Банк россии может назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией до месяцев

Обновлено: 03.05.2024

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и нормативными актами Банка России.
--------------------------------
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Как верно отмечается в экспертной литературе, "основной теоретической и практической правовой проблемой временной администрации является двойственность ее правовой природы. С одной стороны, временная администрация является органом управления кредитной организации. С другой стороны, данный орган управления кредитной организации не зависит от воли и волеизъявления учредителей (участников) кредитной организации, он назначается в силу властных полномочий Банка России" .
--------------------------------
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 304 с. // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо сразу отметить, что Временная администрация по управлению кредитной организацией является многофункциональным способом управления и надзора за деятельностью банка. Она может вводиться в кредитную организацию в качестве:
1) меры воздействия за нарушение банковского законодательства;
2) самостоятельной меры по предупреждению банкротства банка в случаях, когда кредитная организация:
- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
- допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
- нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
- не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
- в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
3) руководящего и контролирующего органа при утверждении Банком России плана участия Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ) в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
4) руководящего и контролирующего органа при утверждении Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
5) руководящего и контролирующего органа сразу после отзыва лицензии у кредитной организации до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
В качестве отдельной меры по предупреждению банкротства банка назначение временной администрации по управлению кредитной организацией в силу специфики предупреждения банкротства банков применяется в настоящее время далеко не в каждом случае. Однако введение временной администрации в рамках применения мер по предупреждению банкротства банков с участием АСВ осуществляется практически всегда. В этом случае она формируется из представителей АСВ. Представляется, что в связи с предоставлением Банку России аналогичных полномочий по участию в предупреждении банкротства банков временная администрация также будет вводиться в банк почти в 100% случаев. Согласно п. 1 ст. 189.34 Закона о банкротстве функции временной администрации, вводимой при предупреждении банкротства с участием Банка России, могут быть возложены на Управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора.
В этом случае согласно п. 2.6 - 2.7 Положения N 597-П в состав временной администрации по согласованию с ООО "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" или АСВ могут включаться их работники. По ходатайству Департамента финансового оздоровления Банка России приказ Банка России о назначении временной администрации может быть изменен в части ограничения или приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации, возложения обязанностей руководителя временной администрации (заместителя руководителя) на члена временной администрации, а также в части изменения состава, срока действия и полномочий временной администрации.
Что касается назначения временной администрации после отзыва лицензии у кредитной организации, то это часть обязательной процедуры ликвидации банка, в том числе в результате его банкротства. Такая временная администрация в основном состоит из представителей Банка России. Как правило, в нее также по согласованию включаются представители АСВ. Могут быть также включены и иные лица, не являющиеся служащими Банка России и АСВ. Принципиально, что руководитель такой временной администрации - это всегда служащий Банка России. Руководитель временной администрации является служащим Банка России. При этом заместитель руководителя временной администрации является служащим Банка России или АСВ. Члены временной администрации вообще могут не являться служащими Банка России или АСВ (п. 2.6 Положения N 279-П).
Акт Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией включается Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта и публикуется Банком России в своем официальном издании, "Вестнике Банка России", в течение 10 дней со дня его принятия.
Таким образом, после отзыва лицензии у банка в него сразу приказом Банка России назначается временная администрация Банка России, которая фактически начинает выполнять функции руководства банка до того момента, как эти полномочия не перейдут конкурсному управляющему или ликвидатору, которым в абсолютном большинстве случаев является АСВ. Поэтому законодатель также определяет те права, которые имеются у банка в этот период и которые в основном выполняются представителями временной администрации как специального органа управления.
Информация о назначении временной администрации в любом случае согласно ст. 189.26 Закона о банкротстве в течение 10 дней публикуется в официальном издании Банка России, в "Вестнике Банка России", что, как верно отмечается, сразу информирует всех иных лиц о смене управления в банке и, безусловно, негативным образом влияет на деловую репутацию кредитной организации .
--------------------------------
Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 304 с. // СПС "КонсультантПлюс".

В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть:
- ограничены (при назначении временной администрации в качестве меры по предупреждению банкротства);
- приостановлены (во всех остальных случаях, в том числе по ходатайству временной администрации при ее назначении в качестве меры по предупреждению банкротства).
В случае приостановления полномочий исполнительных органов банка руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией осуществляет следующие основные функции:
1) реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
2) проводит обследование кредитной организации;
3) принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
4) устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;
5) принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
6) обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации.
При осуществлении указанных функций временная администрация по управлению кредитной организацией, в частности:
1) получает от руководителя кредитной организации, других ее работников и иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;
2) предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;
3) вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы;
4) вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;
5) вправе обращаться от имени кредитной организации в арбитражный суд с требованием о привлечении к ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию, если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки;
6) обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией или иными лицами за счет кредитной организации, недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 61.1 - 61.9 с учетом особенностей, установленных ст. 189.40 Закона о банкротстве.
Как отмечается в литературе, "выполнение функций временной администрации при приостановлении условно можно классифицировать на управленческие и направленные на сохранение имущества и восстановление финансового состояния кредитной организации. К числу управленческих относится, например, назначение представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, получение от руководителя, других работников, а также иных лиц необходимой информации и документов, касающихся деятельности кредитной организации. Ко второй группе функций относится, например, предъявление от имени кредитной организации исков в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, обращение от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок недействительными" .
--------------------------------
Сергеева Э.В. Временная администрация как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций // Юрист. 2011. N 12. С. 33 - 37 // СПС "КонсультантПлюс".

В заключение необходимо остановиться на вопросах защиты прав и интересов самой кредитной организации, если назначение временной администрации было осуществлено с нарушениями. Как верно отмечается в экспертной литературе, "факт вмешательства Банка России в банковскую, оперативную и хозяйственную деятельность кредитной организации содержит риски причинения ущерба интересам самой организации, ее вкладчиков, кредиторов и учредителей (участников). При отсутствии в федеральном законодательстве строго определенных критериев для квалификации ситуации как "реально угрожающей" Банк России приобретает по отношению к кредитной организации неограниченные полномочия" .
--------------------------------
Кавелина Н.Ю. Возмещение убытков, причиненных кредитной организации необоснованным назначением временной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7. С. 9 - 16 // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно ст. 189.37 Закона о банкротстве кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. При этом само по себе обжалование, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливает деятельность временной администрации по управлению кредитной организацией. Данная норма нашла подтверждение и в судебной практике. Согласно п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", как и в случае с обжалованием решения об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций не приостанавливается действие соответствующего решения Банка России, так и обжалование решения Банка России о назначении временной администрации, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации. Деятельность временной администрации не может быть приостановлена до вынесения судебного акта по существу спора .
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

Кроме того, учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1% уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации по управлению кредитной организацией. Однако ради справедливости нужно отметить, что судебная практика по таким спорам немногочисленна .
--------------------------------
Кавелина Н.Ю. Возмещение убытков, причиненных кредитной организации необоснованным назначением временной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7. С. 9 - 16 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, временная администрация Банка России является уникальным многофункциональным органом управления кредитной организаций, обладающей также надзорными функциями. В последние годы роль временной администрации, особенно в рамках предупреждения крупных банков, все возрастает. При этом законодательство в этой части, ориентируясь на обширные надзорные полномочия Банка России, во многом закрытый характер принятия надзорных решений, в достаточной мере не позволяет обеспечить защиту прав кредитной организации в случае необоснованного назначения временной администрации и иных нарушений в рамках реализации данного средства банковского регулирования и надзора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 304 с. // СПС "КонсультантПлюс".
2. Кавелина Н.Ю. Возмещение убытков, причиненных кредитной организации необоснованным назначением временной администрации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 7. С. 9 - 16 // СПС "КонсультантПлюс".
3. Сергеева Э.В. Временная администрация как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций // Юрист. 2011. N 12. С. 33 - 37 // СПС "КонсультантПлюс".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Статья 189.25. Временная администрация по управлению кредитной организацией

1. Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим параграфом и нормативными актами Банка России.

2. Временная администрация по управлению кредитной организацией действует в соответствии с настоящим параграфом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть ограничены либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

4. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации со дня назначения временной администрации и до дня прекращения деятельности временной администрации или получения органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, согласия временной администрации на осуществление государственной регистрации приостанавливается государственная регистрация заключенных до назначения временной администрации сделок, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, принадлежащее кредитной организации на праве собственности, ином вещном праве или находящееся у нее в залоге.

В случае назначения временной администрации по управлению кредитной организации в связи с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций со дня назначения временной администрации и до дня вынесения решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), или вступления в законную силу решения арбитражного суда о ее ликвидации, или прекращения деятельности временной администрации приостанавливается государственная регистрация сделок, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, принадлежащее кредитной организации на праве собственности, ином вещном праве или находящееся у нее в залоге.

Статья 189.26. Основания назначения временной администрации по управлению кредитной организацией

1. Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, если:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на тридцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на двадцать процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

6) Советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 настоящего Федерального закона, также Советом директоров Банка России) утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 84-ФЗ)

2. Банк России обязан назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

3. Акт Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией включается Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта и публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение десяти дней со дня его принятия.

Ст. 189.27 Закон о банкротстве в последней действующей редакции от 8 июня 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 189.27. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией

1. Временная администрация по управлению кредитной организацией назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией может продлеваться Банком России на срок до шести месяцев. Общий срок действия временной администрации по управлению кредитной организацией не может превышать восемнадцать месяцев.

2. Если к моменту окончания установленного пунктом 1 настоящей статьи срока действия временной администрации по управлению кредитной организацией сохраняются основания для её назначения, предусмотренные настоящим параграфом, временная администрация по управлению кредитной организацией направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

3. Временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свои полномочия в кредитной организации, предусмотренные настоящим параграфом, со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Комментарии к ст. 189.27


Другие статьи раздела


Изменения ст. 189.27 Закон о банкротстве


Быстрый переход к статье

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Ст. 189.27 Закон о банкротстве всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона. А также наш консультант ответит на ваши вопросы.
Если вы ищите поправки к статье 189.27 - ищите их в клубе!


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

У банка отозвана лицензия. Введено временное управление. Как подать заявление временной администрации о наличии невыполненных обязательств банка перед организацией?

ОТВЕТ

После отзыва у банка лицензии на совершение операций Банк России не позднее одного рабочего дня назначает временную администрацию на срок не более шести месяцев. С этого момента начинается срок исполнения обязательств банка перед кредиторами.

Точной формы требования не установлено, как ориентир можно использовать рекомендованные формы, размещенные на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов. Также клиент банка (кредитор) должен предъявить временной администрации банка вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также иные подлинные документы либо их надлежащим образом заверенные копии (нотариально), подтверждающие обоснованность требования. Агентство по страхованию вкладов предлагает направлять такие документы заказным письмом либо через экспедицию Агентства.

Такое требование подлежит рассмотрению временной администрацией в 30-дневный срок с даты его поступления. В тот же срок временная администрация по управлению кредитной организацией уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме.

Требования кредиторов вносятся в реестр требований кредиторов, который временная администрация передает впоследствии ликвидатору или конкурсному управляющему после принятия решения арбитражного суда о ликвидации банка либо о признании его банкротом и открытия конкурсного производства.

ОБОСНОВАНИЕ

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована либо по инициативе Банка России (принудительная ликвидация) в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона N 395-1, либо, в случае признания ее банкротом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.06.2019) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019) с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

  • считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено Федеральным законом. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций или на день, определенный Федеральным законом, либо в установленном им порядке (п. 1);
  • прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях (п. 5).

Как установлено пунктом 11 статьи 189.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019), в целях предъявления кредиторами кредитной организации своих требований к кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией направляет объявление, содержащее сведения о кредитной организации (наименование и иные реквизиты), адрес кредитной организации, сведения о временной администрации по управлению кредитной организацией, в официальное издание в соответствии с настоящим Федеральным законом, в "Вестник Банка России" для опубликования и в Банк России для включения сведений, содержащихся в указанном объявлении, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Опубликование указанного объявления временной администрацией по управлению кредитной организацией осуществляется за счет имущества кредитной организации.

Кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией. При предъявлении таких требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документов, удостоверяющих его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии) (п. 12 ст. 189.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Требование к кредитной организации с приложением вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также иных подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этого требования, предъявляется временной администрации по управлению кредитной организацией (п. 14 ст. 189.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Временная администрация по управлению кредитной организацией рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация по управлению кредитной организацией уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме (п. 15 ст. 189.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Реестр требований кредиторов кредитной организации передается конкурсному управляющему или ликвидатору кредитной организации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 189.43 настоящего Федерального закона (п. 21 ст. 189.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: