Чем отличается банковское сопровождение от казначейского сопровождения

Обновлено: 28.03.2024

Федеральное казначейство – это орган, контролирующий расходование бюджетных средств. Через федеральное казначейство проходят деньги из федерального бюджета. Федеральное казначейство взаимодействует с получателями бюджетных средств, ими, как правило, являются бюджетные учреждения, в т.ч. Заказчики, работающие по государственным контрактам. Для федеральных Заказчиков вообще все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. При этом получателями средств федерального бюджета могут быть не только бюджетные учреждения, но и коммерческие компании, которые для проведения расчетов должны открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Рассмотрим этот вопрос поподробнее.

В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?

  1. если компания является исполнителем контракта по Закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 "О государственном оборонном заказе" (есть исключения, когда открывать счет не требуется);
  2. если с компанией заключен государственный контракт, стоимостью 100 миллионов рублей и более, по условиям которого предусмотрен аванс;
  3. если с компанией заключено соглашение на выделение субсидий и бюджетных инвестиций;
  4. если с компанией заключен договор о взносах в уставный капитал или имущество юридических лиц;
  5. если компания выступает соисполнителем или субподрядчиком по основному контракту, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение;
  6. eсли компания заключает контракт с Фондом капитального ремонта субъекта РФ, источником финансового обеспечения которого являются средства, получаемые фондом капитального ремонта субъекта РФ за счет взносов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах;
  7. если в рамках нормативно-правовых актов установлено условие предоставления субсидирования только при осуществлении расчетов через казначейский счет.

Какие лицевые счета открывает казначейство?

Для неучастников бюджетного процесса (для частных компаний и ИП) Федеральное казначейство открывает два лицевых счета: с кодом 41 и с кодом 71. Порядок действий и список документов, предоставляемых для открытия казначейского счета, зависит от того какой лицевой счет требуется открыть: 41-й или 71-й. По нашей практике, по абсолютному большинству заключаемых контрактов с казначейским сопровождением требуется открывать 71-й счет.

41-й счет открывается только в 2-х случаях:

  • получателям субсидий по соглашениям в случае, если условиями соглашения не предусмотрено применение казначейского обеспечения обязательств, что бывает крайне редко т.к. понятия казначейского сопровождения и казначейского обеспечения почти неразделимы. Даже сотрудники казначейства не всегда понимают отличие между этими понятиями, поэтому по общему правилу открывают 71-й счет;
  • Исполнителям, субподрядчикам и соисполнителям по уже заключенным контрактам, если головным исполнителям по этим контрактам, получателям субсидий, бюджетных инвестиций, взносов уже открыты лицевые счета с кодом 41.

Во всех остальных случаях Федеральное казначейство открывает лицевой счет с кодом 71. Совет с нашей стороны: чтобы не ошибиться уточняйте требуемый лицевой счет у бухгалтерии заказчика, с которым вы заключаете контракт. У них такая информация точно есть т.к. они все свои расчеты проводят через казначейство.

Как открыть счет в казначействе?

Порядок открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе для неучастников бюджетного процесса (коммерческих компаний) с 2020 года регулируется приказом Федерального казначейства № 1н от 09.01.2020 О порядке открытия лицевых счетов юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств.

Чтобы открыть счет в казначействе требуется подготовить следующие документы:

1. Заполненное заявление по форме 0531752 для лицевого счета с кодом 41 или 0531368 для лицевого счета с кодом 71 - подается в бумажном форме в одном экземпляре.

2. Заполненная карточка образцов подписей по форме 0531753, которая применяется, как для 41-го, так и 71-го счета. Карточка образцов подписей заверяется нотариально - подается в бумажном форме в одном экземпляре.

Если клиенту уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия нового лицевого счета не требуется, при условии, что лица, имеющие право подписи, не поменялись.

3. Копия контракта или иного документа, на основании которого возникла потребность в открытии казначейского счета.

Особенности оформления следующие:

а) Если государственный контракт заключен на бумажном носителе и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В остальных случаях необходимо заверение нотариусом, либо заказчиком.

б) Если государственный контракт заключен в электронном виде и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В противном случае государственный контракт, соглашение (договор), контракт распечатывается с электронной площадки и представляется с приложением, содержащим сведения об электронных подписях лиц, его подписавших. Важно доказать казначейству факт подписания контракта электронными подписями на электронной площадке.

в) Если государственный контракт с пометкой «Для служебного пользования», то он представляется в Казначейство с сопроводительным письмом с пометкой «Для служебного пользования» в произвольной форме. Копия контракта заверяется нотариусом, либо заказчиком.

г) Если государственный контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо государственного контракта представляются выписка из контракта по форме казначейства.

Важный момент. В предоставляемых контрактах, соглашениях (договорах) необходимо указывать идентификатор, который необходимо найти в выкладываемых заказчиком сведениях о контракте. Без него казначейский счет вам не откроют.

4. Если казначейский счет планируется открыть для обособленного подразделения компании, то помимо обязательных документов, требуется подготовить ходатайство от головной организации об открытии счета для обособленного подразделения. Такое ходатайство составляется в произвольном виде, заверяется руководителем и главным бухгалтером головной организации.

Указанные документы направляются в территориальное отделение Федерального казначейства по местонахождению компании, открывающей счет.

Срок проверки документов для открытия счета в казначействе

Срок проверки документов для открытия лицевого счета, осуществляется в течение двух рабочих дней после дня поступления документов. Не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки осуществляется открытие клиенту лицевого счета. В случае выявленных нарушений в оформлении документов или если предоставлены не все документы – Федеральное казначейство вправе приостановить открытие лицевого счета или отказать в его открытии.

После подачи документов на открытие казначейского счета необходимо дождаться включения организации или индивидуального предпринимателя в Сводный реестр. Проверить наличие юридического лица в Сводном реестре и определить код можно на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

После открытия лицевого счета в казначействе работать по нему вы не сможете – это только первый шаг, который требуется пройти для начала работы по контракту с казначейским сопровождением. Дальнейшие шаги зависят от того какой счет вы открыли: 71-й или 41-й. Тема большая, поэтому по ним у нас расписаны отдельные статьи:

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие банковского сопровождения от казначейского (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отличие банковского сопровождения от казначейского

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О возможности уступки права требования (финансирования под уступку денежного требования) по оплате денежного обязательства, возникающего из государственного (муниципального) контракта.
(Письмо Минфина России от 10.06.2020 N 09-04-06/50348) При этом, учитывая, что механизмы казначейского и банковского сопровождения применяются как к головному исполнителю, так и к субподрядчикам (соисполнителям), применение уступки права требования по государственным (муниципальным) контрактам приведет к нарушению целостности проводимого контроля.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О предложении по введению возможности оплаты денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту юрлицу, являющемуся приобретателем денежного обязательства по договору факторинга.
(Письмо Минфина России от 05.02.2020 N 09-04-06/7918) При этом, учитывая, что механизмы казначейского и банковского сопровождения применяется как к головному исполнителю, так и к субподрядчикам (соисполнителям), применение уступки права требования по государственным (муниципальным) контрактам приведет к нарушению целостности проводимого контроля.

Нормативные акты: Отличие банковского сопровождения от казначейского

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минфина России от 03.09.2019 N 09-04-06/67677
При этом учитывая, что механизмы казначейского и банковского сопровождения применяются как к головному исполнителю, так и к субподрядчикам (соисполнителям), применение уступки права требования по государственным (муниципальным) контрактам приведет к нарушению целостности проводимого контроля.

Минфин опубликовал новый порядок казначейского сопровождения. В 2022 году изменятся:

  1. Порядок определения сроков оплаты.
  2. Перечень условий, которые нужно включать в госконтракты.
  3. Осуществление расширенного казначейского сопровождения.

Какие проекты подготовили

Специалисты разработали два проекта постановления, которые изменят порядок казначейского сопровождения в 2022 году. Первый направлен на приведение порядка сопровождения госконтрактов в соответствие с п. 3 ст. 242.23 БК РФ. Эта норма Бюджетного кодекса устанавливает правило об окончании финансового года: все бюджетные ассигнования, лимиты и предельные объемы финансирования прекращают действовать 31 декабря. В связи с этим казначейство и его территориальные отделения (ТОФК) обязаны оплатить санкционированные бюджетные обязательства с учетом остатка денежных средств на едином счете.

Второй проект касается государственного оборонного заказа. Правительство РФ утверждает правила сопровождения ГОЗ. Новый порядок начнет действовать с 1 января 2022 года.

В 2021 г. правила казначейского сопровождения регулируются постановлением Правительства РФ № 2106 от 15.12.2020. Казначейское сопровождение средств гособоронзаказа регламентирует другой норматив — постановление Правительства РФ № 2153 от 18.12.2020.

Что изменится в работе с КС

В целом порядок сопровождения госконтрактов ТОФК остался прежним. Стороны заключают соглашения, организация или ИП, которые не являются участниками бюджетного процесса, открывают казначейские счета для учета денежных средств. Все операции санкционируют специалисты территориального отдела ФК. Открывать лицевые счета придется не всем участникам, а только тем, кто заключает контракт с казначейским сопровождением. Перечень таких госконтрактов определяет актуальный закон о бюджете. Законодательного акта на 2022 г. еще нет, а в 2021 году действует № 385-ФЗ от 08.12.2020. По нормам № 385-ФЗ обязательному КС подлежат контракты, заключенные на целевые средства, субсидии и субсидированные гранты из бюджета РФ, бюджетные инвестиции. Полный перечень такого финансового обеспечения приведен в ст. 5 № 385-ФЗ.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.


Важное нововведение, которое прописали в проектах КС на 2022 год, касается сроков исполнения контрактов. С 1 января 2022 года федеральные заказчики устанавливают в контрактах следующие сроки оплаты (ПП РФ № 1034 от 28.06.2021):

  • для обычных госзакупок — 15 рабочих дней с момента подписания документов о приемке;
  • для госзакупок у СМП и СОНКО — 10 рабочих дней.

Такие сроки оплаты действуют только в 2022 году — с 1 января по 31 декабря. На 2023 год уже утвердили новые правила: обычные госконтракты придется оплачивать в течение 10 рабочих дней, а заказы у СМП и СОНКО — в течение 7 рабочих дней после подписания документов о приемке.

Пример описания сроков оплаты в госконтракте с КС:

Срок оплаты в госконтракте

Кроме того, со следующего года в Бюджетный кодекс вводят новую статью — 242.23 «Основы казначейского сопровождения» (№ 244-ФЗ от 01.07.2021). По новым правилам в госконтракты и договоры с контрагентами необходимо включать условия из п. 2 и 3 ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС на 2022 г.):

  • об открытии лицевых счетов участниками казначейского сопровождения;
  • об обязательном представлении в ТОФК документов для санкционирования;
  • об указании идентификатора государственного контракта;
  • о ведении раздельного учета по каждому госконтракту;
  • о формировании структуры цены;
  • о соблюдении определенных запретов;
  • о следовании положениям ст. 242.24 БК РФ.

В госконтрактах и договорах надлежит прописать запрет на перечисление целевых средств с лицевого счета на счета учреждений ЦБ РФ и других кредитных организаций, на взносы в уставной капитал и проч. Исключение — оплата обязательств участника КС накладных расходов, которые связаны с исполнением контракта. Предусмотреть новые условия следует уже в конце 2021 г. — в проектах контрактов на 2022 год.

Еще одно новшество — вводится расширенное казначейское сопровождение. Оно применяется в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Расширенное КС проводится:

  1. Для осуществления расчетов по госконтрактам, включая авансирование.
  2. В результате финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и с целевыми средствами.
  3. По государственным контрактам, в отношении которых ФК вправе проводить проверки по пп. 1 п. 2 ст. 242.24 БК РФ.

Что изменится в КС в рамках ГОЗ

В порядке сопровождения ГОЗ тоже нет особых изменений. По-прежнему действует режим лицевого счета. Все операции с целевыми средствами проводятся на казначейских счетах — по аналитическому разделу, который открывается в разрезе каждого госконтракта. Лицевые счета необходимо открывать в ТОФК. Кроме того, в госконтракты по гособоронзаказу необходимо включать условия и запреты из новой ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС для ГОЗ на 2022 г.).

Добавится и расширенное КС по госконтрактам, которые определят дополнительным актом правительства. При открытии лицевых счетов участникам необходимо предоставлять ТОФК копию такого нормативного акта. Территориальный орган ФК проводит дополнительные проверки по нормам ст. 242.24 БК РФ. В контракты, подлежащие расширенному сопровождению, необходимо включать условия о проведении проверок и осуществлении операций на лицевых счетах по переводу денег на банковские счета после полного исполнения контракта.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

В Казначействе разработали новые формы казначейского обеспечения обязательств. Их применяют для нового порядка банковского сопровождения госконтрактов.

Новые формы для КОО при банковском сопровождении

Федеральное казначейство опубликовало проект приказа об утверждении новых форм казначейского обеспечения обязательств. Вместе с КОО казначеи обновили и бланки заявлений на выдачу (перевод, отзыв), на исполнение при банковском сопровождении. Утвердили и порядок заполнения таких заявок. Обновления необходимы, чтобы привести действующий порядок в соответствие с российским Бюджетным кодексом — с п. 4 ст. 242.17 БК РФ (244-ФЗ от 01.07.2021).

Что изменили в формах

Порядок банковского сопровождения тоже обновили: внесли изменения в правила выдачи (перевода, отзыва) казначейского обеспечения обязательств и сроков проведения операций с КОО органами федерального казначейства. После вступления в силу всех изменений участникам банковского сопровождения необходимо использовать новые формы:

  • казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов (приложение № 1 к приказу);
  • заявления на выдачу (перевод, отзыв) казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов (приложение № 2);
  • заявления на исполнение казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов (приложение № 3).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.


Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Отдельно — в приложениях № 4, 5 и 6 — утвердили порядок заполнения казначейского обеспечения обязательств, заявления на выдачу и на исполнение КОО. Приказ вступит в силу после его утверждения.



Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

В Казначействе разработали новые формы казначейского обеспечения обязательств. Их применяют для нового порядка банковского сопровождения госконтрактов.

Новые формы для КОО при банковском сопровождении

Федеральное казначейство опубликовало проект приказа об утверждении новых форм казначейского обеспечения обязательств. Вместе с КОО казначеи обновили и бланки заявлений на выдачу (перевод, отзыв), на исполнение при банковском сопровождении. Утвердили и порядок заполнения таких заявок. Обновления необходимы, чтобы привести действующий порядок в соответствие с российским Бюджетным кодексом — с п. 4 ст. 242.17 БК РФ (244-ФЗ от 01.07.2021).

Что изменили в формах

Порядок банковского сопровождения тоже обновили: внесли изменения в правила выдачи (перевода, отзыва) казначейского обеспечения обязательств и сроков проведения операций с КОО органами федерального казначейства. После вступления в силу всех изменений участникам банковского сопровождения необходимо использовать новые формы:

  • казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов (приложение № 1 к приказу);
  • заявления на выдачу (перевод, отзыв) казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов (приложение № 2);
  • заявления на исполнение казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении контрактов (приложение № 3).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.


Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Отдельно — в приложениях № 4, 5 и 6 — утвердили порядок заполнения казначейского обеспечения обязательств, заявления на выдачу и на исполнение КОО. Приказ вступит в силу после его утверждения.



Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: