Может ли собрание акционеров выступать от имени пао сбербанк в судебном споре

Обновлено: 18.08.2022

1. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отчуждает принадлежащие ему на день вступления в силу настоящего Федерального закона обыкновенные акции публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк) путем их продажи Правительству Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

2. Продажа обыкновенных акций ПАО Сбербанк в соответствии с частью 1 настоящей статьи осуществляется Банком России по средневзвешенной цене этих акций, определенной по результатам организованных торгов за установленный в первом договоре купли-продажи этих акций период, не превышающий тридцати дней, предшествующих дате заключения указанного договора.

3. Приобретение Правительством Российской Федерации обыкновенных акций ПАО Сбербанк осуществляется в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния. Права акционера по приобретенным ценным бумагам от имени Правительства Российской Федерации реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности. Передача обыкновенных акций ПАО Сбербанк Правительству Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, осуществляется только после перечисления Банку России денежных средств в оплату соответствующего пакета акций по договору купли-продажи.

4. На отчуждение Банком России обыкновенных акций ПАО Сбербанк, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:

1) получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;

2) получения согласия федерального антимонопольного органа на осуществление сделки с акциями (долями) банка (направления уведомления в федеральный антимонопольный орган);

3) уведомления эмитента и Банка России о приобретении (прекращении) права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;

4) приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.

5. В целях защиты прав миноритарных акционеров и обеспечения прав и законных интересов участников корпоративных отношений, обеспечения преемственности в осуществлении корпоративного управления и приоритетных направлений деятельности ПАО Сбербанк Правительство Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, и Банк России (далее в настоящей части - стороны) заключают акционерное соглашение об осуществлении прав, удостоверенных обыкновенными акциями ПАО Сбербанк, предусматривающее участие сторон в осуществлении корпоративного управления ПАО Сбербанк на следующих условиях:

1) кандидаты, выдвигаемые сторонами в наблюдательный совет ПАО Сбербанк в качестве независимых директоров, должны соответствовать критериям независимого директора, установленным правилами организатора торговли, которым осуществлен листинг обыкновенных акций ПАО Сбербанк;

2) до момента отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО Сбербанк в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк выдвигаются и избираются голосованием сторон на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк до пяти кандидатов, являющихся государственными служащими, лицами, действующими в наблюдательном совете ПАО Сбербанк в соответствии с договором о представлении интересов Правительства Российской Федерации, служащими Банка России. В указанное количество включаются не менее одного кандидата из числа государственных служащих и не менее одного кандидата из числа служащих Банка России. Соотношение количества государственных служащих, лиц, действующих в наблюдательном совете ПАО Сбербанк в соответствии с договором о представлении интересов Правительства Российской Федерации, и служащих Банка России, выдвигаемых и избираемых в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк голосованием сторон на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк, определяется с учетом фактического количественного распределения обыкновенных акций ПАО Сбербанк между сторонами по состоянию на 1 января соответствующего календарного года;

3) после отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО Сбербанк в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк выдвигаются и избираются голосованием Правительства Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк до четырех кандидатов, включая одного служащего Банка России;

4) в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк выдвигается и избирается голосованием сторон на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк не более чем один представитель исполнительных органов ПАО Сбербанк;

5) государственные служащие, лица, действующие в наблюдательном совете ПАО Сбербанк в соответствии с договором о представлении интересов Правительства Российской Федерации, самостоятельны в принятии решений и голосовании по вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета ПАО Сбербанк, за исключением случаев, если Правительством Российской Федерации в установленном его нормативными правовыми актами порядке даны указания по голосованию определенным образом по вопросам, перечень которых определен акционерным соглашением.

6. Акционерное соглашение заключается в течение одного месяца после передачи Банком России обыкновенных акций ПАО Сбербанк Правительству Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, на основании первого договора купли-продажи этих акций.

7. Акционерное соглашение действует с момента его заключения и до истечения трех лет с момента отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО Сбербанк, принадлежащих ему на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении от имени Правительства Российской Федерации прав акционера публичного акционерного общества "Сбербанк России".

2. Реализация Министерством финансов Российской Федерации прав акционера публичного акционерного общества "Сбербанк России" от имени Правительства Российской Федерации осуществляется с учетом положений акционерного соглашения, заключенного в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", до истечения срока действия указанного акционерного соглашения, а также пункта 2 статьи 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Установить, что Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции"), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")", не применяется к случаю управления находящимися в федеральной собственности акциями публичного акционерного общества "Сбербанк России".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2020 г. N 1326

Положение
об осуществлении от имени Правительства Российской Федерации прав акционера публичного акционерного общества"Сбербанк России"

Настоящее Положение определяет порядок осуществления от имени Правительства Российской Федерации прав акционера публичного акционерного общества "Сбербанк России".

I. Порядок оформления волеизъявления акционера - Российской Федерации

1. Права акционера публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - общество) от имени Правительства Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

2. В обществе позиция акционера - Российской Федерации по внесению предложений по выдвижению кандидатов для избрания в наблюдательный совет общества определяется решением Правительства Российской Федерации.

3. Позиция акционера - Российской Федерации по внесению вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, предъявлению требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, голосованию по вопросам повестки дня общего собрания акционеров общества определяется директивами (указаниями), утверждаемыми Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации либо Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

4. Представитель Российской Федерации при голосовании по вопросам повестки дня общего собрания акционеров общества действует на основании этих директив (указаний) по доверенности Министерства финансов Российской Федерации.

II. Порядок определения позиции акционера - Российской Федерации

5. Предложения о выдвижении кандидатов для избрания в наблюдательный совет общества, включая одного служащего Центрального банка Российской Федерации, вносятся Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до окончания срока представления соответствующих предложений в общество (в случае проведения внеочередного общего собрания акционеров не позднее чем за 15 дней до окончания срока их представления в общество) с приложением необходимых материалов, в том числе:

а) информации о кандидатах для избрания в наблюдательный совет общества (письменное согласие на выдвижение в наблюдательный совет общества, справка кадровой службы с места работы кандидата либо заполненная анкета с краткими биографическими данными, подписанное заявление о неразглашении информации);

б) заверенной нотариально или Министерством финансов Российской Федерации копии устава общества.

6. Предложения о выдвижении кандидата (одного служащего Центрального банка Российской Федерации) для избрания в наблюдательный совет общества должны поступить от Центрального банка Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации не позднее чем за 70 дней до окончания срока представления соответствующих предложений в общество (в случае проведения внеочередного общего собрания акционеров не позднее чем за 25 дней до окончания срока их представления в общество) с приложением необходимых материалов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения.

7. Министерство финансов Российской Федерации при формировании предложений о выдвижении кандидатов для избрания в наблюдательный совет общества в качестве независимых директоров руководствуется тем, что лицо, выдвигаемое Российской Федерацией, должно соответствовать критериям независимого директора, установленным правилами российского организатора торговли, которым осуществлен листинг обыкновенных акций общества.

8. Предложения о предъявлении требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров общества вносятся Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты предъявления указанного требования с приложением необходимых материалов.

9. Предложения по внесению вопросов в повестку дня общего собрания акционеров общества вносятся Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня проведения наблюдательного совета общества с приложением материалов, представленных обществом при подготовке к проведению наблюдательного совета.

10. Предложения по голосованию по вопросам повестки дня общего собрания акционеров общества вносятся Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня его проведения с приложением материалов, представленных обществом при подготовке к проведению общего собрания акционеров.

III. Порядок деятельности представителей интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества

11. В течение срока действия акционерного соглашения, заключенного в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в состав наблюдательного совета общества от имени акционера - Российской Федерации выдвигается не более 4 кандидатов, включая одного служащего Центрального банка Российской Федерации (далее - акционерное соглашение), и независимых директоров.

12. Лица, избранные в установленном порядке в наблюдательный совет общества из числа кандидатов, выдвинутых Правительством Российской Федерации, являются представителями интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества, которые осуществляют свою деятельность в наблюдательном совете общества в порядке, установленном настоящим Положением, за исключением лиц, кандидатуры которых предложены Правительством Российской Федерации для избрания в наблюдательный совет общества в качестве независимых директоров.

13. Представителями интересов Российской Федерации могут быть лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, служащие Центрального банка Российской Федерации, действующие в соответствии с настоящим Положением, а также иные лица, действующие в соответствии с договором о представлении интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества, подписанным с Министерством финансов Российской Федерации (далее соответственно - профессиональные поверенные, договор).

14. В договоре должно быть предусмотрено право профессионального поверенного инициировать обсуждение в Министерстве финансов Российской Федерации с приглашением других представителей интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества вопросов, выносимых на заседание наблюдательного совета общества, и получение информации, необходимой для выполнения возложенных полномочий.

Представители интересов Российской Федерации осуществляют следующие обязанности, которые в том числе в обязательном порядке должны быть предусмотрены в договоре с профессиональным поверенным:

добросовестное и разумное осуществление возложенных на него обязанностей и полномочий, отнесенных к компетенции наблюдательного совета общества;

своевременное уведомление Министерства финансов Российской Федерации о заседаниях наблюдательного совета общества, в повестку дня которых включены вопросы, требующие выдачи директив;

голосование в соответствии с выданными директивами (в случае если по вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета общества установлена необходимость выдачи директив);

участие в работе комитетов наблюдательного совета общества (в случае избрания профессионального поверенного в состав комитета);

созыв заседания наблюдательного совета общества и включение в повестку дня заседания наблюдательного совета общества вопросов, предложенных Правительством Российской Федерации (в случае избрания профессионального поверенного председателем наблюдательного совета общества).

15. Представители интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества самостоятельны в принятии решений и голосовании по вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета общества до истечения срока действия акционерного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения.

16. В течение срока действия акционерного соглашения представители интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества осуществляют голосование на основании письменных директив (указаний), утверждаемых Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации либо Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, по следующим вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета общества, перечень которых определен акционерным соглашением:

утверждение повестки дня общего собрания акционеров общества;

избрание (переизбрание) председателя наблюдательного совета общества;

образование единоличного исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий;

рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, а также по утверждению дивидендной политики общества.

В случае изменения в ходе обсуждений на заседании наблюдательного совета общества формулировок решений по вопросам повестки дня, по которым представителями интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества получены письменные директивы (указания), утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации либо Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, представители интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества не принимают участие в голосовании по таким вопросам.

17. При возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению полномочий представителя интересов Российской Федерации, а также при увольнении с государственной должности, должности государственной службы или из Центрального банка Российской Федерации представитель интересов Российской Федерации обязан в течение 5 рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств уведомить об этом Министерство финансов Российской Федерации и общество.

18. Министерство финансов Российской Федерации в течение 15 дней со дня, когда ему стали известны сведения о возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению полномочий представителя интересов Российской Федерации, направляет в Правительство Российской Федерации одно из предложений:

о целесообразности прекращения полномочий представителя интересов Российской Федерации, ранее избранного в наблюдательный совет общества, с одновременным предложением в установленном порядке кандидатов для избрания в наблюдательный совет общества на общем собрании акционеров общества, повестка дня которого включает вопрос об избрании членов наблюдательного совета общества, и в случае необходимости о проведении внеочередного общего собрания акционеров для рассмотрения этого вопроса;

о целесообразности сохранения ранее избранного представителя интересов Российской Федерации.

В случае если одно из указанных предложений направляется Министерством финансов Российской Федерации в отношении члена наблюдательного совета общества, выдвинутого в состав наблюдательного совета общества из числа служащих Центрального банка Российской Федерации в соответствии с акционерным соглашением, указанное предложение должно быть согласовано с Центральным банком Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня, когда ему стали известны сведения об увольнении представителя интересов Российской Федерации с государственной должности, должности государственной службы или из Центрального банка Российской Федерации, заключает с ним договор как с профессиональным поверенным.

19. По истечении срока действия акционерного соглашения:

а) представители интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества голосуют на основании письменных директив (указаний), утверждаемых Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации либо Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, по вопросам, указанным в подпунктах 3, 5, 9, 11 пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах", и по вопросу избрания (переизбрания) председателя наблюдательного совета общества;

б) представители интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества голосуют по иным вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета общества, на основании письменных директив (указаний), утверждаемых Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации либо Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, в целях исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации или Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;

в) в случае поступления предложения председателя наблюдательного совета общества представители интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества голосуют по иным вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета общества, на основании письменных директив (указаний), утверждаемых Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации либо Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

20. Проекты директив (указаний) представителям интересов Российской Федерации в наблюдательном совете общества, подготовленные в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящего Положения, представляются Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации не позднее чем за 7 дней до дня заседания наблюдательного совета общества.

Минфин от имени Правительства РФ реализует права акционера ПАО "Сбербанк России". Определен порядок. Права реализуются на основании акционерного соглашения, заключенного в рамках Закона о приобретении Правительством РФ у Банка России обыкновенных акций ПАО.

К управлению находящимися в федеральной собственности акциями общества не применяются нормы о "золотой акции".

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2020 г. N 1326 "Об осуществлении от имени Правительства Российской Федерации прав акционера публичного акционерного общества "Сбербанк России"

Статья 49. Решение общего собрания акционеров

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 49

1. За исключением случаев, установленных федеральными законами, правом голоса на общем собрании акционеров по вопросам, поставленным на голосование, обладают:

акционеры - владельцы обыкновенных акций общества;

акционеры - владельцы привилегированных акций общества в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или уставом непубличного общества.

(в ред. Федеральных законов от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения настоящим Федеральным законом не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подсчет голосов на общем собрании акционеров по вопросу, поставленному на голосование, правом голоса при решении которого обладают акционеры - владельцы обыкновенных и привилегированных акций общества, осуществляется по всем голосующим акциям совместно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом непубличного общества.

(в ред. Федеральных законов от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По каждому вопросу, поставленному на голосование, может приниматься только отдельное (самостоятельное) решение.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

3. Решение по вопросам, указанным в подпунктах 2, 6 и 14 - 19 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требование п. 4 ст. 49 не применяется при принятии решения об увеличении уставного капитала банка путем размещения привилегированных акций в установленных законом случаях.

4. Решение по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 3, 5, 16, 17 и 19.2 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 07.08.2001 N 120-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 03.07.2016 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение по вопросу, указанному в подпункте 19.2 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, которое влечет за собой делистинг всех акций общества и всех эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции, принимается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 7.2 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

4.1. Решение по вопросу, указанному в подпункте 19.2 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, вступает в силу при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения, установленного пунктом 5 статьи 76 настоящего Федерального закона.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

4.2. Решение по вопросу о выплате (объявлении) дивидендов по привилегированным акциям определенного типа принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании. При этом голоса акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, отданные за варианты голосования, выраженные формулировками "против" и "воздержался", не учитываются при подсчете голосов, а также при определении кворума для принятия решения по указанному вопросу.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

5. Порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров.

5.1. Уставом непубличного общества может быть предусмотрено иное число голосов акционеров - владельцев голосующих акций, необходимое для принятия решения общим собранием акционеров, которое не может быть меньше числа голосов, установленного настоящим Федеральным законом для принятия собранием соответствующих решений. Соответствующие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

6. Общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня, за исключением случаев, если при принятии решения, не включенного в повестку дня общего собрания акционеров непубличного общества, или при изменении повестки дня общего собрания акционеров непубличного общества присутствовали все акционеры такого общества.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исключен. - Федеральный закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участие в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и таким решением нарушены его права и (или) законные интересы. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло за собой причинение убытков данному акционеру.

Заявление о признании недействительным решения общего собрания акционеров может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении и об обстоятельствах, являющихся основанием для признания его недействительным. Предусмотренный настоящим пунктом срок обжалования решения общего собрания акционеров в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если акционер не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение по каждому из вопросов, указанных в подпунктах 2, 6, 7, 14 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, может содержать указание о сроке, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению. Течение указанного срока прекращается с момента:

государственной регистрации одного из обществ, созданных путем реорганизации общества в форме разделения, - для решения общего собрания акционеров о реорганизации общества в форме разделения;

внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого общества - для решения общего собрания акционеров о реорганизации общества в форме присоединения;

государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации общества, - для решения общего собрания акционеров о реорганизации общества в форме слияния, выделения или преобразования;

государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций - для решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций или регистрации изменений в решение о выпуске акций - для решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций, об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, о консолидации или дроблении акций;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретения хотя бы одной акции - для решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения обществом части собственных акций в целях сокращения их общего количества либо путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций.

Решением общего собрания акционеров о реорганизации общества в форме выделения может быть предусмотрен срок, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению в отношении создаваемого общества или создаваемых обществ, государственная регистрация которых не была осуществлена в течение этого срока. В этом случае реорганизация общества в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации в течение срока, предусмотренного настоящим пунктом, последнего общества из обществ, создаваемых путем такой реорганизации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 146-ФЗ)

9. Признание решений общего собрания акционеров о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок и согласии на совершение или о последующем одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, недействительными в случае обжалования таких решений отдельно от оспаривания соответствующих сделок общества не влечет за собой признания соответствующих сделок недействительными.

(п. 9 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Решения общего собрания акционеров, принятые по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания акционеров (за исключением случая, если в нем приняли участие все акционеры общества), либо с нарушением компетенции общего собрания акционеров, при отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров или без необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.

(п. 10 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

11. При проведении общего собрания акционеров в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров, обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров.


Защита акционером своих прав. По каким вопросам чаще всего возникают корпоративные споры. Как составить исковое заявление в суд.

Обращение в суд - это самый распространенный и эффективный способ защиты акционером своих прав. Корпоративные споры (споры по образованию и деятельности юридических лиц) в соответствии со ст. 225.1 АПК РФ рассматривает Арбитражный суд.

Обращение в суд производится по утвержденным в процессуальном законодательстве правилам, нужно выбрать подходящий способ защиты прав - вид иска, правильно сформировать заявление и доказательственную базу. Однако, акционеры в суд могут обращаться далеко не только в тех случаях, которые конкретно указаны в законе.

По каким вопросам чаще всего возникают корпоративные споры

В законе конкретно указано право акционеров обжаловать решения общих собраний, взыскивать убытки с руководителей и контролирующих лиц, оспаривать заключенные сделки.

В Постановлении Пленума ВАС РФ №19 от 18.11.2003г. с обобщениями судебной практики и указаниями судам по применению ФЗ об АО указаны также следующие корпоративные споры и их особенности:

- споры о создании общества между учредителями, о вопросах соблюдения акционерного соглашения. Здесь особенно часто встают вопросы возможности участия в обществе тех или иных субъектов (так, РФ, субъекты РФ, госорганы, юрлица с госучастием могут выступать учредителями только в случаях, установленных законом). Акционерное соглашение заключается в целях реализации прав акционеров, например, может быть пересмотрен порядок голосования и учета голосов. Чтобы оно соблюдалось, рекомендуется предусмотреть механизмы воздействия при его нарушении;

- споры, связанные с оплатой уставного капитала и выпуском акций. Здесь следует учесть, что до полной оплаты акций акционер не наделяется полной правоспособностью, в том числе, он не может обращаться в суд;

- споры, связанные с реализацией преимущественного права покупки акций. Лица, обладающие таким правом должны быть надлежащим образом уведомлены о возможности реализации предоставленного им права;

- споры, связанные с выплатой дивидендов. Решение о выплате принимается общим собранием по категориям (обыкновенные и привилегированные), при этом должно быть учтено особое положение владельцев привилегированных акций. Порядок выплаты устанавливаются уставом, срок указан в законе об АО - не 25 рабочих дней с даты утверждения списка лиц для выплаты дивидендов. Если дивиденды не выплачены в срок, акционер вправе обратиться в суд, в том числе, вправе требовать процентов по ст. 395 ГК РФ. Срок исковой давности составляет 3 года;

- споры, связанные с включением записей в реестр акционеров, выдачей выписок из реестра акционеров. Решение реестродержателя, регистратора, которым сейчас является только специализированная организация, акционер вправе обжаловать в суд. Внесение записи в реестр подтверждает статус акционера, так как акции сейчас не имеют документального воплощения;

- споры по реорганизации общества. Акционеры имеют определенные права при реорганизации (например, на акции обоих образующихся обществ при разделении или выделении, на выкуп акций при несогласии с реорганизацией). Если права нарушаются, можно обжаловать решение о реорганизации;

- споры о выкупе акций в случаях, предусмотренных законом;

- споры о признании недействительными решений органов управления АО. Суды учитывают степень нарушения, весомость пакета акций акционера, его способность повлиять на решение при участии в голосовании;

- споры об оспаривании сделок по основаниям, указанным в законе (сделки с заинтересованностью, крупные сделки);

- споры о возмещении ущерба подаются от имени общества, как и споры об оспаривании сделок;

- споры о реализации иных прав акционеров (например, об отказе в предоставлении документов, включении вопросов в повестку дня общего собрания).

Таким образом, перечень корпоративных споров, рассматриваемых судом, является достаточно обширным.

Как составить исковое заявление в суд

Иск подается в Арбитражный суд по месту нахождения общества. Обязательно нужно учитывать формальные требования АПК РФ, соблюдать структуру иска, прикладывать все необходимые документы, указанные в кодексе.

Кроме того, исходя из судебной практики и закона необходимо учесть следующее:

- для подачи в суд необходимо подтвердить свой статус акционера. Единственным подтверждением является выписка из реестра;

- также нужно обосновать выбранный способ защиты своих прав (например, почему выбран косвенный иск или обжалование решений органов управления);

- акционер обязан доказать свои утверждения. При этом обязанность доказывания лежит полностью на заявителе, истце. Суд не консультирует, и запрашивает документы по ходатайству только в том случае, если заявитель обосновал невозможность получения этих документов самостоятельно;

- доказательства необходимо предоставить и при предъявлении требований о взыскании ущерба, оспаривании сделок. В качестве доказательств могут быть использованы: подтверждение заведомо невыгодных условий, заниженной цены, которые были известны или должны были быть очевидны второй стороне. О заведомо невыгодных условиях свидетельствует явно несоразмерное встречное предоставление по сделке. Одобрение сделки, полученное от общего собрания или иного органа общества не является основанием для автоматического отказа в иске.

Помимо сбора доказательственной базы большое значение имеет соблюдение всех формальностей и процессуальных сроков. Даже при успешном предъявлении в суд искового заявления, суды нередко рассматривают их длительное время и испытывают сложности в принятии однозначного решения, так как корпоративные взаимоотношения достаточно сложны для понимания.

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Юридическая фирма "Ветров и партнеры"
больше, чем просто юридические услуги


Совет директоров Магнитогорского металлургического комбината (ММК) изменил решение по дивидендам по итогам 2021 года, сообщила компания.

Таким образом, совет директоров рекомендовал годовому общему собранию акционеров не выплачивать дивиденды по размещенным обыкновенным акциям компании по результатам 2021 года.

Выводим дату закрытия реестра акционеров. Чтобы успеть получить дивиденды по акции, необходимо успеть купить её не менее чем за 2 торговых дня до указанной даты

13 января 2022 2,66 3,95% 27 сентября 2021 3,53 4,86% 17 июня 2021 2,74 4,31% 17 июня 2021 1,8 2,83% 14 января 2021 2,39 4,2% 23 сентября 2020 0,607 1,55% 17 июня 2020 1,51 3,84% 10 января 2020 1,65 3,81% 15 октября 2019 0,69 1,91% 7 июня 2019 1,49 3,27% 1 мая 2019 1,4 3,17% 18 декабря 2018 2,11 4,95% 9 октября 2018 1,59 3,2% 25 июня 2018 0,801 1,82% 15 декабря 2017 1,11 2,52% 6 октября 2017 0,869 1,95% 2 июня 2017 1,24 4,02% 7 октября 2016 0,72 2,44% 3 июня 2016 0,31 1,19% 7 октября 2015 0,58 2,73%

В марте компания опровергла информацию об отказе от выплаты финальных дивидендов. В апреле ММК принял решение временно приостановить публикацию отчетности за первый квартал 2022 года. В пресс-службе пояснили, что решение принято, так как у значительной части инвесторов в ценные бумаги группы нет возможности осуществлять операции с ценными бумагами ММК.

Акции ММК упали на 5% в начале торгов во вторник, 24 мая, и на 11:02 мск торговались на уровне ₽38,8 за бумагу.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: