершенно иной порядок. Человек грешный, человек несправедливый, человек бессердечный слышит глас Божий и его черствое сердце начинает таять от посещения Божьего. Ему все равно, что над ним будут смеяться, что будут показывать на него пальцами, что даже подчинённые ему мытари будут перешёптываться за его спиной и называть его умалишенным. Ему все равно, ведь он вдруг осознал, что хочет в этой жизни только одного — видеть Господа. Поэтому он, Закхей — начальник мытарей, не прячется, не скрывается, но сам залазит на смоковницу — символ познания добра и зла — чтобы стать выше, чем он есть. Дабы познать, что его предшествующая жизнь была злом. И вот к нему идет источник добра, святости и радости.

Подошедший к смоковнице Христос, Сам обращается к нему и зовет его по имени — Закхей. Опять же всплывает невольно параллель с грехопадением Адама и Евы, когда Бог зовет Адама по имени, но тот укрывается в листве кустов. Здесь же, Спаситель обращается к Закхею, зная, что начальник мытарей уже готов к покаянию. Иисус Христос говорит Закхею «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Слово «надобно» означает не просто желание, или необходимость. Надобно означает — реализацию Божественного замысла, чего-то, что имеет спасительное значение. Таким образом, этим выражением Господь показывает, что Он идет в дом Закхея не просто как гость, не на обед и беседу, а ради спасения самого Закхея и всей его семьи. И в действительности, Господь, уже находясь в доме Закхея, скажет: «пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9). Дому, то есть всей семье и всем домашним Закхея.

Принимая Господа в своем доме, Закхей «став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Вставать во время речи за столом — знак не только уважения, но и торжественности момента. Нам этот обычай тоже хорошо известен, так как и в нашей культуре принято, скажем, во время тостов или застольных речей вставать. Подобная практика была и в Древнем Израиле. Правда, вставать было принято не просто во время беседы, а именно при значительной речи или приветствии. Чувство покаяния и радости переполняют Закхея и он перед всеми объявляет: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В этом его жертва и его покаяние. Закхей раздаст все свое имущество, потому что все, чем он обладает, он нажил неправедным путем обиды других людей. Он говорит, что половину имения он сразу раздает нищим, а вторую половину он отдаст тем, кого обидел. Вообразим, братья и сестры, сколько людей обидел начальник мытарей за свою жизнь?! И каждому он отдаст в четыре раза больше!! Что же останется у него? Практически ничего.

Вспомним рассказ о богатом юноше. Господь говорит «если хочешь быть совершенным, продай имение свое, раздай его нищим и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Но юноша так не поступил, а ушел в печали от Христа. Закхею Господь не говорит: «раздай имущество», но Закхей сам выступает с такой инициативой. И делает это потому, что становится на путь совершенный, тот путь, который не многие могут вынести. Закхей уже не мытарь — его сердце мытаря растаяло и в нем растет сердце ученика Христова. Видя такое стремление Закхея к совершенству, Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Сыны Авраама — это не только те, кто от него произошел по плоти. В Священном Писании Нового Завета патриарх Авраам и обещанное ему потомство понимаются в духовном смысле. Авраам — отец верующих, так как именно он показал силу веры в Бога (ср. Евр. 6 гл). И в данном случае, Господь использует выражение «сыны Авраама» не в смысле происхождения плотского, но в смысле праведности. И когда Господь говорит вот «и он сын Авраама», то этим, разумеется, указывает не национальность Закхея, но на его веру и его поступок, через которые он стал духовным сыном Авраама — праведником. Ибо сказано, что Авраам поверил Богу и тот вменил ему это в праведность (Гал. 3:6).

Братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение о покаянии, об изменении, о Божественной любви и милости. Любой человек, кем бы он не был и в каком состоянии находился, может обратиться. Это наша вера, это наше упование. Господь Сам дает обещание «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Никого не отгонит от себя Спаситель, если человек желает измениться: ни мытаря, ни блудницу, ни отрекшегося апостола. Заключительные слова повествования о Закхее о том, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10) встречаются также у евангелиста Матфея (Мф. 18:11) в изложении причти о заблудшей овце. И если соотнести эту притчу с историей Закхея, то становится очевидным, что Закхей на самом деле — одна из таких заблудших овец, которая вернулась в духовную паству Господа.

Братья и сестры! Евангелист Лука говорит как народ увидев, что Христос пошел к Закхею, стал возмущаться и роптать, говоря, что Он зашел к человеку грешному. Как часто, люди, даже верующие, видя кого-то подобного Закхею в храме на службе, начинают возмущаться: знаем мы его, знаем какой он на самом деле. Может и знаем, что с того? Разве история с Закхеем не учит нас, что самый неприятный человек может измениться? Разве вправе мы указывать Богу время и способы обращения такого человека? «Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору», — говорит блаженный Феофилакт. Что бы не стояло за человеком, какие бы грехи не тяготели над ним, Бог Всемогущий примет его, если только человек пожелает измениться. Мы часто видим грехи людей, но не видим их покаяния, а потому суд человеческий несправедливый. Отринем же от себя, братья и сестры, осуждение, никогда не будем роптать и возмущаться, а тем более выносить приговор человеку, которого почему-то вдруг мы посчитали грешнее себя. А если и найдет на нас такое искушение осуждать кого-то, вспомним историю с Закхеем. Где осуждавшие его? Где роптавшие? Где смеющееся над ним? А он — с Господом славы. Нам же всем следует смотреть не за другими, а за собой, чтобы не пропустили мы «время посещения» (Иер. 6:15) нас Господом, дабы не оказались мы на весах Его очень легкими (ср. Дан. 5:27), то есть пустыми и никчемными, и не были извержены во тьму (ср. Мф. 22:13). Аминь.


Не только его образ жизни и способ неуёмного обогащения настраивали людей против себя, но даже малый рост этого персонажа был предметом насмешек. Однако в дом именно к этому человеку — казалось бы, ничтожному и телом, и душой — вошёл Спаситель мира.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лк. 19:1-10)

Пять примеров преображения души

Читая Евангелие, мы встречаемся с потрясающими чудесами Иисуса Христа: воскрешением мёртвых; исцелением парализованных, слепых, поражённых проказой и других больных; хождением по поверхности моря и превращением воды в вино. Каждое из этих чудес подтверждает мысль, что Иисус Христос — истинный Бог, которому подвластны судьбы людей и стихии природы.

Но в воскресные дни, предшествующие Великому посту, характер евангельских историй меняется. Вместо явных и проявляемых внешне чудес мы погружаемся во внутренний мир людей, которых, на первый взгляд, никак не назовёшь примерами для подражания.

Закхей — «начальник мытарей и человек богатый». Он собирал с иудеев непомерные налоги на содержание римских оккупантов, за что был презираем всеми.

В следующее воскресенье речь пойдет ещё об одном мытаре, зашедшем в храм помолиться (Лк. 18:10-14). Этот человек даже сам себя презирал.

Ещё через неделю мы будем говорить о блудном сыне (Лк. 15:11-22), растратившем отцовские деньги и питавшемся из одной посуды со свиньями.

Далее — Неделя о Страшном суде (Мф. 25:31-46), Прощёное воскресенье, когда мы вспоминаем об изгнании из рая Адама (Мф. 6:14-21), и начало Великого поста.

Почему Церковь предлагает нам эти пять примеров? Почему в них нет эффектных и зримых чудес? Да потому что главное чудо — это покаяние закоренелых грешников, их изменение к лучшему, преображение души и внутренняя работа над собой. А внутренний мир бывает гораздо богаче внешнего.

Это как в цирке: если спросить ребёнка, кто ему больше всего запомнился, он наверняка ответит, что клоуны и фокусники. Их выступления проходят ярко и понятно для большинства. Но если задуматься, понимаешь, насколько сложнее выступать под куполом цирка эквилибристу, когда он идёт по канату или показывает другие номера. Казалось бы, он «просто» идёт. Его внутреннее напряжение, переживания и сосредоточенность не так заметны. А между тем, он балансирует на грани возможностей. Поистине высший пилотаж!

Контроль над производством и торговлей

На грани возможностей проявил себя и Закхей из Иерихона. Вряд ли в городе нашёлся бы кто-то из известных личностей, кто был настолько грешен, как он. «Начальник мытарей» — это кто-то вроде областного или городского руководителя по сбору налогов. Собираемых с народа денег хватало и для того, чтобы передавать их римлянам, и для безбедной жизни собственной семьи. «Человеком богатым» называет его евангелист Лука. Богатство было явно наворовано.

В то время Иерихон был одним из важнейших центров восточного Средиземноморья: здесь сходились торговые пути, было много источников воды, существовала система водопровода, город славился обилием растительных культур. Из некоторых растений делали ароматические масла и благовония, которые тут же и продавали. В Иерихоне делали сахар и «галаадский бальзам», заживляющий раны. Поэтому начальнику мытарей Закхею, «смотрящему» за местным бизнесом и собиравшему дань с ремесленников и торговцев, было несложно нажить свой капитал.

Таких как он считали предателями. Ведь деньги, собранные с иудеев, шли на языческие храмы, на армию завоевателей, на содержание верхушки римской власти. Полицаями называли подобных людей в годы Великой Отечественной войны. Как говорят в таких случаях, клейма на них уже негде ставить.

В переводе с иврита имя «Закхей» означает «достойный, чистый». Это имя настолько не соответствовало его образу жизни, что наверняка и это вызывало насмешки.

Методика поиска Бога

И вдруг — совершенно неожиданный поступок. Узнав, что через Иерихон проходит Иисус Христос, Закхей взбирается на смоковницу (инжир, его ещё называли фиговым деревом), которая способна расти в высоту до нескольких метров. Сидя на ветке, он настойчиво пытается увидеть Христа. Представьте себе современного руководителя областного масштаба в такой ситуации! Его бы высмеяли во всех социальных сетях.

Нужно сказать, что Иерихон вообще имел дурную славу. Более чем за тысячу лет до Рождества Христова город был разрушен войсками Иисуса Навина — преемника пророка Моисея. В живых тогда осталась только блудница Раав и те, кто был у неё в доме. Заклятью подвергались и все, кто восстанавливал впоследствии этот город. Но даже таких мест и таких людей не гнушался Господь Иисус Христос.

Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он». Удивительно, но этот человек явственно ощутил жажду богопознания. Он понимает, что в проходящей мимо толпе есть Тот, Кто может ответить на любой его самый сокровенный вопрос.

Но как выглядит Иисус Христос, как выделить его среди других людей? Кто Он? Закхей не знает. Однако стремление мытаря к встрече с Богом чувствует Христос. И Он первый идёт навстречу. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», — неожиданно слышит грешник и, не понимая, откуда Иисусу известно его имя, с радостью спешит сделать то, что говорит ему Господь. Он спускается с дерева и принимает гостя у себя в доме. Ничтожный, небольшого роста человек и сошедший с высот небесных Сын Божий о чём-то разговаривали.

«Пришло спасение дому сему»

Историю о посещении Иисусом Христом жилища Закхея читают не только в храмах за месяц до Великого поста. Этот евангельский фрагмент всегда звучит в домах и квартирах, когда их освящает священник. Ведь в этот момент священник олицетворяет собой и Христа, и Церковь. А значит, и Сам Господь приходит в дом. Это Он голосом священника произносит слова, две тысячи лет назад сказанные в адрес Закхея: «Ныне пришло спасение дому сему».

Сколько чести услышать любому из нас ещё одну евангельскую фразу: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме»! То есть Господь желает спасения всему дому, всей нашей семье! А зачастую бывает, что к встрече с Богом готовится лишь кто-то один из домочадцев, кто регулярно ходит в храм. Другие же члены семьи в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно воспринимают чин освящения.

У Закхея никакой враждебности не было. Встреча с Богом привела к духовному перерождению: исчезли гордость, высокомерие, самовосхваление и жажда материальной наживы. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — с глубочайшим покаянием произносит он. Фактически, он раздаст все свои деньги.

Подняться и довериться Богу

Удивительно, но никто не требовал от Закхея в этот момент возмездия за нанесённые обиды. Вряд ли вместе с Господом в дом к начальнику мытарей зашли нищие, которые стали просить переписать на них половину закхеевых владений. Плоды покаяния раскаявшийся грешник творит сам. Он видит свой главный грех — сребролюбие, и без сожаления покрывает его добродетелью милосердия.

Находясь в одном доме с источником Света, невозможно самому оставаться в тени. В стихире, читаемой в храмах в Неделю о Закхее, есть такие слова: «Да увижду я пустоту и суету гордости моея, да приду к Тебе, Спасе, якоже нищий. И да будет смирение мое рубищем моим! Сердцеведче, Господи, приими мя кающегося и спаси мя!»

Осознать свою греховность и положиться на волю Божию — это то, что должны сделать и мы. И пусть пример Закхея, который после покаяния стал учеником Христовым и, согласно преданию, был первым епископом церкви Кесарии Палестинской, показывает нам, что духовное исцеление возможно всегда, если мы его ищем и ждём. Главное — сделать первый шаг, подняться хотя бы на одну ступеньку выше, а далее уже Господь поведёт по Своему пути.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: