Как стать банковским платежным агентом

Обновлено: 28.03.2024

АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) – создатель и клиринговый банк системы денежных переводов и платежей CONTACT – приглашает Вас принять участие в новом, перспективном проекте по осуществлению Денежных переводов и Платежей физических лиц в качестве банковского платежного агента (далее – БПА) на основании статьи 14 Федерального Закона №161 «О национальной платежной системе», вступившей в силу с 29.09.2011 г.

АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предлагает Вам совместное развитие нового сервиса в небанковских организациях – осуществление Денежных переводов по всему миру между физическими лицами без открытия счета. Система позволяет переводить средства по России и странам СНГ.

Также Вы сможете осуществлять прием платежей физических лиц с целью погашения потребительских кредитов, оплаты услуг сотовой и спутниковой связи, спутникового ТВ, Интернет, IP-телефонии, туристических поездок, авиа и железнодорожных билетов, номеров в гостинице, а также пополнения счетов («электронных кошельков») платежных систем - партнеров CONTACT.

Технология

  • Проведение операций в офисах обслуживания банковских платежных агентов осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения «CONTACT NG», которое бесплатно предоставляется в пользование.
  • Возможно проведение операций в программном обеспечении других разработчиков и через терминалы с помощью универсальной интеграционной платформы «CONTACT NG Technology».

Заключение договора

1 этап

  • Анкета Контрагента.
  • Письмо на официальном бланке компании.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН).
  • Копии паспортов Генерального директора и главного бухгалтера компании или копию паспорта физического лица, являющегося Индивидуальным предпринимателем.
  • Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного представителя (подписанта договора).
  • Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения или уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ).

2 этап

3 Этап

4 Этап

5 Этап

Внимание!
В АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) договор специального банковского счета открывается бесплатно на основании Договора об оказании банковским платежным агентом услуг по переводу денежных средств.

Расчеты / Вознаграждение

Расчеты осуществляются из фактического остатка денежных средств на счете БПА, поэтому перед началом работы необходимо обеспечить авансирование денежных средств на свой счет в размере предполагаемого сбора платежей.

Вознаграждение выплачивается БПА по итогам текущего операционного дня Банка на общие суммы принятых БПА платежей, комиссии Банка по ним, а также по суммам комиссионного вознаграждения, уплачиваемого Банком.

Оформление точек/пунктов приема платежей

АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) обеспечивает рекламно-информационной продукцией подключающиеся пункты БПА, а также размещает информацию на сайте Витрина CONTACT , где предоставлены рекламно-информационные материалы бренда CONTACT для самостоятельного использования БПА на своих рекламных носителях и интернет-сайтах Контрагента, а также размещены правила визуальной идентификации бренда системы CONTACT.

Контакты

По вопросам сотрудничества Компаний в части организации приема Денежных переводов и платежей просим обращаться в Управление развития альтернативных каналов продаж CONTACT.

Статья 14. Требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором по переводу денежных средств

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 173-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 03.09.2022 ч. 1 ст. 14 дополняется п. 4 (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:

1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением банкоматов;

2) для обеспечения предоставления клиентам электронных средств платежа и (или) обеспечения возможности использования электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.

С 03.09.2022 в ч. 2 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Банковский платежный агент, являющийся юридическим лицом, в случаях, предусмотренных договором с оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного субагента на основании заключаемого с ним договора для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (далее - операции банковского платежного субагента). При таком привлечении соответствующие полномочия банковского платежного субагента не требуют нотариального удостоверения.

С 03.09.2022 в абз. 1 ч. 3 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи (далее - операции банковского платежного агента), может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осуществлении операций банковского платежного агента от имени оператора по переводу денежных средств;

2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа;

С 03.09.2022 в п. 3 ч. 3 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;

4) обеспечении возможности получения оператором по переводу денежных средств информации о каждой операции приема (выдачи) наличных денежных средств;

5) применении банковским платежным агентом контрольно-кассовой техники, подтверждении принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

С 03.09.2022 в п. 6 ч. 3 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

6) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 8 настоящей статьи.

4. Привлечение банковским платежным агентом банковского платежного субагента для осуществления операций банковского платежного субагента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осуществлении операций банковского платежного субагента от имени оператора по переводу денежных средств;

С 03.09.2022 в п. 2 ч. 4 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

2) осуществлении операций банковского платежного субагента, не требующих проведения процедуры идентификации (упрощенной идентификации) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

С 03.09.2022 в п. 3 ч. 4 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) использовании банковским платежным субагентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;

4) обеспечении возможности получения оператором по переводу денежных средств информации о каждой операции приема (выдачи) наличных денежных средств;

5) применении банковским платежным субагентом контрольно-кассовой техники, подтверждении принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

С 03.09.2022 в п. 6 ч. 4 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

6) предоставлении банковским платежным субагентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 8 настоящей статьи;

7) запрете для банковского платежного субагента на привлечение других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента.

С 03.09.2022 ст. 14 дополняется ч. 4.1 (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Банковский платежный агент (субагент) вправе совмещать свою деятельность с деятельностью платежного агента, осуществляющего прием платежей физических лиц, и использовать специальные банковские счета, предусмотренные соответственно пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 4 настоящей статьи, в качестве специального банковского счета платежного агента, предусмотренного частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

6. По специальным банковским счетам, предусмотренным пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 4 настоящей статьи, могут осуществляться следующие операции:

С 03.09.2022 в п. 1 ч. 6 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);

3) списание денежных средств в пользу оператора по переводу денежных средств, включая вознаграждение;

4) списание денежных средств на банковские счета;

5) операции, осуществляемые по специальному банковскому счету платежного агента в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в случае совмещения банковским платежным агентом (субагентом) своей деятельности с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.

7. Осуществление иных операций, помимо указанных в части 6 настоящей статьи, по специальным банковским счетам, предусмотренным пунктом 3 части 3 и пунктом 3 части 4 настоящей статьи, не допускается.

С 03.09.2022 в абз. 1 ч. 8 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. При привлечении банковского платежного агента (субагента) для осуществления операций банковского платежного агента (субагента) в каждом месте осуществления указанных операций до начала осуществления каждой операции физическим лицам должна предоставляться следующая информация:

1) адрес места осуществления операций банковского платежного агента (субагента);

2) наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента (субагента), а также их идентификационные номера налогоплательщика;

3) номер лицензии оператора по переводу денежных средств на осуществление банковских операций;

4) реквизиты договора между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, а также реквизиты договора между банковским платежным агентом и банковским платежным субагентом в случае его привлечения;

С 03.09.2022 в п. 5 ч. 8 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

5) размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение банковского платежного агента (субагента) в случае его взимания;

6) способы подачи претензий и порядок их рассмотрения;

7) номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента и банковского платежного субагента.

С 03.09.2022 в ч. 9 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

9. При использовании банковским платежным агентом (субагентом) банкомата информация, предусмотренная частью 8 настоящей статьи, должна предоставляться физическим лицам в автоматическом режиме.

10. Банковский платежный агент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

11. Банковский платежный субагент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с банковским платежным агентом и договором банковского платежного агента с оператором по переводу денежных средств.

С 03.09.2022 ст. 14 дополняется ч. 12 (ФЗ от 06.03.2022 N 35-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 14.1. Требования к привлечению платежного агрегатора оператором по переводу денежных средств

(введена Федеральным законом от 03.07.2019 N 173-ФЗ)

1. Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для осуществления деятельности, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 31 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - операции платежного агрегатора), в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств.

2. Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора может осуществляться при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осуществлении банковским платежным агентом деятельности в форме юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) заключении банковским платежным агентом договоров о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от имени оператора по переводу денежных средств и на определенных им условиях. Условия таких договоров могут быть определены оператором по переводу денежных средств в стандартной форме, содержащей правила, которые могут быть приняты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом;

3) предоставлении банковским платежным агентом оператору по переводу денежных средств сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с которыми заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств, в порядке, установленном договором между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом;

4) предоставлении банковским платежным агентом оператору по переводу денежных средств информации, необходимой для урегулирования споров, связанных с использованием электронных средств платежа;

5) предоставлении банковским платежным агентом неограниченному кругу лиц в каждом месте осуществления операций платежного агрегатора до начала осуществления таких операций следующей информации:

а) наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента, а также их идентификационные номера налогоплательщика;

б) номер лицензии оператора по переводу денежных средств на осуществление банковских операций;

в) реквизиты договора между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом, на основании которого осуществляются операции платежного агрегатора;

г) способы подачи претензий и порядок их рассмотрения;

д) номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента.

3. В соответствии с заключенными договорами о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств банковский платежный агент вправе:

1) проводить идентификацию клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программные средства и (или) технические устройства, обеспечивающие прием электронных средств платежа;

3) участвовать в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием электронных средств платежа.

4. В случае проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:

1) наличие в штате банковского платежного агента сотрудника, ответственного за соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики у физических лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа банковского платежного агента, главного бухгалтера банковского платежного агента (при наличии) и сотрудника банковского платежного агента, указанного в пункте 1 настоящей части.

5. В случае привлечения оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора, предусматривающих предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программных средств и (или) технических устройств, обеспечивающих прием электронных средств платежа, должны обеспечиваться:

1) соблюдение банковским платежным агентом установленных Банком России в соответствии с частью 3 статьи 27 настоящего Федерального закона требований к защите информации при осуществлении переводов денежных средств;

2) предоставление банковским платежным агентом оператору по переводу денежных средств информации об операциях с использованием электронных средств платежа, совершенных в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми банковским платежным агентом заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств;

3) запрет на передачу банковским платежным агентом информации о любой операции с использованием электронных средств платежа, совершенной с использованием предоставленных банковским платежным агентом программных средств и (или) технических устройств, обеспечивающих прием электронных средств платежа, на территорию иностранного государства или предоставление доступа к такой информации с территории иностранного государства, за исключением случаев осуществления трансграничного перевода денежных средств.

6. В случае привлечения банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора, предусматривающих участие в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием электронных средств платежа, должно обеспечиваться зачисление указанных денежных средств на отдельный специальный банковский счет, открытый банковскому платежному агенту у привлекшего его оператора по переводу денежных средств.

7. По специальному банковскому счету, предусмотренному частью 6 настоящей статьи, могут осуществляться только следующие операции:

1) зачисление денежных средств, переводимых по операциям с использованием электронных средств платежа в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми банковским платежным агентом заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств;

2) зачисление денежных средств, возвращаемых плательщикам в случае отмены операций с использованием электронных средств платежа;

3) списание денежных средств на банковские счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми банковским платежным агентом заключены договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств;

4) списание сумм вознаграждения банковского платежного агента;

5) списание денежных средств в пользу оператора по переводу денежных средств, включая вознаграждение.

8. Осуществление иных операций, помимо указанных в части 7 настоящей статьи, по специальному банковскому счету, предусмотренному частью 6 настоящей статьи, не допускается.

9. По долгам банковского платежного агента не может быть наложен арест на денежные средства, находящиеся на его специальном банковском счете, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, а также не могут быть приостановлены операции по указанному специальному банковскому счету.

10. На денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете банковского платежного агента, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, не может быть обращено взыскание по обязательствам банковского платежного агента.

11. Сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов, включаются в перечень банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке.

12. Операторы по переводу денежных средств обязаны предоставлять Банку России сведения о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов, необходимые для ведения перечня банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов. Порядок, форма, состав и срок предоставления операторами по переводу денежных средств сведений о банковских платежных агентах, осуществляющих операции платежных агрегаторов, устанавливаются Банком России.

13. Положения настоящей статьи распространяются также на случаи заключения банковскими платежными агентами, осуществляющими операции платежных агрегаторов, договоров о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств с нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, медиаторами, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Алия Юсупова, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущий эксперт Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО и ведущая нашей рубрики «Законодательство», рассматривает предпосылки и перспективы создания в России института самостоятельных небанковских поставщиков платежных услуг, просматривающиеся из анализа «Стратегии развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы».

Банковские платежные агенты. Из агентов в конкуренты?

Текущая конструкция российского платежного законодательства позволяет осуществлять отдельные банковские операции без лицензии кредитной организации. Сейчас эти операции могут выполнять банковские платежные агенты (БПА). Список операций, доступных БПА, содержится в статье 14 Федерального закона «О национальной платежной системе».

На сегодняшний день у БПА нет специальной правоспособности, то есть они не могут действовать от своего имени и самостоятельно отвечать перед регулятором — ​все операции производятся от имени банка и на основании его лицензии. Таким образом, у банков возникают риски взаимодействия со структурой, которая может оказаться недобросовестным партнером. Именно поэтому они осуществляют предусмотренный регулятором контроль деятельности банковских платежных агентов.

Очевидно, что реализация таких контрольных мероприятий требует выделения специального ресурса. С одной стороны, такой контроль банков за действиями БПА обеспечивает безопасность операций, совершаемых БПА, с другой — ​он тормозит развитие отрасли.

Дело в том, что БПА, как правило, представляют собой высокотехнологичные компании, однако в текущей парадигме они не могут целиком раскрыть свой потенциал, так как за их деятельность отвечают банки, по понятным причинам отнюдь не стремящиеся хоть в ­какой-то мере рисковать своей лицензией.

Кроме того, наличие или отсутствие БПА не снижает напряжения на рынке банковских услуг, ведь самостоятельным субъектом конкуренции БПА не являются.

Действия БПА от имени и по правилам банков, заключение договоров на определенных банками условиях лишают платежный бизнес соответствующих преимуществ от сотрудничества с более гибкими и продвинутыми структурами финтеха.


Таким образом, развитие платежной отрасли в направлении расширения института БПА не только не решает ее текущие проблемы, связанные с отсутствием развитой конкуренции, но и усугубляет их, усиливая зарегулированность финтеха по банковским правилам и сводя на нет все преимущества взаимодействия банков с такого рода компаниями.

В этой связи оправданной представляется позиция Банка России, включившего в «Стратегию развития национальной платежной системы на 2021‑2023 годы» задачу по созданию института самостоятельных небанковских поставщиков платежных услуг.

Согласно данному документу, Банком России будут определены критерии и процедуры допуска таких организаций на рынок, порядок их деятельности, системы сбора информации и проведения риск-ориентированного надзора за их функционированием.

Таким образом, небанковские организации, выполняющие сегодня функции БПА, будут выведены за периметр банковской системы и станут самостоятельным объектом регулирования со стороны Банка России. И следовательно, они смогут сами нести предусмотренную для них законом ответственность, в том числе перед регулятором, и вступать во взаимодействие с банками в качестве равноправного партнера.

Это, без сомнений, изменит правила партнерства банков и иных поставщиков платежных услуг, снизив риски на стороне кредитных организаций. Новые правила смогут не только количественно (новые клиенты, расширение каналов обслуживания), но и качественно улучшить платежный бизнес, привнеся в него новые технологии и гибкие решения, что, вероятно, окажет позитивное влияние как на банковские технологии, так и на дальнейшее развитие банковской системы в целом.

Итак, ждем соответствующих изменений в законодательство в рамках реализации заявленных ЦБ планов развития института небанковских поставщиков платежных услуг!

Наши специалисты оказывают правовую помощь в создании бизнес-модели по приему платежей от физических лиц по Федеральному закону от 3 июня 2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Мы оказываем услуги по всей России.

2020-07-05 7.05.51

Юридическое сопровождение деятельности оператора по приему платежей

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля.

Согласно ч. 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 г. №58 постановка на учет оператора по приему платежей в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации платежного агента, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора с поставщиком.

Для постановки на учет оператор по приему платежей обязан представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет. Форма карты утверждена приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06.08.2014г. №207 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

При изменении сведений, содержащихся в карте, оператор по приему платежей обязан в течение 5 рабочих дней представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.

Заказчик получает уведомление о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга и право осуществлять деятельность по приему платежей от физических лиц.

Уведомление 2019

Обучение сотрудников оператора по приему платежей по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца. Обучение Вы можете пройти в нашей компании. Мы аккредитованы в Международном учебном центре финансового мониторинга.

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 установлены следующие обязанности для оператора по приему платежей:

  • Платежный агент обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ;
  • Разработать и утвердить программу подготовки и обучения работников организации в сфере ПОД/ФТ
  • Вести учет прохождения работниками платежного агента обучения в форме вводного и дополнительного инструктажа.
  • Утвердить порядок учета прохождения сотрудниками обучения.

В целях исполнения перечисленных обязанностей наши специалисты подготовили специальный комплект документов в соответствии с требованиями Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониоринга от 03.08.2010 №203:

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  2. Программа обучения работников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для проведения вводного инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками.
  3. План реализации программы обучения сотрудников в области ПОД/ФТ на календарный год.
  4. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.
  5. Журнал учета прохождения работниками обучения в форме дополнительных инструктажей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  6. Журнал учета прохождения работниками обучения в форме вводных инструктажей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  7. Приказ об утверждении формы журнала учета прохождения работниками обучения в форме вводных и дополнительных инструктажей.
  8. Тематический план вводного и дополнительного инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Разработка и утверждение правил внутреннего контроля согласно требованиям к правилам внутреннего контроля, установленными постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667.

Подключение к Личному кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу. и настройка рабочего места.

Рисунок 2

Документация, подготовленная на основании приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям":

  1. Приказ о работе со списками Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  2. Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  3. Служебная записка о выгрузке нового решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
  5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
  6. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по Перечню;
  7. Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  8. Служебная записка о выгрузке новой редакции Перечня;
  9. Приказ о применении новой редакции Перечня;
  10. Инструкция по работе в Личном кабинете Росфинмониторинга;
  11. Приказ о передаче специальным должностным лицом на период его его командировки, отпуска ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Росфинмониторинга другому сотруднику (с указанием места хранений ключей в обычном режиме и во время отсутствия СДЛа).

При заказе всех вышеперечисленных услуг Заказчику бесплатно предоставляется образец отчета о результатах внутренней проверки выполнения в организации или у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона №115-ФЗ и иных нормативных правовых актов, содержащий сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: