Дополнительный капитал кредитной организации не может превышать основного капитала

Обновлено: 09.05.2024

4.1. Минимальный размер уставного капитала для создаваемой путем учреждения кредитной организации установлен статьей 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", за исключением случая, определенного абзацем вторым настоящего пункта в соответствии со статьей 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, установлен статьей 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

4.2. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 21 марта 2016 г. N 3982-У в пункт 4.3 внесены изменения

4.3. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть:

денежные средства в валюте Российской Федерации;

денежные средства в иностранной валюте - единая европейская валюта (евро) и (или) одна или несколько национальных валют следующих стран: Австралия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Дания, Канада, Китайская Народная Республика, Новая Зеландия, Королевство Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Королевство Швеция, Швейцарская Конфедерация, Япония. Использование денежных средств в иной иностранной валюте в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации не допускается;

принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

принадлежащее учредителю кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

В случаях, установленных федеральными законами, вкладом в уставный капитал кредитной организации может быть иное имущество.

Иностранной валютой могут быть оплачены акции (доли) кредитных организаций, как имеющих лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, так и не имеющих такой лицензии.

Денежными средствами в иностранной валюте акции (доли) кредитной организации вправе оплачивать нерезиденты (юридические и физические лица). Оплата резидентами акций (долей) кредитной организации денежными средствами в иностранной валюте не допускается, кроме случаев оплаты акций (долей) уполномоченного банка(1) другим уполномоченным банком.

Номинальная стоимость акций (долей) кредитной организации, оплачиваемых иностранной валютой, должна быть выражена только в валюте Российской Федерации.

(1) Понятие "уполномоченный банк" используется в значении, установленном в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, ст. 7351; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2317; N 30, ст. 4219; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, ст. 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50).

4.4. Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

4.5. Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения этим имуществом ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

4.6. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей.

При оплате дополнительных акций кредитной организации имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.

Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников кредитной организации.

4.7. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем от двух до пятидесяти процентов включительно голосующих акций кредитной организации являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг кредитной организации, цены выкупа акций кредитной организации осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Величина денежной оценки имущества, осуществленной учредителями (участниками) или советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, не может быть выше величины оценки, осуществленной независимым оценщиком.

4.8. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

4.9. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций (долей в уставном капитале) создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать двадцати процентов цены размещения акций (долей в уставном капитале).

а) в соответствии с уставом создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн. рублей, номинальная стоимость каждой акции - 1 млн. рублей. Размещение акций осуществляется по номинальной стоимости. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: 300 * 0,2 = 60 млн. рублей;

б) в соответствии с уставом создаваемой путем учреждения кредитной организации ее уставный капитал равен 300 млн. рублей, номинальная стоимость каждой акции - 1 млн. рублей. Цена размещения каждой акции - 3 млн. рублей. Стоимость имущества в неденежной форме, направляемого на оплату акций, не может превышать: (300 * 3) * 0,2 = 180 млн. рублей.).

4.10. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право ее учредителей на внесение указанного имущества в уставный капитал кредитной организации.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 24 мая 2015 г. N 3647-У в пункт 4.11 внесены изменения

4.11. Положения настоящей главы, за исключением положений, установленных пунктом 4.1, абзацем первым пункта 4.6 и пунктом 4.9 настоящей Инструкции, применяются также к кредитным организациям, имеющим лицензию на осуществление банковских операций. Положения абзацев шестого и седьмого пункта 4.3 настоящей Инструкции не применяются к создаваемой путем учреждения кредитной организации.

По итогам девяти месяцев 2015 года норматив достаточности капитала более чем 40 кредитных организаций приблизился к пограничному значению. Уровень достаточности собственных средств банков неуклонно снижается, и уже возникают случаи, когда банки готовы добровольно сдать лицензию ЦБ, не осилив ее бремени.

Капитал. Часть 1

Выступая в Государственной думе РФ с отчетом о реализации плана по устойчивому развитию экономики за первое полугодие 2015 года, Эльвира Набиуллина сообщила, что «показатели финансовой стабильности в целом находятся в так называемой зеленой зоне, российская экономика постепенно адаптируется к новым условиям, но, бесспорно, необходимы меры, которые обеспечат переход к устойчивому росту».

Далее председатель ЦБ выделила четыре основных типа мер: это докапитализация банковского сектора, специальные инструменты рефинансирования, развитие стандартных инструментов рефинансирования и регуляторные изменения для банковского сектора.

Специалисты информационно-аналитической службы Банки.ру изучили изменения достаточности собственных средств (капитала) в целом по банковской системе, для того чтобы понять, действительно ли «показатели финансовой стабильности находятся в «зеленой зоне».

Для начала разберемся, что вообще понимается под собственными средствами кредитной организации, из чего они формируются и для чего нужны. Капитал банка необходим для того, чтобы кредитная организация в случае наступления непредвиденных убытков могла отвечать по всем своим обязательствам и принятым рискам.

Собственные средства кредитной организации сформированы из основного и дополнительного капитала за вычетом определенных показателей; порядок расчета капитала в соответствии с рекомендациями «Базеля III» закреплен в положении ЦБ РФ №395-П. Основной капитал включает в себя уставный капитал или его часть, эмиссионный доход, резервный и другие фонды кредитной организации, аудированную прибыль текущего года и предшествующих лет. В дополнительный капитал входят неаудированная прибыль, субординированный заем, прирост стоимости имущества за счет переоценки, привилегированные акции. Банк России также предъявляет к капиталу кредитных организаций ряд требований. В частности, банк должен соблюдать условие достаточности собственных средств, дополнительный капитал не должен превышать основной. ЦБ также устанавливает минимальный размер собственных средств: с 1 января 2010 года – 90 млн рублей, с 1 января 2012-го – 180 млн, а с 1 января 2015-го – 300 млн рублей.

Чтобы понять, почему величина капитала имеет определяющее значение для финансовой стабильности кредитных организаций, обратимся к одному из ключевых нормативов банковской системы – нормативу достаточности капитала (Н1.0). Его основной экономический смысл можно выразить как отношение собственного капитала к взвешенным по уровню риска активам с рядом корректировок. Также новые стандарты Базельского комитета по банковскому надзору, которые были введены с начала 2014 года и в России, включают в себя нормативы достаточности базового и основного капитала (Н1.1 и Н1.2 соответственно).

На текущий момент минимальное значение норматива Н1.0 составляет 10%, норматива Н1.1 – 5%, норматива Н1.2 – 6%. На практике нормативы достаточности капитала существуют для ограничения опережающего роста активов над собственными средствами, что позволяет контролировать их рост и вынуждает банки наращивать свои собственные средства.

Стоит отметить, что Банк России в соответствии со стандартами «Базеля III» с 1 января 2016 года планирует ужесточить правила оценки активов по уровню риска и ввести ряд новых повышающих коэффициентов, а также внести ряд изменений, касающихся расчета собственных средств банков: исключение из добавочного капитала 50-летних пролонгируемых инструментов, выпущенных после 1 января 2013 года, дисконтирование тех, что были выпущены до 2013-го (по 10% до 2022 года); единовременное прекращение признания в капитале привилегированных акций, выпущенных до 1 марта 2015 года и не соответствующих «Базелю III».

ЦБ РФ попросил банки дать оценку тому, как введение новых базельских норм с 2016 года скажется на их показателях. По информации банков, изменения нормативов достаточности с учетом вводимых изменений приведут к их снижению на 0,5–2%, что для многих достаточно критично.

К слову, на текущий момент большинство банков испытывают сложности и с трудом выполняют все обязательные нормативы, прописанные ЦБ РФ.

В частности, более 40 кредитных организаций находятся в пограничной зоне (у них норматив Н1 в диапазоне от 10% до 11%). Причем в их число входят и крупные банки, такие как Банк Москвы, ВТБ 24, Московский Индустриальный Банк, Лето Банк, «Российский Капитал». Для сравнения: на начало года в данном диапазоне находились показатели 23 банков.

Количество банков, имеющих уровень достаточности капитала от 11% до 12%, увеличилось с 58 до 64. В целом число банков, попавших по уровню достаточности капитала в диапазон от 10% до 15%, выросло за девять месяцев 2015 года с 250 до 254, а количество банков с показателем Н1 выше 15% уменьшилось с 466 до 463. Очевидно прослеживается тенденция к общему снижению уровня достаточности капитала банковской системы, особенно с учетом той помощи, которая была оказана тридцатке специально отобранных государством для докапитализации банков.

Представители банковского сообщества опасаются новых мер регулятора, которые могут значительно ухудшить показатели достаточности капитала (вплоть до нарушения норматива). Они обращаются к Банку России с просьбами о переносе введения новых норм на более поздний срок, когда обстановка в экономике в целом и в банковском секторе в частности стабилизируется.

Капитал. Часть 2

В сложившихся условиях государство, озадачившись проблемами докапитализации банков, их финансовой стабильностью, усилением устойчивости к возможным новым экономическим потрясениям, совместно с АСВ уже потратило на эти цели порядка 1 трлн рублей, оказывая банкам поддержку через инструмент облигаций федерального займа. Данная мера, по мнению Эльвиры Набиуллиной, на текущий момент начала приносить «некоторые результаты», выразившиеся в незначительном росте темпов кредитования. При этом глава ЦБ отмечает, что подводить итоги эффективности работы данной программы еще рано, поскольку кредитные организации только недавно получили эти средства.

Задержка с предоставлением помощи банкам была связана с необходимостью внести ряд изменений в законодательство и банковское регулирование, в том числе в части возможности включения в состав источников капитала субординированных займов и привилегированных акций, оплаченных облигациями федерального займа. Порядка 30 банков, отобранных АСВ по определенным условиям (капитал, превышающий 25 млрд рублей, сохранение устойчивых темпов роста кредитного портфеля по социально важным отраслям экономики на уровне 1% и более ежемесячно и т. д.), смогли получить доступ к докапитализации при поддержке государства. По данным сайта ЦБ, на 1 октября текущего года в банковской системе РФ действовало 767 кредитных организаций, а целевую господдержку получили лишь 30 из них. Достаточное ли это количество для сохранения стабильности в банковском секторе РФ?

На 1 октября 2015 года, согласно финансовому рейтингу портала Банки.ру, совокупные собственные средства банковской системы РФ составили 8,66 трлн рублей, что на 1 трлн рублей, или 13,11%, превышает показатель на начало года. Казалось бы, капиталы ключевых банков выросли, и адресная помощь государства дошла до нуждающихся. Однако на деле общая картина не представляется такой радужной.

Изучив динамику изменений среднего значения достаточности капитала в целом по банковскому сектору за последние несколько лет, включая кризисные 2008–2009 годы, можно сделать выводы о том, насколько уровень собственных средств был адекватен принятым рискам на тот момент. И понять, как на это повлиял экономический кризис.

По данным официального сайта ЦБ РФ, за 2008 год средний показатель достаточности капитала по банковскому сектору вырос с 15,5% до 16,8%, а за 2009 год он достиг показателя в 20,9%. Основной причиной роста средних значений достаточности капитала в те годы стало предоставление за этот период субординированных кредитов отдельным крупным банкам в рамках государственной поддержки банковского сектора, а также рост уставного капитала кредитных организаций в 2009 году.

За 2010–2013 годы средний норматив достаточности капитала снизился с 20,9% до 13,5%, что в значительной степени было обусловлено опережающим ростом активов, взвешенных по уровню риска, в том числе в связи с регулятивными изменениями (введение повышенных весовых коэффициентов на ряд категорий активов и увеличение с 40% до 70% объема покрываемого капиталом операционного риска), на фоне менее высоких темпов роста собственных средств.

Несмотря на то что за 2014 год собственные средства банковского сектора РФ выросли на 12,2%, средний уровень норматива достаточности сократился с 13,5% до 12,5%. И, по словам представителей ЦБ РФ, на текущий момент остается приблизительно на этом уровне. В 2014 году объем активов, взвешенных по уровню риска, увеличился на 20,9% (в 2013-м – на 17,5%). Наибольшую долю в активах, взвешенных по уровню риска, составляли активы, взвешенные по уровню кредитного риска (87,4%). Сразу бросается в глаза, насколько сильно разнятся средние уровни достаточности капитала во время кризиса 2008–2009 годов и в текущей ситуации. Основной причиной является то, что в «тучные» годы кредитные организации наращивали активы бешеными темпами, не всегда ответственно подходя к вопросам риск-менеджмента. При этом их капитал не успевал за столь бурным ростом.

Как мы видим, с 2009 года средний уровень достаточности капитала сократился с 20,9% до нынешнего показателя в 12,5%, то есть уже на 8,4 процентного пункта. По оценкам различных аналитических служб, планируемые ЦБ нововведения с начала 2016 года сократят этот показатель еще на 0,5–2%. Что приблизит нормативы еще большего количества организаций, в том числе достаточно крупных, к порогу нарушения.

В текущей экономической ситуации есть все основания прогнозировать дальнейшее ухудшение качества активов, что также будет оказывать давление на нормативы достаточности капитала банков. При этом нужно учитывать, что с конца 2014 – начала 2015 года до текущего момента государство совместно с ЦБ РФ и АСВ приняло ряд мер поддержки банковского сектора: помимо докапитализации, были сделаны послабления в рамках расчетов нормативов (письмо ЦБ РФ 209-Т, льготные курсы, по которым переоценивались активы; возможность использования кредитных рейтингов, присвоенных до ввода санкций и т. д.).

Капитал. Часть 3

Структура совокупных собственных средств банковского сектора (с учетом НКО и расчетных организаций) на 1 октября 2015 года выглядит следующим образом: 26,04% представлено уставным капиталом кредитных организаций, еще 38,7% – аудированной прибылью прошлых лет. Прибыль текущего года имеет скромную долю в 2,57%. Стоит отметить значительную долю субординированных кредитов в банковской системе РФ – 27,34%, или 2,37 трлн рублей, – она превышает совокупный уставный капитал банков.

С начала года структура собственных средств банковской системы претерпела изменения: совокупный уставный капитал кредитных организаций вырос на 27,77%, что позволило увеличить долю данного показателя в общем объеме с 22,62% до 26,04%; доля подтвержденной прибыли прошлых лет осталась максимальной – около 39% собственных средств банков формируются за счет этого показателя (на начало года – 37,34%); значительнее всего в относительном выражении выросли привлеченные субординированные кредиты – на 34,55%, что привело к увеличению их доли в общей структуре с 22,55% до 27,34%. Такой значительный рост объема субординированных кредитов в основном объясняется предоставлением средств в рамках господдержки, а также вливанием средств самих акционеров и владельцев банков в капиталы своих организаций для сохранения финансовой стабильности.

Рассмотрим на конкретных примерах изменения капитала с января текущего года по октябрь.

В абсолютном выражении лидером по приросту капитала с начала текущего года предсказуемо стал Сбербанк России. Он нарастил свой капитал на 307,6 млрд рублей, или на 13,5%. Основным источником роста стало привлечение средств АСВ через ОФЗ в рамках поддержки государства. С начала года субординированные займы Сбербанка выросли на 213 млрд рублей, или на 45,9%.

Далее располагается Банк ВТБ, капитал которого с начала года увеличился почти на 279 млрд рублей, или на 36,18%. Это вызвано тем, что банк в июле 2015 года закончил размещение привилегированных акций в рамках государственной программы докапитализации, что, в свою очередь, позволило увеличить уставный капитал организации на 307,4 млрд рублей (+47,2%). Субординированные кредиты в структуре капитала ВТБ за этот период увеличились – с 182,4 млрд до 220,5 млрд рублей (+38,1 млрд рублей, или 20,9%).

Третью позицию по приросту капитала в абсолютном выражении занимает Газпромбанк: за рассматриваемый период он увеличил свой капитал на 113,4 млрд рублей. Здесь причиной также является увеличение уставного капитала на 125,7 млрд путем дополнительного выпуска привилегированных акций, а также привлечения субординированного займа на общую сумму 66,7 млрд рублей. Однако из-за рекордных убытков банка в текущем году его капитал все равно находится под ощутимым давлением.

На четвертом месте – ФК «Открытие», чей капитал с начала 2015 года вырос на 80,7 млрд рублей. Основной причиной роста стало получение от АСВ субординированного займа в размере 65,2 млрд рублей. На отчетную дату сумма привлеченных в капитал субординированных кредитов по сравнению с началом года выросла более чем вдвое и составила 96,5 млрд рублей.

Замыкает пятерку лидеров по приросту капитала с января по октябрь текущего года в абсолютном выражении ЮниКредит Банк. Он сумел увеличить свой капитал на 37,4 млрд рублей. Увеличение капитала произошло за счет его деятельности (прибыли), кроме того, в конце I квартала банком был привлечен субординированный кредит на 480,9 млн долларов США от головной организации.

Если рассматривать лидеров относительного прироста собственных средств, картина существенно меняется. Так, наибольший относительный прирост показал главный крымский банк – РНКБ. Капитал кредитной организации увеличился более чем в 6,5 раза. Такой резкий рост обусловлен тем, что кредитная организация увеличила свой уставный капитал на 17,33 млрд рублей путем дополнительного выпуска акций. Это было необходимо для обеспечения ускоренных темпов развития и повышения финансовой устойчивости РНКБ в рамках присоединения полуострова Крым к РФ, где банк является системообразующим финансовым учреждением. Высокий уровень капитала также предоставит банку возможность финансирования крупных инфраструктурных проектов в Крымском федеральном округе (в том числе обслуживания средств Фонда капитального ремонта ЖКХ), а также позволит более эффективно участвовать в развитии экономики региона.

В относительном выражении значительно увеличился капитал Джей энд Ти Банка. За указанный период капитал кредитной организации продемонстрировал рост на 414,14% в результате дополнительного выпуска обыкновенных акций на сумму 5,6 млрд рублей.

Третье место по этому показателю занимает Росэксимбанк, увеличивший свой капитал более чем в пять раз. Банк получил помощь от Минпромторга и ВЭБа на компенсацию недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции.

Что касается банков, капитал которых максимально сократился, то здесь «лидерами» в абсолютном выражении стали находящиеся под санацией Рост Банк и «Траст», чьи капиталы уменьшились с начала года на 29,8 млрд и 21 млрд рублей соответственно и приняли отрицательные значения. Далее располагаются Банк Москвы (-25,6 млрд рублей), Ханты-Мансийский банк «Открытие» (-13,6 млрд рублей) и Хоум Кредит Банк (-11,5 млрд рублей). Основными причинами снижения капитала этих банков стали убыточная деятельность, большой объем создаваемых резервов, а также балансовые «дыры» у санируемых банков.

Итого

Рассмотрев структуру и динамику изменения капитала с начала года, можно сделать вывод, что меры, принятые государством, дали некоторый положительный эффект. Однако они носят сугубо точечный характер и направлены на поддержание отдельных крупных игроков. Устойчивость всего банковского сектора остается под ощутимым давлением.

Видимо, именно по этой причине, с января 2016 года (одновременно с введением требований «Базеля III») норматив достаточности совокупного капитала Н1.0 будет снижен до 8%, а норматив достаточности базового капитала Н1.1 – до уровня в 4,5% (решение принято со ссылкой на международные стандарты). Предположительно, это должно нивелировать введение новых стандартов Базельского комитета по банковскому надзору и помочь банкам в тяжелых экономических реалиях.

Возможно, просто не стоит так торопиться с вводом всех международных норм и рекомендаций, особенно учитывая турбулентность отечественной экономики в последнее время? Надо признать, что сейчас не лучший момент для того, чтобы перенимать ведущие мировые стандарты банковского регулирования и применять их в разительно отличающейся российской действительности. Наши банки, в отличие от западных, работают в условиях жесткой изоляции, при закрытых рынках капитала, дорогих ресурсах и высокой ключевой ставке, которая не так давно находилась на уровне 17%. Однако нормы банковского регулирования нас ждут практически идентичные западным.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

1.1.1. в абзаце четвертом подпункта 2.1.1 слова "балансовые счета 102 и 103" в соответствующих падежах заменить словами "балансовый счет 10207" в соответствующих падежах;

1.1.2. в абзаце пятом подпункта 2.1.2 слова "балансовый счет 104" в соответствующих падежах заменить словами "балансовый счет 10208" в соответствующих падежах.

1.1.3. Подпункт 2.2.6 изложить в следующей редакции:

"2.2.6. Вложения кредитной организации в акции (доли):

2.2.6.2. вложения в уставный капитал кредитных организаций - резидентов в организационно-правовой форме общества с ограниченной (или дополнительной) ответственностью, а также закрытого акционерного общества;

акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг Российской Федерации;

вложения кредитной организации - инвестора в уставный капитал кредитной организации - эмитента не превышают 5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации - инвестора, определенной на дату, предшествующую дате расчета собственных средств (капитала);

2.2.6.4. вложения в акции (доли), указанные в подпунктах 2.2.6.1 - 2.2.6.3 пункта 2 настоящего Положения, отчужденные с одновременным принятием обязательства по их обратному приобретению и (или) отчужденные с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, за минусом поступивших на отчетную дату от контрагента денежных средств.

Указанные в подпункте 2.2.6 пункта 2 настоящего Положения вложения кредитной организации в акции (доли) принимаются в уменьшение основного капитала на основании данных балансовых счетов 50605, 50705, 50805, 601А, 60201, 50706, 50707, 50708, 50806, 50807, 50808, 60202, 60203, 60204, 936, 47408. В уменьшение основного капитала принимаются вложения кредитной организации в акции (доли), в том числе отчужденные с одновременным принятием обязательства по их обратному приобретению и (или) отчужденные с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, за минусом сформированного резерва под соответствующие активы, в случае если их формирование предусмотрено внутренними документами кредитной организации.".

1.2.1. пункт 3.5 изложить в следующей редакции:

"3.5. Субординированный кредит (депозит, заем, облигационный заем).

3.5.1. Под субординированным кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) понимается кредит (депозит, заем, облигационный заем), одновременно удовлетворяющий условиям, указанным в пункте 2 статьи 50.39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1097; 2004, N 34, ст. 3536; 2007, N 1, ст. 10), а именно:

если срок предоставления указанного кредита (депозита, займа), срок погашения облигаций составляет не менее 5 лет;

досрочного возврата кредита (депозита, займа) или его части, а также досрочной уплаты процентов за пользование кредитом (депозитом, займом) или досрочного погашения облигаций;

досрочного расторжения договора кредита (депозита, займа) и (или) внесения изменений в указанный договор;

если условия предоставления указанного кредита (депозита, займа), включая процентную ставку и условия ее пересмотра, в момент заключения договора (внесения изменений в договор) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов (депозитов, займов), а выплачиваемые по облигациям проценты и условия их пересмотра существенно не отличаются от среднего уровня процентов по аналогичным облигациям в момент их размещения (внесения изменений в решение о выпуске облигаций). Под существенным отличием от рыночных условий понимается существенное превышение среднего уровня процентов в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; 2005, N 24, N 2312; 2006, N 31, ст. 3436);

о возможности досрочного погашения долга только в случае если после заключения договора (регистрации итогов выпуска облигаций) в нормативные правовые акты Российской Федерации внесены изменения, существенно ухудшающие условия договора (эмиссии) для сторон договора.

Досрочное погашение долга осуществляется только после получения согласия Банка России.

Под досрочным погашением долга понимаются: досрочный возврат кредита (депозита, займа) или его части, досрочная уплата процентов за пользование кредитом (депозитом, займом), досрочное погашение облигаций, досрочное расторжение договора кредита (депозита, займа), а также внесение изменений в договор кредита (депозита, займа), предусматривающих указанные в настоящем абзаце действия.

3.5.3. Кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью (далее - территориальное учреждение Банка России), ходатайство о подтверждении соответствия условий договора или решения о выпуске облигаций требованиям подпунктов 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения и о возможности включения привлекаемых денежных средств в состав источников дополнительного капитала кредитной организации. К указанному ходатайству кредитная организация прилагает заверенную ею копию договора (проекта договора) субординированного кредита (депозита, займа) или копию решения (проекта решения) о выпуске облигаций.

Территориальное учреждение Банка России в месячный срок со дня получения ходатайства и копии договора (проекта договора) или копии решения (проекта решения) о выпуске облигаций проводит юридическую экспертизу договора (проекта договора) или решения (проекта решения) о выпуске облигаций в целях подтверждения соответствия условий договора (выпуска облигаций) требованиям подпунктов 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения и возможности включения привлекаемых денежных средств в состав источников дополнительного капитала.

Территориальное учреждение Банка России вправе запросить у кредитной организации дополнительные документы и разъяснения, необходимые для проведения указанной юридической экспертизы.

3.5.3.1. Территориальное учреждение Банка России отказывает во включении привлекаемых денежных средств в состав источников дополнительного капитала в следующих случаях:

если по привлекаемому кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) предоставлено обеспечение;

если стороной договора является физическое лицо.

3.5.3.2. Кредитная организация включает субординированный кредит (депозит, заем) в состав источников дополнительного капитала на следующий день после даты получения подтверждения территориального учреждения Банка России (в письменном виде в произвольной форме) соответствия договора требованиям, установленным подпунктами 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения, и согласия на включение привлекаемых денежных средств в состав источников дополнительного капитала кредитной организации, но не ранее фактического поступления денежных средств кредитной организации - заемщику.

Кредитная организация включает субординированный облигационный заем в состав источников дополнительного капитала на следующий день после государственной регистрации отчета об итогах выпуска облигаций при наличии подтверждения территориальным учреждением Банка России (в письменном виде в произвольной форме) соответствия условий выпуска облигаций требованиям настоящего Положения и согласия на включение привлекаемых денежных средств в состав источников дополнительного капитала кредитной организации, но не ранее фактического поступления денежных средств кредитной организации - эмитенту.

До проведения территориальным учреждением Банка России юридической экспертизы договора (проекта договора) субординированного кредита (депозита, займа), решения (проекта решения) о выпуске облигаций не требуется фактического поступления денежных средств от кредитора, держателей облигаций.

3.5.3.3. Кредитная организация также представляет в территориальное учреждение Банка России проекты дополнительных соглашений к договору субординированного кредита (депозита, займа), а также проекты изменений и (или) дополнений в решение о выпуске и (или) проспект облигаций, вносимых после даты включения субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) в состав источников дополнительного капитала (далее - проекты).

Территориальное учреждение Банка России в месячный срок со дня получения проектов проводит их юридическую экспертизу в целях подтверждения соответствия условий проектов требованиям подпунктов 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения.

Территориальное учреждение Банка России не согласовывает возможность внесения изменяющих условия договора (условия размещения облигаций) и определенных в подпунктах 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения изменений и (или) дополнений, предусмотренных проектами, кроме случаев улучшения условий договора субординированного кредита (депозита, займа), условий размещения облигаций в пользу кредитной организации - заемщика (например, продление срока действия договора).

До получения согласования территориального учреждения Банка России о возможности внесения изменений и (или) дополнений, предусмотренных проектами, изменения и (или) дополнения в договор субординированного кредита (депозита, займа) в решение о выпуске или в проспект облигаций не вносятся.

3.5.4. В случае если кредитная организация, привлекшая субординированный кредит (депозит, заем, облигационный заем) на условиях, указанных в подпунктах 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения, намерена досрочно погасить долг, она направляет ходатайство о согласовании досрочного погашения долга в территориальное учреждение Банка России, которое в месячный срок со дня получения ходатайства согласовывает в письменном виде в произвольной форме возможность досрочного погашения долга.

Основаниями для отказа в согласовании территориальным учреждением Банка России возможности досрочного погашения долга являются:

наличие в период рассмотрения ходатайства кредитной организации о согласовании досрочного погашения долга оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

несоответствие банка - участника системы страхования вкладов требованиям к участию в системе страхования вкладов в период рассмотрения ходатайства кредитной организации о согласовании досрочного погашения долга;

возникновение в результате досрочного погашения долга оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

возникновение в результате досрочного погашения долга несоответствия банка - участника системы страхования вкладов требованиям к участию в системе страхования вкладов.

3.5.5. Если срок предоставления субординированного кредита (депозита, займа), срок погашения субординированного облигационного займа составляет более 5 лет с учетом процедуры исчисления сроков, предусмотренной подпунктом 3.5.6 пункта 3 настоящего Положения, то субординированный кредит (депозит, заем, облигационный заем) включается в состав источников дополнительного капитала следующим образом:

в период, превышающий 5 лет до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору, - в полной величине субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа). Если кредитная организация - заемщик осуществила вложения в облигации субординированного облигационного займа, включаемого в состав источников ее дополнительного капитала или являющегося источником финансирования субординированного кредита (депозита, займа), включаемого в состав источников ее дополнительного капитала, сумма субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) уменьшается на величину вложений в облигации этих займов;

в последние 5 лет до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору - по остаточной стоимости.

3.5.6. Остаточная стоимость определяется по следующей формуле:

О - остаточная стоимость субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа);

Д - полная величина субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), с учетом особенностей, установленных абзацем вторым подпункта 3.5.5 пункта 3 настоящего Положения;

С - период амортизации: количество оставшихся до погашения субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) полных кварталов, отсчет которых ведется с даты погашения, указанной в договоре субординированного кредита (депозита, займа), условиях эмиссии субординированного облигационного займа (С < 20).

3.5.6.1. В случае если субординированный кредит (депозит, заем) привлечен или субординированный облигационный заем размещен на условиях, указанных в абзаце первом подпункта 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения, период амортизации (показатель "С") определяется с учетом следующих особенностей.

В случае превышения указанных параметров для целей определения периода амортизации (показатель "С") отсчет полных кварталов осуществляется исходя из предусмотренного договором возможного срока досрочного погашения долга вне зависимости от срока предоставления (погашения), заявленного в соответствующем договоре (условиях эмиссии).

3.5.6.2. В случае если договором субординированного кредита (депозита, займа), условиями эмиссии субординированного облигационного займа предусмотрено поэтапное (то есть отдельными траншами (частями) погашение субординированного кредита (депозита, займа), поэтапное погашение обязательств перед держателями облигаций субординированного облигационного займа), то остаточная стоимость рассчитывается как сумма остаточных стоимостей каждого отдельного транша, определяемых в соответствии с подпунктом 3.5.5 и подпунктом 3.5.6 пункта 3 настоящего Положения, с учетом сроков их погашения, предусмотренных договором (условиями выпуска облигаций).

3.5.7. Если кредитной организации предоставлено несколько субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов) на условиях, установленных подпунктами 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения, то в состав источников дополнительного капитала включается каждый из субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов).

Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) включаются в состав источников дополнительного капитала на основании данных балансовых счетов 20313, 20314, 31309, 31409, 31509, 31609, 41107, 41207, 41307, 41407, 41507, 41607, 41707, 41807, 41907, 42007, 42107, 42207, 42507, 42807, 42907, 43007, 43107, 43207, 43307, 43407, 43507, 43607, 43707, 43807, 43907, 44007, 52006.

1.2.2. В абзаце втором пункта 3.6 слова "балансовых счетов 102, 103 и 104" заменить словами "балансового счета 102".

1.2.3. В абзаце втором пункта 3.7 слова "балансового счета 103" заменить словами "балансового счета 10207".

1.2.4. Подпункт 3.11.1 изложить в следующей редакции:

"3.11.1. Величина субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) (суммы субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), соответствующего (соответствующих) условиям, перечисленным в подпунктах 3.5.1 или 3.5.2 пункта 3 настоящего Положения и включаемого (включаемых) в состав источников дополнительного капитала, не может превышать 50% от величины основного капитала.

Если субординированный кредит (депозит, заем, облигационный заем) привлечен (размещен) в иностранной валюте, то величина субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) (суммы субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), включаемого (включаемых) в состав источников дополнительного капитала, определяется по курсу иностранной валюты, установленному Банком России на дату расчета собственных средств (капитала) кредитной организации в соответствии с настоящим Положением.

1.3. Пункт 4.6 изложить в следующей редакции:

"4.6. Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), предоставленные кредитным организациям - резидентам, за исключением приобретенных облигаций (в том числе являющихся источником финансирования субординированного кредита (депозита, займа), включаемого в состав дополнительного капитала кредитных организаций - резидентов), стоимость которых не превышает 1% от величины уставного капитала кредитной организации - заемщика, определяемой на основании данных последней публикуемой отчетности кредитной организации - заемщика, составляемой в соответствии с Указанием Банка России N 1270-У, при одновременном соблюдении следующих условий:

облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг;

кредитная организация - заемщик (резидент) и кредитная организация, приобретшая облигации, не входят в одну банковскую (консолидированную) группу, определение которой приведено в пункте 1.3 Положения Банка России N 191-П;

стоимость приобретенных кредитной организацией облигаций не превышает 5% от величины ее собственных средств (капитала), определенной на дату, предшествующую дате расчета собственных средств (капитала).

Для уменьшения суммы основного и дополнительного капитала на величину предоставленных кредитным организациям - заемщикам (резидентам) субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов) используются данные балансовых счетов 32009, 32209, 50307, 50308.".

1.4. Приложение признать утратившим силу.

2. Настоящее Указание в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 февраля 2007 года N 4) вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Председатель Центрального банка

Судебная практика и законодательство — Указание Банка России от 20.02.2007 N 1793-У О внесении изменений в Положение Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Требования к соблюдению минимального размера уставного капитала банка не распространяются на приобретение акций (долей) банка в соответствии с мерами по предупреждению банкротства (п. 19 ст. 189.50 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;

3) 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;

4) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации), в том числе в результате пожертвования, и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более одного процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России. Установленные настоящей статьей требования распространяются также на случаи приобретения более одного процента акций (долей) кредитной организации, более 10 процентов акций (долей) кредитной организации группой лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - группа лиц).

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение предварительного согласия Банка России в порядке, установленном настоящей статьей, требуется также в случае приобретения:

1) более 10 процентов акций, но не более 25 процентов акций кредитной организации;

2) более 10 процентов долей, но не более одной трети долей кредитной организации;

3) более 25 процентов акций кредитной организации, но не более 50 процентов акций;

4) более одной трети долей кредитной организации, но не более 50 процентов долей;

5) более 50 процентов акций кредитной организации, но не более 75 процентов акций;

6) более 50 процентов долей кредитной организации, но не более двух третей долей;

7) более 75 процентов акций кредитной организации;

8) более двух третей долей кредитной организации.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Предварительного согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (далее - установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации).

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования, установленные настоящей статьей, распространяются также на случай установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующая сделка (сделки) считается согласованной.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня приобретения акций (долей) кредитной организации и (или) совершения сделки (сделок), направленной на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

(часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее - последующее согласие) в случае, если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Предусмотренная настоящей частью возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10 процентов акций кредитной организации при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок получения предварительного согласия и последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, и порядок уведомления Банка России о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России отказывает в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в случае:

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установления неудовлетворительного финансового положения в соответствии с основаниями для признания финансового положения неудовлетворительным, установленными нормативным актом Банка России, следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок), представленному в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с антимонопольным законодательством;

3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с указанным Федеральным законом;

4) установления в соответствии с основаниями, установленными пунктом 5 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, неудовлетворительной деловой репутации следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), единоличного исполнительного органа юридического лица, осуществляющего контроль в отношении юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), направленную на приобретение акций (долей) кредитной организации, единоличного исполнительного органа юридических лиц - акционеров (участников) кредитной организации, указанных в абзаце пятом настоящего пункта;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть семнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть восемнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 02.12.2013 N 335-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение следующих лиц должно соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России, в течение всего периода владения акциями (долями) кредитной организации и осуществления контроля:

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников);

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников).

(часть девятнадцатая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

Кредитная организация обязана в письменной форме в порядке, установленном нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о фактах несоответствия установленным настоящим Федеральным законом требованиям, выявленных ею в отношении следующих лиц:

физических или юридических лиц, владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: