Банк как субъект банковского права

Обновлено: 08.05.2024

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Субъекты банковского права – это лица, которые предусмотрены банковским правом как возможные участники банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений, как правило, являются Банк России и кредитная организация. На стадиях регистрации и лицензирования, реорганизации и ликвидации кредитной организации в качестве субъектов банковского права могут выступать Банк России и учредители (участники) кредитной организации, ее кредиторы.

Кредитная организация – это сторона, которая отвечает не только перед клиентом, но и перед Банком России.

Кредитная организация, как правило, является субъектом и гражданско-правовых, и банковских отношений. В процессе банковских операций одновременно возникают и горизонтальное (гражданско-правовое), и вертикальное (банковское) правоотношения.

Горизонтальное правоотношение имеет самостоятельное значение, но одновременно с этим оно является тем юридическим фактом, с которым закон и нормативные акты связывают необходимость возникновения вертикального правоотношения.

Так, например, заключение договора банковского вклада порождает правоотношение между коммерческим банком и вкладчиком. Это горизонтальное (гражданско-правовое) отношение. Но одновременно с этим автоматически возникает вертикальное (банковское) правоотношение между Банком России и коммерческим банком. Суть этого правоотношения состоит в том, что коммерческий банк обязан правильно (в соответствии с требованиями банковских законов и нормативных актов Банка России) осуществить операцию по привлечению вклада, например сделать необходимые проводки в бухгалтерском учете. В этом же правоотношении Банк России приобретает право потребовать от коммерческого банка, чтобы он соблюдал указанные требования.

Например, между заемщиком, получающим кредит, и кредитной организацией возникает гражданское правоотношение со взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. Но в отличие от кредитной организации заемщик не является субъектом банковского права. Заемщик, получивший кредит в коммерческом банке, не несет обязанностей и ответственности перед Банком России, не может и не должен подвергаться каким бы то ни было санкциям со стороны Банка России. Субъектом банковского права в данном случае является только коммерческий банк, так как сам факт выдачи ссуды клиенту порождает правоотношение между коммерческим банком и Банком России. Суть этого правоотношения в нашем примере состоит в том, что кредитная организация должна отчитаться перед Банком России о том, что ею создан резерв в соответствии с требованиями п. 2.7 Инструкции ЦБР от 30 июня 1997 года № 62а „О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам“,[17] а Банк России имеет право потребовать такого отчета. Соответственно, все требования о классификации ссуд и создании адекватного им резерва касаются только кредитной организации, так как именно она (а не клиент) должна компенсировать риск возможного невозврата выданной заемщику ссуды.

Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты банковского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Субъекты банковского права

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая природа банка развития и его деятельности
(Кузнецов С.В.)
("Банковское право", 2019, N 4) В настоящей статье предпринимается попытка выявления правовой природы такого института, как "банк развития", который автор относит к средствам государственного регулирования экономики, субъекту банковского и инвестиционного права. В статье сделан вывод о необходимости внедрения в отечественную правовую доктрину категории "лицо публичного права", которая в полной мере отражает правовую природу банка развития.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая концепция финансирования развития
(Кузнецов С.В.)
("Юрист", 2021, N 12) Правовая природа банка развития не позволяет отнести его к категории банков или кредитных организаций по смыслу банковского законодательства, однако позволяет включить его в круг субъектов банковского права в силу предоставления ему полномочий по осуществлению банковских операций. С точки зрения правовой природы банк развития охарактеризован как лицо публичного права, которое действует в целях реализации публичного интереса на основании делегированных ему государством полномочий по созданию необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для субъектов частного предпринимательства. Как любой институт развития банк развития осуществляет двоякую функцию: с одной стороны, он может быть признан инструментом (средством) государственного регулирования экономики, с другой - субъектом, осуществляющим такое регулирование в части наделения его определенными функциями в рамках его целевой правоспособности. Некоммерческие организации неслучайно были выбраны в качестве организационно-правовых форм функционирования банков развития, так как, по справедливому замечанию Т.В. Сойфер, экономические интересы таких организаций прежде всего исходят из их стремления достичь положительного социально-экономического эффекта . Некоммерческий характер деятельности финансового института развития подчеркивает то, что систематическое извлечение прибыли не является основной целью его деятельности.

Нормативные акты: Субъекты банковского права

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 14.03.2022)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" 4. Для совершения операций со средствами, полученными Фондом субъекта Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации, указанный Фонд открывает счет в финансовом органе субъекта Российской Федерации. Для иных целей Фонд субъекта Российской Федерации вправе открывать банковские счета в кредитных организациях, находящихся на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона.

(часть третья введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Банк с базовой лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;

3) кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента (далее - центральный контрагент) устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проблемы в осуществления субъектами банковскогоправа своих функций имеют место всегда, однако, обостряются они вовремя экономических и финансовых кризисов . В статье предпринятапопытка выявления пробелов в правовом регулировании статусаЦентрального банка РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гура Г.М.

Правовой статус центральных банков зарубежных стран и России в регулировании денежной системы: сравнительно-правовое исследование

Особенности конституционно-правового статуса и основы взаимодействия публичных институтов в финансовой сфере

Роль конституционного Суда Российской Федерации в становлении и регулировании отношений между субъектами финансового рынка: теория и практика

Problems in the banking law, the subject of their functions always occur, but they are exacerbated in times of economic and financial crises. The article attempts to identify the gaps of legal regulation of the status of the price-Russian central bank .

Текст научной работы на тему «Центральный банк Российской Федерации как субъект банковского права»

Территория науки. 2015. № 5

роста правовой культуры и культуры демократических отношений.

1. Гаврилов С.Т. Предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних: правовой, педагогический и организационный аспекты: Монография / Под науч. ред. А.В. Волохова. - Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2001. - 130 с.

2. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспрудениция»/ - 2-е изд., перераб. И доп. - М.ЮНИТИ -ДАНА: Закон и право, 2014.-311с.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ БАНКОВСКОГО ПРАВА

Воронежский экономикщ-правовой институт

Ключевые слова: Центральный банк РФ, финансовый кризис, стабильность финансового рынка России.

Keywords: Central Bank, the financial crisis, the stability of the Russian financial market.

Аннотация: Проблемы в осуществления субъектами банковского права своих функций имеют место всегда, однако, обостряются они во время экономических и финансовых кризисов. В статье предпринята попытка выявления пробелов в правовом регулировании статуса Центрального банка РФ.

Abstract: Problems in the banking law, the subject of their functions always occur, but they are exacerbated in times of economic and financial crises. The article attempts to identify the gaps of legal regulation of the status of the price-Russian central bank.

Данная тема актуальна в силу значения Центрального банка РФ в сфере правового обеспечения национальных интересов России в банковской сфере. Особое значение деятельность этого субъекта имеет в настоящее время, в период финансового кризиса. Значимость данного исследования заключается также в том, что типичными субъектами банковского права являются Центральный банк России и кредитные организации, на которые и возложены задачи обеспечения стабильности финансового рынка России. Особое положение Центрального Банка Российской Федерации в системе органов

Территория науки. 2015. № 5

государственной власти определяется целями его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности. Защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией Банка России. Это достигается, например, тем, что только Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований), и другие меры. В последнее время значение деятельности Центрального банка России и кредитных организаций возросло в связи с финансовым кризисом в нашей стране, ведь по оценке Bloomberg, в результате текущего кризиса российские банки столкнулись с более серьезными проблемами, чем в 2009 году. В частности, доходы «Сбербанка», который держит около 45 % депозитных вкладов России, в течение 2014-го года сократились на 20%, а доходы другого крупного банка — «ВТБ» снизились на 96 %.

Согласно банковскому законодательству банковская система России является двухуровневой:

- Центральный банк РФ (первый уровень);

- кредитные организации (второй уровень) - его составляют коммерческие банки и небанковские кредитные организации [4].

Г.А. Тосунян при характеристике банковских правоотношений указывает, что «одной из сторон в них всегда выступает кредитная организация или Банк России. Причем, когда он выступает не как особый орган государственной власти, которым он является согласно

ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, а как участник банковской деятельности, как хозяйствующий субъект». [3, C. 28] Безусловно, ключевым субъектом банковских правоотношений является Центральный банк РФ. Правовой статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации закрепляются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 - ФЗ. Необходимо отметить, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Территория науки. 2015. № 5

Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положение Банка России необходимо рассматривать, исходя из положений статьи 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ денежной единицей в России является рубль, и эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется только Центральным банком Российской Федерации и никаким другим органом. Согласно статье 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Государственная власть в России едина, и источником ее является многонациональный народ. Однако в государственной власти давно известен принцип разделения властей и Конституция РФ статье 10 предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Анализ данной статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») позволяет предположить, что Центральный банк РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что Центральный банк РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий Центрального банка РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения: приостанавливать

действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывать их; осуществлять выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. Банк России при нарушении нормативов обязательных резервов имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, сумму недовнесенных средств, и взыскать с кредитной организации штраф в соответствующем размере [1]. Хотелось бы обратить внимание, что акты Центрального банка РФ, которые он издает в рамках своей компетенции (указания, положения и инструкции), являются обязательными для федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. И хотя по характеру своей деятельности Центральный банк РФ является банком, то есть кредитным учреждением, ему присущи весьма важные государственные полномочия. В Определении Конституционного Суда

Территория науки. 2015. № 5

Хотелось бы также вспомнить мнение М.В. Баглая о Центральном банке РФ: «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти». Заметим, к числу таких органов он относит Центральный банк Российской Федерации, называя его государственным органом. Это представляется правильным, так как при анализе правового статуса Центрального банка РФ, безусловным представляется его положение именно в системе органов федеральной государственной власти и никакой иной. Скорее всего, Центральный банк Российской Федерации можно отнести к исполнительной ветви государственной власти, однако, его особое положение затрудняет это сделать.

Анализ правовых источников позволяет сделать вывод о том, что Банк России является юридическим лицом. Однако вызывает интерес тот факт, что его правовой статус не подпадает под организационно-правовые формы юридических лиц, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. И в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нет определения организационно-правовой формы Банка России.

Можно сделать вывод о том, что для деятельности субъектов права очень важно правовое закрепление их статуса современным законодательством, а для субъектов банковского права это важно вдвойне в силу особенности их положения в правовой системе. Исследование правового статуса субъектов банковского права в настоящее время очень своевременно и интересно, так как в 2014 году в России с ухудшением экономической обстановки, обусловленной резким спадом мировых цен на энергоресурсы и введением санкций в отношении России в связи с событиями в Крыму и Украине, начался финансовый кризис. Значительно снизился курс рубля относительно иностранных валют, увеличилась инфляция, уменьшились реальные доходы россиян, и значительно ухудшилась ситуация в ряде отраслей российской экономики. В данной ситуации необычайно возросла роль Центрального банка России, как мегарегулятора банковских отношений, им принят ряд чрезвычайно важных решений, которые

Территория науки. 2015. № 5

крайне негативно отразились на состоянии рынка банковских услуг. Можно сделать вывод, что Банк России - это государственный орган особого конституционного статуса, обладающий самостоятельностью и широкими полномочиями. Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Но в настоящее время Банк России переживает не лучшие времена. Банк России сократил в 2014 году 3500 сотрудников, или 5,3%. Об этом говорится в опубликованной в мае 2015 г. отчетной информации регулятора за прошлый год. По данным Центрального банка Российской Федерации, к началу 2015 года количество сотрудников составило 61,8 тыс. человек. В рамках программы оптимизации сети территориальных учреждений ликвидировано 76 расчетно-кассовых центров. Кроме того, завершен этап оптимизации штата лечебных подразделений территориальных учреждений [5].

1. Поскольку в результате исследования выявлено, что правовой статус Центрального банка РФ недостаточно четко определен в действующем законодательстве, а именно: является ли Центральный банк РФ государственным органом? Ни в Конституции РФ, ни в ФЗ «О нет прямого указания на то, что Центральный банк РФ является государственным органом, однако анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что, являясь кредитным учреждением, он может быть отнесен к государственным органам. Исходя из этого, предлагается внести изменения в действующее законодательство о Центральном банке РФ и определить его как орган государственной власти с особым статусом, учитывая его исключительные функции.

2. Учитывая то, что результатами исследования не установлена организационно - правовая форма организации Центрального банка Российской Федерации, предлагается внести дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России». Гражданский кодекс Российской Федерации дает достаточно широкий выбор организационно - правовых форм, что позволяет выбрать одну из них. Это может быть, например, форма общества, так как она наиболее полно отвечает организационным особенностям Центрального банка РФ. Хотя, учитывая специфику задач данного банка, организационно - правовую форму можно закрепить в

Территория науки. 2015. № 5

Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», детализировав и дополнив положения ГК РФ.

Хотелось бы, чтобы эти предложения способствовали гармонизации и справедливости действующего банковского законодательства.

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. от 10.07.2002 г. №86 - ФЗ //Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

3. Паукова Н.И. Обратное действие норм финансового законодательства // Территория науки. 2015. № 2. С. 191-199.

4. Тосунян, Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: учебник /под общей ред. Адем. А. Н. Топорнина. -М.: Юрист, - 2013.

5. Эриашвили, Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - 3 изд., перераб. И доп. - М., 2010

Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В.

ЗАЩИТА И ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРАВОВАЯ ОСНОВА, МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: правовое поле, модернизация, инновации,

Keywords: legal framework, modernization, innovation, rapid line.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблематика пограничных районов и пути повышения контрольно пропускной способности пограничных пунктов. Предложены меры направленные на модернизацию и обеспечение стабильного функционирования и снижения времени контрольных операций.

Abstract: This article discusses the problems of border areas and ways to

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: