Портфель однородных требований по банковским гарантиям что это

Обновлено: 29.04.2024

Банком рассматривается возможность кредитования физических лиц-нерезидентов в рублях (автокредитование).
Текущие счета будут открыты в банке-партнере пока у Банка нет лицензии по работе с физлицами, а в дальнейшем, при получении лицензии – на балансе Банка.
На балансе Банка в данный момент учет предоставленных кредитов будет осуществляться на балансовом счете 457.
Корректно ли будет отнести данные ссуды в один портфель однородных ссуд с ссудами, предоставленными физлицам-резидентам (автокредиты), несмотря на то, что балансовые счета по учету резервов на возможные потери, а также ссудной задолженности для резидентов и нерезидентов разные (45215 и 45717 / 452 и 457)?

Формирование общего портфеля однородных ссуд из автокредитов, предоставляемых физическим лицам, являющимся резидентами и нерезидентами РФ, на наш взгляд, некорректно.

Положение № 254-П предусматривает формирование резерва на возможные потери как в общем порядке, то есть по конкретной ссуде с учетом кредитного риска, обусловленного деятельностью конкретного заемщика, так и через портфель однородных ссуд, исходя из кредитного риска по группе заемщиков, предоставленные которым ссуды включены в портфель однородных ссуд (пункт 1.5 Положения № 254-П).

Из буквального прочтения пункта 1.5 Положения № 254-П следует, что портфель однородных ссуд - это группа ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, и обособленных в целях формирования резерва.

Все вопросы формирования резерва по портфелю однородных ссуд закреплены в разделе 5 Положения № 254-П, пунктом 5.1 которого установлено, что «Признаки однородности ссуд (например, ссуды физическим лицам, предприятиям малого бизнеса), а также незначительности величины ссуд в пределах до 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации определяются кредитной организацией самостоятельно» (абзац второй).

В пункте 1 Приложения 4 к Положению № 254-П (далее по тексту - Приложение 4) приведены достаточно общие нормы о том, какие ссуды могут быть отнесены в потртфель однородных ссуд:

«К ссудам, группируемым в портфели однородных ссуд, относятся ссуды, которые предоставляются всем заемщикам на стандартных условиях, определенных внутренними правилами кредитной организации, при том что величина каждой ссуды соответствует параметрам, установленным подпунктом 5.1 настоящего Положения.

Виды ссуд, которые кредитная организация не вправе включать в портфель однородных ссуд, перечислены в пункте 5.1 Положения № 254-П:

  • ссуду, по которой имеются индивидуальные признаки обесценения (финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга по ссуде оценивается хуже, чем хорошее), за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым, двадцать вторым[1] и тридцатым[2] настоящего пункта. Указанные ссуды оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе (абзац третий);
  • предоставленные заемщику ссуды, в случае, если иныессуды, предоставленные данному заемщику, классифицируются на индивидуальной основе и по ним имеются признаки обесценения, за исключением ссуд, величина каждой из которых не превышает 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (но не более 100 000 рублей), и при этом совокупная величина ссуд, выданных одному и тому же заемщику, не превышает 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (абзац четвертый);
  • ссуды, полностью либо частично направленные на цели, перечисленные в пунктах 3.13[3] и 3.14[4] настоящего Положения (за исключением ссуд, указанных в пункте 3.14 настоящего Положения, в отношении которых уполномоченным органом управления кредитной организации принято решение об отсутствии по ним индивидуальных признаков обесценения) (абзац пятый).

Абзац шестой пункта 5.1 Положения № 254-П предусматривает группировку ссуд, предоставленных физическим лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам, в один из следующих портфелей «обеспеченных (ипотечные ссуды (далее - ипотека) и кредиты на покупку автотранспортных средств (далее - автокредиты) и прочих ссуд:

Кредитные организации вправе объединять ссуды без просроченных платежей и ссуды с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней в один портфель».

В соответствии с пунктом 5.2 Положения № 254-П размер резерва по портфелю однородных ссуд определяется кредитной организацией в зависимости от применяемой методики оценки риска по портфелю однородных ссуд. Порядок оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд приводится в Приложении 4 к настоящему Положению, согласно пункту 3 которого «Процедуры оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд устанавливаются внутренними документами кредитной организации, определяющими ее кредитную политику».

Одним из двух методов оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд, приведенных в пункте 5 Приложения 4, является «учет различных факторов, относящихся к характеристике заемщиков (например, срок, на который предоставлены ссуды, и качество кредитной истории) и текущих экономических условий их деятельности». При этом, в пункте 5 Приложения 4 указано, что «Перечень приведенных методов не является исчерпывающим».

Таким образом, при решении вопроса об установлении принципов однородности и методов (процедур) оценки кредитного риска, которыми Банк должен руководствоваться для формирования портфелей однородных ссуд и оценки кредитного риска по ним, Банку, на наш взгляд, следует учитывать все возможные факторы, характеризующие заемщиков, в том числе - резидентство физического лица-заемщика

По мнению консультантов, статус заемщика (резидент/нерезидент) оказывает существенное влияние на оценку кредитного риска, причем риски выше по автокредитам, выданным физическим лицам-нерезидентам по следующим основаниям.

Заемщик-нерезидент может проживать на территории иностранного государства и на момент исполнения обязательств по кредитному договору Банк может не располагать сведениями о месте пребывания должников на территории Российской Федерации, а также об имуществе, принадлежащем должникам и находящемся на территории Российской Федерации. Для взыскания задолженности, обращения взыскания на имущество Банку будет необходимо обращаться за защитой своих прав в суды иностранного государства. Исполнение судебного решения на территории иностранного государства не всегда может быть осуществлено по причине отсутствия между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством договора о правовой помощи, предусматривающего взаимное признание и исполнение судебных решений.

  • получение достаточно полной информации, необходимой для оценки финансового положения заемщика и ее актуализация;
  • контроль за целевым использованием кредита, поскольку при выдаче кредита денежные средства будут перечисляться на счет, открытый в другом банке;
  • проверка состояния залога.

На основании изложенного выше, консультанты считают, что методы и процедуры оценки кредитного риска по автокредитам, предоставленным нерезидентам, должны быть более «жесткими», чем при оценке кредитного риска по автокредитам, предоставленным резидентам. Соответственно, и портфели однородных ссуд, на наш взгляд, логично (корректно) формировать отдельно по каждой из двух указанных групп заемщиков (резиденты/нерезиденты), несмотря на отсутствие в Положении № 254-П формализованных ограничений по формированию общего портфеля однородных ссуд в отношении ссуд, предоставленных физическим лицам, являющимся резидентами и нерезидентами, и учитываемых на различных балансовых счетах первого порядка.

В принципе, в портфель однородных ссуд могут быть включены ссуды, отражаемые на разных балансовых счетах первого порядка, что следует из нормы абзаца 10 пункта 1.15 Части I Положения № 302-П:

«Если в портфель однородных ссуд (требований) включены ссуды (требования), отражаемые на разных балансовых счетах первого порядка, то по каждому балансовому счету первого порядка следует открывать лицевой счет (лицевые счета) для отражения величины резерва, сформированного под однородные ссуды (требования) соответствующего портфеля. Кредитная организация вправе на основе утвержденных в учетной политике критериев существенности открывать лицевой счет (лицевые счета) по балансовому счету (балансовым счетам) первого порядка, на котором (которых) числится существенный объем (объемы) однородных ссуд (требований), включенных в соответствующий портфель».

1. Положение № 302-П – Положение Банка России от 26.03.2007г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;

2. Положение № 254-П - Положение Банка России от 26.03.2004г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

[2] «В случае оценки финансового положения заемщика - физического лица не хуже, чем среднее кредитная организация вправе включать в портфель однородных ссуд ссуду величиной до 1 000 000 рублей (за исключением ипотечной жилищной ссуды), а также ипотечную жилищную ссуду величиной до 6 000 000 рублей».

[4] «Если с учетом порядка, установленного подпунктом 3.14.3 настоящего Положения, иное не определено уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации, не выше чем в III категорию качества (сомнительные) классифицируются:»

Об особенностях оценки обязательств кредитной организации вследствие индоссамента или аваля, относящихся к условным обязательствам кредитного характера, см. Методические рекомендации по проверке сделок кредитных организаций (их филиалов) с векселями, направленные письмом Банка России от 25 декабря 2006 г. N 167-Т

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 30 сентября 2014 г. N 3399-У в пункт 4.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2014 г.

4.1. Кредитная организация может формировать резерв по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера) (элементы расчетной базы резерва, указанные в пунктах 2.2 (в части балансового счета 30233), 2.3, 2.4 и в подпункте 3.1.1 пункта 3.1, в главе 5.1 настоящего Положения), величина каждого из которых не превышает 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанной в соответствии с Положением Банка России N 395-П.

Признаки однородности определяются кредитной организацией самостоятельно исходя из экономического содержания рассматриваемых элементов расчетной базы резерва.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 1 сентября 2008 г. N 2061-У в пункт 4.2 внесены изменения

4.2. Определение расчетной базы и размера резерва по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера) осуществляется кредитной организацией самостоятельно на основе профессионального суждения в отношении достаточности резерва для покрытия возможных потерь с учетом приложения 4 к Положению Банка России N 254-П.

Процедура оценки кредитного риска по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера) устанавливается внутренними документами кредитной организации, определяющими ее кредитную политику.

Кредитная организация распределяет сформированные портфели однородных требований (условных обязательств кредитного характера) по категориям качества, предусмотренным абзацами девятым - тринадцатым пункта 1.7 Положения Банка России N 254-П.

4.3. В случае если кредитной организацией не применяется установленная настоящей главой методика формирования резерва по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера), элементы расчетной базы, не превышающие 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, следует рассматривать в отдельности по каждому контрагенту на общих основаниях, изложенных в настоящем Положении.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 4 августа 2016 г. N 4099-У в пункт 4.4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2016 г.

4.4. Требования кредитной организации к контрагенту (условные обязательства кредитного характера), имеющие индивидуальные признаки обесценения, не включаются в портфель однородных требований (условных обязательств кредитного характера).

Включенные в портфель однородных требований (условных обязательств кредитного характера) требования кредитной организации к контрагенту (условные обязательства кредитного характера), по которым выявлены индивидуальные признаки обесценения, выводятся из соответствующего портфеля однородных требований (условных обязательств кредитного характера) в сроки, установленные пунктом 4.5 настоящего Положения, за исключением тех, величина каждого из которых составляет не более 0,01% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не превышает 1 000 000 рублей. Последние из указанных требований к контрагенту (условных обязательств кредитного характера) выводятся из портфеля однородных требований (условных обязательств кредитного характера) в сроки, установленные пунктом 4.6 настоящего Положения.

В случае если ссудная задолженность заемщика или иные требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) классифицируются на индивидуальной основе и по ней (по ним) имеются признаки обесценения, требования к данному контрагенту и условные обязательства кредитного характера не могут быть включены в портфель однородных требований (условных обязательств кредитного характера), за исключением требований к контрагенту (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых составляет не более 0,01% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не превышает 1 000 000 рублей, и при этом совокупная величина указанных элементов, относящихся к одному и тому же контрагенту, составляет не более 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

В случае если в портфеле однородных требований (условных обязательств кредитного характера) имеются требования (условные обязательства кредитного характера), относящиеся к контрагентам, финансовое положение и (или) качество обеспечения которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, кредитная организация вправе не исключать указанные требования (условные обязательства кредитного характера) из ранее сформированных портфелей в течение трех лет с даты возникновения чрезвычайной ситуации, указанной в абзаце девятом подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Положения Банка России N 254-П.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 июня 2007 г. N 1837-У пункт 4.5 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2007 г.

4.5. Оценка риска и уточнение размера резерва по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера) осуществляется в порядке, установленном главой 5 и приложением 4 Положения Банка России N 254-П.

4.6. Кредитная организация не реже одного раза в квартал документально оформляет и включает в досье по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера) профессиональное суждение о размере кредитного риска по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера), а также информацию о расчете резерва.

Порядок ведения досье по портфелю однородных требований (условных обязательств кредитного характера) и документального оформления профессионального суждения определяется кредитной организацией в соответствии с внутренними документами, указанными в пункте 1.8 настоящего Положения.

Элла Залужная

Элла Залужная Автор статей для Контур.Торгов


Что такое независимая гарантия

Независимая гарантия (НГ) — это новый вид обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств. НГ предоставляют участники закупок с 1 января 2022 года вместо банковской гарантии (БГ) — ее ввели в числе оптимизационных поправок в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021).

Участники закупок не обязаны оформлять независимую банковскую гарантию в ходе тендера или исполнения контракта. Поставщики используют этот вид обеспечения, когда у них нет возможности обеспечить обязательства деньгами.

Обеспечение в виде денег заказчик вернёт поставщику в полном объёме, кроме случаев, когда участник уклонился от заключения контракта или после его подписания не выполнил обязательства. В этих ситуациях заказчик может удержать часть денег или всю сумму.

Деньги за оформление независимой гарантии заказчик поставщику не вернёт, даже если контракт исполнен полностью. Расходы на оформление — это плата поставщика за то, что банк готов отвечать за него перед заказчиком.

Какие требования предъявляют к документу

В независимой гарантии прописывают ( ч. 2 ст. 45 44-ФЗ):

  • Сумму, в пределах которой банк отвечает за участника тендера.
  • Какие обязательства перед заказчиком взял на себя поставщик.
  • Порядок выплат по независимой гарантии.
  • Условие о том, что банк не может по своему усмотрению аннулировать НГ. Изменение независимой гарантии возможно, если такое условие предусмотрено в документе и на это есть веские основания ( п. 1 ст. 371 ГК РФ). Например, допущена техническая ошибка.
  • Положение, по которому деньги по НГ бесспорно списывают в пользу заказчика, если у банка нет основания для отказа в выплате и со дня подачи запроса на перечисление прошло 10 рабочих дней.
  • Срок действия НГ.

Статья 368 ГК РФ предусматривает предоставление независимой гарантии только в письменном виде, но Минэкономразвития в письме от 26.01.2015 №Д28и-128 уточняет, что поставщик не обязан предоставлять заказчику оригинал НГ. Достаточно скана документа, который участник загружает в Единую информационную систему (ЕИС).

Финансовая организация, которая выдала НГ, вносит сведения о документе в реестр независимых гарантий. Отсутствие независимой гарантии в реестре — основание для отказа в принятии такого обеспечения со стороны заказчика ( п. 1 ч. 6 ст. 45 44-ФЗ).

Чем независимая гарантия отличается от банковской

Суть независимой гарантии, как и у банковской — защита заказчика от недобросовестных участников закупок. Перечислим отличия:

  1. Независимую гарантию могут выдавать не только банки из перечня Минфина, но и другие финансовые организации (п. 1 ст. 45 44-ФЗ).
  2. Срок оплаты по НГ уменьшен до 10 рабочих дней (ч. 3 ст. 45 44-ФЗ).
  3. Срок действия НГ, которую участник закупки предоставляет в виде обеспечения заявки, сокращён до одного месяца после окончания подачи заявок на участие в тендере (ч. 4 ст. 44 44-ФЗ).


Кто будет выдавать независимые гарантии

С января 2022 года оформить НГ можно:

  • напрямую в банках из перечня Минфина,
  • с помощью спецсервисов,
  • при содействии консалтинговых компаний.

Во сколько обойдётся оформление независимой гарантии

Цена за подготовку независимой гарантии — это комиссия, которую банк берёт за её выдачу. Точный размер вознаграждения зависит от:

  • суммы обеспечения,
  • срока исполнения контракта,
  • финансового состояния компании.

Например, в январе 2022 года комиссия СберБанка — от 0,53 % от суммы гарантии, но не менее 950 руб. Альфа-Банк возьмёт не менее 1 тыс. руб., а банк Точка — не менее 1,9% от суммы обеспечения исполнения обязательств независимой гарантией .

Сервисы по выдаче НГ, как правило, не берут плату за услуги, а у консалтинговых компаний эта услуга входит в стоимость тендерного сопровождения. Такие компании являются партнёрами банков и получают вознаграждение от них.

Если банку-гаранту придётся перечислить госзаказчику деньги по гарантии, поставщик станет заёмщиком банка. Это значит, что поставщик станет должен банку эту сумму с учётом процентов по займу. Условия исполнения независимой гарантии уточняйте в банке перед оформлением НГ.

Как оформить независимую гарантию напрямую в банке

При поиске предложений по подготовке независимой гарантии в интернете, поисковик выдаст немного вариантов. Не исключено, что при обращении в банк с вопросом по НГ сотрудник удивится и скажет, что не знает, о чём речь. Это не значит, что новый документ мало кто выдаёт. Причина в том, что многие банки не обновили информацию на сайте и не проинформировали своих сотрудников об изменениях в названии продукта.

Ищите услугу по старому названию — «банковская гарантия», и поиск выдаст больше предложений .

Шаг 1. Проверяем банк

Организация, которая предлагает оформить независимую гарантию, может отсутствовать в перечне Минфина или работать без лицензии. Перед подачей обращения в банк проверьте, есть ли он в перечне Минфина и списке кредитных организаций на сайте Центробанка .

Шаг 2. Готовим документы

  • копия паспорта руководителя;
  • копия учредительных документов;
  • выписка ЕГРЮЛ;
  • финансовая отчётность за последний год: бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах;
  • решение об одобрении крупной сделки, если тендер, для которого готовят НГ, является крупным;
  • копия проекта госконтракта.

Шаг 3. Обращаемся в офис банка

Это можно сделать лично или с помощью сайта организации. Бланк заявления на оформление НГ и анкету вам выдадут в офисе банка. Обращение через сайт финансовой организации подразумевает заполнение форм онлайн.

Шаг 4. Предоставляем дополнительные документы по запросу

Некоторые банки, например, запрашивают отчётность за предыдущие несколько лет, а не только за год.

Шаг 5. Дожидаемся решения

Точный срок зависит от регламента работы финансовой компании. Банк может отказать в выдаче гарантии. Вот наиболее частые причины:

Шаг 6. Получаем независимую гарантию

НГ можно получить в электронном или бумажном виде. Обычно процесс занимает от пары часов до нескольких дней.

Преимущества сервисов по выдаче НГ и консалтинговых компаний

Сервисы по выдаче НГ исключают личный визит в банк и позволяют:

  • подать заявку сразу в несколько банков,
  • выбрать наиболее выгодные условия,
  • прогнозировать решение банка,
  • отслеживать статус обращения,
  • отправлять заявки от лица нескольких организаций,
  • получить помощь экспертов.

Главный плюс сервисов — экономия времени: не нужно самостоятельно обращаться в несколько финансовых организаций, чтобы выбрать наиболее выгодные условия.

Если гарантию готовят в комплексе с тендерным сопровождением, эксперт компании лично заинтересован в положительном результате и его опыт позволяет правильно подготовить документы. Это значит, что вероятность одобрения выше, а риск ошибок меньше.

Выводы

Введение независимой гарантии и расширение возможностей ее оформления должно помочь поставщикам решать финансовые вопросы. Плюсы и минусы нового инструмента подчеркнет практика — пока прошло мало времени, чтобы судить об этом.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Элла Залужная

Элла Залужная Автор статей для Контур.Торгов

Кобзарь А. А.

Эта статья — выжимка самого полезного и важного из вебинара эксперта Елены Пластининой на тему «Банковская гарантия в системе обеспечительных документов в 2021 году».

Особенности получения банковской гарантии, требования к ней и случаи использования — наиболее частые вопросы, на которые эксперты Контур.Школы отвечают в сервисе «Вопросы эксперту». Мы решили описать основные положения такого универсального способа обеспечения обязательств, как банковская гарантия (БГ). За подробностями рекомендуем обратиться к видео.

Путеводитель по статье:

Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств


Елена Пластинина, эксперт по регламентированным закупкам, член экспертного совета ФАС России, член-корреспондент РАЕН, лектор вебинара «Банковская гарантия в системе обеспечительных документов в 2021 году»

Если мы обратимся к ст. 329 ГК РФ, в которой перечислены способы обеспечения исполнения обязательств, то найдем среди них неустойку, удержание, поручительство, независимую гарантию, задаток, обеспечительный платеж, другой способ. Банковской гарантии как таковой нет.

Однако обратите внимание на независимую гарантию, частным случаем которой является именно банковская гарантия. Определение независимой гарантии сформулировано в ст. 368 ГК РФ: «По независимой гарантии гарант (то есть банк) принимает на себя по просьбе другого лица — принципала (то есть участника закупки) обязательство уплатить указанному им третьему лицу — бенефициару (то есть организатору закупки, заказчику или, как его еще называют, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства». Это определение должно быть положено в основу понимания принципов и основ банковской гарантии, принципов ее применения, использования в рамках законодательства о регламентированных закупках.

Независимая гарантия, в нашем случае банковская гарантия, действует вне зависимости от обязательства: даже если контракт расторгнут, прекратил свое действие с истечением срока, то банковская гарантия как разновидность независимой гарантии продолжает действовать. Обратите внимание, что принципал, гарант и, собственно, банк должны быть определены в банковской гарантии как обязательные элементы! И принципал, и гарант, и бенефициар являются существенными элементами банковской гарантии. Первое, на что следует обратить внимание, взяв в руки документ по банковской гарантии, — это наличие всех этих субъектов в тексте банковской гарантии.В соответствии со ст. 368 ГК РФ существенным условием, обязательным элементом банковской гарантии является номинал — требование об определенной денежной сумме, которая подлежит выплате на момент раскрытия независимой гарантии. В рамках ГК РФ независимую гарантию может выдавать не только банк, но и другие организации: финансовые, нефинансовые, которые берут на себя обязательства поручителя. Однако в случае с регламентированными закупками выдавать БГ могут только банки.

Основная норма, которая устанавливает универсальные принципы и универсальные требования к БГ и представляется в качестве обеспечения заявки, исполнения контракта или гарантийных обязательств, прописана в ст. 45 Закона о контрактной системе.

Первое требование: в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ, и включенными в перечень Минфина РФ. Они ежемесячно публикуются на сайте Минфина РФ, и заказчики, прежде чем обратиться за БГ, должны проверить наличие этого банка в списке.

Второе требование: заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления. И обязательно должен проверить ее на соответствие требованиям ст. 45.

Третье требование: «в случае отказа в принятии БГ заказчик в срок, установленный ч. 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа». Эти причины должны быть указаны со ссылками как на закон, так и на закупочную документацию.

В конце статьи есть шпаргалка

Одним из ключевых моментов в процессе получения банковской гарантии является требования к банкам-гарантам, банкам-эмитентам. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 года №440 «О требованиях к банкам, которые могут выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов» говорит о том, что у банка должны быть собственные средства (капитал) в размере не менее 300 млн руб., рассчитываемые по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату.

Второе условие — наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня BB-(RU) по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (акционерное общество)» и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня ruBB+ – по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Рейтинг оценивается раз в год и влияет на банк и права банка по эмиссии банковских гарантий.

Как проверить актуальность банковской гарантии

Зайти на сайт Минфина: для этого в интернете, в любой поисковой строке следует задать запрос «Уполномоченные Правительством РФ банки». На сайте Минфина есть раздел «Тарифная и таможенная политика», подраздел «Контрактная система», а в нем перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии. Эти перечни меняются ежемесячно, а количество банков в них колеблется: может быть меньше 200, может быть больше 300.

Применительно к 223-ФЗ: банки могут быть определены заказчиком, однако ограничивающим здесь является Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции». Важно то, что установленные требования не должны носить дискриминационный характер. И если заказчик напишет, что «банковская гарантия должна быть выдана банком, приемлемым для заказчика», то на такую документацию участнику как минимум следует запросить разъяснение, максимум — жаловаться, так как непонятно, какой банк для заказчика может быть приемлемым и какими будут критерии оценки.

Замена недействительной БГ

Если с банком что-то случается в процессе функционирования банковской гарантии, то обязанность замены на надлежащее обеспечение БГ лежит на участнике. Такое требование предусмотрено в ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, хотя часто дублируется и в документации заказчика по коммерческим закупкам. Согласно требованию закона о контрактной системе: «Если заказчиком в соответствии с ч.1 ст. 96 Закона о КС установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение».

Замена происходит по инициативе заказчика силами поставщика. В таком случае поставщик несет расходы — комиссию, но обязательства должны быть обеспечены.

В конце статьи есть шпаргалка

Требования к содержанию банковской гарантии

Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:

  1. Сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях.
  2. Обязательства принципала, исполнение которых обеспечивается: все обязательства должны быть указаны в требовании к банковской гарантии и продублированы в ее тексте, не ограничиваясь ссылкой, так как в противном случае при раскрытии банковской гарантии могут возникнуть проблемы и споры, что приведет к убыткам заказчика.
  3. Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки: БГ предполагает гарантию оплаты, если средства по банковской гарантии не были выданы точно в срок, указанный в самой БГ или в проекте контракта и в БГ.
  4. Условие, согласно которому исполнением обязательств является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика.
  5. Срок действия банковской гарантии, превышающий не менее чем на один месяц срок исполнения контракта или не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок: ограничения по сроку действия БГ установлены в специальных нормах Закона о контрактной системе, в частности, если мы говорим о БГ, которая выдается на обеспечение исполнения контракта, то срок должен составлять не менее чем на 1 месяц больше, чем срок исполнения контракта, — это прописано в Законе. Если речь идет о БГ, которая предоставляется в качестве обеспечения заявки, то она должна действовать не менее чем 2 месяца с даты окончания подачи срока заявок — это делается на случай приостановления закупки, поступления жалобы, проведения проверки.


Елена Пластинина, эксперт по регламентированным закупкам, член экспертного совета ФАС России, член-корреспондент РАЕН, лектор вебинара «Банковская гарантия в системе обеспечительных документов в 2021 году»

Выплата по банковской гарантии: расчет суммы, особенности БГ

Помимо срока, номинала банковской гарантии, обязательным требованием к ее содержанию является перечень документов, которые заказчик предоставляет банку в момент обращения и в момент раскрытия банковской гарантии, и этот перечень является закрытым. Кроме того, он включается в текст БГ без изменений, поскольку не подлежит ни сокращению, ни расширению.

Установленный Постановлением Правительства РФ № 1005 от 08.11.2013 г. перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты суммы по банковской гарантии:

  1. Расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии.
  2. Платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу.

Расчет суммы выплаты по банковской гарантии

Банковская гарантия распространяется на все обязательства по контракту, хотя банки часто утверждают обратное, к примеру, признавая только штрафы и пени, а не все убытки. В случае если такое происходит, следует обратиться в суд и получить весь номинал БГ. Ее действие должно распространяться не только на сумму неустойки, но и на убытки, если документация о закупке не содержит иных условий.

Кроме того, банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий. У всех банков, которые включены в перечень Минфина, есть право вносить сведения о выдаче банковских гарантий. В законе прописано, что при выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий. Тем не менее сразу она не выдается: формируется по требованию заинтересованных лиц в самом реестре банковских гарантий.

Топ-3 примеров, как банки хитрят при выдачи банковской гарантии

При выдаче банковских гарантий (БГ) банки нередко пытаются схитрить, прописав «мелким шрифтом» такую формулировку, которая впоследствии просто не позволит заказчику воспользоваться ей в полной мере и получить свои выплаты.

Внимательно читайте условия банковской гарантии, а в случае обнаружения сомнительных формулировок возвращайте их банку и требуйте замену БГ!

Эксперт Контур.Школы Елена Пластинина рассказывает о наиболее часто встречающихся формулировках, которых в банковской гарантии быть не должно.

Отклонение банковской гарантии, последствия для участника закупки

Многих волнует вопрос, что случится, если БГ не соответствует требованиям закона или закупочной документации? Поскольку банковская гарантия должна быть предметом интереса всех сторон (и банка, и участника, и заказчика), то последствия для всех будут разными.

Основанием для отказа принятия банковской гарантии заказчиком является:

  1. Отсутствие информации о банковской гарантии в реестре БГ.
  2. Несоответствие банковской гарантии требованиям закона.
  3. Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации о закупке, проекте контракта.

Все эти причины сигнализируют о том, что участник признается отклонившимся от контракта.

Последствия предоставления ненадлежащей банковской гарантии:

  1. Признание участника несоответствующим требованиям закона (на этапе ОЗ).
  2. Признание участника уклонившимся от заключения контракта (на этапе ОИК). Кроме того, он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
  3. Отказ от приемки (на этапе ОГО). Если БГ не устраивает на этапе приемки, а обеспечение гарантийных обязательств передается именно на этом этапе, то заказчик откажется от приемки. Участник не получит подписание документов о приемке.
  4. Признание недействительным контракта. Если стороны приняли ненадлежащую БГ (участник от банка, заказчик от участника), то впоследствии такой контракт будет признан недействительным. Гарантия от контракта не зависит, а вот контракт от нее еще как.

Что касается возможности отклонить заявку участника за несоответствие требований к БГ, то эта позиция является спорной, однако она выражена регулятором в Информационном письме от 30 июля 2019 года №24-05-05/57198 Минфина РФ «По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Если участник захочет разделить свое несчастье с банком, потому что он признан уклонившимся, внесен в РНП, теряет обеспечение заявки, получает упущенную выгоду, потому что не может заключить контракт уже будучи победителем, то такой участник не получит возмещение от банка. Свою позицию по этому поводу суды уже неоднократно высказывали. К примеру, Определение ВС РФ от 19.05.2020 г. по делу № 305-ЭС20-6163. Поставщик взыскивал с банка упущенную выгоду — 21 млн руб. в связи с невозможностью заключить контракт, БГ не соответствовала требованиям заказчика. Суд отказал, поскольку обязанность предоставления надлежащего обеспечения лежит на участнике, а не на банке. Банк не несет никакой ответственности перед участником.

Именно поэтому для всех заинтересованных сторон так важно проверять соответствие банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе, а также тем Положениям, которые напрямую не вытекают из ст. 45 44-ФЗ, а устанавливаются закупочной документацией.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

абзац десятый изложить в следующей редакции:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"1.4. В целях определения размера резерва элементы расчетной базы резерва, за исключением требований (условных обязательств кредитного характера) со сходными характеристиками кредитного риска, сгруппированных в соответствии с главой 4 настоящего Положения в портфель однородных требований (условных обязательств кредитного характера), классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества:";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Базой для расчета резерва на возможные потери являются стоимости активов, указанных в главах 2 и 5 настоящего Положения, отражаемые на соответствующих балансовых счетах, стоимости условных обязательств кредитного характера, указанных в главе 3 настоящего Положения, отражаемые на внебалансовых счетах, расчетные величины, определенные в соответствии с главой 6 настоящего Положения. В расчетную базу резерва не включаются остатки на счетах по учету начисленных расходов и прочих доходов по финансовому активу, затрат по сделке, корректировок и переоценки, увеличивающих или уменьшающих стоимость финансового инструмента, формирующих в соответствии с нормативными актами Банка России о порядке бухгалтерского учета в кредитных организациях балансовую стоимость финансового инструмента.".

1.3. Абзац первый пункта 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Элементами расчетной базы резерва являются вложения в ценные бумаги, отраженные на балансовых счетах по учету ценных бумаг, предусмотренных разделом 5 "Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами" главы А "Балансовые счета" Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций приложения к Положению Банка России N 579-П, за исключением вложений в ценные бумаги, резерв на возможные потери по которым формируется в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 настоящего Положения, в ценные бумаги, указанные в пункте 2.8 настоящего Положения, а также учтенных векселей, резерв по которым формируется в соответствии с требованиями Положения Банка России N 590-П.".

1.4. Абзац первый пункта 2.3 изложить в следующей редакции:

"2.3. Элементами расчетной базы резерва являются требования по банковским операциям и иным сделкам (за исключением требований по получению процентных доходов по кредитным требованиям), отраженные на отдельных лицевых счетах балансовых счетов 30602, 324, 325, 458, 459, 47423, а также требования по начисленным прочим доходам в части, отнесенной на доходы, но фактически не полученной, отраженные на отдельных лицевых счетах балансовых счетов 47443, 47502, 47816. При этом являющиеся элементами расчетной базы остатки по счетам 47443, 47502, 47816 предварительно уменьшаются на соответствующую часть счетов 47441, 47501, 47814.".

1.5. В абзаце первом пункта 2.4:

в первом предложении слова "балансового счета 60401 (в части основных средств, переданных" заменить словами "балансовых счетов по учету имущества, переданного";

в третьем предложении слова "переданных в аренду основных средств" заменить словами "переданного в аренду имущества".

1.6. В абзаце первом пункта 2.5 слово "N 395-П" заменить словом "N 646-П".

абзац второй подпункта 2.6.2.1 изложить в следующей редакции:

"В случае если стоимость активов, находящихся под управлением управляющих компаний, а также сертификатов и иных ценных бумаг, выпущенных управляющими компаниями, отражаемая в бухгалтерском учете кредитной организации, в том числе на основании отчетности управляющих компаний, выше стоимости, определенной кредитной организацией, резерв формируется в размере данного превышения. В этом случае требования абзаца третьего настоящего подпункта не применяются.";

в абзаце первом подпункта 2.6.3 слово "N 395-П" заменить словом "N 646-П".

1.8. Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

"4.1. Кредитная организация в целях формирования резервов может объединять элементы расчетной базы резерва, указанные в пунктах 2.2 (в части балансового счета 30233), 2.3, 2.4, в подпункте 3.1.1 пункта 3.1 и в главе 5 настоящего Положения, в портфели однородных требований (условных обязательств кредитного характера).

Кредитная организация может формировать резерв по портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых (совокупная величина однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к одному и тому же контрагенту) не превышает 0,5 процента от величины ее собственных средств (капитала), рассчитанной в соответствии с Положением Банка России N 646-П.

Кредитная организация с базовой лицензией может формировать резерв по портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых (совокупная величина однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к одному и тому же контрагенту) не превышает 1,5 процента от величины ее собственных средств (капитала), рассчитанной в соответствии с Положением Банка России N 646-П.

Признаки однородности определяются кредитной организацией самостоятельно.".

1.9. В пункте 4.3 слова ", не превышающие 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации," исключить.

1.10. Пункт 4.4 изложить в следующей редакции:

"4.4. Элементы расчетной базы резерва с индивидуальными признаками обесценения (наличие которых не позволяет классифицировать элементы расчетной базы резерва в I категорию качества, в том числе если финансовое положение контрагента оценивается хуже, чем хорошее, с учетом требований пунктов 3.3-3.5 Положения Банка России N 590-П и (или) выявлены факторы, являющиеся основанием для классификации элементов расчетной базы резерва в соответствии с требованиями абзацев пятого - тринадцатого пункта 1.5, подпункта 2.1.2 пункта 2.1, подпункта 2.3.2 пункта 2.3, подпункта 2.4.2 пункта 2.4 настоящего Положения) оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе. Кредитная организация не вправе включать в портфель (должна исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) с индивидуальными признаками обесценения, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта.

Требования к контрагентам (условные обязательства кредитного характера), в отношении которых выявлены обстоятельства, указанные в абзаце седьмом пункта 1.5 настоящего Положения, могут быть включены в отдельные портфели с формируемым резервом в размере 100 процентов.

В случае если ссудная задолженность заемщика или требования к нему (условные обязательства кредитного характера) классифицируются на индивидуальной основе и по ней (ним) имеются индивидуальные признаки обесценения, иные требования к данному контрагенту (условные обязательства кредитного характера) не могут быть включены в портфель, за исключением требований к контрагенту (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых не превышает 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (но не более 1 000 000 рублей), и при этом совокупная величина указанных элементов расчетной базы резерва, относящихся к одному и тому же контрагенту, не превышает величину, указанную в абзацах втором и третьем пункта 4.1 настоящего Положения.

Включенные в портфель требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера), по которым выявлены индивидуальные признаки обесценения, за исключением случаев, указанных в абзацах пятом - седьмом настоящего пункта, исключаются из соответствующего портфеля в сроки, установленные главой 5 Положения Банка России N 590-П, кроме требований к контрагенту (условных обязательств кредитного характера), величина каждого из которых составляет не более 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не превышает 1 000 000 рублей, которые исключаются из соответствующего портфеля в срок, установленный пунктом 4.6 настоящего Положения.

Кредитная организация вправе включать в портфель (не исключать из портфеля) требования к контрагенту (условные обязательства кредитного характера) величиной до 10 000 000 рублей, относящиеся к субъекту малого и среднего предпринимательства, являющемуся таковым согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6441; 2010, N 28, ст. 3553; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7343; 2013, N 27, ст. 3436, ст. 3477; N 30, ст. 4071; N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 1, ст. 28; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4198; 2017, N 31, ст. 4756; N 49, ст. 7328; 2018, N 1, ст. 89; N 28, ст. 4149; N 32, ст. 5106), финансовое положение которого с учетом требований пунктов 3.3-3.5 Положения Банка России N 590-П оценивается не хуже, чем среднее, и по которым отсутствуют иные индивидуальные признаки обесценения.

В случае ухудшения оценки финансового положения контрагента - субъекта малого и среднего предпринимательства с учетом требований пунктов 3.3-3.5 Положения Банка России N 590-П до плохого включительно кредитная организация вправе не исключать из соответствующего портфеля требования (условные обязательства кредитного характера) величиной до 5 000 000 рублей, относящиеся к данному контрагенту, при отсутствии иных индивидуальных признаков обесценения.

В случае если в портфеле имеются требования (условные обязательства кредитного характера), относящиеся к контрагентам, финансовое положение и (или) качество обеспечения которых ухудшились вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, указанной в абзаце девятом подпункта 3.1.1 пункта 3.1 Положения Банка России N 590-П (далее - чрезвычайная ситуация), кредитная организация вправе не исключать указанные требования (условные обязательства кредитного характера) из ранее сформированных портфелей в течение трех лет с даты возникновения чрезвычайной ситуации.".

1.11. Пункт 5.1 после цифр "45901-45917," дополнить цифрами "478,".

1.12. Пункт 5.5 изложить в следующей редакции:

"5.5. В случае отсутствия на балансе кредитной организации кредитных требований, по которым начислены процентные доходы, указанные в пунктах 5.1-5.4 настоящей главы, расчетный резерв на возможные потери по требованиям по получению процентных доходов определяется исходя из оценки риска, которая проводится в соответствии с настоящим Положением или Положением Банка России N 590-П в зависимости от кредитного требования, по которому начислены (накоплены) процентные доходы.";

1.13. Главу 5 дополнить пунктом 5.6 следующего содержания:

"5.6. При наличии обеспечения по элементам расчетной базы резерва, указанным в настоящей главе, размер формируемого резерва определяется в порядке, установленном главой 6 Положения Банка России N 590-П.".

2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2019 года.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

Обзор документа

Скорректированы правила формирования кредитными организациями резервов на возможные потери.

С 2019 г. для определения расчетной базы резерва будет приниматься контрактная стоимость актива (условного обязательства кредитного характера). Это сделано по аналогии с подходами по формированию резервов на возможные потери по ссудам.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: