К какому виду корыстной преступности относится незаконное получение кредита

Обновлено: 27.04.2024

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий :
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации :
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом :
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:
Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

В соответствии Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией является злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Среди них наиболее опасным является взяточничество: ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Схожим по своим признакам с дачей и получением взятки, является коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равное незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего, осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. В отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

К числу преступлений коррупционной направленности относятся факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.

Распространенными коррупционными преступлениями являются отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

В случае если размер незаконного вознаграждения не превышает 10000 рублей, действия образуют состав преступления, предусмотренный ст. 204.2

УК РФ (мелкий коммерческий подкуп) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взятничество).

К преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления с прямым умыслом.

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.

Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.

Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.

Если получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное - 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет.

Максимальная уголовная ответственность за ряд коррупционных преступлений:

- коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) - лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет;

посредничество в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ) - лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 15-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2 УК РФ) - лишение свободы на срок до 1 года;

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) - лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

получение взятки (статья 290 УК РФ) - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового;

дача взятки (статья 291 УК РФ) - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70- кратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;

посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) - лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ) - лишение свободы на срок до 3 лет;

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Взяткой могут являться:

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);

2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

2. Признаки взятки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

1. Имущественный характер предоставляемого блага;

2. Незаконность его предоставления;

3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4. Получение ее должностным лицом.

3. Объект взяточничества

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Объективная сторона взяточничества

Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.

5. Субъект взяточничества

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.

Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ должностные лица - это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).

6. Субъективная сторона взяточничества

Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и, тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.

Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.

Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.

Корысть - выгода, материальная польза. Корыстная мотивация - обусловленность поведения человека стремлением к выгоде. В праве (в частности, уголовном) категория корысти используется в более узком значении - как осознанное стремление к получению безвозмездной противоправной имущественной выгоды (корыстная заинтересованность, корыстная цель). Неосознанное стремление к обогащению (что присуще, по-видимому, всем без исключения людям), стремление обогатиться законными либо незаконными средствами, но с возмещением убытков не рассматривается правом как корысть. При этом необходимо иметь в виду, что российское уголовное законодательство нередко связывет с наличием или отсутствием корыстной заинтересованности (или корыстной цели) в рассматриваемом узком значении качественные различия между преступлениями.

К числу признанных преступлениями по российскому уголовному законодательству, для которых корыстная мотивация является существенным типичным признаком, относятся более 90 видов общественно опасных деяний (каждый третий вид преступления, преследуемого по УК РФ) Большинство видов корыстных преступлений относится к преступлениям в сфере экономической деятельности (32), посягательствам на собственность и преступлениям против интересов государственной власти, государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Корыстные преступления есть и среди посягательств на жизнь (убийство из корыстных побуждений или по найму), на свободу (похищение человека из корыстных побуждений), иные конституционные права личности (например, нарушение неприкосновенности частной жизни из корыстной заинтересованности), на интересы правильного развития несовершеннолетних (например, торговля несовершеннолетними), а также среди преступлений против общественной безопасности (например, организация преступного сообщества (преступной организации) с целью совершения тяжкого или особо тяжкого корыстного преступления или пиратство), против здоровья населения (например хищение или вымогатетьство наркотических средств).

Корыстная преступность - это совокупность посягающих на сферу экономики уголовно наказуемых деяний и лиц, обусловленных осознанным стремлением последних к получению безвозмездной противоправной имущественной выгоды (корыстью.)

В зависимости от характера экономических отношений, на которые осуществляются посягательства, выделяются три группы корыстных преступлений:

1) корыстные преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, представляющих особую ценность, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (Применительно к последним двум видам преступлений понятие корыстной мотивации используется в более широком значении, чем применительно к хищениям.);

2) корыстные преступления в сфере экономической деятельности (регистрация незаконных сделок с землей, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство и др.);

3) корыстные преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб в случае совершения данного деяния из корыстных побуждений; коммерческий подкуп, за исключением ранее указанного случая).

Восемь видов корыстных преступлении одновременно характеризуются и как насильственные, имеющие в качестве второго типичного мотива их совершения осознанное противоправное воздействие на организм другого человека против его воли.

К числу корыстно-насильственных относятся:

1) среди корыстных преступлений против собственности грабеж с применением насилия, разбой, вымогательство с применением насилия или угрозой его применения; хищение предметов, имеющих особую ценность, путем насильственного грабежа или разбоя; не правомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, сопряженное с применением насилия;




2) среди корыстных преступлений в сфере экономической деятельности: монополистические действия или ограничение конкуренции, совершенные с применением насилия или угрозы его применения, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения;

Типичная характеристика ряда видов корыстных преступлении - профессионализм.

К основным признакам криминального профессионализма применительно к корыстным преступлениям относятся:

1) наличие стабильного дохода от преступной деятельности, являющегося для виновного единственным, основным или существенным дополнительным (т.е. занятие преступной деятельностью в виде промысла);

2) систематическое совершение преступлений;

3) относительная специализация преступной активности (наиболее характерна для совершения карманных краж, карточного мошенничества, организованного вымогательства, фальшивомонетничества, контрабанды оружия наркотических средств, антиквариата и некоторых иных преступлений);

Коррупционная преступностью является одним из самых распространенных видов корыстных преступлений. Подобного рода преступления в большей мере характерны для стран с отсутствующими демократическими традициями и слабо развитой экономикой.

Коррупция – это уголовно наказуемое преступление, представляющее собой действие или ряд действий, совершаемых гос. служащими, должностными лицами, служащими частных учреждений, общественными и политическими деятелями на основе незаконного вознаграждения в пользу лиц, предлагающих или вынужденных его предложить.

В качестве вознаграждения могут быть расценены: денежные средства, услуга, в том числе сексуального характера, имущество или права на него, либо нечто иное, что подлежит оценке.

Совершенные за вознаграждение действия могут носить правомерный характер, но не производится с целью получения взяток.

Важным моментом является то, что лицо, получающее незаконное вознаграждение, не должно напрямую угрожать жизни или здоровью, а также распространять порочащие сведения, в противном случае это преступление будет относится к категории вымогательства и разбоя. При этом коррупционная преступность несет угрозу безопасности государства и всех его граждан. Коррупция может приводить к военной, экономической или иной угрозе вплоть до гибели населения. Согласно теории С.В. Максимова выделяется три вида коррупционных нарушений:

  • Гражданско-правовой деликт:
    • получение в качестве подарка работником государственного и муниципального уровня имущественных прав или имущества от граждан проходящих лечение, воспитание или находящихся на содержании из рук их родственника, супруга и пр.;
    • получение подарков, стоимость которых превышает эквивалент 3000 руб. гос. служащим или служащим муниципалитета.
    • непосредственно административный проступок;
    • дисциплинарный проступок, основанный на нарушении гос. служащим или служащим муниципалитета законов и/или нормативных актов в сфере государственной службы.
    • злоупотребление своими полномочиями со стороны должностного лица;
    • незаконное занятие должностным лицом предпринимательской деятельностью;
    • получение или дача гос. служащим или иным должностным лицом взяток;
    • совершение служебного подлога;
    • совершение преступления против интересов службы в коммерческой или иной организации;
    • совершение подкупа организатора и/или участника коммерческого конкурса или спортивного соревнования.

    Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц на гос. службе или, коммерческой или иной законной структуре направлены на:

    • получение подношений денежными средствами или подарками в качестве условий для выполнения своих должностных обязанностей;

    Гос. служащий получает денежное вознаграждение от частного предпринимателя за оформление необходимых документов или разрешений в установленный срок без проволочек, основанных на мелких придирках и искусственном затягивании сроков оформления.

    • получение вознаграждений за нарушения действующих процедур с целью их ускорения или облегчения при наличии законного основания, или же нарушения законных оснований принятий решений;
    • получение вознаграждений в качестве условий надлежащего рассмотрения дел;

    В процессе оценивания судьями фактов, характеризующих личность подсудимых с целью оценки их опасности для общества полученная или не полученная взятка может оказывать прямое влияние на принятое решение и тяжесть наказания.

    • получение вознаграждения от заинтересованного лица за принятое незаконное решение в его пользу;
    • получение вознаграждения за допущение попустительства, терпимого отношения, то есть ненадлежащего выполнения служебных обязанностей;
    • создание условий, обеспечивающих благоприятное для себя решение в процессе голосования;
    • умышленное использование служебного положения с целью получения личных выгод.

    Коррупция может проявляться через множество форм: в виде взяточничества, фаворитизма, кумовства, протекционизма, лоббизма, незаконного распределения или присвоения ресурсов, незаконной приватизации, незаконной поддержки и финансирования политических партий и объединений, предоставлении кредитов на льготных условиях и пр. Невозможно составить перечень коррупционных преступлений, который являлся бы исчерпывающим. Ранее в России на легальных условиях существовало так называемое «кормление» из которого позже образовались понятия мздоимства и лихоимства. Возможно, это явление послужило тому, что сейчас с точки зрения экономики коррупция рассматривается в качестве бизнеса, поскольку должность расценивается коррумпированным лицом как источник получения доходов. Социальная природа и сущность коррупции достаточно сложна, но при этом стоит избегать чрезмерной политизации, усложнения понимания или даже мифологизации данного явления. Коррупция – это очередное проявление преступной деятельности.

    Виды коррупционной деятельности

    Виды коррупционной деятельности, существующие в качестве общественной проблемы, представляют собой социальные конструкции, определяющие с помощью неформальных конструкций, предмет, время, место, условия и последствия произведения незаконных действия за вознаграждение. Коррупционная деятельность характеризуется:

    • рядом функций социального характера, выражающихся в упрощении части связей административного характера, ускорении и/или упрощении принятия решений в сфере управления, консолидации и реструктуризации межгрупповых социальных отношений, содействии в развитии экономики через снижение количества препятствий бюрократического характера и пр.;
    • наличием четко определяющихся субъектов с распределенными социальными ролями;
    • фактом наличия прописных правил и норм, которыми руководствуются субъекты коррупционной деятельности;
    • наличием сленга и символики;

    Всем хорошо известен жест, который заключается в потирании указательного и среднего пальца руки большим пальцем.

    • установленным и известным субъектам коррупционных действий размер вознаграждения (такса).

    Под коррупцией понимается наличие факта девиантного поведения публичного должностного лица по нелегитимному использованию полномочий, возможностей, какого-либо общественного ресурса, к которому у него есть доступ, а также статуса и фактического положения вразрез с общественными и/или частными интересами с целью получения личной, групповой или корпоративной выгоды.

    Определение коррупционных действий достаточно широкое и из него можно выделить ряд отдельных составляющих. Одной из основных целей коррупции является получение выгоды, блага или преимущества большинство из которых материально измеримы. При этом нематериальная цель, к примеру захват или удержание власти все равно опирается на материальное ресурсное обеспечение. Исходя из этого основным аспектом коррупционной деятельности можно считать отношение к собственности в любой форме, в том числе в виде общественных или государственных ресурсов. При этом процесс овладения собственностью или ресурсами может быть формально правомерным и идущим в разрез з законодательством.

    Преступление не является коррупционным, в случае присвоения и растраты, при вымогательстве, хищении, легализации (отмывании) незаконно полученных денег или имущества или другом корыстном действии, отдаленно напоминающем коррупционное деяние. Это не исключает наличие коррупционной составляющей в процессе совершения такого рода преступлений. Однако к числу коррупционных относятся все преступления, перечисляемые в 23 главе Уголовного кодекса РФ. В этом случае тот факт, что такие деяние не причиняют вред гос. службе или службе в гос. органах самоуправления, не имеет никакого значения. Вред наносится интересам коммерческих и частных организаций, а значит и обществу в целом. По сути взятки должностным лицам коммерческих и государственных организаций мало чем отличаются.

    Типология коррупции преступности и ее связь с другими видами преступной деятельности

    За год на территории Российской Федерации фиксируется в среднем около 15 тыс. фактов получения взяток. Меньше 5-ти процентов из числа такого рода преступлений припадает на крупные и особо крупные. Коррупционная связь с ОПГ и другими преступными сообществами выявлена в около 4% случаев. Общий размер незаконного вознаграждения такого рода составил около 7000000 рублей, из них большая часть выпадает на долю организованной преступности. По существу, такая статистика отражает лишь маленькую часть проблемы, поскольку взяточничество выявляется лишь в 15-20% процентах случаев, а процент осужденных по данным фактам не превышает 50%. Россия находится в числе стран с самым высоким уровнем коррупции. Наименее коррумпированными являются Финляндия и Швейцария. По данным статистики наиболее распространенными видами коррупции являются:

    • взяточничество и совершения служебного подлога – около 40%;
    • факты злоупотребления властью и/или служебным положением – около 20%.

    Большую часть коррупционеров составляют лица старшего возраста. Средний возраст коррупционеров составляет около 37-ми лет. Около 30% лиц, совершающих такого рода преступления – это женщины. В основном женщины попадаются на мелких поборах. Более 50% процентов коррупционеров имеют оконченное или неоконченное высшее образование.

    Типология коррупционной преступности состоит из:

    • коррупции в местных и государственных органах власти;
    • мелких поборов с населения;
    • коррупции в органах охраны правопорядка;
    • коммерческого подкупа организаторов соревнований, мероприятий и разного рода конкурсов;
    • коррупции в низших и средних эшелонах законодательной и исполнительной власти;
    • коррупции в СМИ;
    • коррупции в образовательной сфере.

    Конечно же такой список не является исчерпывающим. Коррупция существует во всех сферах общественной жизни и на всех ее уровнях. Именно поэтому важно понимать ее связь с другими явлениями, в том числе и с несущим опасность обществу.

    Коррупция тесно связана с другими видами преступной деятельности несмотря на то, что не все коррупционные деяния являются преступными. Эта связь не ограничивается взаимным влиянием поскольку коррупция способствует развитию других видов преступной деятельности. Связь коррупционной преступности с другими видами незаконной деятельности прослеживается через взаимодействия:

    • с организованной преступностью в части помощи через взятки, подкупы и запугивание с легализацией и проникновением в политику и избегания уголовной ответственности за совершаемые преступления;
    • с экономической преступностью в части получения разрешений на деятельность, которая может приводить к негативным последствиям для окружающей среды;
    • с налоговой преступностью в части не взыскания или взыскание в меньших объемах налоговых платежей за взятку;
    • с таможенной преступностью в части снижения таможенных сборов за взятку;
    • с преступностью, связанной с присвоениями и растратами в части заимствования необходимых денежных средств, находящихся в распоряжении в связи со служебным положением;
    • с неосторожной преступностью в части, к примеру, использования материалов, не подходящих по нормативам;
    • с иными видами преступной деятельности, например, экономическими.

    Процветание экономики невозможно при господстве коррупции, сопряженным с бедностью. Усугубляет положение сочетание коррупции в экономической и налоговой сфере. Плохое пополнение бюджета ведет к снижению уровня социального обеспечения наиболее незащищенных слоев населения. Коррупционная деятельность в экономической сфере стимулирует отток капитала в теневую сферу и препятствует вхождению иностранных инвестиций. Коррупция выступает в качестве главной причины низкой эффективности экономики. Коррупционные действия неизменно ведут к порождению новых случаев коррупции. Коррупция в государственном аппарате приводит к увеличению расходов и негативному влиянию на уровень жизни граждан. Не всегда ключевым моментом являются размеры взяток. Иногда большее значение имеет цель, преследуемая коррупционерами и взяточниками.

    Отношение к данному явлению и непосредственно к коррупционерам разное в разных странах. Там, где коррупция распространена повсеместно, присутствует даже уважительное отношение со стороны населения и правоохранительных органов. В основной массе западных стран отношение к этому явлению резко негативное, но при этом предприниматель, который не при каких обстоятельствах не пойдет на коррупционное деяние в своей стране, может с легкостью совершить нечто подобное в Азии или Африке.

    В экономической сфере с помощью взяток создаются лучшие условия хозяйственной деятельности, получаются незаконные конкурентные преимущества, в результате чего происходит вытеснение ценового механизма производственного регулирования. Самым распространенным механизмом подобных деяний является закупка по заниженным гос. ценам продукции с целью ее перепродажи по рыночной цене.

    В процессе распределения чиновниками льгот и разного рода разрешений и лицензий последними определяются получатели и стоимость подобных льгот и разрешений. Взятки могут приводить к получению лицензий лицами, не способными на надлежащем уровне выполнить возложенные на них при этом задачи. Большой объем правил и малое количество рычагов экономического влияния порождает огромное количество возможностей для коррупционной деятельности.

    Коррупция, характерная для тоталитарного общества отличается от коррупции в демократических государствах. Цены в тоталитарных странах отсутствуют, а номенклатура тоже имеет собственность. Существуют полностью коррумпированные тоталитарные государства, в которых уровни жизни представителей элит и простых граждан существенно разнятся.

    Может производиться искусственное сдерживание уровня производства с целью поддержания завышенных монопольных цен или поддержание экономической системы, которая способствует личному обогащению главы государства и/или элиты.

    Высокий уровень налогообложения является одним из самых распространенных видов вымогательства. Большое количество налогов и высокие ставки налогообложения приводят к высокому уровню взяточничества с целью неуплаты налогов, потому как это значительно сокращает производственные расходы. Отсутствие эффективных контролирующих органов в тоталитарных странах приводит к появлению все большего количества новых правил, стимулирующих предпринимателей к нарушениям. Чтобы поддерживать свое производство на плаву последние просто вынуждены прибегать к взяткам.

    В России и во многих других странах наблюдается особое положение коррумпированного мелкого чиновничества. В случае изобличения мелкого чиновника чаще всего происходит привлечение к админ. ответственности, а нередко они и вовсе избегает какой-либо ответственности, поскольку переводятся или уходят с должности по собственному желанию. Такого рода чиновники занимаются взяточничеством с целью улучшения материального положения, поскольку абсолютное большинство признает, что даже в случае полной отдаче на работе не могут удовлетворять свои базовые потребности материального характера. Также наблюдается тенденция по росту коррупции в учебных заведениях. Это связано с тем, что деятельность научного характера не способна обеспечивать материальные потребности учителей, преподавателей и научных работников.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: