Как вывести из строя карту водителя для тахографа

Обновлено: 28.03.2024

Подавляющее большинство коммерческого транспорта ездит с тахографом на борту. Таковы требования законодательства, и оно ужесточается. В ближайшие несколько лет тахографы понадобятся почти всем грузовикам и автобусам.

Чтобы пользоваться устройством, необходима карта тахографа. Иногда случается так, что она блокируется.

Блокировка карты тахографа в дороге - неприятное событие. Изображение RENE RAUSCHENBERGER с сайта Pixabay. Используется по лицензии Simplified Pixabay License

Блокировка карты тахографа в дороге - неприятное событие. Изображение RENE RAUSCHENBERGER с сайта Pixabay. Используется по лицензии Simplified Pixabay License

Причины могут быть такие:

  1. Неправильно трижды введен PIN-код – стандартная защита.
  2. Поврежден чип. Соответственно, карта не может работать.
  3. Не работает считывающее устройство. С картой всё в порядке. Но от этого не легче.
  4. Произошел программный сбор.
  5. Срок действия карты истек.

Если карта тахографа не работает (заблокирована), то, увы, двигаться дальше автомобилю нельзя. Это нарушение законодательства, которое наказывается. Пытаться «прорваться» на свой страх и риск не имеет смысла.

Остается только решать проблемы.

Для устранения программного сбоя, вероятно, поможет перезагрузка устройства. Но нет никаких гарантий.

При истечении срока действия карты, нужно получить новую. За сроками нужно следить внимательно, потому что каждый день простоя – потеря денег.

При повреждении чипа придется менять карту. Если не работает считывающее устройство, нужно будет ремонтировать тахограф.

Можно использовать ПАК-код (PUK). Он выдается вместе с ПИНом при получении карты.

Сам водитель не может ввести PUK, потому что нужен картридер. Самый простой вариант – обратиться в организацию, занимающуюся тахографами. За 15 минут карту смогут разблокировать.

Если PUK-код утерян, то придется делать запрос на завод, чтобы там нашли этот код и сообщили владельцу тахографа, обладателю карты.

В общем, лучше, чтобы ничего подобного не происходило. Искреннее пожелание.

Подписывайтесь на канал ! Здесь много интересного про грузоперевозки, грузовики и дальнобойщиков.

Карта водителя для тахографа

В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым блокируются карты водителя для цифровых тахографов. Если говорить в общем, основная причина блокировки карт водителя, это недостаточная информированность пользователей карт. Но обо всем по порядку.

Основные причины блокировка карт водителя

Карты водителя для тахографов с блоком СКЗИ предусматривают наличие PIN-кода. Это характерно только для этих устройств контроля режимов работы и отдыха. С завода они приходят в специальных конвертах (в таких же конвертах выдают банковские карты и SIM-карты сотовых операторов, не привязанных к номеру) внутри конверта кроме карты есть специальный листок на котором указан PIN-код. Именно этот конверт чаще всего теряется сразу. Карта водителя, это индивидуальный документ как права. И вся информация о ней должна быть у водителя, для которого эта карта изготовлена. Если на вашем предприятии Вам выдали только карту без конверта, требуйте его. Никто кроме Вас самих не будет заботиться о сохранности ваших данных. Не выбрасывайте конверт с PIN-кодом. Используйте карту водителя корректно. Если вы после трех попыток ввести PIN-код, ввели ещё и PUK-код, карта блокируется, разблокировка её в мастерской становиться невозможна. PUK-код вводить должны сотрудники мастерской, с активной картой мастерской.

Не вводите PUK-код самостоятельно.

  • Использование нелицензионного программного обеспечения

Не часто встречающаяся причина блокировки карты, но предостеречь от подобных действий необходимо. Ответственный водитель, зная о том, что информацию с карты необходимо считывать не реже, одного раза в 28 дней, принес свою карту механику на предприятии где трудиться. Механик ответственный за выпуск автомобилей на линию, используя не лицензионное ПО (скаченное где-то на просторах интернета) попытался осуществить считывание информации. Его действия привели к блокировке карты. На сайте производителей тахографов, бесплатно можно скачать лицензионное программное обеспечение, которое позволит корректно считать информацию с карты водителя и не заблокирует её в итоге.

Все перечисленные случаи блокировки, необратимы. После такой блокировки разблокировать карту водителя в мастерской уже нельзя. Её остается только пере выпустить.

Следуя простому алгоритму можно избежать блокировки карты водителя и выхода из строя прибора. При начале рабочей смены, водитель вставляет свою карту водителя в тахограф, после этого устройство просит водителя (отображает на экране) ввести PIN-код. Водитель вводит корректный PIN-код, который должен быть в конверте вместе с которым ему должны были передать карту водителя. Водитель совершает перевозку груза или пассажиров. Как правило, когда наступает время отдыха, тахограф об этом водителю напоминает. Водитель останавливается и отдыхает положенное ему время. Прибор автоматически при остановке автомобиля, переключается в режим отдых. Ничего с устройством в этот момент делать не нужно. Никаких команд вводить не нужно. Карту на время отдыха тоже вытаскивать не нужно. Ничего страшного в этом случае не произойдет, просто при повторном использовании кроме PIN-кода, нужно будет выбрать в меню продолжение смены. После завершения поездки, доставки груза, вытаскивая карту водителя из цифрового тахографа, вы тем самым завершаете смену. Информация о поездке будет сохранена на карте и в приборе контроля режимов работы и отдыха. Вот в общем и все рекомендации.

Если Вы все делали правильно, но карта все-таки заблокировалась, звоните нам мы подскажем как Вам лучше поступить, чтобы в короткие сроки вернуть карту в рабочее состояние.

Можно ли отключить тахограф? И чтобы отключка прошла незамеченной для дорожной полиции, транспортного инспектора и работодателя? Как обхитрить законы государства, и как обмануть тахограф? Подобные вопросы активно решают российские водители грузовых автомобилей. На самом деле сложно обмануть современные цифровые устройства. Практически невозможно изменить записанную в них информацию. И это не устраивает российский менталитет.


Тахограф – прибор для отслеживания работы водителя. С 1 апреля 2014 года применение тахографов для контроля скорости и пробега стало обязательным. Оснащению данным устройством подлежат автомобили коммерческого пользования, а также перевозящие опасные грузы или пассажиров в количестве более 8 человек. Однако особенностью российского законодательства является наличие несоответствий.


Так, из-за низкой заработной платы водители стараются увеличить время работы за рулём или приехать раньше обозначенного в маршрутном листе времени. При этом – превышают допустимую скорость, пренебрегают остановками для отдыха, сидят за рулём более 9 часов в сутки.

О том, насколько важен режим труда и отдыха водителей и как его правильно соблюдать, прочитайте в материале нашего специалиста.

Рекомендуем также прочитать актуальную информацию о том, каков штраф за отсутствие тахографа в настоящее время.

Подобные нарушения полностью фиксируются тахографом. В результате чего при проверке показаний устройства водитель получает штраф, а машина может быть арестована. Что можно посоветовать в данной ситуации? Как обмануть тахограф во избежание наказания?

Тахограф: виды и устройство

Для того чтобы объяснить, как выполняется тот или иной обман, необходимо знать конструкцию тахографа и его работу. Понимая, как взаимодействуют различные механизмы внутри устройства, можно сообразить, как организовать отключение прибора незаметно для проверки. Итак – основные узлы тахографа и их работа.

Тахографы механические и цифровые

Существует два вида тахографов аналоговые (механические) и цифровые. Они отличаются устройством и особенностями работы, а также качеством защиты собираемых данных. Поэтому оговоримся сразу, что все известные популярные способы обмана можно провернуть только на более простых аналоговых тахографах. Они считаются устаревшими устройствами, но, тем не менее, ещё используются для контроля водителей.


Более сложные цифровые устройства имеют несколько степеней защиты. Они берут информацию с нескольких датчиков и передают полученные сведения на спутник. Поэтому обмануть их практически невозможно.

Тахограф электромеханический (аналоговый)

Электромеханический тахограф записывает информацию на бумажный носитель. В этом тахографе информация пишется на диск из бумаги, поэтому само устройство получило название «шайба».

Тахограф-шайба считывает информацию со спидометра и встроенного внутрь прибора таймера. Полученные данные он записывает на бумаге. Простота конструкции и доступ к внутренним механизмам делает возможным всяческие вторжения в её конструкцию, манипуляции, отключки.

Аналоговые тахографы планировали запретить к 2018 году.

Однако на сегодняшний день отказ от их использования – рекомендован, но не обязателен. Кроме того, есть различные обходные манёвры, которые могут узаконить пользование тахографом при его официальном запрете.

Тахограф цифровой

Цифровой тахограф записывает информацию на электронный носитель. При этом данные, которые получает тахограф, снимаются с нескольких датчиков. Показания скорости, времени движения, километров пробега, поступают в устройство от спидометра, коробки передач, бортовому компьютеру, АВS. Они сравниваются между собой и записываются в память. Это исключает возможность «отматывания», «стирания», «замедления» и других манипуляций. «Списанная» или «стёртая» информация оказывается в диссонансе с другими полученными показателями.


Полученные данные шифруются. Шифрованием и дальнейшей передачей данных заведует так называемая криптозащита или модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации). Данный модуль не только защищает информацию от исправлений, но также записывает все попытки взлома устройства или корректировки хранящихся данных.

В блок СКЗИ встроена память с собственным независимым источником питания, который работает отдельно от системы зажигания авто.

Производство модулей СКЗИ контролирует ФСБ России.

Зашифрованные данные тахограф записывает на двух носителях. Фиксирует их на встроенную цифровую память и на личную карту водителя. Кроме того, прибор передаёт информацию на спутник, и переданные показания не могут быть изменены. Если записи на карте теоретически можно стереть или взломать, то показания, переданные на спутник, водителю неподконтрольны.

Для связи со спутником в тахограф встроен блок навигации. Он определяет местоположение автомобиля, позиционирует его на карте и подаёт сигнал на спутник. Официальное название данного блока – система глобального позиционирования или ГЛОНАСС.


Такая сложная конструкция обеспечивает надёжную защиту данных, в десятки раз более надёжную, чем в аналоговом устройстве. Да и сам факт попытки изменить данные записывается в память тахографа и всплывает при проверке.

Аналоговый тахограф и способы его обмана

Обмануть аналоговый механизм достаточно просто. Он не имеет криптографической защиты. Поэтому изменить его данные можно различными способами. Влияя на датчики, подматывая или приостанавливая считывающие устройства, прекращая подачу питания, можно изменить внести в тахограф требуемые показания.

Какие способы используют водители для отключки аналогового тахографа?

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о том, как обмануть алкотестер.

Отключить питание

Этот способ позволяет отключить полностью работу тахографа. Для того, чтобы неожиданная проверка на дороге не обнаружила нарушение, в провода соединения тахографа и аккумулятора встраивается выключатель. Он располагается в салоне водителя в доступном месте. И при остановке машины инспектором ГИБДД незаметно включается.


Однако, если инспектор проверит записи тахографа – будет обнаружено их отсутствие, пустая «шайба», что повлечёт за собой штраф.

Отключить датчик скорости

Если же кататься на отключенном от спидометра тахографе длительное время, то при очередной проверке, запланированной законодательством раз в 90 дней, нарушение будет выявлено.

Для отключения датчика скорости часто необходимо сорвать пломбы мастерской.

А это – также нарушение, которое будет обнаружено при ремонте устройства или при его плановой проверке.

Установить магнит

Свойство магнита замедлять движение электрического тока и импульса используются при различных несанкционированных отключках. Магнит – универсальный антитахограф для аналоговых устройств. Однако и здесь есть некоторые особенности.


Традиционно водители ставят магнит на датчик скорости. При этом скоростные показания замедляются. Однако при внимательном анализе записей «шайбы» будет видно, что график скорости и пробега (км) не соответствуют друг другу. Поэтому установка магнита может пройти незамеченной при движении на небольших оборотах и невысоких скоростях.

Механическая блокировка

Здесь в роли антитахографа используются различные мелкие предметы (булавки, скрепки), которые вставляются в щели прибора и блокируют работу (вращение) его шестерёнок. Однако такие вмешательства хорошо видны даже на аналоговом устройстве. Опытный глаз инспектора транспортной полиции определит по записям на бумажном диске, что показатели были замедлены.

Может повезти, если для проверки машину остановит не транспортная, а обычная полиция. Её инспекторы хуже разбираются в показаниях тахографов и особенностях их работы. И могут не заметить, что была «отключка», «подмотка» или другая манипуляция.

Длительное применение различных шпилек, булавок и других блокираторов приводит к поломке тахографа.

Обман цифрового тахографа – невозможен!

Все вышеперечисленные и другие методы отсоединение от питания, намагничивание датчиков, отключение связи, редакция данных в памяти, на цифровых тахографах не работают. К примеру, торможение магнитом хорошо видно при калибровке, ТО или проверке на границе. Намагниченный датчик будет обнаружен и расценён как проведённая манипуляция. Однако и здесь есть лазейка.


Чтобы обнаружить намагничивание или считать запись, необходимо либо попасть в мастерскую, либо попасть под требование инспектора распечатать показания тахографа. На практике дорожная полиция часто проверяет только наличие тахографа и не всегда требует распечатку. Поэтому теоретически возможно «пропетлять» с магнитом до проверки и калибровки в мастерской.

Независимо от конструкции, тахограф устанавливается только в сертифицированной мастерской, поэтому решать вопрос о штрафе и наказании придётся уже с мастером.

Данные, записанные в цифровом формате, распечатываются непосредственно на устройстве, на термочувствительной бумаге. Она вставляется в щель тахографа, как чековая лента в кассовый аппарат. По принятому законодательству, водитель обязан иметь при себе запас ленты для распечатывания. Однако не все водители возят с собой бумажную термочувствительную ленту.

И всё-таки обман возможен?

Поскольку устройство тахографа достаточно продумано и совершенно, обмануть его можно только на этапе установки. Здесь всё ложится на плечи автомастерской, в которой устанавливается данный прибор. Вводя в схему подключения дополнительные датчики скорости или делая другие (незаконные) махинации, можно настроить работу тахографа таким образом, что он будет давать неверные показания.


Все мастерские, занимающиеся установкой, проверкой, калибровкой и ремонтом тахографов, сертифицированы и подотчётны. Каждая установка тахографа фиксируется в записях вместе с указанием фамилии работника СТО. Поэтому далеко не каждый мастер пойдёт на подобный подлог. Да и стоить такая «услуга» будет недёшево. К тому же обнаружить её всё-таки можно – при детальном осмотре автомобиля. И тогда – получить не только крупный штраф, но даже оказаться без машины.

Для получения карты тахографа СКЗИ нужно подавать заявку, но иногда после рассмотрения ее отклоняют. На практике все происходит так: вы собрали полный пакет документов, выполнили все требования и уверены, что больше делать ничего не нужно. Но звонит оператор и сообщает, что заявку не удовлетворили.

Первая реакция – непонятно в чем причина, а главное – как решить вопрос. Мы поможем вам в этом. Рассмотрим распространенные случаи и порядок действий.

Что делать в первую очередь

Сначала нужно успокоиться, потому что ситуация несложная и решаемая. В первую очередь поговорите с оператором и попробуйте выявить проблему. Чаще всего заявку отклоняют из-за обычной невнимательности, например:

  • указана не та буква в ФИО: нужно как в паспорте – «Семён», а не «Семен» и т.п.;
  • есть расхождения между паспортными данными и СНИЛС, ИНН;
  • сканы документов низкого качества, поэтому плохо читаются;
  • собраны не все бумаги;
  • не прошла оплата.

Также в обосновании вы можете увидеть формулировку: «Проверка через СМЭВ: отказ» . Она связана с тем, что система межведомственного электронного взаимодействия – именно так расшифровывается аббревиатура, не пропустила заявку. Это происходит по разным причинам.

При подаче заявки данные проверяют в нескольких государственных ведомствах. При получении статуса «Ошибка» следует обратиться в соответствующую структуру.

Возможны варианты отказа со стороны разных ведомств:

Порядок действий зависит от того, в какой структуре не прошла проверка.

Если в заявке отказало министерство внутренних дел – нужно обратиться в миграционную службу, которая работает при паспортном столе либо МВД, и попросить сотрудника проверить паспорт. Наверняка он окажется недействительным, например, по причине истечения срока. Тогда необходимо получить новый документ и сделать повторную заявку.

Но бывает и так, что паспорт на самом деле действует, хотя в базе данных представлены другие сведения. Это объясняется техническими сбоями в работе из-за того, что ранее базы данных были объединены.

Если в удовлетворении заявки отказала налоговая служба, необходимо обратиться именно туда. Причина связана с расхождением сведений ИНН у ФНС и СМЭВ . Чтобы скорректировать их, можно выбрать такие варианты:

Пенсионный фонд

Заявка может не пройти и из-за Пенсионного фонда. Вероятная причина – подпись, которая визуально не похожа на оригинальную, указанную в паспорте. Поэтому, если почерк периодически меняется, лучше заранее потренироваться на отдельном листке бумаги.

Итак, главное – спокойствие. Рекомендуем вам уточнить у оператора причину и обратиться в соответствующее ведомство. Как правило, решить вопрос удается достаточно быстро, поэтому переживать не стоит.

Напоминаем, что Автооко оказывает помощь в получении карты тахографа. Переходите на сайт , чтобы узнать подробности.

Временами карта тахографа может существенно усложнять жизнь водителю. Например, если она не читается. В этом случае нужно действовать по определённому алгоритму. По закону допускается ездить без карты в течение нескольких дней. Однако этот срок очень короткий. Кроме того, в поездке придётся дополнительно выполнять нудную рутинную работу.

Шаги водителя в случае выхода из строя карты

После того как водитель увидел, что карта не читается тахографом, ему нужно попытаться сразу же определить причину. Промедление может привести к невозможности продолжить работу по маршруту и существенным экономическим потерям.

Поступать нужно так:

1. Удостоверьтесь, что вышла из строя именно карта, а не тахограф . Для этого позовите на помощь коллегу. Если в его аппарате карта тоже не читается, значит, дело именно в ней. В случае же неисправности прибора его нужно сдать в ремонт в специализированную мастерскую.

При утере PUK-кода ситуация осложняется . Теперь для того чтобы разблокировать карту, придётся делать запрос на завод. Эта процедура может занять длительное время.

3. Если причина выхода из строя карты не в ПИН-коде, то необходимо обратить внимание на её гарантийный срок, который равен одному году. Если он не истёк, то карта будет восстановлена бесплатно . Во всех иных случаях эта процедура выполняется по прейскуранту.

Водителю необходимо сохранить конверт, в котором пришла карта. Именно в нём содержится её ПИН- и PUK-коды.

С какими сложностями может столкнуться водитель

Карта не будет восстановлена по гарантии, если имеет механические повреждения. В этом случае она отправляется на экспертизу, где будут исследоваться причины её состояния — произошло это из-за неправильной эксплуатации или на карте заводской брак. Бесплатное восстановление возможно, только если будет доказана вина завода-изготовителя.

Длительность ожидания

Срок восстановления карты составляет в среднем 14 дней. Ускорить эту процедуру невозможно, поэтому следует запастись терпением.

Однако можно и не делать перерыв в работе. По закону на протяжении 15 дней водитель может ездить без карты . В случае остановки инспектором у него должен быть подготовлен документ, где указывается, что его карта находится на восстановлении.

Во время маршрута в конце смены обязательно нужно делать распечатку из памяти тахографа и вносить вручную сведения о режиме труда и отдыха. Когда изготовление новой карты затягивается, следует запастись подтверждающими документами и надеяться на понимание инспекции.

Переходите на наш сайт , чтобы узнать подробнее, сколько стоит оформление карты водителя для тахографа, какие нужны документы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: