Закят в исламе сколько процентов в деньгах

Обновлено: 01.05.2024

Закят, в переводе с арабского «очищение», является четвертым из пяти столпов Ислама. Цель его состоит в том, чтобы помочь верующему очиститься от привязанности к материальным благам и способствовать развитию солидарности между мусульманами. Закят приносит пользу самым бедным членам общины, помогая им удовлетворять свои потребности без необходимости просить милостыню.

Важно отметить, что закят отличается от добровольной раздачи милостыни (садака). Он не просто поощряется в исламе – это обязательное предписание для всех мусульман, обладающих достатком. В Коране есть более 80 аятов о закяте.

Например, «…и устанавливайте молитву, и подавайте закят, и какое бы добро вы ни делали – вы найдете его у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы делаете». (Сурат Аль-Бакара: 110)

Кто должен давать закят и что такое нисаб

Обязанность по уплате закята возлагается на каждого мусульманина, владеющего имуществом равным или превосходящим размер нисаба. Будь то мужчина или женщина, молодой или старый, здравомыслящий или сумасшедший.

Нисаб – это мера оценки состояния человека, которая является точкой отсчета для выплаты закята. Мусульманин, не обладающий имуществом, удовлетворяющим размеру нисаба, не обязан давать закят.
Кроме оценки размера, нисаб должен удовлетворять двум условиям:

  1. Оценивать только то имущество, которое остается в избытке. Не учитывая при этом траты человека на удовлетворение таких потребностей как еда, одежда, лечение, жилье, транспорт.
  2. Избыток имущества должен находиться во владении человека полный календарный год. Имам Абу Ханифа сказал: «В качестве нисаба должно быть рассмотрено имущество в самом начале и конец года закята, установленного плательщиком». Исключением является закят с урожая, который оценивается в момент его сбора.

Так как закят является одним из видов поклонения, важно иметь правильное намерение на его выплату. Понятно что траты одного человека на удовлетворение нужд могут сильно отличаться от трат другого. Но ни один искренний мусульманин не будет пытаться спрятаться за этикеткой потребительской корзины, чтобы уклониться от выплаты закята.

С какого имущества должен выплачиваться закят

Установление размера нисаба применяется к серебру, золоту, современной валюте и домашнему скоту, находящемуся во владении человека. При его расчете не подсчитывают годовой размер дохода наемного работника.

Закят обязательно должен быть выплачен с четырех категорий имущества:

В Коране сказано: «… отдавайте из имущества, которое вы заслужили (с честью), и с плодов земли, которые мы произвели для вас…» (Сура Аль-Бакара: 267).

Нет закята на драгоценные камни независимо от их стоимости. В том случае если они не предназначены для продажи, а используются в качестве личных украшений.

Получатель закята

Категории людей, имеющих право на получение закята, перечислены в Коране:

«Милостыня предназначена для бедных и нуждающихся; и тех, кто нанят для управления сбором (закята); и тех, чьи сердца были (недавно) примирены (с истиной); для тех, кто в рабстве, в долгу, и для дела Аллаха, и для путника…» (Ат-Тауба: 60).

В этом аяте Аллах перечислил людей, которые нуждаются в помощи общества:

  • Бедные и нуждающиеся. Это люди, не способные работать и получать доход, позволяющий покрыть собственные нужды. А так же учащиеся, которые нуждаются в средствах на обучение, еду и книги.
  • Новообращенные в Ислам, чьи сердца еще не укрепились. Они должны почувствовать заботу общества мусульман, чтобы стать его частью.
  • Должники, которые не в состояние самостоятельно выплатить свои долги. Это люди, которые внезапно потеряли имущество или попали в такое положение из-за других тяжелых жизненных обстоятельств. А также тот, кто попал в долговое обязательство будучи поручителем чужого займа.
  • Путники, которые находясь в чужой стране остались без средств, и не могут вернуться домой.

Кроме этого деньги от закята можно тратить на дело Аллаха, например распространение религии. Но постройка мечетей, школ, больниц и других общественных объектов к этому не относится. Также часть средств отводится на оплату труда служащих, занимающихся сбором и распределением закята.

Все имущество, которым обладает человек – это милость Аллаха, которой он наделяет кого пожелает. Ислам рассматривает закят не как благотворительность в современном понимании, а как приказ Аллаха возвращать часть богатства и распределять согласно Его приказу между теми, кто нуждается в покровительстве. Таким образом в исламском обществе решается проблема социальной поддержки малообеспеченных и укрепление единства.

Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Закят аль-Фитр

Милостыня Разговения - Закят аль-Фитр, была вменена с целью помочь бедным, тем, кто нуждается, избавив их таким образом от нужды обращаться с просьбой в праздничный день, а помогающим – с целью искупления допущенных ими во время поста упущений. Вменена эта Милостыня Разговения была общине Посланника Аллах ﷺ.

С помощью милостыни аль-фитр постящийся человек получает возможность обеспечить для неимущих пропитание, а себе – очищение от пустых разговоров. Если закят аль-фитр отдан до праздничной молитвы, то он засчитывается, а если же его выплачивают после молитвы, то он рассматривается только как обычная милостыня.

Имам Уаки‘ ибн аль-Джаррах сравнивал выплату закята в период Рамадана с совершением поклонов суджуд ас-сахв во время намаза: точно так же, как недостатки в намазе искупаются поклонами, упущения во время поста искупаются выплатой.

Это не означает того, что пост не принимается без закята аль-фитр. Неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-фитр не принимается.

Является ли Закят аль-Фитр обязательным?

Большинство ученых сходится на том, что выплатить аль-фитр обязательно для любого мусульманина, который имеет эту возможность. На сегодняшний день нет единого мнения насчет того, должен ли мусульманин выплачивать аль-фитр и за тех людей, кого он обязан содержать, либо же каждый человек должен выплачивать аль-фитр лишь за себя. Имам ан-Нава́ви указывает на то, что мусульманин должен выплатить закят аль-фитр не только за самого себя, но и за жену и ребенка, которых он должен содержать.

Обязательна ли выплата закят аль-фитра лишь для того человека, кто соблюдает пост? Некоторые авторитетные ученые, в числе которых и имамы четырех мазхабов, склоняются к мнению, что и те из мусульман, что в силу разных причин, к примеру, в силу возраста или состояния здоровья, не соблюдают пост, также должны выплачивать закят аль-фитр.

Не только для тех, кто имеет прегрешения или упущения во время соблюдения поста, выплата Милостыни Разговения будет являться обязательной, хотя аль-фитр и был вменен как способ искупления таких прегрешений. Хадис гласит, что закят был вменен Посланником Аллаха ﷺ всем мусульманам, независимо от пола и возраста, исключая детей, так как на детях нет обязанности поститься.

Человек может выплатить аль-фитр за кого-то другого, но в этом случае он должен получить от этого человека разрешение на выплату закята, известив его об этом: закят аль-фитр является поклонением, к которому человек должен иметь намерение.

Если же мусульманин не имеет возможности выплачивать Милостыню Разговения, то он не должен влезать в долги ради этого, в таком случае на нем не будет греха.

Кому дается?

Закят аль-фитр должен даваться лишь нуждающимся. Об этом неоднократно упоминали такие ученые, как шейх Ибн аль-Кайим, как имам аш-Шаукани и другие авторитетные ученые. Еще один момент, на который указывают ученые и на который стоит обратить внимание: как один бедный человек может получить несколько закят аль-фитр, так и одна выплата может быть распределена между несколькими нуждающимися людьми. Важно предупредить нуждающегося человека, который получает лишь часть аль-фитра, об этом, поскольку он может пожелать выплатить этим закят от своего лица, а выплачивать меньше одного са‘ нельзя.

В ответ на вопрос, разрешено ли выплачивать аль-фитр попрошайкам на рынках, истинное происхождение которых выяснить трудно, ученые Постоянного комитета (ал-ляджна ад-даима) отвечают, что закят разрешено выплачивать всем нуждающимся мусульманам, в том числе и грешникам. Внешнее состояние просящего – вот на что следует обратить внимание. Но по возможности следует все-таки искать для выплаты Милостыни Разговения достойных бедняков.

Разрешено ли отправлять Закят аль-Фитр в другой город?

По мнению имама Малика, если мусульманин находится на момент завершения Рамадана в другой стране, если его семья выплатит Милостыню Разговения за него, то эта выплата закят аль-фитра ему засчитывается. Имам уточняет, что он может выплатить его и сам за себя в той стране, где он находится на момент праздника.

Кому запрещено давать Закят аль-Фитр?

Неверующим выплачивать закят аль-фитр нельзя: ничего не обязывает мусульманина делать это, исходя из предписаний. Но следует обратить внимание на то, как сказал Хасан аль-Басри относительно этого: если неверный нуждается, а мусульманин хотел бы ему помочь, он может добровольно подать ему милостыню.

Мусульманин не должен выплачивать милостыню также тем, кого он и так обязан содержать, то есть своим детям, женам и родителям.

Еще одна категория мусульман, которым не положено выплачивать закят аль-фитр – это трудоспособные, сильные и богатые мусульмане. Об этом говорит хадис, это подтверждают и многие ученые. По мнению имама Ибн Кудама, по данному вопросу разногласий среди ученых нет.

Каков должен быть размер Закята аль-Фитр?

1 мудд - это то, что помещается в две ладони

Установлено, что выплата должна быть по размеру не менее одного са‘ еды: это равно 4 мудда, а 1 мудд – это по объему то, что может поместиться в две ладони, соединенные друг с другом. Для сравнения, 1 са‘ будет равен примерно трем килограмма пшеницы.

В зависимости от плотности продукта и его качества, разновидности, вес может отличаться – так, к примеру, 1 са‘ риса будет отличаться от 1 са‘ творога или муки.

По свидетельству «Шархуль-мумти‘» шейха Ибн ‘Усаймина, точный 1 са‘ будет равен 2,4 килограммов пшеницы, и на это можно ориентироваться, если нужно отмерить точный закят аль-фитр.

Чем выплачивать Закят аль-Фитр?

По свидетельству разных ученых, выплата должна состоять из 1 са‘ продуктов питания или еды – это может быть творог, изюм, пшеница или ячмень. Некоторые из ученых указывали на то, что не следует выплачивать закят аль-фитр теми продуктами питания, которые не употребляют в пищу нуждающиеся, которым выплачивается закят. Имам Малик особо подчеркнул то, что Милостыню Разговения следует выплачивать именно теми продуктами, которые люди употребляют, то есть ходовыми продуктами в той местности, где выплачивается закят аль-фитр. По словам шейха Ибн аль-Кайима, именно к такой точке зрения склоняется большинство ученых, и именно это мнение стоит считать основным и правильным.

Закят аль-фитр может быть выплачен любыми продуктами, которые составляют основу питания людей в той местности, в которой проживает или находится на момент выплаты закята, то есть на момент окончания священного месяца Рамадана мусульманин, выплачивающий закят аль-фитр. Вовсе не следует выбирать из списка ходовых продуктов самый дорогой продукт – мусульманин может взять за основу продукт из средней категории, то есть такой, каким питается в основном сам.

Но ни в коем случае нельзя выплачивать милостыню аль-фитр быстро портящимися продуктами или испорченными продуктами. Многих ученых объединяет мнение, что закят лучше выплачивать именно сыпучими продуктами (такими, как ячмень, пшеница и подобные продукты, а не готовая еда), поскольку их можно хранить дольше, и в этом смысле у них больше практической пользы. Сахаром выплачивать аль-фитр не стоит, поскольку сахар едой не является, а является, скорее, приправой.

Можно ли выплачивать деньгами?

Вопрос относительно того, можно ли выплачивать закят аль-фитр деньгами, является одним из обсуждаемых. Имамы-табиины, среди которых такие выдающиеся личности, как ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри и халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, такие имамы как ас-Саури и Абу Ханифа и ряд других пришли к мнению, что вместо еды могут быть выплачены деньги. Имам-табиин Абу Исхак ас-Саби‘ий отмечал, что застал сподвижников во время раздачи садака рамадана дирхамами, суммами, сопоставимыми цене еды».

Есть еще одно мнение, по которому закят аль-фитр не дозволено давать деньгами или одеждой или чем-либо еще вместо еды, считая, что это противоречит велению Посланника Аллаха ﷺ, который велел выплачивать аль-фитр именно едой. И по словам имама ан-Навави, большинством факихов не дозволялось давать аль-фитр деньгами. При том, что некоторые ученые дозволяют выплачивать закят аль-фитр деньгами, есть мнения, что вряд ли такой закят будет засчитан из-за того, что это противоречит Сунне Пророка ﷺ. На вопрос одного человека о том, можно ли ему выплатить закят аль-Фитр дирхамами, имам Ахмад отвечал, что опасается, что из-за противоречия Сунне Пророка ﷺ это не будет ему засчитано».

Когда следует выплачивать Закят аль-Фитр?

Разъясняя слова Всевышнего «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (87:14-15), Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия говорили, что эти слова означают, что сначала следует выплачивать закят аль-фитр, а уж затем отправляться на праздничную молитву. Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия подтверждают, что именно так гласит хадис, именно так сказал Пророк ﷺ – перед выходом на праздничную молитву выплатить закят аль-фитр. Имам Ибн ат-Тин уточняет, что выплатить милостыню следует до праздничной молитвы, но после совершения утреннего намаза.

Есть также мнение нескольких ученых относительно того, что для выплаты фитра время наступает в последний день Рамадана сразу же после заката и заканчивается с момента начала праздничной молитвы. Но, исходя из прямого хадиса, лучше всего выплачивать закят аль-фитр именно перед праздничной молитвой.

Не дозволяется выплата заранее, то есть за несколько дней или недель до праздничной молитвы. Шейх аль-Альбани объясняет это тем, что весь смысл выплаты закят аль-фитра заключается как раз в том, чтобы нуждающимся не пришлось просить о хлебе насущном в праздничный день. Выплатив закят задолго до праздничного дня, как может плативший рассчитывать, что у нуждающегося к праздничному дню все еще будет это продовольствие? Вероятно, к моменту праздника нуждающийся бедняк вновь будет нуждаться в продуктах питания и вынужден будет пойти и просить подаяние.

В виде исключения мусульманин может выплатить закят за пару дней до праздничного дня, однако, это возможно только в некоторых исключительных случаях.

Очень важно, чтобы выплата закята была произведена вовремя: если закят аль-фитр выплачен после праздничной молитвы, то он уже не засчитывается, а будет засчитываться за обычную милостыню. Именно поэтому, если выплата отдается не непосредственно нуждающемуся, а сборщику, то есть человеку, который ответственен за сбор и последующую передачу аль-фитра нуждающимся, то важно, чтобы сборщик был уважаемым и достойным доверия человеком и чтобы точно гарантировал, что Милостыня Разговения попадет к нуждающимся именно до начала праздничной молитвы.

Правильно будет считать, что на мусульманина, не выплатившего милостыню аль-фитр, ложится грех, и этот человек все равно остается должен выплатить фитр, и эта выплата для него обязательна.


Верующие мусульмане, в надежде заслужить милость Аллаха и выполняя Его предписания, часто сталкиваются с таким понятием, как «нисаб для выплаты закята». Что такое нисаб, и почему он важен в вопросе выплаты ежегодной милостыни?

Закят – ежегодная выплата мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу нуждающихся. Закят избавляет сердца от скупости, очищает имущество и пробуждает в людях милосердие. Это четвертый столп Ислама и один из самых важных обрядов поклонения Аллаху.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» (Абу Давуд).

Для выполнения этого ваджиба мусульманин должен обладать некоторыми характеристиками: он должен быть верующим, разумным, совершеннолетним, свободным и состоятельным. Состоятельным мусульманином считается тот, кто владеет имуществом или деньгами в размере нисаба за вычетом долгов и предметов первой необходимости.

На своем официальном сайте Духовное управление мусульман России (ДУМ РФ) приводит обозначение нисаба: «Нисаб – это мера богатства, установленная исламом, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб для выплаты закята составляет сумму денежных единиц (валют) золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости 84,8 грамм золота или 561 грамма серебра».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).

Таким образом, нисаб для выплаты закята – это минимальный размер состояния, имеющегося в распоряжении мусульманина целый год, с которого ему необходимо выплачивать закят. Пожертвование выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего размер нисаба.

ДУМ РФ также обозначает виды имущества, которое входит в исчисление нисаба: золото, серебро, деньги, предметы торговли, а также скот (верблюды, коровы, овцы и козы) и продукты земледелия (плоды и зерновые). Предписанный нисаб для выплаты закята в 2020 году рассчитывается из эквивалента в 84,8 грамм золота.

По данным Центрального банка РФ, цена 1 грамма золота составляет 4087 рублей. Это означает, что нисаб от имущества, обладание которым позволяет выплачивать закят, составляет 346 000 рублей или больше.

В то же время, каждый регион России вправе устанавливать собственный размер нисаба, руководствуясь результатами мониторинга актуальных цен. Так, в 2020 году ДУМ Татарстана объявило на своем официальном сайте об установлении минимального размера нисаба с 230 тысяч рублей (в 2019 году) до 280 000 рублей.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует свое имущество ночью и днем, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274).

Получатели закята – сироты, вдовы, бедняки, должники, путники, сборщики закята, новообращенные в Ислам и мусульманское духовенство. В России закят можно отдать в мусульманскую благотворительную организацию, которая занимается сбором и перечисление закята на нужды обездоленных, как фонд «Солидарность».


Закят в Исламе – это обязательная ежегодная выплата, совершаемая безвозмездно в пользу нуждающихся. Как рассчитать закят за 2020 год? Сколько нужно выплачивать закят с денег? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Кому нужно выплачивать закят с денег?

Выплачивать закят в Исламе должны все самостоятельные, дееспособные и взрослые мусульмане, но только если они обладают определенным материальным благополучием или нисабом. Согласно шариату, выплата закята означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными.

Пророк Мухаммад (да благословит его и приветствует Аллах) говорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям» (Аль-Кясани).

Один мискаль равен 4,24 г золота, а 20 мискалей в сумме дают 84,8 г золота. Стоимость 1 г золота равняется 4360 рублей. Это значит, что нисаб, обладание которым позволяет выплачивать закят, составляет около 370 000 рублей или больше.

Сколько процентов в деньгах должен составлять закят? Закят в Исламе составляет 2,5 процентов в год от общей суммы нисаба. Нисаб должен находиться в течение года дома, на банковском счету, акциях или депозитах мусульманина. И только по истечении года в месяц Рамадан мусульманину нужно выплачивать закят с денег – 2,5 процентов от суммы накопленного нисаба.

Как рассчитать закят за 2020 год? Пример расчета: 370 000 рублей (минимальный порог нисаба) * 2,5% = 9 250 рублей. Таким образом, 9 250 рублей – это минимальный закят, который нужно выплачивать мусульманину с денег в 2020 году.

Сколько раз нужно выплачивать закят?

Закят выплачивается один раз в год, в месяц Рамадан, когда награда за добрые дела многократно увеличивается.

Кому отдавать закят?

Всевышний Аллах в суре 9/60 перечисляет категории людей, среди которых распределяется закят: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый».

Таким образом, закят в Исламе можно пожертвовать самостоятельно, или отдавать в благотворительную организацию. В России перечисление закята с помощью онлайн-платежей практикуют исламские благотворительные фонды, такие как «Солидарность».

Всевышний Аллах, указывая нам единственный путь спасения, говорит: «Делайте пожертвования во Имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих» (Сура Аль-Бакара, 2:195)


Всевышний в Коране, говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность, это – обязанность.

Каждый, кто выплачивает закят, осознаёт, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это долг братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама – закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.

В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно всё, что мы имеем, даётся Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определённого достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.

В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение), чтобы он предостерёг тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, т. е. не выплачивает закят, о мучительном наказании в Судный день.

В то же время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха, и увеличении блага для тех, кто расходует на закят часть из того, чем Аллах их наделил.

Размер и сроки выплаты закята

Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.

Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.

Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 части, т. е. 2,5 % из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что больше этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, что чем большая часть имущества выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом.

Воистину, нет ничего справедливее предписаний Всевышнего Аллаха.

Из чего же состоит закят?

Он делится на две основные части:

1. Закят разговения (закят-уль-фитр).

2. Закят с имущества (закят-уль-маль).

Первая часть закята – закят-уль-фитр – связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т. п., которые для постящегося недопустимы, так же как приём пищи и питьё в светлое время суток.

Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.

Закят с имущества обязателен по истечении определённого срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Как распределяется закят?

Всевышний в Коране чётко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.

Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.

Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.

Третья категория – люди, связанные с закятом (‘амиль), те, которых имам назначил для сбора и распределения закята.

Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муаллафату кулубихим), – люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.

Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).

Шестая категория – это обременённые долгами, разрешёнными Шариатом (харим).

Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлу сабилиллах).

Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

Выплата закята кому-либо из этих восьми категорий связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.

Какова же цель закята и какая мудрость заключена в нём?

Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путём выделения закята. Несомненно, бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нём внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является не что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям. Социальное неравенство также послужило причиной большинства революций.

Если каждый, кто обязан давать закят, возьмётся выполнять это обязательство, то в обществе станет правилом исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет единым организмом.

Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоёв населения. Уникальность исламского общества заключается в том, что бедные живут за счёт налога с богатства состоятельных людей. Например, на сегодняшний день очень многие люди являются безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть своё дело, таким образом решается проблема занятости и не остаётся нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю Халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдуль-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили их.

Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что когда он даёт, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто даёт милостыню.

Ещё человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например пожар и т. п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.

В этой статье мы постарались затронуть лишь некоторые цели закята, так как невозможно описать все те блага, которые он даёт и которые охватывают как отдельного человека, так и общество в целом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: