Фз 161 что это за деньги пришли на счет сбербанка

Обновлено: 26.04.2024

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе

1. Законодательство Российской Федерации о национальной платежной системе основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.

2. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.

3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъекты национальной платежной системы); (В редакции федеральных законов от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 02.08.2019 № 264-ФЗ)

2) оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств;

3) оператор электронных денежных средств - оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств);

4) банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций; (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

5) банковский платежный субагент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления отдельных банковских операций; (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

6) оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

7) оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;

9) платежный клиринговый центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - услуги платежного клиринга);

10) центральный платежный клиринговый контрагент - платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы;

12) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;

13) трансграничный перевод денежных средств - перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк;

14) безотзывность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;

15) безусловность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определенный момент времени;

16) окончательность перевода денежных средств - характеристика перевода денежных средств, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени;

17) платежная услуга - услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей;

18) электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность оператора финансовой платформы, деятельность по организации привлечения инвестиций, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельность операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и (или) деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

19) электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;

20) платежная система - совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств;

21) значимая платежная система - платежная система, отвечающая критериям, установленным настоящим Федеральным законом (системно значимая платежная система, социально значимая платежная система, национально значимая платежная система); (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 112-ФЗ)

22) правила платежной системы - документ (документы), содержащий (содержащие) условия участия в платежной системе, осуществления перевода денежных средств, оказания услуг платежной инфраструктуры и иные условия, определяемые оператором платежной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

23) участники платежной системы - организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств;

25) платежные клиринговые позиции - суммы денежных средств, подлежащих списанию и зачислению расчетным центром по банковским счетам участников платежной системы;

26) предоплаченная карта - платежная карта, предоставляемая клиенту оператором электронных денежных средств, используемая для перевода электронных денежных средств, а также для осуществления иных операций, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 403-ФЗ)

27) иностранная платежная система - совокупность организаций, присоединившихся к определяемым оператором иностранной платежной системы правилам иностранной платежной системы, организованной в соответствии с иностранным законодательством, и взаимодействующих по правилам иностранной платежной системы (участники иностранной платежной системы), в соответствии с которыми иностранный банк (иностранная кредитная организация) может выступать в качестве плательщика и получателя средств по переводам денежных средств участников иностранной платежной системы (иностранный центральный платежный клиринговый контрагент); (Пункт введен - Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 264-ФЗ)

271) правила иностранной платежной системы - документ (документы), содержащий (содержащие) условия осуществления трансграничных переводов денежных средств и иные условия, определяемые оператором иностранной платежной системы; (Пункт введен - Федеральный закон от 02.08.2019 № 264-ФЗ)

28) банкомат - автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств; (Пункт введен - Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ)

29) поставщик платежного приложения - юридическое лицо, в том числе иностранная организация, предоставляющее на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для его применения клиентами оператора по переводу денежных средств; (Пункт введен - Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ)

30) платежное приложение - предоставляемое поставщиком платежного приложения программное обеспечение на подключенном к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" техническом устройстве (включая мобильный телефон, смартфон, планшетный компьютер), позволяющее клиенту оператора по переводу денежных средств составлять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием электронного средства платежа; (Пункт введен - Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ)

31) платежный агрегатор - юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со статьей 141 настоящего Федерального закона в целях:

а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 141 настоящего Федерального закона;

б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 141 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;

(Пункт введен - Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ)

33) оператор услуг информационного обмена - организация, оказывающая операторам по переводу денежных средств на основании договоров услуги обмена информацией при осуществлении операций с использованием электронных средств платежа между операторами по переводу денежных средств и их клиентами и (или) между операторами по переводу денежных средств и иностранными поставщиками платежных услуг (далее - услуги информационного обмена). При этом оператором услуг информационного обмена не являются операционный центр и оператор связи. (Пункт введен - Федеральный закон от 02.08.2019 № 264-ФЗ)

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА

Статья 4. Порядок оказания платежных услуг

1. Оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи".

4. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств

1. Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

51. Перевод денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые Федеральному казначейству в Банке России, осуществляется в срок не более одного рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств с банковского счета плательщика или за днем предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. (Часть введена - Федеральный закон от 19.11.2021 № 369-ФЗ, вступает в силу с 1 октября 2022 года)

6. В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе).

7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.

9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент

В России активно развивается национальная платежная система МИР. Большая часть пособий и выплат, назначаемых государственными органами, должна совершаться на карту МИР.

Что означает 161-ФЗ?

В Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе в части зачисления государственных пособий на детей и других социальных выплат на счета карт национальной платежной системы «МИР» говорится, что социальные выплаты будут зачисляться только на карты платежной системы МИР.


На карты других платежных систем, например, Visa или Mastercard, выплаты зачисляться не будут.

Если у граждан, которым назначены социальные выплаты, нет карты национальной платежной системы МИР, им будет предоставлено два варианта:

  1. если у гражданина открыт счет в Сбербанке, карта МИР будет оформлена автоматически, и выплаты будут производиться на нее;
  2. если у гражданина открыт счет в другом банке, ему придется обратиться в отделение банка для оформления карты МИР.

После оформления карты МИР и зачисления на нее пособий от банка придет СМС-уведомление, содержащее примерный текст: «Выплата в сумме **** руб. зачислена на счет ********** согласно 161-ФЗ о национальной платежной системе от 27.06.2011».

Что следует делать после прихода СМС 161-ФЗ?

Если у гражданина оформлена карта МИР, и на нее зачислена выплата, можно распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Если же карта МИР была выпущена автоматически, клиенту потребуется прийти в отделение банка за картой и активировать ее. После этого можно использовать денежные средства.


  • в органы социальной защиты;
  • в центр занятости населения;
  • в Пенсионный фонд.

Без этих данных дальнейшие выплаты назначенных пособий будут невозможны.

Кому необходима карта по 116-ФЗ?

Очевидно, что государство стремится перевести все расчеты в рамки национальной платежной системы МИР.

На данный момент действуют требования по зачислению ряда выплат строго на карту МИР. К ним относятся:

  • денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих, в том числе военных;
  • оплата труда работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;
  • выплата стипендий, назначенных государством;
  • выплата пенсий и иных социальных выплат от Пенсионного фонда;
  • выплата пособия по безработице;
  • выплата пособий на детей;
  • ежемесячное пожизненное содержание судей.

В недалеком будущем все расчеты с государственными органами будут осуществляться с исключительно с помощью национальной платежной системы МИР.

Что регулирует федеральный закон ФЗ-161

Федеральный закон ФЗ-161 «О национальной платежной системе» от 27.06.2011г. регулирует взаимоотношения по развитию национальной платежной системы «Мир». В соответствии с его нормами с 1 июля 2021 года все социальные выплаты, осуществляемые государством, стали производиться только на карты «Мир».

Что это за выплаты по ФЗ-161 :

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • ежемесячные детские выплаты;
  • ежемесячные выплаты из материнского капитала;
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение;
  • пособие по беременности и родам и другие.

Также пособия можно получить на счет, к которому не привязана ни одна карта (например, сберегательный), и почтовым переводом.

Что делает банк при получении средств от государства, если у клиента нет карты «Мир»:

  • если клиент ранее получал средства на счет, привязанный к карте другой платежной системы, но у него есть также карта «Мир», средства переведены на нее;
  • если у клиента нет карты «Мир» Сбербанк открывает ее самостоятельно и переводит деньги на новую карту;
  • другие банки, кроме Сбербанка, не выпускают карту «Мир» автоматически, нужно обратиться в отделение и оформить запрос;
  • также банк может открыть сберегательный счет и перечислить средства на него.

Порядок действий зависит от конкретного банка и времени перечисления.

Точно не стоит переходить по ссылкам и оплачивать «комиссию», банки обычно в такой ситуации никаких дополнительных средств с клиентов не требуют.

Как составить штатное расписание на 2021 год – образец документа

Состав автомобильной аптечки в 2022 году по ГОСТу - список, что входит

Методические рекомендации по заполнению справок о доходах в 2020 году – Минтруд

Закон о мобилизации в 2022 году в России – обзор ФЗ-31 от 26.02.1997

Объявят ли всеобщую мобилизацию 9 мая 2022 года – кто подлежит мобилизации в первую очередь?

Внешнеполитическая ситуация и высказывания западных лидеров порождают слухи о мобилизации. Никаких официальных данных о

blank

Партия «Справедливая Россия – За правду» предлагает наделить Верховного главнокомандующего Российской Федерации полномочиями по установлению временных администраций на территориях проведения специальных военных операций по поддержанию мира и безопасности за пределами страны. По словам председателя партии, руководителя думской фракции СРЗП Сергея Миронова, законопроект по данному вопросу сегодня внесён на рассмотрение Государственной Думы.

«Сегодня решение о направлении за пределы страны воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в миротворческой операции принимает глава государства на основании специального постановления Совета Федерации. Для обеспечения воинских частей продовольствием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами и медикаментами Правительство по поручению Президента РФ должно принимать решение о направлении гражданского персонала за пределы страны», – рассказал парламентарий.

«Вопрос создания временных администраций на территориях проведения миротворческих операций в российском законодательстве никак не регламентируется. В связи с этим партия «Справедливая Россия – За правду» предлагает наделить такими полномочиями Президента РФ. В свою очередь, временной администрацией мы предлагаем считать временный орган исполнительной власти, который будет осуществлять деятельность по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Временные органы власти должны будут также заниматься поддержанием и обеспечением безопасности, общественного порядка, обеспечением социальной защиты населения данных территорий», – добавил Сергей Миронов.

«Считаю, что с учётом текущей ситуации на Украине депутаты Госдумы должны ликвидировать этот правовой пробел, чтобы глава государства получил недостающие полномочия для установления временных администраций на территориях проведения специальных военных операций по поддержанию мира и безопасности за пределами страны», – заключил Сергей Миронов.

Сейчас почти все люди пользуются электронными системами для оплаты или хранения денег. Это довольно удобно, потому что снимает сразу большое количество проблем, которые раньше могли возникать с наличными. Вот только и контролировать платежи и отслеживать их по таким системам стало легче.


Также это привело к тому, что появилось большое количество мошенников, которые пользуются тем, что правила безопасности в сети еще не стали широко распространены и он их многие не знают. Так что нужно с большим недоверием относится ко всем выплатам и просьбам ввести карту.

161-ФЗ

Информируем Вас, что в соответствии Федеральным закономот 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с 01.07.2020 года кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции по банковским счетам только с использованием национальных платежных инструментов, к которым относятся карта «МИР» или сберегательный счет (сберкнижка).

Если до этого моменты пользователь поучал выплаты пенсии или другие социальные выплаты на другие карточки или платежные системы (Visa и MasterCard), но у него имеется уже оформленная карта «МИР» или сберегательный счет, то с 01.07.2020 года кредитные организации будут автоматически зачислять на них выплаты.


Если же у тех лиц, которые получают социальные выплаты по тем или иным пунктам нет ничего с платежной системой «МИР» или сберегательного счета, то банк сам откроет такой счет или заведет подобную карточку, после чего все выплаты будут вестись только туда. За реквизитами данного счета необходимо будет обратиться в кредитную организацию, через которую производились выплаты.

Что делать?

Банку ничего оплачивать не нужно, карта выдается только в отделении, как и реквизиты счета. Так что не стоит куда-то переходить или что-то платить, лучше позвоните в свой банк по официальному номеру и узнайте все подробности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: