Какие финансовые услуги предоставляет банк 7 класс финансовая грамота

Обновлено: 28.03.2024

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Уроки финансовой грамотности. Часть 5. Финансовые услуги для школьников. Урок 1. Что нужно знать детям о банках, кредитах и вкладах - RSS

Уроки финансовой грамотности
Часть 5. Финансовые услуги для школьников
Урок 1. Что нужно знать детям о банках, кредитах и вкладах

При обучении детей следует уделять особое внимание к подготовке «грамотного потребителя» и воспитанию у потенциальных пользователей финансовых услуг «ответственного потребительского поведения». Рекомендуем уроки финансовой грамотности, адаптированные под школьников среднего и старшего звена.

Банки – это финансовые посредники: они дают деньги в долг и принимают вклады. Цена их услуг – процент.

Если человеку нужны деньги для какой-нибудь покупки или для запуска собственного бизнеса, банк даст ему деньги взаймы на определенное время (даст «кредит»). За это банк возьмет плату «процент». «Процент» – это цена кредита (определенная сумма денег, сверх выданных банком в долг).

Кроме самого «процента», банки еще взимают плату за дополнительные услуги, что порой существенно увеличивает стоимость самого кредита. Чтобы узнать, во сколько вам обойдется кредит, нужно посчитать все расходы, связанные с получением кредита: сложить расходы на проценты с расходами на дополнительные услуги (комиссии, страхование и т.п.). Сотрудник банка должен вам рассказать все это и помочь посчитать все ваши возможные расходы, связанные с получением определенной суммы кредита на определенный срок.

Если у человека есть желание накопить на какую-то вещь, он может отдать свои деньги на определенное время банку – открыть вклад. За то, что человек (вкладчик) доверил свои деньги банку на длительный срок, банк выплачивает ему «процент» – плату за принятые на хранение деньги. Хранить деньги в банке удобнее, надежнее и безопаснее, чем дома.

Банк зарабатывает на процентах – дает взаймы дороже, чем берет у вкладчиков.

Все банки разные – большие и маленькие, с разным уровнем процентов, с разной репутацией и т.п. Основной признак, по которому следует выбирать банк – надежность. Как правило, надежные банки – известные, крупные, с высоким рейтингом и хорошим современным сайтом.

Если банк ненадежен, то он может разориться (обанкротиться). Банк-банкрот не может выплатить деньги своим вкладчикам. В таком случае, на защиту вкладчиков данного банка встает государство: определенную сумму (сейчас это 1 400 000 рублей) государство возвращает вкладчикам.

Вы должны знать, что с определенного возраста у вас возникает право по Закону воспользоваться банковскими услугами, но при этом вы должны понимать и всю меру личной ответственности за это. Так, детям в возрасте от 6 до 14 лет могут выдаваться банковские карты в виде дополнительной карточки, открытой к карте одного из родителей ребенка. А с 14 лет вы уже можете получить свою личную карту при согласии ваших родителей.

При этом с 14 лет, без согласия ваших родителей, вы можете вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26-28 Гражданского кодекса РФ). Поэтому вам особо важно понимать, что такое «вклад» и «кредит» и какие обязательства на вас лично накладывает договор с банком в том и другом случае.

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Учебная программа рассчитана на учащихся 11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Нормативная –правовая документация .

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Учебного плана МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.» на 2019-2020 учебный год,

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса :

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Дискуссии.
  • Практико-ориентированные игры.
  • Деловые встречи со специалистами финансовых структур.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Интегративные технологии.
  • Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.

2.Описание места учебного курса в учебном плане .

Настоящая программа предназначена для учащихся 11 класса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проект по теме

«Мы идём в банк»

Цель проекта : получить представление о роли банков в жизни общества.

Задачи:

1. Рассмотреть роль банков в денежном обращении

2.Узнать о специальностях банковских служащих.

3. Определить основные направления работы банков.

4.Развивать умения обучающихся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Ожидаемые результаты:

- предметные - знание основных направлений работы банков

- метапредметные - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, понимание цели своих действий; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение взаимодействовать в группе;

- личностные - осознание себя как члена семьи, общества и государства; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая

Методы, приемы: проблемный, поисковый, игровой методы.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход занятия

1. Организационный этап.

- Здравствуйте. Друзья, не секрет, что вы трудолюбивые, воспитанные и очень дружные ребята. Нам сегодня предстоит выполнить очень трудные задания. Я уверена, что у нас всё получится.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

2. Актуализация знаний.

- Мы знаем, что кроме обязательных расходов в семье бывают и непредвиденные. К нам обратилась семья Ивановых(картинка) – у них случилась беда, сломалась электрическая плита, теперь им не на чем готовить пищу. Давайте посчитаем доходы и расходы семьи Ивановых и решим, можно ли им купить новую плиту? Возьмите зелёную карточку(Приложение 1), посчитайте и сделайте вывод (Не хватит денег, чтобы сразу купить)

- Что же делать семье Ивановых, им срочно нужна электрическая плита, у них маленькиедети, они не могут без горячего питания? (кушать в кафе, купить газовую плитку, взять кредит)

- Я думаю, вы правы, можно взять кредит, а где можно взять кредит?(в банке)

- Как вы думаете, какова будет тема нашего занятия? (Что такое банк?).

- А какую мы поставим перед собой задачу? (узнаем, какие услуги предоставляет банк)

- Верно, ребята, мы узнаем, какую роль играют банки в жизни людей, и научимся определять направления работы банка.

3. «Открытие» новых знаний

- Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам пойти на экскурсию в банк, а «Мудрая тетушка Сова» вам всё расскажет.

- Итак, что такое банк? (это место, где проводят операции с деньгами. Там можно хранить деньги, брать их в долг и, наконец, поменять одну валюту на другую)

- Сегодня слово «банк» стало привычным для нас. Как появилась это слово? (Оно произошло от итальянского слова, означает «скамья» или «стол», за которой сидел человек - меняла - который менял деньги)

- Какие услуги выполняет банк?

4. Физкультминутка «Страны и деньги»

Во всем мире много стран обеими руками нарисовать большой круг в

Посчитаем: Казахстан, ладони перед собой с широко расставленными

Индия, Япония, Россия и Эстония, загибать пальчики начиная с большого

Китай, Корея, Франция, пальца правой руки

И еще десятки разных, сжимаем и разжимаем кулачки в ритм

Стран больших разнообразных. словам

Назову сейчас я вам щелкаем средними и большими

Деньги этих разных стран: пальцами обеих рук, сжимаем кулачки

Рубль, доллар, франк, юань, разжимаем пальцы с указательного на

Лира, евро, лат, динар. Обеих руках начиная с правой

Теперь сначала все начните, погрозить указательным пальчиком

И за мною повторите!

5.Закрепление изученного.

- Ребята, давайте вспомним всю информацию, которую получили на занятии и составим кластер (на слайде).

- Итак, что такое банк?

- О каких основных специальностях банковских служащих вы узнали?

6. Итог занятия (рефлексия).

- А сейчас я проверю, чему вы научились на занятии? Вы пойдёте в банк и выберете специалиста, который может вам помочь решить ваш вопрос У вас на столах лежат розовые карточки с вопросами (Приложение 3). Определите, кто вам поможет, и отнесите карточку к нужному специалисту.

- Молодцы, ребята, вы верно выполнили задание и теперь смело можете, помочь вашим родителям, когда они пойдут в банк. На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу!

Список используемой литературы и сайтов:

1. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя (2–4 классы). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять все банковские операции.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое действует для извлечения прибыли (как основной цели своей деятельности) на основании специального разрешения — лицензии, полученной от Центрального банка.

  • привлечение денежных средств во вклады (до востребования и на определённый срок);
  • размещение таких привлечённых средств от своего имени и за свой счёт;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
  • получение кредита;
  • вложение денежных средств на депозит (вклад).

Вложение денежных средств на вклад помогает накопить сбережения, а кредит позволяет купить то, на что в данный момент не хватает средств.

Если у банка отозвана лицензия, то вкладчики рискуют потерять свои вклады. Для того чтобы этого не произошло, в России создано Агентство по страхованию вкладов, которое контролирует деятельность банков и берёт на себя заботы по возврату вкладчикам страховой суммы в случае наступления страхового случая.

Подлежат страхованию вклады в рублях и валютные вклады (включая капитализированные/перечисленные проценты), срочные и до востребования, а также средства физических лиц на текущих счетах. С \(01.01.2014\) страхуются также банковские счета и депозиты индивидуальных предпринимателей.

Не подлежат компенсационным выплатам вклады на предъявителя , в том числе подтверждённые сберкнижкой или сберегательным/депозитным сертификатом, а также обезличенные металлические счета (ОМС) — вклады в драгоценные металлы.

Для страховых случаев, имевших место после \(29\) декабря \(2014\) года, предельный размер компенсации на одного вкладчика в одном банке составляет \(1,4\) млн рублей.

Если у клиента (физического лица) в банке несколько вкладов, размер выплаты рассчитывается пропорционально сумме вклада, общая сумма к возмещению — не более \(1,4\) млн рублей.

Для валютных вкладов определяется рублёвый эквивалент по курсу Банка России на дату наступления в банке страхового случая.

Мероприятия по финансовой грамотности и другие полезные материалы для учителя финансовой грамотности, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Квест "Финансовый детектив"

Мероприятия

ЦЕЛЬ: познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход; заложить основы планирования семейного бюджета, обеспечить усвоение детьми понятия «Бюджет» и его возможных составляющих.


Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятия

внеклассное мероприятие по финансовой грамотности в 9 классе


Разработка сценария квеста как найти Финансы

Мероприятия

Внеклассное мероприятие по дисциплине Финансовая грамотность. Разработка содержит дорожную карту и краткое описание заданий


Игра "Создай бюджет- добейся цели"

Мероприятия

Игра "Создай бюджет- добейся цели"


Финансовый альманах, №2 апрель 2021г.

Мероприятия

Данный сборник мероприятий включает в себя наглядное отражение разноплановой деятельности ОГАПОУ "Белгородский машиностроительный техникум" по финансовой грамотности. Альманах №2.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: