Какие из нижеперечисленных признаков указывают на необычный характер операции тест под фт сбербанк

Обновлено: 24.04.2024

Общие критерии необычных сделок

Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели

Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации

Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом

Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных организацией документов и информации, которые необходимы организации для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам

Пренебрежение клиентом (представителем клиента) более выгодными условиями получения услуг (тарифом комиссионного вознаграждения и т.д.), а также предложение клиентом (представителем клиента) необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг

Наличие нестандартных или необычно сложных схем (инструкций) по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики

Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента)

Внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества

Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией

Явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) с участием организации, общепринятой рыночной практике совершения операций

Отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях, либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам

Сложности, возникающие у организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить

Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является иностранным публичным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой, внуком, внучкой), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица

Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, представитель клиента действуют от имени (в интересах) некоммерческих организаций , иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их отделений, представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 статьи 6 Федерального закона

Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент или представитель клиента, выгодоприобретатель, учредитель юридического лица является руководителем или учредителем некоммерческой организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее отделения, филиала или представительства, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации

Совершение операций (сделок), предметом которых являются предметы искусства

Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является некоммерческой организацией, иностранной некоммерческой неправительственной организацией и ее отделением, представительством и филиалом, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, и такая операция (сделка) не подлежит обязательному контролю в соответствии с п. 1.2 статьи 6 Федерального закона

Совершение операции (сделки) клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона

Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент является лицом, замещающим (занимающим) государственную должность Российской Федерации, должность членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации

Поручение клиента осуществить возврат ранее перечисленных денежных средств в течение короткого промежутка времени на счет клиента, отличный от счета, с которого данные денежные средства были ранее зачислены, в том числе на счет в банк-нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке, в том числе при досрочном расторжении договора (сделки)

Поручение клиента перечислить полученные по операции (сделке) денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк-нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке

Поручение клиента осуществить возврат в наличной форме ранее перечисленных денежных средств в течение короткого промежутка времени с момента их перечисления (либо заключения договора (сделки)), в том числе при досрочном расторжении договора (сделки), клиенту или третьему лицу

Получение денежных средств от клиента - юридического лица, в состав учредителей которого входят благотворительные организации и/или фонды или иные виды некоммерческих организаций с долей участия в уставном капитале такого лица, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юридическим лицом

Получение денежных средств от клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент является получателем грантов или иных видов безвозмездной финансовой помощи от иностранных некоммерческих неправительственных организаций и/или их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации

Совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае, если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента)

Немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции (сделки)

Существенное отклонение суммы операции (сделки) относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента

Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом

Совершение операций (сделок) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года

Операция по получению или предоставлению безвозмездной финансовой помощи на сумму, не превышающую 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте

Совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить

Использование клиентом счетов, открытых в различных кредитных организациях, для расчетов в рамках одного договора

Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц

Многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации

Глава 5. Программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

5.1. Программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - программа выявления операций), должна содержать процедуры в отношении установленных Федеральным законом операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Информация об изменениях:

Пункт 5.2 изменен с 1 октября 2021 г. - Указание Банка России от 20 октября 2020 г. N 5599-У

5.2. В программу выявления операций включаются:

перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению. Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии). Совпадение характера, условий и (или) способа совершения операции (сделки) клиента, которому кредитной организацией присвоен низкий уровень риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с предусмотренным приложением к настоящему Положению признаком, указывающим на необычный характер операции (сделки), не может рассматриваться кредитной организацией в качестве единственного фактора, указывающего на наличие риска совершения операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

распределение обязанностей между подразделениями (сотрудниками подразделений) кредитной организации по выявлению и представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

порядок действий при оценке соответствия операции признакам операций, подлежащих обязательному контролю, или установленным ПВК по ПОД/ФТ признакам, указывающим на необычный характер сделки, выполняемых сотрудниками подразделений кредитной организации, на которых возложена обязанность по выявлению таких операций (до начала их совершения, в процессе их совершения, при отказе в их совершении, в том числе порядок запроса у клиента дополнительных информации и документов по указанным операциям);

особенности выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, осуществляемых с использованием современных технологий, создающих для клиента возможность распоряжаться денежными средствами дистанционно, в том числе используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли;

порядок действий при проведении углубленной проверки документов и информации о клиенте, его операции и его деятельности, о представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (в том числе полученных по запросу кредитной организации) в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших в отношении операции клиента подозрений в том, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе проведение мероприятий по уточнению характера операции с точки зрения соответствия целям деятельности организации, законности операции, экономического смысла операции;

порядок, основания и срок принятия ответственным сотрудником (уполномоченным сотрудником в сфере ПОД/ФТ) решения о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции, порядок фиксации и содержание принятого решения ответственного сотрудника (уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ). Указанное решение принимается на основании всей имеющейся в распоряжении ответственного сотрудника (уполномоченного сотрудника в сфере ПОД/ФТ) информации (в том числе внешние доступные кредитной организации на законных основаниях источники информации, в том числе средства массовой информации и документы, характеризующие статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии);

порядок информирования (при необходимости) руководителя кредитной организации о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 23 августа 2021 г. N АКПИ21-487, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 ноября 2021 г. N АПЛ21-431, абзац десятый пункта 5.2 признан не противоречащим действующему законодательству в части применения отказа клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приёме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счёту (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на приём от такого клиента расчётных документов только на бумажном носителе

перечень мер, принимаемых кредитной организацией в отношении клиента и его операций в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (таких, как пересмотр степени (уровня) риска клиента, обеспечение повышенного внимания к операциям клиента с денежными средствами или иным имуществом, отказ клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе в случае, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом);

порядок документального фиксирования (в том числе способы фиксирования) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обеспечивающий возможность воспроизведения деталей операции (в том числе сумму операции, валюту платежа, данные о контрагенте клиента), а также порядок представления в уполномоченный орган сведений о таких операциях.

В программу выявления операций могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.

а) операция, в отношении которой возникают сомнения в части правомерности квалификации ее как операции, подлежащей обязательному контролю;

б) операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

2) содержание операции;

3) дата, сумма и валюта операции;

4) сведения о лице (лицах), участвующем (участвующих) в операции (плательщик, получатель, кредитная организация плательщика, кредитная организация получателя);

5) возникшие затруднения при квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, или причины, по которым операция квалифицируется как операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Информация об изменениях:

5.4. Кредитная организация при заключении договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) выявляет намерение данного лица осуществлять операции по сделкам, соответствующим описанию, содержащемуся в графе "Описание признака" строки кода вида признака 1812 настоящего Положения, при получении информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также при определении целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Кредитная организация выявляет операции по сделке, соответствующей описанию, содержащемуся в графе "Описание признака" строки кода вида признака 1812 настоящего Положения, при осуществлении расчетов по внешнеторговому договору (контракту).

Видеоурок об операциях подлежащих обязательному контролю и о необычных сделках

Цитата из пунктов 27-28 требований к правилам внутреннего контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667

2019-09-01_16-25-23.jpg

  • не позднее дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю
  • не позднее дня выявления необычной операции (сделки) либо при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции, подлежащей обязательному контролю;

Решение о необходимости направления информации о необычной операции (сделке) в уполномоченный орган принимается с учетом всей имеющейся информации, включая документы и сведения, характеризующие статус и деятельность клиента, его представителя и выгодоприобретателя (при наличии), а также бенефициарного владельца, полученные, в том числе, из открытых (публичных) источников информации, заслуживающих доверия и доступных на законных основаниях.

По итогам изучения операции (сделки) руководитель организации (или индивидуальному предпринимателю), либо уполномоченное им должностное лицо, принимает решение:

  • о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на ОД/ФТ/ФРОМУ;
  • о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
  • о представлении информации об операциях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, специальное должностное лицо предоставляет в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, либо не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществлена в целях ОД/ФТ/ФРОМУ.

представления в Федеральную службу

по финансовому мониторингу информации,

предусмотренной Федеральным законом

от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

"О противодействии легализации

(отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию

от 08.02.2022 N 18

ПРИЗНАКОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА НЕОБЫЧНЫЙ ХАРАКТЕР

Код перечня признаков

Перечень признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок)

Общие признаки необычных операций (сделок)

Признаки необычных операций (сделок) с использованием бюджетных средств

Признаки необычных операций (сделок), основанные на стране регистрации, места жительства или места нахождения клиента, его контрагента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) его учредителя

Признаки необычных операций (сделок) при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом в наличной форме и переводов денежных средств

Признаки необычных операций (сделок) при проведении операций по договорам займа

Признаки необычных операций (сделок) при проведении международных расчетов

Признаки необычных операций (сделок) при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами

Признаки необычных операций (сделок), свидетельствующих о возможном финансировании терроризма

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении лизинговой деятельности

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при оказании посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении деятельности организаторов азартных игр и операторов лотерей

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении почтовых переводов денежных средств

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при заключении договоров финансирования под уступку денежного требования

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении деятельности оператора по приему платежей

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, и оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении деятельности нотариуса

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении деятельности адвоката и лиц, оказывающих юридические услуги

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при оказании бухгалтерских услуг

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при оказании аудиторских услуг

Признаки необычных операций (сделок), выявляемые при осуществлении деятельности доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица

Перечни признаков, имеющие коды 11 - 22, носят общий характер и используются организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, и аудиторами в полном объеме.

Перечни признаков, имеющие коды 34 - 50, используются организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, и аудиторами с учетом специфики осуществляемой деятельности.

Павел Смыслов

Александр Волк

Павел, добрый день! Подскажите, пожалуйста, при заключении договоров страхования через банки, которым поручен сбор сведений и документов, необ-х для идентификации, предоставляют лишь анкеты (досье)клиентов, 1.достаточно ли лишь анкеты для проведения нами идентификации? На мой взгляд необходим ещё как минимум скан (копия) паспорта клиента, для проверки правильности заполнения анкеты? 2. На сколько мои требования правомерны и правомерны ли вообще? Где-то читала, что при проверки рос фин мониторинга могут запросить сканы паспортов? Какова практика проверок? Какие документы подтверждающие идентификацию клиентов могут запросить? Спасибо!

Павел Смыслов

Ильсияр, Ваши банки должны предоставить Вам не анкеты - Вы их сами заполняете, а заверенные копии документов. В вашем случае наличие таких копий у Вас обязательно.

Павел, спасибо! Подскажите, пожалуйста, на что я могу сослаться? они требуют основания моих требований, именно о копии паспортов. Ещё раз большое спасибо !

Добрый вечер, Павел. Прошу Вас дать консультацию.
Вопрос по 9002.
Условия : на обслуживании клиент некоммерческая по договору Доверительного Управления. Смысл в том, что в договоре прописано, что клиент дает право Управляющей Компании управлять своими деньгами на определенный срок по усмотрению УК с целью получения дохода. Получается что юридические и фактические действия УК осуществляет от своего имени, и при этом отчуждения имущества не происходит . НКО передает право голоса Управляющему по ценным бумагам , Управляющий осуществляет полномочия собственника ц/б по своему усмотрению без указаний на то НКО. Т.е. если мы в Банке видим по р/счету конкретное расходование со стороны НКО на конкретные цели по п/п, то здесь имеет место схема доверительного управления имуществом клиента.
В законе прописано, что ОК подлежит операции по расходованию денежных средств некоммерческой организацией, совершаемые на сумму больше или =100 т.р. , т.е. основной смысл (я так понимаю) содержится в том, что результатом совершения операции должно является расходование ДС совершенное НКО. В случае, с ДУ , НКО передает в управление свои ДС, но при этом не расходует их на определенные цели.

Ваше мнение, подлежит ли каждая покупка цб ,в рамках ДУ, ОК?

Павел Смыслов

Ильсияр, сошлитесь на то, что идентификацию проводите именно Вы на основании оригиналов документов или надлежаще заверенных копий (определение идентификации раскрыто в 115-ФЗ)

Павел Смыслов

Ирина, мое мнение - не подлежит, т.к. как такового расходования в описанном Вами случае нет. Но тут даже не это главное.

Интересное разъяснение давал РФМ в 38 письме: "При этом для субъекта Федерального закона №115-ФЗ, клиентом которого является некоммерческая организация, расходными операциями, подлежащими обязательному контролю, будут являться операции некоммерческой организации, получающей денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства."

Банк России в письме от 22.07.2014 №24 отвечал, что "Буквальное прочтение нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов."

Мне, кажется, я даже видел пояснения ЦБ на эту тему, но вот где, не помню, хотя и не исключаю, что это только кажется )

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: