Почему закрылся русфинанс банк

Обновлено: 19.04.2024

Полное наименование ООО «Русфинанс Банк» Город Самара (Самарская область) Номер лицензии 1792 | Информация на сайте ЦБ Причина решение о ликвидации Дата 01.03.2021 Причина ликвидации Прекращение деятельности в связи с реорганизацией ООО «Русфинанс Банк» в форме присоединения к ПАО «Росбанк». Запись о регистрации кредитной организации аннулирована в соответствии с документом № 2217701475275 от 01.03.2021.

Банк учрежден в мае 1992 года в Самаре под наименованием «Промэк-Банк». Долгое время был кэптивным расчетным центром самарской автомобилестроительный группы «СОК», которая являлась крупнейшим поставщиком запчастей для «АвтоВАЗа».

С ноября 2004 года банк является участником системы страхования вкладов физических лиц.

В июле 2005 года был выкуплен структурами французской финансовой группы Societe Generale* у прежних акционеров.

В феврале 2006 года сменил название на действующее – ООО «Русфинанс Банк».

Банк сотрудничает с большим числом автопроизводителей, заинтересованных в повышении собственных продаж («АвтоВАЗ», Audi, Citroen, Fiat, Ford, ГАЗ, Hyundai, Peugeot, Porsche, Skoda, SsangYong, Volkswagen, УАЗ и др.). Одной из форм сотрудничества является участие банка в программах финансирования продаж, которые имеются у большинства автопроизводителей (например, Hyundai Finance от одноименного производителя). Подобные программы позволяют банку предлагать своим клиентам эксклюзивные продукты, такие как кредит по сверхнизкой ставке или без первоначального взноса. Банк сотрудничает более чем с 2 тыс. автодилеров и автосалонов по всей территории РФ.

В начале ноября 2020 года появилась информация, что до середины 2021 года Росбанк планирует присоединить Русфинанс Банк.

17 декабря 2020 года на внеочередном общем собрании акционеров Росбанка было принято решения о присоединения к нему Русфинанс Банка. 21 декабря ЦБ сообщил о начале процедуры реорганизации Росбанка в форме присоединения к нему Русфинанс Банка.

В январе 2021 года «Коммерсант» писал, что Росбанк на базе присоединяемого Русфинанс Банка собирается создать филиал «Росбанк Авто», который будет специализироваться на выдаче автокредитов. В самом Росбанке сообщили, что процесс интеграции кредитных организаций завершится в I квартале 2021 года.

На 1 декабря 2020 года объем нетто-активов банка составил 150,2 млрд рублей, объем собственных средств – 23,0 млрд рублей. За январь–ноябрь 2020 года кредитная организация демонстрирует убыток в размере 1,0 млрд рублей.

Сеть подразделений:
головной офис (Самара).

Владельцы:
ПАО «Росбанк» – 100,00%.

ПАО «Росбанк» входит в одну из крупнейших в мире банковских групп Societe Generale, 99,97% акций Росбанка контролирует Societe Generale S.A.

Совет директоров: Илья Поляков (председатель), Сергей Озеров, Алексей Лола, Мария Русева, Стефан Демон.

Правление: Сергей Озеров (председатель), Ольга Ревякина, Людмила Богушевская, Екатерина Бугаева.

* Societe Generale (Франция) – одна из крупнейших в мире универсальных банковских групп. Основана в 1864 году. Работает в 62 странах мира. Клиентская база насчитывает около 29 млн клиентов по всему миру. Количество сотрудников – около 138 тыс. человек.

Деятельность группы включает в себя три основных направления: розничный банковский бизнес на территории Франции; международный розничный бизнес, специализированные финансовые услуги и страхование с присутствием в Европе, России, Африке и Азии; корпоративный и инвестиционный банкинг, управление активами, обслуживание состоятельных клиентов и операции с ценными бумагами.

В 2020 году банк получил самые существенные квартальные убытки за 12 лет из-за пандемии коронавируса. В III квартале 2020 года банк впервые с начала года получил прибыль – за счет доходов от операций с акциями и облигациями.

В начале ноября 2020 года стало известно, что руководством Росбанка принято решение о присоединении к ним дочернего Русфинанс Банка. Данное изменение состава совпадает со стратегией трансформации, которой следует группа Росбанк. Реорганизация призвана повысить эффективность розничного бизнеса и расширить клиентскую базу для перекрестных продаж. Ранее группа уже опробовала интеграцию ипотечного направления и формирование единых центров экспертизы. Опыт оказался успешным.

Объединение планируют завершить в первой половине следующего года. После окончательного присоединения Rosbank выступит в роли правопреемника Русфинанс Банка. Для клиентов формат и условия предоставления услуг останутся прежними или будут усовершенствованы.

Что получит Росбанк от объединения?

По итогам 3 кварталов 2020 года Русфинанс Банк стал лидером рынка автокредитования в РФ по объему оформленных средств на приобретение машин.

Представители Росбанка сообщили, что присоединение их дочерней организации позволит в первую очередь получить дополнительные ресурсы для развития сегмента выдачи кредитов на автомобили. На данный момент это их стратегическое розничное направление. Но это не единственное преимущество объединения.

Росбанк и русфинанс банк объединяются

После изменений банк планирует быстрее выводить только что созданные продукты и услуги на рынок, а в будущем — сделать более оперативной их цифровизацию. Новые возможности появятся как у клиентов, так и у партнеров финучреждения. Ожидается, что рентабельность обновленного бизнеса станет выше.

Какая выгода от реорганизации клиентам?

Также клиенты объединенного банка смогут воспользоваться выгодной ипотекой от Росбанк Дом и взять кредит на жилье по ставке от 6,39% годовых.

Все продукты объединенной финорганизации будут доступны тем, кто ранее обслуживался в Русфинанс Банке. Процедуру кредитования обещают усовершенствовать. Открыть счет и подключить мобильный банк можно будет в кратчайшие сроки.

Процесс реорганизации уже запущен. С 01.07.2020 клиенты Русфинанс Банка могут пользоваться всей инфраструктурой и продуктами Росбанка. При необходимости они могут также обращаться за услугами в их основные и дополнительные офисы.

Росбанк на базе присоединяемого Русфинанс-банка собирается создать филиал, специализирующийся на выдаче автокредитов. Участники рынка уверены, что создание филиала позволит материнской структуре экономить на операционных затратах, а сегменту автокредитования — сохранить высокую автономность. Но темпы его развития в любом случае пострадают от присоединения к большой бюрократической структуре.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Процесс интеграции Росбанка и Русфинанс-банка, специализировавшегося на автокредитовании (см. “Ъ” от 3 ноября 2020 года), завершится в первом квартале. Об этом рассказали в головной кредитной организации.

В рамках нее создается филиал «Росбанк Авто», который будет заниматься выдачей автокредитов. ЦБ внес сведения об открытии филиала в книгу госрегистрации кредитных организаций 29 декабря 2020 года. Как пояснили в Росбанке, создание отдельных вертикалей бизнеса в форме филиалов позволяет сохранить фокус на автокредитовании, предложить клиентам и партнерам более широкий спектр банковских продуктов и повысить рентабельность бизнеса.

Росбанк, согласно рейтингу «Интерфакс», по итогам третьего квартала 2020 года, занимает 11-е место по активам (1,4 трлн руб.). В 2018 году к нему был присоединен ипотечный банк «ДельтаКредит». Русфинанс-банк занимает 44-е место по активам (145,6 млрд руб.).

По словам собеседника в крупном банке, занимающемся автокредитованием, объем экономии может составить от сотен миллионов до 1 млрд руб. с учетом единой ИТ-инфраструктуры, единых контрактов с БКИ и проч. Кроме того, появятся новые возможности для кросс-продаж через общую базу данных и клиентов.

«Дочерний банк — это отдельная единица, которая отчитывается по стандартам ЦБ. Управлять такой структурой напрямую из головного офиса банка проблематично: необходимо создавать отдельный совет директоров, дублировать позиции людей. При открытии же филиала возможно создание такой корпоративной структуры, при которой указания правления основного банка обязательны и для филиала»,— отмечает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. Дополнительным плюсом может быть более удобная система фондирования, полагает он.

Вместе с тем филиал предполагает автономность в ведении бизнеса даже в рамках одного банка: отдельная система проведения счетов, отдельная бухгалтерия. Но в случае с Росбанком и Русфинанс-банком такая схема может оказаться эффективной, уверен собеседник “Ъ” в крупном банке. В масштабах Росбанка портфель Русфинанс-банка не является незначительным, банк сможет управлять направлением и развивать его, хотя «скорость изменений и принятия решений, конечно, снизится».

Росбанк до середины 2021 года присоединит последнюю дочернюю организацию, Русфинанс-банк. В нынешних условиях это ожидаемый шаг — объединение позволяет оптимизировать операционные расходы и снизить регуляторную нагрузку. Однако существенной экономической синергии эксперты не ожидают: банки уже давно работают под единым брендом с общей клиентской базой.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Росбанк, входящий во французскую группу Societe Generale (SG), объявил о слиянии с дочерним Русфинанс-банком. Объединение банков — это плановый шаг, он позволит повысить эффективность розничного бизнеса. По словам предправления Росбанка Ильи Полякова, реорганизация будет завершена в первом полугодии 2021 года. Присоединение позволит получить больше ресурсов для роста бизнеса автокредитования в будущем, а также для сокращения времени вывода на рынок новых продуктов и услуг и их цифровизации, а упрощение структуры повысит рентабельность бизнеса, продолжает он. Формат и условия обслуживания клиентов остаются прежними.

Росбанк, согласно данным рэнкинга «Интерфакс», на 1 октября занимает 11-е место в российской банковской системе по активам (1,4 трлн руб.). В 2018 году к нему был присоединен ипотечный банк «Дельтакредит». Русфинанс-банк занимается потребительским и автокредитованием, он занимает 44-е место по активам (145,6 млрд руб.).

Слухи о возможном слиянии Росбанка и Русфинанс-банка периодически возникали в течение последних лет, однако в головном банке их опровергали. Отдельные дочерние структуры, специализирующиеся на рознице, есть и у других банков — например, Сетелем-банк Сбербанка или РГС-банк «ФК Открытия». Там пока консолидаций не планируют, сообщили в банках.

В нынешних нестабильных экономических условиях слияние — правильный шаг, сходятся во мнении эксперты. Присоединение Русфинанс-банка к Росбанку позволит снизить операционные издержки группы и расширит возможности для перекрестных продаж, тем более что у Росбанка уже есть успешный опыт интеграции ипотечного бизнеса, говорит младший вице-президент Moody’s Мария Малюкова. Оптимизация расходов путем объединения бизнес-направлений в такой непростой экономической ситуации позволит повысить эффективность работы и поддержать прибыльность, уверена она.

Как Русфинанс-банк сделал ставку на кредитование подержанных авто

По оценке директора аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антона Лопатина, консолидированные расходы группы должны в перспективе сократиться, плюс значительно вырастет капитал Росбанка в результате присоединения. «В случае же Сетелем-банка его присоединение к Сбербанку (в октябре увеличил долю до 100% акций.— “Ъ” ) не имело бы заметного эффекта роста капитала, да и сильной оптимизации в данном случае не стоило бы ожидать»,— поясняет он. Так, например, собственные средства Русфинанс-банка составляют 14,4% от собственных средств Росбанка, у Сетелем-банка и Сбербанка соотношение составляет до 0,5%.

При прочих равных работать с одного баланса выгоднее, в случае с несколькими банками почти гарантированно будут выше издержки, заключает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин.

Кроме того, значительно сокращается регулятивная нагрузка, указывает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. В целом банковское регулирование надо будет соблюдать только для одного банка. Если два банка объединяются, то растет база капитала. Это говорит о том, что могут увеличиться объемы кредитования, добавляет господин Лопатин. «Например, вырастет и максимальный лимит на одного заемщика или группу связанных»,— заключает он.

По оценкам управляющего партнера ФГ «Дмитрий Донской» Дмитрия Курбатского, ежегодная экономия после объединения может составлять более 100 млн руб. И это только на персонале: при объединении Росбанк сможет сократить порядка 30 специалистов и, соответственно, экономить на оплате их труда. И это экономия без учета затрат на техническое и программное обеспечение банка.

Банк сделал ставку на кредитование подержанных авто

По итогам января Русфинанс-банк стал вторым по объему портфеля автокредитов, сместив ВТБ. Последние двенадцать месяцев он наращивал портфель опережающими рынок темпами и значительно обгонял по росту ближайших конкурентов. В банке динамику объясняют, в частности, ростом кредитования подержанных автомобилей. Эксперты ожидают, что именно в этом сегменте стоит ожидать обострения конкуренции, поскольку новые авто слишком дороги для граждан даже в кредит.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По данным Frank RG, по итогам января в тройке лидеров рынка автокредитования произошли изменения. Русфинанс-банку удалось за месяц увеличить портфель на 400 млн руб., до 119,5 млрд руб. (на 0,36%), тогда как у ВТБ он снизился на 2,2 млрд руб., до 118,6 млрд руб. (на 1,78%). Таким образом, он занял второе место в сегменте, сместив ВТБ. Лидерство все еще остается за Сетелем-банком с портфелем в 124,3 млрд руб., но он снизился в январе на 1,4 млрд руб. (1,08%).



В январе рынок автокредитов традиционно демонстрирует сезонное снижение. «На развитие всего сегмента месяц традиционно не оказывает влияния,— отметили в ВТБ.— Можно сказать, что продажи "раскачиваются" на старте сезона». ВТБ в прошлом году по итогам января 2019 года также незначительно сократил портфель, но за весь год показал прирост в 5%, подчеркнули в банке, добавив, что в этом году рассчитывают расти сопоставимыми темпами и остаться «в числе лидеров всего рынка автокредитов».

Однако Русфинанс-банк растет в области автокредитования быстрее конкурентов и в годовой перспективе. Так, за 12 месяцев рынок в целом показал прирост в 14%, увеличившись до 990 млрд руб., портфель Сетелем-банка увеличился на 8%, ВТБ — на 4,4%, Русфинанс-банка — на 25,6%.

Какие автомобили чаще всего становятся обеспечением по кредитам

Как пояснил “Ъ” директор департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин, существенный рост портфеля банка в 2019 году связан с рядом факторов: «Наши кредитные программы носят целевой характер и предоставляют самые выгодные условия именно тем автолюбителям, кто планирует долгосрочное сотрудничество с банком. При этом наши процессы настроены так, чтобы уже на начальном этапе определять качество заемщика и выделять тех, кто берет кредит только ради скидок, будь то по госпрограммам или по акциям от автопроизводителей, и досрочно закрывает его».

Вторым драйвером роста портфеля банка стало кредитование сегмента автомобилей с пробегом, особенно премиальных. «Мы активно работаем в этом направлении и последовательно снижаем тарифы, которые в ряде случаев соответствуют уровню кредитных ставок на новые автомобили,— говорит господин Бородавин.— За первые два месяца 2020 года мы уже вышли в лидеры рынка по выдачам автокредитов для подержанных машин, при сохранении текущих условий планируем, что к концу года соответствующая доля в выдачах составит около 20% от общего объема».

Финансирование льготных автокредитов увеличат до 10 млрд руб.

Эксперты полагают, что в текущем году будет ожесточенная борьба среди трех лидеров за долю рынка в автокредитовании. «Сетелем-банк и ВТБ сильные игроки в сегменте и не настроены легко отдавать свою долю рынка,— говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.— Прирост портфеля, продемонстрированный Русфинанс-банком в прошлом году, может быть локальной удачей, и к концу года, возможно, ситуация будет иной». При этом, по его словам, крупные игроки работают над запуском новых продуктов и адаптацией их под меняющиеся условия рынка.

«Автокредитование постепенно смещается в сторону подержанных автомобилей, поскольку новые машины становятся слишком дорогими для покупателей даже при условии кредитования,— поясняет господин Грибанов.— Скорее всего, и другие банки из лидеров рынка в этом году будут более активны в кредитовании автомобилей с пробегом, и это будет способствовать более динамичному приросту портфеля».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: