Как нужно себя вести при общении с клиентами с аутистическим расстройством тест сбербанк

Обновлено: 01.05.2024

3 декабря 2021 года стартует всероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», призванная привлечь внимание жителей России к правам и потребностям людей с инвалидностью. В рамках мероприятия все желающие смогут оценить свои знания на тему инклюзивного общения и организации безбарьерного пространства.

1. Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.

2. Если человек с инвалидностью заметил, что Вы наблюдаете за ним, как лучше поступить?

3. Как лучше построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?

4. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?

Человек с ментальными нарушениями

5. Какая формулировка наиболее корректная?

Человек с расстройствами аутистического спектра

6. Что из предложенного не относится к дискриминации людей с инвалидностью?

Проведение различий между людьми при оказании мер защиты и помощи

7. Допустимо ли дотронуться до слепоглухого собеседника при общении?

Нет, недопустимо ни при каких обстоятельствах

8. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?

9. Какие действия допустимы при знакомстве с человеком, использующим протез руки?

Протянуть руку для приветствия и не акцентировать внимание на протезе

10. Какие особенности характерны для людей с расстройствами аутистического спектра?

Все вышеперечисленные варианты

11. Как построить общение с человеком, передвигающимся на кресле-коляске?

12. Как поздороваться с человеком с нарушением слуха?

Установить зрительный контакт, говорить повернувшись лицом к собеседнику

13. Если во время общения с незрячим собеседником Вам необходимо отлучиться, как правильнее поступить?

Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии

14. При знакомстве с человеком с инвалидностью допустимо ли спрашивать о заболевании или травме?

15. Какую формулировку выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?

Незрячему человеку неуместно предлагать подобное

16. Как построить общение с неслышащим человеком в сопровождении переводчика жестового языка?

Следует обращаться непосредственно к человеку с нарушением слуха

17. Чего НЕ следует делать, если человек с инвалидностью поставил костыли в проходе и они мешают окружающим?

Обратиться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли

18. Как начать общение с человеком с нарушением зрения?

Дотронуться до плеча и представиться

19. В коллективе новый сотрудник с инвалидностью. Укажите наиболее корректные действия со стороны работодателя.

Работодателю необходимо заранее адаптировать рабочее место и определить трудового наставника

20. Если в письме или обращении человек оставил комментарий, что у него есть нарушение слуха. Как лучше ответить на запрос?

21. При общении с человеком с нарушением слуха, корректно ли переспрашивать суть вопроса, если вы не поняли друг друга?

22. Что допустимо при сопровождении человека на кресле-коляске?

Задать вопрос, нужна ли человеку помощь и чем Вы можете помочь.

23. Человек с нарушением зрения заходит перед Вами в помещение и, очевидно, испытывает трудности с открытием двери. Какие действия допустимы?

Инициативно предложить помощь, но сперва уточнить, какая помощь нужна.

25. Какой формат оказания услуги лучше предложить человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, если Ваш кабинет на втором этаже, а в здании нет лифта?

Предложить посетителю, который передвигается на коляске, получить услугу в помещении на первом этаже.

26. Как поступить при сопровождении незрячего человека, если перед вами узкая дверь?

27. При общении с человеком с ментальными нарушениями желательно:

Использовать короткие и простые фразы и вопросы. Постараться не перебивать и не договаривать фразы за собеседника.

28. Вы предложили человеку с инвалидностью свою помощь. Он отказался. Ваши действия?

Не навязываться и не предлагать помощь повторно.

29. Кто НЕ входит в число маломобильных групп населения (МГН)?

30. Как помочь незрячему человеку сесть на стул?

Подвести поближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула.

31. Оказывая помощь в сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили препятствие на пути движения. Как лучше поступить?

Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что необходимо сделать.

32. Чего не следует делать при взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектра?

Прикасаться к человеку, держать человека за руки.

33. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?

34. Как построить общение с человеком с расстройством аутистического спектра?

35. Какая помощь незрячему человеку будет излишней при посещении кафе?

Помощь с приемом пищи — разрезать мясо, полить блюдо соусом, поднести бокал.

36. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?

37. Какие технические средства НЕ предназначены для помощи в общении с окружающими?

38. Какой вид пешеходных светофоров наиболее доступен для незрячих людей?

Светофор с голосовой озвучкой улицы перехода.

39. Считается ли несоблюдение правил по обеспечению Доступной среды нарушением закона?

Является административным правонарушением.

40. Что такое шрифт Брайля?

Рельефно-точечный тактильный шрифт.

41. Что НЕ относится к созданию доступной среды на объекте социальной инфраструктуры?

Стойка с информацией о правах потребителя и жалобной книгой.

42. Какие технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении?

Незрячий человек с собакой-проводником может находиться в любом общественном месте или в транспорте.

44. Как правильно называется переводчик, помогающий общаться людям с ограничением слуха?

45. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?

46. Как можно оценить информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на соответствие требованиям доступности для людей с инвалидностью по зрению?

47. Какие инструменты обеспечения доступности зданий НЕ предназначены для незрячих?

48. Какой вариант посадки в транспорт безопасен для незрячего человека?

С помощью сигнала звукового маяка.

49. Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

К началу и концу длины перил добавляется 30 см.

50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на специальном парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?

Допустимо, если пассажиром является ребенок или взрослый человек с инвалидностью, а на машину установлен опознавательный знак.

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Informburo.kz и Фонд Булата Утемуратова с программой "Аутизм. Мир один для всех" продолжают серию публикаций про людей с расстройством аутистического спектра.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В этот день Informburo.kz рассказывает, о чём нужно помнить, общаясь с человеком с РАС

Главные правила – не говорите слишком громко, не приближайтесь слишком близко, выражайте свои мысли конкретнее. Проблема в том, что люди с аутизмом могут воспринять лёгкое прикосновение как боль, а яркие вещи и громкие звуки их могут напугать.

№1. Аутизм – не болезнь

Первое, о чём стоит помнить при общении с человеком с РАС, что аутизм – это не болезнь, а состояние, которое может меняться, но не лечится.

Не следует говорить "болен аутизмом". Эта формулировка может обидеть как самого человека, так и его близких. Более корректным считается определение "человек с аутизмом" или "человек с расстройством аутистического спектра", а не "аутист". В этом случае вы придерживаетесь принципа "сначала человек" – а это невероятно важно для каждого. Ведь то, как мы говорим о людях, определяет то, как мы к ним относимся.

№2. Старайтесь не говорить слишком громко

У людей с РАС особое восприятие. Про них говорят: "По-другому видят мир". И это не иносказание, здесь нет философского подтекста. Они часто видят, слышат и чувствуют мир иначе. Например, могут более остро воспринимать некоторые звуки и запахи. Быстро мелькающие картинки могут их завораживать или же, наоборот, раздражать. Они могут заметить детали, которые для других не особенно важны, при этом не увидеть, к чему эти детали относятся. Поэтому люди с РАС могут избегать больших скоплений людей, определённых мест, предметов. Могут держаться на довольно большом расстоянии от собеседника, избегать зрительного контакта и многое другое.

Если ваш собеседник человек с РАС, позвольте ему находиться на комфортном для него расстоянии от вас. Старайтесь не говорить слишком громко. Не трогайте его без веской на то причины, ему могут быть неприятны прикосновения. Если вы заметили, что вашему собеседнику некомфортно, спросите у него, что ему мешает. Может быть, он захочет поговорить в менее людном месте или попросит выключить вентилятор.

№3. Особенности коммуникации

№4. Выражайте свои мысли как можно конкретнее

Люди с РАС склонны к буквальному восприятию мира. Это часто отражается на том, как они понимают речь. Человек может не понять ваш вопрос, если в нём нет конкретного содержания. Если вы спросите: "Как ты?", имея виду "Как твои дела?", скорее всего вас не поймут и будут ждать продолжения вопроса. Если вы захотите прокомментировать погоду и скажете: "Так холодно, что улица вымерла", скорее всего вас тоже не поймут. Зачастую люди с РАС повторяют заданный вопрос не для того, чтобы переспросить, а для того, чтобы лучше понять его.

№5. Не будьте высокомерны

Поддерживая беседу с человеком с РАС, будьте терпеливы, давайте время обдумать сказанное вами. Избегайте иносказаний. И самое главное – не будьте высокомерны, человеку может понадобиться время, чтобы дать вам ответ. Это не значит, что он страдает задержкой интеллектуального развития, он просто пытается понять вас, так же, как и вы его, и на это требуется чуть больше времени и усилий.

Что делать и говорить, если вы узнали, что у ваших знакомых ребенок с аутизмом? Как правильно вести себя с людьми с аутизмом в общественных местах? Эти вопросы мы задали руководителю организации, благодаря которому российское общество становится мягче, терпимее и добросердечнее.

Апрель — месяц распространения знаний об аутизме. Узнайте, как вести себя с особенными людьми (фото 1)

Ася Залогина

Президент фонда «Обнаженные сердца»

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечают 2 апреля с 2008 года по инициативе ООН. В этот день здания и памятники культуры подсвечивают синим цветом, привлекая внимание людей всего мира для того, чтобы объяснить, что такое аутизм, каковы его последствия и как можно помочь людям с таким диагнозом участвовать в жизни общества. И весь апрель считается месяцем распространения информации об аутизме.

Аутизм — расстройство развития, связанное с нарушением работы центральной нервной системы. Данные последнего исследования, опубликованного в 2020 году, показывают, что расстройства аутистического спектра (РАС) регистрируются у каждого 54-го ребенка (Центр по контролю и профилактике заболеваний США). Это значит, что аутизм — самое часто встречающееся нарушение развития, этот диагноз ставится чаще, чем церебральный паралич, синдром Дауна и детский рак вместе взятые.

Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, любой стране и на любом континенте, это не зависит ни от экономического статуса семьи, ни от расы или образования родителей.

Ребенок с аутизмом у ваших друзей и близких

Если ваши близкие или родные рассказывают вам о том, что у их ребенка аутизм, они в первую очередь ждут от вас поддержки и понимания, а не поспешных советов или оценочных суждений.

Семья, в которой растет любой ребенок с особенностями развития, постоянно получает советы от множества людей, начиная от родных и соседей и заканчивая специалистами — воспитателями в детском саду, учителями в школе, врачами, логопедами, психологами и так далее. И советы эти касаются не только того, как заниматься с ребенком, но и того, как лучше укладывать спать, кормить, мыть, стричь, как организовать самые обычные рутинные моменты. Для многих семей следование многочисленным советам дается непросто.

Если вы не всемирно признанный эксперт в области аутизма и родители не обращаются к вам с прямым вопросом «что нам делать?», постарайтесь избежать советов и особенно комментариев в стиле «я же тебе говорил/а», «где же ты раньше была» и тому подобных.

Сами люди с аутизмом и их родители говорят, что им очень неприятно слышать комментарии в духе «надо же, кто бы мог подумать» или «а выглядит-то он/она совсем нормально».

Исследования показывают, что принятие диагноза проходит несколько стадий.

Сразу после постановки диагноза ребенку многие родители переживают огромный стресс. Некоторым людям трудно начинать разговор о ребенке, не торопите их, не пытайтесь вынудить говорить о том, что им дается трудно. Но это не означает, что вам стоит прекратить общение с близким человеком и ждать, пока его ситуация нормализуется. Несмотря на аутизм жизнь продолжается. Предложите свою помощь, если это уместно.

Даже если человек не использует слово «аутизм», он будет благодарен вам за то, что вы спрашиваете, как вообще поживает их ребенок.

Постарайтесь, чтобы диагноз ребенка не стал помехой вашим обычным, бытовым, дружеским разговорам. Не нужно делать вид, что ничего не происходит, ваши друзья остаются вашими друзьями.

Со временем большинство людей принимают диагноз своего ребенка, и у них появляется потребность об этом говорить. Постарайтесь пойти навстречу и научиться внимательно слушать. И вновь постарайтесь оставить поспешные советы и недоуменные комментарии при себе, они вряд ли будут полезны, но точно могут стать преградой для дальнейшего общения. Если ваш друг или родственник поднимет тему аутизма, спросите, как дела у сына или дочки. Родители, у которых есть дети с особенностями, гордятся даже самыми маленькими их достижениями, поэтому им будет приятно рассказать о них, постарайтесь разделить с ними радость этих успехов.

Если ваш родственник или друг открыто обсуждает проблемы аутизма и активно ищет достоверную информацию, то вы можете порекомендовать ему проверенные источники — на сайтах фондов «Обнаженные сердца» и «Выход» собран большой объем информации на русском языке, публикуются последние научные исследования в области изучения расстройств аутистического спектра. На данных сайтах можно ознакомиться с описанием отдельных практических техник и целых программ, имеющих научно доказанную эффективность.

Продолжайте проводить время со своими друзьям так же, как вы это делали до того, как они рассказали вам о диагнозе своего ребенка: ходите в кафе, парки, музеи, приглашайте их в гости. Если вашим друзьям покажется, что выходов на улицу слишком много или им легче с ребенком в определенных местах, они вам скажут об этом. Главное, чтобы они не почувствовали себя изолированными или выброшенными из социальной жизни.

Продолжайте относиться к ребенку, диагноз которого вы узнали, по-прежнему. Аутизм — это не болезнь, поэтому не надо называть ребенка «больным» и жалеть его. Люди с аутизмом — это прежде всего люди, и относиться к ним нужно так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Спросите у ваших друзей или близких, что нравится их ребенку, а чего стоит избегать. Старайтесь вести себя естественно.

Многим людям с аутизмом трудно, когда с ними общаются слишком длинными фразами. Постарайтесь говорить проще и давайте время на обработку информации и ответ.

Все больше людей с аутизмом начинают пользоваться средствами дополнительной коммуникации (картинки, специальные программы на планшете или телефоне). Понаблюдайте, как ваши близкие общаются с ребенком, спросите, как вам использовать этот язык общения.

Жизнь семьи с ребенком с особенностями развития может быть непростой: семья начинает посещать специальные занятия, им приходится решать множество бюрократических вопросов и при этом продолжать работать и вести домашнее хозяйство. У ребенка с аутизмом может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям. Поэтому для них обычный поход в супермаркет или проезд в общественном транспорте может стать серьезным испытанием.

Обсудите, не нужно ли помочь вашим друзьям — привезти продукты из магазина или забрать вещи из химчистки, это может быть для них серьезной поддержкой.

Человек с аутизмом в детском саду, в школе, на улице

Вы можете встретить людей с аутизмом на улице, a ваши дети могут учиться с таким ребенком в одном детском саду и школе.

Постарайтесь вести себя естественным образом. Не нужно пристально смотреть на людей с аутизмом или, наоборот, отводить взгляд от них. Впрочем, это же относится и к общению со всеми остальными людьми.

Человек с аутизмом может вести себя на первый взгляд странно, хлопать в ладоши, размахивать руками, раскачиваться, повторять одни и те же слова или фразы. Это один из симптомов аутизма — стереотипное поведение. Часто люди с аутизмом знают, что это необычное поведение, но не могут его остановить. Лучше попытаться не обращать внимания на эти моменты, так же как вы не замечаете, когда ваша нейротипичная подруга крутит свои волосы или кольцо на пальце.

Есть миф, что человек с особенностями развития, в том числе аутизмом, всю жизнь остается маленьким ребенком. Это не так, люди с аутизмом взрослеют, как и все другие люди. Неправильно относиться к людям с аутизмом как к маленьким детям, им и их близким это может быть очень неприятно.

Некорректно говорить о человеке в третьем лице (например, спрашивать только у сопровождающего, что ему может нравиться или не нравиться). Спросите у самого человека. Разговаривая с человеком с нарушениями, постарайтесь обращаться к нему напрямую, а не к его сопровождающему.

Не стоит судить людей с необычным поведением. Люди с аутизмом могут быть очень чувствительны к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела). Например, нахождение в местах большого скопления людей может вызывать у них сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей. Но это не значит, что они невоспитанные или агрессивные, окружающим следует проявить терпение и понимание при общении с людьми с аутизмом.

Сегодня любой ребенок с особенностями развития имеет право на инклюзивное образование, то есть может учиться в школе и детском саду вместе со своими нейротипичными ровесниками. Немало детей с расстройствами аутистического спектра обучаются в обычных школах по обычным программам. Некоторым из них нужна лишь небольшая адаптация программы (например, возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен для ребенка) и дополнительная поддержка по развитию социальных навыков. Другим требуется значительное время на обучение в особым образом организованной среде со специально подготовленным ассистентом (тьютором). Основной залог успеха в развитии инклюзивного образования для детей с РАС — многовариантность, для удовлетворения разных образовательных потребностей и возможности перехода из одних образовательных условий в другие, по мере развития ребенка.

Исследования говорят о плюсах инклюзии и для типично развивающихся детей:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомленности (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри класса.

Мы часто говорим, что хотим, чтобы наше общество было инклюзивным. Но чтобы это случилось завтра, нам нужно работать над этим уже сегодня. Ведь инклюзия — это отсутствие не только физических барьеров, но и предубеждений по отношению к людям с нарушениями в развитии. Для этого нам всем важно знать, какие мы все разные, но как мы схожи в желании дружить, общаться и быть принятыми. Чем чаще мы будем об этом задумываться, тем легче будет жить людям с особенностями и их семьям в городе, в нашем обществе.

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Детский писатель Майкл Розенне из тех, кто привык оставлять проблему без решения. Розен расспросил Алис Роу - британскую писательницу, которая пишет об аутизме - о том, как люди с аутизмом видят мир и как их восприятие мира отличается от "нейротипичного".

Алис Роу сама живет с синдромом Аспергера. По ее словам, мы все должны понимать, что у каждого из нас своя картина мира, которая отличается от того, как видит мир другой человек. И у каждого - свой уникальный опыт общения с миром. Если помнить об этом, то, по словам Роу, мы сможем понимать друг друга лучше.

Алис Роу рассказала Майклу Розену о десяти особенностях восприятия мира у людей с аутизмом, которые для них характерны во время общения.

1. Все люди с аутизмом разные, но у них похожие проблемы

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Изображение пазла - символ аутизма

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей в мире рождается с расстройством аутистического спектра (аутизмом). В Великобритании процент детей с аутизмом среди новорожденных выше среднемирового: расстройство диагностируется у одного из ста младенцев.

Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.

Для многих людей с расстройством аутистического спектра сложно воспринимать речь, если присутствуют посторонние шумы.

У разных людей аутизм проявляется по-разному. У некоторых проявления расстойства могут быть гораздо более заметными, чем у других. Некоторые люди с аутизмом могут быть очень шумными и общительными, а другие - вести себя тихо и отстраненно. Некоторые из них предпочитают общаться с помощью жестов и знаков.

Хотя многие сталкиваются с похожими проблемами в общении, влияние этих особенностей на их жизнь может очень сильно отличаться.

2. Им может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Как бы вы себя чувствовали, если мы не могли концентрироваться на речи вашего собеседника, а слышали бы все, что происходит вокруг вас, каждый звук?

"Нейротипичный" человек (то есть не страдающий расстройством аутистического спектра) может концентрироваться на том, что говорит в данный момент конкретный человек, потому что его мозг способен отсекать все не относящиеся к разговору звуки и шумы.

Но многие люди с аутизмом не способны фильтровать звуковой поток и не способны отделить фоновый шум от речи. В этом случае сразу несколько звуковых потоков - уличный шум, музыка, разговоры прохожих - одновременно конкурируют за их внимание.

Расслышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей для человека с аутизмом. Ему необходимо гораздо больше усилий, чтобы сосредоточиться на речи, и скорее всего ему придется просить собеседника повторить сказанное.

3. Люди с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Две трети передаваемой во время общения информации - невербального характера. Попробуйте поэкспериментировать и во время разговора "выключить" мимику и говорить монотонно. Легко ли вам выражать свои эмоции и мысли таким образом?

Люди с аутизмом могут не улавливать такие нюансы, как тон речи и выражение лица. Им также сложно понять, как эти нюансы меняют значение сказанного.

В результате, люди с аутизмом более склонны всопринимать слова буквально. Им сложно понять сарказм, иронию, метафоры или игру слов.

Но не надо думать, что любой человек с аутизмом не способен понять нюансы разговора. Многие способны научиться считывать и расшифровывать такие невербальные сигналы, но дается им это зачастую довольно тяжело.

4. Контекст помогает пониманию

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Когда вы что-то говорите, не ждите, что собеседник обязательно сам поймет контекст, а тем более подтекст. Если вы объясните, почему то, что вы говорите, важно, это будет способствовать лучшему пониманию и поможет в общении.

Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.

Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули "Ого, посмотри, какая птица!", то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: "Так странно видеть дрозда у моря", то ему будет гораздо проще.

5. Человеку с аутизмом сложно понять, когда уместно разговаривать с другими

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Как выбрать правильное время для разговора?

Людям с аутизмом, как правило, сложнее "считывать" некоторые знаки в поведении человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.

Если вы заговорите первым, пригласите собеседника с аутизмом к дискуссии и зададите прямые вопросы, то вы поможете ему решиться на разговор.

6. Люди с аутизмом могут говорить медленно и монотонно

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

"Непринужденная" беседа для некоторых людей требует большого труда

Для многих людей с аутизмом разговор требует долгого и внимательного осмысления.

Они могут говорить очень медленно и монотонно, могут заикаться, делать смысловое ударение на неожиданных словах, или вдаваться, как нам кажется, в ненужные детали.

Поскольку такой разговор для "нейротипичного" человека обычно выглядит странным, то собеседник может отвлечься от разговора с теми, у кого аутизм, перестать слушать или перестать стараться понять то, что ему говорят.

Поэтому очень важно не торопить человека с аутизмом и слушать своего собеседника внимательно.

7. Непринужденность в общении может быть кажущейся

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Непринужденность в общении - это не что-то естественное, для многих такая видимая легкость дается с большим трудом

Многие люди с высокофункциональным аутизмом могут легко имитировать непринужденное общение. Однако в то время, когда нам кажется, что они получают удовольствие от разговора, на самом деле они заняты невероятно трудной работой.

8. Люди с аутизмом иногда выражают эмоции неожиданным образом

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Одно и то же событие или явление может восприниматься даже близнецами очень по-разному: одного оно обрадует, другого озадачит

Люди с аутизмом могут выражать свои эмоции непривычным для "нейротипичных" людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.

Например, Алис вспоминает, что когда она получила отличную оценку на экзамене и поступила в университет, все думали, что она будет счастлива. Но девушка вместо радости почувствовала тревогу, потому что поступление в университет для нее означало, что вся ее жизнь и привычный распорядок дня изменятся.

Иногда, когда люди с аутизмом испытывают очень сильные эмоции, им сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства. В таком случае им можно помочь, задавая простые и ясные вопросы.

9. Люди с аутизмом могут повторять слова собеседника

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Как понять, что вы все достаточно хорошо объяснили?

Есть несколько причин, почему они склонны повторять по несколько раз некоторые слова и фразы, сказанные собеседником.

Иногда они хотят показать, что они услышали сказанное, но не могут незамедлительно отреагировать на эти слова. Повторяя сказанное собеседником, они выигрывают время, чтобы собраться с мыслями.

Они могут тревожиться и нуждаться в том, чтобы их успокоили и вселили уверенность.

Когда они повторяют ваши слова, это также может означать, что вы пока не очень полно ответили на их вопрос.

10. Иногда лучше написать, чем позвонить

О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов Аутистические расстройства, Общение, Длиннопост

Многие люди с аутизмом предпочитают переписку личному общению. И на это у них есть серьезные причины

Так у них есть время на то, чтобы обдумать ответ и сформулировать свои мысли, не переживая из-за необходимости поддерживать разговор.

Такой способ разговора также помогает им избежать необходимости считывать различные невербальные знаки общения, которые вызвают у них затруднения.

Люди с аутизмом, как правило, не очень любят общение по телефону. В этом случае им также приходится реагировать на сказанное очень быстро, также их может отвлекать от разговора фоновый шум.


Аутистические расстройства

352 поста 1.4K подписчиков

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Среди программистов много с синдромом Айсбергера

Ключевой вопрос как такое до нормальных людей донести. 95% проглядят и забудут, в лучшем случае.

Судя по описанным симптомам - я практически аутист, ура, я особенный.

все просто.
1 не считать за человека
2 утилизация


Как общаться с человеком с синдромом аспергера⁠ ⁠

К международному дню инвалида 3 декабря стартовал Тотальный тест доступная среда 2021. Данная инициатива направлена на привлечения внимания для создания доступной среды людям с инвалидностью в рамках развития гражданского общества. В 2020 году в тесте приняли участие более 100 тыс человек, в 2021 ожидается на порядок больше.

Доступная среда 2021

Наши ответы на вопросы «Тотального теста доступная среда» 2021

Вопрос 1. Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.

  1. Человек с ограниченными возможностями.
  2. Инвалид.
  3. Человек с инвалидностью.

Вопрос 2. Если человек с инвалидностью заметил, что Вы наблюдаете за ним, как лучше поступить?

  1. Улыбнуться и поздороваться
  2. Попросить прощения
  3. Просто отвернуться

Вопрос 3. Как лучше построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?

  1. Допустимо помогать человеку, договаривая за него фразы
  2. Переспросить, если непонятно
  3. Постараться говорить в ответ медленно и громко

Вопрос 4. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?

  1. Человек, страдающий психическими расстройствами
  2. Человек с ментальными нарушениями
  3. Умственно-отсталый человек

Вопрос 5. Какая формулировка наиболее корректная?

  1. Человек с расстройствами аутистического спектра
  2. Человек, страдающий аутизмом
  3. Аутист

Вопрос 6. Что из предложенного не относится к дискриминации людей с инвалидностью?

  1. Проведение различий между людьми при оказании мер защиты и помощи
  2. Установление ограничений или запретов, связанных с наличием инвалидности
  3. Определение категорий людей, ограниченных в правах и возможностях

Вопрос 7. Допустимо ли дотронуться до слепоглухого собеседника при общении?

  1. Да, при условии, что Вы уже знакомы
  2. Нет, недопустимо ни при каких обстоятельствах
  3. Да, в любом случае допустимо

Вопрос 8. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?

  1. Глухонемой
  2. Человек с патологией слуха
  3. Глухой, неслышащий, слабослышащий
  4. Человек страдающий от недостатка слуха

Вопрос 9. Какие действия допустимы при знакомстве с человеком, использующим протез руки?

  1. Протянуть руку для приветствия и не акцентировать внимание на протезе
  2. Выдержать достаточную паузу, чтобы передать инициативу собеседнику
  3. Не протягивать руку для рукопожатия

Вопрос 10. Какие особенности характерны для людей с расстройствами аутистического спектра?

  1. Стереотипное поведение
  2. Трудности в общении и взаимодействии с другими людьми
  3. Сенсорные особенности восприятия
  4. Все вышеперечисленные варианты

Вопрос 11. Как построить общение с человеком, передвигающимся на кресле-коляске?

  1. Отступить на шаг назад, чтобы человеку не приходилось смотреть снизу вверх
  2. Присесть на стул, чтобы находиться на одном уровне с собеседником
  3. Оба варианта верны

Вопрос 12. Как поздороваться с человеком с нарушением слуха?

  1. Повысить голос и громко представиться. Желательно говорить прямо в ухо
  2. Установить зрительный контакт, говорить повернувшись лицом к собеседнику
  3. Попробовать объясниться жестами

Вопрос 13. Если во время общения с незрячим собеседником Вам необходимо отлучиться, как правильнее поступить?

  1. Отойти, не перебивая незрячего человека
  2. Предупредить сопровождающего, не привлекая внимания человека с инвалидностью
  3. Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии

Вопрос 14. При знакомстве с человеком с инвалидностью допустимо ли спрашивать о заболевании или травме?

  1. Да, допустимо в любом случае
  2. Допустимо при условии, если заболевание не влияет на внешний вид человека
  3. Нет, не допустимо

Вопрос 15. Какую формулировку выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?

  1. Посмотрите на эту картину
  2. Потрогайте эту картину
  3. Незрячему человеку неуместно предлагать подобное

Вопрос 16. Как построить общение с неслышащим человеком в сопровождении переводчика жестового языка?

  1. Необходимо вести беседу с сопровождающим или переводчиком
  2. Следует обращаться непосредственно к человеку с нарушением слуха
  3. Оба варианта допустимы

Вопрос 17. Чего НЕ следует делать, если человек с инвалидностью поставил костыли в проходе и они мешают окружающим? Укажите лишнее.

  1. Самостоятельно переставить костыли в более подходящее место
  2. Обратиться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли
  3. Уточнить, куда Вы можете переставить костыли, чтобы они не мешали другим

Вопрос 18. Как начать общение с человеком с нарушением зрения?

  1. Дотронуться до плеча и представиться
  2. Аккуратно потянуть за белую трость и задать вопрос
  3. Громко окликнуть

Вопрос 19. В коллективе новый сотрудник с инвалидностью. Укажите наиболее корректные действия со стороны работодателя.

  1. Кадровая служба должна представить нового сотрудника и озвучить диагноз при всех
  2. Лучше не привлекать внимания к сотруднику с инвалидностью и ничего не предпринимать
  3. Работодателю необходимо заранее адаптировать рабочее место и определить трудового наставника

Вопрос 20. Если в письме или обращении человек оставил комментарий, что у него есть нарушение слуха. Как лучше ответить на запрос?

Вопрос 21. При общении с человеком с нарушением слуха, корректно ли переспрашивать суть вопроса, если вы не поняли друг друга?

  1. Да, корректно.
  2. Даже если не понятна суть вопроса, лучше согласиться, чтобы не смущать человека.
  3. Нет, некорректно просить человека с инвалидностью повторять одно и то же.

Вопрос 22. Что допустимо при сопровождении человека на кресле-коляске?

  1. Класть свои вещи собеседнику на колени.
  2. Облокачиваться на ручки или подлокотники коляски.
  3. Задать вопрос, нужна ли человеку помощь и чем Вы можете помочь.

Вопрос 23. Человек с нарушением зрения заходит перед Вами в помещение и, очевидно, испытывает трудности с открытием двери. Какие действия допустимы?

  1. Подхватить под руку и открыть дверь перед человеком.
  2. Инициативно предложить помощь, но сперва уточнить, какая помощь нужна.
  3. Нельзя предлагать помощь, пока незрячий человек сам не попросит.

Вопрос 25. Какой формат оказания услуги лучше предложить человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, если Ваш кабинет на втором этаже, а в здании нет лифта?

  1. Предложить посетителю, который передвигается на коляске, получить услугу в помещении на первом этаже.
  2. Попросить персонал поднять человека на второй этаж.
  3. В данном случае допустимо отказать в предоставлении услуги ввиду отсутствия лифта или подъемного устройства.

Вопрос 26. Как поступить при сопровождении незрячего человека, если перед вами узкая дверь?

Вопрос 27. При общении с человеком с ментальными нарушениями желательно:

  1. Использовать короткие и простые фразы и вопросы. Постараться не перебивать и не договаривать фразы за собеседника.
  2. Говорить как обычно и не подстраиваться под собеседника.
  3. Помогать собеседнику договорить фразу до конца, если человеку сложно общаться и формулировать мысль самому.

Вопрос 28. Вы предложили человеку с инвалидностью свою помощь. Он отказался. Ваши действия?

  1. Более решительно предложить свою помощь ещё раз.
  2. Допустимо помочь человеку, не дожидаясь согласия, если вам кажется это необходимым.
  3. Не навязываться и не предлагать помощь повторно.

Вопрос 29. Кто НЕ входит в число маломобильных групп населения (МГН)? Укажите лишнее.

  1. Люди с временными ограничениями по здоровью.
  2. Люди с инвалидностью.
  3. Представители старшего поколения.
  4. Люди с животными.
  5. Люди с детьми и детскими колясками.

Вопрос 30. Как помочь незрячему человеку сесть на стул?

  1. Подвести поближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула.
  2. Описать, где в помещении находится стул и отойти.
  3. Подвести спиной к стулу и усадить человека.

Вопрос 31. Оказывая помощь в сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили препятствие на пути движения. Как лучше поступить?

  1. Переехать через препятствие, приподняв задние колеса кресла-коляски.
  2. Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что необходимо сделать.
  3. Не меняя скорость движения, проскочить препятствие, сильно толкнув кресло-коляску вперед.

Вопрос 32. Чего не следует делать при взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектра?

  1. Использовать визуальную поддержку и подсказки (рисунки или фотографии), чтобы объясниться.
  2. Использовать понятный, простой язык.
  3. Прикасаться к человеку, держать человека за руки.
  4. Повторять имя человека в начале каждой фразы, обращенной к нему.

Вопрос 33. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?

  1. «Проезжайте!»
  2. «Проходите!»
  3. Оба варианта не корректны.

Вопрос 34. Как построить общение с человеком с расстройством аутистического спектра?

  1. Начать разговор первым.
  2. Не стоит начинать разговор первым, лучше подождать, пока человек с аутизмом подойдет сам.
  3. Сначала аккуратно дотронуться до плеча или ладони, чтобы обратить на себя внимание.

Вопрос 35. Какая помощь незрячему человеку будет излишней при посещении кафе?

  1. Описание окружающего пространства — расположение столов, тихих и шумных зон, гардероба и тд.
  2. Описание предметов на столе — приборов, блюд, салфеток, бокалов.
  3. Помощь с приемом пищи — разрезать мясо, полить блюдо соусом, поднести бокал.

Вопрос 36. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?

  1. Собака-помощник.
  2. Собака-проводник.
  3. Собака-поводырь.

Вопрос 37. Какие технические средства НЕ предназначены для помощи в общении с окружающими? Укажите лишнее.

  1. Слуховой аппарат.
  2. Индукционная петля.
  3. Мнемосхема.
  4. Брайлевский дисплей.

Вопрос 38. Какой вид пешеходных светофоров наиболее доступен для незрячих людей?

  1. Обычный светофор.
  2. Светофор со звуковым сигнализатором.
  3. Светофор с голосовой озвучкой улицы перехода.

Вопрос 39. Считается ли несоблюдение правил по обеспечению Доступной среды нарушением закона?

  1. Является административным правонарушением.
  2. Является уголовным правонарушением.
  3. Не является правонарушением.
  4. Является общественно порицаемым проступком

Вопрос 40. Что такое шрифт Брайля?

  1. Хорошо прорисованный шрифт, крупнее стандартного.
  2. Шрифт особого цвета для людей с дальтонизмом.
  3. Рельефно-точечный тактильный шрифт.

шрифт Брайля - это рельефно-точечный тактильный шрифт.

Вопрос 41. Что НЕ относится к созданию доступной среды на объекте социальной инфраструктуры? Укажите лишнее.

  1. Низкие стойки для обслуживания посетителей, использующих кресло-коляску.
  2. Отсутствие порогов и препятствий на путях движения.
  3. Стойка с информацией о правах потребителя и жалобной книгой.
  4. Автоматические двери.

Вопрос 42. Какие технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении?

  1. Роллаторы.
  2. Тактильная трость.
  3. Брайлевский дисплей.
  4. Индукционная петля.

Роллаторы - технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  1. Если правилами запрещено входить с животными, то нельзя в любом случае.
  2. Можно войти, обязательно взяв собаку на руки.
  3. Незрячий человек с собакой-проводником может находиться в любом общественном месте или в транспорте.

Вопрос 44. Как правильно называется переводчик, помогающий общаться людям с ограничением слуха?

  1. Тифлокомментатор.
  2. Тифлосурдопереводчик.
  3. Переводчик русского жестового языка.

Вопрос 45. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?

  1. Шрифт Брайля.
  2. Доброшрифт.
  3. Текст в формате Easy-to-read.
  4. Аудиоформат.

Вопрос 46. Как можно оценить информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на соответствие требованиям доступности для людей с инвалидностью по зрению?

  1. Использовать автоматизированные сервисы для проверки веб-сайта
  2. Обратиться за экспертной поддержкой к пользователям с инвалидностью
  3. Установить вспомогательные технологии экранного доступа и самостоятельно протестировать доступность.
  4. Все вышеперечисленные варианты.

Вопрос 47. Какие инструменты обеспечения доступности зданий НЕ предназначены для незрячих? Укажите лишнее.

  1. Тактильная разметка.
  2. Информационная бегущая строка.
  3. Системы информирования и ориентирования.

Вопрос 48. Какой вариант посадки в транспорт безопасен для незрячего человека?

  1. С помощью сигнала звукового маяка.
  2. Самостоятельно пройти к транспорту и нащупать дверь с помощью трости.
  3. Оба варианта верны.

Вопрос 49. Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

  1. Первая и последняя ступенька отмечаются контрастной полосой.
  2. Нумерация этажей дублируется информационными тактильными табличками.
  3. К началу и концу длины перил добавляется 30 см.

Вопрос 50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на специальном парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: