Что такое опорный банк

Обновлено: 22.04.2024

О создании опорного банка для работы со средствами гособоронзаказа и крупных госконтрактов, включая банковское сопровождение, проведение расчетов с оборонными предприятиями, а также их кредитование, ​Минфин сообщил в четверг, 18 января. Новый специализированный банк будет создаваться на базе одного из действующих банков.

По расчетам опрошенных РБК экспертов, опорным банком ВПК может стать банк из топ-30 по размеру активов и капитала. «Это должен быть банк из топ-30 по капиталу, чтобы с точки зрения нормативов достаточности и концентрации рисков без их нарушения быть способным обслуживать как общие достаточно большие объемы по оборонке, так и отдельные крупные выдачи», — предполагает старший директор АКРА Кирилл Лукашук. С ним соглашается и начальник отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков.

«Опорный банк будет обслуживать не только гособоронзаказ, но и все предприятия ВПК, а это огромный сектор», — отмечает исполнительный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев. В октябре правительство предложило увеличить расходы на оборону на 179,6 млрд руб., до 3,05 трлн руб.

СМИ называли разных кандидатов на роль оборонного банка. Например, «Коммерсантъ» писал о нескольких рассматриваемых вариантах: принадлежащей «Ростеху» Российской финансовой корпорации (РФК), Связь-банке, Новикомбанке, Промсвязьбанке. В четверг, 18 января, газета сообщила, что с большой долей вероятности новый оборонный банк будет создан на базе Промсвязьбанка.

В декабре 2017 года Reuters сообщал, что банк для нужд оборонно-промышленного комплекса (ОПК) будет создан на базе принадлежащего Внешэкономбанку (ВЭБ) «Глобэкса», который передадут Росимуществу. Источники РБК подтверждали, что такой вариант рассматривался. Кроме того, по данным РБК, обсуждался и вариант перехода на прямое финансирование оборонки из Федерального казначейства. Одним из рассматриваемых вариантов была и структура, связанная с банком «Россия».

РБК опросил восемь потенциальных кандидатов на роль опорного банка ВПК, в том числе работавшие, согласно последним публиковавшимся данным, с оборонзаказом банки. В ВЭБе, владеющем «Глобэксом» и Связь-банком, заявили, что не комментируют ситуацию. В Связь-банке также отказались от комментариев. В «Глобэксе» заявили, что «не могут предоставить комментарий в связи с отсутствием у банка информации об этом и официальных документов».

«Вероятно, это должен быть банк не с очень большим количеством корпоративных и розничных клиентов, потому что в любом случае, хотя банк и продолжит заниматься традиционной банковской деятельностью, скорее всего, ему ограничат круг контрагентов и банковских продуктов», — говорит гендиректор УК «Спутник» Александр Лосев. Он объясняет это тем, что новый банк сразу подпадет под антироссийские санкции.

2. Зачем надо создавать такой банк?

Главная причина перевода обслуживания оборонки в отдельный банк — новые антироссийские санкции США. Запрет на «существенные транзакции» с российскими военными и спецслужбами вступит в силу 29 января. Перечень предприятий, операции с которыми под запретом, определяет Госдепартамент США. Этот список был опубликован 27 октября, в нем 39 российских предприятий, концернов, организаций и ведомств. Кроме того, Минфин США в конце января представит отдельный доклад о потенциальном расширении санкций. Основной риск для российского банка, работающего с оборонкой, в этом случае — быть включенным в санкционный список с присвоением статуса SDN (включенных в список Specially Designated Nationals). Это фактически приведет к невозможности проводить расчеты в долларах, блокировке счетов в иностранных банках.

Создание такого опорного банка связано с мерами по снижению рисков всей системы из-за расширения антироссийских санкций в отношении банков, работающих с оборонзаказом, говорит Лосев. «Банк создается в преддверии доклада Минфина США, чтобы не допустить паралича оборонки и обслуживания крупных госконтрактов», — добавляет источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.

Специализированный оборонный банк, по мнению партнера правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Магомеда Газдиева, легко может подпасть под санкции, поскольку нормы права, положенные в основу санкций, не меняются. Единственное, что может его спасти в этой ситуации, — отсутствие взаимодействия с внешними клиентами, считает юрист.

Впрочем, партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев полагает, что включение такого банка в санкционный список заложено уже ​​на этапе его создания. «Если деятельность такого банка будет осуществляться исключительно на территории России, а все операции он будет проводить только в рублях, то никаких последствий, кроме включения в санкционный список, не будет, так как банк не будет производить расчеты с иностранными контрагентами и не будет расчетным банком в принципе», — говорит Дораев.

3. Что будет с уже выданными кредитами?

Сейчас гособоронзаказ обслуживается через уполномоченные банки, перечень которых утверждает ЦБ. По состоянию на 1 октября в него входили Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВБРР, Новикомбанк, АБ «Россия» и банк «Санкт-Петербург». В ноябре в законодательство были внесены изменения, предполагающие прекращение публикации ЦБ списка уполномоченных банков, в декабре список пропал с сайта ЦБ.

«После создания оборонного банка компании оборонной отрасли уйдут из госбанков, которые их сейчас кредитуют, но положение банков от этого заметно не ухудшится, в то время как их клиенты на фоне растущего числа санкций несут в себе определенные риски», — говорит заместитель генерального директора компании «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.

Кирилл Лукашук считает, что портфели оборонзаказа либо будут амортизироваться на балансах первичных кредиторов (то есть погашаться не сразу, а по окончании срока кредита), либо будут выкуплены создаваемым игроком. «Новые кредиты будут сразу кредитоваться опорным банком, а уже выданные — в тех банках, которые до этого работали с оборонзаказом, постепенно погашаться в рабочем режиме», — полагает и Павел Самиев.


«В рамках проводимой работы по совершенствованию системы казначейского и банковского сопровождения государственных контрактов правительством Российской Федерации принято решение о создании опорного банка для осуществления операций по государственному оборонному заказу и крупным государственным контрактам», — говорится в заявлении ведомства.

Опорный банк будет являться основной кредитной организацией по работе со средствами гособоронзаказа и крупных государственных контрактов, включая осуществление банковского сопровождения, проведение расчетов с подрядчиками — оборонными предприятиями, а также их кредитование.

«Новый банк по своему размеру, наличию разветвленной сети отделений и ряду других характеристик будет оптимально подходить для роли опорного банка по работе со средствами гособоронзаказа и крупных государственных контрактов», — сообщает Минфин.

Очевидно, что банк будет создан не с нуля, поскольку ведомство анонсировало, что в ближайшее время будут «завершены необходимые корпоративные процедуры для передачи банка в собственность Российской Федерации».

Ранее информагентства писали, что банк для работы с оборонкой может быть создан на базе банка «Глобэкс» или «Связь-банка», которые принадлежат государственному Внешэкономбанку. В «шорт-лист» входили также Российская финансовая корпорация (РФК), принадлежащая Рособоронэкспорту, и Новикомбанк, входящий в Ростех.

Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом Финанс» считает, что создание такого банка на базе уже существующей кредитной организации выглядит достаточно логичным шагом.

«Использован для этой цели одного из санируемых банков, обладающего релевантным опытом работы, позволит достаточно быстро переориентировать потоки, относящиеся к гособоронзаказу, на эту кредитную организацию», — полагает он.

При этом у Промсвязьбанка за счет развитых сервисов обслуживания частных и корпоративных клиентов будет возможность зарабатывать средства с использованием стандартных механизмов.

«Отметим, что данный банк, скорее всего, будет проводить достаточно консервативную политику по размещению денежных средств в свете компаний не относящихся к оборонным предприятия», считает эксперт.

Выступая на гайдаровском форуме 17 января, глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что у регулятора есть намерение «как можно быстрее вывести на рынок» финансовые институты, которые сейчас находятся в процессе оздоровления. Впрочем, глава ЦБ говорила не о создании военного банка, а о развитии конкуренции на финансовом рынке.

«Конкуренция — это равенство правил игры. И мы не считаем, что конкуренция в финансовом секторе противоречит, в том числе, временному огосударствлению некоторых финансовых институтов в процессе финансового оздоровления», — сказала она.

В качестве примера Эльвира Набиуллина привела пример скандинавских стран, которые в 90-е годы провели оздоровление банковского сектора через «временное владение государством». «Это дало хороший эффект: мы видим, что кризисы 2008 – 2009 годов и 2014 — 2015 годов скандинавские страны прошли лучше благодаря тому, что финансовая система та была хорошо капитализирована и без проблем, которые убрали в 90-е годы», – сказала Эльвира Набиуллина.

Банк для оборонки понадобился российским властям, чтобы полностью контролировать деньги гособоронзаказа, а также продолжать кредитование предприятий ВПК в условиях ожидаемого ужесточения санкций со стороны США.

«Мы недавно изучали опыт Татарстана, где их казначейство вместе с банком «Ак Барс» осуществляет контроль за прохождением денежных средств по всей цепочке от выдачи до «гвоздя», что называется. Поэтому хотим задействовать возможности использования кредитной организации для отслеживания прохождения средств, не только авансов, как это сейчас делает Казначейство, но и более глубокую кооперацию. Для этого нам необходимо привлечь коммерческий банк, и мы над этим работаем», — говорил в декабре прошлого года министр финансов Антон Силуанов.

Контролировать новый банк будет очень большие деньги. Размер ГОЗа составил в прошлом году около 1,4 трлн руб., говорил заместитель министра обороны Юрий Борисов.

В минувшую пятницу на праздновании 296-летия российской прокуратуры Дмитрий Рогозин заявил, что новая госпрограмма вооружения «скоро будет введена в действие». По его словам, коллегией Военно-промышленной комиссии совместно с Генпрокуратурой организован контроль за выполнением гособоронзаказа.

В конце декабря УК РФ пополнился двумя статьями, закрепляющими уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями исполнителями и заказчиками гособоронзаказа. Максимальное наказание по ним составит 10 лет лишения свободы. «По сути дела, это в полной мере отражает то, что любые хищения, связанные с государственным оборонным заказом, по вопросам укрепления оборонной способности страны, сродни измене», — предупредил Рогозин.

Посол США в России Джон Хантсман 16 января в кулуарах Гайдаровского форума сообщил, что доклад о новых санкциях в отношении России будет опубликован до 29 января.

Закон «О противодействии противникам Америки» был принят в США в августе 2017 года. Документ направлен также против Ирана и КНДР, но в большей степени — против России.

В октябре прошлого года Госдеп опубликовал список из 39 компаний ВПК и госорганов, с которыми запрещено совершать значимые сделки.

Банк для гособоронзаказа нужен, потому что часть ОПК под санкциями. В настоящее время санкции усилились, банкам и так сложно, а если их уличат в сотрудничестве с компаниями под санкциями, станет трудно вдвойне, отмечает директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. По его словам, у государства достаточно ресурсов и для создания банка с нуля в регулируемой отрасли, которой остаётся ОПК. «Идеально, если это будет банк, обособленный от остальной финансовой системы», - полагает эксперт.

В свете санкций США, согласно которым негативные последствия могут наступить для любых российских компаний, сотрудничающим с предприятиями из определенного списка, куда входят и крупнейшие оборонные предприятия РФ, очень логично создание отдельного банка, который будет работать со сферой обороны, соглашается финансовый директор BMS Law Firm Юрий Степанов.

Это обезопасит другие крупные банки РФ от негативных последствий, самому же банку санкции не будут страшны, так как он будет иметь очень узкую сферу деятельности, отмечает эксперт.


В начале года в России создан опорный банк для российской оборонки – им стал санированный Промсвязьбанк. Решение обусловлено потребностью ОПК в «едином окне», где можно было бы получить все финансовые услуги, необходимые предприятиям оборонного комплекса. По мнению экспертов, если оборонный банк найдет свою нишу и рабочую бизнес-модель, то он может стать механизмом, который позволит повысить эффективность и прозрачность расчетов при исполнении гособоронзаказа и снизить ставки обслуживания ОПК.

Новая прозрачность

Структура расходов бюджета на национальную оборону в России разделяется на две крупные статьи: гособоронзаказ (ГОЗ) и прочие расходы, например, зарплаты военнослужащим, содержание объектов Министерства обороны и другие направления. С учетом тренда на сокращение издержек и того, что вторую статью сократить не представляется возможным, основное снижение расходов должно прийтись на сектор гособоронзаказа. Об этом говорил президент Владимир Путин, а также представители профильных министерств. Их основной посыл состоит в том, что в 2015-2016 годах объем ГОЗ был максимальным, поэтому в дальнейшем он будет сокращаться. В 2017 году ГОЗ снизился до 1,4 трлн руб., а после 2021 года он может опуститься до 1 трлн руб.

Помимо большого объема средств, который необходимо контролировать, дополнительную сложность представляет число предприятий, занятых в секторе ОПК. По экспертным оценкам, около 80% выручки в секторе ОПК приходится на пять крупных холдингов — «Ростех», Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ОСК, ОАК и «Тактическое ракетное вооружение».

При этом общее число компаний в сводном реестре организаций ОПК достигает почти 1,4 тыс. Их суммарный оборот, по экспертным оценкам, может достигать порядка 3-3,5 трлн руб. в год.

Сегодня эти средства разрозненны в нескольких уполномоченных банках. Это приводит к тому, что банки работают скорее с конкретными компаниями, нежели с отраслью в целом. Самый крупный объем средств гособоронзаказа на 1 января 2017 года находился в Сбербанке – 341,3 млрд рублей. В банке ВТБ размещалось 166,3 млрд рублей, в Газпромбанке – 43 млрд, в банке Россия 25,3 млрд, в Новикомбанке – 9,7 млрд рублей, в Россельхозбанке – 3,8 млрд руб., в банке «Санкт-Петербург» – 104 млн рублей, писал «Прайм» со ссылкой на данные ЦБ.

По состоянию на 1 октября 2017 года эти банки входили в список уполномоченных ЦБ банков по сопровождению контрактов в сфере гособоронзаказа. В ноябре в законодательство были внесены изменения, позволяющие ЦБ и правительству засекретить список уполномоченных банков, а также критерии их отбора. Такое решение связано с необходимостью избежать рисков при финансировании оборонных предприятий после принятия закона о санкциях в США.

Он отметил, что уполномоченные банки могут опасаться работать с оборонным комплексом из-за риска санкций, тогда как специализированный банк «нацелен на работу с этим сегментом и санкции для него не являются определяющим фактором».

Польза единого

Объединение портфеля ОПК в рамках одной структуры позволит единому финансовому институту комплексно оценивать оборонный сектор с точки зрения его потребностей в банковских услугах.

Предполагается, что Промсвязьбанк, видя целиком цепочку всего ГОЗ, сможет в том числе более гибко выстраивать свои продукты под конкретные проекты, подстраивая их под сроки и объемы, покрывать будущие потребности в финансировании, например, за счет пополнения оборотного капитала. Этому будет способствовать, в том числе, накопленный опыт банка в работе с корпоративными клиентами, как с крупными компаниями, так и только развивающимися. Комплексный подход снижает риски, и, следовательно, позволяет предлагать более низкую ставку. Особенно это актуально в условиях сложного рыночного фондирования в текущих геополитических условиях. По словам главы банка Петра Фрадкова, ПСБ уже начал проводить расчеты в рамках гособоронзаказа. «Проведены все необходимые подготовительные работы по созданию необходимой инфраструктуры, это и расчётные центры, и адаптация соответствующего программного обеспечения. » – указывал он на встрече с главой правительства Дмитрием Медведевым 22 июня.

Специализация Промсвязьбанка на работе с оборонными предприятиями потенциально обеспечивает оптимальные кредитные продукты и более дешевое финансирование, считает Самиев.

«Специализация банка означает, что работа с этим сегментом и с конкретными параметрами оборонных предприятий будет более тщательной. Это гораздо более узкая и сложная тема, чем даже кредитование отдельных отраслей типа строительства и сельского хозяйства. Конечно, она требует системной работы.

Поэтому банк, который будет обслуживать практически весь оборонный комплекс, безусловно, будет иметь определенное преимущество с точки зрения проработанности экспертизы, понимания специфики. Это действительно может давать более выгодные для предприятий предложения по ставкам», — указывает Самиев.

Так, оборонные предприятия в Китае получают финансовую поддержку государственных банков. В частности, налажено стратегическое партнерство между банками и оборонными предприятиями в сфере покупки этими предприятиями технологических компаний, предлагающих инновационные продукты сектору ОПК, говорится в докладе исследовательской группы Pointe Bello от декабря 2016 года, посвященном оборонной промышленности Китая. Крупные кредиты более $5 млрд предоставляли «Эксимбанк» и Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC).

Частичным решением проблемы снижения ставок для предприятий ОПК в России может стать тот же комплексный подход: имея доступ к средствам на расчетных счетах, банк сможет более гибко подходить к формированию ставки. Подспорьем могут стать зарплатные проекты, пенсионные средства, военная ипотека, страхование и прочие инструменты — те направления бизнеса, которые у Промсвязьбанка были развиты изначально, до утверждения компании опорной для сектора ОПК. Поддержка ресурсами может быть и со стороны государства: банк сможет стать трансмиссионным механизмом ГОЗ, который снизит стоимость кредитных средств для предприятий, а в конечном итоге – расходы бюджета за счет более низких расходов по процентам.

Государственное фондирование — основной фактор, от которого зависит ставка кредитования оборонных предприятий Промсвязьбанком, считает старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов. Новых рисков предприятиям можно не бояться, подчеркивает он.

«Чтобы снизилась ставка кредитования, должна снизиться стоимость фондирования Промсвязьбанка. Если государство поможет дешевыми деньгами, тогда такое возможно. Когда есть конкурентная среда, она обычно способствует удешевлению финансирования. Но поскольку в данном случае ситуация необычная, то есть не просто один банк, а банк, специально назначенный государством, подразумевается, что государство, которое заинтересовано в исполнении заказов, будет этот банк финансировать. В теории, конечно, лучше, чтобы была конкуренция нескольких банков, но так как в данном случае государство закрывает все эти риски, дополнительных рисков это не несет. То есть это не снижает и не увеличивает риски для предприятий», — указывает Данилов.

Более сложным вызовом для банка может стать работа с розничным сегментом. Сохранение и развитие этого направления также входит в список стратегических задач нового банка. «Естественно, нельзя терять универсальные функции банка, обслуживание другого бизнеса – малого и среднего бизнеса в том числе, обслуживание населения», — отметил в июне премьер-министр Дмитрий Медведев.

Государственная поддержка и реализация новой бизнес-модели как опорного банка ОПК с сохранением присутствия в остальных бизнес-сегментах уже нашли позитивное отражение в финансовых показателях и оценке Промсвязьбанка со стороны контрагентов. Международное рейтинговое агентство Moody's в июле улучшило прогноз по долгосрочным рейтингам Промсвязьбанка с «развивающегося» на «позитивный».

Депутаты поддержали законопроект о наделении Промсвязьбанка статусом опорного для оборонного сектора. Такой статус нужен для снижения санкционных рисков, но в Думе опасаются, что он может привести к созданию монополии

Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Госдума приняла в первом чтении законопроект о наделении Промсвязьбанка (ПСБ) статусом опорного банка для оборонного сектора. Трансляция заседания велась на сайте Госдумы. Против принятия законопроекта в первом чтении выступали депутаты фракций ЛДПР и «Справедливой России». За принятие проголосовали 322 депутата (72%).

Законопроект наделяет ПСБ (на 100% принадлежит Росимуществу) статусом опорного банка для оборонно-промышленного комплекса, а также позволяет государству определять объем контрактов по гособоронзаказу (ГОЗ), банковским сопровождением которых будет заниматься ПСБ. В документе объем средств не установлен, РБК ранее писал, что за ПСБ предполагается закрепить обслуживание не менее 70% контрактов по гособоронзаказу. Весь объем гособоронзаказа составляет порядка 1,5 трлн руб., сообщил РБК представитель Минфина.

Законопроект принимается в ускоренном порядке, его необходимо одобрить до конца осенней сессии, отметил на заседании Зубарев. В связи с этим срок предоставления поправок к законопроекту ко второму чтению депутаты сократили с 21 до 14 дней.

Документ критиковали депутаты от ЛДПР и «Справедливой России» Александр Шерин (зампред комитета по обороне) и Валерий Гартунг. Последний состоит в комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (это единственный комитет, не поддержавший принятие законопроекта в первом чтении без «дополнительных обосновывающих материалов и проектов нормативных правовых актов правительства»). В своем заключении комитет счел «противоречивым» то, что, хотя список уполномоченных для работы с ГОЗом банков был изъят из открытого доступа, наименование ПСБ будет содержаться в официальном документе.

Законопроект предполагает, что государственный заказчик сохраняет возможность согласовывать для исполнителя заказа размещение средств в ином уполномоченном банке. Помимо ПСБ с ГОЗом сейчас работают принадлежащий «Ростеху» Новикомбанк и банк «Россия». «На практике такой подход может привести или к безальтернативному назначению государственным заказчиком опорного или уполномоченного банка, что требует дополнительных обоснований, или к оспариванию головным исполнителем решений государственного заказчика по выбору банка, что создает реальные угрозы срыва ГОЗ», — писали депутаты в заключении комитета.

На заседании Госдумы замминистра финансов Юрий Зубарев отметил, что порядок перевода предприятий на обслуживание в Промсвязьбанке будет прописан в актах правительства, «проекты которых уже готовы». На 2020 год запланирован перевод не менее 50% средств в ПСБ, на 2021 год — не менее 60%, в 2022 году «мы выходим на запланированный уровень — не менее 70%», пояснил Зубарев.

Зачем нужен проект

Фото: Scott Olson / Getty Images

Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года

Фото: Shutterstock

Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»

Какие активы выиграют и проиграют от укрепления рубля

Вы хотите запустить производство: на какие льготы можно рассчитывать

Фото: Levon Vardanyan / Unsplash

Новый бизнес за несколько дней: как открыть компанию в Армении

Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов

Работодатель должен вернуть работнику «избыточный» НДФЛ: как это сделать

Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать

В пресс-службе Промсвязьбанка РБК сообщили, что кредитная организация «всесторонне подготовлена и уже осуществляет сопровождение почти 50% государственного оборонного заказа, являясь лидером отечественного банковского сектора в данной сфере». В ПСБ уточнили, что банк в ближайшее время планирует обеспечить до 70% ГОЗ, «при этом банк технически и организационно способен обеспечить качественное сопровождение до 100% ГОЗ».

«Промсвязьбанк реализует программы льготного кредитования предприятий по ставке 6,5% годовых. По состоянию на 1 ноября 2019 года кредитный портфель по льготной ставке составил четверть от общего кредитного портфеля оборонных предприятий в банке», — уточнили в пресс-службе ПСБ.

В банке напомнили, что расчеты по ГОЗу осуществляют бесплатно, а любые другие банковские услуги предприятия ОПК могут получать «в любых банках, а не только в уполномоченных».

«Сам законопроект направлен на то, чтобы снизить риски для всей банковской системы с учетом санкционного давления, о котором мы все знаем», — отметил Зубарев. «В ПСБ проведена существенная модернизация ИТ-систем. В то время когда он переходил из частного в государственную собственность, системы не выдерживали никакой критики. Сейчас он удовлетворяет требованиям», — сказал Зубарев.

Депутат Гартунг из «Справедливой России» заявил, что если государство определит минимальную планку средств, которые должны быть переведены в Промсвязьбанк, это фактически приведет к созданию «госмонополии». Он также спросил, какую позицию занимают Минобороны, оборонные предприятия и банки, которые сейчас обслуживают ГОЗ. Шерин из ЛДПР добавил, что его фракция выступает против создания «монополиста-монстра».

Зубарев в ответ заверил, что длящиеся контракты не пострадают, а доля, которая остается у других банков, «достаточно существенная». «В соответствии с законом банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется бесплатно. В данном случае Промсвязьбанк не зарабатывает», — напомнил замминистра финансов.

В Минфине также считают, что данная система позволит снизить стоимость заемных средств для оборонных предприятий. «За счет аккумулирования средств на счетах ПСБ у него появляется возможность кредитовать ниже существующих ставок. Есть примеры, когда [предприятия] кредитуются по ставке 6,5%, что существенно ниже рыночной ставки», — заключил Зубарев.

Промсвязьбанк, который раньше контролировали братья Алексей и Дмитрий Ананьевы, был отправлен на санацию в конце 2017 года. Позднее правительство решило сделать на его базе опорный банк оборонного сектора.

В материал были внесены изменения. В первоначальной версии приводились слова замминистра финансов Юрия Зубарева, который сообщил, что весь объем гособоронзаказа составляет порядка 6 трлн руб. Позднее представитель Минфина уточнил, что Зубарев оговорился и объем ГОЗа составляет 1,5 трлн руб.

О создании опорного банка для работы со средствами гособоронзаказа и крупных госконтрактов, включая банковское сопровождение, проведение расчетов с оборонными предприятиями, а также их кредитование, ​Минфин сообщил в четверг, 18 января. Новый специализированный банк будет создаваться на базе одного из действующих банков.

По расчетам опрошенных РБК экспертов, опорным банком ВПК может стать банк из топ-30 по размеру активов и капитала. «Это должен быть банк из топ-30 по капиталу, чтобы с точки зрения нормативов достаточности и концентрации рисков без их нарушения быть способным обслуживать как общие достаточно большие объемы по оборонке, так и отдельные крупные выдачи», — предполагает старший директор АКРА Кирилл Лукашук. С ним соглашается и начальник отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков.

«Опорный банк будет обслуживать не только гособоронзаказ, но и все предприятия ВПК, а это огромный сектор», — отмечает исполнительный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев. В октябре правительство предложило увеличить расходы на оборону на 179,6 млрд руб., до 3,05 трлн руб.

СМИ называли разных кандидатов на роль оборонного банка. Например, «Коммерсантъ» писал о нескольких рассматриваемых вариантах: принадлежащей «Ростеху» Российской финансовой корпорации (РФК), Связь-банке, Новикомбанке, Промсвязьбанке. В четверг, 18 января, газета сообщила, что с большой долей вероятности новый оборонный банк будет создан на базе Промсвязьбанка.

В декабре 2017 года Reuters сообщал, что банк для нужд оборонно-промышленного комплекса (ОПК) будет создан на базе принадлежащего Внешэкономбанку (ВЭБ) «Глобэкса», который передадут Росимуществу. Источники РБК подтверждали, что такой вариант рассматривался. Кроме того, по данным РБК, обсуждался и вариант перехода на прямое финансирование оборонки из Федерального казначейства. Одним из рассматриваемых вариантов была и структура, связанная с банком «Россия».

Зачем главы крупнейших компаний чистят туалеты и едят собачий корм

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку

Неторопливый миллиард: как россиянину успешно выйти на рынок Индии

Фото: Jeenah Moon / Getty Images

Какие секреты Google и Apple прячут в отчетности

Фото: Michael Short / Getty Images

Осторожные инновации: почему Google избегает революционных разработок

Фото: Michael Fortsch / Unsplash

Как Украина осваивает криптовалюты на фоне российской спецоперации

Фото: Shutterstock

Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»

Вы хотите запустить производство: на какие льготы можно рассчитывать

Фото:Сергей Савостьянов / ТАСС

РБК опросил восемь потенциальных кандидатов на роль опорного банка ВПК, в том числе работавшие, согласно последним публиковавшимся данным, с оборонзаказом банки. В ВЭБе, владеющем «Глобэксом» и Связь-банком, заявили, что не комментируют ситуацию. В Связь-банке также отказались от комментариев. В «Глобэксе» заявили, что «не могут предоставить комментарий в связи с отсутствием у банка информации об этом и официальных документов».

«Вероятно, это должен быть банк не с очень большим количеством корпоративных и розничных клиентов, потому что в любом случае, хотя банк и продолжит заниматься традиционной банковской деятельностью, скорее всего, ему ограничат круг контрагентов и банковских продуктов», — говорит гендиректор УК «Спутник» Александр Лосев. Он объясняет это тем, что новый банк сразу подпадет под антироссийские санкции.

2. Зачем надо создавать такой банк?

Главная причина перевода обслуживания оборонки в отдельный банк — новые антироссийские санкции США. Запрет на «существенные транзакции» с российскими военными и спецслужбами вступит в силу 29 января. Перечень предприятий, операции с которыми под запретом, определяет Госдепартамент США. Этот список был опубликован 27 октября, в нем 39 российских предприятий, концернов, организаций и ведомств. Кроме того, Минфин США в конце января представит отдельный доклад о потенциальном расширении санкций. Основной риск для российского банка, работающего с оборонкой, в этом случае — быть включенным в санкционный список с присвоением статуса SDN (включенных в список Specially Designated Nationals). Это фактически приведет к невозможности проводить расчеты в долларах, блокировке счетов в иностранных банках.

Дональд Трамп

Создание такого опорного банка связано с мерами по снижению рисков всей системы из-за расширения антироссийских санкций в отношении банков, работающих с оборонзаказом, говорит Лосев. «Банк создается в преддверии доклада Минфина США, чтобы не допустить паралича оборонки и обслуживания крупных госконтрактов», — добавляет источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.

Специализированный оборонный банк, по мнению партнера правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Магомеда Газдиева, легко может подпасть под санкции, поскольку нормы права, положенные в основу санкций, не меняются. Единственное, что может его спасти в этой ситуации, — отсутствие взаимодействия с внешними клиентами, считает юрист.

Впрочем, партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев полагает, что включение такого банка в санкционный список заложено уже ​​на этапе его создания. «Если деятельность такого банка будет осуществляться исключительно на территории России, а все операции он будет проводить только в рублях, то никаких последствий, кроме включения в санкционный список, не будет, так как банк не будет производить расчеты с иностранными контрагентами и не будет расчетным банком в принципе», — говорит Дораев.

3. Что будет с уже выданными кредитами?

Сейчас гособоронзаказ обслуживается через уполномоченные банки, перечень которых утверждает ЦБ. По состоянию на 1 октября в него входили Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВБРР, Новикомбанк, АБ «Россия» и банк «Санкт-Петербург». В ноябре в законодательство были внесены изменения, предполагающие прекращение публикации ЦБ списка уполномоченных банков, в декабре список пропал с сайта ЦБ.

«После создания оборонного банка компании оборонной отрасли уйдут из госбанков, которые их сейчас кредитуют, но положение банков от этого заметно не ухудшится, в то время как их клиенты на фоне растущего числа санкций несут в себе определенные риски», — говорит заместитель генерального директора компании «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.

Кирилл Лукашук считает, что портфели оборонзаказа либо будут амортизироваться на балансах первичных кредиторов (то есть погашаться не сразу, а по окончании срока кредита), либо будут выкуплены создаваемым игроком. «Новые кредиты будут сразу кредитоваться опорным банком, а уже выданные — в тех банках, которые до этого работали с оборонзаказом, постепенно погашаться в рабочем режиме», — полагает и Павел Самиев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: