К функциям государственного и муниципального кредита не относятся

Обновлено: 28.04.2024

1.Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью под­держки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный цен­трализованный фонд государственного кредитования. Его ис­точником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые сред­ства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет так­же регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджет­ных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделен­ных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мульти­пликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Рос­сией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздейству­ет на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функ­цию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функ­ций государства. Формами контроля являются:

• контроль за движением денежных потоков, осуществляе­мых через органы федерального казначейства или упол­номоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выде­ленных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного само­управления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования регио­нальных экономик;

• поддержка муниципальных образований в решении неот­ложных социально-экономических задач;

• поддержка приоритетных для экономики секторов и ви­дов деятельности.

Долговые обязательства и активы.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кре­диторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.

Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъек­том РФ, муниципальными образованиями как кредиторами состав­ляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматри­вается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструк­туризация долга иностранных государств перед Российской Фе­дерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному госу­дарству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.




Законом о бюджете утверждаются:

•суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

• размер долга иностранных государств на конец финансового года;

• предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностран­ным государствам, их юридическим лицам и международ­ным организациям, за исключением государственных креди­тов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

• предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государ­ствам — участникам СНГ;

• программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как пра­вило, при условии выполнения ими обязательств по уплате про­центных платежей и сумм в погашение основного долга по ра­нее предоставленным кредитам.

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям креди­ты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным органи­зациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.

Программа предоставления Российской Федерацией государ­ственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств феде­рального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наимено­вания получателей, общего объема, а также кредитов, предос­тавленных в данном финансовом году.

Договоры о предоставлении Российской Федерацией госу­дарственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государствен­ных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федераль­ным законом о федеральном бюджете, заключаются только по­сле внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Договоры о предоставлении государственных кредитов Рос­сийской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:

1) если предусмотренные этими договорами государствен­ные кредиты не включены в программу предоставления Россий­ской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

3) других, предусмотренных законодательством.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ ратифицируем Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

  1. В чем суть государственного кредита
  2. Зачем нужен госзайм
  3. Особенности кредитования
  4. Что учитывают при выдаче госкредита
  5. Основные виды госкредитов
  6. Плюс и минусы государственного займа
  7. Принципы государственного кредитования
  8. Управление госкредитом

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

  • выпустить новые деньги;
  • выйти на рынок кредитования.

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

  1. Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
  2. В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
  3. В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государства С другой стороны
Кабинет Министров Банки
Центральный банк Физические лица
Министерство Финансов Индивидуальные предприниматели
Местное самоуправление ООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

  1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
  2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
  3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
  4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

Процентная ставка будет одинаковой в течении всего периода кредитования

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

Внутренний Внешний
Межбюджетный Межгосударственный
Предприятиям-резидентам Предприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной власти Международным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

  • краткосрочные – до 1 года;
  • среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные – от 5 лет и дольше.

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

  1. Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
  2. Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
  3. Постепенное уменьшение суммы выплаты.

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

  • правительство РФ;
  • правительство субъектов РФ;
  • местные органы управления.

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

  • процентные;
  • выигрышные;
  • процентно-выигрышные;
  • беспроигрышные;
  • целевые.

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

  1. В валюте страны кредитора.
  2. В эквиваленте валюты страны заемщика.
  3. Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

  1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
  2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
  3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
  4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Недостатки государственных займов:

  • при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
  • если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

  1. Добровольность.
  2. Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
  3. Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
  4. Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
  5. Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

  • уменьшение стоимости долга для заемщика;
  • эффективное использование привлеченных средств;
  • создание системы учета и контроля;
  • усиление инвестиционного характера займов;
  • регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
  • привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
  • определение приоритетов кредитной политики государств;
  • обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

  1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
  2. Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
  3. Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
  4. Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
  5. Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
  6. Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
  7. Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

Увеличение внутреннего долга приводит к инфляции

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.


Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.



Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.



По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, по которым Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование предоставляют находящиеся в их распоряжении свободные денежные средства на возвратной, платной, срочнойоснове во временное пользование субъектам экономической деятельности, иностранным государствам или международным организациям либо привлекают свободные денежные средства субъектов экономической деятельности, иностранных государств или международных организаций на той же основе. Кредиторами и заемщиками в этих отношениях выступают, с одной стороны. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице правительств и уполномоченных органов и организаций. С другой стороны, ими являются юридические и физические лица резиденты и нерезиденты, иностранные государства, международные организации.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: срок предоставления или получения кредита; обязанности сторон; условия обеспечения возврата ссуды; размер процентной ставки за пользование ссудой; другие условия.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

– решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

– проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;

– поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач, приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Источником государственного и муниципального кредита служат средства соответствующего бюджета, предусмотренные на соответствующий финансовый год. Никаких специфических государственных или муниципальных кредитных ресурсов не существует. В этом особенность государственного и муниципального кредитования.

Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Функции государственного и муниципального кредита. Распределительная функция. Она заключается в перераспределении денежных ресурсов между бюджетной системой и субъектами экономической деятельности в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между: федеральным и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами – резидентами и др.

Регулирующая функция. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.




Государственный и муниципальный кредит выполняет также функции учета, целевого и рационального использования кредита, контроля.

Контроль осуществляется по следующим направлениям: за движением денежных потоков, осуществляемых через органы, обеспечивающие кассовое исполнение бюджета (казначейства, уполномоченные банки); за соблюдением условий кредитного договора, эмиссии ценных бумаг; за целевым использованием заемщиком выделенных средств; за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, и др.

Итак, по предоставленным государственным и муниципальным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активыРоссийской Федерации. В случае же когда государство или муниципалитет являются заемщиками, возникают долговые обязательства, накопленная кредиторская задолженность бюджета, т.е. образуется государственный и муниципальный долг.

Государственный и муниципальный долг – накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Государственный и муниципальный долг обеспечивается соответствующей государственной и муниципальной казной.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг подразделяется на внутренний, который номинирован в национальной валюте, и внешний, который номинирован в иностранной валюте. Соответственно погашение и обслуживание долга осуществляется в той валюте, в которой он изначально номинирован.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в следующих формах: 1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные(от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации существуют в формах: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; 3. договоров и соглашений о получении субъектом бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы; 4. договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

В составе государственного и муниципального долга учитываются следующие обязательства:основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам; – объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

В составе государственного и муниципального долга для целей бюджетного законодательства и бюджетного процесса не учитываются: кредиторская задолженность бюджетных учреждений и унитарных предприятий, заимствования унитарных предприятий, недофинансирование получателей бюджетных средств, другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров или причинения вреда государством или муниципалитетом.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муници­пальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим ли­цам и международным организациям в пределах полномочий соот­ветствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

• срок предоставления или получения кредита;

• условия обеспечения возврата ссуды;

• размер процентной ставки за пользование ссудой;

Функции и цели государственного и муниципального кредита.

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределениеденежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью под­держки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный цен­трализованный фонд государственного кредитования. Его ис­точником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые сред­ства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет так­же регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджет­ных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделен­ных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мульти­пликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Рос­сией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздейству­ет на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функ­цию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функ­ций государства. Формами контроля являются:

• контроль за движением денежных потоков, осуществляе­мых через органы федерального казначейства или упол­номоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выде­ленных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного само­управления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования регио­нальных экономик;

• поддержка муниципальных образований в решении неот­ложных социально-экономических задач;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: