Аптечная организация обязана иметь банковский счет если

Обновлено: 25.04.2024

Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств

(введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 7.2

1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике - юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе в целях выполнения требований, установленных настоящей статьей, самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.

4. Банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.

7. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и организация федеральной почтовой связи при осуществлении почтовых переводов денежных средств на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, почтовых отправлениях или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике - юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

10. Кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу без открытия банковского счета, или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая получателя почтового перевода денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов или почтовых отправлений, не содержащих информацию, указанную в пункте 7 настоящей статьи.

12. Требования настоящей статьи не распространяются на:

1) безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;

2) безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;

3) безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;

4) безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;

5) переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;

6) почтовые переводы денежных средств, осуществляемые по поручению физических лиц на сумму, не превышающую 15 000 рублей.

1) если будет заключен договор с одним контрагентом на сумму более 100 000 рублей;+
2) если использует общую систему налогообложения;
3) если использует упрощённую систему налогообложения;
4) если штат сотрудников превышает 50 человек.

4. В какие территориальные подразделения общество с ограниченной ответственностью (аптечная организация) обязано предоставить сведения о нанятых работниках?

1) в Пенсионный фонд России;+
2) в Федеральную миграционную службу;
3) в Федеральную налоговую службу;
4) в Фонд социального страхования.+

5. В трудовом договоре указывается

1) гарантии и компенсации;+
2) дата выхода в декретный отпуск;
3) социальное страхование работника;+
4) срок действия договора;+
5) условия оплаты труда работника.+

6. Где можно ознакомиться со Сводным реестром выданных лицензий?

1) в каждой лицензированной аптеке;
2) в местном отделении Росздравнадзора;
3) в сети Интернет;+
4) данные сведения конфиденциальны.

7. Для начала работы в аптечной организации должны быть приняты следующие локальные нормативные документы

1) порядок действий при чрезвычайных ситуациях;
2) программа производственного контроля и инструкция «О мерах пожарной безопасности в аптеке»;+
3) программы учёта наркотических средств и режима уборки внутренних помещений;
4) регламент по отпуску рецептурных ЛС и порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

8. Для начала розничной торговли аптечная организация должна

1) приобрести контрольно-кассовую технику и зарегистрировать контрольно-кассовая технику в налоговых органах; заключить договор на передачу данных с одним из уполномоченных налоговыми органами России операторов фискальных данных; пригласить представителя местного налогового органа на плановую проверку организации; заключить договор на оказание услуг по доступу к сети Интернет;
2) приобрести контрольно-кассовую технику нового образца и зарегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговых органах; заключить договор на передачу данных с одним из уполномоченных налоговыми органами России операторов фискальных данных; заключить договор на оказание услуг по доступу к сети Интернет;+
3) приобрести контрольно-кассовую технику нового образца и установить на рабочем месте;
4) приобрести контрольно-кассовую технику нового образца; заключить договор на передачу данных с одним из уполномоченных ФНС России операторов фискальных данных; заключить договор на оказание услуг по доступу к сети Интернет.

9. Заключение Роспотребнадзора выдаётся аптечной организации

1) в течение 15 дней;
2) в течение 30 дней;+
3) после оплаты госпошлины;
4) через 3 рабочих дня после оплаты госпошлины.

10. Какой документ является подтверждением соответствия помещения для осуществления фармацевтической деятельности нормативным требованиям?

1) декларации, сданные в положенный срок;
2) отчёт Минздрава о проведении экспертизы;
3) оценка ГНК, данная в письменном виде;
4) санитарно - эпидемиологическое заключение.+

11. Какой стаж работы по специальности должен иметь руководитель аптечной организации, при условии наличия только среднего фармацевтического образования?

1) не менее 10 лет;
2) не менее 15 лет;
3) не менее 5 лет;+
4) не менее 7 лет.

12. Когда будет совершён переход от сертификации к аттестации специалистов в области фармацевтической деятельности?

1) 1 января 2020 года;
2) 1 января 2021 года;
3) 1 января 2025 года;
4) 1 января 2026 года.+

13. Контрольно-кассовая техника нового образца

1) должна быть использована в филиалах крупных аптек;
2) обязательна для использования всеми организациями с 01.01.2016;
3) обязательна для использования всеми организациями с 01.02.2018;
4) обязательна для использования всеми организациями с 01.07.2017.+

14. Кто издаёт приказ о приступлении к обязанностям руководителя аптечной организации?

1) главный бухгалтер;
2) сам руководитель аптечной организации;+
3) учредители по средствам оформления протокола общего собрания;
4) учредитель, имеющий большую долю в стартовом капитале.

15. Кто несёт материальную ответственность за сохранность всех принимаемых и хранящихся в кассе денежных средств?

1) бухгалтер;
2) кассир;+
3) управляющий аптекой;
4) учредитель аптечной организации.

16. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности выдаётся

1) Росздравнадзором;+
2) Роспотребнадзором;
3) Россельхознадзором;
4) Федеральной налоговой службой.

17. На территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми аптечными организациями при осуществлении расчетов применяется

1) валидатор;
2) калькулятор;
3) контрольно-кассовая техника;+
4) сеть интернет.

18. Основанием для открытия счета аптечной организацией в кредитном учреждении является

1) анкета клиента по форме банка;
2) заключение между аптечной организацией и кредитным учреждением договора банковского счета;+
3) заключение между аптечной организацией и налоговыми органами договора;
4) карточка с подписями лиц, уполномоченных управлять счётом.

19. Основания для отказа банком в открытии счёта аптечной организации, помимо прочего, предусмотрены

1) Конституцией РФ;
2) Налоговым кодексом РФ;
3) Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»;+
4) Федеральным законом от 21.07.2014 № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов…».

20. После найма работников аптечная организация обязана представить в сведения о них в территориальные подразделения Пенсионного фонда России

1) в течение 30 дней;+
2) в течение 5 дней;
3) до 1 января следующего года;
4) до 31 декабря отчетного года.

21. После проведения проверки представленных документов от аптечной организации банк принимает решение

1) о присвоении идентификационного номера;
2) о создания юридического лица;
3) об отказе в открытии счета организации;+
4) об открытии счета организации.+

22. Постановление Правительства РФ «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено

1) 17 октября 2010 года;
2) 22 декабря 2011 года;+
3) 30 марта 1998 года;
4) 6 апреля 2011 года.

23. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 является

24. При каком условии заключается договор банковского счёта между банком и обществом с ограниченной ответственностью (аптечной организацией)?

1) при заключении договора о предоставлении дополнительных услуг со стороны банка;
2) при идентификации банком клиента;
3) при наличии ячейки в банке;
4) при предоставлении организацией необходимых документов и последующей идентификации банком клиента.+

25. При сдаче пакета документов на лицензирование заявитель оплачивает госпошлину

1) по безналичному расчёту в размере 7500 рублей;+
2) по наличному расчёту в размере 10 000 рублей;
3) по наличному расчёту в размере 7500 рублей;
4) по наличному расчёту в размере 1МРОТ.

26. Приказом Минздрава России от 21.10.1997 № 309 является

1) «Об обязательном медицинском страховании в РФ»;
2) «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ»;
3) «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»;+
4) «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

27. Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 является

1) «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;+
2) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
3) «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»;
4) «Об утверждении порядка аккредитации медицинских и фармацевтических работников».

28. Российские аптечные организации могут открывать счета

1) на конкретный срок;+
2) на определенных условиях;+
3) на срок, указанный в Налоговом кодексе;
4) на срок, указанный в уставе аптечной организации.

29. Российские организации могут открывать счета

1) в иностранной и российской валюте;+
2) на срок, не более 2-х лет;
3) только в Сбербанке;
4) только в российской валюте.

30. С какого момента банковский счёт считается открытым?

1) с момента внесения банком сведений о нём в свою книгу регистрации открытых счетов;+
2) с момента первого внесения денежных средств;
3) с момента передачи информации об открытии счёта руководителем в налоговых органах;
4) с момента подписи руководителем аптечной организации договора об открытии банковского счёта.

31. С помощью контрольно-кассовой техники официально можно осуществлять расчеты

1) сразу после ее покупки;
2) сразу после ее прохождения;
3) сразу после ее регистрации в налоговых органах;+
4) сразу после установки ее на рабочем месте.

32. Санитарно-эпидемиологические экспертизы в отношении помещений аптечной организации проводятся

1) Департаментом Здравоохранения РФ;
2) Минздравом РФ;
3) ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ бесплатно;
4) ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ за плату.+

33. Сведения о ходе принятия решения о предоставлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям соответствующим органом размещаются

1) в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;+
2) в налоговых органах;
3) на сайте Росздравнадзора;
4) на сайте аптеки.

34. Срок действия фармацевтической лицензии

1) 10 лет;
2) 3 года;
3) 5 лет;
4) бессрочно.+

35. Требования к оборудованию и помещению аптечных организаций, на соответствие которым выдаётся заключение, установлены

1) Инструкцией «О мерах пожарной безопасности в аптеке»;
2) Приказом Минздрава России от 13.11.1996 № 377 «Об утверждении требований к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»;
3) Приказом Минздрава России от 21.10.1997 № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»;+
4) Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно - эпидемиологических экспертизах, обследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

36. Требования к руководителю аптечной организации конкретизируются

1) в Постановлении Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности»;+
2) в Приказе Минздрава России от 29.11.2016 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технические требования сертификата специалиста»;
3) в Трудовом договоре;
4) в Федеральном законе от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

37. Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ является

1) «Об обращении лекарственных средств»;+
2) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
3) «Об основах обязательного социального страхования»;
4) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

38. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52- ФЗ является

1) «О пожарной безопасности»;
2) «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;+
3) «Об обращении лекарственных средств»;
4) «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)».

39. Чем регулируются отношения, возникающие между аптечной организацией и работником при его приёме на работу в данную организацию?

1) Гражданским кодексом РФ;
2) Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н;
3) Трудовым кодексом РФ;+
4) Уголовным кодексом РФ.

40. Что входит в комплект документов для получения лицензии на право осуществлять фармацевтическую деятельность?

1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
2) декларация;
3) дипломы и сертификаты работников аптеки;+
4) копии прилагаемых документов.


Денежные средства любой организации являются обязательным объектом учета и они могут находиться в виде: наличных денежных средств в кассе, денежных средств на расчетном счете и других счетах в банках.

В настоящее время порядок организации кассы и учета наличных денежных средств, регламентируется документами ЦБ РФ: №40 от 22 сентября 1993 года "Порядок ведения кассовых операций в РФ" и №14-П "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

Согласно "Порядку ведения кассовых операций", руководитель фармацевтической организации обязан оборудовать кассу - изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.

На практике, как правило, аптечная организация ограничивается хранением денег и ценных бумаг в несгораемых металлических шкафах, которые по оканчании работы кассы закрывают ключом и опечатывают печатью кассы.

Кассир несет ответственность за сохранность денежных средств в кассе и правильность ведения кассовых операций (оформляется договор о полной материальной ответственности). Там где кассира нет, его обязанности могут выполнять другие работники аптеки по письменному разрешению руководителя (заключается договор о полной материальной ответственности).

Куссиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. Кроме того, кассиру не допускается хранение денежных средств и других ценностей в кассе, не принадлежащих данной организации. В случае внезапного оставления кассиром рабочего места (болезнь кассира и т.д.) находящиеся у него денежные средства и другие ценности немедленно передаются другому кассиру под ответственность. Ценности передаются кассиру в присутствиии руководителя организации и шлавного бухгалтера или в присутствии специально созданной комиссии. О результатах пересчета ценностей составляется акт.

Согласно законодательству, организациивправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов.

Лимит - максимально возможный остаток наличных денежных средств в кассе на конец рабочего дня.

Лимит остатка денежных средств в кассе устанавливается банком для всех организаций имеющим кассу и осуществляющим денежные расчеты ежегодно. Фармацевтические организации имеют право хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию не более 3 рабочих дней, включая день получения их в банке.

Елена Тарасова

Банки обязаны передавать налоговым органам документы и сведения по их запросу. С 17 марта 2021 года перечень таких документов существенно расширили. Новые правила действуют уже четыре месяца, поэтому можно подвести небольшие итоги. Налоговый юрист Елена Тарасова рассказала, зачем это было нужно и кого коснулись изменения в законе.

Что такое банковская тайна

Банковская тайна — это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Исключение может быть сделано только в интересах государства или правосудия. Иными словами, доступ к сведениям о счетах организаций, предпринимателей и граждан строго регламентирован законом.

Случаи, когда банковские сведения могут быть предоставлены госорганам и иным лицам, например, нотариусам, судьям или арбитражным управляющим, перечислены в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. Так, нотариус может запрашивать информацию о счетах и остатках на них в интересах наследников, арбитражный управляющий вправе выяснять движение средств по счетам компаний и лиц, аффилированных с банкротом.

Попав к налоговикам, в суд или к нотариусу, сведения о банковских операциях и владельцах счетов не перестают охраняться и имеют особый режим доступа. Специальные законы, которые регламентируют деятельность судов, полиции, ФНС, арбитражных управляющих и других лиц обязывают их хранить в тайне сведения, которые стали им известны в процессе исполнения служебных обязанностей.

Расширенный доступ налоговой к банковской информации с 17 марта 2021

До принятия поправок в ст. 86 НК РФ сотрудники налоговой инспекции уже имели доступ к банковской информации. При проведении проверок они запрашивали информацию о движении денег по счетам компаний и предпринимателей, сведения об остатках по счетам и размерах задолженности картотеки № 2.

Из-за неточности формулировок и пробелов в законодательных нормах между банками и налоговиками часто возникали споры, связанные с полнотой предоставления документов. Банки отказывали в предоставлении сведений, которые по их мнению не содержат информации, влияющей на налоговые обязательства клиентов. В ответ налоговики часто накладывали на кредитные учреждения штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ.

Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ устранил большую часть этих разногласий. Изменения в ст. 86 НК РФ уточнили сроки и перечень документов, представляемых кредитными учреждениями по запросу ФНС, а также основания для их представления.

Что теперь будет знать налоговая

В таблице собраны сведения, которые были доступны налоговикам ранее и стали впервые доступны после 17 марта 2021 года.

Банк всегда обязан предоставлять без запроса

  1. Сведения об открытии или закрытии счетов и депозитов организаций, ИП, граждан.
  2. Сведения об открытии или закрытии электронных кошельков (в том числе работающих через банки сервисов QIWI, WebMoney, PayPal и Яндекс.Деньги).

Банк обязан предоставить по запросу ФНС до 17 марта 2021 года и сейчас

  1. Выписки о движении по счету.
  2. Сведения об остатках денежных средств на счетах.
  3. Сведения об отдельных операциях клиентов.

Банк обязан предоставить по запросу ФНС после 17 марта 2021 года

  1. Копии карточек с образцами подписей и оттиском печати.
  2. Копии паспортов и других документов лиц, которые могут распоряжаться деньгами.
  3. Копии доверенностей на представителей.
  4. Копии банковских договоров, заявлений на открытие или закрытие счета, информацию о клиентах.
  5. Информация о бенефициарных владельцах или выгодоприобретателях по счету, которая стала известна банку.

Основная цель изменений — предоставление доступа ФНС к сведениям о лицах, управляющих счетом, не только тех организаций и ИП, в отношении которых уже ведется налоговая проверка, но и тех, кого только собираются проверять, а также облегчение доказательства взаимозависимости компаний и физических лиц.

В каких случаях налоговая может запрашивать документы и информацию

Налоговики могут запрашивать сведения в строго определенных случаях.

В отношении организаций и ИП:

  • проведение налоговой проверки;
  • вне рамок проверки по отдельным сделкам;
  • принятие решения о взыскании налогов;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
  • в рамках международного сотрудничества.

В отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговая может запрашивать эти данные только при проведении налоговой проверки (запрос должен содержать согласие руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя) или в рамках международного сотрудничества.

Как происходит обмен данными между банками и ФНС

Банки и ФНС взаимодействуют по прямым телекоммуникационным каналам связи. Срок для предоставления документов — 3 дня со дня получения мотивированного запроса налоговой. Когда сотрудник ФНС запрашивает информацию о счетах физических лиц, он должен согласовать запрос с руководителем вышестоящего налогового органа.

Формы и порядок передачи информации по запросам налоговой в электронном виде еще не готовы. До тех пор, пока ФНС их не разработает и Центробанк не утвердит, банки могут передавать информацию по ранее установленным правилам — по запросам ФНС в рамках встречной проверки или при получении информации о конкретных сделках (письмо ФНС от 01.07.2021 № СД-4-2/9296@).

Зачем это нужно и кого коснутся изменения

Не стоит опасаться, что расширение доступа ФНС к банковской тайне нарушает или ущемляет права налогоплательщиков. По своей сути изменения направлены на борьбу с номинальными лицами в руководстве компаний и предотвращение незаконного обналичивания.

Компании и ИП, в отношении которых сделаны такие запросы, уже находятся в проверочном процессе или на стадии предпроверочного анализа. Если налогоплательщик не уходит от налогообложения, не использует подставных лиц или компании-однодневки для обналичивания средств, переживать не стоит.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Статья 3 данного документа вступила в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (часть 3 статьи 8 данного документа).

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036) следующие изменения:

1) абзац одиннадцатый статьи 5 изложить в следующей редакции:

"операторы по приему платежей;";

а) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

"1.1. Идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).";

б) пункт 1.3 признать утратившим силу;

в) пункт 3.1 признать утратившим силу;

3) главу II дополнить статьями 7.2 и 7.3 следующего содержания:

"Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств

1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике - юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе в целях выполнения требований, установленных настоящей статьей, самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.

4. Банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.

7. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и организация федеральной почтовой связи при осуществлении почтовых переводов денежных средств на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, почтовых отправлениях или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике - юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

10. Кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу без открытия банковского счета, или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая получателя почтового перевода денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов или почтовых отправлений, не содержащих информацию, указанную в пункте 7 настоящей статьи.

12. Требования настоящей статьи не распространяются на:

1) безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;

2) безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;

3) безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;

4) безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;

5) переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных должностных лиц

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются кредитными организациями при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: