К какой категории объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду относится банк

Обновлено: 27.04.2024

Уж сколько сломано копий в словесных баталиях, сколько написано статей в журналы, сколько задано вопросов специалистам Росприроднадзора и Минприроды России по поводу постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — однако и до настоящего времени не все вопросы урегулированы[1]. И вот — о чудо! — разработан очередной проект Критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий[2] (далее — новые Критерии), который должен расставить все точки над i путем внесения изменений в ныне действующие Критерии[3].

Новые Критерии должны вступить в законную силу 01.01.2021, если, конечно, они получат положительную оценку регулирующего воздействия и будут утверждены в установленном порядке. Предполагается, что в новых Критериях будут уточнены некоторые формулировки, скорректированы виды деятельности и мощности производств.

Проанализируем, чем же принципиально отличаются новые Критерии от действующих и учтены ли в новой редакции чаяния субъектов хозяйственной и иной деятельности, воздействие которой ниже минимального уровня.

Защитить малый и средний бизнес

К предприятиям с уровнем воздействия ниже минимального можно отнести небольшие организации (швейные мастерские, парикмахерские, фотоателье, минипекарни и др.), которые созданы субъектами малого и среднего предпринимательства, индивидуальными предпринимателями. Такие хозяйствующие субъекты менее защищены, чем их старшие братья — крупные предприятия, имеющие в штате экологов и юристов, которые способны, во-первых, отследить изменения природоохранного законодательства и своевременно на них отреагировать, а во-вторых, в случае необходимости отстоять права предприятия в соответствующих инстанциях.

Всего этого лишен малый и средний бизнес, в первую очередь из-за финансовых трудностей, поэтому исполнение такими предприятиями непонятных, постоянно меняющихся и уточняющихся природоохранных требований проблематично, и как бы они ни старались быть законопослушными природопользователями, вряд ли это у них получится.

Административная ответственность за неисполнение требований в области охраны окружающей среды сурова, и если даже после снятия карантинных мер таким предприятиям удастся выжить, то не исключена вероятность, что они могут быть «добиты» штрафными санкциями.

Обратите внимание: несмотря на то что до 31.12.2020 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства[4], плановые проверки не проводятся[5], внеплановые проверки никто не отменял.

Категории нет — проблемы есть

Природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[6]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Категория НВОС, указанная в свидетельстве о постановке на учет, определяет объем необходимых природоохранных требований для конкретного объекта.

Для субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся ни к одной из предложенных категорий, законодательно не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникают и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходит из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относят к объектам III категории, что влечет за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах.

Однако разработка такой документации объектами, оказывающими НВОС меньше минимального уровня, не только не подкреплена нормами законодательства, но и вызывает недоумение с точки зрения охраны окружающей среды: будет больше потрачено бумаги на составление документации и отчетности, чем представлено информации в реальных цифрах!

В связи с этим новые Критерии многие ждут с огромным нетерпением.

Новые Критерии

Рассмотрим, какие же принципиально новые изменения нас могут ожидать в ближайшее время.

[1] Особенно остро на повестке дня стоит вопрос о постановке на учет объектов, которые не соответствуют ни одной из четырех категорий.

Напомним, первая попытка обновить Критерии была сделана в 2018 г.

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

[4] См. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 01.04.2020).

[5] См. ст. 8.1 и 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 01.04.2020).

[6] См. ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

В.В. Никитина, руководитель НАМЦ Учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 4.2, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.2 настоящего Федерального закона

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. № 1410 “О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора” (не вступило в силу)


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. № 1410 “О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора” (не вступило в силу)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора.

2. Установить, что при осуществлении регионального государственного экологического надзора плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утвержденными настоящим постановлением:

для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;

для категории значительного риска проводятся один раз в 3 года;

для категории среднего риска проводятся не чаще чем один раз в 4 года;

для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории низкого риска не проводятся.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2017 г. № 1410

Критерии
отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора

1. Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора в соответствии со следующими критериями:

а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление № 1029);

б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением № 1029, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;

в) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением № 1029.

2. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего документа к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект регионального государственного экологического надзора размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;

б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.

3. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска:

а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, вынесенного должностными лицами органа государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;

б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 - 255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;

в) решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятого в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора;

г) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;

д) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора.

4. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 3 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.

5. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.

Обзор документа

В марте 2017 г. региональный государственный экологический надзор был включен в перечень видов контроля, при которых будет применяться риск-ориентированный подход.

В связи с этим установлены критерии отнесения производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объектов НВОС), используемых юрлицами и ИП, к определенной категории риска. Они соответствуют критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, которые были утверждены Правительством РФ в 2015 году.

Установлена также периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения объектов к определенной категории риска.

Так, для категории высокого риска такая периодичность составит один раз в 2 года, для категории значительного риска - раз в 3 года, среднего риска - не чаще чем раз в 4 года, умеренного - не чаще чем раз в 5 лет. Проверки объектов низкого риска не проводятся.

Категория объекта регионального надзора может быть изменена (повышена, понижена) при актуализации учетных сведений об объекте НВОС в случаях изменения технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

С 01.01.2021 вступили в силу новые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий (критерии обновлены в рамках «регуляторной гильотины»). В статье рассмотрим возможные последствия отнесения к объектам НВОС III категории объектов водопользования, недропользования и строительства.

Напомним, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[1]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

До 01.01.2021 действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

С 01.01.2021 в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Критерии № 1029 отменены[2] — на смену им пришли Критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии № 2398).

К сведению

Данное Постановление, разработанное в рамках реализации «регуляторной гильотины», должно было сокращать объем полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора. Вместо этого Постановление содержит положения, существенно расширяющие обязанности физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, полномочия надзорного органа.

За исключением п. 6, Критерии № 2398 практически дословно, не считая корректировок точечного характера, повторяют Критерии № 1029.

Новые объекты НВОС III категории

Пунктом 6 Критериев № 2398 к объектам НВОС III категории отнесены объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность:

1) на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ «О недрах», при этом такие объекты не указаны в разделах I, II и IV Критериев № 2398 (далее — объекты недропользования);

2) с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ, при этом такие объекты не указаны в разделах I и II и не соответствуют критериям, установленным в разделе IV Критериев № 2398 (далее — объекты водопользования);

3) по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев (далее — объекты строительства). Объекты капитального строительства с продолжительностью строительства менее 6 месяцев отнесены к объектам IV категории (п. 11 Критериев № 2398);

4) по добыче подземных вод (далее — объекты добычи подземных вод), за исключением объектов исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут., которые отнесены к объектам IV категории (п. 10 Критериев № 2398).

Обратите внимание

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории (оказывающим незначительное НВОС) потребует постановки таких объектов на государственный учет (см. ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

При этом открытыми остаются следующие вопросы:

• какие объекты подлежат постановке на учет;

• в какие органы государственной власти представлять заявку о постановке на учет;

• в какие сроки объекты недропользования, водопользования и строительства должны быть поставлены на государственный учет;

• как природопользователям после постановки объектов на государственный учет выполнить вытекающие из этого обязанности по внесению платы за НВОС, разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и подаче соответствующего отчета?

Объекты недропользования

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица[3].

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на недропользование федерального или местного значения, которая выдается на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты, в отношении которых оформлены лицензии на недропользование. В зависимости от вида лицензии заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора (федеральная лицензия на недропользование);

• орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — ОИВС РФ; региональная лицензия на недропользование).

Объекты водопользования

Объекты водопользования — это водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ (далее — ВК РФ).

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• забора (изъятия) водных ресурсов;

• использования акватории водных объектов;

• производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

• создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих и стационарных платформ, искусственных островов и др.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты водопользования, на которые оформлены договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением объектов хозяйственной деятельности, осуществляющих сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и оформивших ранее свидетельства о постановке на государственный учет объектов НВОС.

Извлечение
из ВК РФ

Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
[…]

Подавляющее большинство договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование оформляются ОИВС РФ. Соответственно, заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора в случае, если право пользования водным объектом было оформлено в территориальном органе Росводресурсов;

• в ОИВС РФ — во всех остальных случаях.

Объекты строительства

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется строительство объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

Словарь

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, на государственный учет объектов НВОС должен быть поставлен любой объект капитального строительства. Кто должен будет поставить строящийся объект на государственный учет — заказчик, застройщик, технический заказчик?

Кроме того, постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ). Как совместить требования Федерального закона № 7-ФЗ и Критериев № 2398, непонятно.

При этом совершенно ясно, что заявку о постановке на учет строители понесут в ОИВС РФ, поскольку разрешения на строительство, разрешения на возведение ограды вокруг объекта строительства и др. оформляют службы субъекта РФ.

Объекты добычи подземных вод

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче подземных вод, за исключением деятельности на объектах исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании лицензий на недропользование.

При добыче подземных вод более 500 м 3 /сут. лицензия на недропользование оформляется в территориальном органе Роснедр. Соответственно, заявка о постановке на учет подается в территориальный орган Росприроднадзора.

Таким образом, большая часть заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет будет подаваться в ОИВС РФ, существенно меньшая часть — в территориальный орган Росприроднадзора. Знают ли субъекты РФ о резком увеличении для них объема государственных услуг по постановке объектов НВОС на государственный учет?

Подача заявки о постановке на учет

Порядок представления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (в ред. от 27.09.2016).

Для объектов недропользования, водопользования и строительства, отнесенных Критериями № 2398 к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС в процессе использования природных ресурсов и строительства, невозможно использовать Правила и форму заявки, которые относятся к объектам хозяйственной деятельности. Когда будут разработаны и выпущены новые документы, создан и отлажен новый государственный реестр объектов НВОС, в который необходимо будет заносить сведения об объектах недропользования, водопользования и строительства, не уточняется.

Обратите внимание

Пункт 38 Правил запрещает требовать от заявителя представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении:
• государственных органов, предоставляющих государственные услуги;
• иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Единый фонд геологической информации о недрах (см. ст. 27 Закона № 2395-1) является федеральной государственной информационной системой и содержит геологическую информацию о недрах, имеющуюся:

• в федеральном фонде геологической информации;

• фондах геологической информации субъектов РФ;

• организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях.

Все сведения о водных объектах и об их использовании содержатся в государственном водном реестре (см. ст. 31 ВК РФ). Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам.

Основная информация об объектах строительства содержится в нижеперечисленных государственных информационных системах:

• Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН);

• Информационная система по объектам недвижимости;

• Единая информационная система жилищного строительства;

• портал «Объекты инвестиций и строительства в РФ» (и аналогичные региональные порталы).

Таким образом, вся информация об объектах недропользования, водопользования и строительства уже систематизирована в государственных информационных системах, т.е. государственные органы, отвечающие за постановку объектов НВОС на учет, смогут получить необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия.

Плата за НВОС

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, осуществляется при ведении государственного учета объектов НВОС (п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ). Следовательно, после постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны вносить плату за НВОС.

Вот только платными видами НВОС являются (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, природоохранное законодательство не определяет водопользование, недропользование и строительство как виды НВОС и не предусматривает внесение платы за НВОС в этой части.

Производственный экологический контроль

После постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны разработать программу ПЭК и ежегодно представлять отчет о результатах ПЭК. Существующие требования к программе ПЭК и форма ежегодного отчета не позволяют недропользователям, водопользователям и строителям реализовать эту обязанность.

Сроки постановки на учет

Напомним, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет до 01.01.2017 — это было предусмотрено п. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ[4]. Для объектов недропользования, водопользования и строительства какие-либо сроки постановки на учет отсутствуют. Следовательно, дедлайн в этом вопросе для таких объектов не наступает никогда, в связи с чем возможность распространить на них вновь возникшие отношения вызывает сомнения.

Нерадужные перспективы

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС, вызовет очередной громкий скандал с участием Минприроды России.

Отсутствует какая-либо логика в отнесении поголовно всех объектов недропользования, водопользования и строительства к объектам НВОС, поскольку большая часть объектов будет регистрироваться ОИВС РФ, а Минприроды России вместе с Росприроднадзором будут ни при чем.

Постановка на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства потребует единовременных расходов в несколько сотен миллионов рублей на создание и отладку нового государственного реестра объектов НВОС. В то же время Минприроды России отмечает, что все эти объекты оказывают незначительное НВОС.

Минприроды России придется существенно откорректировать Федеральный закон № 7-ФЗ, предложив измененную версию Правительству РФ для внесения в Государственную Думу РФ. Также Минприроды России должно будет разработать или откорректировать Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, форму заявки о постановке объектов недропользования, водопользования и строительства на государственный учет и многие другие нормативные правовые акты.

Вся эта деятельность будет вызывать законный интерес: почему вместо сокращения объема полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора, предусмотренного «регуляторной гильотиной», Минприроды России лоббирует существенное расширение обязанностей для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, усиление государственного экологического надзора.

[1] Пункт 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] См. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» (в ред. от 30.12.2020).

[3] Статья 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 08.12.2020; далее — Закон № 2395-1).

[4] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: