На каком счете учитывать сим карты в бюджетном учреждении

Обновлено: 26.04.2024

Как и в случае с любым другим имуществом учреждения, порядок отнесения этих объектов к тому или иному виду имущества, прежде всего определяется сроком его полезного использования. Если «полезный» срок ценностей превышает 12 месяцев, их отражают в составе основных средств по соответствующим аналитическим счетам счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Если этот срок составляет 12 месяцев или меньше, указанное имущество учитывают в составе материальных запасов и отражают по соответствующим счетам счета 0 105 00 000 «Материальные запасы».

Флэш-карта является внешним запоминающим периферийным устройством. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) им присвоен код 14 3020340 «Устройства запоминающие внешние». При этом в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), срок полезного использования данного нефинансового актива составляет 3 года. Таким образом, в общем случае флэш-карта должна быть учтена в качестве основного средства. Соответственно, расходы по ее приобретению должны быть отнесены за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Калькуляторы, являются, по сути, средствами механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (код по ОКОФ 14 3010000). Такие ценности можно отнести к оргтехнике (коды по ОКОФ 14 3010020, 14 3010180, 14 3010190). Соответственно, срок полезного использования данного нефинансового актива составляет 7 лет. Следовательно, в общем случае калькуляторы также должны быть учтены учреждением в качестве основных средств с отнесением расходов по их приобретению за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Мнение специалиста

Окончательное решение об отнесении такого имущества, как флэш-карты и калькуляторы, к основным средствам (материальным запасам) может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов. Как правило, данные нефинансовые активы относят к основным средствам и приобретают за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В то же время вовсе не исключено, что срок полезного использования отдельных видов данных нефинансовых активов, определенный в установленном порядке, не будет превышать 12 месяцев. А следовательно, и приобретение таких активов будет осуществляться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение приобретает карту водителя для тахографа. Согласно договору "заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оформлению карты водителя согласно спецификации". Предоплата производится по счету. По факту оказания услуги организация предоставляет универсальный передаточный документ (счет-фактуру и акт). Согласно учетной политике данные карты учитываются на забалансовом счете. В январе данные услуги оплачивали по подстатье 226 КОСГУ. Сейчас финансовый орган не пропускает оплату по подстатье 226 КОСГУ.
На какую подстатью КОСГУ бюджетному учреждению отнести расходы по оформлению карты водителя (СКЗИ), которая выдается в соответствии с требованиями законодательства об установлении на автомобиль тахографа?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оформлению карты водителя могут быть отнесены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Владельцы транспортных средств, в том числе юридические лица, в силу ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" должны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами) в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 (далее - Приказ).
Бортовое устройство тахографа имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него, в частности, программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.
Таким образом, тахограф представляет собой совокупность бортового устройства и внешних компонентов (в частности, карт водителя и предприятия).
В п. 7 раздела 2 Приказа перечислены типы карт тахографа (карта водителя, карта контролера, карта мастерской, карта предприятия). Карта водителя для тахографа - это пластиковый документ, который содержит встроенный микрочип. Он позволяет идентифицировать личность лица, управляющего автотранспортом, порядок выполнения им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха. Несмотря на то, что карта водителя изготавливается на его имя и содержит личные данные, по своей сути она является имуществом непосредственно учреждения, так как используется в его деятельности и покупается для своих собственных целей.
С одной стороны, карта водителя является составной частью конкретного тахографа, используемого учреждением. В то же время после перепрограммирования эти карты могут быть использованы на тахографах той же модели в том же учреждении. Кроме того, в случае повреждения, утери, кражи, изменения данных карта водителя может быть заменена.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, такие объекты должны учитываться в качестве самостоятельных объектов нефинансовых активов.
Согласно п. 11 Порядка N 209н расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев (п. 39 Инструкции N 157н, п. 7 Стандарта "Основные средства").
И действительно, карта водителя отвечает этому критерию - согласно положениям Приказа срок ее действия составляет три года.
Однако при этом такой объект не отвечает критерию отнесения его к основным средствам, установленному п. 10 Стандарта "Основные средства": карта не может использоваться самостоятельно, без самого устройства (тахографа).
Вместе с тем карты предназначены для многократного использования. Учитывая предназначение этих карт, мы полагаем, что такие объекты могут быть отнесены к прочим материальным запасам (п. 98 Инструкции N 157н). Вместе с тем карты после их передачи соответствующему водителю целесообразно учитывать на забалансовом счете, например, специальном счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (п. 386 Инструкции N 157н, п. 37 Инструкции N 174н) по балансовой стоимости. При замене карты, ее утере она списывается с забалансового счета 27. Такой учет обеспечит контроль за сохранностью, целевым использованием и движением карт водителей.
Порядок бухгалтерского учета именных карт для тахографа нормативно не установлен, поэтому должен быть разработан учреждением самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, по нашему мнению, расходы по оформлению карты водителя могут быть отнесены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ. Соответственно, учет карты организуется в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 (п. 118 Инструкции N 157н), а после выдачи водителю в личное пользование для осуществления своих обязанностей - на забалансовом счете 27.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как правильно в бухгалтерском учете бюджетного учреждения учитывать телефонные сим-карты, приобретенные для нужд учреждения?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вариант учета, полученных сим-карт учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики (иного локального акта учреждения).
Одним из вариантов может быть организация учета полученных сим-карт с использованием дополнительно введенного забалансового счета.

Обоснование вывода:
Используемые в настоящее время нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета бюджетных учреждений, такие как федеральный стандарт "Концептуальные основы. ", Инструкция N 157н, Инструкция N 174н, не дают четкого ответа на вопрос о варианте учета сим-карт, полученных учреждением по договору о предоставлении услуг сотовой связи.
Правовыми актами, изданными органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей, могут быть установлены рекомендации или требования о разработке локальных актов, направленных на усиление контроля за расходованием средств на оплату услуг связи, а также оптимизацию этих расходов. В случае отсутствия подобных рекомендаций (требований) для контроля за расходованием средств на оплату услуг связи и оптимизации таких расходов учреждение самостоятельно может разработать правила использования служебных телефонов.
В свою очередь, порядок бухгалтерского учета сим-карт должен быть разработан субъектом учета самостоятельно и закреплен в рамках его учетной политики (п. 19 федерального стандарта "Концептуальные основы", п. 6 Инструкции N 157н).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342, "идентификационный модуль" - электронный носитель информации, установленный в абонентской станции (абонентском устройстве), с помощью которого осуществляется идентификация абонента оператором связи, доступ абонентской станции (абонентского устройства) к сети подвижной связи, а также обеспечивается защита от несанкционированного использования абонентского номера.
Иными словами, сим-карта - это носитель информации, который позволяет получать определенную услугу - доступ к мобильной сети. Кроме того, расходы на приобретение сим-карт для мобильных телефонов относятся на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ (п. 10.2.1 Порядка N 209н).
Таким образом, возможность рассматривать сим-карты в качестве активов, подлежащих учету на балансовых счетах, на наш взгляд, весьма сомнительна. Однако и забалансовых счетов, предназначенных для учета подобных объектов, Инструкцией N 157н не предусмотрено. Вместе с тем учреждения вправе в рамках формирования своей учетной политики принять решение о введение дополнительного забалансового счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование (п. 332 Инструкции N 157н).
Следовательно, одним из вариантов организации учета сим-карт, полученных учреждением, может быть их учет на дополнительно введенном забалансовом счете. При этом порядок учета на таком счете, в том числе основания для отражения поступления, выбытия, перемещения, разрабатывается учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
Кроме того, в учреждении может быть принято решение о том, что бухгалтерский учет сим-карт осуществляться не будет, а управленческий учет с целью контроля за их наличием и использованием будет возложен на ответственное лицо (структурное подразделение) в порядке, определенным локальным актом.
Вместе с тем, учитывая неурегулированность данного вопроса, мы не исключаем вариант, при котором учреждением сим-карты будут признаны "активом" на основании профессионального суждения ответственных должностных лиц. В таком случае первоначально такие активы нужно будет учитывать на соответствующих счетах нефинансовых активов, например, в составе материальных запасов в порядке безвозмездного получения. А вот дальнейший учет будет зависеть от квалификации сим-карт.
В частности, учетной политикой может быть предусмотрен учет сим-карт по аналогии с бланками строгой отчетности, с организацией учета с использованием забалансового счета 03 "Бланки строгой отчетности". При этом они должны быть включены в перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности (п. 337 Инструкции N 157н). В таком случае после выдачи работникам сим-карт они могут быть списаны с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 03 в порядке, определенном п. 337 Инструкции N 157н.
Вместе с тем сим-карты не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности и изложенным в п. 118 Инструкции N 157н.
Поэтому в случае признания учреждением сим-карт активами наиболее приемлемым представляется вариант, при котором дальнейший учет таких активов будет организован с использованием забалансового счета 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". В таком случае после выдачи работникам сим-карт они могут быть списаны с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 27 в порядке, определенном п. 385 Инструкции N 157н.
Таким образом, вариант учета полученных сим-карт учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики (иного локального акта учреждения). Наиболее целесообразным, на наш взгляд, представляется решение об организации учета полученных сим-карт с использованием дополнительно введенного забалансового счета.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

4 февраля 2020 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Подборка наиболее важных документов по запросу На каком счете учитывать сим карты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: На каком счете учитывать сим карты

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки установлено, что общество заключило договоры на оказание услуг сети сотовой радиотелефонной связи, во исполнение которых обществу предоставлены сим-карты на 18 номеров. Согласно предоставленным приложениям к счетам на оплату услуг сотовой связи помимо предоставленных номеров отражены 10 номеров телефонов, на которые отсутствуют дополнительные соглашения. Ввиду непредставления доказательств использования работниками общества 28 телефонных номеров в производственных целях налоговый орган пришел к выводу о неправомерном учете в составе расходов затрат на оплату услуг сотовой связи. Инспекция указала, что отсутствуют должностные инструкции работников, подтверждающие производственный характер использования услуг сотовой связи, отсутствуют документы о передаче сим-карт сотрудникам общества, на балансе общества отсутствуют сотовые телефоны, договоры аренды личных сотовых телефонов работников не заключались, количество сим-карт превышает перечень работников, которым необходима сотовая связь. Суд признал доначисление налога на прибыль необоснованным, так как в рассматриваемом случае реальность оказания услуг сотовой связи налоговым органом не оспаривается, объем оказанных услуг и их стоимость налоговым органом не проверялись и под сомнение не поставлены. Отсутствие на балансе общества сотовых телефонов не может свидетельствовать о необоснованности затрат, поскольку предметом договоров является оказание услуг сотовой связи, а не предоставление телефонных аппаратов. Размещение работниками сим-карт в личные телефоны не является противоправным поведением. Превышение количества выданных сим-карт также не свидетельствует о необоснованности понесенных расходов, поскольку оно может быть обусловлено заменой сим-карт (номеров телефонов) либо изменением технических параметров аппаратов телефонной связи, в которой устанавливаются сим-карты.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: На каком счете учитывать сим карты

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Налоговый учет расходов на услуги связи: как избежать споров с ФНС
(Зеленкова Р.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2020, N 8) - если вся сумма, уплаченная при подключении, зачисляется на счет, то стоимость SIM-карты равна нулю, а уплаченная сумма учитывается как аванс за услуги связи.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как учитывать расходы на мобильную связь
(КонсультантПлюс, 2022) если стоимость сим-карты является платой за иные услуги связи (кроме доступа к сети) и зачисляется на лицевой счет, то ее учитывают как выданный аванс. По мере оказания услуг мобильной связи выданный аванс зачитывают в счет оплаты услуг;

Нормативные акты: На каком счете учитывать сим карты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017) При таких обстоятельствах вывод суда о том, что ОАО "МТС" не несет ответственности и не становится обязанным за совершенные ЗАО "РТС" действия по выдаче (замене, восстановлению) сим-карты ОАО "МТС", признан незаконным.

В каком заб.счете учитывать СИМ-Карты?

У нас казенное учреждение, надо ли учитывать СИМ-Карты на 27 заб.счете или же на 03?


Ответ

Положения нормативных правовых актов не определяют однозначного счета учета для sim-карт, выданных в пользование сотрудникам учреждения. Значит, порядок их учета нужно разработать и закрепить в учетной политике учреждения (п. 19 СГС "Концептуальные основы", п. 6 Инструкции № 157н).

Исходя из специфики использования sim-карт в качестве носителей информации, схожей с топливными и заправочными картами, в учреждении может быть принято решение об их учете на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" или на дополнительно веденном забалансовом счете (п. 332 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 12.10.2012 № 02-06-10/4243).

Порядок учета на дополнительно введенном забалансовом счете нужно разработать и закрепить в учетной политике учреждения. А для возможности учета sim-карт на забалансовом счете 03 их необходимо внести в перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливаемый учреждением в рамках формирования его учетной политики (п. 337 Инструкции № 157н).

Учет на забалансовом счете 03 ведется в разрезе ответственных за хранение и (или) выдачу объектов лиц, мест хранения в условной оценке: 1 объект, 1 рубль или по стоимости их приобретения - в случаях, установленных ученой политикой учреждения (п. 337 Инструкции № 157н).

В то же время sim-карты так же, как и мобильные телефоны передаются в личное пользование сотрудникам учреждения. Однако учесть их по балансовой стоимости на забалансовом счете 27 не представляется возможным. Это объясняется тем, что балансовой стоимостью признается стоимость, по которой имущество учитывается в балансовом учете. А sim-карты на балансовых счетах не учитываются.

Таким образом, нормативные правовые акты в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержат конкретного счета для учета sim-карт. А разъяснения Минфина России по данному вопросу отсутствуют. Поэтому вариант учета sim-карт должен быть определен самим учреждением и закреплен в его учетной политике. Это может быть забалансовый счет 03 или дополнительно введенный забалансовый счет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: