Центральный банк как мегарегулятор

Обновлено: 07.05.2024

Идея создания финансового мегарегулятора в России обсуждается на протяжении шести-семи последних лет. Более того, правительство и ЦБ несколько раз вплотную подступали к решению этого вопроса. Серьезный шаг в этом направлении уже сделан — я имею в виду объединение под эгидой ФСФР надзора и регулирования рынка ценных бумаг, а также страхового надзора и регулирование страхового рынка.

Решение, которое позволит продвинуться дальше в этом вопросе, уже фактически принято правительством. Это объединение под эгидой ЦБ функций регулирования и надзора не только за банковским, фондовым и страховыми рынками, но и за рынком пенсионных накоплений. Таким образом, практически весь финансовый рынок и надзор за ним окажутся в сфере компетенций одной структуры, при этом законодательные функции остаются за правительством в лице Минфина.

Чем руководствуются сторонники этой идеи, к которым я себя, безусловно, отношу?

Во-первых, зарубежным опытом. Страны с развитыми рынками прошли определенную эволюцию регулирования, и кризис 2007—2010 годов показал жизнеспособность принятых ими схем. Наиболее жизнестойкой оказалась модель, появившаяся в ряде стран континентальной Европы, где пошли по пути создания регуляторов над всем финансовым рынком. Противоположный пример — Великобритания. Там функции регулирования и надзора были разделены между Банком Англии и Службой по надзору за финансовыми рынками. В кризис обе структуры сработали не лучшим образом. В итоге налогоплательщикам пришлось взять на себя колоссальный объем расходов, связанных с национализацией четырех крупнейших английских банков.

В СНГ по англосаксонскому пути пошел Казахстан, имеющий более развитый, чем в России, финансовый рынок. Функции также были разделены между Национальным банком страны и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финорганизаций. Итог известен: в кризис правительству пришлось через Национальный фонд Республики Казахстан национализировать четыре крупнейших банка (БТА Банк, Альянс Банк, Народный банк и Казкоммерцбанк), вложив туда дополнительный капитал. Таким образом, опыт других стран диктует нам ту модель, которую сейчас и выбрало российское правительство.

Какие еще аргументы я вижу в пользу создания мегарегулятора? Безусловно, банковский, страховой, рынок управления пенсионными накоплениями и фондовый рынок действуют по одним общим правилам. Ведущие игроки, как на Западе, так и в России, работают на всем финансовом рынке.

Например, крупнейшая страховая компания Европы Generali имеет общих акционеров с итальянским банком UniCredit. Очевидно, что пенсионные активы, которые хранятся в Generali, фактически вобрали в себя средства из различных сегментов рынка. Другая мощная страховая компания — Allianz — имеет долю в крупнейшем германском банке. Если говорить о ВТБ, то наша группа работает фактически на всем финансовом рынке и обладает значительной долей бизнеса. Помимо банковских продуктов мы предлагаем весь перечень услуг — от брокерского обслуживания до обязательного и добровольного пенсионного страхования. По этой же модели развиваются Сбербанк, УРАЛСИБ и другие игроки отрасли.

Разделение между банковским рынком, рынком ценных бумаг, рынком негосударственного пенсионного обеспечения, характерное для этапа становления рынка, уходит в прошлое. Сегодня клиенту нужен, как модно говорить, «комплексный финансовый супермаркет».

Если же речь идет о финансовой группе, то бизнес страховой компании, банка, компании по управлению активами, безусловно, между собой переплетаются. И регулирование каждого из этих сегментов по отдельности означает увеличение транзакционных издержек, поскольку взаимодействовать приходится не с одним, а с несколькими регуляторами. При этом ни один из этих регуляторов не видит весь бизнес финансовой группы, и его легко ввести в заблуждение. Это позволяет создавать схемы, при которых камуфлируется реальное положение дел во всей финансовой группе или в конкретной страховой компании или банке. Таким образом, и для клиента, и для добросовестно работающей финансовой группы лучше иметь дело с одним регулятором. Это делает картину более прозрачной, уничтожает схемы, к которым прибегают недобросовестные игроки. И, в конечном счете, лучше для российских граждан и нерезидентов, работающих в России. Это снижает общие издержки на регулирование и контроль за различными сегментами финансового рынка.

Почему я считаю, что финансовый мегарегулятор может и должен быть создан на базе ЦБ? При всех недостатках надзора со стороны ЦБ, если мы оценим его с точки зрения кадрового потенциала, методологии, практического опыта, то увидим, что он на три — пять лет опережает надзор за страховым рынком, надзор ФСФР и надзор за негосударственными пенсионными фондами. Создание надзора на базе ЦБ позволит в масштабах страны уйти от рисков, которые сейчас присутствуют в менее развитых сегментах финансового рынка.

Автор — президент-председатель правления ВТБ 24

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Центральный банк — это банковская структура, которая возглавляет кредитную систему государства, имеет абсолютное монопольное право выпуска денежных знаков национальной валюты и реализует различные мероприятия в рамках осуществления кредитно-денежной политики в интересах экономики государства, а также общества в целом.

На современном этапе развития подотчетность Центрального Банка РФ Госдуме РФ подразумевает, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ реализует Государственной Думой, учитывая при этом представление Президента РФ.

Деятельность Банка России регламентируется такими законодательными актами как действующая редакция Конституции РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , а также прочими правовыми и нормативными актами.

Конституционные основы банковского дела:

  • условно программируют деятельность банковских структур, распространяя на них правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу движения финансовых ресурсов и финансовых механизмов;
  • устанавливают минимальный объем гарантий прав и интересов всех субъектов финансовых отношений в сфере банковской деятельности, не ограниченный какими-либо правовыми нормами;
  • формируют некоторую основу для осуществления единообразного правового регулирования в банковской сфере, устанавливая, что нормативная база единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и выпуск денежных знаков национальной валюты относятся к компетенции государства.

Центральный Банк России как мегарегулятор финансового рынка

Мегарегулятор - это орган, основной целью деятельности которого является регулирование отношений в определенной области деятельности, например, финансовой. Таким образом, под финансовым мегарегулятором понимают учреждение, на которое возложены функции осуществления контроля и регулирования действующей денежно- кредитной системы государства.

Готовые работы на аналогичную тему

На сегодняшний день в условиях различных моделей регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и регулирования денежно-кредитной системы, при этом каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки. Стоит отметить, что непосредственный мировой опыт регулирования не дает достаточных доказательств того, что мегарегулятор играет роль наиболее эффективной или оптимальной формы контроля за функционированием различных финансовых институтов. Однако, все же в рамках одного из заседаний Правительства РФ было принято решение о формировании мегарегулятора на базе Банка России, реализация которого требует осуществления некоторых реформ. Подобная реформа имеет как достоинства, так и недостатки, исследование и анализ которых является важнейшей составляющей на этапе становления такого органа контроля и регулирования.

Среди основных достоинств организации мегарегулятора на основе ЦБ РФ можно выделить следующие:

  • полное исключение дублирования некоторых функций, которые до момента реализации реформы осуществляли несколько органов власти одновременно;
  • на современном этапе развития наметилась тенденция размытия границ между банковскими структурами и финансовыми учреждениями профессиональных участников. В рамках осуществления реформы будут формироваться так называемые финансовые конгломераты, что в значительной степени упростит процесс регулирования деятельности в финансовой сфере;
  • единый и независимый орган регулирования дает возможность сформировать последовательную и упрощенную законодательно-правовую базу.
  • после окончания реформы мегарегулятор сможет выступить в роли органа, который способен объединить все сведения о финансовых учреждениях и мероприятия, что в значительной мере будет способствовать более эффективному выявлению потенциальных рисков в финансовой сфере;
  • мегарегулятор будет сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что будет способствовать упрощению процесса разработки и внедрения новых норм, что позволит их сделать более гибкими и будут отвечать интересам рынка.
  • создание единого органа на базе ЦБ РФ позволит упросить и более эффективно обобщать потоки сведений и обеспечить их конфиденциальность, т.к. подобный поток будет реализован непосредственно внутри одной хозяйствующей единицы или экономического субъекта, что в значительной степени снижает потенциальную опасность утечки сведений и их незаконное использование;
  • в условиях самофинансирования при организации мегарегулятора на базе Банка России можно отметить наличие большого количества финансовых ресурсов при меньшем количестве задействованных работников, что в значительной степени снизит нагрузку на бюджет.
  • организация мегарегулятора на базе Банка России подразумевает, что такое учреждение будет обладать высоким уровнем независимости от органов власти и непосредственно объектов регулирования.
  • деятельность единого органа - мегарегулятора будет легче анализировать.

Среди наиболее важных недостатков организации мегарегулятора можно назвать следующие:

  • организация финансовых конгломератов, что в значительной степени позволяет снизить уровень конкуренции и вывести с рынка небольших участников;
  • излишняя унификация регулирования банковских структур и различных финансовых учреждения разных видов. Регулирование банковского сектора и РЦБ имеет отличительные особенности, в связи с чем требует различных подходов регулирования;
  • усиление конфликта интересов в Банке России, который непосредственно связан с одновременной реализации регулирования и надзора за банковскими структурами и финансовыми учреждения и участием ЦБ РФ в их капитале;
  • возможно недостаточное внимание развитию небанковских секторов финансового рынка.

Так же важно, чтобы мегарегулятором уделялось равное внимание всем аспектам его деятельности - и осуществлению надзора за деятельностью банковских структур, осуществление принятой денежной кредитной политики, регулирование функционирования рынка ценных бумаг.

Центральный банк - это важнейшая банковская структура любого государства, которая выступает в роли посредника между государством и национальной экономикой в целом, в роли органа, осуществляющего денежно-кредитной политику.

Важнейшей функцией любого Центрального банка можно назвать эмиссию национальной валюты, осуществление контроля и надзора за деятельностью банковских структур и прочих финансовых учреждений.

Финансовый рынок в любой стране, в том числе отечественный финансовый рынок, представляет собой комплекс, в состав которого входят различного рода активов, услуги и участников. На сегодняшний день происходящие международные процессы интеграции и глобализации, а также углубление взаимодействия между разными секторами национальной экономики и усложнение ее структуры объясняют существующую необходимость в осуществлении наиболее результативных отношений, которые могут возникать на финансовых рынках.

Огромное количество внутренних взаимосвязей участников финансового рынка в значительной мере нивелирует различия между рисками банковского дела, ценных бумаг и страхования. Таким образом, финансовый рынок на сегодняшний день существует как единая система с огромным количеством составляющих, которые нуждаются в строгом регулировании и надзоре.

На сегодняшний день основные полномочия по регулированию, контролю и надзору в области финансовых отношений, банковской деятельности в полной мере принадлежат Центральному банку РФ, который также называется Банк России.

В настоящее время в рамках совершенствования системы контроля банковской системы Банк Росси наделяется все новыми и новыми полномочиями, что выступило в качестве повода присвоения ему такого неофициального статуса как «мегарегулятор».

История создания мегарегулятора финансового рынка в России

До реформирования системы регулирования полномочия в сфере регулирования финансового рынка находились в руках Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Министерства финансов России, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и ЦБ РФ. Непосредственно функции контроля и надзора были в значительной мере сосредоточены в руках Центрального банк РФ (в рамках надзора за осуществлением деятельности банковских структур и финансовых учреждений) и Федеральной службы по финансовым рынкам (в рамках надзора за функционированием рынком ценных бумаг, сферой страхования, в некоторой мере за функционированием государственных пенсионных фондов и т.д.). Также некоторые полномочия в сфере надзора имелись и у департаментов, и государственных органов власти, которые находились в ведении Министерства Финансов РФ России.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно отметить существовавшую сегментированность системы контроля и надзора за функционированием финансового рынка, которая в большинстве случаев приводит рассогласованности действий, запаздыванию в принятии решений как в сфере регулирования, так и в сфере надзора.

В 2013 году были изменен Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», вследствие чего в значительной мере была изменена не только структура ЦБ РФ, но и его функции.

Изменения, принятые в рамах совершенствования банковского законодательства, касались прежде всего следующих моментов:

  • Правительство РФ, совместно с ЦБРФ, утверждает политику, которая должна быть реализована в сфере финансовой устойчивости и стабильного развития отечественных финансовых рынков;
  • Центральному Банк РФ передается функционал по регулированию и надзору за деятельность небанковских финансовых структур;
  • в обязательном порядке должен быть расширен Совет директоров ЦБ РФ до 14 членов без учета Председателя Банка России;
  • организовывается Комитет финансового надзора в ЦБ РФ;
  • в значительной мере видоизменен Национальный банковский совет, который формально признается высшим орган ЦБ РФ, например, изменено непосредственно на «Национальный финансовый совет», состав, пересмотрен выполняемый функционал;
  • регламентируются вопросы взаимодействия Центрального Банка РФ с так называемым саморегулируемыми учреждения

Одновременно с описанными изменения была осуществлена и реорганизация в структуре федеральных органов исполнительной власти. Так, ФСФР России была передана в ведение Центрального РФ по финансовым рынкам с дальнейшей полной интеграцией (таким образом, ФСФР как автономный орган реорганизуется), что приводит к созданию мегарегулятора в лице ЦБ РФ.

Основной целью создания мегарегулятора для контроля и регулирования финансовых рынков заключается в предупреждении возможных кризисов на финансовом рынке и своевременное реагирование на подобные явления независимо от принадлежности сегмента финансового рынка.

Также на сегодняшний день существует острая необходимость в повышения качества регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках, что должно включать в себя решение проблем, которые могут возникать вследствие возможности использования различного рода стандартов к одним и тем же сегментам финансового рынка со стороны различных органов государственной власти и возможным увеличением уровня рисков в теневой банковской системе.

Создание мегарегулятора в лице Банка России дало положительные результаты, которые в большей части выражены том, что в отношении всех финансовых секторов были разработаны, утверждены и внедрены единые стандарты и технологии надзора.

В то же время, создание мега регулятора на базе Центрального банка Российской Федерации в значительной мере способствует возникновению риска организации монополии регулирования, что может повлечь снижение качества такого регулирования.

Наконец, риск унификации регулирования и надзора за банковскими структурами и прочими профессиональными участниками финансового рынка может привести к чрезмерному регулятивному и надзорному обременению таких участников финансового рынка.

Банк России — мегарегулятор финансового рынка. Это означает, что Банк России отвечает за надзор, регулирование и развитие во всех секторах финансового рынка: банковской системы, страхового сектора, коллективных инвестиций и пенсионных накоплений, рынке ценных бумаг, микрофинансировании. А также отвечает за инфраструктуру финансового рынка — деятельность рейтинговых агентств, бирж, депозитариев и других участников.

Мегарегулятор был образован в 2013 году. Первыми задачами мегарегулятора были устранение пробелов в регулировании, создание единой надзорной среды и выработка общей стратегии развития финансового рынка.

Все сектора финансового рынка предоставляют потребителям разные продукты и услуги, но все они должны быть устойчивы, не участвовать в сомнительных операциях, добросовестно выполнять свои обязательства перед клиентами. Чтобы этого добиться для каждого из секторов финансового рынка Банк России вырабатывает принципы регулирования, которые не позволяют участникам накапливать риски и нарушать интересы клиентов. Это создает условия для формирования доверительной среды на финансовом рынке. Не менее важны конкуренция, доступность услуг и капитала, а также финансовая стабильность.

Сегодня для развития финансового рынка все более важным фактором становятся финансовые технологии. Банк России работает над созданием национальной технологической инфраструктуры для финансового рынка, а также отвечает за борьбу с киберпреступлениями и предотвращение киберрисков в финансовой системе.

Основные направления развития финансового рынка

Цели и задачи по развитию финансового рынка определяются на три года в стратегическом документе Банка России — «Основных направлениях развития финансового рынка».

«Основные направления развития финансового рынка на 2022 год и период были утверждены Советом Директоров Банка России в декабре 2021 года.

Основные направления развития финансового рынка обсуждаются с участниками рынка, профильными министерствами и ведомствами, рассматриваются Государственной Думой. Это позволяет синхронизировать реализацию мер Правительства Российской Федерации и Банка России по общим задачам, например, развитию институтов длинных денег, конкуренции, внедрению новых технологий.


Банк России – это орган государственного управления, но к какой из ветвей власти этот институт относится, не разъясняется, это делает его значительно более независимым в принятии решений в отличие от органов государственной власти, находящихся в подчинении Президенту и Правительству РФ.

Рассматривая Банк России в новом статусе, необходимо отметить, что были расширены цели его деятельности в связи с наделением его новыми полномочиями.

С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Присоединение Федеральной службы по финансовым рынкам России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.

Предпосылками создания мегарегулятора финансовых рынков в России послужило:

- фрагментарность регулирования финансового рынка.

Финансовый рынок в России представлен банками, инвестиционными, управляющими, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями и другими группами участников, каждая из которых одновременно контролируется несколькими регулирующими органами. Многие компании из разных групп участников рынка объединены в крупные финансовые холдинги, имеющие одних и тех же бенефициаров, что несет в себе глобальные риски для всего финансового рынка. Регулирующие органы, осуществляя надзор только за какой-то определенной группой участников или сегментом финансового рынка, не могут оценить ситуацию на рынке в целом. Существуют области финансового рынка, которые до сих пор остаются без внимания со стороны государства (рынок ФОРЕКС (FOREX)) на котором находятся значительные средства граждан, отсутствие контроля со стороны государства приводит к созданию "финансовых пирамид" и, как следствие, потере гражданами своих сбережений, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны;

- «раздутые» государственные бюджеты на содержание многочисленных регулирующих органов (структур) финансового рынка, в том числе административного персонала, и одновременно с этим низкая эффективность работы таких органов.

Такая ситуация актуальна для всего государственного аппарата, огромный штат чиновников, отсутствие системы мотивации и критериев оценки работы органов государственной власти, недостаточность автоматизации бизнес-процессов не позволяют получать высокую эффективность;

- противоречия нормативных правовых актов и недостаточность правового обеспечения деятельности участников финансового рынка и дублирование функций регулирующих органов.

Развитие финансового рынка опережает его правовое обеспечение, то есть на рынке уже давно действуют признанные профессиональным сообществом практики, которые не находят отражения в законодательстве РФ. По причине конкуренции между регулирующими органами, распределения сфер влияния и отсутствия арбитра в виде единого координационного центра с широкими полномочиями, возникают правовые коллизии в действующем законодательстве, что отрицательно сказывается на развитии финансового рынка;

- формальный подход в регулировании финансового рынка. Регулятор ограничивался установлением условных требований к участникам рынка без учета их качества. По этой причине на рынке появилось большое количество номинальных компаний, которые формально соблюдая требования законодательства, создавались для использования в «серых» схемах их бенефициаров;

- отсутствие единого координационного центра контроля и мониторинга за финансовым рынком. Актуальным данный вопрос стал в период мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., когда необходимо было получать полную и достоверную информацию о состоянии рынка и оперативно принимать решения по обеспечению бесперебойного функционирования экономики страны. Существующие порядки информационного взаимодействия между регулирующими органами отличаются сложностью и бюрократизацией, что не позволяет оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения.

Идеологи реформы утверждают, что создание мегарегулятора финансового рынка будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка и снижению административной нагрузки на них.

В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора Практика регулирования не дает доказательства, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами.

Реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления проекта.

- исключение дублирования некоторых функций.

- современной тенденцией стало размытие границ между банками и профучастниками;

- создание последовательной и более простой нормативной базы.

- объединение всех данных о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.

. сочетание правоустанавливающей и правоприменяющей функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

обобщение потоков информации и обеспечение их конфиденциальность информации , что уменьшит опасность утечки информации и ее незаконного разглашения.

- слияние ведомств, может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

- создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников

- регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.

- не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.

Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.

Актуальность создания мегарегулятора обусловлена неразвитой национальной финансовой системой в России, регулирование которой фактически находится в зачаточном состоянии. Неразвитая национальная финансовая система, в частности, также обуславливает и медленное продвижение проекта создания мегарегулятора. Собственно, сам финансовый мегарегулятор - это создаваемый на базе Банка России федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого должно входить осуществление надзора и регулирования национальных финансовых рынков. Официальное название «Система регулирования и надзора на финансовых рынках России».

Таким образом, создание финансового мегарегулятора в России является объективной необходимостью для дальнейшего развития национальной финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности ведения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: